О чем мечтал пьер безухов

Жизненные цели Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток…

Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен.

Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле.

Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».

В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера. Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.

Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды.

Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы. Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.

Источник

Жизненные искания Пьера Безухова

Путь Пьера Безухова – это драматическая история взлетов и падений, обретений и потерь. Однако он является одним из самых продуманных героев. Читатель ощущает невероятную симпатию автора к герою именно за то, что он, не опуская рук, продолжал искать правду, пусть и путем ошибок, терзаний и потерь. Благодаря беспрестанным жизненным исканиям Пьера Безухова в романе «Война и мир» его образ стал одним из ярчайших идеалов мыслящей, развивающейся и совершенствующейся личности в отечественной литературе.

Юный Пьер и общество

Впервые молодой Пьер – внебрачный сын графа Безухова предстает перед читателем в салоне А. П. Шерер. Его открытость и неподдельность сразу бросается в глаза и выделяет на фоне Петербургского общества. «Умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной…».

Несвойственные столичному обществу открытость и участие Пьера вызывают неодобрение в свете. Однако вскоре умирающий граф признает его законным сыном и оставляет все состояние. Вмиг «…массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках…» становится одним из самых завидных женихов.

Вынужденная женитьба

Прибыв в Петербург с заграничной учебы, Пьер не был знаком с жестокими законами высшего света. Он был наивен, добр и страшно богат. Из-за своей доверчивости он стал жертвой интриг князя Курагина – своего дальнего родственника. Князь Василий планировал сам унаследовать графское состояние, но поскольку все досталось Пьеру, он решил не упускать шанс поживиться и хитростью женил родственника на своей дочери Элен.

Однако брак по расчету не принес счастья ни Элен, ни обманутому Пьеру, завершившись изменами, дуэлью и изгнанием неверной жены из дому. Хотя она получила приличное содержание и свободу, что вполне ее удовлетворило.

Несмотря на трагическое завершение семейной жизни, в которой любви не было даже в самом начале, Толстой вводит этот период в жизненный путь Пьера Безухова, как одно из испытаний, способных изменить его, сделать серьезнее, ответственнее, сильнее. Ведь без испытаний невозможно развитие и становление образа. Разочаровавшись в любви и семейной жизни, Пьер начинает искать свое предназначение.

Идейные поиски смысла бытия

Поиск своего предназначения и собственной роли в жизни приводит Пьера к масонству. Открытая и чистая душа Безухова стремится к свету и доброте, ему хочется совершать благие поступки. В идеях братства, равенства, взаимопомощи и самопожертвования, провозглашаемых масонством, он находит себя, как ему казалось, необычайно увлекается данным движением и даже возглавляет его, переехав в Москву.

Под влияние масонства и желанием нести добро, он пытается облегчить участь крепостных и прощает жену, снова сойдясь с ней. Однако, побывав за границей и увидев среди представителей идеализируемого им движения притворство, страсть к наживе и жадность, он снова разочаровывается в своих убеждениях и покидает ряды приверженцев этой организации.

Активная гражданская позиция

С приходом войны беспрестанно разочаровывающийся, но не перестающий искать себя Пьер Безухов начинает все сильнее ощущать активную гражданскую позицию и чувствовать свой долг перед Отечеством. Не будучи военным, как его друг Андрей Болконский, Пьер все же не хочет оставаться в стороне и решает принять активное участие в Бородинском сражении. Он организовывает на свои деньги полк и берет на себя все расходы по его обеспечению.

Упивавшийся ранее политическими взглядами и личностными качествами Наполеона настолько, что сам хотел стать им, нынче Пьер решает максимально послужить своей стране и избавить ее от войны, готовя покушение на бывшего кумира. Однако его замысел провалился, а сам он оказался в плену.

Осознание смысла жизни и обретение счастья и спокойствия

Действительность поражает нервную систему героя, его вера в правду, справедливость и в Бога пошатнулись, но его мировоззрение меняется под влиянием разговора с Платоном Каратаевым. Беседа с солдатом помогла дать ответ на все те вопросы, которые так долго не давали ему покоя. Эта встреча научила героя смотреть на мир проще и сблизила его с народом. Он, наконец, осознал, что счастье и заключается в самой жизни. «Знал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Эта истина также является главной мыслью моего сочинения на тему «Жизненные искания Пьера Безухова».

В конце своих духовных и гражданских исканий Пьер разделяет идеи декабристов. Он становится участником тайного общества, чтобы противостоять тем, кто унижает свободу, честь и достоинство людей.

В прологе герой, история которого в романе «Война и мир» отмечена долгим путем разочарований, поиска и тревог, наслаждается тихим семейным счастьем в роли мужа Наташи Ростовой и отца четырех детей. Этот путь исканий, предначертанный герою автором, сумел привести его к обретению гармонии.

Источник

Жизненный путь Пьера Безухова, духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии | Роман «Война и мир» Толстого

О чем мечтал пьер безухов. Смотреть фото О чем мечтал пьер безухов. Смотреть картинку О чем мечтал пьер безухов. Картинка про О чем мечтал пьер безухов. Фото О чем мечтал пьер безухов
Пьер Безухов.
Художник П. Боклевский

Жизненный путь Пьера Безухова является одной из центральных линий в романе «Война и мир».

В этой статье представлен духовный путь Пьера Безухова, история жизни и основные этапы биографии в цитатах.

Жизненный путь Пьера Безухова, духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии в романе «Война и мир»

«Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный. «
(том 1 часть 1 глава X)

«Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.» (том 1 часть 1 глава X)

«. отца, которого он почти не знал. » (том 1 часть 3 глава I)

«. Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером‑аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. « (том 1 часть 1 глава VI)

«. перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…» (том 1 часть 1 глава VI)

«. Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля. » (том 1 часть 1 глава VI)

«Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал.» (том 1 часть 1 глава V)

«Я только никак не знаю, что мне начать. » (том 1 часть 1 глава VI)

«. Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге. » (том 1 часть 1 глава XIII)

«. сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. » (том 2 часть 3 глава XXIV)

«Нельзя, mon cher , везде все говорить, что только думаешь.» (том 1 часть 1 глава V)

«Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту. » (том 1 часть 1 глава VI)

Получение наследства и женитьба на Элен Курагиной

После смерти отца Пьер получает огромное наследство (том 1 часть 1):

«. Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым. » (том 1 часть 3 глава I)

«. ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта. » (чин камер-юнкера относился к высокому, V классу в «Табели о рангах» в то время) (том 1 часть 3 глава I)

«Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.» (том 1 часть 1 глава III)

«. он решил, что женитьба на Элен была бы несчастие, и что ему нужно избегать ее и уехать. « (том 1 часть 3 глава II)

«. он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых. » (том 1 часть 3 глава II)


Разрыв отношений с Элен

Брак Пьера с Элен оказывается несчастливым. Вскоре в обществе начинают ходить слухи о том, что Элен обманывает Пьера с его приятелем Долоховым:

«. в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. » (том 2 часть 1 глава IV)

«Вы… вы… негодяй. я вас вызываю, – проговорил он и, двинув стул, встал из‑за стола. » (том 2 часть 1 глава IV)

«. вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. « (том 2 часть 1 глава VI)

«Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. » (том 2 часть 1 глава IV)

Пьер Безухов и масонство

Пьер чувствует себя несчастным из-за своего неудачного брака. Он не верит в Бога и разочарован в жизни:

«Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду. » (том 2 часть 1 глава XI)

«Да, да, я несчастен, – подтвердил Пьер, – но что ж мне делать. » (том 2 часть 2 глава II)

«Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев. Баздеев был одним из известнейших масонов. » (том 2 часть 2 глава II)

«. Пьер. с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. » (том 2 часть 2 глава II)

«На другой день после приема в ложу Пьер сидел дома. » (том 2 часть 2 глава V)

«Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому. » (том 2 часть 3 глава I)

«Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. » (том 2 часть 3 глава VII)

«И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург. » (том 2 часть 3 глава VII)

После этого Пьер с переменным успехом продолжает масонскую деятельность, но все больше разочаровывается в братьях-масонах.

Возобновление отношений с Элен

Чтобы разобраться в себе, Пьер едет повидать своего благодетеля Баздеева. Тот советует Пьеру занятся саморазвитием, борьбой со своими недостатками. Желая быть добродетельным, как того требует масонство, Пьер соглашается снова жить со своей женой Элен. Супруги живут вместе в одном доме в Петербурге, но как соседи. Элен по-прежнему блистает на балах и нравится мужчинам:

«Я опять живу с женою. » (том 2 часть 3 глава VIII)

«Я сказал жене, что прошу ее забыть все старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления. » (том 2 часть 3 глава VIII)

«В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям. » (том 2 часть 3 глава IX)

«Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов)..» (том 2 часть 3 глава X)

«. о времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе. » (том 2 часть 3 глава XXII)

Смерть благодетеля и разгульная жизнь

После продолжительной болезни Иосиф Алексеевич Баздеев, любимый наставник Пьера, умирает. В это же время Наташа Ростова обручается с его другом Андреем Болконским (Пьер влюблен в Наташу, но боится признаться самому себе в этом). Все эти перемены потрясают Пьера. Он снова «опускается» и ведет разгульную жизнь. Жена Элен делает ему замечание, после чего Пьер окончательно оставляет ее и уезжает жить в Москву:

«. после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него.

Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.» (том 2 часть 5 глава I)

«. Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни. » (том 2 часть 5 глава I)

Война 1812 года и плен

В 1812 г. Пьер живет в Москве. В этом году начинается война с Наполеоном. Перед Бородинским сражением Пьер приезжает на место битвы и наблюдает за ней своими глазами:

«. Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию. » (том 3 часть 2 глава XXII)

«Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. » (том 4 часть 2 глава XII)

«Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла. » (том 4 часть 1 глава II)

«Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что̀ так поразило его в солдатах в Бородинском сражении — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве.» (том 4 часть 2 глава XII)

«Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. » (Наташа о Пьере) (том 4 часть 4 глава XVII)

«Свадьба Наташи, вышедшей в 13‑м году за Безухова. » (эпилог часть 1 глава V)

«. у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын. » (эпилог часть 1 глава X)

«Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот. » (эпилог часть 1 глава XIV)

«Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности. » (эпилог часть 1 глава XIV)

Таков жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир», история жизни персонажа, основные этапы его биографии в цитатах, духовный путь исканий Пьера Безухова.

Источник

О чем мечтал пьер безухов

Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».

Пьер Безухов и его нравственная эволюция.

(«. дать новое направление всему русскому обществу и всему миру»).

(Путь исканий Пьера Безухова).

В романе-эпопее «Война и мир» любимые герои Л. Н. Толстого, проходя путь тяжёлых сомнений, душевных кризисов, жизненных катастроф и новых возрождений, самопознаний и сближения с другими людьми, стремятся к познанию смысла жизни, назначению человека в ней и задают мучавший их вопрос: «. не вздор ли всё то, что я думаю. »

Свои собственные раздумья по этому поводу писатель передаёт через Пьера Безухова, которого на протяжение всего романа постоянно сопровождает страх «недопонимания чего-то главного и проблема личной вины». Он повсюду ищет причину зла и добра, совершает нравственную эволюцию от восхищения Наполеоном (в начале произведения) до признания народной простоты и правды и участия в тайном обществе декабристов во имя справедливых идей и целей.

Незаконный сын «известного богача и красавца якобинского времени старого графа Безухова» Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер, совершенно не вписываясь в обстановку «большого света» неуклюжестью поведения, огромными красными руками, рассеянностью и неумением «сказать что-нибудь приятное». Хозяйка дома, хотя и «приветствовала его поклоном, относящимся к людям низшей иерархии в её салоне», но вынуждена была оказывать ему внимание, так как молодой человек станет одним из богатейших людей России и получит от отца графский титул.

Атмосфера театральной наигранности, лести, внешнего лоска, чопорности и заискивания совершенно чужда молодому Безухову, который с детской, доброй, «даже глуповатой улыбкой», умным, наблюдательным и естественным взглядом, выражением «добродушия, простоты и скромности» на лице беседует с гостями Анны Павловны.

обретая жизненный опыт, не найдя ещё в жизни истинной цели, Пьер мечется, совершает немало ошибок, свойственных молодости. Он приобщается к компании Анатоля Курагина и Долохова, находя удовольствие в шумных попойках и скандальных историях, даёт слово князю Андрею порвать с «золотой молодёжью» Петербурга — тут же нарушает его, проявляя бесхарактерность, утешая себя тем, что «все эти честные слова — такие условные вещи, не имеющие никакого определённого смысла».

В состоянии смятения и потрясения Безухов на пути из Москвы в Петербург встречает масона Бездеева и вступает в ложу «вольных каменщиков». Что же привлекает его в масонах? Они утверждали, что их назначение — исправлять сердца людей, «очищать и просвещать их разум», «противоборствовать злу, царящему в мире». Об этом мечтает и герой Л. Н. Толстого, почувствовавший «радостное успокоение, обновление и возвращение к жизни».

Вступив в религиозно-философское общество масонов, Пьер стремится к совершенству и пытается улучшить положение крестьян в своих обширных имениях, открыть для них школы, больницы, даже хочет отпустить их на волю. Но его благие намерения не увенчиваются успехом. Наивного и непрактичного барина ловкие управляющие легко обманывают, а он восхищается «своим путешествием по имениям», радуясь, что смог сделать «много добра».

Встав во главе Петербургского масонства, Пьер мечтает о его преобразовании, обозначив перед «братьями-каменщиками» цель — освободиться от предрассудков, «принять на себя воспитание юношества», преодолеть «неверие и глупость», «везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель». Но вскоре осознаёт, что большинство членов масонского ордена далеки от того, чтобы исправлять себя и весь человеческий род: «. из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». К Пьеру всё чаще приходит сомнение, неудовлетворённость своей деятельностью (тем более, что он ведёт такую жизнь, к какой привык, «с теми же увеселениями и распущенностью»), понимание, что успокоения, согласия с самим собой счастья он в масонстве не найдёт.

Без коренного перелома жизни нравственное совершенство невозможно. Герою романа внутренняя духовная работа, не имевшая выхода в реальную практику, не приносит блаженного состояния, потому что он по-прежнему вращается в праздной, развращённой, замкнутой среде петербургской знати и идёт к полному душевному опустошению, превращаясь в добродушного отставного камергера, «тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад».

Страдая от внутреннего разлада, одиночества, от невозможности решить вопросы, которые сплелись в «запутанный и страшный узел жизни», Пьер покидает Петербург и поселяется в Москве, где его считают «самым милым, добрым, умным, весёлым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином». Но и в этот период Безухов ищет новую дорогу в жизни, верит в торжество высшей правды на земле, не желает смириться с положением добродушного барина. В нём не останавливается духовная работа: «На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновение не покидала его».

Попав в тёплую, дружескую, радостную и открытую атмосферу семьи Ростовых, Пьер чувствует умиротворённость, успокоенность и особенно поэтичность, исходившую от Наташи, к которой Безухов проявляет нежную, бережную любовь и молчаливо преклоняется перед ней: «Нельзя было осторожнее и вместе с тем серьёзнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов».

Венчанный в церкви с ненавистной Элен, он понимает, что у него нет надежды связать свою судьбу с Наташей, и перестаёт ездить к Ростовым.

Разочарованный в личном счастье и общественных идеалах, встречает Пьер грозные события войны 1812 года. Он радуется тому, что рушится привычно-благополучная, позорно- бессмысленная жизнь, и живёт «в радости, ожидая чего-то ужасного». Приближаюшаяся катастрофа должна обратить Безухова к «великому подвигу и великому счастию».

В Пьере происходит внутренний нравственный перелом, связанный с нашествием Наполеона на русскую землю. Граф Безухов преодолевает эгоистическую обособленность от народа и находит высшую правду и добро в желании быть «просто солдатом». Он собирает полк из своих крестьян, обеспечивает средства для их обмундирования, а сам отправляется в армию, чтобы самому всё видеть и во всём разобраться.

Оказавшись в центре Бородинского поля, на батарее Раевского, Пьер интересуется не битвой, а созерцает «жизнь души» окружающих его людей, в глазах и лицах которых вспыхивают «молнии скрытого огня», разгорающего по ходу сражения. Здесь ему открывается другой мир, где солдаты и офицеры не думают о личной славе и опасности, а проявляют огромную нравственную силу и героизм, насмерть стоя перед неприятелем. Пьеру хочется стать таким же, как они, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Он начинает осознавать, что истиной является путь слияния своего отдельного «Я» с делом народного освобождения, преклоняется перед простотой русских солдат, принявших его в свою «семью» и прозвавших «наш барин», совершающих бессмертный подвиг во имя любви к Родине, России.

В результате виденного и пережитого Пьер оказывается в состоянии полного опустошения, внутреннего распада и хаоса: «. В душе его как будто выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё заваливалось в кучу бессмысленного сора. В нём. уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».

Примириться с жизнью, принять её ( невзирая ни на какие обстоятельства), помог ему «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев, своей любовью, добротой и простотой пробудивший в графе доброжелательность ко всем, душевную ясность, умиротворённость. Встреча с Каратаевым приводит Пьера к новому состоянию — к опрощению, то есть отказу от излишнего комфорта. Безухов научился ценить простые радости жизни: «Наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, тепла, когда было холодно, разговора с человеком, когда хотелось говорить и послушать человеческий голос». В нём замечалась энергия «подобранность», «выражение глаз было твёрдое, спокойное и оживлённо-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера».

Но каратаевская пассивность, его религиозность и вера в судьбу не становятся руководящими принципами в дальнейшей жизни героя романа. По свойствам своей натуры, складу ума Пьер не может мириться со злом и бесчеловечностью. Разумная и нравственная жизнь для него невозможна, если в ней есть место безобразиям, лжи, бедствиям. В этом нравственная сила характера графа Безухова.

Женившись на Наташе Ростовой, Пьер чувствует себя счастливым мужем и отцом. Однако он не замыкается в семейной сфере, его волнует положение дел в государстве, общественной жизни. В разговоре с Николаем Ростовым Пьер резко критикует политику Александра I: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно — то губят! Все видят, что это не может так идти». Он смело говорит о том, что независимые и свободные люди должны действовать, «теснее. взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе».

Граф Безухов становится членом тайного общества, борющегося против самодержавия и крепостничества.

Всем своим романом Л. Н. Толстой показывает: одному человеку не дано изменить направление общей жизни, хотя он и чувствует себя ответственным за устройство мира, в котором людям жилось бы хорошо. С. Бочаров пишет: «. сам автор сопровождает ироническим комментарием его [ Пьера] «самовольные рассуждения», планы, мечтания: «Ему казалось, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *