Нижняя тавда что посмотреть
Нижняя Тавда: край лихих скакунов и добрых людей
В Нижнетавдинском районе проживает 26 тысяч человек в 79 населенных пунктах. В районном центре 7 500 жителей. Нижняя Тавда расположена в 80 километрах от областной столицы. Час по трассе – и мы на месте.
НАРОДНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ
На протяжении последнего десятилетия редакция газеты «Тюменская область сегодня» при активном участии читателей реализует проект «Народный туристический маршрут». В 2017 году корреспонденты издания продолжают исследование малоизвестных мест проведения досуга и достопримеча-тельностей любимого края. Из каждой командировки в города и районы журналисты привозят путевые заметки, которые можно прочитать в режиме реального времени на сайте: www.tumentoday.ru и в социальных сетях, а затем в обобщенном виде – на страницах газеты.
Нижняя Тавда славится конными турами. «Конноспортивный центр» – визитная карточка района.
Здесь часто проводят соревнования регионального и всероссийского уровней.
Руководитель центра Сергей Богданов приглашает жителей области в гости: «Приезжайте к нам в любой день, кроме понедельника. Организуем как прокат лошади с инструктором, так и обучение верховой езде. На территории центра есть интересные места для фотографирования, например, настоящий самолет или избушка Бабы-Яги. Можно сделать фото с лошадьми и заказать экскурсию по центру. По опыту скажу, что новичок устанет от катания на лошади минут за 40. Подготовленные люди смогут провести здесь целый день», – рассказал Сергей Григорьевич.
В центре села построен удивительный храм.
Первая часовня в Нижней Тавде появилась в начале XVII века.
В 30-е годы ХХ века церковь в центре села разрушили и вплоть до 90-х годов прошлого столетия для крещения, венчания и посещения праздничных служб нижнетавдинцы ездили в Тюмень. И только в декабре 2006 года в селе возвели храм Святой Троицы. На нем красуется восемь бронзовых колоколов. Самый тяжелый из них весит 620 кг. На нем надпись: «В дар храму от С.С. Собянина, В.Ф. Крамского, З.З. Ахтариева». Второй колокол весит 346 кг. На нем надпись: «От коллектива ООО «Эврика», семей Калайчиевых». У третьего колокола вес 90 кг. На нем выгравировано: «От В.В. Якушева».
Одно из знаменитых в Тюменской области туристических мест находится здесь, в Нижней Тавде.
Хлебом-солью вас встретят девушки в русских сарафанах, споют песни, исполнят различные славянские обряды, а после угостят горяченькой, с парком картошкой, салом, капустой, грибочками, пирогами да блинами, ягодами – всем тем, чем была богата изба сибирского крестьянина.
Экспозиция представляет собой избу сибирского крестьянина XIX века. Зайдите во двор: там настоящий огород с зеленью, которую подадут вам к столу, колодец, надворные постройки, а далее – смотровая вышка с видом на реку Тавду. Красота!
Дом – шестистенок. В нем настоящая русская печь, в которой можно испечь хлеб. Здесь же стоят лопаты, ухваты, чугунки. На полках, лавках и буфете расположилась кухонная утварь того времени. Красный угол с иконами, широкими лавками и столом, на котором стоит самовар. Уж поверьте, впечатлений останется много и надолго!
Во дворе экспозиции «Сибирское подворье» расположилась замечательная мастерская
Хозяйка мастерской Татьяна Столярова очарует вас улыбкой, теплотой и открытой душой. Здесь вы научитесь работать на гончарном круге.
Под руководством Татьяны Владимировны сделаете для себя кружку или кувшинчик на память.
Во время работы Татьяна расскажет о полезных свойствах глины и о собственной технологии приготовления материала для лепки. Ведь глина в мастерской не покупная. Она местная, нижнетавдинская. После мастер-класса можно приобрести сувениры или понравившийся кухонный инвентарь.
Татьяна Столярова увлечена своим делом. Несколько лет назад, увидев в Интернете ролик о глине, Татьяна уволилась с работы и посвятила жизнь гончарному ремеслу. Во как!
Пообедать нас пригласили в кафе «Бриз»
Кормят вкусно и сытно.
Для организованных групп от 15 человек здесь подадут комплексный обед. Средний чек – 200–250 рублей.
В центре три зала: археологии, природы и передвижных выставок.
Организовать тур в Нижнюю Тавду вам поможет директор историко-краеведческого центра Анна Стрельцова.
Собравшись в обратный путь-дорогу, не могли не заехать к местным казакам. Это на 22-м км Велижанского тракта, в 6 км от деревни Красный Яр.
Атаман Игорь Вьюхов предложит вам расположиться в уютной избе. Здесь вы можете остаться как на час, так и на несколько дней.
На территории казачьего подворья живут курильские кошки, лошади, одомашненные кабаны, гуси, козы, бараны, ослица Лика с осликом, охотничьи собаки. Совершив экскурсию по подворью, получите незабываемые впечатления.
Понравился материал?
Расскажи друзьям
Достопримечательности
Экспозиция историко-краеведческого центра «Сибирское подворье»
В живописном уголке Западной Сибири расположилась Слобода Тавдинская, а ныне село Нижняя Тавда Тюменской области. Есть здесь своя неповторимая изюминка, посмотреть на которую едет и стар и млад из ближних деревень и дальних стран. Речь идет об экспозиции Нижнетавдинского историко-краеведческого центра «Сибирское подворье».
Экспозиция «Сибирское подворье» как центр сибирской русской старины является одним из наиболее интересных объектов туризма в Тюменской области и входит в тур «Мир сибирской русской глубинки». В экспозиции «Сибирское подворье» с сопровождением фольклорного коллектива «Златница» гостей познакомят с историей, традициями и обрядами сибирского русского крестьянства конца XIX-XX веков.
Только открываешь массивные ворота подворья – и сразу попадаешь в «день вчерашний». Женщины в национальной русской одежде встречают гостей с хлебом и солью, с поклонами и песнями. Здесь же, во дворе, находится приусадебный участок, где выращивают разные овощи и ягоды. Дальше, за огородом, открывается вид на реку Тавда – зрелище красоты неописуемой! По скрипучей лесенке поднимаемся в избу. Дом – шестистенок, имеет две половины: изба и горница. В избе русская печь, здесь же стоят лопаты, ухваты, чугунки. На полках, лавках и буфете расположилась вся кухонная утварь. Красный угол с иконами, широкими лавками и столом, на котором стоит самовар. Угощение чаем было признаком гостеприимства хозяев. В избе и полати, и деревянная кровать, украшенная подзором и лоскутным покрывалом, цветными подушками, и колыбель.
В горнице же, всегда готовой к приему гостей, проводятся все музейные мероприятия, русские народные праздники, которые решают задачи возрождения традиций, обрядов и обычаев русского населения Нижнетавдинского края. Здесь туристам предлагают отведать традиционное сибирское угощение: рассыпчатую картошку в чугунке, соленное сало, грибочки и огурчики, блины с домашней сметаной, пироги и шаньги, ягоды клюква и брусника.
Впечатлений останется надолго!
Что ж, приезжайте, приходите в «Сибирское подворье», а гостеприимные сотрудники историко-краеведческого центра с удовольствием покажут вам живописные картинки, воспроизводящие быт и уклад жизни сибирской семьи.
В продолжение возрождения традиций в районе создан конноспортивный центр, так как по историческим документам ранее в районе была своя порода – тавдинская лошадь
Конноспортивный центр образован на территории Нижнетавдинского муниципального района 27 декабря 2013 года. На основании распоряжения главы администрации района от 17 января 2014 года за № 58-р конноспортивный центр включен в штат Автономного учреждения «Спорт и молодежь». Центр находится по адресу: Тюменская область, с. Нижняя Тавда, ул. Дзержинского, 38/1.
В центре работают 10 квалифицированных специалистов и на постое находится 15 лошадей. В центре специалистами созданы секции по конному спорту для населения разных категорий и возрастов.
Нижнетавдинский район также богат духовными местами.
Православие всегда играло неотъемлемую роль в жизни крестьян. Первая деревянная часовня на Тавдинской земле была построена в начале 17 века. В 30-е годы 20 века церковь в центре села была разрушена. В период 90-х годов прошлого столетия для крещения, венчания, посещения праздничных служб нижнетавдинцы ездили в Тюмень. И только в декабре 2006 года в Нижней Тавде вновь построен храм Святой Троицы.
На храме Святой Троицы вы можете увидеть 8 церковных бронзовых колоколов, которые были отлиты в г. Каменск-Уральский фирмой «Пятков и К». Самый тяжелый колокол весит 620 кг. На нем имеется надпись «В дар храму от С.С. Собянина, В.Ф. Крамского, З.З. Ахтариева». Второй колокол весит 346 кг. На нем надпись – «От коллектива ООО «Эврика», семей Калайчиевых». У третьего колокола вес – 90 кг. На нем выгравировано «От В.В. Якушева».
Площадь Победы
Нижнетавдинцы свято чтут трудовые и воинские подвиги своих земляков.
Из Нижнетавдинского района ушло на войну около 15 тыс. человек. В память о погибших воинах 9 мая 1975 года была возведена скульптура коленопреклоненного воина на собранные различными предприятиями и организациями средства и на деньги отдельных жителей района, изготовлена на комбинате прикладных искусств Ленинградской академии художеств.
Позднее была выложена кирпичная стена, в которую вмонтированы чугунные плиты с именами 4 244 нижнетавдинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. В кирпичной кладке стены сделаны четыре ниши для бюстов героев Советского Союза – Баранова Михаила Павловича, Битюкова Прокопия Семеновича, Новопашина Романа Ивановича, Хохлова Николая Александровича.
В 2001 году мемориальный комплекс пополнился еще тремя плитами с именами героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Славы, героев Социалистического Труда.
Серьёзным испытанием явилась война и для тружеников тыла Нижнетавдинского района, поэтому в 2005 году по инициативе совета ветеранов и Нижнетавдинского сельского совета был поставлен памятник «Труженикам тыла», изготовленный в г. Тюмени.
Мемориальный комплекс служит местом проведения митингов в День Победы, встреч ветеранов с учащимися и допризывной молодежью, торжественных проводов новобранцев в армию, возложения цветов молодоженами.
Территория района обширна и богата своей историей, много интересных мест находится и за пределами районного центра.
Особо хотелось бы отметить «Казачье подворье».
«…Там лес и дол видений полны, там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской».
Но это всё там, в неизведанном сказочном Лукоморье. А у нас здесь, на земле обетованной, в окружении лесной чащи, недалеко от озера Сундукуль (22-й километр Велижанского тракта) есть живописное местечко под названием Казачье подворье. Всё у них своё: и хозяйство, и быт, и обычаи. И «прекрасные витязи» здесь тоже есть. Это большая казачья братия во главе с атаманом Игорем Вьюховым.
Предлагаем вам оздоровительные конные прогулки для всей семьи на чистом воздухе, по сосновому бору, верхом, в санях или карете. Ведь катание на лошади – это отличное средство от стресса и усталости. Вы получите массу положительных эмоций, незабываемые впечатления от общения с этими сильными, смелыми и умными животными. Плюс это отличная физкультура для всего тела, так как при верховой езде задействованы и напряжены все группы мышц.
На подворье можно приобрести экологически чистую продукцию.
22-й километр Велижанского тракта, тел. 8-922-002-77-80, Вьюхов Игорь Владимирович.
Рядом с «Казачьим подворьем» находится база отдыха «Штурм».
Без краски. Отсутствие краски – максимум чистоты.
Без боли. Факт попадания отмечается электроникой, никаких синяков и рисков.
Эффективный выстрел. Стрельба с высокой точностью и дальностью.
Тюменская обл., Нижнетавдинский район, 23 км Велижанского тракта (поворот на Красный Яр), тел. 8-952-680-75-80.
Необычные места Нижнетавдинского района
Много интересных мест в Нижнетавдинском районе.
С середины XVI века полновластными владыками пермских земель стали Строгановы – династия купцов, владельцев соляных промыслов и обширных вотчин. Занятый борьбой с многочисленными врагами, царь Иван IV привлёк их для обороны восточных границ государства. Строгановы проявили немалую настойчивость, заселяя Приуралье крестьянскими слободками, создавая укреплённые городки, отражая набеги хана Кучума. Заручившись согласием государя распространить свои владения за Урал, они пригласили на службу известных воинским умением и дерзостью казаков, которыми предводительствовал атаман Ермак Тимофеевич.
Ермак – одна из самых загадочных личностей в русской истории. Сведения о нём и его походе в Сибирь основаны на зыбких первоисточниках – сибирских летописях XVII века, по крупицам вобравших воспоминания участников похода, устные народные предания, редкие письменные документы.
Вступив в поход 1 сентября 1581 года, дружина Ермака доплыла по Чусовой до притока Серебрянки, где зазимовала, а ранней весной по волоку перенесла в реку Тагил часть стругов, пушки, походный скарб. Пополнив флотилию тут же построенными судами, казаки вслед за ледоходом спустились до Туры, где вскоре вступили в первые столкновения с татарами и вогулами у юрт князя Епанчи (позднее здесь возникнет Туринск).
Короткие ятаганы и лиственничные луки с деревянными стрелами были бессильны перед свинцом и ядрами казаков, осененных иконой-знаменем архангела Михаила, озображённого на крылатом огненном коне в доспехах русского воина. Большие сражения разыгрались у древней столицы татар Чинги-Тура и вблизи урочища Бабасан на Тоболе. К осени подошло подкрепление от Строгановых в три сотни служилых людей, и Ермак повёл отряд на столицу Кучума – Кашлык. На подступах – у мыса Подчеваш на Иртыше – произошла знаменитая битва, ставшая распространенным сюжетом народных песен и легенд, запечатлённая на полотне великого сибиряка Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Поверженный Кучум увёл своё потрёпанное войско в степи, а русские подняли победный стяг над столицей Сибирского ханства. Остяцкие (хантыйские) и вогульские князцы потянулись с пушниной и другими дарами на поклон к новому правителю Сибири. В Москву отправился с пятьюдесятью казаками Иван Кольцо, увозя грамоту Ивану Грозному о принятии Сибири «под свою высокую царскую руку» и дар: 2400 соболей, 20 чёрных лисиц, 50 бобров.
Царь одарил казаков милостями и подарками, устроил в их честь застолье, а Строгановы получили новые привилегии. Ермак по государевой «похвальной» грамоте на короткий срок стал воеводой Сибири. Весной 1583 года он пленяет видного военачальника Маметкула и, зная о распрях Кучума с мурзами, смело отправляется в низовье Иртыша, лишь в случаях крайней необходимости прибегая к оружию. В результате похода все племена до Оби признали русское подданство. Экспедиция на Обь была повторена весной следующего года. Она же показала, что силы отряда таяли. Невосполнимые потери в стычках с татарами, болезни в суровых условиях похода, оскудевшие запасы пороха и свинца заставили казаков отказаться от дальнейших ясачных сборов.
Ермак направился на Тавду и Пелым, пожелав возвратиться на родные земли. Так объясняет решение предводителя отряда Кунгурская летопись. Но едва ли он хотел навсегда покинуть Сибирь. Для этого русские могли бы уйти с Оби старыми проторенными дорогами через Печору, имея дело с мирным населением, уже присягнувшим на верность царю. Выбор пути отступления через Пелымское, наиболее сильное вогульское княжество, был продиктован военными соображениями. За годы пребывания в Сибири казаки собрали подробную информацию о дорогах, которые вели из Сибири в Прикамье. Они уяснили, что пройденный ими маршрут через тагильские перевалы был наиболее труднопроходимым. Если бы поход на Пелым увенчался успехом, казаки овладели бы самым удобным путём из Пелыма в Кашлык. Позже эта дорога надолго стала для русских основным путём сообщения с Сибирью.
Разузнав от кошукских вогулов о проживающих выше по реке племенах, их обычаях и нравах, побывав на «болванском молении» в Чандырском городке, Ермак поднялся по Тавде до Таборинского городка, который занят был без боя. Здесь начинались владения непокорных пелымских вогулов. С ними атаман уже встречался раньше, защищая Строгановские вотчины на Чусовой. Пелымский князь Патлик и на этот раз, отправив женщин и детей на Конду, решил сражаться с русской дружиной, но потерпел сокрушительной поражение.
Ермак же отказался от планов продолжения похода по Тавде, убежденный местными шаманами в том, что никакого пути с Пелыма на Русь нет. Казаки 4 октября повернули обратно, увозя с собой меха, сушёную рыбу и хлеб, собранные с таборинских и кошукских аборигенов. Так закончился поход «ездившего воевать по Тавде» славного Ермака Тимофеевича. Между взятием Кошукского городка и гибелью в водах Вагая в предрассветный час 6 августа 1585 года судьба распорядила ему ровно год жизни.
Астана Конченбургская
Сибирские татары исповедуют ислам суннитского направления. В Западную Сибирь, в пределы её Обско-Иртышского бассейна, это вероучение возникло ещё в XIV веке. Его распространителями тогда стали среднеазиатские проповедники.
Первоначально ислам здесь насаждался насильственно. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы. В библиотеке Тобольского краеведческого музея хранятся две рукописи, рассказывающие о жестоких религиозных войнах, которые вели сторонники шейха Вагаутдина против тюркских племён Прииртышья. Содержание их следующее:
«…797 год по мусульманскому летоисчислению (с 27 октября 1394-го по 16 октября 1395-го по новому стилю) в азиатском мире стал годом начала всеобщего согласия и исламом. А началось всё в Священной Бухаре, во времена хана Абу-ль-лейса, с соизволения основателя Ордена мистиков «Накшбандия» имана ходжи Багау-ль-хакк-ау-Д-Дина. Именно здесь 366 шейхов, прибывших сюда из различных городов восточных и западных стран и ставших искренними последователями ислама, получили указание, в какую стороны следовать для внедрения исламской веры. Хан Шейбани, отправившись с оставшимися 252 героями в Среднюю Орду (в степные места) стал называться уже Вали-ханом (Святым ханом). Из 366 воинственных шейхов 300 погибли, трое из оставшихся в живых обосновались в Сибири, чтобы обучать основам своей веры местные народы. Остальные 63 миссионера вернулись в Священную Бухару к Иману ходже Багау-ль-хакк-ау-Д-Дину, чтобы доложить ему о выполнении задания…».
Так в Западной Сибири утверждалась исламская вера. Когда сюда открылись постоянные караванные пути, в поселения местных аборигенов стали регулярно наезжать исламские культовые служители и просветители. В их числе иман ходжа Давлетша и шейх Шерпети из Бухары, шейх Искандер из Хорезма, другие исламисты. Некоторые оставались навсегда. Именно с тех давних пор места захоронения видных шейхов, внедрявших ислам в татарских деревнях Тоболо-Иртышского региона, считаются у местного населения священными, и называются «астана» (от арабск. «астанэ» – порог двери, вход во дворец). Культовые места с аналогичным названием («остон») встречаются у таджиков Памира.
Культ «святых» и астана сибирских татар изучен крайне слабо. Между тем, в народном или традиционном (в отличие от «ортодоксального», коранического) исламе, данное культурное явление по-прежнему имеет актуальное значение. К настоящему времени в районах компактного проживания сибирских татар в пределах Тюменской (Уватский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Тюменский, Ялуторовский) и севера Омской (Усть-Ишимский) областей было зафиксировано более 60 астана. Неизученным, в частности, остаётся вопрос о времени их возникновения, достоверности фольклорных версий, связанных с конкретными астана, реальными историческими событиями и личностями. Часть из них возникла в период правления Кучума и была связана с проводимой политикой «вторичной» исламизации сибирских татар, а также в «пост-кучумовское время», т.е. в последней четверти XVI – второй половине XVIII вв.
В течение последних лет Институт гуманитарных исследований ТюмГУ занимался изучением памятника Астана в селе Конченбург Нижнетавдинского района. Исследуя историю возникновения данного захоронения на территории района, был выявлен ряд фактов, имевших отношение к распространению ислама в Сибири.
Существует несколько версий возникновения поселения и как следствие – захоронения.
По одной из них, образования татарских поселений (в том числе Конченбург) имеющих отношение к «исламизации», относят ко второму походу Шейхов, в 1563 году. По приглашению хана Кучума в Тобольск прибыли десятки шейхов, учёных, хаджей, имамов. Все они были размещены в аулах и городах Сибирского ханства. Среди них был младший брат Кучума – Ахмед Герей. Согласно рукописям Тобольского краеведческого музея с этой «делегацией» прибыли братья Абдуль-Менаф и Абдуль-Азиз – сыновья мудрого Сулеймана. Захоронение Абдуль-Азиза обнаружено в селе Каш Вагайского района, а место захоронения Абдуль-Менафа обнаружили юго-восточнее Конченбурга.
Астана находится в 10,4 км к югу от Конченбурга, в 6,5 км к юго-западу от железной дороги Тюмень – Тобольск, 0,6 км к югу от охотничей базы на озере Байрык и 50 м к северу от лесной дороги. Объект расположен на правобережье р. Иска, на относительно высокой пойменной террасе в лиственном лесу. Памятник представляет собой четырёхугольную металлическую оградку без входа. Внутри огороженной территории просматриваются фрагменты надмогильного сооружения.
Данный объект – это материальная часть истории исламизации Западной Сибири. Захоронение вызывает интерес у приверженцев исламской веры, и у всех, кто интересуется историей проникновения ислама в Сибирь.
Территория захоронения должна быть обустроена – постановка надмогильного сооружения, обозначение границ оградкой, обустройство подъездных путей и стоянки, площадка для осмотра. Закрепление за памятником смотрителя из числа местного населения.
Согласно статьи 2 закона Тюменской области «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области» от 16 февраля 2004 года №204, «Астана Конченбургская» по степени историко-культурной ценности соответствует категории – объект историко-культурного наследия.
Энеолитическое святилище Велижаны 2
Святилища – это своеобразный ключ для изучения мировоззрения древнего мира. Реконструкция ритуальной практики, проводимой на святилищах, служит основой для выявления мифологической картины мира. Сегодня известно несколько святилищ эпохи каменного века в Зауралье, в том числе Велижаны 2 под Тюменью, которое датируется V веком до н.э.
Энеолитическое святилище Велижаны 2 находится в 40 км от Тюмени и 1,5 км к северо-востоку от деревни Велижаны, на левом берегу р. Иски. Оно занимает южную часть мыса, образованного изгибом р. Иски и ручьём Шайтанкой. Высота мыса – 10 м, площадь – ок. 600 м2.
Это жертвенный комплекс, о чём свидетельствуют данные проведённых здесь раскопок и исследований. Он представляет собой два концентрических круга общим диаметром 19,2 м. Центральную часть комплекса составляет углублённая площадка диаметром 5,2 м. В центре площадки находится столб, к западу от него 2 кострища. На дне центровой площадки лежали обгорелые плахи, вероятно, остатки деревянного сооружения, на плахи ставились сосуды с пищей, жидкостью, охрой. После совершения ритуала весь комплекс засыпался песком. На расстоянии около 2 метров от столба на площадке в южной, западной и восточной частях обнаружено 8 ямок с охрой. Вокруг центрального столба на расстоянии 2,8 м были поставлены столбы – меты. Раскопками выявлено 13 ямок от столбов. В западной части внешнего рва находилась яма глубиной около двух метров, плотно заполненная жирной углистой супесью с охрой и мельчайшими косточками, по-видимому, являющимися остатками сжигания жертвы. Дно ям, пространство возле них и сооружения заполнены сосудами Андреевской, липчинской, шапкульской культур, охрой, изделиями из глины и камня.
Комплекс насыщен сакральной символикой, так как найденные здесь грузила символизируют водную стихию и обитателей вод – рыбу. Святилище, скорее всего, носило календарный характер, судя по ориентирам столбовых ям с наибольшим сосредоточением находок и видоизменяющих ров конструкций. Основные ориентиры направлены на восход и заход «высокой» луны в дни летнего солнцестояния и восход «высокой» и заход «низкой» луны дни весенне-летнего равноденствия. По лунным фазам измерялось время. Связь луны с водой проявлялась в ритуалах. Культовые действия производились в весеннее-осенне-летний период и связаны с 5 пунктами святилища, где находилось основное количество сосудов, каменных орудий и охры Святилище представлено орудиями, относящимися к разным видам хозяйственной деятельности. Инвентарь можно разделить на две почти равные функциональные группы: орудия, связанные с кожевенным делом, и орудия для обработки дерева и камня, и использовавшиеся в рыбном промысле. Таким образом, на святилище могла происходить обработка шкур, возможно, связанная с жертвоприношением. Тушу животного приносили в жертву, потом поедали. Шкуры убитых животных подвешивались на столбы.
Таким образом, энеолитическое святилище Велижаны 2 являлось крупным календарным сооружением, служившим местом ритуальных действий разных культур. Здесь фиксировалось положение святил в течение года, определялось время в течение суток, смена сезонов.
Данный объект интересен своей уникальностью, его называют уменьшенным аналогом Стоунхенджа.
Легенда о Ермаке
Речка Паченка сейчас совсем обмелела, а прежде была полноводной, и властвовал на ней у слияния с рекой Тавдой хан по имени Печенег. У Печенега между речкой и озером в устье Паченки стоял укреплённый городок. Ермак с казаками явился сюда ночью, скрытно и выслал разведку. Скоро стало ясно, что стража в городке ничего не подозревает, но было много псов. Вышел тогда среди казаков спор. Одни, испугавшись дальности пути, захотели без боя вернуться на Русь. Другие, наоборот, пожелали сечи. Большинство казаков высказались всё же за битву.
Для паники громыхнули из пушки и устремились на приступ. Много татар порубили казаки. Атаман Ермак лично зарубил хана Печенега и бросил поверженного в воду. Ермаку Тимофеевичу защитники крепости на Паченке предложили в дар единственную дочь Печенега красавицу Зайнаб. Много батыров при жизни хана заглядывались на неё, но ни одному не ответила она согласием. К Ермаку в шатёр пришла сама. Утром Ермак отпустил Зайнаб с миром, куда захочет. Не захотел Ермак взять с собой полонянку, не поймут его казаки, возропщут. Жена атаману обуза. Направились казаки дальше, вверх по Тавде, завоевать Пелымское ханство вогулов.
Красавица Зайнаб, оскорблённая поступком руса, пошла в другую сторону. Всё простила русу, даже гибель отца, а этого – нет. Её первый мужчина опозорил её. Затаила в себе обиду Зайнаб, одержимая жаждой мести, разыскала прятавшегося в камышах реки Тары Кучума с остатками воинства и сообщила про то, как побили печенежцев и куда потом отправились казаки.
Обманули татары Ермака, пустили предательски ложную молву о купцах с татарами. Сидя у костра на берегу Вагая, услышал атаман крадущихся врагов. Метнул в них копьё и угодил в самое сердце наводчицы Зайнаб, рухнула она в холодные воды реки. Раненый Ермак в тяжёлых кованых доспехах упал в воду и захлебнулся. Течение тянуло его вниз и через 3 дня и 3 ночи прибило Атамана вместе с Зайнаб к отмели. Бедный рыбак татарин похоронил их вместе.
Озеро у Паченки, где много утонуло русских и татар вместе с Печенегом, в народе нарекли Поганым, и таковым оно осталось до сих пор.