Но кажется что это лишь игра с той стороны зеркального стекла
Сайт Михаила Кожаева
Одна жизнь — тысяча возможностей
Å #103. С той стороны зеркального стекла
Но кажется, что это лишь игра
С той стороны зеркального стекла.
Стоило мне оговориться, что за первые 100 статей в цитатнике «Аквариума» не было разобрано ни одной «доисторической» песни, как судьба подсказала трек «С той стороны зеркального стекла». Да, эта песня известна нам по «Акустике» (1982), но написана она была в середине 70-х. И более того – дала имя сольному альбому БГ «С той стороны зеркального стекла» (1976).
На обложке пластинки указан 1975-й год, но на самом деле запись происходила весной и летом 76-го в домашней студии Якова Певзнера – друга Всеволода Гаккеля. Собственно, «студия» представляла собой квартиру со звукоизоляцией и переделанный магнитофон «Тембра», который, по воспоминаниям Гребенщикова, «то ли на всю ширину плёнки писал, то ли какой-то имел сквозной канал». На такую аппаратуру и были записаны 18 композиций, последней из которых и стала – «С той стороны зеркального стекла».
Образы зеркала, стекла, переходов на другую сторону изобилуют в творчестве БГ. Вспомните первые напрашивающиеся примеры:
🔹Между нами нет стекла – и нечего бить («Очарованный тобой»)
🔹Но её сестра за зеркальным стеклом с него не спускает глаз («Сельские леди и джентльмены»)
🔹Что там внизу – это лишь стекло + Невечерний свет в окне на твою сторону («Удивительный мастер Лукьянов»)
🔹По другую сторону дня мы уйдём («Апокриф»)
И дело не столько в политике или окружающей обстановке, а в принципиально ином отношении к жизни. Вот вдохновлённый поэт, который сочиняет произведение, – по другую сторону стекла. Но чтобы там жить, нужно разбить стекло, которое отделяет один мир от другого. Именно поэтому «в лучших книгах всегда нет имён, а в лучших картинах нет лиц». Мне кажется, это довольно очевидный мотив стекла в песнях БГ, в противном случае – поправьте меня в комментариях. А теперь вернёмся к выражению «с той стороны зеркального стекла».
Это словосочетание, оказывается, заимствовано Гребенщиковым. Источник – стихотворение Арсения Тарковского (1907–1989), отца всемирно известного режиссёра Андрея Тарковского (1932–1986), который снял такие фильмы, как «Андрей Рублёв», «Сталкер» и «Солярис». Интересно, что многие мотивы у отца и сына переплетаются: например, картина Тарковского-младшего «Зеркало» обыгрывает использование этого образа в лирике старшего.
В 1962 году Арсений Тарковский написал стихотворение «Первые свидания», которое начинается следующим образом:
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как Богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Интересно, что в «Первых свиданиях» у Тарковского встречаются образы, которыми активно пользуется и Гребенщиков: вода, хрусталь, птицы и рыбы. Послушайте стихотворение, и я думаю, вы ощутите близость имажинистских рядов. И в то же время из подсознанья поднимается вопрос: а может быть, дословное повторение выражения «с той стороны зеркального стекла» – просто совпадение? Напишите в комментариях, что думаете вы?
Присоединяйтесь ВКонтакте
Именно эта запись в VK
Надоело читать? Выбирай и смотри лучшие концерты Аквариума
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АКВАРИУМ — «С той стороны зеркального стекла» (песня) (БГ)
Входит в альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976)
и «Акустика» (1981-82)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
С той стороны зеркального стекла… — цитата из стихотворения Арсения Тарковского «Первые свидания». См. отрывок:
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла…
Возможно, БГ услышал его в фильме «Зеркало», который снял сын поэта — Андрей Тарковский.
_______________________________________________________________________
Текст песни «С той стороны зеркального стекла»:
Последний дождь — уже почти не дождь;
Смотри, как просто в нем найти покой.
И если верить в то, что завтра будет новый день,
Тогда совсем легко..
Ах, только б не кончалась эта ночь;
Мне кажется, мой дом уже не дом.
Смотри, как им светло — они играют в жизнь свою
На стенке за стеклом.
Мне кажется, я узнаю себя
В том мальчике, читающем стихи;
Он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь,
И кровь течет с руки.
Но кажется, что это лишь игра
С той стороны зеркального стекла;
А здесь рассвет, но мы не потеряли ничего:
Сегодня тот же день, что был вчера.
_______________________________________________________________________
Мне кажется, я узнаю себя
В том мальчике, читающем стихи
Он стрелки сжал рукой,
чтоб не кончалась эта ночь
И кровь течет с руки.
Другие песни исполнителя
№ | Песня | Исполнитель | Время |
---|---|---|---|
01 | Десять стрел | Аквариум | 3:30 |
02 | Поезд в огне | Аквариум | 4:11 |
03 | Контрданс | Аквариум | 3:56 |
04 | Иван и Данило | Аквариум | 5:39 |
05 | Орел, телец и лев | Аквариум | 3:26 |
06 | Московская Октябрьская | Аквариум | 4:30 |
Слова и текст песни Аквариум С той стороны зеркального стекла предоставлены сайтом Megalyrics.ru. Текст Аквариум С той стороны зеркального стекла найден в открытых источниках или добавлен нашими пользователями.
Использование и размещение перевода возможно исключиетльно при указании ссылки на megalyrics.ru
Слушать онлайн Аквариум С той стороны зеркального стекла на Megalyrics — легко и просто. Просто нажмите кнопку play вверху страницы. Чтобы добавить в плейлист, нажмите на плюс около кнопки плей. В правой части страницы расположен клип, а также код для вставки в блог.
Игорь Шамарин от «А» до «Я»
АКВАРИУМ – «С той стороны зеркального стекла» (1976)
1. Сат
2. Блюз НТР
3. Чит
4. Блюз свиньи в ушах
5. Ананда
6. Блюз во имя ночи
7. Ты – мой свет
8. Замок
9. Мост
10. Песня
11. Лето
12. Незнакомка
13. Танец
14. Переход через
15. Дитя рассвета
16. Л.Ю.
17. Сказка про зверя Аш
18. С той стороны зеркального стекла
В 1974 году Андрей Тарковский выпустил автобиографичный фильм-размышление «Зеркало», где за кадром звучит голос его отца, поэта Арсения Тарковского, читающего, в том числе, своё стихотворение «Первые свидания», посвящённое Марии Фальц. Это там в финале – «…судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке», и там же –
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла…
Глядя на 1976 год со стороны, ненадолго вспомним самые его громкие события. В високосном 1976-м население Земли достигло 4-х миллиардов человек. Эту цифру фактически сразу подкорректировало землетрясение в Гватемале, унёсшее жизни 23 000 человек, а позже – ещё более разрушительное землетрясение в китайском городе Таншане (по официальным данным, погибли 242 419 человек). В феврале в австрийском Инсбруке прошли XII Зимние Олимпийские игры, а летом в в Монреале (Канада) состоялись XXI летние Олимпийские игры. 16 февраля с главного сборочного конвейера сошёл первый советский бортовой грузовик «КамАЗ-5320». 1 апреля в США была зарегистрирована компьютерная корпорация «Apple», выпустившая первый персональный компьютер «Apple-1», продававшийся в полностью собранном виде. В июле была официально провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам, что послужило усилению коммунистической диктатуры и политических репрессий. 9 августа с космодрома Байконур была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-24» (по результатам этого полёта было впервые получено убедительное доказательство наличия на Луне воды). В начале сентября на перехватчике «МиГ-25П» советский лётчик Виктор Беленко совершил посадку в аэропорту на японском острове Хоккайдо, попросив политического убежища. Вскоре Беленко был вывезен в США, а самолёт разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР. 26 сентября мумия египетского фараона Рамсеса II была доставлена самолётом во Францию для предотвращения её окончательного разрушения (в аэропорту Ле Бурже мумии были оказаны почести как главе иностранного государства). 6 октября в Китае была отстранена от власти и арестована так называемая «банда четырёх» — левая группировка в руководстве страны во главе со вдовой Мао Цзэдуна – Цзян Цин. 26 ноября в Нью-Мехико была основана корпорация «Microsoft».
У меня альбом БГ «С той стороны зеркального стекла» появился в личном пользовании в ноябре 1989-го – весьма причудливым образом. Как-то купили мы с отцом одну на двоих дефицитную 90-минутную кассету «TDK». Тогда в окрестностях спорткомплекса «Олимпийский» близ «Проспекта Мира» располагался известный каждому столичному меломану подвальчик, где базировалась одна из немногочисленных государственных студий звукозаписи, и решили мы там записать на общую кассету каждый своё: я – что-нибудь из раннего «Аквариума», он – концерт Александра Галича в Тель-Авиве (1975). Относительно Галича, кстати, выбор был невелик, других концертов предложено не было. Стоило спуститься вниз по ступенькам, как вы оказывались в тесной комнатёнке, наполненной народом. На стенах висели машинописные распечатки ассортимента – исполнители в алфавитном порядке и списки альбомов. Нужно было подойти к окошку со своей кассетой или катушкой и назвать интересующий номер записи, заплатив из расчёта 4 рубля 50 копеек за 45-минутную сторону (если запись длилась 40 минут – значит, 4 рубля). Соответственно, полтора часа музыки стоили 9 рублей. Самой ранней записью группы «Аквариум» значился некий альбом «Граф Диффузор» 1976 года. Я ещё долго впоследствии был уверен, что записал себе «Притчи графа Диффузора», а не «С той стороны зеркального стекла», пока не услышал чуть позже непосредственно «Притчи». Вот по этой заполненной приёмщиком карточке мы и получили спустя неделю свою кассету:
Ни названий песен, ни выходных данных к записи, понятное дело, не прилагалось. Всё записанное (не исключая качество самой записи) было полнейшей лотереей и сюрпризом. В той, «государственной» версии, в отличие от авторской, альбом «Аквариума» не имел вступлений, а начинался прямо с «Блюза НТР». Я включил — и мне снесло крышу уже первыми строчками:
Я инженер
Со стрессом в груди,
Вершу НТР
С девяти до пяти.
Но белый дракон сказал мне,
В дверь подсознанья войдя,
Что граф Диффузор забил в стену гвоздь,
А я — лишь отзвук гвоздя.
Это было мощнейшее, в чём-то даже подавляющее психику воздействие: звук был текучим, вязким, каким-то средневековым, то и дело сквозь ткань песен вырывались устрашающе-запредельные эффекты в духе уже отчасти знакомого мне Фрэнка Заппы, какие-то эхоподобные шумы и бульканья, стремительно уползающие в Зазеркалье ленивые блюзовые удавы. Постоянно скрипели и хлопали закрывающиеся (растворяющиеся?) двери. БГ пел как какой-нибудь заплутавший в параллельных вселенных менестрель — немного уставший и офигительно загадочный. О текстах можно даже не говорить — мозг с жадностью сидящего на кокаине Шерлока Холмса поглощал, урча, всё это богатство. Я как раз в то время всерьёз, как философский жанр, открыл для себя научную фантастику, так что в скрещивании эпохи НТР и драконов легко увидел мостик к любимейшей повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», а в строчке «ломаю об угол добытое в муках пластмассовое лицо» можно было при желании узреть пресловутых роботов Айзека Азимова. Это, возможно, был первый мой опыт соприкосновения с психоделической акустикой советского образца, и впервые я, воспитанный на экспериментах поздних «The Beatles» (ага, вот она, запущенная в обратную сторону плёнка!) и ранних «The Doors» (ага, вот они, скрипучие двери подсознания!), столь глубоко был погружён в русскоязычную рок-песню, в её (возвращаясь к гениальному сыщику Холмсу) исследование. Было по-хорошему страшно — как в безумно дорогом аттракционе, вкусно описанном в той же самой зарубежной фантастике. Красивые непричёсанные песни, просочившиеся из далёкого-далёкого прошлого. «Блюз НТР» (в ту пору называемая, естественно, «Граф Диффузор»), «Во имя ночи», «Замок», «Мост», «Танец», «Дитя рассвета» и, наконец, венчающая официальную 30-минутку «С той стороны зеркального стекла» — это волшебство впоследствии прокручивалось бог весть сколько раз с неугасающим эффектом. Дописан альбом в той версии был фрагментом относительно нового на тот момент выступления «Аквариума» на Пятом фестивале Ленинградского рок-клуба. Звучали «Меня зовут Смерть», «Мальчик», «То, что я должен сказать» и подводящая итог всему и вся «Лебединая сталь», уносящая в Нирвану. В 2001 году альбом «С той стороны зеркального стекла», наряду с двумя предыдущими, вышел в трёхдисковом боксе «Доисторический Аквариум», но я предпочёл купить в коллекцию отдельное CD-издание, поскольку эта запись имеет обособленные вкусовые качества.
. Кстати, концерт Галича в Тель-Авиве (на отцовской стороне кассеты) мне тоже понравился, но это была совсем другая, гораздо реже потребляемая энергетика. Магия бурлила на первой стороне.
«С ТОЙ СТОРОНЫ ЗЕРКАЛЬНОГО СТЕКЛА»
Последний дождь — уже почти не дождь;
Смотри, как просто в нем найти покой.
И если верить в то, что завтра будет новый день,
Тогда совсем легко…
Ах, только б не кончалась эта ночь;
Мне кажется, мой дом уже не дом.
Смотри, как им светло — они играют в жизнь свою
На стенке за стеклом.
Мне кажется, я узнаю себя
В том мальчике, читающем стихи;
Он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь,
И кровь течёт с руки.
Но кажется, что это лишь игра
С той стороны зеркального стекла;
А здесь рассвет, но мы не потеряли ничего:
Сегодня тот же день, что был вчера.