Ноосферная школа что это такое

Что такое ноосферное образование?

Ноосферная школа что это такое. Смотреть фото Ноосферная школа что это такое. Смотреть картинку Ноосферная школа что это такое. Картинка про Ноосферная школа что это такое. Фото Ноосферная школа что это такое

Н.В. Маслова, Член РКО, Президент Ноосферной академии науки и образования, председатель бюро отделения Ноосферного образования, доктор психологических наук, кандидат исторических наук, лауреат Премии РАЕН.

Ноосферная школа что это такое. Смотреть фото Ноосферная школа что это такое. Смотреть картинку Ноосферная школа что это такое. Картинка про Ноосферная школа что это такое. Фото Ноосферная школа что это такое

Монография Н.В. Масловой «Ноосферное образование» (изд.2-е, 2002г, Москва) и патент РФ на ноосферное образование.

Вышло 4 издание книги «Ноосферное образование». Как понять, о чём эта книга? Кратко можно сказать так: о новом эволюционном этапе в развитии образования. Подробнее раскроем понимание этого нового этапа.

Почему Вас называли младенцем, ребёнком, подростком, молодым человеком? Вероятно, сегодня Вы уже зрелая личность. Всё в Мире развивается: от зерна к ростку, от тонкого побега к мощному дереву, дающему плод. Появилось когда-то и зерно образования: человек передал свой опыт другому человеку.

В античном мире Сократ создал майевтику − первую в Европе педагогическую систему. Позже, в XVII веке Ян Амос Коменский создал классно-урочную природосообразную систему образования. Сейчас мы называем её классической. XIX век востребовал работников для промышленности, и ремесленное неклассическое образование вошло в жизнь наряду с классическим.

XX век породил множество педагогических подходов экологического, гуманного, профильного, интернационального, специального образования. Огромное лоскутное одеяло из 500 разноцветных педагогических фрагментов «покрыло» мировое пространство! Как же в них сориентироваться?XXI век – век интеграции, системности, наукоёмкости! Вот и родилась в образовании новая научная школа. Её задачей стало: интегрировать все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой этап интеграции, когда «мысль становится геологической силой», В.И. Вернадский в начале ХХ века назвал сферой разума (по греч. − ноосферой). Вот почему новый этап в эволюции образования был назван ноосферным. Для ноосферного образования характерна системность, целостность во взгляде на природу, Мир, человека, но главное –опора на естественные законы природы и Космоса. Развитие целостного мышления (в отличие от преимущественно левополушарного) рассматривается в качестве первого шага на пути к развитию высокой нравственности, самосознания и самораскрытию потенциала личности для выполнения своего предназначения на Земле. Это единственная педагогическая система в мире прочно стоящая на фундаменте естественных Всеобщих Законов Мира, общества, познания/постижения, законов психики человека, созидания здоровья, а также законов образования. Открытые в XXI веке, эти системы законов впервые дают в руки педагога «золотой ключик» успешной мотивации учащихся к учёбе! Законы образования впервые обосновывают релаксационно-активный режим в учёбе, опору на личные мысленные образы учеников, вовлечение жизненного опыта ребёнка в учёбу и познание Мира.

Ноосферное образование – это:

1)эволюционно новый этап в развитии образования, продолжающий его совершенствование на самой передовой современной научной базе,

2)системная технология и методология организации учебной деятельности,

3)новая педагогическая система XXI века, впервые построенная с пониманием роли естественного закона природы, т.е. на фундаменте Всеобщих законов Мира.

Однако это не панацея от бед XXI века! Это серьёзная работа над собой! Прежде всего, над своей искренностью, идеалами, волей, чистотой намерений, нравственностью, духовностью. В ноосферном образовании Вы никогда не перепутаете нарисованный на холсте очаг с подлинным огнём устремления к невидимой ранее двери интереса к знаниям! А разве мы не знаем, что интерес к творчеству лечит, спасает, вдохновляет, движет вперёд! В творческом процессе выздоравливает человек. В этом секрет врачующей и сберегающей физические, психические, интеллектуальные и духовные силы системы ноосферного образования.

Книгу можно приобрести в Московском офисе Русского Космического Общества.

Источник

Отличие ноосферного образования от других педагогических подходов

Антоненко Н.В., доктор психологических наук, сопредседатель отделения ноосферного образования РАЕН, действидельный член НАНО, КАНОН.

На современном этапе развития мирового сообщества Россия занимает 30-е место по уровню образованности, отдав лидерство Финляндии [1]. Сохраняя конкурентоспособность, образование в России интенсивно эволюционирует.

Состояние образования во всём мире пришло к краху, о чём свидетельствует «системный кризис на планете», зафиксированный Римским клубом ещё в 70-е годы [2].

Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития ставит перед системой образования в ближайшем будущем задачу для решения перехода от простой передачи знаний и навыков к готовности созидательно действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть экологические последствия предпринимаемых действий и нести ответственность.

В настоящее время официально зафиксировано 500 образовательных технологий [3], реагируя на вызовы времени, они дают некоторые подвижки в сторону инноваций, например: «отказ от устаревших педагогических штампов», «упор на здоровье», «личностно-ориентированное воспитание», «ускоренное обучение», «раскрытие высших способностей», «обучение на национальной или религиозной основе», «элитарное обучение», «обучение и воспитание через труд».

Проведённое аналитическое сравнение, выявило общий отрицательный параметр для всех уже внедренных педагогических подходов: не соответствие требованиямсистемной полноты и целостности. Согласно с принятой в мировой науке Общей Теории Систем (Л.Ф. Берталанфи [4], Ю.А. Урманцев [5], А.И. Уёмов [6], это характеризуется отсутствием мировоззренческого единства и нарушением законов взаимодействия между субъектами образования и норм композиции и системной цели, что принципиально подрывает системное функциональное единство в научно-теоретическом, гносеологическом, методологическом, мировоззренческом базисе и инструментарии в практической деятельности. По этой причине известные современные педагогические подходы не могут классифицироваться как научные педагогические системы (в эту когорту не входит система Ноосферного образования, о которой речь пойдёт ниже).

Следующим отрицательным параметром для всех разрешённых педагогических подходов является лавиноопасная деградация здоровья детей и подростков. По опубликованным данным Министерства Здравоохранения в России только 3-4 % детей, поступающих в школу, считаются «условно здоровыми». На 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний, после окончания школы здоровых детей остаётся около 1% [6].

В виду этого, новыми требованиями современности, которые предъявляются педагогике, являются:

— «здоровьесбережение и здоровьеразвитие личности в процессе обучения»;

-«эффективное усвоения информации и умение её применять в жизни»;

— «формирование созидательного экологичного мировоззрения».

Из 500 образовательных технологий, претендующих на решение этих задач, выделяются пять, которые признаются педагогическим сообществом как наиболее эффективно их решающие: 1) Личностно-гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили, 2) Русская родовая школа М. П. Щетинина, 3) Здоровьеразвивающие технологии В. Ф. Базарного, 4)Педагогика Здравого Смысла А.М. Кушнира и 5) система Ноосферного образования Н. В. Масловой.

Системный сравнительный анализ [8] этих подходов был произведён по 12 общепринятым психолого-педагогическим параметрам:

Концептуальная основа, Мировоззренческий подход, Структурное основание, Педагогическое основание, Педагогическая методика работы с информацией (Информационноеоснование), Воспитательное основание, Психокоррекционный эффект, Здоровьесберегающий эффект, Педагогические постулаты (Системообразующее основание),Технологическое отличие, Национальное, Эволюционное значение.

Некоторые из выводов сравнительного анализа заслуживают особого внимания.

Эволюционная значимость анализируемых педагогических подходов проявлена в постановке и решении следующих педагогических задач в истекшие 15 лет:

1) подготовка сознания учителя к изменениям и отказу от авторитарно-манипулятивных педагогических средств, методик в «Личностно-гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили;

2) ориентация на уникальные возможности интеллекта, силы воли и духа, трудоспособности ученика будущего в «Русской родовой школе» М.П. Щетинина;

3) активизация научной медицины в помощь педагогике в «Здоровьеразвивающей технологии медицинского сопровождения при обучении» В.Ф. Базарного;

4) признание природосообразности в «Педагогики Здравого Смысла посредством обучения языкам» А.М. Кушнира.

Ноосферное образование – это педагогическая система, которая, интегрируя лучшие возможности различных педагогических технологий, получает качественно новые характеристики как фундаментальная система подготовки человеческих ресурсов для следующего этапа эволюции человечества.

В основе мировоззрения – единство Творца – Природы – Общества – Человека. Её технологии, методы адекватны космо-био-социальной природе человека и являются наукоёмкими технологиями интеллектуальных услуг мирового уровня.

Наукоёмкие технологии интеллектуальных услуг Ноосферного образования:

— «know what» – (знаю что), то есть стратегические цели образования;

— «know way» – (знаю путь), то есть тактика образовательной деятельности;

Педагогическая методика каждого из исследуемых подходов (Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира) содержит множество ярких природосообразных наработок, (представлены в сравнительной таблице). По этой причине они целенаправленно интегрированы в целостную систему Ноосферного образования, что объясняет его качественное преимущество.

Следует отметить превосходство ноосферного образования в реализации принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности и здоровьесбережения при работе с информацией. Он впервые разработан в Ноосферном образовании и заключается в гармоничном использовании нервно-гуморальной системы человеческого организма при восприятии и переработки учебной информации. Следуя всем этапам методики, информация архивируется в долговременную память, легко извлекается при необходимости и используется в качестве умений и навыков в жизнедеятельности.

Технологические аспекты исследуемых подходов Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира представляют собой весомые фрагменты, которые интегрированы в Ноосферном образовании, научно обоснованы и методологически выверены в технологии управления, технологии организации учебно-воспитательной деятельности, технологии подготовки кадров, технологии подготовки авторов биоадекватных учебников.

Системный сравнительный анализ этих подходов (более подробно представленный в Приложении) и полученные на этом основании выводы, позволяют представить следующее ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Прогрессивные современные педагогические подходы Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетинина, В. Ф. Базарного, А. М. Кушнира устремлены к поиску природосообразных, здоровьесберегающих педагогических методов и апробируют те или иные их аспекты. Эти подходы способствуют осознанию абсолютной необходимости внедрения целостной педагогической системы, которая на высоком научном уровне агрегирует (включает) предшествующие наработки. Это воплощено в целостной педагогической системе Ноосферного образования: научная концепция, универсальное (естественнонаучное, гуманитарное, культурологическое и т.д.) мировоззрение единства (нерасчленённости) Мира, соподчинённости его систем Всеобщим Законам Мира, Общим законам человеческого общества и специальным законам здоровьесбережения, психики, педагогики, методологии, технологии и др.

Статистика результатов и достижений [9] каждого подхода по параметрам «Здоровьесбережение», «Усвоение информации», «Формирование целостного созидательного мировоззрения» представлена высокими показателями. Критика в большей части безосновательная. Статистические данные показывают преимущество Системы Ноосферного образования: здоровьесбережение школьников в целом возрастает до 40-50 %, время на усвоение информации сокращается в 2-3 раза, эффективность усвоения учебного материала, качество знаний и использования знаний, умений и навыков в жизни достигает 95-100%, о чём свидетельствуют «срезы знаний», победы на школьных олимпиадах, конкурсах, результаты экзаменов, отзывы учеников, учителей и родителей.

Специалисты Ноосферного образования представляют фундаментальные научно-теоретические исследования, методологические и методические наработки в форме научных работ, учебников и учебных пособий [10], которые представляются на общероссийских и международных конференциях, семинарах, научных чтениях.

Ноосферное образование как система представляет собой приводной ремень для решения напряжённых ожиданий общественности, чаяний детей, учителей, родительства.

Установленные документы по здоровьеразвитию школьников РФ [11], постановка задач наукой, практикой, общественностью и органами власти – всё попадает в сферу решения Ноосферного образования.

Таким образом, Европейская экономическая комиссия ООН только ставит задачи для решения в ближайшем будущем, а Система Ноосферного образования уже решает их в настоящем, о чём свидетельствуют статистические данные, достижения, высокие результаты.

С 1992 года система Ноосферного образования апробируется в обычных и специальных учебных заведениях в округах Российской Федерации, в Казахстане, Украине [12].

Система Ноосферного образования призвана организовать эволюционно новый этап образования человека: познание Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества и на их базе организовать все сферы здоровой, творческой, природосообразной, счастливой жизнедеятельности людей и их будущих поколений с овладением качественно новыми знаниями и навыками.

Приглашаем к конструктивному сотрудничеству интересующихся учёных и практиков потенциально безопасным образованием для подрастающего поколения россиян.

Ссылки и комментарии:

ВЫВОДЫ

Проведенный сравнительный анализ наиболее популярных в современном обществе здоровьесберегающих педагогических подходов Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарного, А.М. Кушнира и Н.В. Масловой по общепринятым параметрам позволяет сделать следующие выводы:

Концептуально система Ноосферного образования включает 1 – 4 подходы: Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарного, А.М. Кушнира, которые являются фрагментарными; также Ноосферное образование концептуально агрегирует (включает) и другие исторически известные и позитивно результативные психолого-педагогические подходы.

(Подробнее в книге Н.В.Масловой “Ноосферное образование” (М.:1999, 2002) (311стр.).)

Мировоззренческие основы Ноосферного образования, впитав все множество историко-культурных вариантов миропонимания и мироустройства (официальной науке известны и приняты 64 варианта взгляда на мир) и базируясь на идее прогрессирующей эволюции мира и человечества, предоставляют человеку (педагогу) XXI века инструментарий для формирования созидательного мировоззрения каждой личности в генетически едином энергоинформационном пространстве планеты. (То есть социуму предоставляется инструментарий «видения Творца и Мира» как генетически единой энергоинформационной системы «Человек – Природа – Общество – Космос». Все иерархически взаимосвязанные подсистемы мира конгруэнтны Всеобщим Законам Мира, Общим Законам Человеческого Общества и Специальным Законам, в том числе: Специальным Законам Педагогики, Здоровьесбережения, Психологии).

Структура Ноосферного образования соответствует всем параметрам системной полноты и целостности по ОТС: наличие системообразующих элементов; законов взаимодействия; норм композиции; системной цели и др., что конвергируется в целостном единстве научно-теоретического, гносеологического, методологического, мировоззренческого аппарата и инструментария в практической деятельности. Вследствие этого Ноосферное образование может классифицироваться как научная педагогическая система (пока как единственная система такого уровня).

Педагогическая основа исследуемых подходов Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарного, А.М. Кушнира фрагментарна, не целостна. В этих подходах отсутствуют четко разработанные научно-теоретические, гносеологические, методологические основы педагогической системы. Отсутствует и обоснование взаимосвязи с системами Законов Мира, на которые, так или иначе, опираются исследуемые педагогические подходы.

Педагогическая методика каждого из исследуемых подходов Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарного, А.М. Кушнира, безусловно, содержит множество преимуществ и ярких отличий. Методы работы с информацией во всех подходах прогрессивны и природосообразны. По этой причине они, наряду с другими эффективно зарекомендовавшими себя методиками, целенаправленно интегрированы в систему Ноосферного образования, что объясняет преимущество Ноосферного образования. Однако следует отметить превосходство Ноосферного образования в реализации принципа Потенциальной Интеллектуальной Безопасности при работе с информацией – это эволюционно новый принцип, впервые разработанный в Ноосферном образовании.

Психокоррекционный аспект исследуемых методов Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарного, А.М. Кушнира природосообразен, что позволило классифицировать их как здоровьесберегающие. Ноосферное образование, интегрировав эти и другие эффективные подходы, создало научное обоснование их применения (методологию) в педагогике и соответствующий им инструментарий: технологию, метод преподавания, биоадекватные учебники, систему подготовки учителей, психологов, воспитателей, родителей, управленцев (с методическим обеспечением этих процессов). Таким образом, в Ноосферном образовании создана целостная и научно обоснованная система здоровьесберегающей психокоррекционной, развивающей педагогики XXI века.

Здоровьесберегающий эффект в полной мере наблюдается в системе медицинского сопровождения В.Ф. Базарного и в системе Ноосферного образования. Однако преимущество Ноосферного образования заключается в том, что здоровьесбережение происходит посредством целенаправленного использования в процессе обучения жизненно необходимых механизмов естественной нервно-гуморальной саморегуляции: динамического «пейсмейкерного» механизма в мозге (переключение ритмов головного мозга), механизма (BDNF), который обеспечивает стимуляцию роста, развития и восстановление нервных клеток (4, 5).

Технологические аспекты исследуемых подходов Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарного, А.М. Кушнира представляют собой фрагменты, которые интегрированы в Ноосферном образовании, научно обоснованы и методологически выверены в технологии управления, технологии организации учебно-воспитательной деятельности, технологии подготовки кадров, технологии подготовки авторов биоадекватных учебников.

Эволюционная значимость анализируемых педагогических подходов (1-4) проявлена в постановке и решении педагогических задач:

– подготовление сознания Учителя к изменениям и отказу от авторитарно–манипулятивных педагогических средств, методик – «Личностно–гуманная педагогика» Шалвы Александровича Амонашвили;

– ориентация на уникальные возможности интеллекта, силы воли и духа, трудоспособности Ученика будущего – «Русская родовая школа» Михаила Петровича Щетинина;

– активизация научной медицины в помощь педагогике – «Здоровьеразвивающие технологии медицинского сопровождения при обучении» Владимира Филипповича Базарного;

Эти задачи решены 15-летней практикой переходного периода. Ноосферное образование – это педагогическая система нового этапа эволюции человечества, которая имееткачественно новые характеристики, определяет и решает новые педагогические задачи:

I. Формирование здорового образа жизни и созидательного мировоззрения, сознания личности, понимающей и принимающей генетическое единство: Творца – Мира – Природы – Человека – Общества с его духовно-нравственными и историко-культурными ценностями;

II. Цель: воспитание и подготовка человека с целостным системным мировоззрением, конгруэнтным Всеобщим Законам Мира и Общим Законам Человеческого Общества.

III. Новейшие технологии мирового уровня:

– know way (стратегии развития)

– know what (цели развития)

– know how (средства достижения).

Прогрессивные современные педагогические подходы Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинина, В.Ф. Базарного, А.М. Кушнира устремлены к поиску природосообразных, здоровьесберегающих педагогических методов и апробируют те или иные их аспекты. Все эти подходы способствуют осознанию абсолютной необходимости внедрения целостной педагогической системы, которая на высоком научном уровне агрегирует (включает) предшествующие наработки. Все это воплощено в целостной педагогической системе Ноосферного образования Н.В. Масловой: научная концепция, универсальное (естественнонаучное, гуманитарное, культурологическое и т.д.) мировоззрение единства и нерасчлененности Мира, соподчиненности его систем Всеобщим Законам Мира, Общим Законам Человеческого Общества и Специальным Законам Здоровьесбережения, Психики, Педагогики, Методологии, Технологии и др.

Источник

Реализация идей ноосферного образования в современных учебно-воспитательных учреждениях разного типа

«Ноосферная школа» в Красноярске. Первая ноосферная школа в России была создана в Красноярске в 1989 году авторским коллективом под руководством А. М. Буровского. Им были экстраполированы на область практической педагогики идеи ноосферологии и космической философии в целом.

Для реализации проекта была создана лаборатория «Ноосферная школа» при КК ЦНПКПК, а затем научно-методический Центр ноосферно-экологического образования при Октябрьском РОНО г. Красноярска. Программы «Ноосферной школы» ведутся в нескольких школах города, а также в г. Боровске Калужской области.

В 1996 году Главным управлением народного образования при Администрации Красноярского края создан Инновационный комплекс «Ноосферная школа», предполагающий формирование сети педагогических площадок на всей территории края. В рамках проекта проводились конференции «Ноогенез и образование», организовано Сообщество педагогов и ученых-ноосферологов.

В создании «Ноосферной школы» участвует большое число педагогов, среди них Е. В. Буровская, Е.В. Голубцова, А. С. Новобранцев, Л.А. Шевырногова и др. Концепция школы и идеи ее внедрения в образовательном процессе неоднократно публиковались.

Появление данной альтернативной школы было обусловлено необходимостью создания современной экологосообразной культуры, без которой человечество в условиях угрозы экологического кризиса не может существовать. Школа ставит своей целью «самоопределение ученика как «ноосферного человека».

Философским основанием концепции «Ноосферной школы» стала теория Всеединства, разработанная в начале XX века русскими космистами (П. Флоренский, В. Соловьев, С. Булгаков и др.). Натурфилософским основанием стало учение о биосфере и переходе ее в ноосферу В. И. Вернадского. Концепция ноосферы и ноогенеза предпочитается автором другим близким по содержанию ввиду того, что она «наиболее полна и отвечает требованиям текущего момента. На ее основании легче всего строить «школу завтрашнего дня».

И живое, и мыслящее вещество концентрируется в ландшафтной оболочке Земли. Именно в ландшафтах происходит превращение космической энергии Солнца в земные виды энергии, трансформация вещества и энергии, идут основные энергетические и геологические процессы. С появлением человека уже его деятельность определяет ход происходящего в биосфере.

Ноосферная концепция рассматривает формирование экологосообразной культуры постиндустриального общества как естественные действия мыслящего существа, стремящегося управлять ситуацией. Сознательная деятельность человека есть проявление эволюционных закономерностей, выступает, как стремление вещества осознать себя и как тенденция вещества к самоорганизации и самоусовершенствованию.

Создание «ноосферной школы» рассматривается А. М. Буровским «как естественное продолжение и развитие российской культурной традиции и как становление одного из наиболее перспективных видов гимназического образования».

Сотрудники лаборатории «Ноосферная школа» придают большое значение предметной историчности в формировании исторического сознания школьников. Историосообразное функционирование школы рассматривается как форма воспроизведения культурных традиций России. Осознание человеком себя как частицы истории (естественной истории и истории людей) создает предпосылки и активного отношения к будущему.

В лаборатории созданы специальные курсы, направленные на историческое восприятие действительности: «Естественная история», «История человека на Земле», «Появление и превращение веществ», «Формирование и взаимодействие тел», «История царства животных», «Природа и культура».

Программа словесности, например, предполагает формирование целостного представления о языке как системе, о языковых единицах как разноуровневых явлениях, о языке как культурном феномене. Курс нацелен на обучение активному владению речью во всех ее видах. Курсы фольклора, литературы, интегрированные с курсами истории, языкознания обеспечивают широкий взгляд на отдельные произведения, литературные направления, общие закономерности развития культуры.

В целом, как отмечает учитель «Ноосферной школы» А. С. Новобранцев, историческая рефлексия бытия, положенная в предметный цикл ноосферной школы состоит в формировании и взаимодействии нескольких логик: 1) логика событийности (пространственно-временное соотнесение); 2) логика развития мировоззренческого содержания (понятия, теории, идеи, концепции, культурные нормы, нравственные установки и другие формы сознания); 3) логика смены форм, чрез которые проявляется содержание определенной эпохи; 4) логика перехода от одного культурно-исторического этапа к другому, в основе которого лежит смена системы ценностей.

А.М. Буровский выделяет возрастную периодизацию в плане последовательного формирования отношения к миру. Представления об этапах развития ребенка, предложенные концепцией, «связаны не с развитием структуры мозга и не с типом ведущей деятельности, а со способами усвоения, присвоения и освоения мира».

На четвертом возрастном этапе (12-13 лет) подросток утверждается в своей способности воздействовать на мир, изменять какие-то элементы действительности. Появляются доминанты: «Я могу изменить мир» и «Я могу объединиться с другими для изменения мира». Естественно, это не отменяет «Я могу познать мир».

На пятом возрастном этапе (15-16 лет) подросток приходит к отношению, характерному для взрослого человека: «Я могу познать мир, изменить мир, познавать миром; я ответственен за мир».

До вступления детей в четвертый возрастной этап они знакомятся с концепцией на самом адаптивном уровне, включаются в моделирование действительности без строгих ограничений со стороны научной действительности. В игровой форме обсуждаются глобальные проблемы истории Земли, придумываются законы жизни Вселенной. В школе I ступени ведется подготовка детей к введению синтезных интегрированных предметов, показывающих мир как единое целое.

Ноосферизация образования в школе II ступени выражается в преподавании как интегрированных курсов, позволяющих получать более цельные предметные знания, так и узких предметных курсов академического типа.

Интегрированные курсы «Глобальные проблемы современности», «Основы экологии», «Антропология», «Наш Земной шар» показывают взаимосвязь всех частей современной цивилизации, стремление людей принципиально к одним целям (но разными средствами), проявления в разных культурах одинаковых потребностей, необходимости учета жизнедеятельности других людей, их культуры, необходимости объединять усилия. Эти курсы способствуют, по словам А. М. Буровского, «становлению вселенского сознания на логическом уровне, на внелогическом оно уже существует».

В работу экспедиций дети включаются в подростковом возрасте. Они происходят в летнее время, поэтому за счет экспедиций срок каникул становится меньше. Дети могут участвовать в целевых походах или палеонтологической, археологической, экологической экспедициях. В ноосферной школе создана собственная концепция антропологической экспедиции.

В школе функционируют лаборатории и клуб, в которых происходит обработка привезенных из экспедиции материалов. Экспедиция решает действительно актуальные и полезные для науки проблемы. Ее целью становятся: выяснение ареалов животных и растений и воздействие на эти ареалы человеческой деятельности, проведение археологических раскопок, изучение истории данной деревни или района, выяснение режима местного землепользования или психологии населения.

Работа с выпускниками строится согласно проявившимся сферам интересов. С определившимися в сфере антропоэкологического цикла ведутся индивидуальные занятия: в экспедицию юноши приходят со своими планами исследования и выступают в роли помощников старших.

«Ноосферная школа» А. М. Буровского постулирует комплексный подход к воспитанию и обучению. Авторы концепции стремятся не только к тому, чтобы ученики приобрели знания. Для решения задач нооферного образования, считают они, исключительно важно самоопределение ученика как «ноосферного человека», единство его знаний в области теории, убеждений и жизненной практики.

«Ноосферная школа» стремится сформировать «определенный тип человека, иначе осмысливающего мир, чем современный носитель культур европейского круга» Для него «любые способы освоения действительности нормативны».

Школа А. М. Буровского делает акценты на активной лабораторной и экспериментальной деятельности учащихся. Появляется возможность познавать природную и социальную действительность разными средствами и с разных сторон. Школьники овладевают социальным опытом общения, строят отношения в процессе работы, контактируют с другими коллективами: научными, организующими исследование, и производственными, работающими на местности.

Только в деятельности, отмечается в концепции, можно узнать о сформированности у человека необходимых качеств и черт характера. Наличие экологического сознания устанавливается по поведению человека, особенно в экспедиции, в работе с природными системами разного уровня. Гуманистическое сознание проявляется в умении руководствоваться договорными нормами, в уважении к культурным нормам и убеждениям других людей. Феноменологическое сознание определяется способностью видеть разные стороны объекта разными способами. Наличие вселенского сознания определяется умением видеть связи разных объектов и событий.

Школа-комплекс «Ноосферная школа» в г. Иваново.

Апробация и внедрение ряда программ красноярского проекта «Ноосферной школы» происходит в школе-лицей № 6 г. Иваново.

С 1996 года лицей работает совместно с Ивановским государственным университетом в комплексе «Ноосферная школа», что обеспечивает непрерывность ноосферного образования. Задачей комплекса является проведение совместного научно-методического эксперимента по созданию программ, методических разработок и учебных пособий для внедрения в школьный и вузовский процесс ноосферной парадигмы образования. Работа комплекса предполагает следующие направления: 1) разработка новых спецкурсов, способствующих экологизации и гуманизации образования; 2) наработка новых педагогических технологий; 3) совершенствование педагогического мастерства учителей лицея.

Создан творческий коллектив ученых, поддерживающих содержательную часть проекта и осуществляющих различные формы научной поддержки инноваций. Среди них профессора Г. А. Засобина, В.А. Исаев, В. В. Костров, Г. С. Смирнов, С. Г. Смирнов, С. А. Страшнов, доценты А. В. Брагин, А. Н. Петров, А. С. Турчин, М. П. Шилов.

В ноосферном лицее предполагается комплексная экологизация образования, через: 1) внедрение экологических моментов в преподавание всех предметов; 2) проведение исследовательской практической работы по изучению локальной экологической среды обитания; 3) введение интегрированного курса «Человековедение», начиная с начальной школы, имеющего мировоззренческое значение; 4) использование средств гуманитарных наук для экологизации сознания.

В учебном плане лицея выделяется три цикла дисциплин: культурологический, человековедческий и экологический. Блок культуроведения включает в себя историю и теорию культуры, начала философии, логику, эстетику, этику, искусствоведение. Данные курсы представлены в виде интегрированных программ. Так, с 1-го по 3-й класс изучается курс «Народная культура», «Немецкий язык и немецкая культура», «Французский язык и французская культура» вводятся с 5-го класса. Материал языковой в этих курсах тесно связан с культурологическим.

Циклы экологических, природоведческих дисциплин включает следующие основные курсы: «Биология и экология», «Химия и экология», «География и экология». Данный блок является важной частью комплексной программы экологизации предметов естественнонаучного цикла, целью которого может быть создание целостного представления об экологической системе и месте человека в ней.

Воспитательный процесс ноосферной школы построен на тех же трех циклах дисциплин, что и образовательный: культурологическом, человековедческом и экологическом. В рамках первого цикла в школе работают: театральная студия, хореографическая студия, две студии ИЗО, студия вязания, вышивания, оригами, музыкальная студия. Важное место отводится экскурсиям по историческим местам. В воспитании экологического сознания отдается приоритет живому общению детей с природой.

Ноосферными школами признается необходимость системного подхода к воспитанию и обучению, постулируется единство теоретических знаний учащихся, делается акцент на активной лабораторной и экспериментальной деятельности. Учреждения, работающие в русле нооосферной парадигмы, стремятся к созданию открытого обрзовательного пространства ставят важнейшей задачей воспитания и обучения формирование социального, жизненного опыта.

Ноосферная школа должна, прежде всего, научить способам взаимодействия человека с миром, а знания могут быть средством, а не целью, приобрести мировоззренческий и чисто прикладной характер. Ребенок нуждается не только в предметных знаниях, но и в определенном жизненном опыте, который помог бы ему в дальнейшем быть более эффективным в природной и социальной среде.

Существует необходимость в ноосферной школе практико-ориентированного, деятельного характера. Можно говорить о ноосферной школе как школе-производстве, школе-лаборатории, школе-микрообществе (по В. Спартину). К этому идеалу приближаются так называемые ноосферные поселения, формирование и становление которых происходит в ряде регионов России (эко-ноосферное поселение Международного центра планетарного мышления и экологии человека «Образование и культура ради мира» на оз. Байкал, сеть ноосферных поселений, создаваемая решением международной конференции «Междисциплинарного взаимодействия при исследовании фундаментальных и прикладных проблем ноосферного развития» (Борок-2000).

Другие формы реализации идеи ноосферного образования. Различные модели ноосферизации отрабатывают школы № 890, № 1927, негосударственная гимназия «Талисман» г. Москвы, гимназия № 2 г. Мариинска, ноосферная средняя общеобразовательная школа в г. Боровске Калужской области и центр психолого-педагогических проблем активного ноосферогенеза «Преображение» в г. Томске.

В контексте этого направления работают так называемые ноосферные студии. Они функционируют в школе № 16 Балашихинского района Московской области, в школе № 778 г. Москвы, в школе № 4 г. Вологды, в г. Электросталь, г. Железнодорожный. В марте 2001 года в Москве Ноосферный образовательный центр провел научно-практическую конференцию ноосферных студий. В апреле 2001 года прошел московский фестиваль студийцев.

Вклад в практическую реализацию антропокосмических идей вносит работа Хабаровского регионального общественного объединения «Ноосферное образование» и Международного центра планетарного мышления и экологии человека «Образование и культура ради мира» на озере Байкал.

С центром сотрудничают коллективы Государственного общеобразовательного лицея М.П. Щетинина (пос. Текос), физико-математической школы-гимназии № 15 Федерального Ядерного центра (г. Саров) и другие организации. Среди проектов Центра ноосферных знаний и культуры (1999-2004 гг.): «Школа будущего» (концепция И. А. Ефремова в сочетании с опытом А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинского, современных отечественных педагогов-новаторов), «Этика ноосферы» (международный эколого-ноосферный проект), Диалог культур «К берегам Ойкумены», «Академия Горя и радости» (научно-исследовательский социологический проект).

Выражением важнейших тенденций в развитии человечества: космизации, глобализации и экологизации явилось аэрокосмическое образование. Полная трактовка термина «аэрокосмическое образование» представлена в работах Е. П. Левитана, Г. А. Полтавца.

Увлечение молодежи космосом, его проблемами нашло широкое распространение во всем мире. Например, в США с 1984 года работает «Ассоциация молодых астронавтов», группы молодых астронавтов созданы в десяти тысячах школ. В 1988 году у нас в стране было создано аэрокосмическое общество «СОЮЗ». Его учредителями были ЦК ВЛКСМ, АН СССР, Главкосмос СССР, ЦК ДОСААФ, Федерация космонавтики СССР, Комитеты ССССР по народному образованию и науки и техники, Советский детский фонд им. В. И. Ленина, КМО СССР, ВПО им. В.И. Ленина.

Программы аэрокосмического образования реализуются в высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов по изучению ближнего и дальнего космоса, а также для подготовки специалистов в разных областях для формирования широкого мировоззренческого направления, в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях в качестве интегрированных естественнонаучных дисциплин, которые ориентированы на гуманитарное и экологическое образование, развитие планетарного сознания, что позволяет формировать методологическую культуру в области естественных наук, обучать принципам решения проблем, системному подходу в анализе любого исследования.

В г. Н. Новгороде и Нижегородской области накоплен богатый опыт аэрокосмического образования. При Министерстве образования и науки Нижегородской области функционирует Центр аэрокосмического образования. Согласно исследованиям И. Ю. Порус, проведенным на базе Центра, а также НИРО, НГУ, НГПУ, НГТУ, школы № 2 г. Дзержинска, школ №№ 45, 134, 36, Технической гимназии г. Н. Новгорода, школьной научной секции Дворца творчества юных г. Саров система аэрокосмического образования обладает возможностями для развития личности, формирования ее познавательной самостоятельности и профессионального самоопределения. Реализация этой педагогической системы позволяет готовить специалистов новой формации, отчетливо представляющих себе картину мира в целом и владеющих теориями сложных самоорганизующихся систем.

Аэрокосмическое образование направлено на формирование космического мышления, представляющего собой синтез научного воззрения на строение и эволюцию Вселенной и представления о человеке как результате эволюции Вселенной, лежащих в основе богатых традиций русского космизма, а также новых достижений экологического и глобального образования.

В середине 90-х годов XX века в связи с распространением философии русского космизма получила развитие так называемая космическая педагогика. Калужские исследователи Д.М. Гришин, Г.П. Панарина определили ее, как раздел общей педагогики, призванный изучать формирование готовности человека к взаимодействию с Космосом, к деятельности по освоению и использованию космического пространства. Предметом исследования космической педагогики является формирование космического (планетарного) сознания и способов соответствующей деятельности. Космическая практическая педагогика осваивается в школах №№ 6, 9, 46, 48 г. Калуги. Работает Клуб юных космонавтов под руководством А.А. Воробья. Большую экспериментальную работу в школах и вузах города ведет Лаборатория по развитию и совершенствованию космического образования под руководством профессора В. В. Завьялова. Лаборатория создает авторские программы по космическому образованию.

Примером реализации идей космической педагогики может служить школа «Свободного развития», организованная в Черниголовке в 1993-1996 годы А.В. Хуторским. А.В. Хуторской своей задачей считает создание педагогики русского космизма и опирается при этом на работы представителей философско-религиозного направления. Исследование показывает, что в основе концепции этой школы лежат антропокосмические представления, идеи целостности мира и ноосферного развития.

Целью школы является формирование у ученика новых качеств саморазвивающейся личности, для которой «микромир подобен макромиру», то есть человек подобен вселенной. Одним из основополагающих для автора концепции школы «свободного развития» стало положение, основанное на идее П. А. Флоренского, который видел в познании особый род общения человека с познаваемым миром. А.В. Хуторской формулирует это так: «если человек в своем образе есть подобие мира, то смысл его образования состоит в единении с миром, во вселении в него». Отсюда и отношение к образованию не только как к процессу, а как к отдельной сущности, которая вместе с миром и человеком образует «диалектическую триаду»: «Человек. Образование. Мир».

Психологическим основанием концепции стала идея К. Р. Роджерса о «стремлении человека реализовать себя, проявить свои возможности». По отношению к творчеству, как основе формирования личности, по словам К.Е. Сумнительного, А.В. Хуторской близок к позициям развивающего и проблемного обучения. Он видит опору в трех интегративных способностях ученика (креативной, когнитивной и оргдеятельностной).

Автор вводит понятие «метапредмет». Опираясь на идею В. С. Соловьева о существовании в мире неких единых первооснов, А. В. Хуторской предлагает «первосмыслы» из которых, по его мнению, может быть сформирован любой предмет. Причем среди методов познания этих первосмыслов он выделяет те, которые, по его мнению, характерны для русских космистов. К ним относят: метафизические (озарение, созерцание, осмысление), физические (просвечивание мира, вживание в природу, сквозное мировосприятие), вслед за В. С. Соловьевым А. В. Хуторской предлагает использовать структурно-философский и образно-поэтические подходы.

Содержание образования в школе состоит из двух частей: инвариантной, задаваемой из вне в виде «метапредметов» и «первосмыслов», и вариантной, создаваемой каждым учеником. Каждая составляющая носит многослойный характер и ориентирована на «приращение и развитие внутреннего содержания образования ученика». Метапредметы задают культурно-научную рамку интегрированного знания.

Школа свободного развития, как и «нооосферные школы» стремятся к формированию человека, иначе осмысливающего мир, чем современный носитель культур европейского круга, для которого «любые способы освоения деятельности нормативны».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *