О чем бы ты мог спросить ученого историка и ученого географа
Глобус Сибири
Стоянки первого человека в Сибири, карты климата палеолита, маршруты походов Ермака и грандиозные советские стройки – всё это, возможно, вы увидите в одной книге. Учёные задумали уникальный труд. Впервые над большой книгой по исторической географии будут работать вместе географы, историки, археологи, этнографы со всех сибирских регионов. На этой неделе они собрались в Иркутске, чтобы обсудить, какой будет эта книга.
«Глобус Сибири будем создавать», – пошутил кто-то из учёных. Сейчас географическая наука в России переживает подъём. Хотя больших открытий уже не будет, зато простор для составления карт. И глобусов. В Иркутске на научной конференции, посвящённой 160-летию Восточно-Сибирского русского географического общества (ВСОРГО), учёные Института географии РАН презентовали как раз глобус. Виртуальный земной шар, отображающий «важнейшие маршруты русских путешественников». У сибирских учёных глобуса не будет, зато будет пятитомник «География Сибири». Идея принадлежит Институту географии СО РАН. Иркутские учёные предложили коллегам из других сибирских НИИ написать этот труд «соборно».
«По сути, это продолжение работы ВСОРГО», – заметил заместитель директора Института географии СО РАН Леонид Корытный. Идея перекликается с масштабным проектом Русского географического общества, которое в этом году приняло решение выпустить серию монографий по исторической географии. Но не по всем 83 регионам (многие из них появились на карте в советское время), а выделив «историко-географические» территории. «Конечно, у нас есть интерес к этому проекту, но и от своего мы отказываться не хотим», – заявил Леонид Корытный. Пока сибирская серия предполагает пять томов. Три из них – физическая, экономическая география и природопользование – будут выполнены ведущими географами Сибири. К созданию двух последних томов хотят привлечь «широкую географическую общественность». Первый будет посвящён регионам Сибири, второй, пожалуй самый интересный, – труд по исторической географии. Географы и историки как раз и устроили «мозговой штурм», чтобы создать концепцию этой книги.
Первое, что заявили учёные, их не устраивает современное понятие Сибири – в границах СФО. К примеру, Сургут, Тюмень сейчас не входят в округ, но исторически это не что иное, как сибирские города. «И без Якутии наш сибирский массив не смотрится», – заметил Леонид Корытный. «Изначально Сибирь и вовсе понималась до Дальнего Востока и чуть ли не до Аляски», – добавил доктор исторических наук, профессор ИГУ Болеслав Шостакович. Так что книга будет уникальной уже потому, что мы не найдём в ней привычных границ СФО.
«Широкими проблемными мазками» географы хотят обрисовать историю Сибири. Книга по предварительному плану охватит огромный временной период – от появления человека на этой территории (эту часть будут писать палеогеографы и археологи) до начала так называемого «исторического освоения» коренными народами и русскими и новейшей истории. Но вот от какой точки начать отсчёт истории Сибири? Учёные чуть не поссорились, выясняя этот вопрос.
«Как быть с находкой в Денисовой пещере?» – спросил декан эколого-географического факультета Томского госуниверситета Сергей Ларин. В 2010 году в журнале Nature группа академика Анатолия Деревянко опубликовала сенсационные сведения: расшифровка полного генома тканей фаланговой кости пальца руки и коренного зуба, найденных в Денисовой пещере Алтайского края, показала, что они принадлежат новому виду древнего человека, родственного неандертальцам. Жил этот «номо алатаикус» около 50 тысяч лет назад. А это уже выводит на вопрос, была ли заселена Сибирь Homo sapiens или кем-то другими? «Промолчать нельзя, а как написать про это?» – засмеялся Сергей Ларин. «Надо брать материальную культуру, которая позволяет говорить о миграции народов», – решительно заявил представитель великого бурятского народа, директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов. И призвал «за основу» взять построения Гумилёва и точкой отсчёта считать Великую степь. «Сейчас есть вполне достоверные данные, когда первый человек появился в Сибири, – возразил известный иркутский археолог и этнограф Владимир Свинин. – В среднем плейстоцене, порядка 300–700 тысяч лет». «А вот конец 20 века – вообще «белое пятно», – обратил внимание коллег на другой «конец» истории доктор географических наук, сотрудник Института географии СО РАН Леонид Безруков. Учёные вошли во вкус и начали предлагать в книгу все любимые темы: мамонтов, ссылку, каторгу и даже ГУЛАГ.
Самое интересное, что в книге будут не просто описания исторических периодов. В ней появятся карты. «Есть шанс создать совершенно новый, интересный труд, – считает специалист Томского гос-университета, кандидат географических наук Вадим Хромых. – Вот мы по ГИС-технологиям создаём карты плотности населения и 100–200 лет назад. А база – исторические переписные книги. У историков таких точно нет». К проекту, возможно, подключатся учёные Института истории СО РАН, у которых есть опыт создания капитальных трудов по истории Сибири – «Исторической энциклопедии Сибири» и «Истории Сибири».
Над книгой будут трудиться географы, археологи, историки, этнографы. Владимир Свинин напомнил, как подошёл академик Алексей Окладников к пятитомной «Истории Сибири» – он привлекал краеведов, учителей, студентов, школьников. Однако, как показал первый подход, даже учёным договориться будет трудно. Институт географии СО РАН ждёт предложений до февраля 2012 года. Сама серия «География Сибири» должна выйти в ближайшие 3-4 года. Сейчас главное – придумать, каким будет первый исторический том. Леонид Корытный даже пообещал юбилейную медаль ВСОРГО тому, кто объединит все желания учёных в одну концепцию.
Окружающий мир. 1 класс. Я и мир вокруг. Часть 1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Учебники учат не только объяснять мир, но и оценивать свое отношение к нему. Принцип минимакса позволяет приблизить учебник к нашей жизни: каждый ученик найдет в нем как обязательный учебный материал для всех, так и сведения по интересам, научится выбирать главное. Методический аппарат учебника (система условных знаков) нацелен на обучение школьников умению самостоятельно решать проблемы. Учебник для 1-го класса подводит итог дошкольному образованию, полученному в курсе окружающего мира «Здравствуй, мир!». Он систематизирует непосредственный жизненный опыт школьника, поэтому центральной фигурой учебника становится первоклассник.
1. Отметь правильный ответ.
Наука, изучающая природу земной поверхности и все изменения, происходящие на ней:
2. Отметь правильный ответ.
Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества:
3. Отметь правильный ответ. Масштаб показывает:
1) расстояние на местности между объектами
2) какое количество объектов расположено на карте
3) какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте
4. Отметь наиболее полный ответ. Исторический источник — это:
1) учебник по истории
2) статьи в газетах, посвященные историческим событиям
3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
5. Отметь правильный ответ.
Археология — это наука, которая узнаёт о прошлом, изучая преимущественно:
1) исторические карты
2) древние предметы и сооружения
6. Рассмотри изображение полушарий. Подпиши их названия.
1. Подчеркни названия географических объектов.
Материки, океаны, звёзды, острова, Солнце, реки, моря, Луна, горы, кометы.
2. Отметь ряды, в которых год и век соотнесены неверно.
1) 1147 год — XII век 3) 1242 год — XII век
2) 1703 год — XVII век 4) 1380 год — XIV век
3. Впиши пропущенные слова.
Слова для справок: горы, равнины, ледники, возвышенности, водные объекты.
4. Установи соответствие с помощью стрелок.
1) XIV век А) 19 век
2) XVI век Б) 14 век
3) XIX век В) 21 век
4) XXI век Г) 16 век
1. Прочитай текст. Запиши ответы на вопросы.
В семье Максима Ковалёва хранится медаль, которую его предок получил за храбрость, проявленную в сражениях Отечественной войны 1812 года. Максим захотел узнать об истории этой медали. Он пришел в библиотеку и увидел на одной из полок следующие книги: «Великие полководцы России», «Современные ордена и медали стран мира», «Ордена и медали Российской империи», «Боевые награды Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
1) К какому веку относятся события этой войны?
2) Какую книгу(и) следует взять Максиму в библиотеке, чтобы узнать об истории этой медали?
2. Рассмотри фотографию. Запиши, чем занимаются эти люди. Для чего они это делают?
3. Учёные Сибири задумали уникальный труд. Над большой книгой по исторической географии работают географы, историки, археологи, этнографы из всех сибирских регионов. Они собрались, чтобы обсудить, какой будет эта книга. Представь, что ты попал на это совещание. О чём бы ты мог спросить учёного-историка? А учёного-географа? Сформулируй свои вопросы и запиши их.
Предложения интернет-магазинов.
Похожие страницы:
Рубрики
Самые читаемые
На сайте собраны школьные учебники для учеников младших классов, а также для старшеклассников. Здесь вы можете в ознакомительных целях совершенно бесплатно просмотреть онлайн учебник по любому школьному предмету.
Онлайн библиотека вмещает в себе более 3000 учебников, которые вы можете посмотреть абсолютно бесплатно. База постоянно обновляется и пополняется. К сожалению учебников так много, что все их не удалось разместить к 1 сентября. Вам больше не придется искать в интернете часами: скачать учебник или скачать книгу. Мы сделали все за вас, теперь вы можете просматривать книги прямо с сайта, не скачивая программ для просмотра, или выполняя другие операции. Учебный процесс станет еще приятнее и удобнее. Наш сайт также доступен с мобильных устройств, поэтому вы можете пользоваться учебниками прямо на уроке.
Все учебные пособия взяты в открытом доступе или присланы нашими посетителями. Если у вас есть электронные версии учебной литературы не представленной на нашем сайте и вы готовы поделиться с другими, мы с удовольствием их добавим. Школьные учебники можно читать онлайн с телефона, компьютера (ПК) и планшета.
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами историка стр. 29 – 35
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина.
Рассказ о мире с точки зрения историка для 4 класса
Мир для историка — это не только прошлое, которое он непосредственно изучает. Для историка мир также и настоящее, и даже будущее, потому что история — это такая наука, которая изучает прошлое, чтобы понять настоящее, и возможно заглянуть в будущее человечества.
Историк имеет дело с памятниками истории и культуры. Он изучает древние книги, библиотеки, устное народное творчество, былины, легенды и сказки. Историк изучает мир по следам, оставленным людьми в прошлом, любые предметы быта могут стать неоценимы историческим свидетельством.
История выясняет закономерности развития человеческой цивилизации в прошлом, описывает влияние прошлого на настоящее, и говорит о том, как повлияют события прошлого на наше будущее.
Мир с точки зрения историка полон тайн и загадок, но он прекрасен.
Обсудим!
1) Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Я бы хотела узнать, как жили наши далёкие и не очень далёкие предки, чем они занимались, о чём мечтали, в каких занятиях проводили своё время.
2) Какие исторические источники расскажут о нашем времени?
О нашем времени расскажут книги, архитектура, интернет, газеты, фотографии, предметы быта, монеты, воспоминания очевидцев.
3) Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?
С помощью авиаразведки археологи могут обнаружить останки древних сооружений, найти древние города, дороги, странные огромные надписи.
4) Какие науки помогают археологам в их работе?
Археологам в их работе помогают география, физика, математика, химия, биология.
5) Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?
В моём доме не так много предметов прошлого, которые могли бы заинтересовать историка. Есть несколько старинных монет начала прошлого века, есть коллекция марок, значков, есть несколько старинных книг. А также есть некоторые предметы, которые остались от прабабушки и прадедушки, старинные часы, швейная машинка, даже стиральная машинка семидесятых годов прошлого века сейчас представляет научный интерес.
А папа хранит огромные гибкие дискеты, говоря, что это были первые носители информации для старинных компьютеров. Сейчас это почти раритет.
Проверь себя
1) Что изучает история?
История изучает прошлое человечества. Его влияние на настоящее и будущее.
2) Что такое исторический источник?
Любой предмет, любое свидетельство прошлого может стать историческим источником, поскольку несёт информацию о том, как жили люди в прошлом, может рассказать нам о прошлом.
3) Приведи примеры исторических источников.
Старинные газеты, журналы, здания, монеты, летописи, ордена, предметы быта, сказки, пословицы, былины, черепки, найденные при раскопках.
4) Что такое археология?
Археология — это наука, которая занимается древностями.
5) Почему археологию называют помощницей истории?
Археологи ищут старинные вещи, города, захоронения, проводят раскопки и открывают многие тайны прошлого, сведения о которых не сохранились. Находки археологов дополняют знания историков о той или иной эпохи, поэтому археология считается помощницей истории.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
2) Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе.
Сочинение об исторических музеях моего города для 4 класса
В моём городе Москве есть много исторических музеев, но главным является Государственный исторический музей, который находится на Красной площади.
Уже само здание музея представляет собой немалую историческую ценность. Оно построено в конце 19 века в старинном русском стиле.
В музее собрана богатейшая историческая коллекция, которая постоянно пополняется новыми экспонатами.
В музее действуют выставки старинной живописи, иконописи, дерева и мебели, археологических находок, драгоценных металлов и многие другие.
Сотрудники музея проводят научные работы, изучают исторические источники, читают лекции, проводят экскурсии.
Мне очень понравилось в Историческом музее, и больше всего я была поражена старинными каретами, очень красивыми, украшенными драгоценными материалами, блестящими и такими нарядными.
Хотя и выставка старинного костюма оказалась не менее интересной. Я никогда не думала, что люди в прошлом умели так красиво и хорошо одеваться.
На следующем уроке
Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?
Я знаю о многих исторических событиях из истории нашей страны. Например, об основании Москвы, которое произошло в 1147 году, или о Куликовской битве, случившаяся в 1380 году. Я знаю о войне 1812 года с Наполеоном, революции 1917 года и Великой Отечественной войне 1941-45 годов.
Вопросы и правильные ответы
Задания для школьников
Задание 1. Этот великий ученый-экспериментатор так и не получил официального образования и плохо знал математику. Из-за нужды ему пришлось бросить школу и устроиться на работу еще в 13 лет. Однако свое неофициальное обучение он продолжал прямо на рабочем месте. При этом масштаб его вклада в науку поражает! Он изобрел ряд устройств, преобразующих энергию, которые нашли широкое применение в современной технике. Одно из них вы можете встретить повсеместно: оно используется в работе станков, стиральных машин, лифтов, роботов и т.д. Данные изобретения были бы невозможны без открытого этим же ученым явления, которое впервые наблюдал еще в начале 19 века известный датский физик, оставивший его однако без четкого объяснения.
Герой вопроса является почетным членом Петербургской академии наук. Он ввел множество научных понятий в своей области и даже сделал первый вклад в нанотехнологию. Его открытия и исследования были революционными для своего времени и опровергали некоторые устоявшиеся на тот момент концепции, в связи с чем вызывали недоверие у современников.
Нажмите, чтобы развернуть ответы
Вопрос 1. Укажите в ответе полное имя ученого.
Майкл Фарадей
Вопрос 2. Укажите название книги (без кавычек) научно-популярного жанра, представляющей собой курс публичных лекций, прочитанных им.
История свечи
Вопрос 3. Укажите в ответе полное имя ученого в рабочем кабинете которого всегда был портрет героя вопроса.
Альберт Эйнштейн
Майкл Фарадей родился в семье кузнеца. Его семья испытывала серьезную нужду и уже в 13 лет ему пришлось оставить школу для того, чтобы устроиться на работу. Сначала он был рассыльным в книжном магазине Рибо, а затем выучился и стал там же переплетчиком.
Вклад Майкла Фарадея в физику невозможно переоценить: он открыл электромагнитную индукцию, изобрел электродвигатель и электрогенератор, предсказал электромагнитные волны и ввел множество научных терминов (ион, катод, диэлетрик и т.д.). Наш мир, каким мы знаем его сейчас был бы невозможен без открытий и изобретений Майкла Фарадей.
Задание 2. Подсказки об имени этого ученого можно найти на следующих изображениях.
Нажмите, чтобы развернуть ответы
Вопрос 1. Укажите в ответе полное имя ученого.
Джордж Буль
Вопрос 2. Укажите название раздела математики, основателем которого считается герой вопроса.
Математическая логика
Вопрос 3. Укажите девиз университета, профессором которого был данный ученый.
Where Finbarr Taught, Let Munster Learn/Где учил Финбарр, пусть учится Манстер
Джордж Буль (1815-1864)
Задание 3. В этом вопросе речь пойдет о математике и механике, профессоре, первом в своем роде. Семья этого ученого богата на известных деятелей, среди которых большое количество представителей науки, а также есть военные и революционеры.
Главной заслугой данного ученого является решение задачи, которую еще в 18 веке пытались решить такие великие математики как Леонард Эйлер и Жозеф Луи Лагранж. Для продвижения в решении этой задачи Французская академия наук трижды проводила конкурс со значительным денежным вознаграждением. Первые два конкурса не дали никакого результата, зато в третьем победу одержал наш герой, обойдя 14 других участников. Решение данной задачи нашло практическое применение в астрономии, космонавтике, авиации и т.д.
В честь этого математика назван лунный кратер и целое небесное тело.
Нажмите, чтобы развернуть ответы
Вопрос 1. Укажите в ответе полное имя ученого, под которым он прославился.
Софья Васильевна Ковалевская
Вопрос 2. Укажите актуальное название средней школы, носившей имя героя вопроса.
Метапонтум (Grundskolan Metapontum)
Вопрос 3. Укажите название модели самолета, который носит имя данного ученого в одной из авиакомпаний.
Airbus A320
Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)
Ковалевская была не только талантливым математиком, но и писательницей: ей принадлежат повесть «Нигилистка» и книга «Воспоминания детства».
Однако главной заслугой Софьи Васильевны считается решение задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки. Данная задача была посвящена описанию движения тяжелого несимметричного волчка. Она имела огромное значение для создания и усовершенствования различных видов гироскопов, которые применяются в системах стабилизации, навигации, а также в бытовой технике.
Задание 4. Этот физик начал свой путь в науке под руководством академика, которого зачастую называют “отцом” одной из областей естествознания в нашей стране; а продолжил под руководством “отца” одного из разделов физики. Последнего герой нашего вопроса “наградил” прозвищем, которое символизировало его стремление двигаться вперед и никогда не поворачивать назад. Примечательно, что на одной из стен лаборатории, в которой работал не только наш герой, но и в разное время порядка трех десятков лауреатов Нобелевской премии, было изображено животное, название которого и стало прозвищем одного из его наставников.
Вернемся к герою этого вопроса: его вклад в науку и развитие научной школы был чрезвычайно высок: он выступил инициатором создания одного из вузов в нашей стране (который и ныне является одним из ведущих вузов по подготовке специалистов в отдельных направлениях); стал автором открытия уникального явления, связанного с особым состоянием вещества при определенных условиях; разрабатывал установки, которые находили широкое применение в промышленности
Нажмите, чтобы развернуть ответы
Вопрос 1. Укажите в ответе имя и фамилию ученого.
Петр Капица
Вопрос 2. Укажите прозвище, которое он дал одному из своих наставников.
Крокодил
Вопрос 3. Укажите название явления, открытие которого принадлежит герою данного вопроса.
Сверхтекучесть
ИСТОРИК И ГЕОГРАФ
К периоду деятельности Н. Н. Зубова на посту директора Государственного океанографического института относится создание им книги «В центре Арктики» с подзаголовком «Очерки по истории исследования и физической географии Центральной Арктики». Она вышла в свет в 1948 году. Еще в 1940 году Зубов выпустил книгу под названием «В центр Арктики». Новая книга была значительно дополнена и обновлена. Если в своих книгах «Морские воды и льды», «Льды Арктики» и «Динамическая океанология» автор придерживался описания явлений в океане и нх строгой научной интерпретации, ссылаясь на свои научные статьи или работы других авторов, то в книге «В центре Арктики» он дает подробное физико-географическое описание Северного Ледовитого океана, историю его исследования.
Наряду с вопросами океанологии Зубов в этой книге подробно характеризует историю воззрений на строение Земли в целом, историю ее оледенения, рельефа, описывает особенности геомагнитного поля, полярные сияния, вечную мерзлоту, изменения климата, органическую жизнь в океане и на суше арктической зоны. Книга написана по-настоящему популярно, с интересными примерами из истории исследований, с личными впечатлениями самого автора. Конечно, многие научные гипотезы, теории с тех пор устарели, многое уточнено и развито последующими исследователями, но многие положения книги сохранили свою актуальность до сих пор. Изучение Арктики, особенно Арктического бассейна, после выхода в свет книги «В центре Арктики» получило очень интенсивное развитие. В частности, уже в 1949 году полностью изменились представления о рельефе дна Арктического бассейна: был открыт хребет Ломоносова, позднее — хребты Менделеева, Гаккеля, между ними глубоководные впадины. У Зубова же на карте глубин Арктический бассейн представлен в виде простой глубоководной чаши с ровным дном — таковы были в то время данные о глубинах, и Зубов мог опираться лишь на них. Но он не утверждал категорически, что это так на самом деле. Он пишет об этом следующее:
«Если посмотреть на батиметрическую карту Арктического бассейна (т. с. карту, на которой проведены линии равных глубин — изобаты), то рельеф его дна представляется весьма ровным. Сейчас никто не сможет ответить на вопрос, так ли это на самом деле.
Еще недавно господствовало мнение, что вообще дно Мирового океана ровное и весьма отличается в этом отношении от поверхности суши. Однако промеры, произведенные для прокладки трансокеанских подводных кабелей, и специальные промеры исследовательских судов показали, что такое мнение сложилось только потому, что промеры глубоких частей океана отстояли далеко один от другого».
Я помню, когда в 1950 году ученики и последователи Зубова, вернувшись из очередной воздушной высокоширотной экспедиции, рассказали ему об открытии хребтов Ломоносова и Менделеева, он искренне радовался, притащил участников экспедиции в Московский университет и здесь, в актовом зале географического факультета, заставил рассказать ученым-географам о замечательных открытиях в Центральной Арктике.
В 1950 году Зубова пригласили работать в Московский государственный университет. Здесь он читал студентам курс «Моря СССР». В 1952 году по инициативе Зубова на географическом факультете МГУ была организована кафедра океанологии. Заведующим кафедрой стал А. Д. Добровольский, а Н. Н. Зубов пожелал остаться в должности профессора этой кафедры.
Хотя теперь Зубов занимался не только Арктикой, а всем Мировым океаном, в душе и в своих стремлениях он был в первую очередь полярным исследователем. В предисловии к книге «В центре Арктики» он писал:
«Я горжусь тем, что стал ученым и полярником в советское время. Наше правительство дало мне возможность поплавать в Арктике, полетать над Арктикой и потрудиться над проблемами Арктики».
Одновременно с чтением лекций в университете Н. Н. Зубов в начале пятидесятых годов уделяет большое внимание истории исследования Мирового океана. Он редактирует и пишет вступительные статьи к классическим работам российских мореплавателей — ученых прошлого века: И. Ф. Крузенштерна, О. Е. Коцебу, С. О. Макарова.
В 1954 году выходит его большая книга «Отечественные мореплаватели — исследователи океанов и морей». В книге описываются плавания от первых военных и торговых походов древних славян до исследований, произведенных в советское время (до начала второй мировой войны). Книг с описанием истории морских путешествий и открытий было много и до Зубова, но он изложил эту историю с точки зрения географа-мореведа, показав, что дало то или иное плавание или путешествие для изучения океана, морей или их берегов. Давая обзор плаваний российских поморов на Белом и Баренцевом морях до XVII века, Зубов подчеркивает развитие русской культуры мореплавания. Еще тогда, выйдя в суровые северные моря, поморы изучали приливо-отливные колебания уровня моря и течения, морские льды. С тех пор в океанографию вошли поморские названия течений, видов льда. Они сами выработали тип морских парусных судов, приспособленных к плаванию во льдах. Они открыли и описали архипелаг Шпицбергена (назвав его Грумант), острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю.
Зубов дал яркое описание истории Северного морского пути — от плаваний Семена Дежнева и Федота; Алексеева до работ отрядов Великой Северной экспедиции. Описывая экспедиции Беринга в северной части Тихого океана, Зубов справедливо указал, что второй руководитель этой экспедиции капитан пакетбота «Св. Павел» Алексей Ильич Чириков был выдающимся моряком и исследователем. Он составил замечательную карту открытий в северной части Тихого океана.
Должное внимание в книге было уделено многочисленным кругосветным плаваниям русских парусных судов в первой половине 19-го столетия, открытию русскими моряками Антарктиды. Однако наряду с описанием известных плаваний и исследований Зубов рассказывает и о малоизвестных экспедициях в моря Дальнего Востока и в Тихий океан. В этот период наряду с открытиями земель и островов был создан первый атлас Тихого океана («Атлас Южного моря»), открыто и описано Восточно-Австралийское течение. На многих парусных судах велись наблюдения над погодой. Участник кругосветного плавания на шлюпе «Предприятие» в 1823–1826 годах физик Лепц впервые измерял температуру и удельный вес морской воды на больших океанских глубинах. Из этих измерений Ленц сделал правильный вывод об общей циркуляции вод океана: поверхностные тропические воды движутся в высокие широты, а взамен на глубины поступают воды из высоких северных и южных широт. По этой методике измерения температуры воды производили потом и с других кораблей. Мореплаватели и ученые во время экспедиций на парусных кораблях вели магнитные наблюдения и маятниковые определения силы тяжести.
Интересен в книге Зубова очерк об известном этнографе Миклухо-Маклае, который занимался во время своих морских путешествий специальными океанографическими наблюдениями. Океанографическим наблюдениям и исследованиям С. О. Макарова Н. Н. Зубов посвятил несколько очерков, характеризуя его как основоположника современной океанографии в России.
Последняя глава книги посвящена исследованию океана и морей в советское время, когда сам Зубов был участником или организатором многих морских экспедиций.
Этот фундаментальный труд является гимном покорителям морских просторов. Географы и историки обращаются и будут обращаться к нему ргк к источнику подробных сведений об освоении Мирового океана и его морей.
…24 мая 1955 года в Московском государственном университете на Ленинских горах праздновался семидесятилетний юбилей Николая Николаевича Зубова. В актовом зале геофака на торжественное заседание Ученого совета факультета собрались его ученики всех возрастов, коллеги по геофаку, особенно много было полярников: моряков, летчиков, гидрометеорологов. Доклад о жизни и работе Зубова прочитал его первый ученик, друг и соратник профессор А. Д. Добровольский.
На имя юбиляра пришли сотни поздравлений из разных городов и мест Советского Союза, с дрейфующих станций, береговых полярных станций, обсерваторий, торговых судов, ледоколов. Было сказано и написано много заслуженно теплых слов в адрес юбиляра. Николай Николаевич, конечно, гордился своей популярностью, был тронут таким потоком приветствий и поздравлений. Но о том, чтобы уйти на отдых, и не помышлял — уже на второй день он снова на работе.
Он продолжает читать курс лекций в университете, писать статьи и книги. В 1956 году вышла в свет следующая большая работа Зубова — «Основы учения о проливах Мирового океана». Родилась она из курса лекций о проливах, который Зубов читал студентам МГУ. Конспект лекций был опубликован в томе «Избранных трудов по океанологии» Н. Н. Зубова, изданных в 1955 году, к семидесятилетию со дня рождения автора. В книге-монографии Зубов развил идеи конспекта в настоящее учение о проливах. Эта книга была посвящена С. О. Макарову, которого Зубов считал основоположником учения о проливах.
Проливы, являющиеся частью акватории Мирового океана, имеют самостоятельное значение как в природном, так и в социальном смысле. «Проливы всегда имели и всегда будут иметь большое значение в жизни человечества», — пишет Зубов во введении. К проливам сходятся пути кораблей, через проливы совершались переселения народов с одного материка на другой, через проливы совершаются сезонные перелеты птиц, в проливах наблюдаются сезонные скопления рыб, мигрирующих из одного бассейна в другой, через проливы осуществляется обмен вод разных морей и океанов и, наконец, в проливах по-особому проявляются течения, колебания уровня, дрейф льдов и другие физические процессы в водной среде. Подробному объяснению физико-географических явлений в проливах и посвящена эта книга. Книга насыщена фактами, гипотезами, предположениями и теориями, как и все предыдущие научные труды Зубова.
Николай Николаевич Зубов всегда был окружен молодежью: студентами, молодыми учеными. К нему шли с новыми замыслами, сомнениями, успехами. И он отвечал, помогал, критиковал, советовал. С первых лет своей активной педагогической деятельности он пишет работы в соавторстве с учениками: в тридцатых годах— в Московском гидрометеорологическом институте, в пятидесятых — в Московском государственном университете. Молодые ученые становились зрелыми и уходили, а их место занимали новые. По-видимому, поэтому Николай Николаевич всегда был молод душой и по-юношески энергичен.
В последние годы я встречался с Н. Н. Зубовым в неофициальной обстановке. Одним из его любимых учеников и товарищей был М. М. Сомов. Приезжая вместе с Сомовым в Москву из Ленинграда по вопросам подготовки к полярным экспедициям, мы навещали Николая Николаевича у него дома. Обсуждали с ним многие планы. Он всегда давал дельные советы. Кроме того, он был гостеприимным хозяином, не терял чувства юмора даже в преклонные годы своей жизни. Помню, как осенью 1956 года, перед отправлением в антарктическую экспедицию, он позвал меня к себе домой. У него в тот вечер собрались старые друзья — общество весьма уважаемых и знаменитых людей: Г. А. Ушаков — исследователь острова Врангеля и Северной Земли, Б. Г. Чухновский — один из первых советских полярных летчиков, выполнивший первую ледовую авиаразведку и участвовавший в спасении экспедиции У. Нобиле, А. В. Ляпидевский — Герой Советского Союза № 1, летчик, участвовавший в спасении «челюскинцев», А. Д. Алексеев — Герой Советского Союза, летчик, командир самолета, участвовавший в высадке папанинцев на Северном полюсе.
Я думаю, что Николай Николаевич не зря созвал знаменитых друзей. Подозреваю, что это было сделано для меня. Я готовился к антарктической экспедиции, в планах которой было создание станций в центре Антарктического континента. Об этом и был разговор весь вечер. Николай Николаевич умело управлял застольной беседой. Собравшиеся дали ряд ценных советов, сделали много критических замечаний по планам предстоящей экспедиции. Ведь в выполнении основной задачи экспедиции — проникновение во внутренние районы Антарктиды — важная роль принадлежала авиации. А моим собеседникам было что сказать по этому поводу. Ляпидевский работал в то время в области самолетостроения, Алексеев еще работал пилотом полярной авиации, Чухновский — консультантом по подготовке лыж самолетов в той же полярной авиации.
Н. Н. Зубов и сам давал ценные советы. Я часто вспоминал этот вечер там, на шестом континенте, и помню его до сих пор. Больше я с Николаем Николаевичем Зубовым не встречался. Он скончался 11 ноября 1960 года, на 76-м году жизни. До последних дней он продолжал работать над вторым изданием своей самой любимой книги «Льды Арктики». Но не успел ее закончить.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
XV КУЧЕР-ГЕОГРАФ СООБЩАЕТ МНЕ, ЧТО Я НЕГР
XV КУЧЕР-ГЕОГРАФ СООБЩАЕТ МНЕ, ЧТО Я НЕГР Я был поражен ученостью Мишеля: он знал наизусть «Словарь естественной истории».Однажды я ехал в кабриолете с одним из моих друзей.Это было во времена старых кабриолетов, в которых вы сидели рядом с кучером.Не знаю, по какому случаю
ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ ИСТОРИК
ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ ИСТОРИК В 1642 году в семье тобольского служилого человека Ульяна Ремезова родился сын. Ему дали имя Семен. Ремезовумладшему предстояло прожить долгую жизнь, никак не меньше восьмидесяти лет. И он успел сделать столько, сколько другие не сделали бы и за две
История и историк
История и историк Черчилль любил историю. Он написал около дюжины исторических работ (из которых четыре — многотомники) — всего пятнадцать тысяч страниц. В двадцать четыре года Уинстон опубликовал свою первую книгу, повествующую о военной кампании, в которой он принимал
Глава 3 РЕВОЛЮЦИОНЕР-ИСТОРИК
Глава 3 РЕВОЛЮЦИОНЕР-ИСТОРИК Подобно Фукидиду, Данте, Макиавелли, Гейне, Марксу, Герцену и другим мыслителям и поэтам, Троцкий достиг своего расцвета лишь в изгнании, за несколько лет на Принкипо. Последующие поколения будут помнить его и как историка Октябрьской
Геродот — географ и этнограф
Геродот — географ и этнограф Одной из самых заметных черт раннего ионийского историописания был повышенный интерес не только к истории, но и к географии<164>. Эти две дисциплины, в сущности, еще не обособились друг от друга, представлялись «двумя сторонами одной медали».
О. Савич Историк, глядящий вперед
О. Савич Историк, глядящий вперед Однажды вечером, в начале войны, Эренбург сказал мне, что по просьбе Совинформбюро хочет написать для американского агентства очерк о том, как москвичи гасят гитлеровские зажигалки. У него был адрес женщины-домоуправа, которой прошлой
«ИСТОРИК, КОМИК…»
«ИСТОРИК, КОМИК…» 18 ноября 1523 года кардинал Джулио Медичи воссел наконец на престол святого Петра. Официальный историограф Флоренции, вынужденный теперь соблюдать особую осторожность, мог снова надеяться на лучшее.Кардинал Джулио рассчитывал унаследовать тиару прямо
«Историк» Ленивов и его книга «Под казачьим знаменем»
«Историк» Ленивов и его книга «Под казачьим знаменем» В конце 1970 года в Мюнхене сотником А. К. Ленивовым была издана книга «Под казачьим знаменем в 1943–1945 гг.», материалами из которой и по сей день пользуются исследователи казачьей истории периода Второй мировой войны.В
ПОД МЕСТЕЧКОМ БЕРЕСТЕЧКОМ. ИСТОРИК ИЛЛОВАЙСКИЙ У КОСАЧЕЙ
ПОД МЕСТЕЧКОМ БЕРЕСТЕЧКОМ. ИСТОРИК ИЛЛОВАЙСКИЙ У КОСАЧЕЙ От Горовицы до Берестечка — рукой подать. К тому же Ольга Петровна давно лелеяла мечту побывать на памятном историческом месте и, самое главное, детям показать — пусть знают и помнят эту страницу освободительной
Писатель, историк, политик
Писатель, историк, политик Он знал, чего ждут от него в военном романе соотечественники. Не только лучезарного повествования про подвиги и героев. Таких книг тьма тьмущая. И не только описаний тягот войны — молодые коллеги Шолохова уже начали пренебрегать
Мудрец. Историк, искусствовед Виталий Вульф
Мудрец. Историк, искусствовед Виталий Вульф Говорят, у телевизионного ведущего судьба очень коротка: показывают по телевизору — помнят, перестали — тут же забыли.Виталий Вульф исключение. Его не стало весной 2011 года, а имя автора «Серебряного шара» по-прежнему не
Историк науки
Историк науки В сочинениях Вернадского значительное место занимает история идей. Он поясняет обстановку, в которой они рождались, личность ученого. Идея оживает, корни её обнаруживаются в религиозных или философских учениях, в поэзии. Восстанавливается «биография
Историк Великой депрессии
Историк Великой депрессии Сегодня Бернанке считается знатоком одной из самых трагических страниц экономической истории США – Великой депрессии 1929–1939 годов. Серьезным изучением этого периода экономист впервые занялся в Принстонском университете.По сей день ученые
Как историк Эйдельман вылечил меня от гриппа
Как историк Эйдельман вылечил меня от гриппа Натан очень любил выступать перед слушателями, делал он это блестяще и никогда не отказывался от приглашения.Помню в Коктебеле, собираясь на какую-то встречу с читателями, писатель Зиновий Паперный (шутки его передавались из
ГЛАВА 4 В. А. Левшин — краевед, историк
ГЛАВА 4 В. А. Левшин — краевед, историк Изучение тульского края в конце XVIII — начале XIX вв. и «Топографическое описание Тульской губернии» В. А. «ПевшинаВ. А. Левшину принадлежит выдающаяся роль в истории тульского краеведения. С его именем связано зарождение в