Новая коронавирусная субсидия на что можно потратить и кто проверит целевое расходование
Новая коронавирусная субсидия для МСП и СОНКО: подайте заявление до 15 декабря
Субъекты малого и среднего бизнеса, а также СОНКО уже вовсю обращаются за новой коронавирусной субсидией (постановление Правительства от 07.09.2021 № 1513, в ред. постановления Правительства от 28.10.2021 № 1849, далее — Правила).
Таких субсидий две — для частичной компенсации затрат в связи с:
Важно! Субсидия за нерабочие дни и субсидия на карантин — это отдельные субсидии.
Подавать заявление на соответствующую субсидию нужно в свою ИФНС. Направляется оно в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика либо в бумажном виде почтой.
Формы заявлений утверждены в приложениях к Правилам:
— приложение № 2 — для субсидии на карантин;
— приложение № 4 — для субсидии за нерабочие дни.
Скачать бланки вы можете в «КонсультантПлюс» бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Электронный формат заявления на субсидию за «президентские» нерабочие дни рекомендован письмом ФНС от 01.11.2021 № БС-4-11/15389.
Условия получения
Претендовать на субсидии можно, если:
Условия для СОНКО см. в пп. 4 и 4.1 Правил.
О том, как коронавирусные субсидии отражаются в учете, читайте в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Быстро узнать, положена субсидия именно вам, можно по ИНН — с помощью специального сервиса от ФНС России. Сервис проводит проверку сразу по всем параметрам и выдает вердикт вот в таком виде:
Размер субсидии
Размер субсидии на карантин определяется исходя из МРОТ на 1 января (12 792 руб.) и количества сотрудников в июне 2021 года. Численность проверят по расчету страховых взносов или 6-НДФЛ. ИП учитывается, как отдельная единица.
При этом субсидия равна:
ИП без работников могут получить половину или целый МРОТ за 2 или 4 недели соответственно.
Субсидия за «президентские» нерабочие дни предоставляется в размере целого МРОТ на каждого сотрудника также по состоянию на июнь 2021 (численность определяется по данным РСВ) и на самого ИП.
То есть суммарно субсидия за нерабочие дни и за карантин может составить до 2 МРОТ на работника (и на ИП).
Отказ и возврат субсидии
В выделении денег откажут, если
Если какие-то нарушения будут выявлены позднее (например, обнаружатся повлиявшие на сумму субсидии искажения в РСВ или 6-НДФЛ), субсидию придется вернуть.
Перечень отраслей, которым полагается субсидия
Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности
Код ОКВЭД 2
Субсидия на карантин
(Приложение № 3 к Правилам)
Субсидия на нерабочие дни
(Приложение № 5 к Правилам)
Деятельность в области демонстрации кинофильмов
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений
Новая субсидия 15 000 и 6500 руб. из-за коронавируса: кому и как будут давать
Государство решило еще раз помочь бизнесу, раздав новые субсидии. На этот раз их дадут на проведение мероприятий по профилактике коронавируса. Что это за субсидии и как их получить, мы расскажем в этой статье.
Постановлением № 976 от 02.07.2020 были утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Сколько денег дадут
ИП без работников получат 15 000 рублей.
Кому дадут субсидии
Отдельно в правилах выделены объекты туристской индустрии. Их будут определять не по кодам ОКВЭД, а по единому перечню классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Гостиницы, внесенные в этот реестр, будут иметь право на субсидию только если у них не более 100 номеров. Но если у гостиницы основной код тот же, что указан в перечне (деятельность по предоставлению мест для временного проживания), то реестр для неё не важен.
Среди получателей денег значится не только бизнес, но и социально ориентированные НКО. Получить субсидию смогут частные образовательные организации с лицензией, имеющие основной вид деятельности образование. При этом они должны быть включены в реестр НКО, наиболее пострадавших от коронавируса на 1 июля 2020 года. Не образовательные НКО для права на субсидию должны быть в реестре социально ориентированных некоммерческих организаций по состоянию на 1 июля 2020 г.
Какие еще условия для получение субсидии
Второе условие касается только организаций — получатель субсидии не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства, и не должно быть принято решение о егопредстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Как получить субсидию
Налоговые органы проверят данные, указанные в заявлении, сформируют реестры получателей и направят в Федеральное казначейство, которое будет отправлять деньги. О том, что субсидия отправлена, получателя должны известить.
Обратите внимание, что информация о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, должна соответствовать сведениям, представленным в налоговые органы банками. Т.е. если в налоговых органах нет информации о счете (он может быть открыт очень давно, например), то в субсидии откажут.
Надо ли отчитываться о том, как потрачены деньги
Могут ли потребовать субсидию назад
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование
В июле Правительство приняло решение о выделении бизнесу новой субсидии. В отличие от предыдущих субсидий, эта носит целевой характер — она выдается на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. Целевое назначение субсидии вызывает следующие вопросы. На что ее можно потратить? Кто и как будет проверять целевое расходование средств? Можно ли зачесть целевые расходы, сделанные до получения субсидии? Что грозит тем, кто потратит деньги не по назначению? Давайте разбираться.
Что написано в правилах выдачи субсидии
Субсидия выделяется ООО и ИП с определенными кодами ОКВЭД, которые также включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (подробнее см. «Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить»).
Справка
Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также проверить, включены ООО или ИП в реестр малого и среднего бизнеса можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».
Порядок выдачи и использования «профилактических» субсидий регулируется постановлением правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Уже из его названия следует, что деньги выдаются бизнесу не просто так, а на определенные цели. А именно: «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».
Постановление утверждает правила выдачи субсидии. В пункте 5 Правил сказано: деньги выделяются на первоначальные расходы по профилактике (15 тыс. руб.) и на текущие (по 6 500 руб. на каждого работника). Предприниматели, не имеющие сотрудников, получают деньги только на первоначальные расходы.
Однако ни конкретного перечня мер по профилактике, на которые следует расходовать полученные деньги, ни положений о том, что будет, если средства потрачены на другие цели, Постановление не содержит. Единственный пункт об ответственности, который имеется в Правилах, касается искажения получателем данных в отчетности, которая сдается в ПФР — на основании этих сведений рассчитывается сумма субсидии. В частности, используются сведения из формы СЗВ-М.
В пункте 12 Правил указано, что в случае искажения отчетности полученные деньги подлежат возврату в бюджет. Кроме того, стоит обратить внимание на пункт 13, который предоставляет федеральному казначейству право контролировать соблюдение целей предоставления субсидий.
Подведем промежуточный итог. Основной документ, регулирующий выдачу субсидии на дезинфекцию, оговаривает ее целевое назначение и закладывает механизм контроля за его соблюдением. Однако никаких положений о мерах ответственности за нецелевое использование денег не содержит.
Что считать нецелевым использованием
Очевидно, что перед тем, как говорить об ответственности за нецелевое расходование денег, следует определить: на какие конкретно нужды может расходоваться субсидия. Как уже упоминалось, само Постановление описывает цель максимально широко: «проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции». Это значит, что траты на любые товары, работы или услуги, хоть как-то связанные с профилактикой (дезинфекция помещений, покупка средств защиты, проведение анализов и т.д.), в рамках Постановления № 976 будут считаться целевыми.
Важно
Ни в Постановлении, ни в Правилах не оговорено, что субсидия выделяется на покрытие уже понесенных затрат. Получается, что налогоплательщик не может направить бюджетные деньги на другие нужды, даже если ранее он уже потратил аналогичные суммы на профилактические мероприятия. Такое расходование субсидии может быть признано нецелевым.
Нецелевое использование и налоги
Налоговый кодекс содержит норму о необходимости соблюдать целевое назначение бюджетных ассигнований. Речь идет о правилах подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Там сказано: использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогообложения и должны включаться в состав внереализационных доходов. Однако применить эти положения к «профилактической» субсидии не получится.
Дело в том, что подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит собственный закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется данная норма. И коронавирусные субсидии там не поименованы. Более того, для них законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт за номером 60. А этот пункт не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных из бюджета денег и последствиях нарушения такового.
Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не будет облагаться налогом на прибыль (либо единым налогом при УСН) вне зависимости от того, на какие цели реально будут истрачены деньги. Более того, освобождение будет действовать и в ситуации, когда деньги в принципе не будут потрачены, а останутся на счете налогоплательщика.
Есть ли санкция в Бюджетном кодексе
Поскольку субсидия выделяется за счет бюджета, к отношениям по ее получению и расходованию могут применяться правила бюджетного законодательства. Давайте ознакомимся с ними.
Порядок предоставления субсидий получателям из внебюджетного сектора (коммерческим организациям и ИП) урегулирован статьей 78 Бюджетного кодекса. Данная статья содержит общее положение о том, что правила, на основании которых выделяется субсидия, должны содержать обязательный пункт о контроле за целевым использованием денег. Однако конкретной ответственности за нецелевое использование средств не устанавливает.
Не установлена такая ответственность и в статье 306.4 БК РФ, которая целиком посвящена нецелевому использованию любых бюджетных средств, в т.ч. и полученных на основании постановлений правительства РФ. Правда, пункт 2 данной статьи устанавливает наказание в виде безусловного взыскания использованных не по назначению денег только в отношении целевых межбюджетных трансфертов. В данном же случае деньги выделяются напрямую из федерального бюджета. Поэтому, хотя ситуация в целом и подпадает под действие п. 1 ст. 306.4 БК РФ (т. е. признается нецелевым использованием бюджетных средств), применить правила п. 2 ст. 306.4 БК РФ об ответственности не получится.
Грозит ли административная ответственность
Следующая норма, которая может применяться к получателям «профилактической» субсидии — статья 15.14 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Она так и называется: «Нецелевое использование бюджетных средств». А как мы помним, определение нецелевого использования, данное в п. 1 ст. 306.4 БК РФ, охватывает и получателей субсидии.
Статья 15.14 КоАП РФ гласит: ответственность в виде штрафа и дисквалификации может наступать за то, что бюджетные средства направлены на цели, не соответствующие указанным в том нормативном правовом акте, на основании которого они выделены. Очевидно, что расходование «профилактической» субсидии на какие-либо иные цели в полной мере подпадает под действие данной статьи КоАП РФ. А значит, если организация или ИП истратит полученные деньги на что-то не связанное с профилактикой коронавируса, то им грозит административный штраф: для ИП — от 20 до 50 тыс. руб.; для организаций — от 5 до 25 процентов использованных не по назначению средств. Также ИП или руководитель компании могут быть дисквалифицированы на срок от года до трех лет.
Обратите внимание
Если сумма израсходованной не по назначению субсидии составит 1,5 млн. руб. и более, то возможна уже уголовная ответственность. Статья 285.1 УК РФ предусматривает за нецелевое использование максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Подведем итог
Специального механизма контроля за расходованием субсидии на дезинфекцию не установлено, однако органы казначейства и финансового контроля имеют право проверять целевой характер соответствующих трат (п. 13 Правил, п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ). Соответствующие документы могут запрашиваться и у самих получателей субсидии (ст. 267.1 БК РФ).
Расходование бюджетных денег на цели, никак не связанные с профилактикой коронавируса, может обернуться для получателя штрафом и дисквалификацией (ст. 15.14 КоАП РФ). А при значительных суммах субсидии — даже уголовным преследованием (ст. 285.1 УК РФ). При этом каких-либо налоговых или «бюджетных» последствий в данном случае не предусмотрено.
Отдельно стоит заметить, что наказывается именно расходование субсидии на цели, не соответствующие Постановлению № 976. А значит, наказание не может применяться к организациям и ИП, а также их должностным лицам, если полученная сумма просто «осела» на банковском счете и вообще не использована.
Новая коронавирусная субсидия для МСП за нерабочие дни и карантин
Правительство РФ утвердило новую коронавирусную субсидию для бизнеса. Ее смогут получить те, кто попал под ограничительные меры после 1 августа 2021 года, в том числе под нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября. В статье подробнее о том, кому и сколько выплатят.
Кто получит новую субсидию
Получить субсидию смогут субъекты МСП и социально ориентированные некоммерческие организации. Это касается только тех, кто попал под коронавирусные ограничения:
Условия для получения субсидий на нерабочие дни и карантин практически не отличаются. Получатель должен соответствовать следующим критериям
Чтобы получить субсидию на карантин, нужно вести деятельность из перечня отраслей, требующих поддержки в условиях введения карантина (приложение № 3), а для субсидии по нерабочим дням в отрасли из перечня тех, что нуждаются в поддержке в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации (приложение № 5).
Дополнительно, чтобы взять субсидию на региональный карантин, получатель по данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП) должен находиться в муниципальном образовании, на территории которого губернатор ввел ограничения.
Подключитесь к Экстерну на 14 дней бесплатно и проверьте онлайн, есть ли у вас задолженность по налогам.
Сфера деятельности | Код ОКВЭД2 |
---|---|
Демонстрация кинофильмов | 59.14 |
Творчество, искусство, организация развлечений | 90 |
Музеи | 91.02 |
Зоопарки | 91.04.1 |
Санаторно-курортные организации | 86.90.4 |
Спорт, отдых и развлечения | 93 |
Турагентства и прочие организации сферы туризма | 79 |
Предоставление мест для временного проживания | 55 |
Предоставление продуктов питания и напитков | 56 |
Организация конференций и выставок | 82.3 |
Сухопутный пассажирский транспорт | 49.3 |
Грузовой транспорт и услуги по грузоперевозкам | 49.4 |
Внутренний водный пассажирский транспорт | 50.3 |
Автовокзалы и автостанции | 52.21.21 |
Дополнительное образование для детей и взрослых | 85.41 |
Дневной уход за детьми | 88.91 |
Ремонт компьютеров, бытовой техники и пр. | 95 |
Стоматология | 86.23 |
Розничная торговля в неспециализированных магазинах | 47.19* |
Розничная торговля информационным и коммуникационным оборудованием | 47.4* |
Розничная торговля прочими бытовыми изделиями | 47.5* |
Розничная торговля культурно-развлекательными товарами | 47.6* |
Розничная торговля прочими товарами в специализированных магазинах | 47.7* |
Розничная торговля в нестационарных торговых точках и на рынке текстилем, одеждой, обувью | 47.82* |
Розничная торговля в нестационарных торговых точках и на рынке прочими товарами | 47.89* |
Стирка и химчистка изделий из текстиля и меха | 96.01 |
Парикмахерские и салоны красоты | 96.02 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | 96.04 |
*Важно! В соответствии с приложением № 5 субсидию на нерабочие дни не смогут получить организации и предприниматели из сферы розничной торговли (коды ОКВЭД 47.ХХ). Но если карантин будет введен губернатором региона, они смогут рассчитывать на поддержку.
Для социально ориентированных некоммерческих организаций условия установлены в п. 4 Правил. Они почти такие же, но размер бизнеса и код ОКВЭД значения не имеют. Вместо этого компания должна на 1 июля 2021 года попадать в один из реестров:
Сколько денег выплатят
Порядок расчета суммы субсидии на карантин и на нерабочие дни отличается.
Субсидия на карантин
Размер субсидии рассчитывается по формуле:
Субсидия = МРОТ на 1 января 2021 × Количество работников в июне 2021 года × Коэффициент
Отдельно остановимся на количестве работников. В заявлении на субсидию нужно указывать только тех, кто работает в муниципалитете с ограничениями. Количество работников не должно быть больше их числа за июнь 2021 года в отчетности за полугодие:
Предприниматели без работников тоже могут получить субсидию. Если получить выплату хочет ИП с работниками, он прибавляет самого себя к их количеству, увеличив его на единицу.
Пример. Елена — предприниматель, у нее своя стоматологическая клиника. Она лечит людей сама и еще в прошлом году взяла на работу ассистента и администратора, а 1 августа наняла еще одного помощника. С 28 октября 2021 года в городе ввели ограничения на 2 недели, поэтому Елена обращается за субсидией.
В заявлении она укажет 3 сотрудника — себя, ассистента и администратора. Помощника приняли на работу только в августе, поэтому учесть его нельзя.
Сумма субсидии = 12 792 рубля × 3 человека × 0,5 = 19 188 рублей.
Субсидия на нерабочие дни
Размер субсидии на нерабочие дни рассчитывается по формуле
Субсидия = МРОТ на 1 января 2021 × Количество работников в июне 2021 года
Субсидию за нерабочие дни можно получить один раз.
Как получить
Чтобы получить субсидию, нужно направить в налоговую заявление по форме.
Два месяца со дня, когда в управление ФНС по субъекту РФ было направлено решение о введении ограничений
Приложение № 4 к постановлению
С 1 ноября по 15 декабря
Подать заявление можно в электронной форме по ТКС, через ЛК налогоплательщика или почтой. Обращайтесь в инспекцию по месту нахождения организации или по месту жительства ИП (п. 3 правил ). В заявлении указываются основные сведения: наименование организации или Ф.И.О. ИП, ИНН, КПП, ОКТМО, численность работников в июне 2021 года (+ ИП) и данные банковского счета.
В течение пяти рабочих дней со дня направления заявления ФНС рассчитает сумму субсидии и включит вас в реестр получателей. Деньги придут из казначейства в течение трех рабочих дней после того, как налоговая передаст туда всю информацию (п. 10–11 правил ).
Заявления на обе субсидии можно подать через Экстерн. Для этого следуйте инструкции:
Могут ли отказать в предоставлении субсидии
В субсидии могут отказать. Для этого есть пять причин (п. 9 Правил):
Деньги заберут, если после выплаты субсидии выяснится, что получатель не имел на нее права или исказил данные о сотрудниках в РСВ и 6-НДФЛ за полугодие (п. 15 правил).
Как платить налоги с субсидий по нерабочим дням и карантину
Эти субсидии можно будет не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль, УСН, НДФЛ у ИП. Кроме того Госдума планирует освободить зарплату, выплаченную за счет субсидии, от НДФЛ и страховых взносов, но только в пределах 12 792 рублей.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Субсидия на профилактику коронавируса: нужно ли включать ее в доходы при ОСНО и «упрощенке»?
Речь идет о деньгах, которые государство выделило «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (см. « Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование »). Сумма выплат — 15 000 руб. на первоначальные расходы плюс 6 500 руб. на каждого работника. Минфин утверждает: данную субсидию необходимо включить в облагаемые доходы. Но многие специалисты с этим не согласны. По их мнению, указанные средства подпадают под освобождение точно так же, как и средства «на сохранение занятости» (12 130 руб. на каждого сотрудника). Мы изучили обе точки зрения и сформировали свою позицию.
Когда субсидии можно не включать в доходы
Какие «коронавирусные» субсидии не относятся к налогооблагаемым доходам? Ответ — в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Из него следует, что все зависит не столько от самой субсидии, сколько от ее получателя. Право не включать в доходы полученные от государства деньги есть у компаний и ИП, которые соответствуют двум условиям:
ВАЖНО
Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, а также проверить, включено ли ООО либо ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».
Указанная норма действует и для «упрощенщиков». Им разрешено не учитывать доходы, поименованные в статье 251 Налогового кодекса (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Минфин заявил: получатели субсидии «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (постановление Правительства от 02.07.20 № 976) не относятся к категории налогоплательщиков, упомянутых в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. А значит, эти средства необходимо включить в состав доходов при расчете налога на прибыль или единого налога при УСН. Такая точка зрения изложена в письме от 02.09.20 № 03-03-06/1/76953 (см. « Какие «коронавирусные» субсидии надо учитывать в доходах: читаем разъяснения Минфина »).
При этом другую субсидию — «на сохранение занятости» (постановление Правительства от 24.04.20 № 576) — чиновники Минфина разрешили не учитывать в доходах. Для получателей этих выплат оба приведенных выше критерия выполняются. Данный вывод также сделан в письме № 03-03-06/1/76953.
В чем именно заключается разница между получателями первого и второго видов госпомощи? К сожалению, специалисты финансового ведомства об этом умолчали.
Кому полагаются бюджетные средства
Давайте сравним получателей двух субсидий: «на сохранение занятости» и «на мероприятия по профилактике вируса». Они в целом похожи. И те и другие работают в отраслях, пострадавших от пандемии. (см. « Правила предоставления государственной субсидии изменены » и « Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить »). Правда, перечни конкретных отраслей утверждены разными постановлениями Правительства. Список для выплат, которые можно использовать на профилактику коронавируса, короче. Но все вошедшие в него пункты есть в списке отраслей для субсидии, направленной на сохранение рабочих мест.
Отличия в категориях получателей «коронавирусных» субсидий
На сохранение занятости (12 130 руб. на каждого сотрудника за апрель и за май 2020 года).
На меры по профилактике инфекции (15 000 руб. + 6 500 руб., умноженное на число сотрудников в мае 2020 года).
Для кого предназначена
Для субъектов МСП из отраслей экономики, перечисленных в постановлении Правительства от 03.04.20 № 434.
Для субъектов МСП из отраслей экономики, перечисленных в постановлении Правительства № 976; а также для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
На какую дату получатель субсидии должен состоять в реестре субъектов МСП
на 1 марта 2020 года
на 10 июня 2020 года
Можно ли считать, что различия существенны?
А теперь попробуем разобраться, действительно ли получатели субсидии «на профилактику коронавируса» относятся к другой категории, нежели получатели выплат «на сохранение занятости».
Тот факт, что в одном случае субсидия предоставляется только малым и средним предприятиям, а в другом — субъектам МСП и СОНКО, не является решающим. Если получатель бюджетных денег — малое или среднее предприятие, то для него это условие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ так или иначе выполняется. Если же получатель — СОНКО, то он не включает субсидию в доходы по иному основанию: согласно подпункту 3 пункта 2 стать 251 НК РФ.
Разница в датах, на которые получатели выплат должны быть включены в реестр субъектов МСП, тоже не принципиальна. Ведь налогоплательщик (организация или ИП) мог числиться в данном реестре как по состоянию на 1 марта, так и по состоянию на 10 июня. В такой ситуации, при выполнении всех остальных условий, ему могли перечислить госпомощь на профилактику коронавируса. И при этом, на наш взгляд, он получил право не включать субсидию в облагаемые доходы.
Делаем выводы
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Требование чиновников включать субсидию «на профилактику коронавирусной инфекции» в облагаемые доходы лишь отчасти соответствует Налоговому кодексу. Это требование применимо только к налогоплательщикам, которые не числились в реестре субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Что касается компаний, состоявших в этом реестре и на 1 марта, и на 10 июня 2020 года, то у них есть полное право не принимать бюджетные средства к доходам.
Вместе с тем нужно понимать, что инспекторы при проверках, скорее всего, будут руководствоваться письмом № 03-03-06/1/76953. А значит, добавят субсидию «на профилактику коронавируса» к облагаемым доходам. И свою правоту налогоплательщику придется отстаивать в суде. Поэтому спорить с проверяющими можно лишь в случае, когда компания готова тратить силы, время и средства на судебные тяжбы.