| Мал золотник, да дорог. Мал золотник, но дорог. Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными. Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат. Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях: 1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом: Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная; 2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами: В лесу одному шумно, и жутко, и весело (Фет); 3) если однородные члены соединены составными союзами: Там будет праздник не только сегодня, но и завтра.. Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно. 1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например: В садке плескались пескари и окуни. В этом лесу на соснах вы можете заметить белку или дятла. 2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например: В его коллекции было много ножей и кинжалов, пистолетов и ружей, украшенных драгоценными камнями. 3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словамиВнимательно прочитайте предложение. Рядом с домом росли хвойные деревья: ели, сосны, пихты. В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?». Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим. Обратите внимание: обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены. Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например: Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад. Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например: Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков). В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ. В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов. 1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Желтые кленовые листья лежали всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин. 2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья. 3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире. Всюду : на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья. Источник Учебник «Грамоты»: пунктуацияОбособление согласованных определенийВыберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить». Обособление согласованных определенийОпределение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией. Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными, при помощи управления или примыкания – несогласованными. Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА). Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением. Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения. Определения обособляются в соответствии со следующими правилами. 1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения: Тропинка, зарастающая травой, вела к реке. Зарастающая травой тропинка вела к реке. 2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например: Счастливый, он рассказал мне о своих успехах. Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах. Довольный своими успехами, он рассказал мне о них. Он, довольный своими успехами, рассказал мне о них. Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот. У этого правила есть три примечания: 1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например: Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения. Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения. (В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.) 2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например: Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов). Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский). 3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например: В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов). Источник Помогите пожалуйста., Нужны только ответы.1. Найдите оксюморон. От города не отгороженное Пространство есть. Я вижу, там Богатый нищий жрет мороженое За килограммом килограмм. (Мартынов Л. С) 2. Найдите бессоюзия. Мерный, вечный, Бесконечный, Однотонный Шум колес. Ропот вечный, Шепот сонный В мир бездонный Мысль унес. (Волошин М. А.) 4. Найдите многосоюзия. Все тебе : и молитва дневная, И бессонницы млеющий жар, И стихов моих белая стая, И очей моих синий пожар. (Ахматова А. А.) 5. Найдите градация. В этот час гений садится писать стихи… В этот час сто талантов садятся писать стихи. В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи. В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи. В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи. В этот час десять миллионов влюбленных юнцов садятся писать стихи. (Самойлов Д.) 6. Найдите метония. «Он» отвержен с двенадцати лет, Только Листа играет и Грига, Он умен и начитан, как книга, И поэт! (Цветаева М. И.) 7. Найдите параллелизм. В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. (Блок А. А.) 9. Найдите синекдоха. Я так часто бросал испытующий взор И так много встречал отвечающих взоров, Одиссеев во мгле пароходных контор, Агамемнонов между трактирных маркеров. (Гумилёв Н. С.) 10. Найдите литота. Тени вечера волоса тоньше За деревьями тянутся вдоль… (Пастернак Б. Л.) 11. Найдите перефраза. Меж тем искала выгоды толпа, и чужеземец, мудростью холодной, вникал в значенье люстры старомодной и в руки брал бессвязный хор стекла. (Ахмадулина Б.) Источник Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языкуПрактика по материалам открытого банка ФИПИ. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений 1. 1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки. 2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм. 3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. 4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина. 5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака. 2. 1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц. 2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни. 3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке. 4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка. 5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор. 3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья. 2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные. 3) Снаряды рвались справа слева и впереди. 4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит. 5) От него не было ни слуху ни духу. 4. 1) Солнышко село и зорька погасла. 2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. 3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других. 4) И день и ночь не утихала работа в поле. 5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят. 5. 1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни. 2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг. 3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город. 4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился 5) Здесь краски не ярки и звуки не резки. 6. 1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса. 2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху. 3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей. 4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал. 5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья. 7. 1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим. 2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг. 3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства. 4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца. 5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать. 8. 1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах. 2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. 3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов. 5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу 9. 1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон. 2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой. 3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут. 4) Не железным ключом открывается сердце а добротой. 5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз 10. 1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником. 2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела. 3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе. 4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад. 5) Мой отец любил порядок и порядок любил его. 11. 1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке. 2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь. 3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь… 4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком? 5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов. 12. 1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе. 2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований. 3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету». 4) Небосвод покачивался то приближался то отходил. 5) У нас выпал снег и начался санный путь. 13. 1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало. 2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы. 3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета. 4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей. 5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами. 14. 1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы. 2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве. 3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными. 4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки. 5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей. 16. 1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад. 2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства. 3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение. 4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной. 5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор. 17. 1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос. 2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад. 3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки. 5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам. 18. 1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом 2) Листья распускаются если не в апреле то в мае. 3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. 4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей 5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей. 19. 1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки. 2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду. 3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость. 4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом. 20. 1) Жизнь удивительна и прекрасна. 2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости. 3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве. 4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. 5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. 21. 1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги. 2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки. 3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз. 4) Дай мне карандаш или ручку. 5) Ночью ветер злится да стучит в окно. 22. 1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот. 2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди. 3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея. 4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке. 5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев. 1) 1 2 2) 2 3 4 3) 13 4 4) 12 5) 24 6) 134 7) 13 8) 4 5 9) 15 10) 12 4 5 11) 13 12) 1 3 13) 135 14) 12 5 15) 2 3 4 5 16 15 17) 2 4 18) 125 19) 13 5 20) 25 21) 2 3 22) 12 45 Источник |