О чем мечтает ростов
Литература, «Война и мир»
На протяжении всей жизни Андрей Болконский мечтает о“своем Тулоне”.
Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, окунуться в мир славы,
стать знаменитостью.
Но Шенграбенское сражение становится первой трещиной в системе
взглядов героя.
Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, но князь
Андрей еще не до конца сознает это.
Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство
достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается
античеловеческое дело.
Окончательное осознание этого приходит к князю на Аустерлицком поле.
Он совершает подвиг. Но вспоминает он не свой триумф, когда бежал
на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица.
Аустерлиц-вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну.
Князь испытывает глубокий нравственный кризис.
Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, “кукольной комедии”,разыгранной императором.
Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота.
Картине нелепого смертоубийства противостоит образ неба.
Небо ассоциируется с высотой, чистотой чувств, отрешенностью
от суетного течения жизни.
По странному стечению обстоятельств рядом с Андреем в это время
оказывается его бывший кумир-Наполеон.
“Он узнал, что это был Наполеон-его герой, но в ту минуту Наполеон казался
ему столь маленьким, ничтожным в сравнении с тем, что происходило
теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом”.
Отчего так?
Наполеон в этой сцене явно ассоциируется с теми жизненными ценностями
(слава, любовь людей), которые кажутся герою слишком мелкими по сравнению
с тем вечным, что открыло ему небо.
Когда-то он бежал от семьи, домашнего очага к славе.
Теперь семейное счастье и сын кажутся ему единственным смыслом жизни.
Мой любимый герой романа «Война и мир» – Петя Ростов
Огромное эпическое полотно романа Льва Толстого «Война и мир» населяют десятки самых разнообразных героев. Одни из них появляются лишь изредка, в эпизодах, другим же посвящены целые главы и части. В этом, конечно, нет ничего необычного: чем масштабнее действие произведения, тем больше в нем персонажей. Но герои Толстого все как на подбор замечательны и интересны. Как же определить, кто твой любимый герой в таком разнообразии? Здесь важно впечатление от прочитанного, система ценностей читателя и… наверное, случай. Потому что многие перечитывают этот прекрасный роман по нескольку раз, а человеку свойственно меняться.
О чем мечтал толстый мальчик?
Меня всегда вдохновлял образ Пети Ростова. Да, мой любимый герой романа «Война и мир» – неисправимый романтик, поплатившийся за это жизнью. Да, он – ребенок, испытавший ужасы войны и так и не успевший повзрослеть. Но он так светел и так прекрасен в своей чистоте…
Читатель знакомится с Петей Ростовым в самом начале романа-эпопеи. Этот толстый маленький мальчик затевает с Наташей спор о том, что на именинном обеде он задаст веселый, но совершенно несовместимый с хорошим воспитанием вопрос о пирожном. Он же вертелся под ногами Николая и Денисова, когда они приехали в отпуск. Милый, маленький и пока незаметный.
Юный защитник Родины
Достигнув подходящего возраста, Петя с восторгом и предвкушением заявил родителям: ” Ну, теперь, папенька, я решительно скажу — и маменька тоже, как хотите, — я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все…” – и отправился в действующую армию.
И вот сбылась мечта юного защитника Родины: он попал на фронт. Петя совершенно ничего не знает о войне. Он стремится в самую гущу схватки, будто там раздают мороженое. Ему кажется, что где-то там, совсем недалеко, происходит то самое, геройское, чего ему, Пете так не хватает для счастья.
Более взрослые, побитые жизнью солдаты и офицеры, как могут, стараются уберечь Петю от опасностей. Генерал, у которого мальчик служит ординарцем, отправляя его к Денисову, запретил Пете участвовать в каких-либо вылазках последнего. Только вот какой шестнадцатилетний мальчишка слушается благоразумных и скучных взрослых, когда вокруг такое происходит?
Личность Пети Ростова
Попав в партизанский отряд, Петя раскрывается как личность. Рассказывая Денисову о своем участии в бою под Вязьмой, Петя упоминает, «как там отличился один гусар», умалчивая о своих (настоящих ли, вымышленных ли, но своих) подвигах. А это не совсем обычно для шестнадцатилетнего подростка, согласитесь?
Петя отчаянно желает выглядеть взрослее, сильнее и жестче, но не может совладать с собственным добрым сердцем и обостренной любовью к правде. Подавая казаку свою саблю, чтобы тот ее заточил, мальчик хотел было сказать «затупилась», но не смог соврать и выдавил: «она никогда отточена не была».
Познакомившись поближе с этим героем романа «Война и мир», начинаешь верить, что у этого мира еще есть будущее. Петя такой добрый, такой открытый и чистый! Он всем верит, всех считает своими друзьями; даже маркитанта, который «дерет» втридорога, считает очень-очень честным.
Для полного раскрытия личности героя Лев Николаевич использует прием внутреннего монолога. Именно из размышлений Пети читатель узнает, насколько велика его любовь ко всему миру и к людям, как сильно этот мальчик хочет послужить своей стране и стать героем. Та же сильно раскрывает героя его «внешний» диалог. Речевая характеристика выдает в Пете свойственные всем подросткам порывистость и романтизм: парень говорит короткими, емкими фразами, часто переключается с одного на другое.
Бессмысленная гибель…
Петя не перестает играть в героя до самого момента гибели. Этот мальчик живет в придуманном мире, где нет ужасов войны, а есть только звучащий для него, для героя, «торжественно-сладкий гимн». Но, несмотря на всю свою романтичность, малыш сражается как мужчина: он прекрасно справляется с вылазкой во французский лагерь.
Что чувствует и что думает князь Андрей перед Аустерлицским сражением? Как эти мысли и чувства характеризуют героя?
Перед сражением у Андрея тревожное и неясное настроение. Он переживает из-за того, что из-за личных соображений рискуют тысячми жизней, в т.ч. его. Он размышляет над тем, что возможно его убьют, вспоминал близких людей, жалел себя и свою жену. Грустные мысли сменяются жаждой тулона, он предчувствует, что сможет показать все, что в силах сделать. Это будет счастливая минута, которую он так долго ждал. Болконский верит, что все будут поражены им и всячески мечтает о своей будущей жизни. Озвучивается мнение, согласно которому Андрей готов продать всех близких людей ради минуты славы.
Карточка №42В
О чём мечтает Николай перед Аустерлицким сражением, как ведёт себя?
Карточка №43Б
Аустерлицкая битва. Какое настроение сразу возникло в армии в начале сражения? Почему так происходит? Какую мысль вложил автор в этот эпизод?
Настроения перед боем были прекрасные, солдаты шли весело, идя в наступательное дело. Однако заминка на дорогу обратила это в досаду и злобу. Войска начали скучать и падать духом. Солдатам не было понятно, где их противники, а генералы и адъютанты начали драться из-за трубы. Появившийся перед ними противник с первых же минут боя вызывает ужас на лицах русских солдат. Автор вкладывает в этот фрагмент следующую мысль: русские войска не были готовы к сражению, они не только неправильно оценили силы противника, они даже не знали, где он находится.
Карточка №44А
Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его? Сравните настроение Кутузова и его штаба перед битвой с настроением Александра и его приближённых.
Перед сражением Кутузов вял, на диспозиции он делает вид, что спит, и не обращает внимания на обсуждение будущего боя, в утро перед которым он был изнурен и раздражителен, желчно смеялся. Ему сразу же противопостовляется свита Александра, молодая, энергичная, верящая в свою победу, она наполняет штаб Кутузова энершией, стремится ворваться в бой, однако сам Кутузов делает наборот, он ждет, не желая вступать в сражение для сохранения своих войск. Уже во время самого сражения он не покидает поля битвы, даже шальной осколок, пролетевший по щеке и постоянные угооворы, не останавливают его, он наоборот стремится туда, где слышна артиллерийская канонада.
Работа над эпизодом «Аустерлицкое сражение»
Работа над эпизодом «Аустерлицкое сражение». Пересказ
(или чтение).
Беседа по вопросам :
1. Расскажите о предыстории сражения, о той обстановке, которая сложилась перед боем.
2. О чем мечтают русский император, князь Болконский, Николай Ростов накануне сражения? (Царь думает о лаврах победителя, Андрей Болконский – о своем Тулоне, Николай Ростов мечтает встретиться с царем.)
Сбылись ли их мечты?
3. Расскажите о сражении.
В чем причина беспорядочного бегства апшеронцев?
Причина – в нравственном состоянии армии.
4. Почему Аустерлицкое сражение было проиграно? (Несерьезное отношение к сражению в верхах, генерал Вейротер ошибся в стратегии, но главная причина поражения, по мнению Толстого, в отсутствии силы духа солдатской массы.)
5. Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».
6. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? (Стремительная карьера Наполеона разбудила в Андрее Болконском честолюбие, заставила мечтать о своем Тулоне. Болконский дождался своего звездного часа.
Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя, останавливает бегство солдат, получает тяжелое ранение. Наступает резкая психическая реакция, разочарование в своих честолюбивых мечтах. Но разочаровавшись в своем кумире, князь Андрей обретает вечные ценности «какие не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.)
Краткий анализ Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
В романе-эпопее «Война и мир» показана русская жизнь начала 19 века во всём её многообразии. Запечатлены исторические события, связанные с двумя войнами 1805-1807 и 1812 годов. Огромную роль в жизни главных героев сыграли эти битвы, изменив их мировоззрения, идеалы, открыв им истинную суть вещей. Ключевым военным эпизодом первого тома романа стало Аустерлицкое сражение.
Смысл фрагмента
Уделяя значительную часть описанию смотра в Ольмуце, настроению солдат накануне сражения, императору Александру и Кутузову, Толстой показывает читателю причины неудачи в битве. В отличие от Шенграбена, теперь все обстоятельства были на стороне русских. Положение армии перед Аустерлицем «стало как будто незыблемо прочным». На победу надеялись все генералы, кроме Кутузова и Багратиона. Простые солдаты же не понимали, ради чего они должны умирать. Толстой уверен, что именно настрой войска предопределил крах сражения, ведь эта война была не в интересах русских людей, а в интересах молодого императора, которому очень хотелось отобрать победу у Наполеона.
Поэтому туман, окутавший армию перед сражением, можно воспринимать как художественный приём. Это символ неопределённости и непонимания цели сражения у простых солдат, и туман тщеславия, окутавший сознание тех, кто затеял эту войну. В конце битвы он рассеялся, и осталось только «высокое небо». Эти два символа противопоставлены друг другу как истина и ложь.
Значение эпизода в романе
Само сражение передано Толстым через восприятие многих лиц, но чувства и поступки главных героев он показывает крупным планом. К ним относится Николай Ростов, не утративший романтического духа после Шенграбена. Герой мечтает о встрече со своим кумиром — императором Александром. Ростов видит русского царя после Аустерлица. Тот плачет под яблоней, утешаемый своим генералом Толем. Безупречно владеющий собой, красивый, всеми любимый император, предстает перед героем в довольно жалком виде. Николай Ростов не решается приблизиться к своему кумиру и не разочаровывается в своём идеале. Герой так и не смог понять, что его слепая преданность императору – туман.
Осознание ложности романтических идеалов становится уделом другого героя — Андрея Болконского. Князь хочет славы и готов для этого пойти на всё. Его восхищает Наполеон, герой мечтает о такой же великой судьбе. И во время Аустерлицкого сражения ему удается совершить настоящий подвиг: он хватает знамя и бежит вместе с ним в атаку, тем самым воодушевляя разбитые полки. Князя Андрея ранят, перед ним лишь высокое бескрайнее небо. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как мы бежали», — думает герой. Далее Болконский, как и Николай Ростов, встречает своего кумира – Наполеона. Но теперь французский император кажется ему таким маленьким и ничтожным. Он видит, что нет правды там, где тщеславие и эгоизм.
Таким образом, Аустерлицкое сражение стало не только крахом русского войска, но и крахом мечтаний, надежд главных героев, поворотным моментом в их судьбе.