Нилова пустынь что это

Нилова пустынь

Монастырь Нило-Столобенская пустынь

Нилова пустынь – овеянный легендами действующий мужской монастырь, расположенный на Столобном острове, что в восточной части озера Селигер. Эта древняя обитель веками являлась важным паломническим центром. Нилова пустынь во многом была обязана своим процветанием и авторитетом покровительству царствующей династии Романовых. Сегодня ансамбль монастырских построек, со всех сторон окруженный великолепными пейзажами, служит одним из главных украшений Тверской области и популярной туристической достопримечательностью.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Нилова пустынь

Основные моменты

Монастырь Нилова пустынь назван в честь причисленного к лику святых отшельника Нила Столобенского, поселившегося на острове в начале XVI столетия и прославившегося духовным подвигом. Второе название обители, принятое в церковной литературе, – Нило-Столобенская пустынь. Монастырь расположен в 25 км от старинного города Осташкова, а ближайшим к нему населенным пунктом является стоящая на берегу Селигера деревня Светлица. Материк и монастырский комплекс связывает мост, по которому можно проехать на автомобиле.

Эффектный архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся к середине XIX века и отреставрированный в начале 2000-х, выглядит по-столичному представительно. Величественный главный монастырский собор, выстроенный по проекту петербургского архитектора Иосифа Шарлеманя, восточный фасад обители, обращенный к озеру и обрамленный террасой из тесаного гранита, делают Нилову пустынь похожей на уголок Санкт-Петербурга. Желто-белый декор построек лишь усиливает эту ассоциацию.

Нилова пустынь ежегодно принимает тысячи паломников и туристов. Вблизи монастыря появляются инфраструктурные объекты – небольшие гостиницы, кафе, многие приезжают сюда на экскурсии, которые организуются в Осташкове, на турбазах, в отелях, выстроенных на берегах Селигера.

История Ниловой пустыни

История Ниловой пустыни началась в первой половине XVI века. Церковное предание связывает её основание с именем преподобного Нила Столобенского. Как звали этого подвижника в миру – неведомо, но существуют сведения, что он был уроженцем Новгородских земель, а монашеское имя избрал в память о святом Ниле Постнике (Синайском), ревностном отшельнике и апологете аскетизма. Постриг новгородец принял в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре, близ Пскова, но в 1515 году покинул обитель, решив удалиться в скит.

Более 10 лет Нил прожил в келье, срубленной в лесной глуши, в полном уединении и молитвах. Предание гласит, что однажды он с помощью чудотворной иконы поверг в бегство напавших на него разбойников. После этого случая к Нилу потянулся люд со всей округи с мольбами о помощи в различных сферах, и ему пришлось искать еще более пустынное место. Так аскет оказался на Столобном острове, где прожил почти 30 лет, дав обет нележания и исполнив его. Тем самым Нил совершил уникальный духовный подвиг. Ни днем, ни ночью он не дозволял себе ни присесть, ни прилечь, а при крайнем изнеможении подвешивал себя веревками на крюки, которые закрепил в стене кельи. Праведник перешел в мир иной в 1555 году, и был погребен в могиле, которую он собственноручно вырыл в своей келье. Перед смертью Нил завещал возвести на этом месте монастырь. Спустя 40 лет указом Патриарха Московского Иова на острове была основана небольшая обитель, получившая имя преподобного Нила. Она быстро приобрела славу весьма почитаемого места. Число паломников, стекавшихся в эти края, увеличивалось год от года.

Первым настоятелем Ниловой пустыни стал преподобный Герман. При нем обитель не благоденствовала, да еще и подверглась разорению литовцами. Новому настоятелю, ученику Германа – Нектарию, от наставника достались лишь деревянная церквушка и 6 неказистых келий. Но молодой монах проявил недюжинные организаторские способности и благоразумие, сумев привлечь к обители внимание многих именитых особ – влиятельных церковников, князей Трубецкого и Пожарского. Расположил он к себе и первого русского царя из династии Романовых – Алексея Федоровича, предсказав ему рождение сына. В знак благодарности самодержец велел ежегодно выделять Ниловой пустыни деньги и провизию. С тех пор монастырь стал возвышаться и процветать, оставаясь вплоть до революционных событий 1917 года под покровительством царской династии, принимая щедрые дары от русских правителей и придворной знати.

Совершенно уникальный подарок преподнес монастырю Александр I, прибывший на богомолье в Нилову пустынь в 1820 году. Он предоставил всем настоятелям обители право на ношение бриллиантовой панагии. Вдобавок император, которого восхитила красота храма Воздвижения Креста Господня, выстроенного в 80-х годах XVIII века, поспособствовал масштабному строительству на территории обители. К середине позапрошлого столетия здесь сформировался выдающийся зодческий ансамбль, в чьем облике переплелись черты классицизма и барокко.

К началу прошлого столетия в Ниловой пустыни проживало около 1000 насельников. Монастырь имел славу одной из наиболее почитаемых и богатых обителей в России, за год сюда прибывало более 100 тысяч паломников. Монастырю принадлежали кузницы и мастерские, больница и школа для крестьянских детей, обширные земельные угодья, подворья в Москве и Санкт-Петербурге и даже 2 парохода. Власть большевиков уготовила Нило-Столобенской пустыни ту же горькую участь, что и большинству культовых построек. Ее разграбили, а над братией устроили судилище. В период, когда на острове разместили колонию, малолетним преступникам в качестве наказания вменялось скалывать фрески в древних церквях. В довоенную пору территория обители служила местом заключения польских военнопленных, в период Великой Отечественной войны тут работал госпиталь, позже действовал дом для престарелых, а затем – турбаза. За это время многие здания изрядно обветшали, другие намеренно были разрушены до основания. Оскверненные руины вернули Русской православной церкви в 1991 году, после чего здесь началась масштабная реставрация.

Монастырский комплекс

Зодческий ансамбль Ниловой пустыни включает в себя более трех десятков построек конца XVII – середины XIX века. На северо-востоке Столобного острова, вблизи дамбы, соединяющей его с полуостровом Светлица, рядом со Светлицкой надвратной башней постройки XIX века, размещается монастырское подворье. В XVII веке оно было огорожено каменной стеной, которая позже перестраивалась. Сегодня о ней напоминают лишь две 8-гранные башни, возведенные во второй половине XVII века.

Среди 6 храмов, включенных в архитектурный комплекс монастыря, доминирует Богоявленский собор, украсивший собой обитель в 1833 году. Он возвышается в самом центре, впечатляя своими величественными классическими формами и сияя пятью золочеными куполами. Это великолепное строение лишь волей случая не стало достоянием Санкт-Петербурга, так как изначально проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора. Его заказали русскому архитектору итальянского происхождения Карлу Росси, автору многих выдающихся ансамблей в Санкт-Петербурге. По ряду причин он не осуществил свой зодческий замысел, и над проектом продолжил работу архитектор Иосиф Шарлемань. Курировал строительные работы уроженец Лозанны Анжело Ботани, отмеченный в архивных документах как «мастер каменных дел».

В Богоявленском соборе хранится главная монастырская реликвия – мощи преподобного Нила. Интерьеры храма оформлены современными мастерами. От аутентичной росписи практически ничего не осталось, лишь под куполом, куда, вероятно, сложно было добраться вандалам, сохранились фрагменты фресок Терентия Глазухина 1833 года.

На колокольне храма, увенчанной высоким шпилем, устроена видовая площадка, откуда предстают захватывающие виды на просторы озера Селигер и монастырские владения.

До того, как был построен Богоявленский собор, главным в Ниловой пустыни был храм Всех Святых. Это небольшое четырехугольное строение, расположившееся в северо-западной части соборного двора, – старейшее культовое здание обители. Его возвели на рубеже XVII-XVIII веков, и изначально храм Всех Святых назывался церковью Преподобного Нила. Позже храм прирос больничным корпусом и стал именоваться больничной церковью. Сегодня здесь проводятся реставрационные работы.

Над восточными вратами Ниловой пустыни, через которые пролегает проход на территорию монастыря со стороны озера, высится храм Преподобного Нила Столобенского. Его возвели в середине XVIII столетия на средства, собранные всем миром. В облике здания прослеживаются черты надвратной церкви Донского монастыря в Москве, поскольку оба строения были возведены по одному проектному плану. Храм, выделяющийся легкостью и изяществом форм, увенчан высокой ротондой, украшенной золоченым шаром и крестом. Не менее красива пирамидальная надвратная церковь Петра и Павла, возвышающаяся над западными воротами монастыря. Дата её постройки – 1764 год.

Прямо у кромки воды, поодаль от основных монастырских построек, стоит храм Воздвижения Христа Господня. Он был возведен в 1788 году на месте небольшой часовни, выстроенной в честь преподобного Нила. Говорят, удивительная красота этой барочной церкви побудила прибывшего в обитель императора Александра I щедро одарить монастырь и профинансировать из казны его масштабное обустройство. Царь был искренне восхищен изящными интерьерами храма, выполненными русскими мастерами в стиле екатерининского барокко, ажурным иконостасом, лепными настенными украшениями, искусной росписью.

Сегодня от былого убранства Крестовоздвиженского храма мало что осталось: большая часть украшений была сколота или просто пришла в негодность. Реставраторам приходится создавать многие элементы на свое усмотрение, потому что чертежи, описания и фотографии церкви тоже не сохранились. Восстановление лепнины идет медленно: её реставрация в аутентичном стиле стала для современных мастеров чрезвычайно сложной задачей.

На возвышенности в западной части острова можно увидеть фундаменты храма Святого Иоанна Предтечи, выстроенного в конце XVIII столетия. Известно, что во время его возведения была обнаружена землянка, ставшая домом для преподобного Нила в первые годы его пребывания на острове. В полу церкви на этом месте было сохранено углубление. Иоанно-Предтеченский храм всегда был особо почитаемым местом у верующих, но в 1939 году он исчез с лица земли. Кирпичи из кладки использовались при строительстве дамбы, которая соединила остров с Большой землей. Не осталось следа и от старинного кладбища, ранее прилегавшего к храму.

Кроме храмов Ниловой пустыни, стоит осмотреть и другие монастырские постройки. Многие из них тщательно отреставрированы и выглядят весьма эффектно. С северной стороны Богоявленского собора расположено здание бывшей трапезной палаты. Первый этаж строился в 1669-1672 годах, это старейшая из сохранившихся монастырских построек. Второй уровень надстраивался в 1758 и 1804 гг., там располагалась монастырская больница.

К надвратному храму Петра и Павла примыкает бывший казначейский и настоятельский корпус, возведенный в самом конце XVIII столетия. Сегодня в его стенах расположилась новая трапезная. В протяженном узком зале с высоким потолком могут разместиться более двух сотен человек. Часть помещений, расположенных на втором этаже, отдана под монастырский музей. Здесь представлена обширная коллекция предметов, повествующих об истории обители: архивные документы, книги, фотографии, старинные образа местных иконописцев.

В восточной и южной частях монастырского двора протянулся длинный двухэтажный корпус, выстроенный в готическом стиле. Его украшают колонны, полуколонны, купола и пирамидки по углам. В юго-восточной части подворья, примыкающей к храму Преподобного Нила, по-прежнему располагаются архиерейские покои. Прямо напротив него, со стороны озера, еще в 1814 году была выстроена Архиерейская пристань. Её возвели специально для приятия Крестного хода, который устраивался каждый год из города Осташкова. Приветливая парадная пристань, поддерживающая общую стилистику монастырского комплекса, остается центральным строением набережной, возведенной из тесаного гранита в середине позапрошлого столетия.

Хозяйственные монастырские постройки располагаются у берега залива озера. В старинных одноэтажных корпусах, построенных из камня, сегодня разместились гаражи, столярная мастерская, скотный двор, кельи для трудников.

Судя по дореволюционным фотографиям, ранее Нилова пустынь утопала в зелени парков и садов. Сегодня о тех временах напоминают лишь одинокие деревья, заключенные в забетонированные приямки. Озеленением здесь начали заниматься 10 лет назад. Тогда были заложены цветники и сад, который уже начал плодоносить.

Практическая информация

Вход на территорию Нило-Столобенской пустыни безвозмездный. Оплаты в форме пожертвований потребуют подъем на колокольню, посещение музея и возможность сделать фото на открытой территории монастырского комплекса. Каждая из этих услуг обойдется в 100 рублей.

Для паломников на территории обители работает гостиница. Туристы же могут остановиться, например, в небольшом отеле «Светлица» на 15 номеров, что в 10 минутах ходьбы от монастыря. В отеле есть бассейн с сауной, ресторан, на территории обустроены беседки с мангалами, столы для игры в теннис и бильярд. Гостиница располагает пирсом и лодками, которые выдаются напрокат. Суточная стоимость проживания – от 5000 рублей.

В деревне Светлица можно снять жилье у местных жителей, торг уместен. Желающие также могут разместиться на одной из турбаз на берегу озера Селигер.

В нескольких километрах от Ниловой пустыни, в хвойной посадке на берегу озера, расположились песчаные пляжи, где в летнее время будет приятно искупаться. В посадке можно бесплатно поставить палатку, что с удовольствием и делают многочисленные отдыхающие.

Нилова пустынь располагает собственным производством – свечным заводом, ювелирной мастерской, цехом, где производятся молочные продукты, хлевом, пасекой. Экологически чистая продукция продается в монастырских лавках, на пристани, на площади возле моста. Большим спросом пользуется хлеб «Столобенский», выпеченный из бездрожжевого теста на святой воде из Оковецкого источника. Невероятно вкусен и произведенный монахами ржаной хлеб с солодом. Стоит полакомиться медовым, творожным, миндальным, овсяным печеньем, шоколадными коврижками, сдобренными медом.

В монастырских лавках предлагается варенье из разных ягод, овощные консервированные салаты, травяные чаи, квас, морсы, мед с монастырской пасеки. Молочная продукция с подворья обители представлена свежим молоком, сыром, творогом. Главным же вкусным сувениром из Ниловой пустыни станет вяленая, копченая или соленая рыба, выловленная в озере Селигер. Все продукты здесь действительно очень вкусные и свежие, но цены аналогичны московским.

На территории монастыря есть чайная, где можно пообедать примерно за 500 рублей на двоих.

В сувенирных лавках монастыря продаются иконы, книги, церковная утварь. На память о Ниловой пустыни стоит приобрести и фигурку Нила Столобенского. Преподобный запечатлен в различных формах. Наибольшей популярностью пользуются статуэтки, изображающие аскета опирающимся на крючья.

Как добраться

Добираться к Нило-Столобенской пустыни приходится с пересадками, через Осташков. От железнодорожной станции Москва-Октябрьская (Комсомольская площадь, 3) отправляется поезд № 084Ч Москва – Осташков. Состав идет 12 ч. 21 мин. Вдвое быстрее до Осташкова можно доехать на автобусе. Несколько рейсов ежедневно отправляются от автовокзала «Северные ворота» (ул. Дыбенко, 7, станция метро «Ховрино»). Время в пути – 6 ч. 50 мин.

Из Осташкова в деревню Светлица курсируют автобусы. Расстояние в 29 км они проезжают с остановками за 50 минут. Поездка на такси из райцентра до монастыря обойдется ориентировочно в 650 рублей. Летом от причала городского Речного вокзала в мини-круизы по Селигеру отправляются прогулочные теплоходы. Во время плавания предусмотрен заход на Столобный остров с экскурсией по монастырю, которая длится 4 часа (стоимость – 700 рублей). Можно добраться до монастыря на моторной лодке или байдарке, взяв их напрокат на одной из турбаз, расположенных на озере.

Автотуристы из Москвы доберутся до Ниловой пустыни, находящейся в 387 км к северо-западу от Москвы, за 5-6 часов. Из столицы ехать можно через Волоколамск и Ржев или через Тверь и Торжок. Автомобилисты сообщают, что финишный участок дороги, ведущей из Осташкова к деревне Светлица, где находится монастырь, содержится в неудовлетворительном состоянии, в асфальте попадаются трещины и колдобины.

Зимой, когда в Ниловой пустыни не слишком много туристов, можно припарковаться близ монастыря, а вот летом свободное место вы найдете лишь в отдалении от него.

Источник

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нилова пустынь что это. Смотреть фото Нилова пустынь что это. Смотреть картинку Нилова пустынь что это. Картинка про Нилова пустынь что это. Фото Нилова пустынь что это

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Нилова пустынь что это. Смотреть фото Нилова пустынь что это. Смотреть картинку Нилова пустынь что это. Картинка про Нилова пустынь что это. Фото Нилова пустынь что это

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Нилова пустынь что это. Смотреть фото Нилова пустынь что это. Смотреть картинку Нилова пустынь что это. Картинка про Нилова пустынь что это. Фото Нилова пустынь что это

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Нилова пустынь что это. Смотреть фото Нилова пустынь что это. Смотреть картинку Нилова пустынь что это. Картинка про Нилова пустынь что это. Фото Нилова пустынь что это

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь что это. Смотреть фото Нилова пустынь что это. Смотреть картинку Нилова пустынь что это. Картинка про Нилова пустынь что это. Фото Нилова пустынь что это

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

Нилова пустынь что это. Смотреть фото Нилова пустынь что это. Смотреть картинку Нилова пустынь что это. Картинка про Нилова пустынь что это. Фото Нилова пустынь что это

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *