О чем говорить на работе с коллегами чтобы не наговорить лишнего
Как научиться молчать
Народная мудрость «молчание – золото» актуальна всегда, но придерживаются этого суждения далеко не все. С приходом зрелости, приобретя жизненный опыт, наступает осознание этих слов и люди начинают задумываться, как научиться молчать и не говорить лишнего.
Общение является сложным процессом в установлении контактов между людьми или целыми группами. Без общения социум не будет существовать. Ни одна сфера жизни и деятельности не обходится без коммуникации, невзирая на то, предпочитает человек компанию или одиночество, интроверт он или экстраверт. Умение правильно общаться это хорошее качество, поскольку, как и застенчивость, так и чрезмерная общительность приносит человеку проблемы.
Каждый человек знает, что в определённых случаях его слова могут доставить собеседнику боль, у кого-то вызвать агрессию или негативную реакцию. Научиться молчать и не говорить лишнего довольно сложно, как женщине, так и мужчине. Требуется обдумывать предварительно и подвергать анализу все свои мысли и последствия огласки любой информации.
Люди любят поговорить о всякой чепухе, бытовой суете, обмениваться информацией о жизненных ситуациях. Разговорившись, проявляя к собеседнику внимание и искренний интерес, очень сложно удержаться, чтобы не взболтнуть ненужного.
Чтобы не говорить лишнего, необходимо заранее продумывать слова, находиться на шаг впереди ситуации, суметь моментально прикинуть, не рискованно ли говорить то, что хочется сказать собеседнику, находясь в конкретной ситуации. Научившись со временем мыслить наперёд, решится проблема, как научиться молчать.
Причины разговорчивости
К сожалению не все люди могут контролировать себя, когда нужно смолчать и не сказать лишнего.
Причинами повышенной разговорчивости выступает три фактора.
Психические заболевания. Такие люди считаются социально неадаптированными, требующими опеки или пребывания в лечебных заведениях. Научиться молчать для них непостижимая задача.
Психологическая составляющая. Повышенная болтливость вызвана зачастую эгоизмом, желанием доказывать своё превосходство, высокомерием, привычкой жаловаться, стремлением быть в курсе всех дел, привлекать внимание разговорами о своих проблемах, потребность оставить за собой в споре последнее слово. Изменения у человека в данной ситуации возможны только тогда, когда он сам захочет научиться молчать, осознавая минусы своей психологической особенности. Для этого важно прилагать старание говорить немного, особенно, когда нет такой необходимости. Если возникают сомнения относительно того, стоит говорить или нет, то целесообразнее будет промолчать. Нужно отвечать людям чётко на поставленные вопросы, не развивая глубоко тему.
Недостаток воспитания. Незнание норм и правил поведения приводит к тому, что человек много разговаривает. Если человек готов меняться и прилагать усилия чтобы измениться, то научиться молчать и не говорить лишнего станет для него достижимым.
Как научиться молчать и не говорить лишнего
Мотивацией для самодисциплины и необходимости молчать, не болтая лишнего, может стать неприятная перспектива потерять друга, любимого человека, делового партнёра. Болтливому человеку следует понимать, что находиться в его обществе, утомляющем постоянно неиссякаемым потоком «информационного мусора», зачастую некомфортно. Далеко не все люди понимают, что болтливость вредит не только им, но и окружению, которое выслушивает их постоянные жалобы.
Не каждый человек готов постоянно обсуждать с кем-то семейные проблемы, сложности с финансами, несправедливость в мире, болезни. Такой энергетический обмен хорош только для человека вампира, который любит вызывать жалость и сочувствие. Безусловно, с каждым может произойти беда, но если человек всегда сетует на свою жизнь, то следует задуматься, а не энергетический вампир ли он?
Погружая человека в свои несчастья и проблемы, энергетические вампиры, таким образом, избавляются от дурного настроения и получают очередную подпитку энергией через утешение, подбадривание от собеседника. Собеседник же после такого разговора испытывает утомление и опустошение. Со временем ноющего человека в социуме избегают, а близкие вынуждены его просто терпеть.
Далеко не все понимают свой недостаток повышенной болтливости и недоумевают, почему от них отстраняются коллеги, исчезают надолго друзья, отдаляются близкие люди. Изначально можно пробовать справиться с этим недостатком самостоятельно. В тяжёлых случаях необходима профессиональная поддержка специалистов (психолога, психотерапевта).
Практические советы, как научиться молчать
Во-первых, желающим научиться меньше говорить, необходимо осознать, что у них есть проблема повышенной болтливости. Формирование новой привычки – это длительный процесс, но зато в конце человека ждёт более эффективный уровень общения. Тренировку по воспитанию привычки следует осуществлять последовательно и важно не останавливаться.
Правило «Стоп». Следует договориться со своим другом или партнёром, что в момент повышенной болтливости он произнесёт слово-код или сделает определённый знак жестами. Замолкать следует сразу, после его знака.
Упражнение «Слушание музыки». Когда сложно воздержаться от участия в беседе, то следует одеть наушники и слушать приятную музыку. Музыка снимет эмоциональное напряжение, выступит барьером для речевых сигналов.
Упражнение «Дыхание и счёт до 10». Необходимо сделать три глубоких вдоха или произвести счёт до 10. Этого времени будет достаточно, чтобы вернуть контроль мозга над своим языком.
Упражнение «набрать в рот воды». Этот способ самый проверенный, в тот момент, когда возникает желание поговорить, следует набрать в рот воды. Можно заменить воду другими напитками или простыми леденцами, когда тяжело будет сдерживать в себе информацию.
Если эмоции зашкаливают или есть конфликтная ситуация, то перед началом разговора, необходимо успокоиться. В этом может помочь простая водичка: необходимо сделать 10 медленных глотков. Пока человек пьет, можно вспомнить о том, что «молчание – золото».
Если сдержаться не удалось и слова льются неиссякаемым потоком, то есть смысл под любым предлогом покинуть помещение и умыться холодной водой.
Также выработать привычку помалкивать позволит новое хобби, романтические отношения, спорт, образование. Эти направления наполнят жизнь новыми впечатлениями и отвлекут от бесконечных разговоров ни о чём.
Итак, научиться молчать и не говорить лишнего является искусством в общении. Навыки общения постигаются с возрастом и здесь главное усвоить такие правила: не говорить лишнего, а только по существу, проявлять уважение к тому с кем происходит коммуникация и научиться молчать в нужной ситуации. Со знакомыми людьми, как правило, проблем не возникает в общении, поскольку человек хорошо знает, как отреагируют на те, или иные его слова, новости, реплики. А вот общаясь с незнакомыми людьми, стоит научиться, когда надо смолчать и держать язык за зубами, не проявлять негатива, быть доброжелательным. Разговаривать желательно с улыбкой, стараясь, чтобы слова и фразы были к месту. Если тяжело пересилить себя, научиться молчать и не говорить лишнего, то целесообразнее просто избегать общения с неприятными людьми.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как держать язык за зубами и 11 способов научиться молчать, когда нужно
Одна из самых мудрых поговорок гласит: «Молчание – золото!» И в самом деле, иногда нет ничего лучше тишины. Неосторожно брошенная фраза может разрушить человеческую жизнь или отношения с близкими людьми. Но как часто каждый из нас сдерживается?
canva.com
В некоторых ситуациях молчать на самом деле непросто. Вот только под влиянием эмоций человек может наговорить такого, о чем в дальнейшем придется жалеть. К тому же, попытка доказать свою точку зрения собеседнику иногда заранее обречена на провал. Не все готовы прислушиваться к чужим словам, так зачем тратить время?
Когда лучше промолчать?
Чтобы не наговорить лишнего, и не жалеть об этом в дальнейшем, стоит запомнить несколько правил. В этих случаях лучше сохранять молчание, каких бы усилий вам это ни стоило.
1. Дело вас не касается
Представьте себе ситуацию. Вы находитесь в дружеской компании, которая начинает обсуждать кого-либо из знакомых. Даже если вам на самом деле интересно, не стоит активно вмешиваться в разговор. Стоит ли расспрашивать о человеке, которого вы даже не знаете? Если не хотите прослыть сплетником, постарайтесь сдерживать свое любопытство. Не стоит комментировать то, что говорят о ком-то ваши друзья или знакомые.
2. Личное дело
Есть такие личные темы, которыми лучше делиться лишь с теми, кому вы доверяете на 100%. Если возникли сложности с партнером, появились какие-то секреты или изменились собственные чувства, не стоит мгновенно вываливать это малознакомым людям. Некоторые вещи лучше обсуждать лишь с теми, кого они касаются напрямую. Например, сложности в отношениях – с самим партнером или с семейным психологом.
Но не все могут хранить личную жизнь в тайне. Женщины любят делиться сокровенным с подругами или со знакомыми. Если в следующий раз у вас возникнет такое желание, подумайте о том, смогут ли вам дать достойный совет.
Тот человек, которому вы хотите рассказать о своих переживаниях, может похвастаться счастьем в личной жизни или достижениями в той сфере, где у вас возникли сложности? Если нет, постарайтесь перебороть себя, но промолчите!
3. Счастье любит тишину
Еще одна популярная поговорка, справедливость которой многие смогли проверить на практике. Сбылось то, о чем давно мечтали? Получили незапланированную прибыль? Постарайтесь сохранить это в секрете, хотя бы от малознакомых людей.
Многие ошибочно полагают, что их счастье будет еще больше, если они поделятся хорошими новостями. На практике все получается совершенно наоборот! Можно не верить в сглаз, но завистники всегда найдут способы навредить. Есть и другой вариант – ваше неожиданное счастье расстроит того, у кого дела в последнее время идут плохо.
4. Странный собеседник
Есть такие люди, которые умеют исказить все, что им говорят. Они просто не умеют слушать, а лишь придумывают собственную версию событий. С такими собеседниками не стоит делиться ничем, что имеет хотя бы минимальную важность.
Они могут переиначить слова так, что вы пожалеете о каждой сказанной фразе. По возможности избегайте беседы с такими людьми, а лучше вообще не соприкасайтесь с ними.
5. Сказанные невпопад фразы
Если вы участвуете в разговоре, тема которого для вас непонятна, лучше молчите. Это тот случай, когда лучше не говорить, чтобы не прослыть дураком. Желание показаться умнее или просвещеннее, чем вы есть, вряд ли сыграет на руку.
Напротив, собеседники могут оказаться в шоке от вашего невежества. Поэтому не лезьте в разговор, в котором ничего не смыслите. Лучше дождитесь более подходящей темы.
6. Ссора
Злость и гнев всегда были плохими советчиками. Чаще всего люди говорят то, о чем в дальнейшем жалеют, именно в разгар ссоры. Не будьте одним из таких людей – дайте время себе и собеседнику остыть. Ведь в гневе можно наговорить того, из-за чего вы разрушите жизнь близкого человека. Лучше уйдите, чтобы злость поутихла.
Критиковать кого-то – тоже не лучший путь наладить контакт. Человек, который оказывается неправ, все равно постарается отстоять свою точку зрения. Он всегда сможет найти тысячи ответных аргументов на каждое высказывание. Так срабатывает психологическая защита. В худшем случае в пылу гнева он сделает глупость, которая навредит или ему, или вам.
7. Полезные советы
Почему-то многие люди любят давать советы, о которых их зачастую даже не просят. У каждого человека есть мнение по той или иной теме. Но это совершенно не повод для того, чтобы озвучивать его любому, с кем вступаете в разговор.
Даже если вас спрашивают о том, что вы думаете по тому или иному вопросу, не торопитесь. Возьмите время поразмышлять, чтобы понять – можете ли вы на самом деле дать полезный совет? Или просто в очередной раз произнесете ничего не значащий набор фраз, который лишь навредит собеседнику? Тот, кто дает советы, автоматически принимает на себя ответственность за судьбу другого человека. Готовы ли вы к этому?
В случае, когда человек просит выслушивать его, лучше всего этим и ограничиться. Дайте собеседнику высказаться о том, что его волнует, но не спешите «помогать» советом. Возможно, во время беседы тот и сам поймет, что в действительности ему нужно предпринять.
8. Говорим, но не на все темы
Есть такие темы, о которых лучше не заговаривать в обществе. Вопросы политики, религии и финансов можно затрагивать с большой осторожностью. Особенно, если вы находитесь в компании, о которой почти ничего не знаете.
Даже если вы неистово верите в Бога, не стоит заводить разговор о религии. Не призывайте никого перейти в вашу веру или немедленно начать посещать церковь. Если же вы уверены в каком-то политике, и считаете, что непременно он должен возглавить страну, не призывайте голосовать за него. У людей, с которыми вы общаетесь, может быть своя точка зрения по всем этим вопросам.
Затрагивать эти темы можно лишь в том случае, если в разговоре возникла совсем уж неловкая пауза. И помните о том, что призывов к действию нужно избегать.
Как научиться молчать, когда нужно?
Даже если вы запомнили все описанные выше правила, не так просто научиться молчать, когда это необходимо. Но есть простые и проверенные способы, которые могут помочь.
1. Дышите и считайте
Если вы чувствуете, что сейчас скажете что-то лишнее, выдохните и сосчитайте до 10. Конечно, этот простейший метод помогает не всегда, поэтому обязательно используйте и другие методы, приведенные дальше.
2. Развивайте прагматизм
Психологи считают, что выплеск эмоций – иногда именно то, что нужно человеку. Именно поэтому люди стремятся отреагировать на вещи, которые их так или иначе касаются. Но результат этого может быть непредсказуемым. Ведь психологические баталии изматывают не только собеседника, но и того, кто их затевает.
Чтобы этого избежать, нужно представлять себе дело в отдаленной перспективе. Подумайте о том, какую пользу получите, если сейчас промолчите. Возможно, вы не причините боли любимому человеку, избежите проблем с начальством или не испортите отношения с друзьями.
3. Отложите беседу
Важные разговоры лучше откладывать на долгий срок. Это могут быть дни, а иногда и недели. Если действовать, повинуясь порыву, можно наговорить глупостей. Дайте себе время все хорошо обдумать и остыть, если это нужно. Взвесьте все за и против, и лишь после этого начинайте беседу.
4. «Разденьте» собеседника
Нет, речь идет не о том, чтобы представить своего оппонента буквально без одежды. В этом случае нужно вообразить, как смешно он будет выглядеть, например, в купальном костюме, подчеркивающем недостатки.
Но этот метод хорош лишь в том случае, если вы общаетесь с агрессором или самодуром. Представьте его в нелепой одежде и ситуациях. Так вам будет проще не сказать ничего лишнего и не ввязываться в ссору. Вы просто не сможете всерьез воспринимать своего обидчика.
5. Глубоко дышите
Каким бы банальным ни казался этот совет, он работает. Во время глубокого вдоха организм получает больше кислорода. Мозг и нервная система работают эффективнее, поэтому у вас будет больше шансов успокоиться. Если чувствуете, что вот-вот выйдете из себя, начнете кричать, либо просто не сможете удержаться от сплетни, начинайте глубоко дышать.
6. Поставьте себя на место собеседника
Лучше всего этот способ действует при общении с детьми, которые умеют выводить из себя. Но вместо того, чтобы снова накричать на ребенка, попробуйте представить себя на его месте. Вспомните, что чувствовали, когда родители ругали вас за порванную одежду или сломанные игрушки. Наверняка, ничего приятного в этом не было.
7. Помните о народной мудрости
Каждый раз, когда вам хочется сказать то, что не нужно, вспоминайте известные пословицы и поговорки. Например, «прикусить язык», «как воды в рот набрал». Необязательно воспринимать их в переносном смысле.
Попробуйте следовать тому, о чем говорят поговорки, напрямую. Конечно, сложно пить воду каждый раз, когда хотите заговорить о чем-то, но вот прикусить язык намного легче. Это можно сделать незаметно для собеседника. Физическая боль заставит вас переключить внимание на нее, а остальные вещи на время забудутся.
Есть еще один прием, популярный у тех, кто ведет важные переговоры. На руки надевают резинку, которая используется для связки денег. И в важные моменты человек стягивает ее, чтобы напомнить себе о необходимости взять паузу. Переключение внимания помогает обдумать некоторые решения без поспешности.
8. Тренируйте выдержку
Если вы осознаете, что страдаете несдержанностью, начните тренировать силу воли. В следующий раз, когда вам наступят на ногу в общественном транспорте, или кто-то влезет без очереди в магазине, просто промолчите.
Как бы вам ни хотелось все высказать обидчику, сдержитесь. Сделайте первый шаг на пути к тому, чтобы стать терпимее. Со временем вы научитесь контролировать то, что говорите.
9. Используйте особые формулы
Психологи считают, что постоянно повторяемые фразы помогают закрепить в сознании определенную информацию. Эти аффирмации содержат нужную формулу, которая эффективно работает с подсознанием.
Например, можно каждый день произносить что-то вроде «Я могу остановиться в нужный момент и промолчать, когда это нужно». Произносите фразу ежедневно, а также в те моменты, когда вот-вот сболтнете лишнее.
10. Анализируйте
Все, что делает человек, так или иначе связано с опытом, который он получает на протяжении жизни. И ваши «срывы» в беседе тоже должны иметь причину. Попробуйте найти ее!
Для этого нужно вспомнить каждый раз, когда вы начинали говорить лишнее. Подумайте, что может быть общего у всех этих случаев? Когда вы поймете, что это, вам будет намного проще контролировать себя.
11. Используйте «фильтры»
Во время разговора несколько раз «фильтруйте» то, что собираетесь произнести. Создайте для себя 3-4 критерия, которым должна соответствовать ваша речь. Например, она не должна вредить другому человеку, произнесенные слова должны принести какую-то пользу, а не просто сотрясать воздух, и вы должны быть уверены в их правдивости. Если задуманная речь соответствует всем критериям, ее можно произносить.
Множество умных людей высказывались о том, что наука молчать – одна из самых важных для человечества. Китайцы уверены, что говорить не нужно, если слова не изменят тишину к лучшему. Поверьте, вы сможете улучшить отношения со многими людьми, всего лишь научившись молчать тогда, когда это важно. А вам тяжело сдерживаться в беседе? Делитесь в комментариях собственными способами, которые помогают держать язык за зубами!
О чем лучше никогда не разговаривать со своими коллегами
Профессиональные нормы и этика, они примерно одни и те же во всех странах мира, особенно если дело касается офисной сферы. Но у нас этикой пренебрегают, а потом расплачиваются, если на работе кто-то вставляет палки в колеса при движении вверх или просто при повседневной жизни в коллективе. Чтобы именно вы не попали впросак, обратите внимание на темы, которых лучше избегать на работе.
Планы
Есть такая поговорка: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Здесь все сложнее, потому то, какими бы хорошими ни были отношения между вами и коллегами, вы все равно остаетесь конкурентами. Откуда вы знаете, что полученная от вас информация не пойдет прямо в уши начальству и таким образом вас устранят на пути наверх.
Конечно, от подобных мыслей не становится легче, ведь все мы люди, а еще надо как-то сосуществовать те 8 часов, что мы отдает профессиональной деятельности. Но и пренебрегать осторожностью тоже не стоит. Помните, что руководители заинтересованы в том, чтобы сотрудник остался надолго.
Естественно, между планами и идеями есть значительная разница. Планы в основном касаются перехода на другое место, тогда как идеи возникают, когда вы видите несовершенства системы и хотите как-то улучшить процесс производства, в чем бы он ни заключался.
Идее нужно дать созреть, а затем, если вы убеждены, что она стоящая, нужно идти сразу к руководству и мягко предлагать реформу. И только в том случае, если вы уверены: руководство открыто для предложений подобного рода.
Но не нужно рассказывать коллегам, а то возможен шпионаж.
Личная жизнь и сплетни
Да, западные эксперты давно советуют избегать слишком сильного погружения в личные дела друг друга. У кого какие друзья, где вы были, пока отдыхали, и многое другое должно быть спрятано от глаз. Резоны просты и прозрачны: не нужно вызывать излишней зависти, если, к примеру, ваши доходы разнятся (о зарплате будет отдельный пункт).
В сплетнях тоже лучше не участвовать, хотя каждый коллектив ими полнится, но постарайтесь отстраниться. Если сам человек – источник сплетен и слухов, то его рейтинг сразу же падает, к тому же он предоставляет железные аргументы против себя в любой удобной для противников ситуации.
О прошлой работе ни слова
Нет, конечно, можно говорить, но только хорошее. Если там было очень плохо и душно, то лучше молчите. Вообще, совет подходит для этапа собеседования, именно там лучше хранить благородное молчание о качестве предыдущего коллектива и руководства.
Есть и другая опасность. Представьте, что вы найдете побратима по несчастью, и он вам будет постоянно жаловаться на предыдущее место работы? А вам ведь еще трудиться надо. Поэтому меньше слов и больше дела.
Зарплата
В некоторых организациях есть запрет на сообщение другим сотрудникам уровня своего дохода. То есть люди работают рядом, но совершенно не знают, сколько другие получают.
В этом есть масса преимуществ, но самое главное одно: люди думают не о деньгах и не переваривают себя, медленно поджариваясь на огне все той же зависти, а концентрируются на производственных задачах.
Конечно, порой считается, что зависть – двигатель прогресса, но в основном она контрпродуктивна.
Мировоззренческие вопросы тоже нужно оставить в стороне
Почему? Очень просто: вопрос ценностей – очень сложный и всегда индивидуальный. Работе разговоры о религии и политики вряд ли помогут, а вот разругаться люди могут легко и свободно на этой почве. Да и вообще к чему ведут эти дебаты? Формирование собственного сознания – процесс почти интимный.
Мировоззренческие споры вредят ощутимо еще и тогда, когда вы приходите в коллектив, где собраны люди с разным уровнем образования, которые принципиально друг друга понять не в состоянии. Поэтому молчание – лучший и самый очевидный выход.
Критика руководства
Пункт тоже из разряда очевидного. Не нужно критиковать руководство. И дело даже не в том, что оно когда-то прямо или косвенно поучаствовало в вашем трудоустройстве. Представьте, что завтра вас могут повысить, и вы будете уже защищать то, что вчера критиковали. Или, может быть, вы думаете, что вы откажетесь от повышения и напишите заявление об уходе? Это маловероятное развитие событий.
Еще и тень всегдашнего соперничества за место под солнцем не дает спокойно спать: шпионы есть в каждом коллективе, а ушами обладают даже стены. Поэтому не стоит лишний раз говорить и озвучивать свое отношение к руководству. Если работа не нравится, а уйти нельзя, то можно ходить в спортивный зал, и там сбрасывать напряжение, накопленное за дни непосильного труда.
Здоровье
Еще одна плохая идея – это рассказывать коллегам о ваших проблемах со здоровьем, ведь это тоже почти интимные вопросы. Допустим, среди коллег будет конфидент, но даже с ним можно побеседовать за пределами работы, чтобы избежать ненужных трудностей, главная из которых одна – сплетни. Кто-то услышит – расскажет руководству. Начальник неправильно интерпретирует, вызовет вас, начнет задавать вопросы. Если вы спросите об источнике, он, конечно, соврет. Чтобы всей это канители не начинать, лучше помалкивать о состоянии своего тела.
Внешность других сотрудников
Да, еще одна проблемная зона нашей профессиональной действительности, особенно женщины любят между собой обсудить, как одевается та или эта. Конечно, редко подобное приводит к увольнениям. Такое поведение вообще инвариант нашей рабочей атмосферы и обстановки, но это же еще не значит, что подобное положение дел замечательно и прекрасно. С некоторыми явлениями стоит бороться, правда, только в индивидуальном порядке: абсолютное большинство взрослых людей нельзя перевоспитать.