О чем говорит музыка какой класс
Урок музыки «О чем говорит музыка»
Разделы: Музыка
Цель: Показать неразрывную связь изобразительных и выразительных возможностей музыки, как главное условие создания в воображении ребенка музыкального образа.
Оборудование: Портрет П.И. Чайковского, диатонический металлофон с “волшебным молоточком”, карточки для “Музыкальной копилки”, письмо от Незнайки.
Музыкальный ряд: “Монтер” Д.Б. Кабалевский, “Баба Яга” П.И. Чайковский, “Веселая. Грустная” Л.Бетховен, песня “Сказки гуляют по свету” муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского.
Тип урока: Урок-обобщение
Проблема: Может ли музыка изображать сказочных героев, их действия; картины природы, а также выражать настроения, чувства?
Ход урока
“Крибле-крабле-бом” распевание по ступеням мажорного трезвучия
— Куда же мы попали? послушайте внимательно музыку, она подскажет, где мы очутились.
— Что изобразила музыка? Где же мы очутились? (В лесу). Итак, музыка нарисовала лес. А музыка рассказала, какой это лес? (Ответы детей). Давайте изобразим этот лес. Представьте, что вы деревья в этом лесу… Вы красивые, стройные березки, стоящие ровными рядами? Нет! Страшные, скрипучие коряги.
Физкультминутка “Волшебный лес”
(Дети под музыку изображают деревья в дремучем лесу)
— Ребята, хотелось бы вам погулять в таком лесу? А кто из сказочных героев мог бы жить здесь? (Ответы детей).
— Давайте послушаем музыку П.И.Чайковского “Баба Яга” и постараемся увидеть, чем она сейчас занимается. А чтобы нам было легче представить, закройте глаза.
“Баба Яга” П.И.Чайковский (слушание)
— О чем же рассказала музыка? Что вы себе представили? (Ответы детей). Может она спала на печке? Почему вы так решили? Какая была музыка? Давайте поиграем в “Музыкальную копилку”: я буду говорить, какая это была музыка, если слово подходит к характеру музыки, вы повторяете его за мной; если же нет – молчите. (Подходящие по смыслу карточки вывешиваются на доску).
-Итак, я считаю, что эта музыка была…
— Кто же скажет, какая была музыка? (Дети отвечают, используя карточки на доске)
— Ребята, пока мы играли в “Музыкальную копилку”, я забыла, чем закончилась музыка: улетела Баба Яга в лес или осталась где-то рядом? Давайте послушаем еще раз музыку, и вы поможете ответить мне на этот вопрос.
“Баба Яга” П.И.Чайковский (повторное слушание)
-Почему вы так решили? (Музыка затихает). В какую-то страшную сказку привел нас волшебный молоточек, давайте еще раз споем заклинание, только теперь играть волшебным молочком будет (имя ребенка).
Волшебное заклинание (импровизация)
— О, мы очутились в другой сказке, кто вспомнит, что это за сказка.
Музыка из к/ф “Приключения Буратино”
— Давайте поиграем в “Буратино и Пьеро”. Пока звучит музыка, вы двигаетесь, музыка остановилась – вы замерли в той позе, которую я назову: Буратино – как будто вы деревянные; Пьеро – как будто тряпочные.
Физкультминутка “Буратино и Пьеро”
— Пока мы с вами играли, нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его скорее прочитаем.
Со мной вчера произошла интересная история. Послушайте музыку, и вы сами догадаетесь, что произошло вчера.»
— Очень странное письмо. Но давайте послушаем музыку. О чем она расскажет?
“Веселая. Грустная” Л. Бетховен
— Что же могло произойти с Незнайкой? Музыка менялась от начала до конца? Значит, менялось и настроение героя. Как вы считаете, почему оно могло меняться? (Дети сочиняют свои рассказы)
— Очень интересные истории. Ну а нам с вами пора в путь. Вы еще не забыли волшебное заклинание?
Волшебное заклинание (импровизация)
— Ребята, а за что можно любить сказки? Пока вы думаете, я спою вам песню о сказках.
“Сказки гуляют по свету” муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского
— Так за что же можно любить сказки?
— А как вы думаете: очень важно, чтобы добро побеждало? Тогда давайте выучим эту песню.
— Вот мы и побывали в сказке. А помогла нам совершить это путешествие… музыка. Так может ли говорить музыка? И о чем она может говорить? (Ответы детей). Верно. Музыка – настоящая волшебница, она без слов может передать настроение героя, рассказать о его переживаниях, нарисовать портреты людей, животных, сказочных персонажей, изобразить картины природы. А чтобы понять музыкальный язык, нужно уметь не просто слУшать, но и слЫшать его.
— Вам понравилось путешествовать с волшебным молоточком? Тогда давайте ему на память оставим свое настроение. (Дети наклеивают желтые или синие цветочки на коробку металлофона).
Спасибо всем за работу, урок окончен, до свидания.
Конспект урока «О чем говорит музыка..»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «О чем говорит музыка..»»
Тип урока: изучение нового
Тема: «О чем говорит музыка»
Цель: учиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать её в своем воображении
1. Образовательная: учиться понимать музыку, внимательно ее слушать, познакомится с творчеством Д.Б. Кабалевского, П.И. Чайковского, Л.Бетховена
2. Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение, умение высказывать свое мнение о музыке
3. Воспитательная: воспитывать в детях чувство прекрасного, используя лучшие образцы мировой музыкальной культуры, ориентируясь на эстетические ценности (добро).
— воспитание чувства гордости за свою Родину, за богатство музыкального наследия;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие этических чувств, чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
— развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
— Регулятивные формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии
— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор
— развитие умения работать с информацией;
— развитие умения соединять теоретический результат с практической деятельностью;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др.
— развитие речи, мышления, воображения школьников;
— развитие вокально-хоровых навыков;
— воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к музыкальному искусству;
— пробуждение познавательного интереса к классике, стремление совершенствовать свой музыкальный вкус.
Оборудование: презентация, аудиозаписи, раздаточные карточки, коробка, письмо от Незнайки.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
И сегодня у нас будет необычный урок, мы с ваши совершим путешествие в сказку. (1 слайд)
А поможет нам совершить это путешествие волшебное заклинание. Как только мы его произнесем– сразу окажемся в сказке. И так, сначала я его произнесу, а теперь все вместе.
“Крибле-крабле-бом” распевание по ступеням мажорного трезвучия
Повторяют за учителем
– проявление эмоциональной отзывчивости;
– адекватно воспринимать предложения учителя;
– контролировать свои действия в коллективной работе.
Актуализация опорных знаний
Куда же мы попали? послушайте внимательно музыку, она подскажет, где мы очутились.
Что изобразила музыка? Где же мы очутились?
Итак, музыка нарисовала лес. А музыка рассказала, какой это лес?
Давайте изобразим этот лес. Представьте, что вы деревья в этом лесу… Вы красивые, стройные березки, стоящие ровными рядами? Нет! Страшные, скрипучие коряги.
Давайте теперь под музыку изобразим деревья
Выполняют движения под музыку
-использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи;
-понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
Самоопределение к деятельности
Ребята, хотелось бы вам погулять в таком лесу? А кто из сказочных героев мог бы жить здесь?
Какой злой персонаж живет в таком дремучем лесу
Сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского “Баба Яга” и постараемся увидеть, чем она сейчас занимается. А чтобы нам было легче представить, закройте глаза.
“Баба Яга” П.И.Чайковский
О чем же рассказала музыка? Что вы себе представили? Почему вы так решили? Какая была музыка?
Давайте поиграем в “Музыкальную копилку”: на столах у вас лежат карточки, из них вы должны выбрать только те, которые подходят к характеру музыки. Я даю вам минутку на обдумывание. А теперь положите в копилку слова которые вы выбрали, назовите их.
Ребята, пока мы играли в “Музыкальную копилку”, я забыла, чем закончилась музыка: улетела Баба Яга в лес или осталась где-то рядом? Кто внимательно слушал сможет ответить на вопрос
Почему вы так решили? В какую-то страшную сказку привело нас заклинание давайте еще раз споем его и отправимся в другую сказку
Может она спала на печке
Дети по одной карточке приносят в музыкальную копилку.
Она улетела. Потому что музыка заканчивается, затихает
-использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи;
-понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
– воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
– восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
– понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
– осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
– адекватно воспринимать предложения учителя.
Открытие нового знания
И вот мы с вами очутились в гостях у трех подружек. Они живут рядом, дружат и играют в одном дворе, но очень разные. У каждой свой характер, как и у каждого из вас. Посмотрите на них внимательно, сейчас вы внимательно послушаете музыку и мы определим характер первой подружки
-Какой вы её увидели? Что она делает? О чём нам рассказала музыка, какая она? Что выразила музыка? Как назовём девушку?
Что о ней скажете? О чём нам рассказала музыка, какая она? Как зовут эту девочку? Что выразила музыка?
О чём нам рассказала музыка, какая она? Как мы её назовём? Что выразила музыка?
Совершенно верно ребята, композитор Дмитрий Кабалевский так и назвал свое произведение «Три подружки» (Резвушка, Плакса и Злюка) Посмотрите на его портрет
С какой из девочек вы стали бы дружить? А с плаксой? А со злюкой дружить будете?
Я прочитаю вам маленькое «стихотворное пожелание» посвящается оно всем злюкам планеты:
Злиться вам никак нельзя –
Для здоровья вредно.
Злой и грубый человек-
Это очень скверно!
-Не стоит зря злиться и расстраиваться. Помните, что после плохого обязательно наступит хорошее! Надо работать над своими недостатками.
Конспект урока по музыке «О чем говорит музыка?» 2 класс
в 2 классе МБОУ СОШ №4
учителя начальных классов
Вейде Виктории Андреевны
Тема урока: О чем говорит музыка
Цель урока: формирование эмоционального отношения к музыке .
Методы и приемы: словесный метод, беседа, подводящий диалог.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Тип урок: Открытие новых знаний
Э моционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
Размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке.
Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
— Учиться принимать и сохранять учебную задачу.
— Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
— Формулировать собственное мнение.
Оборудование : слайд-презентация, музыкальный инструмент-треугольник.
Организовать детей на совместную деятельность
— Здравствуйте дорогие ребята.
-Давайте улыбнемся друг другу!
— И с таким хорошим настроением начнем наш урок.
— учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Актуализировать имеющиеся знания у учащихся
— Ребята, скажите, о чем вы говорили на прошлом уроке?
— На какой вопрос пытались отвечать?
-Вы выяснили, что музыка может нам рассказать не только о настроение, но и о его изменениях.
«О чем говорит музыка»
-формулировать собственное мнение;
с лушать и понимать речь других.
Постановка темы урока
— А сегодня мы с вами попробуем продолжить отвечать на этот вопрос.
Тема на слайде: «О чем говорит музыка»
Открытие новых знаний
— Я предлагаю послушать вам белорусскую народную песню.
— Послушав её, потом вы мне скажите, что каждый из вас почувствовал, прослушав эту песенку.
— учиться принимать и сохранять учебную задачу.
— Итак, ребята, что вы почувствовали, слушая, эту песню?
— О чем же рассказала вам музыка?
-Как вы думаете, называется эта песня?
— О чём рассказывает музыка в этой песне?
— Давайте с вами разучим эту песню.
Разучивание песни «Перепёлочка»
— Давайте сделаем вывод, о чем же рассказала нам эта песня?
— Дети слушают музыку
— Дети предлагают возможные варианты
— о том, что у перепелочке болели ножки, спинка
-э моционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
— размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке.
— Ребята, а вы читали сказку про кошкин дом?
— О чем там рассказывается?
— Сейчас мы с вами послушаем русскую народную попевку «Дон-дон».
-Прослушав её, вы скажите, какие чувства у вас возникли?
Прослушивание попевки «Дон-дон».
— Какие чувства у вас вызвала эта песня?
— О чем рассказала музыка?
— Давай попробуем исполнить попевку «Дон-дон».
-Давайте изобразим то, о чём нам рассказывает музыка на треугольниках.
-Одинаково мы будем играть?
— Значит – сначала медленно, а потом постепенно ускоряясь?
— Молодцы! У вас хорошо получилось.
— Давайте сделаем вывод, если при прослушивание песни «Перепелочки у нас возникло какое чувство?
— То при прослушивании этой попевки, какие чувства возникли?
— Как вы думаете, кроме грусти, печали, жалости, тревоги, какие ещё чувства может передавать музыка?
-Давайте обратимся за помощью к самой музыке.
— Прослушивание плясовой песни «Камаринская»
— О чем рассказала вам эта песня?
— Какие чувства возникли?
— Чувство тревоги, волнения
— возможные ответы детей
— учиться принимать и сохранять учебную задачу.
Подвести с детьми итог урока
— Ребята, на какой вопрос мы сегодня продолжали отвечать на нашем занятие?
-Какие чувства вызвали сегодня у вас произведения?
— И какой мы с вами можем сделать вывод?
Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть, гнев и нежность.
Но эти чувства одинаково доступны и понятны всем людям. Чувства эти, воплощенные в музыке, и лежат в основе того общечеловеческого музыкального языка, который не нуждается ни в каких переводах, понятен людям всех национальностей.
Рефлексия на слайде
« О чем говорит музыка»
Жалости, тревоги, радости
-все эти чувства нам могут передать музыкальные произведения
— учиться принимать и сохранять учебную задачу.
-Ребята, спасибо всем за урок, вы все очень хорошо потрудились!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-660636
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по музыке на тему «О чем говорит музыка?» (1 класс)
Этапы урока, дозировка времени
повторение пройденного материала
Изучение нового материала
Знакомство с музыкальными терминами
Исполнение на ф-но марша.
Муз.приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
Ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомые нам песни, марши, танцы («три кита») и попробуем выяснить, какой у них характер. Ведь как у каждого человека есть свой характер, так и у каждого музыкального произведения он свой.
Учитель исполняет фрагмент «Марша деревянных солдатиков» П.Чайковского.
Какой «кит» прозвучал?
Кто может маршировать под эту музыку?
А сочинил «Марш деревянных солдатиков» Петр Ильич Чайковский. (*показ портрета).
Молодцы! Давайте произнесём все вместе – Пётр Ильич Чайковский.
Учитель исполняет фрагмент «Вальса-шутки» Д.Шостаковича.
А это какой «кит»? Как вы узнали, что это танец?
Какой характер у этого вальса?
Кто же может танцевать под такую музыку?
Как называется этот вальс?
Это произведение называется «Вальс-шутка». Давайте произнесём все вместе – «Вальс–шутка».
Какой композитор сочинил «Вальс-шутку»? (*показ портрета Шостаковича) – Это Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Давайте произнесём все вместе, чтобы получше запомнить – Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Ну а это какой «кит»?
А почему вы решили, что это именно «кит»-песня?
Как звучит эта песня?
А вы помните название этой песни?
Ребята, вы заметили, что всякая музыка имеет свой характер. Он зависит от того, о чём эта музыка рассказывает. Если это песня, слова помогают понять музыку с самого начала, а вот в танце нужно показывать самые обычные чувства людей (и ребёнка, и взрослого человека), радость и печаль.
Учитель исполняет фрагмент первой части пьесы Л.Бетховена «Весёлая. Грустная».
Какой характер у этого фрагмента?
Учитель исполняет вторую часть пьесы Л.Бетховена «Весёлая. Грустная».
А теперь какой характер?
А сейчас мы послушаем пьесу целиком.
Учитель включает аудио-запись пьесы.
Вы заметили, как изменялась музыка? Какое у неё было настроение?
Музыкальная мысль здесь такова: после веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернётся…
Правильно, вы просто молодцы! А эта пьеса так и называется «Весёлая. Грустная».
Вот видите, ребята, как связаны в музыке чувства и мысли. Вам удалось разобраться в характере и настроении музыки?
А теперь ещё одно произведение…
Учитель исполняет фрагмент песни А.Филиппенко «Весёлый музыкант».
Что я сейчас исполнила?
Эта песня называется «Весёлый музыкант». Я очень рада, что вы её вспомнили. А теперь ответьте мне на вопрос: изменяется ли характер в этой песне?
Давайте исполним её, а потом вы попытаетесь ответить на мой вопрос. Но сначала нам нужно подготовить наши голоса к пению. Встаньте все, пожалуйста.
Сейчас вы будете повторять за мной движения. Вспомните, на каком инструменте играет музыкант в 1-м куплете?
Верно. «Взяли» в руки скрипки (*учитель подсказывает некоторым детям индивидуально, как это делать правильно) Как пела у нас скрипочка в этой песне?
Молодцы! Играем на скрипочке и поём: ти-ли-ли, ти-ли-ли.
Учитель выполняет движения и поёт вместе с детьми.
На каком инструменте играет музыкант во 2-м куплете?
Как звучит у него балалайка?
Приготовились играть на балалайке!
Учитель выполняет движения и поёт вместе с детьми.
А потом музыкант заиграл: бум-бум-бум, трам-там-там! На каком инструменте играет музыкант?
Молодцы! Приготовились играть на барабане.
Учитель выполняет движения и поёт вместе с детьми.
Замечательно вы играли на барабане! Молодцы!
А теперь когда ваши голоса немножко распелись, давайте исполним песню «Весёлый музыкант».
А сейчас я повторю свой вопрос: изменяется ли характер в этой песне?
Правильно. Характер изменялся, в каждом куплете одна и та же музыка звучала по-разному. Изменяли её мы с вами – исполнители, потому что изменялись слова песни, а значит и содержание. Но вспомните пьесу Бетховена. Там нет слов, а характер всё равно меняется. А всё потому, что композитор, сочиняя это произведение, использовал два музыкальных лада, от которых зависит настроение музыки. И сейчас мы с вами познакомимся с этими ладами…(Учитель читает сказку «Два брата»)
Понравилась вам сказка про двух братьев?
Вы запомнили, как звали братьев?
Мажор – это весёлый или грустный брат?
Ну что, вы научились определять настроение музыки и характер?
С каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?
Сколько раз изменялось настроение в этой пьесе?
От чего зависела смена настроения в этой пьесе? Благодаря чему изменялся характер?
Можем мы теперь сказать, какие чувства передаёт музыка?
Помогает это людям понять друг друга?
Вы сегодня очень хорошо работали, поаплодируйте себе!
Наш урок окончен. До свидания!
Учитель играет аккомпанемент песни «Весёлый музыкант».
Вход в класс под музыку.
Дети слушают музыку.
— Под эту музыку хочется маршировать.
— Быстро, легко, чётко.
— «Марш деревянных солдатиков»
— Пётр Ильич Чайковский.
Дети слушают музыку.
— Под эту музыку хочется танцевать
— Весёлый, озорной, шутливый.
– Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Дети слушают музыку.
— Потому что Вы пели!
— Грустно, плавно, протяжно.
— Эта песня про зверька.
— Людвиг ван Бетховен! (*произносят вместе с учителем)
Дети слушают музыку.
— Весёлый, радостный, смешной.
Дети слушают музыку.
— Медленный, грустный, скучающий.
Дети слушают музыку.
— Сначала было весёлое настроение, но потом что-то случилось, и пришла печаль.
Дети слушают музыку, подпевают учителю.
— Песню про музыканта!
Дети «берут в руки» скрипки.
Дети выполняют движения и поют вместе с учителем, изображая игру на скрипке.
Дети выполняют движения и поют вместе с учителем, изображая игру на балалайке.
Дети выполняют движения и поют вместе с учителем, изображая игру на барабане.
Дети исполняют песню с движениями, имитирующими игру на музыкальных инструментах.
— Да, изменяется. Первый куплет это «кит»-песня, музыка плавная, спокойная. Второй куплет – «кит»-танец, музыка весёлая, озорная, игривая. Третий куплет – «кит»-марш, музыка строгая, немножко страшная, даже зайки испугались и убежали!
— С пьесой Бетховена «Весёлая. Грустная».
— Три раза: сначала музыка звучала весело, потом грустно, потом опять весело.
— Из-за лада. Весёлая музыка – это мажор, грустная – минор.