О чем говорят кабаниха и феклуша
Гроза (Островский А. Н., 1859)
Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.
Кабанова и Феклуша сидят на скамейке.
Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет; стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости.
Кабанова. Слышала я, милая.
Феклуша. А я, мaтушка, так своими глазами видела. Конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Hу, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани Господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то в своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.
Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чему дивиться!
Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.
Кабанова. Как так, милая, в умаление?
Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то, и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Феклуша — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»
Жизнь странницы
Феклуша — типичная странница. Это женщина, путешествующая по Руси, посещая во время странствия монастыри и святые места. Останавливаются странники в лежащих на пути сёлах и городах, в тех домах, где не откажут в гостеприимстве. Впрочем, принимать странника всегда считалось предвестием благополучия, хорошей приметой. А сами путники передавали друг другу сведения о тех домах, где можно найти ночлег и гостеприимство. Жили странники подаянием. А за приют расплачивались рассказами об увиденном и услышанном в пути. Катерина вспоминает, что в родительском доме по вечерам все собирались послушать диковинные рассказы странниц.
Обращаться к странникам ласково, используя вариант имени, больше подходящий для ребёнка (Пелагеюшка, Иванушка у Толстого в «Войне и мире»), было в обычае. Это демонстрировало доброжелательное, покровительственное отношение к «божьим людям», желание заботиться о них, помогать тем, кто как никто близок к Всевышнему. Так что тот факт, что героиню называют Феклушей, ничего не говорит о персональном к ней отношении: это дань традиции.
Феклуша и дом Кабановых
Во время пребывания в городе Феклуша живёт у Кабановых и невольно присутствует при домашних событиях. В отъезде Тихона по делам в Москву её более всего интересует соблюдение обрядовости: будет ли его жена выть? Странница — любительница устоявшихся церемоний, как и Кабаниха, которая требует от Катерины поклона мужу в ноги и полного набора традиционных наказов жене со стороны Тихона вместо искренних объятий перед разлукой.
Как бы из-за заботы о хозяйском добре Феклуша советует присматривать за другой странницей. Впрочем, подлинные мотивы этого совета Глаша раскрывает тут же: «…все вы друг на друга клеплете». Зависимые от щедрости хозяев, «странные» люди конкурируют между собой.
Рассказы Феклуши, по её собственному признанию, опираются не на личный опыт, а большей частью на услышанные рассказы других людей. По немощи ей не по силам путешествия по дальним краям. Но говорит она бойким, живым, красочным языком, стиль её баек близок к сказочному, и занимательные небылицы про «салтанов» и неправедный суд, про людей с пёсьими головами необразованным жителям провинциальной России заменяют газеты. Без таких людей, как Феклуша, считает служанка Глаша, жители Калинова так бы «дураками и померли». Подобные странницы всерьёз воспринимаются невежественными, тёмными людьми как просветители.
Феклуша хорошо понимает, что хочет услышать от неё хозяйка дома. Вот и заводит беседу о благости неторопливой, устоявшейся на века, несуетной жизни, в противоположность «содому» больших городов. Подпитывая убеждения Кабанихи, вещает о близости конца света, о пришествии «последних времён». Женщина способна увидеть в спешащей толпе самого дьявола, в паровозе — огненного змея, на крыше дома — сатану, сыплющего плевелы на гуляющий народ. Она способна почувствовать «умаление» времени и услышать таинственный стон, звучащий в разгаре «гульбища да игрища». Скорее всего, странница сама верит в те ужасы, о которых вещает, в конец света. Но этими рассказами Феклуша не просто подпитывает суеверие и мракобесие, но укрепляет недоверие ко всему новому, прогрессивному.
Роль Феклуши в драме «Гроза»
Феклуша в пьесе противопоставлена доморощенному механику, изобретателю и любителю чтения Кулигину. Если тот ищет спасения от молнии в сооружении громоотводов, то странница, подобно сумасшедшей барыне и Дикому, видит в грозе проявление божьего гнева. Её бог — не бесконечно милосердная высшая сила, а строгий надсмотрщик, суровый и неумолимый. Она увеличивает давление страха на необразованных горожан, способствует росту ужаса перед неизбежностью наказания за грехи и за всякое проявление свободной мысли или чувства. Образ Феклуши разнообразит картину «тёмного царства» в пьесе. Кроме самодурствующих, невежественных богатеев, которые давят людей властью денег и положения, зло находит поддержку в суеверном страхе, подпитываемом такими Феклушами.
Характеристика образа Феклуши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»
Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
Феклуша рассказывает всякий бред.
Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.
Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».
Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».
Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.
Пример сочинения 1
Образы Дикого и Кабанихи в пьесе. Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.
Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию.
Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий.
Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.
Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке.
Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите… А у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых.
И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин.
Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера.
«Ужтакого-то ругателя, каку нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится».
Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.
Савел Прокофьевич скуповат. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.
Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?».
На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все… говорю, что разбойник, и конец.
Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу— помилую, захочу — раздавлю».
«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, вся кой логики —вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее…», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.
Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами… обороняться»
Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других персонажей. И только потом уже на богатстве.
Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Однако утихомирить его оказывается не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ними Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка.
Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений: «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.
Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.
Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их.
Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве.
Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», — поучает она невестку.
Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.
Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», —замечает о ней Кулигин.
В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».
Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона.
«Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может.
В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.
Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями».
Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись.
Все это привело Тихона к определенной эмоциональной бесчувственности: он часто не понимает состояния Катерины.
Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле».
Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств.
Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако, вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.
В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности.
Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их.
В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь —это не что иное, как примирение с калиновской моралью.
Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Кудряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.
Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием «широты натуры»; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства».
В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.
Пример сочинения 2
Всех героев пьесы Островского «Гроза» можно разделить на представителей «темного царства » и остальных героев.
Деление условное. Но смысл здесь в том, что есть общие черты, присущие всем героям,олицетворяющим это «царство».
Он побаивается своего молодого и смелого приказчика Кудряша, потому что тот даёт ему отпор. А более всего он уважает свою куму Кабаниху. Кабаниха не кричит и не зверствует открыто, но купец знает, что пощады от неё не будет. Вот и не задирает её.
Пример сочинения 3
«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»
Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями? В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.
В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё!
Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».
Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.
Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.
Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.
Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» Островского с цитатами
Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный. Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно. Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.
Феклуша – странница. Блаженная.
Образ и характеристика
Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.
В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.
Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.
Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.
Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.
Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.
После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.