О чем говорят на педсовете

Что нужно обсудить на педсовете?

Главные темы

Обсуждение образовательных программ

На педсовете необходимо разобрать с коллегами, какие изменения будут внесены в ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО, в учебный план, в календарный учебный график, в план внеурочной деятельности, в программы воспитания, социализации и духовно-нравственного развития. Изменения по разделу каждой программы фиксируются в протоколе педсовета. Все запланированные действия необходимо будет воплотить в жизнь.

Обратите внимание на адаптированные программы. Они бывают просто адаптированные и адаптированные основные. Если у вас есть ученик, который инклюзивно обучается в классе с детьми возрастной нормы, то под него прописывается второй вариант.

Не забудьте утвердить список учебников для аккредитационных программ в соответствии с Федеральным перечнем. Учителя, которые выбирают учебные пособия, должны знать о содержании нового приказа. Что касается дошкольного и дополнительного образования, то здесь списка на подобии Федерального перечня нет.

В статье 15 закона № 273-ФЗ прописаны правила сетевой реализации программ (когда школа пользуется услугами сторонних организаций и вывозит детей за пределы своей территории). Если это ваш случай, то нужно действовать в рамках договора и лицензировать дополнительный адрес. Некоторые школы организую сетевое обучение в формате экскурсий. Следует также учитывать «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ» Министерства образования и науки РФ 2015 года.

В законе «Об образовании» говорится о самообследовании и внутренней системе оценки качества образования. Что это значит? Помимо внутреннего контроля, школьники участвуют во внешних аттестациях, мониторингах, и необходимо проверять, соотносятся ли оценки учителя в классном журнале с показателями от независимых исследователей.

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Как оформлять итоги педсовета

Требования к дополнительному образованию детей и взрослых

Если ваша лицензия предусматривает дополнительное образование детей и взрослых и вы оказываете эти услуги, то на педсовете нужно обсудить и утвердить соответствующие образовательные программы. Как указано в статье 12 закона № 273-ФЗ, программы дополнительного образования бывают общеразвивающие и предпрофессиональные. Требования к ним прописаны в новом приказе Министерства просвещения № 196.

Нужно учесть, что доп. обр. имеет два возможных источника финансирования: плата за услуги по договору или муниципальное задание. На официальном сайте учреждения нужно расписать планы финансовой и хозяйственной деятельности, чтобы при проверках не возникал вопрос «За счет каких средств реализуются эти программы?».

Напоминаем вам также, что в 2018 году вступил в силу новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который тоже стоит обсудить на педсовете, если вы работаете в данном направлении.

Преподавание — это, несомненно, творческий процесс. Но прежде чем, к нему приступать, важно обозначить правовое поле деятельности.

Источник

Как прошёл мой первый педсовет. И почему мне было стыдно за своих коллег-учителей

«Добрый день… Добрый день» — три минуты до моего первого в жизни школьного педагогического совета, куда я пришёл как учитель. Конечно, бабочки внутри не порхают и ручейки не журчат. Но ожидания серьёзные, сейчас точно что-то будет важное!

Педагоги собрались, все друг с другом поздоровались. Вернее, все расселись кружками и давай насущные проблемы обсуждать. Кажется, уже что-то не так. Ведь педсовет — это подведение итогов, это про новые наработки, про дидактические единицы. Это рефлексия. Но мы все ждём начала, когда выйдет директор и настроит на нужный лад.

Та-да-да-дам. Час иск настал (и это не опечатка, потому что дальше описание и правда будет очень похоже на судебные разбирательства). «Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть весь педагогический коллектив нашей школы». Я оглянул зал: показалось, что до 100% здесь многих не хватает. Вроде педсовет по итогам первого учебного модуля, а собрались не все.

О чём был разговор? Удивительно, но сразу о плохом. Место в рейтинге не соответствует ожиданиям учредителя, оценки так себе, почти 30% учеников не аттестованы. И поначалу я встал в позу.

Это за что мне тут предъявляют? Ради рейтинга начать пятёрки что ли ставить всем? Ученик не наработал и не знает материал на пять, а мне её ставить

Понятная позиция. Я и сам её придерживался. Но потом призадумался. Конечно, к учителям по таким критериям претензий не должно быть, но и смеяться я повода не вижу. А учителя почему-то только посмеиваются тайком. Учителя на педсовете вообще занимались каждым своим: одни рассказывали анекдоты, у других были кроссворды, а кто-то на смартфоне «три в ряд» раскладывал. Расслабляются коллеги и ни о чём не переживают. Это ведь не их вина.

Я люблю рефлексию, считаю её полезным скиллом. И решил разобраться, что к чему. Вообще говоря, критерии-то к учителям нормальные. Когда в пятом классе мало «пятёрок» и много «троек» — это нормально, дети только «учатся учиться». Когда в 6-м или 7-м — это адекватно. Но когда вы, преподаватели, продолжаете ставить двойки и тройки в 9-10-х классах — повод призадуматься. Может, плохо учим? Да и считается качество успеваемости, оказывается, хитрее, чем просто среднее арифметическое всех результатов. И можно сказать, вполне отражает качество педагогических реалий.

Дальше на педсовете было выступление представителей методических объединений. Каждая «часть» педсостава по единой форме отчитывается о проделанных успехах за прошедший модуль (четверть или триместр — без разницы). Сразу становится понятно, кто и сколько делает для продвижения школы в рейтинге: олимпиады, проверочные работы, семинары повышения квалификации, конкурсы, проектная деятельность. Можно продолжать. И за всё это предусмотрены денежные поощрения. Если есть успехи, конечно.

Начинаю слушать выступления и понимаю, почему за последние годы школа провалилась в рейтинге.

Метапредметная олимпиада для учителей? Да пффф, максимум зарегистрироваться. А вот выполнять задания — не царское дело

Агитировать школьников участвовать в олимпиадах, готовить их к выпускным испытаниям? Тоже нет. Учитель математики вообще заявил, что олимпиады городского уровня слишком сложные, только для выпускников математических лицеев. И поэтому преподаватель (педагогом назвать этого человека язык не поворачивается) не видит смысла учить математику глубоко и вообще детей к чему-либо готовить.

Правильно, так их, наших детей. Они вообще ни на что не способны, зачем пытаться с ними заниматься. Лекции по темам уроков почитали, и домой. Ради кого тут стараться? Да ладно, дети. Есть ещё неблагодарные родители!

Разговор о необходимости более плотной коммуникации с родителями школьников. Пронеслось неловкое «угууу…» из разных концов аудитории. Но не объяснять им, зачем это всё надо, нет. Здесь цель несколько иная: заставлять родителей и детей во всём этом участвовать. Учёба — дело интересное, полезное и привлекательное, что тут ещё добавить.

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

7 главных тезисов Дмитрия Быкова об образовании и современных детях

И про любимые ЕГЭ и ОГЭ. Опять же, виноваты не учителя. Это дети плохо готовились. Вот директор спрашивает у педагога: «На сколько баллов вы написали ЕГЭ во время проверки в прошлом году?». «На 70 с небольшим [дальше что-то непонятное о каком-то заме зама из департамента образования, который на каком-то собрании сказал, что учитель, сдав на 78 баллов, может подготовить школьников на все 100]», — такой был ответ преподавателя. Готовить-то может, наверное, только разговор не об этом. Вину за ошибки кто-то собирается брать на себя или так и будем школярские оправдания придумывать? Видимо, так и будем. Весь педсовет, каждое методобъединение — одна и та же песня.

Всем на всё наплевать. Рейтинг, экзамены, проекты, учёба, школа, дети, родители, оценки… А я сидел и краснел. Я их, своих коллег, понимаю. У них тяжёлая работа. Я сам веду уроки и понимаю, какой это труд. И тем более, как мало за него платят где угодно за МКАДом. Маленькая зарплата, нет времени на детей из-за бумажной волокиты. Но все эти рейтинги и тому подобное — это ведь результат работы в школе. Будет качественная работа — будут успехи на всех фронтах, будет ужасная — будут провалы. У учителей выработалось безразличие к результатам. Поэтому, видимо, коллеги на педсовете и собирали «три в ряд». А стыдно было почему-то мне.

Источник

Чем порой учителя занимаются на педсовете, или Жизнь под аплодисменты. Часть вторая

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Наша система школьного образования построена на наказании успеха. Нет-нет, я не оговорилась! Смотрите, что получается в наших школьных буднях. Кто в классе получает больше внимания педагогов? Об отличниках с примерным поведением мы, учителя, говорим на любом своем выступлении 20-30 секунд. А общаемся с отличниками лично — и того меньше — 3-5 секунд: «Молодец! Умница! Так держать!» Все! Это — вся порция нашего внимания отличникам. Хорошистам достается нашего внимания и индивидуальной вовлеченности в их дела и того меньше: «Хорошо, садись, четыре». Все, больше хорошистов мы не замечаем. Их как будто нет.

Наша производственная жизнь построена на негативе

Наша система школьного образования построена на наказании успеха. Нет-нет, я не оговорилась! Смотрите, что получается в наших школьных буднях. Кто в классе получает больше внимания педагогов? Об отличниках с примерным поведением мы, учителя, говорим на любом своем выступлении 20-30 секунд. А общаемся с отличниками лично — и того меньше — 3-5 секунд: «Молодец! Умница! Так держать!» Все! Это — вся порция нашего внимания отличникам. Хорошистам достается нашего внимания и индивидуальной вовлеченности в их дела и того меньше: «Хорошо, садись, четыре». Все, больше хорошистов мы не замечаем. Их как будто нет.

Троечникам мы уже уделяем внимания побольше. Мы их стыдим и поругиваем, мы на них ворчим и объясняем им, почему надо хорошо учиться. Изредка мы вызываем в школу их родителей, а также проводим дополнительные занятия и назначаем дни пересдачи плохих оценок.

А теперь, уважаемые коллеги, внимание: вопрос. Кому из наших учеников достается львиная доля нашего внимания (как внимания родителей, так и педагогов)? Двоечникам и «трудным» ученикам! Именно они в нашем классе самые особые дети. На них мы тратим больше всего своего времени, сил, энергии, а, порой, и здоровья.

Почти вся школа (речь о хорошей школе) вовлечена в работу с «проблемными» детьми. Их знают по именам и в лицо, знакомы с их семьями, их даже немного побаиваются («Что он еще выкинет?!»). Для них придумывают и предлагают разные методы работы. А дальше с «проблемными» детьми начинают работать психологи, социальные работники и инспектора по делам несовершеннолетних.

Так кому мы, уважаемые коллеги, уделяем больше всего внимания? Я даже представить себе не могу, чтобы наша школа уделяла столько же внимания отличникам и хорошистам. Ну, разве что, когда «тянем» отличника на медаль, или готовим сильных учеников к олимпиаде. Да и то это ведь больше для престижа школы, а не для самих детей.

Также и с нашими производственными совещаниями и педсоветами. На них —сплошная критика, обсуждение проблем и трудных ситуаций. Сколько времени мы уделяем обсуждениям успехов? Сколько раз вас или ваших коллег хвалили на производственных совещаниях? Конечно, такое случается, но это, скорее, исключение из правил. А наши правила, к сожалению, таковы:

Вы можете продолжить.

Полчаса, которые меня потрясли

А тут еще со мной произошел случай, он помог мне многое осознать. Как-то я договорилась о встрече с подругой на автобусной остановке. Подруга опаздывала. Она позвонила мне с извинениями, пообещав прибыть через полчала. Зима, холодно. И я зашла в ближайший Дом Культуры (или как сейчас это называется?), чтобы не замерзнуть. Ожидая там подругу, я обратила внимание на аплодисменты, которые доносились из-за закрытых дверей зала. Там кто-то что-то говорил, а потом раздавались аплодисменты. Одна из дверей была приоткрыта. Я подошла и стала прислушиваться. Как оказалось, это было собрание представителей сетевого маркетинга какой-то компании по распространению каких-то чудодейственных пищевых добавок или что-то в этом роде. Ведущий называл фамилию и сколько этот человек чего-то продал, а также сколько клиентов нашел, после чего полный зал людей начинал аплодировать.

Меня поразила позитивная атмосфера, царящая в том зале. Люди искренне аплодировали друг другу, причем, как за 500 единиц проданного чудо-продукта, так и за 10. А десять единиц продукта, видимо, сумели продать начинающие, только что вошедшие в сетевой маркетинг. Со сцены говорились такие слова: «Десять лучше, чем ноль. Десять больше, чем единица. И это — только начало!» Далее следовали аплодисменты слушателей.

Потом люди со сцены стали рассказывать, как лучше продавать продукт компании и искать новых клиентов. Все это было с шутками и юмором. Зал реагировал просто удивительно. Люди улыбались, аплодировали, поздравляли друг друга. Атмосфера позитива просто завораживала.

Тут я вспомнила педсовет в своей школе, который прошел накануне. Настолько разительное было отличие, что я даже вздохнула ненароком. А потом я стала представлять, как я выступаю на педсовете, а коллеги мне аплодируют.

Внутренний голос: «Так, что это с вами, Алина Сергеевна?! Неужели вам нужны аплодисменты?!»

Просто мысль: Каждому человеку в его жизни нужны аплодисменты. Хотя бы иногда!

Итак, у меня разыгралась фантазия. Вот идет педсовет.

— Коллеги, 20 учеников из десятых классов получили «пятерки» и «четверки» на последнем зачете по английскому.

Аплодисменты моих коллег!

— Большинство моих выпускников понимает английскую речь и может разговаривать на иностранном языке.

— У меня налажен хороший контакт с родителями учеников.

— Я всегда прихожу на работу подготовленная к урокам.

— Я посещаю много разных курсов, семинаров, лекций; постоянно занимаюсь самообразованием, ставлю задачу личностного роста.

— Я улыбаюсь своим коллегам!

Продолжительные аплодисменты! И улыбки коллег в ответ!

— Я замещаю своих коллег, когда меня об этом попросят.

— Я добра, искренна и открыта в общении с коллегами. Готова делиться с ними своими материалами и методическими наработками.

Бурные и продолжительные аплодисменты!

Я даже рассмеялась на этом месте. Но потом вспомнила эпизоды из моей реальной производственной жизни. И мне смеяться расхотелось. Как-то на небольшом производственном совещании, отпрашиваясь на один день с работы по семейным обстоятельствам и чувствуя нежелание начальства отпускать меня, я сказала: «Но, послушайте, я восемь лет не была на больничном. Восемь лет! Ни разу!» На это мне директор ответил: «Ну и что вы так этим гордитесь? Это — ваш личный выбор!»

И еще мне вспомнился такой эпизод. Я участвовала в российско-американском конкурсе учителей английского языка. Вошла в число призеров, выиграв для своей школы приз на 2 тысячи долларов. Мне пришел этот сертификат со списком призов, которые можно было выбрать на эту сумму, и я уже начала обдумывать и выбирать, делая на нем карандашные пометки. И вдруг встречаю в школьной столовой завуча, которой сообщаю о получении мной по почте сертификата со списком. Она мне отвечает: «Да знаю-знаю. Мы вчера с директором ездили в Областной департамент народного образования и получили ваш красивый диплом в золоченой рамке и выбранные нами призы. Можете зайти ко мне в кабинет и забрать этот диплом, больше похожий на надгробие. Но вручение вчера было очень торжественное». Я изумилась: «А почему вы мне не сказали? Я бы поехала!» Завуч ответила: «Да, ладно, мы и без тебя все получили. А у тебя все равно консультация с девятыми классами была назначена». Она объяснила все просто и незлобливо, а я в очередной раз поняла, что аплодисментов на работе вряд ли дождусь.

Как загораживаться, отгораживаться, уходить, защищаться от негатива, который лавиной обрушивается на нас в производственной жизни? И как жить под аплодисменты и с аплодисментами? Хотя бы изредка. Ведь наша традиция работать в тумане негатива уносит наше здоровье, а также снижает эффективность труда. И если честно, аплодисментов все-таки хочется порой.

Когда я осознала, что после педсоветов и производственных совещаний (а иногда просто после общения с начальством и некоторыми коллегами) у меня не только портится настроение, но и ухудшается самочувствие, я решила «перекрывать» свой канал, по которому ко мне поступает информация извне. Или хотя бы ставить на него фильтр. Собственным волевым усилием я начала отключаться от внешнего информационного канала и переключать свое внимание на что-то другое. А еще я стала сама себе мысленно аплодировать. Помня известное обращение А.С. Пушкина к самому себе, я стала говорить: «Ай да, Алина Сергеевна! Ай да, педагог!»

Как перестать воспринимать негатив на педсовете?

Не слушайте речи выступающих, не вникайте в суть происходящего, не воспринимайте то, что звучит вокруг вас. Скажите себе, что это все — о других и для других. Или представьте, что все это говорится на иностранном языке, которого вы не знаете.

Смотрите внимательно на докладчика, но думайте о своем, пропуская мимо ушей, мимо собственных мозгов и особенно мимо сердца смысл сказанного. Для начала сосредоточенно и скрупулезно рассмотрите говорящего, а потом и всех слушателей, которых вам видно, останавливая свое внимание на каждой детали их внешности. Проанализируйте, прокомментируйте увиденные вами детали про себя. Пофантазируйте, как окружающие вас люди выглядят в разных жизненных ситуациях: в бигудях на голове, в кресле зубного врача, на субботнике с метлой в руках и т.п. А потом задумайтесь о чем-то своем, приятном и интересном.

Для меня таким приятным и интересным вдруг оказалось… рисование. Однажды, сидя на очередном производственном совещании, но больше не желая организовывать для себя «Жизнь переживательных людей» или вовлекаться в такую жизнь, организованную для меня другими, я погрузилась в волшебный мир изобразительного искусства. Хочу сделать чистосердечное признание: рисовать картинки я начала прямо в своей общей тетради с планом воспитательной работы.

Наверное, с этим чудесным планом я посещала многие производственные совещания. Вероятно, мы с коллегами там долго совещались о чем-то важном. Поэтому в той общей тетрадки у меня как-то само собой «нарисовалось» много разных «веселых картинок». Так много и таких веселых, что вскоре ту, ну очень художественную тетрадку, я стала оставлять дома, а план воспитательной работы пришлось переписать в новую.

После того, как очередная картинка в плане с воспитательной работой была закончена, я скромно говорила себе: «Ай да Алина Сергеевна! Ах, да художница!» Таким образом, я мысленно аплодировала себе. Аплодировала не за свое «великое художество», а за то, что смогла найти «зонтик от негатива», что сумела увернуться от негатива, что поставила фильтр на пути информационного потока. А еще я мысленно аплодировала себе за то, что вообще осмелилась рисовать, посмела прикоснуться к изобразительному искусству. Я — дилетант — аплодировала своей смелости.

Вот некоторые из моих рисунков, которые помогли мне не утонуть в болоте производственного негатива, и которые теперь я называю «говорящими картинками». Они любительские, но сделаны от души:

Говорящая картинка «Не хотим учить английский»

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Говорящая картинка «О, горе мне!»

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Говорящая картинка «Плач учительницы»

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Говорящая картинка «Я люблю тебя, жизнь!»

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Главное, мои картинки помогли мне не впитать в себя негатив от взрослых в нашем школьном производстве, а потом не вылить все это на учеников. Ведь дети (любого возраста) в негативе взрослых не виноваты, я в этом убеждена.

Шальная мысль: Коллеги, а, может быть, мы в своих учебных заведениях когда-нибудь научимся работать под аплодисменты. И, возможно, тогда у нас с вами получится организовать детям учебу (и все детство!) под аплодисменты?!

Но чтобы такое получилось, надо сначала нам самим (взрослым, педагогам, родителям) выбраться из болота негатива и взобраться на радугу позитива.

Вот так я начала рисовать. И до сих пор не могу остановиться. Теперь своими незатейливыми рисунками я начала оформлять свои затейливые книги. Наверное, такова волшебная сила искусства. В данном случае, изобразительного искусства.

И пусть мои рисунки — любительские. Да, они точно любительские, они на самом деле любительские, потому что я их очень люблю и делаю с любовью.

Если хотите посмотреть другие рисунки дилетанта, или, как я себя называю, любителя-оформителя, то они — в моих книгах.

Просто пожелание коллегам: Желаю вам стать профессиональными любителями-оформителями и оформлять свою жизнь, профессиональную и всю остальную, с любовью!

Так что, милые дамы-учительницы, давайте заточим наши карандаши, наполним чернилами маркеры и фломастеры, приобретем акварели и мольберты, а, главное, найдем свой зонтик от негатива, станем сами себе аплодировать и будем меньше переживать о работе.

Ну, что, коллеги, сверим наши рисунки?!

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсоветеОб авторе. Алина Сергеевна Бикеева — автор книг для учителей и родителей. Ее книги можно купить в магазинах OZON.ru и Лабиринт:

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

О чем говорят на педсовете. Смотреть фото О чем говорят на педсовете. Смотреть картинку О чем говорят на педсовете. Картинка про О чем говорят на педсовете. Фото О чем говорят на педсовете

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Педагогический совет — подготовка и проведение

1. Функции педагогического совета.

Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы:

Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.

Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются:

в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;

в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций;

в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий;

в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)

2. Содержание педагогического совета.

Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:

Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития школы.

Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями:

Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.

3. Виды педагогических советов, их проведение.

Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело);

диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.

Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп.

Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография.

2-этап –этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме,

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме.

3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Оотношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:

Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.

Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины.

Например мы проводили педсовет на тему: «Обучать или воспитывать». Предложили педагогам подумать над такими проблемами:

— В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом?

— Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?

— Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?

На этом педсовете были не только традиционные роли участников диспута, но были и «конформисты», «критики», «союзники». Докладчику пришлось активно защищать свою позицию.

Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.

Педагогический совет – защита инноваций.

Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет-деловая игра.

Весь процесс можно разбить на шесть этапов:

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников.

Постоянный состав педагогического совета определен « Положением о педагогическом совете школы» и включает весь педагогический коллектив.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района.

Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д..

Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие.

Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы ( в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Мы в своей школе приняли решение в конце года проводить итоговый нетрадиционный педсовет, на котором подводим итоги учебного года и говорим только о хорошем, все проблемные моменты оставляем для августовского педсовета. В этом году все преподаватели были награждены грамотами и памятными подарками – статуэтками богини Ники- символа дальнейших побед и достижений

Все педагогические советы, должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.

Литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *