О чем говорит православие 5 класс
Конспект урока «Христианская православная культура»
Тема урока : «О чем рассказывает христианская православная культура».
Дисциплина: ОДНКНР, курс Л.Л. Шевченко «Православная культура».
ФИО: Бурнаховская Людмила Анатольевна.
Место работы: МБОУ «Спасская гимназия».
Тип урока: открытие нового знания.
Время преподавания: курс включен в учебный план образовательного учреждения первый год.
Цель урока: сформировать представление учащихся о причинах становления христианства в Римской империи; подвести детей к выводу, что христианство принесло в мир любовь, которая поборола все препятствия и показала людям путь к спасению и счастью.
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждениеи делать выводы;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью.
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли христианства в становлении мировой цивилизации;
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
Основные понятия: христианство, язычество, капище, геенна огненная, любовь, спасение, счастье.
Средства обучения: карта, рабочие тетради, карточки с инсертом.
Объяснение нового материала.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас всех сегодня видеть. На прошлом уроке мы с вами узнали, какого человека называют культурным и как Православная вера способствует культурному развитию людей. Православная церковь существует почти 2000 лет. Почему Церковь сохранилась и распространила свое влияние на многие народы?
Учитель: Давайте вспомним « Что такое христианство?» ( Ответы детей: это мировая религия, её исповедуют многие страны и народы).
Учитель: Почему эта религия называется «христианство»? ( Ответы детей: по имени Иисуса Христа).
Учитель: А кто такой Иисус Христос? ( Ответы детей: это Бог, Сын Божий, который пришёл в мир спасти людей).
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Ответьте на вопрос « От чего же людей нужно было спасать?»
«Во что люди верили?»
Самым жестоким был культ Ваала, свирепого божества, требовавшего человеческих жертв. В месте поклонения строили огромного идола. Нижняя часть сооружения представляла собой огромную печь, в которой постоянно поддерживался огонь. Верхняя честь имела вид человека с головой быка, который протягивал руки вперед, как бы собираясь получить дар. И люди преподносили ему дары – своих детей, первенцев, которые живьем сгорали в огне печи. Люди верили, что принося такую жертву, они в дальнейшем будут жить богато и благополучно, их будущие дети вырастут здоровыми и сильными, и не будут знать бед и горестей.
Как вы думаете, правильно ли поступали эти люди? ( Ответы детей: это неправильно, жестоко, нельзя убивать детей).
Ваалово капище было и близ Иерусалима, в долине Генномовой. Страшные жертвы, постоянно горящий огонь постепенно вызвали у людей страх и отторжение. Израильтяне перестали поклоняться Ваалу, а капище стало символом посмертной муки человека, при жизни совершавшего дурные поступки. Это место получило название «Геенна Огненная». Так сейчас мы называем ад, место упокоения грешных душ после смерти.
К моменту рождения Иисуса Христа, Сына Божия, в Средиземноморье, сформировалось огромное могущественное государство – Римская империя. (На доске должна быть карта Римской империи. Учитель по ходу повествования показывает месторасположение исторических фактов и событий). В её состав вошла и земля Израильская. Римляне тоже исповедовали язычество, но без человеческих жертвоприношений. Это было культурное государство, вся жизнь человека регулировалась законами, несоблюдение которых приводило к неизбежному наказанию.
Ребята, как вы думаете, всегда ли законы государства справедливы и соответствуют нравственности и совести? ( Ответы детей: не всегда, законы могут быть несправедливыми).
Учитель: Вы правы, ребята. Законы не всегда могут быть справедливыми и продуманными. Ко времени рождения Христа в Римской империи происходил упадок нравственности, поддерживаемый государством. Высшие слои римского общества утопали в роскоши, разрушалась семья. Согласно законам, ежегодно можно было разводиться и спустя полгода снова заключать брак. Что это значит на практике? Это значит, что у ребенка каждый год мог появляться новый папа (отчим) или новая мама (мачеха).
Учитель: А ведь отношение с чужим человеком не всегда складываются удачно, сложно наладить добросердечное общение. Взрослые люди больше заняты обустройством собственной жизни. А дети? А дети при живых родителя становятся сиротами.
Учитель: Более того, чтобы не остаться в бедности, родители могли продавать своих детей, выгонять их на улицу, заставить работать на какого-либо человека для погашения долга родителей. Как вы думаете, могли ли дети, выросшие в подобных условиях, любить своих детей, заботиться о них, научить их хорошему? ( Ответы детей: конечно нет).
Учитель: А дети хотели бы любви, заботы, внимания, ласки? ( Ответы детей: да, конечно, каждый человек этого хочет).
Учитель: И приходит Иисус Христос и говорит: « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ». Ин. 13,34-35. Еще Он учил: « Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна ».1Ин.2,10. И « Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих » . Ин.15,13.
Христос не просто учил, Он своим примером показал глубину любви Бога к человеку, принес Себя в жертву за грехи людей. Его ученики не смогли остаться равнодушными, продолжили дело просвещения язычников и после Вознесения Христова. Апостолы тоже учили любви. Например, апостол Павел в послании к коринфянам говорит следующее: « Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит ». 1Кор.13,4-8.
Апостолы помогали больным и бедным, детям и сиротам. К ним стало приходить много людей, особенно молодых. Эти люди крестились, исполняли наставления Иисуса Христа, стремились жить в любви к Богу и ближним. За это их подвергали наказаниям, мучили и убивали, но христиане не отрекались от своей веры. Так стала складываться христианская Церковь.
Учитель: Ребята, теперь вы могли бы ответить на вопрос, почему христианство получило такое распространение в мире. ( Ответы детей: потому что древние люди разучились любить, страдали дети, разрушалась семья, а Христос научил любить и заботиться о ближних).
Учитель: Любовь – это счастье? ( Ответы детей: да).
Учитель: А что значит «любить», в чем проявляется любовь? ( Ответы детей: делать что-то хорошее человеку, которого любишь).
Учитель: В чём проявляется любовь к Богу? ( Ответы детей: в исполнении Его заповедей, стремлении измениться, стать лучше, избавиться от грехов).
Учитель: Легко ли это, исполнять заповеди, работать над собой? ( Ответы детей: нет, это трудно, но таким образом человек научится любить и будет счастлив).
Учитель: Чтобы стать счастливым, нужно исполнить несколько заповедей и сделать определенное количество добрых дел, этого хватит? Или человек должен трудиться всю жизнь, чтобы оставаться счастливым? ( Ответы детей: наверное, постоянно трудиться).
Учитель: А в каких делах проявляется любовь человека к Богу и людям? ( Ответы детей: забота о ближних, помощь, уважение, нельзя говорить плохо о человеке, нужно слушаться родителей).
Подведение итогов. Детям раздаются карточки с заданием инсерта:
МОИ ВЫВОДЫ ПО ИТОГАМ УРОКА
Учитель: Ребята, вам розданы карточки с заданием. Прошу вас вдумчиво и внимательное его выполнить.
Домашнее задание: учебник, с. 20, прочитать притчу «Пастырь Добрый»; определить, каким качествам она учит человека.
Список используемой литературы:
Шевченко Л.Л. Православная культура: методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 176 с.
Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й класс. Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. – 128 с.
Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. – Минск.: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. – 336 с.
Голикова М. С.Древнеримский концепт «честь» (honor) в восприятии раннехристианских авторов (II-V ВВ.). – Журнал «Вестник Московского государственного лингвистического университета», № 617 / 2011. – С. 122-131.
Тумов В.В. Правовые принципы регулирования брачных отношений в обществах древнего мира. – Журнал «Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право», № 2 / 2008. – С. 19-23.
ФГОС основного общего образования (5-9 КЛ.).
Занятие «Что такое православие»
-Познакомить детей с термином — ПРАВОСЛАВИЕ; обобщить и уточнить знания детей о православной вере.
-Развивать умение строить рассказ, а затем корректировать его, уточняя и дополняя.
-Расширить словарный запас детей.
-Воспитывать любовь и уважение к родителям, священнослужителям; воспитание у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру.
— Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Оборудование: фотографии храмов, церковных богослужений, православная газета местного благочиния, иллюстрации картин: Шанькова М. Ю. «Крещение Руси», В. Васнецова «Крещение Руси», иконы «Крещение Руси»
Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.
— Ребята, как часто мы с вами слышим такое сложное и непонятное слово — православие или православная вера? Где вы слышали это слово? (ответы детей). Скорее всего по телевизору, во время новостей или прямых трансляций служений в храме: православные храмы, православный праздник, православные обычаи, православная вера, православные христиане… Может быть, кто-либо из вас держал и газету православного издательства. Может, ваши родители часто произносят это слово и в обычные дни? Говорят ли вам о чем-то слова — православная библиотека? Вот, что говорит о ней священник Максим Козлов: « Православие — это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь, так сердце отозвалось вот на эту радость Православия…» В ера Православная это Вера, прежде всего, не искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.
Существует много различных религий, но нашей стране, России, самой яркой, самой светлой, самой распространенной — является православная вера! Почему, спросите вы? Эта история уводит нас глубокими корнями в наше прошлое…
Сын Святослава и внук св. Ольги Владимир княжил с 980 года. Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы — животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что язычество не истинная вера, и стал знакомиться с учениями магометан, иудеев, немцев-католиков и греков (православных). Приехавший в Киев грек показал князю Владимиру картину Страшного Суда, на которой были нарисованы по правую сторону праведники, идущие в рай, а по левую — грешники, идущие в ад на вечные мучения. Владимир сказал: «Хорошо тем, кто стоит по правую сторону, и горе тем, которые по левую». «Крестись, — ответил ему греческий проповедник, — и ты тоже будешь с праведниками!»
Князь отправил послов в разные страны, чтобы более основательно познакомиться с существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не встречали такого величественного богослужения, как у греков (православных). «Стоя в их храме, — рассказывали послы, — мы не знали, где находимся — на земле или на небе. Не даром приняла греческую веру княгиня Ольга, мудрейшая из людей».
Вскоре после этого князь крестился и женился на сестре греческого императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десятки тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.
Крестился народ добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом; быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А ещё радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскую — и что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству — было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси. Вот так Русь крестилась — через эту дивную Божественную красоту.
Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал добрым, милостивым. В народе его называли «ласковым князем Владимиром» или «Владимиром — Красное Солнышко», а православная Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь стала ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ.
Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)
И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)
Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих
Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок)
Ярко звездочки горят — (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами
(все пальцы свели и резко развели))
Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо)
Мы живем в огромном прекрасном мире. Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть c воей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир — любовь или ненависть, — он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы — люди, животные, растения — обязаны друг другу и не можем жить друг без друга, не можем жить и без всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.
Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный, Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.
Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это — любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.
Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие.
Бог слышит нас, Бог видит нас,
Ведь Он и там и тут.
Даёт Он людям каждый час
И радость, и приют.
О добром Боге говорить
Могу я без конца.
Давайте все благодарить
За милости Творца.
— Жизнь без веры, как скорый поезд без тормозов и ещё на разобранном пути. Непредсказуема и опасна наша дорога, если все спущено на самотек. Жизнь дается человеку, чтоб он, как можно скорее, обрел опору. Это и есть православная христианская вера.
Если бы ко мне подошел человек неосведомленный в основах Православия, неверующий, иноверец, или недавно крестившийся, хотящий знать о Православии, и сказал бы мне: расскажи мне о Православии, во что верят Православные, на чем основана Православная Вера, и какова цель человека, исповедующего Православие, что бы я ему ответил?
Основываясь на Священном Писании и Священном Предании, наверное, я бы ответил ему следующее:
Вера Православная это Вера, прежде всего, не искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.
Бог создал время и пространство, вселенную и землю, природу и животных, и, наконец, Он создал человека. Создал человека как высшее Свое творение, потому как человек был создан по Образу и Подобию Божию. Человек был создан Богом для того, чтобы общаться с Ним, слушаться Бога, учиться от Него мудрости, и, в конце концов, для того, чтобы самому стать Богом.
РП ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 класс.
I. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе авторской программы Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с, и на основании следующих нормативно – правовых документов:
· Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».
· Цель курса – расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.
· Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:
· изучение православной религиозной традиции;
· изучение истории христианства;
· изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
· изучение православной этики;
· ознакомление с православным календарём;
· знакомство с агиографией;
· ознакомление с особенностями церковного искусства;
· изучение устроения православного храма;
· ознакомление с мировыми религиями и сектами;
· ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;
· ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
· ознакомление с основными видами православного богослужения;
· изучение церковнославянского языка;
· формирование целостного восприятия мира;
· воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
· формирование культуры общения;
· предупреждение возможных тупиков личностного развития;
· воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
· выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
· предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
· формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
· духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
· приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
· расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
· оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
· возрождение православных основ семьи;
· пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
· творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
· воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Место учебного предмета в образовании
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 ч для обязательного изучения ОПК на базовом уровне в 5 классе.
II. Результаты изучения учебного предмета
(личностные, метапредметные, предметные)
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, воспитания доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью находить средства осуществления поставленной учебной цели;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· развитие умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
· адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
· понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· знающий историю формирования отечественной культуры;
· имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
· овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
· владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
· овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
· сформируются знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
· сформируется представление о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;
· имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
· имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
· знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории.
· научится объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных);
· овладеет основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения.
III. Содержание учебного курса
1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.
О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
2. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
3. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
4. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?
Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись.О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.
Красивый мир церковнославянской азбуки. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир
5.Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.
6. Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
7. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?
Мудрость жизни христиан.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость. Святая великомученица Варвара. Христианские добродетели и наименование великомученицы Варвары «всечестная».
8. Святые воины.Святые врачеватели.. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
9. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые Отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников.
Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.
Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
Пути к спасению. Преподобный Досифей. Святитель Павлин Милостивый. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.
О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
IV. Тематическое планирование.