якутские приметы и поверья
Якутские приметы и поверья
Нельзя плевать на землю, этим вы можете вызвать гнев духов земли, травы и на худший конец, мира мертвых или нижнего мира. Для этого, у древних якутов специально было отведено отдельное место.
Нельзя кричать или шуметь когда наступает вечер или ночь, этим самым вы можете разгневать спящих духов или привлечь внимание бесов.
Обязательно надо занавешивать окна, особенно когда вы спите возле окна. Проходящие мимо духи будут заглядывать к вам в дом через окно и могут навлечь немало неприятностей.
Когда умирает человек, соседи обычно в эти дни ничем не занимаются, даже не моют посуду, чтоб дух умершего смог спокойно уйти на тот свет.
Умершего человека ни в коем случае не должны выносить из дома головой вперед через дверь, обычно труп выносят ногами вперед. Эта примета к тому, что бы дух не запомнил дорогу назад в свой дом и не мучил родных и спокойно уйти, «ногами вперед» в мир мертвых.
Якут не должен ходить в кладбище больше трех раз в год/месяц. Плохая энергетика мертвых может оставить неприятный след на ауре человека. А дети же, от года до семи или восьми лет, вообще не должны вступать на кладбищенскую территорию.
Осквернять могилы или священные места категорически запрещено, дух может жестоко отомстить. А если человек оскорбляет, оскверняет, материться или даже просто громко говорит у могилы шамана, то можно считать что тот уже не жилец и умрет страшной смертью. Чаще снятся кошмары, мучают болезни, которые заставляют мучится перед смертью, человек начинает бредить и видеть всякие «ужасающие видения», которые сводят его с ума.
В лесу нельзя громко разговаривать или кричать, этим можно навлечь гнев духов, которые обитают в лесной чаще.
Якутские приметы и поверья
Это к добру, если во сне укусит лошадь
Чтобы узнать человека, надо выяснить, чем он живет, чем дышит, под воздействием каких импульсов он принимает решения. Можно, конечно, и пуд соли с ним съесть, но это слишком хлопотно. И к тому же слишком солено. Есть и другой путь, короткий и правильный: узнавать человека по приметам. Для якутов, которые живут в единении с природой, это актуально и по сей день. Принято считать, что приметы —
это неправильная точка зрения. Добровольное заблуждение. С развитием науки и техники приметы якобы отомрут сами собой.
Якуты придерживаются другой версии. Приметы — это что то вроде предписаний, накопленных в течение жизни многих поколений. Они определяют поведение человека, если он в них верит и следует им. Говоря иными словами, нормальный якут живет в согласии с приметами.
Все якутские приметы могут быть сведены к пяти-шести типам. Например, метеорологические, погодные, а также связанные с различными явлениями природы. Если пауки дружно вьют сети, то будет хорошая погода;
если же сидят, угрюмо спрятавшись, будет дурная погода.
Вторая группа — приметы, в которых трактуется «поведение» материальных предметов и объектов: если во сне погаснет огонь в очаге, то не быть потомству. Если при шитье платья жиляные (жильные) нитки не узлятся, значит, человек, для которого оно шьется, умрет в этом платье.
Логично собрать в одну группу приметы, которые связаны с поведением животных, птиц и других представителей фауны: видеть во сне лягушку или мышь — к приезду шамана или колдуна.
Четвертая группа примет охватывает поведение людей. Маленький ребенок беспокоится — к гостям. Если больному становится хуже, то это предвещает приезд издалека путника. Если во сне девушка садится верхом на лошадь, то выйти ей замуж.
Приметы охватывают многие сферы жизнедеятельности якута (жизнь,смерть, здоровье, охота), в том числе
и нравственные категории (плохо-хорошо, успех-неуспех)), а также сферу физиологии (голод-сытость).
Рассмотрев несколько сотен различных примет, мы можем сделать вывод, что якуту, сохранившему архаическое сознание, свойственно видеть в проявлениях окружающего мира волю и сознание множества существ, с которыми он находится в постоянном взаимодействии. От этих существ якут ждет и получает важную для себя информацию. И в данном случае не существенны различия между черной кошкой, ножом, огнем и человеком.
Все они предсказывают, предупреждают, сообщают о чем-то. Несут информацию. И думается, что пора уже от казаться от принятого в науке деления примет на «научные» и «суеверные» или «естественные» и «суеверные».
Все приметы в каком-то смысле и научные, и естественные. И в каком-то смысле — суеверные. Нет четкой границы между интуицией, знанием, верой и суеверием. Если кому-то захочется расшифровать примету, узнать ее подноготную, то с бухты-барахты этого делать не стоит. Чтобы произвести правильный анализ приметы, надо погрузиться в этнографический контекст. Например, существует примета: «Если по
дергивает на тыльной стороне ступни, то кто-нибудь должен умереть». Почему такая «явная блажь» вдруг закрепилась в мифопоэтическом сознании якутов? А дело в том, что когда-то в погребальном якутском ритуале было принято, чтобы первые горсти земли сбрасывались в могильную яму именно ступнями.
Древние приметы якутов
Нельзя плевать на землю, этим вы можете вызвать гнев духов земли, травы и на худший конец, мира мертвых или нижнего мира. Для этого, у древних якутов специально было отведено отдельное место.
Нельзя кричать или шуметь когда наступает вечер или ночь, этим самым вы можете разгневать спящих духов или привлечь внимание бесов.
Обязательно надо занавешивать окна, особенно когда вы спите возле окна. Проходящие мимо духи будут заглядывать к вам в дом через окно и могут навлечь немало неприятностей.
Не знаю, насколько эта примета правдива, но говорят, что перед смертью, умирающий не должен вспоминать своих горячо любимых родных. Иначе после смерти, дух может превратится в ер (не упокоенная душа, призрак который любит пакостить людям) и забрать на тот свет своих родственников. Даже поговорка есть на этот счет: — «Умерли в один день»
Когда умирает человек, соседи обычно в эти дни ничем не занимаются, даже не моют посуду, чтоб дух умершего смог спокойно уйти на тот свет.
Умершего человека ни в коем случае не должны выносить из дома головой вперед через дверь, обычно труп выносят ногами вперед. Эта примета к тому, что бы дух не запомнил дорогу назад в свой дом и не мучил родных и спокойно уйти, «ногами вперед» в мир мертвых.
Якут не должен ходить в кладбище больше трех раз в год/месяц. Плохая энергетика мертвых может оставить неприятный след на ауре человека. А дети же, от года до семи или восьми лет, вообще не должны вступать на кладбищенскую территорию.
Осквернять могилы или священные места категорически запрещено, дух может жестоко отомстить. А если человек оскорбляет, оскверняет, материться или даже просто громко говорит у могилы шамана, то можно считать что тот уже не жилец и умрет страшной смертью. Чаще снятся кошмары, мучают болезни, которые заставляют мучится перед смертью, человек начинает бредить и видеть всякие «ужасающие видения», которые сводят его с ума.
Тень – это душа человека, так что любые манипуляции с тенью, начиная от детских игр в «догонялки» и заканчивая разного вида ритуалов, категорически запрещены. Тень всегда имеется у живого существа, поэтому обычно злые духи, покойники, призраки и разного вида нечисть, не имеют тени — они не имеют души, поэтому они так стараются заполнить пустоту внутри себя чужими, живыми душами.
В лесу нельзя громко разговаривать или кричать, этим можно навлечь гнев духов, которые обитают в лесной чаще.
Традиции якутов – выборы жениха и великие духи
Якуты как народ образовались от слияния местных племён Якутии и тюркских народностей, чьи земли располагались по соседству. Со временем этнос разделился на несколько основных групп, что и сегодня можно заметить в традициях якутов.
У каждого региона есть свои неповторимые обычаи и обряды, которых люди придерживаются уже не одно столетие. Основа жизни якута – гармония между человеком и природой, что ярко выражено в культуре якутского народа. Какие интересные ритуалы соблюдают якуты? Что для жителей Якутии значат семейные ценности? И на каких праздниках можно побывать в этом крае?
Верования якутов
Несмотря на то, что за долгую историю менялись не только уклад жизни народа, но и его верования, у якутов и сегодня важную роль играет почитание сил природы. Они верят, что у каждого предмета, у каждой природной стихии, явления есть свой дух, который может помочь человеку или навредить (если не задобрить его).
В старину якуты часто оставляли жертвоприношения божествам. Одним из самых главных среди них считался хозяин дороги, для которого на перекрёстках народ оставлял пищу, конские волосы, предметы обихода. Подобные ритуалы якуты соблюдали и вблизи водоёмов, в горной местности, задабривая хозяев озёр, гор, рек и т.д.
Поверья якутов рассказывают, что во время грозы происходит изгнание злых сил. Если в дерево ударит молния – его листва, кора считаются лечебными. А вот силы природы в якутском мировоззрении воплощены в божестве Аан.
Это женская ипостась земли, что следит за развитием всего живого, продолжением рода. В честь Аан по весне якуты устраивают праздники, во время которых подносят дары доброй богине.
В немалой степени жизнь якутского народа зависела от охоты, покровителем которой был Баай Байанай. У этого духа леса были священные животные, которых нельзя было убивать. К ним относились лебедь и орёл, что считался царём птиц.
А вот среди зверей особо почитали медведя. Даже современные якуты носят или храня обереги из зубов или когтей этого животного. Согласно преданиям, такие талисманы наделены волшебной силой, они могут уберечь своего владельца от бедствий и даже спасти ему жизнь.
Якутская семья
Семейные традиции якутов
В современных якутских семьях уклад мало отличается от принятого в России. Однако не так давно, в конце XIX века, среди якутов было принято многоженство. Согласно традициям якутов, каждая из жён получала свой дом и приусадебный участок, за которым ухаживала.
Важное значение во время сватовства играл калым. Это был выкуп за невесту, которую жених должен был уплатить её семье (ведь он приобретал жену, а у её родных забирал помощницу).
Нередкими были случаи, когда у жениха попросту не было средств на уплату калыма. Если случалось такое, то он крал возлюбленную, а выкуп отдавал “в рассрочку” на протяжении нескольких лет. Хочу заметить, что при таком раскладе невеста не выступала против своего похищения и заранее была осведомлена о нём.
Одна из старинных традиций якутов связана с выбором будущего мужа для девочки. В прошлые века делали это рано, когда “жених” и “невеста” едва научились ходить.
Как правило, занимались выбором старшие женщины семьи. Они присматривались к отцам мальчиков. Те должны были отличаться крепким здоровьем, были трудолюбивыми и выносливыми. Считалось, что все эти качества унаследует и сын.
Решение о времени свадьбы тоже принимали женщины. Нередко это делала сама невеста. В назначенный день она и жених должны были находиться в разных юртах. К ним входил шаман или отец жениха, что совершал ритуал окуривания берёзовым дымом. Это было необходимо, чтобы изгнать злых духов.
После обряда жених и невеста могли выйти из юрт и впервые увидеть друг друга, пройдя священный круг у костра. После объявления мужем и женой они обязательно надевали традиционные обереги, что должны были защитить молодую семью от недугов и бед.
Старинные праздники якутов в наши дни
Праздники Якутии, что народ отмечает и сегодня, имеют древние корни и переносят нас в далёкое прошлое. Немало интересных традиций якутов связаны с праздником Ысыах, что проходит в летнее время. Устраивают гуляние обычно на поляне, окружённой берёзами.
Посреди неё устанавливается коновязь. Она является символом Мирового Древа. Во время Ысыаха очень важно окропить огонь с четырёх сторон кумысом. Это своего рода освящение праздника. После семейного застолья якуты устраивают соревнования, танцуют в хороводах, поют народные песни.
На многих якутских празднествах можно увидеть осуохай. Этот танец представляет собой ритуальный хоровод, который якуты создают с давних времён. Поверья этого народа рассказывают, что осуохай “вращает природу”. Танец даже попал в “Книгу рекордов Гиннеса”, ведь в 2012 году в нём приняли участие более 15 000 человек.
Не менее важными для якутов являются и коновязные столбы, что занимают особое место в их культуре. Все они различаются по форме, орнаменту, высоте. Считается, что коновязи делятся на три группы: обыкновенные (те, что устанавливают во дворах), ритуальны и столбы, что используются во время Ысыаха.
Ысыах – якутский Новый год
Как вы могли заметить, в традициях якутов есть и самобытные черты, и славянские особенности, и отголоски культуры тюркских предков. Всё это делает народ неповторимым и интересным. Кроме того, не стоит забывать, что даже сегодня многие якутские праздники и ритуалы сохранились в практически первозданном виде, а значит, могут познакомить нас с богатой и яркой историей этого народа.
Якутские приметы и поверья
Да после трех лет нельзя. О том что не плачут, для спокойствия души умершего.
Поэтому и памятники, все надо успеть сделать до 3-х лет.
Зато в памяти долго сохраняют. Не заметили, что очень много книг на якутском о каких нибудь личностях, родственники пишут о предках, выходят даже книги про живших в старину людях какого-то отдельного наслега.
Чисто тюркская традиция о сохранении памяти предков.
Душа человека (салгын кут) после его смерти должна уйти в предназначенное ему место (дьабын).
Самым страшным наказанием для умершего является если его душа останется на земле (Орто дойду).
В Орто дойду остаются души самоубийц, злодеев, заблудших и погибших в результате несчастных случаев. В результате они становятся Уор (призраки и тп).
Если очень сильно переживать о смерти человека, то его душа может стать заблудшей. Вот поэтому не надо тревожить душу умершего.
у язычников свои особенности
Душа человека – это электрические волны – свет который общается с тангара через астрал.
Общается человек с тангара через бас (голова) которая находится в сүр человека. Называют его – суо баһа. Когда человек спрашивает у самого себя, ему отвечает этот бас который находится в нем. Все это в астральном, эфирном понятии.
“Живое” электричество в организме человека создают пары ртути которые присутствуют в организме человека, и количество которых с рождением человека не увеличиваются и не уменьшаются. Всем же известно, что нервные клетки, сердце и все клетки человеческого организма работают электрическими импульсами в организме. А эти пары ртути внутри человека создают душу – связь с Тангара. У животных этих паров ртути нет.
не бери в рот лампочку.
лапочка у тебя в гузне, в у меня пары ртути во всех клетках организма.
Неоновая лампочка светится парами ртути, у человека душа создается тоже парами ртути, только у человека это все живое.
Алхимики поняли что ртуть в организме человека и есть его душа, только они об этом философствовали все по разному хотя приходили к одному выводу что ртуть и душа человека взаимосвязаны.
:-(( мне жалко твои клетки
В организме человека пары не чистого ртути а солей ртути. В древности душу называли солью. В якутском языке есть понятие о туус. Тууһа = Душа.
главное на поминках не нажирайтесь. А то кто живой кто мертвый можно определить только по запаху ртути с метаном
Якуты не слишком эмоциональны. Только когда неслабо выпьют, чувства выплескиваются. А потом, и вправду некрасиво на похоронах рыдать над усопшим, все должно быть тихо, грустно и достойно.
Старые люди из якутов и впрямь частенько перестают посещать могилы близких через три года. Какого-то древнего отряда придерживаются, надо полагать. Скажем, прерывается непосредственная связь с усопшим, т.к. душа переселяется в другое измерение. Что-то типа того.
А вообще, по-моему, нынешние якуты в большинстве своем посещают могилы своих близких всю жизнь.
Где есть старики, в возрасте от 70 лет и выше.
Вот, они могут еще, что-нибудь рассказать об обрядах. И то, скорее всего, очень тесно связано с обрядами РПЦ.
Ну, и конечно, не надо забывать, что были староверцы, скопцы, башкиры, китайцы и т.д.
Археологи, вроде могут рассказать, судя по погребениям.
Да что вы тут пишете! Раньше якуты людей хоронили как собаку, Для шаманов только были какие-то почести, гробы делали на курьих ножках или на деревьях, Это русская культура вторглась 9 дней, 40 дней, год, 3 года, это лишний раз выпить!
С точностью до наоборот. Якуты как тенгрианцы соблюдали все похоронные обряды, 9 дней, 40 дней.
Сами то верите в это?
У последователей Зороастра погребением занимались специальные «служители мертвых». По сравнению, у саха в прошлом был особый презренный класс – «кибэси». Их содержали отдельно и вызывали только для выноса и погребения покойника. Одежда киибэсов окуривалась, как нечистая. Кибэсэми обычно становились самые неимущие люди. Надо напомнить, что такая группа людей существовала кроме Персии и в Древней Индии – эта каста неприкасаемых, исполнявшая обязанности похоронной прислуги, палачей и жила вне селений.