О чем меня заставил задуматься рассказ немец в валенках

Что такое толерантность? «Немец в валенках», «Детский дом. Лёка» (Итоговое сочинение (декабрьское))

«Человек по своей природе есть существо общественное», — утверждал Аристотель. Да, действительно, эти слова древнегреческого философа отражают всю суть человеческого существования. Каждый из нас может как гармонично взаимодействовать с другими, так и находиться с ними в сложном противостоянии или даже вступать в непримиримый конфликт, враждовать. По словам Д. С. Лихачёва, «жить среди людей, общаться так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. », другими словами, учиться быть толерантным.

Толерантность призывает спокойно воспринимать любое действие, несовпадающее с нашими правилами, идеями и верой. Её можно сравнить с милосердием и снисхождением, так как некоторые составляющие этих слов соприкасаются и имеют одно значение. Следовательно, быть толерантным — значит, быть милосердным, добросердечным по отношению к другим, независимо от национальности, положения в обществе или вероисповедания.

Поведение этой девочки заставляет задуматься о том, что независимо от сложностей в жизни, люди всегда должны быть толерантны, проявлять чувства сострадания и милосердия.

В качестве второго аргумента обращусь к рассказу В. Воробьёва «Немец в валенках». В основу его положен факт из лагерной жизни самого писателя. В бараке для штрафников лагеря военнопленных Саласпилс появился новый охранник. На ногах его были сибирские валенки с обрезанными голенищами. Наличие их у немца не сулило, как считали штрафники, ничего хорошего им. Понятно, что немец воевал под Москвой, был не новичок, а бывалый солдат, уцелевший в страшной битве, а значит, мог быть озлобленным, особенно жестоким, мстительным. Из сорока шести доходяг, обитателей барака, он выбирает пленного с обмороженными пальцами на ногах. И когда Вилли посмотрел на Александра беспомощно и жалобно, тот поверил, что он тоже страдает. Немец проникся к нему сочувствием и стал тайно приносить ему по кусочку хлеба, намазанного маргарином.. Почему он это делал? Скорее всего потому, оба они солдаты, знающие тяготы военной жизни, что у обоих была общая боль в обмороженных ногах, и Вилли хорошо понимает, каково это — жить с такой болью. Мне кажется, что этот немец изначально по натуре своей был добрым человеком. По происхождению он крестьянин, попал под тотальную мобилизацию, и война лично ему была не нужна. Для него пленный такой же человек, как и он сам. А это и есть настоящее проявление толерантности.

В заключение хочу привести слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «НЕ существует хороших или плохих наций, есть только хорошие или плохие люди». Таким образом, толерантность — это важнейшее человеческое качество, которое проявляется в поступках человека ради других людей, в гуманном отношении к ним, это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Источник

О рассказе Константина Воробьева «Немец в валенках»

Константин Воробьев (1919-1975) известен как писатель военной тематики. Он принимал участие в битве под Москвой и написал об этом повесть «Убиты под Москвой» Битва проходила в лютый мороз 1941 года. Многие солдаты, как с нашей стороны, так и с немецкой были обморожены.

Этот факт и послужил основой написанного Воробьевым рассказа «Немец в валенках» Этот рассказ о лагерной жизни военнопленных автобиографичен. Автор ведет его от имени некоего Александра, военнопленного в лагере Саласпилса, где охранником оказался участник той же битвы только в гитлеровских войсках – немец Вилли Броде. Оба страдали обмороженными пальцами ног.

Писатель показал охранника в восприятии пленных сначала как врага, а позже как страдающего человека. Узнав, что у пленного тоже обморожены пальцы, и в отличие от его участи, пленный голоден, немец проникся к нему сочувствием и стал тайно приносить ему по кусочку хлеба намазанного маргарином.

Этот кусочек пленный поделил сначала с напарником по несчастью Вороновым, а следующие хлебные подношения Вилли Броде он делил и с другими пленными, тем самым спасая их от голодной смерти. Но староста военнопленных выдал Вилли Броде начальству лагеря. И те пришли в барак для разбора поступка.

Кульминацией этой сцены является расправа не с тем, кому давал немец хлеб, а со старостой, ибо на него указал Вилли Броде, кому носил он хлеб. Что стало с самим Броде и с его ногами автор не знает, хотя узнать о его судьбе было бы ему небезразлично.

Константин ВОРОБЬЕВ

НЕМЕЦ В ВАЛЕНКАХ

(публикуется в сокращении)

В Прибалтике уже наступала весна. Уже было тепло, а этот немец–охранник явился в наших русских валенках с обрезанными голенищами и в меховой куртке под мундиром. Он явился утром и дважды прошелся по бараку от дверей до глухой стены. Кого–то выискивал среди нас. Он был рыжий как подсолнух, и ступал мягко и врозваль, как деревенский кот.

Мы – сорок шесть пленных штрафников – сидели на нижних ярусах нар и глядели на ноги немца – эти сибирские валенки на нем с обрезанными голенищами ничего не сулили нам хорошего. Ясно, что немец воевал под Москвой. И мало ли что теперь по теплыни взбрело ему в голову и кого и для чего он тут ищет! Он сел на свободные нары, закинул ногу на ногу и поморщился. Я по себе знал, что отмороженные пальцы всегда болят по теплыни. Особенно мизинцы болят… Вот и у немца так. И мало ли чего он теперь задумал! Я сидел в глубине нар, а спиной в меня упирался воентехник Иван Воронов, – он был доходяга и коротал свой последний градус жизни.. Немец протянул по направлению ко мне руку и несколько раз согнул и расправил указательный палец.

Я уложил Ивана и полез с нар..Немец отстранился, воззрившись на мои босые ноги с отмороженными пальцами. Он что–то спросил у меня коротко и сердито, глядя на ноги, и я отрицательно качнул головой, – мы знали, что охранники и конвоиры особенно усердно били доходяг, больных и тех, кто хныкал, закрывался от ударов и стонал.

– Шмерцт нихт?» – спросил немец и посмотрел на меня странно: в голубых глазах его было неверие, удивление и растерянность. Я понял, о чем он, и подтвердил, что ноги у меня не болят. Он мог бы уже и ударить, – я был готов не заслоняться и не охать, а на вопросы отвечать так, как начал. Немец сидел, о чем–то думал, странно взглядывая на меня и поддерживая на весу свои ноги в валенках с обрезанными голенищами.. В бараке было тихо и холодно. Наверно, Воронов видел, как я подходил к немцу, и теперь сам двигался к нам. Немец не замечал Воронова, пробуя склеить сигарету, – я поломал ее, когда упал на него, а Иван все шел и шел. Я не знал, что замыслил мой друг доходяга. Управившись с сигаретой, немец увидел Воронова и сперва махнул на него рукой. А затем уже крикнул:

–Иди назад! – сказал я Ивану.

Воронов добрался до места и лег там, животом вниз.

–Что хочет он, спросил немец. Он спрашивал о Воронове, и я ответил:

Немец наморщил лоб, глядя на мой рот, и понял:

– Вы не получаете воды? (нем.)

Немец закурил, но сигарета плохо дымилась, потому что была поломана, и он протянул ее мне.

Я зажал на ней надрыв и затянулся до конца вдоха. Воронов ожидал меня, не меняя позы, только растопырил указательный и средний палец правой руки – приготовился. Я вложил между ними окурок и подождал. Я оглянулся на немца. Он позвал меня. Но не пальцем, а в голос.

Немец приподнял с пола ноги, и лицо его стало каменным и напряженным, наверно, защемило пальцы..Мне хотелось лечь там у себя рядом с Вороновым. Подтянуть колени к подбородку, а ступени обжать ладонями, чтобы затушить боль в мизинце. Я безотчетно, но на такую же высоту, как и немец, приподнял свои ноги и нечаянно охнул.

– Шмерцен? – спросил немец.

– Ну болят, болят! – со злостью сказал я.– Тебе от этого легче, да?

– Я крестьянин, понимаешь? Крестьянин. А ты? (нем)

Может, потому, что у меня не проходила боль в мизинце и думалось об обуви, я выбрал ремесло сапожника. Я показал на свои больные ноги и помахал воображаемым молотком.

– Ну, все, пора идти! (нем.),– сказал немец.

Пленному полагалось двигаться впереди конвоира шагах в шести. Я так и пошел к выходу, – впереди немца, но он сказал: «Момент», и я задержался, а оглядываться не стал, чтобы не видеть глаза Ивана. Немец поровнялся со мной, и мы пошли рядом.

– Меня зовут Вилли Броде. А тебя? (нем.)

Я назвал свое имя. Немец старательно и неверно произнес его по складам и не торопясь, врозваль ушел. Я постоял у дверей и побрел назад, на свое место. Иван пошевелился и, не открывая глаз, спросил:

– Не знаю, – сказал я,– Может, вернется…

Утром немец вернулся опять. Мы с Вороновым сидели спина к спине, и я чуть–чуть подался назад,, чтобы стояк нар загородил меня от немца. Он и загородил, но немец в это время по складам сказал : «Алек–шандр», и я уложил Ивана и полез с нар.

Немец оглянулся на дверь – крадучись и опасливо – сунул правую руку в карман френча. Он дважды сказал: «Возьми» (нем.)

Это он сказал, оглянувшись на дверь и протянув ко мне руку, и я различил маленький квадратный пакет из серой бумаги. Я взял пакет и сразу почувствовал невесомую мягкость хлеба, его скрытую теплоту. Немцу б надо было уйти тогда, чтобы я отнес хлеб на нары. Но он ожидающе смотрел на меня, а я молчал и пытался засунуть пакет в нагрудный карман гимнастерки, не спуская глаз с дверей барака – недаром же он сам оглядывался туда! Он показывал на пакет, и я понял, что ему зачем–то нужно, чтобы хлеб был съеден при нем. Он отобрал у меня обертку и спрятал в карман. Ровно обрезанный хлебный квадратик был намазан не то маргарином, не то каким–то другим эрзацем. Я перевернул хлеб намазанной стороной вниз, чтобы не было крошек, а немец что–то проворчал и махнул рукой в сторону дверей.

– Ну чего ты еще ждешь? Кушай свой завтрак. (нем.)

Таких бутербродов я мог съесть тогда дюжин пять. Немец неотрывно и пристально смотрел мне в лицо.

Гут? – не унимался немец.

Ну гут, гут! – сказал я. В бараке стояла какая–то враждебная мне тишина. Иван плашмя и молча лежал на своем месте, и глаза его тлели как угли в золе.

– Не дури там! Я помню!– сказал я. К тому времени от хлеба осталась ровно половина, но я подравнял еще немного углы и, когда бутерброд округлился, как коржик, рывком спрятал его в нагрудный карман.

– Да. Мне! – подтвердил я, поторкав себя в грудь.

Нам пора было идти – немцу к себе, а мне к Ивану. Но немец не уходил. Он ушел после того, как мы выяснили, сколько нам лет, – немец был старше меня на целое детство. Мне было трудно пробираться на свое место, потому что люди привстали на нарах и смотрели на меня отчужденно и почти мстительно. Я не чувствовал никакой вины перед ними, но они и не обвиняли, они только смотрели.

– Чего он опять, а? – спросил у меня Воронов.

– Не знаю. Хлеб вот дал. – сказал я.. Мы разговаривали шепотом, и бутерброд Иван доел неслышно, уткнувшись лбом в нары, будто молился. С этой минуты я стал ждать конца дня и исхода ночи: очередной бутерброд нужно делить не на два, а на четыре части, следующий снова на четыре, потом опять и опять…

Вилли Броде пришел в свое время.. Он позвал меня от дверей и проворчал: «Моен». Мы сели на нары, и он дал мне бутерброд – не больше и не меньше прежнего. Я перевернул хлеб намазанной стороной вниз, отломил от него четвертую часть и съел. Лицо у Вилли было хмурое и мятое, он морщился и непрестанно поднимал и опускал ноги.

– Поставь их сюда, – показал я на нары. Он понял и уселся, как я: составил ступни вместе, подогнул колени, а на них оперся локтями.

Он отрицательно качнул головой, снял с левой ноги опорок, затем стащил серый, под цвет френча, шерстяной носок, осторожно и долго разматывал бинт. Все пять пальцев на его ноге казались одного размера и рдели, как черносливы..

–Тебе их отрежут, – сказал я, потому что тут ничего нельзя было поделать. И мне тоже оттяпают.

Ушел он бодрей, чем вчера, – может, перестало щемить?

Иван уже не лежал, а сидел. Я дал ему его долю, а остальное понес в конец барака. Я знал, что после разового укуса хлеба доходяга оказывается в состоянии встать и пройти несколько шагов. Я это знал и нес хлеб по разовому укусу – первым двоим доходягам… А завтра хлеб получат свежие четверо доходяг, послезавтра еще четверо, потом еще и еще., – мало ли сколько раз вздумается прийти сюда этому человеку.

Меня уже не так сильно шатало, и хлеб я нес почему–то на ладонях обеих рук. Пленные лежали на нарах лицом к проходу и сидел тут только один военинженер Тюрин. Ему было под сорок. Он был негласным старостой барака, ютился немного обособленно, в углу,– мы так захотели сами. Он сидел, опершись на руки, подавшись к краю нар, и сумасшедшими глазами следил за мной. К нему я и направился, кивнув еще издали, а он не меняя позы срывным, западающим голосом крикнул пленным:

– Помните, что я сказал…Тот, кто примет от него вражескую приманку, должен будет сурово ответить!

Он сразу лег, а я споткнулся, выронил и поднял хлеб.

– К охранникам подлизываешься…Сволочь!

Это сказал не староста, а кто–то другой, и я падением вперед достиг своего места. Иван сидел и пораженно глядел мне в лоб.

– Ну чего ты? – спросил я и разломал хлеб на две части..– На! Ешь! Ну чего остолбенел?!

Он зажмурился и взял хлеб.

Весь день и ночь в бараке было тихо, холодно и пустынно. С утра Тюрин начал к чему–то суетно и показно готовиться. Он даже простился со всеми, кроме нас с Иваном, но этот праведно спал и ничего не слышал. Незадолго до времени, когда являлся Вилли Броде, Тюрин обмотал ноги портянками, завязал их веревочками и спустился с нар..Я разбудил зачем–то Ивана и полез с нар. К Тюрину я пошел, прижав руки к бокам, и он тоже стал по команде «смирно».

– В нечаянные мученики собрался, товарищ военинженер? Или в посмертные герои? – спросил я.– Ничего у тебя не выйдет… Останешься тут! С нами! Выше старосты не подымешься!

– Иди и делай свое черное дело! – шепотом сказал Тюрин, глядя мимо меня, на дверь барака. Я оглянулся и увидел унтера Бенка и фельдфебеля Кляйна из комендатуры, – кто же их у нас не знал! Между ними, в середине, шел Вилли Броде. Мундир на нем был распахнут и пилотка сидела на голове криво и мелко. Я стоял впереди Тюрина. Они подошли, и Кляйн, не глядя на меня, безразличным тоном спросил у Вилли:

Вилли поспешно и громко сказал: «Найн» и вздернул голову, а распрямленные ладони прижал к бокам.

Этому? – показал Кляйн на Тюрина. Я не услыхал, что сказал Вилли: Бенк шагнул мимо меня и наотмашь ударил Тюрина ладонью по рту. Тюрин упал на нижний ярус нар и по инерции поехал вглубь, к стене.

– Брот брал я! Их! – сказал я фельдфебелю Бенку, и сердце у меня подпрыгнуло к горлу.– Тот человек не ел!. Это я один! Их!

Кляйн брезгливо тыльной стороной ладони ударил Вилли– и тоже по рту, – а на мой затылок Бенк обрушил что–то тяжкое и кругло–тупое как бревно. Я упал на пол в сторону дверей, оттого и запомнил, как уходили из барака Бенк, Кляйн и Вилли. Он шел в середине, а они по бокам, и возле колдобины Вилли споткнулся, но руки у него остались прижатыми к бокам…

Между прочим, Иван Воронов остался жив.

Иногда я думаю, жив ли Вилли Броде? И как там у него с ногами? Нехорошо, когда отмороженные пальцы ноют по весне. Особенно, когда мизинцы ноют и боль конвоирует тебя слева и справа. »

Вопросы для обсуждения:

1.Почему пленных раздражал немецкий охранник в валенках? Каким он им казался?

2. Чем была вызвана симпатия у немца к пленному Александру? Что их объединяло?

3. Почему Александр сразу не признался охраннику, что у него обмороженные пальцы болят?

4. Как постепенно менялось отношение у Александра и других пленных к Вилли Броде?

5. Кто предал охранника и с какой целью? Почему при допросе, Вилли Броде скрыл правду, защитив тем самым Александра?

6. Как сами немцы отнеслись к поступку Вилли Броде, снабжающего пленных хлебом? Почему он это делал крадучись и с опаской?

7. Как вы представляете дальнейшую судьбу этого охранника?

Дополнительная литература:

Источник

Конспект урока- размышления с элементами коучинга «Сохранить человеческое» (по рассказу Д. Воробьева » Немец в валенках»)

МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Пермский край, Пермский район, д. Кондратово

Урок-размышление с элементами коучинга

Тема: Константин Воробьёв «Немец в валенках»

В бесчеловечном сохранить человеческое – вот подвиг. Война – это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.

« Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.» А. Суворов

Название «Сохранить человеческое»

Учитель: Симендяева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы I квалификационная категория

1. Научить работать с прочитанным произведением, умело приводить примеры из текста и ориентироваться в нём, сравнивать и сопоставлять образы героев, анализировать их поступки.

2. Способствовать развитию мыслительных навыков уч-ся, навыков критически мыслить, принимать разумное рефлективное творческое мышление друг друга.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому, гуманное отношение к человеку в любой ситуации.

4. Продолжать следить за внятностью и грамотностью речи уч-ся, активизировать их пассивный словарь, пополнять новыми словами, фразами, оборотами.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению, эпиграф, «шкала знаний»

Особенности педагогической деятельности: создание условий для внимательного изучения текста, сопоставления событий, происходящих в рассказе и в жизни.

1) по источникам получения информации:

-словесные (рассказ, беседа, пересказ, выразительное чтение, работа с печатным словом);

— наглядные (выставка фотографий узников Бухенвальда, компьютерная презентация);

2) по уровням познавательной деятельности:

3) методы стимулирования и мотивации:

— поощрение, эмоциональное воздействие;

1. Как вы думаете, почему наш народ выиграл эту страшную войну?

Но в борьбе с лютым врагом советский человек не хотел забывать в себе человека. И эта нравственная победа оказалась самой великой нашей победой в эту страшную войну.

Итак, тема нашего урока – на доске. Но у урока нет названия. Обратимся позже.

2.Как эпиграф связан с темой урока?

— Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой Отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.

3. Что такое война? Что вы знаете о войне?

— На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. Особенности этого тяжёлого времени диктуют непримиримое отношение к врагу.

4.Определите Цель урока?

Показать, что даже среди ужасов военного времени людям важно сберечь в себе истинно человеческое (доброту, любовь, сострадание)

5. Знакомство с автором произведения. СЛАЙД № 2, 3

В основу рассказа (Рассказ «Немец в валенках» был написан в 1966 году) положен реальный факт из лагерной жизни Константина Дмитриевича Воробьева. Ведь писатель принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, трижды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом. В концлагере для военнопленных в Саласпилсе встретился Воробьеву такой охранник и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к писателю сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигареты.

В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева.

В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения.

Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.

1.Шкала знаний (Раздать детям листы со шкалой)

— Отметьте на шкале, на какой точке понимания рассказа вы находитесь сейчас (от 1 до 5)

— Интересно ли было читать рассказ?

— Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?

4. В чем вы увидели необычность рассказа?

1 группа (отрывок со слов «Уже было тепло…» с.37 до слов «Я постоял у дверей и побрел назад» с.41)

Словарь: Кто такой конвоир?

1.Найдите и прочитайте описание внешности Вили.

Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?

2.Как воспринимают сначала этого охранника пленные? Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки) Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой) А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)

7.Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)

8.Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)

9.Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)

10. Кем был Вили Броде до войны? Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет?

Второе посещение (с.42 со слов «Я лег, как хотел…» до слов «С этой минуты я стал ждать конца дня и исхода ночи…» с. 43)

1.Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз? (по имени). Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)

2.Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)

3.Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)

4.А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так

же, как и у него, отмороженные ноги)

(отрывок со слов «Уже было тепло…» с.37 до слов «Я постоял у дверей и побрел назад» с.41)

Словарь: Кто такие доходяги, штрафники? Почему их так называют?

1.Чего Александр ожидает от немца? О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)

2.Почему не признается, что и у него ноги болят?

3.Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?

4.Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).

5.Понял ли пленный, зачем приходил охранник? Ждет ли он его снова?

— Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)

Второе посещение (с.42 со слов «Я лег, как хотел…» до слов «С этой минуты я стал ждать конца дня и исхода ночи…» с. 43)

1.Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)

2.Прочитайте, как описан хлеб. Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?

3.Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)

4.Как собирается он поступить с хлебом?

5.Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?

Отметьте на шкале, на какой точке понимания вы находитесь сейчас (от 1 до 5).

Кто поднялся по этой шкале? У кого есть приращение? Как считаете, цель достигнута?

Приближаемся к цели урока. Нам важно понять поступок Вилли. Для этого я сегодня хочу предложить вам новый прием раскрытия характера героя. Мне кажется, задав себе и ответив на 5 вопросов, вы поймете героя любого произведения.

1.Как вы понимаете конец рассказа? Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жить? Предположим, что все сложится хорошо.

2.Ресурсы есть у каждого человека для достижения своей цели.

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова:

«В бесчеловечном сохранить человеческое – вот подвиг. Война – это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком»

3. Благое намерение лежит в основе каждого поступка

Что заставило Вилли Броде помогать пленным? Какое намерение лежит в основе поступка? (облегчить страдания, помочь выжить)

4. Наилучший выбор из всех возможных.

— Другие охранники этого не понимают, не видят?

— Каждый делает свой выбор, для каждого свой выбор – наилучший из всех возможных.

– Согласны ли вы с реакцией унтера Бенка и фельдфебеля Кляйна на помощь попавшим в плен?

5. Изменения неизбежны.

Как думаете, в чем они выразились?

— Дал возможность собраться с силами и бежать..

Что взяли для себя с сегодняшнего урока? Только ли в связи с темой о ВОВ мы можем говорить о гуманности или в мирное невоенное время так же важно проявлять человечность по отношению друг к другу?

— Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за счастье и горе других людей создают основу человеческого счастья.

К уда чаще человечность требуются в нормальной, повседневной жизни. Мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.

— Урок получился интересным, познавательным, потому что….

— Мне не понравился урок, потому что…

2. Какие мысли вы возьмёте с собой во взрослую жизнь? Почему?

1. Написать мини-сочинение «Что меня тронуло в рассказе К. Воробьёва «Немец в валенках»

(Это может быть поведение немца, выдержка и героизм пленных, жестокое отношение немцев к пленным и т.п.).

1.С каждым человеком все хорошо.

2.Ресурсы есть у каждого человека для достижения своей цели.

3. благое намерение лежит в основе каждого поступка

4. Наилучший выбор из всех возможных

4. Изменения неизбежны.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *