Независимая экспертиза что это такое
Независимая экспертиза: что такое? кто проводит? сроки? стоимость?
Независимая экспертиза – это процедура, в ходе которой устанавливаются имеющие значения для того или иного дела обстоятельства.
Особенностью данной процедуры является то, что ее проводят люди, обладающие специальными знаниями, навыками в конкретной отрасли и, что немаловажно, являются незаинтересованными лицами в результатах самой экспертизы.
Кто проводит экспертизу?
Экспертиза может проводиться как государственными, так и негосударственными организациями, данное обстоятельство не противоречит закону, но существует ряд квалификационных требований к экспертам (образование, стаж работы и т.д.) и самим организациям (ранее, например данный вид деятельности был лицензируемым, а в настоящее время требуется лишь допуск к СРО – саморегулируемая организация).
Необходимость в проведении экспертизы, как правило, обусловлена наличием спора между двумя лицами.
Соответственно результаты данной процедуры могут стать весомым аргументом при подтверждении позиции стороны.
Сроки?
Стоимость?
Стоимость экспертизы зависит от:
Инициатором проведения экспертизы, как правило, является гражданин либо юридическое лицо, поскольку в последующем вопрос о назначении экспертизы решается судом и носит она, соответственно название судебная.
Экспертизу назначают постановлением суда в рамках рассматриваемого гражданского, арбитражного или уголовного дела.
Основанием для проведения независимой экспертизы является соответствующий договор, который заключается между гражданином либо юридическим лицом с одной стороны и экспертным учреждением с другой и, соответственно, оплачивается за счет заказчика.
Существует множество видов экспертиз в различных отраслях науки и техники, всего их существует порядка 30.
Перечень экспертиз, проводимых, например, экспертными учреждениями, входящими в систему Министерства юстиции определен соответствующим приказом министра. В большинстве своем все эти виды экспертиз могут быть проведены и негосударственными организациями.
По результатам проведенной экспертизы эксперт во всех случаях составляет заключение, представляющее собой итог проделанной специалистом работы.
Что содержит заключение независимой экспертизы?
В заключении экспертом непременно указывается предмет проводимого исследования, способ и подход, который использовался, сама процедура исследования и, естественно, выводы. Вывод имеет ключевое значение, поскольку именно он и является целью самой экспертизы.
Однако предварительно проведенная Вами независимая экспертиза, может в последующем, при правильно ее преподнесении в судебном процессе, побудить суд назначить судебную экспертизу, что окажет колоссальное влияние на последующее судебное решение.
Связано это во многом с тем, что при проведении судебной экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, чего не делается при проведении независимой экспертизы, что, соответственно, может вызвать определенные сомнения в объективности проведенного исследования. Но данное обстоятельство ни в коем случае не умаляет значимость и необходимость независимых экспертиз.
Зачастую в практике возникают ситуации, при которых ожидание назначения соответствующей судебной экспертизы, а это поверьте не быстро, может привести к утрате самого предмета, который необходимо исследовать, например, когда речь идет о продуктах питания, ряде строительных материалов и т.д. И тогда проведенная независимая экспертиза будет единственным мнением специалиста, поскольку проведение судебной независимай экспертизы, при утрате предмета, исключается.
Что такое независимая экспертиза?
Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.
Независимая экспертиза – это процедура, которая преследует цель установить факты, имеющие значение для разрешения конкретного спора, вопроса. К ней прибегают, когда требуются фактические документальные подтверждения какого-либо суждения. Может предъявляться суду в качестве доказательств по делу, рассматривается и оценивается вместе с другими доказательствами.
Институт судебных экспертиз и криминалистики выполнит независимую экспертизу по цене от 10 000 руб., срок проведения – от 2 дней.
Институт судебных экспертиз и криминалистики – это ведущее экспертное учреждение РФ. Мы представлены в 90 городах России, мы проводим более 50 видов экспертиза.
Наши судебные эксперты аккредитованы и сертифицированы, компания имеет аккредитованы в качестве независимого эксперта в Министерстве юстиции РФ.
Звоните по тел.: 8 (800) 500-76-44 и наши эксперты проконсультируют вас бесплатно.
Независимая экспертиза: особенности
Понятие независимой экспертизы размыто.
Экспертиза может быть внесудебной, проводится до искового рассмотрения вопроса. Но к ней могут обращаться и во время судебного заседания. При этом не считается независимой экспертизой назначенное постановлением или определением суда, органа дознания, следствия исследование.
Для справки! Независимая экспертиза проводится в отношении, как правило, спорных вопросов между физическими или юридическими лицами.
При этом исследование проводится:
Например, при дорожно-транспортном происшествии страховщик присылает аффилированного с ним эксперта. Он проводит оценку ущерба. У владельца разбитого автомобиля возникают сомнения относительно объективности выводов. Он обращается к другому эксперту, который никак не связан со страховой компанией. В этом случае проводится независимая экспертиза.
То есть, владелец ставится перед фактом об определенной сумме ущерба. Факт подтвержден документально – заключением специалиста. Опровергнуть его можно результатами независимой экспертизы.
Кем проводится независимая экспертиза?
Проводится как государственными, так и негосударственными специализированными учреждениями. К исследованию привлекаются соответствующие специалисты, у которых есть подходящая квалификация, образование, стаж работы. Главная особенность – независимые эксперты не заинтересованы в результатах исследования, обеспечивается беспристрастность рассмотрения вопросов.
Если вернуться к рассмотренному примеру, аффилированный со страховой компанией специалист заинтересован в конечном результате. Приглашенный владельцем автомобиля эксперт беспристрастно подходит к рассмотрению вопроса. Деньги за услугу он получит в любом случае.
В зависимости от сложности и вида исследования различаются сроки их проведения. Нормативно-правовыми актами они не регламентируются. Наблюдаются следующая продолжительность экспертиз:
Независимая экспертиза для суда оплачиваетсяся инициатором – непосредственным заказчиком или другим лицом по договоренности. При выигрыше дела все судебные издержки, включая затраты на экспертизу, можно по ходатайству или заявленным в иске требованиям возложить на проигравшую сторону.
Порядок проведения независимой экспертизе
Проведение независимой экспертизы начинается с определения задач, которые она будет решать. В случае с ДТП инициатором может стать:
Проводится поиск учреждений, который предоставляют такие услуги. Подается заявление, заключается договор. В назначенный срок предоставляются материалы (например, акт дорожной полиции, копии правоустанавливающих документов и т.п.).
Обязательно уведомляются все заинтересованные стороны о дате и месте проведения экспертизы. В рассмотренном случае – это страховая компания, потерпевшие, виновные или пострадавшие в ДТП.
В назначенную дату проводятся замеры, исследования. Заключение составляется в кабинете специалиста. Как правило, оно предоставляется в течение одной рабочей недели после проведения исследования на месте.
Заключение независимой экспертизы
В заключении независимой экспертизы указываются:
Документ передается инициатору. Один экземпляр сохраняется у эксперта. Впоследствии оно может направляться в суд вместе с иском или возражением на него.
Важно знать! Заключение по результатам независимой экспертизы носит необязательный характер.
В суд стороны могут представить разные заключения по одним и тем же вопросам, но с разными выводами. В таком случае вызываются на заседание специалисты, выслушивается их мнение в защиту подготовленных ими документов. В отличие от судебной экспертизы специалист, который проводит независимое исследование, не предупреждается об уголовной ответственности за ложное заключение (ст.307 УК РФ).
Что такое независимая экспертиза и зачем она нужна?
Принцип состязательности является важнейшим конституционным принципом российского судопроизводства. Этот принцип закрепляет ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.
Одним из важнейших элементов состязательности является правовое обеспечение экспертной деятельности. Чтобы принцип соблюдался, экспертная деятельность должна быть прерогативой не только государственных, но и негосударственных учреждений и экспертов.
Государственная и негосударственная судебная экспертиза в России: как реализуется? Почему нужна негосударственная экспертиза?
Что такое судебная экспертиза и кто такой судебный эксперт
Судебная экспертиза – процессуальное действие. Она нужна, когда возникает потребность в специальных знаниях. Суд назначает экспертизу, чтобы установить обстоятельства, имеющие значение для дела.
Порядок производства экспертизы регламентирован законом, например, она может проводиться только по решению суда, судьи, органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора, вынесенному в соответствии с процессуальным законодательством.
Судебный эксперт – это человек, обладающий специальными знаниями. Это единственное требование, которое к эксперту предъявляет российское законодательство (см. ст. 57 УПК РФ, ст. 85 ГПК РФ и ст. 55 АПК РФ).
Подтвердить то, что этими знаниями он обладает, эксперт должен до начала исследования, а также в заключении. Согласно процессуальным кодексам (см.ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ), экспертная организация или сам эксперт должны предоставить сведения:
Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержит ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001).
На основании этих требований суды (следователи и дознаватели) делают вывод о компетентности эксперта.
Кто может проводить экспертизу
Экспертизу могут проводить в государственном либо негосударственном судебно-экспертном учреждении. К экспертизе могут привлекать лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющимися работниками экспертного учреждения (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23).
Стороны судебного разбирательства вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении (см. п. 3 ст. 82 АПК РФ).
Государственная экспертиза: что это
Так называется исследование, которое проводят в одном из государственных судебно-экспертных учреждений.
В большинстве (по некоторым оценкам до 70% экспертиз) случаев суды поручают исследования государственным судебно-экспертным учреждениям.
Государственные эксперты в основном проводят: судебно-медицинские, медико-социальные, судебно-психиатрические, психолого-психиатрические, молекулярно- генетические, пожарно-технические экспертизы.
В России существует разветвленная система государственных судебно-экспертных учреждений:
Независимая экспертиза: что это
Это исследования, которые проводят негосударственные экспертные организации и эксперты.
Возможность производства экспертизы вне стен государственных учреждений закреплена в российском законодательстве.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Смотрим статью 41: «…в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Кодексы.
Возможность проведения экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе в независимых, то есть негосударственных экспертных учреждениях прописана и в важнейших кодексах:
Для экспертиз по уголовным делам сделана оговорка: их производство может быть поручено негосударственному экспертному учреждению или лицу, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения, но обладающему специальными знаниями и имеющему необходимое оборудование, в случае, когда проведение экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно (см. п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).
Количество экспертиз, проводимых в негосударственных экспертных учреждениях, постоянно растет.
При этом отношение к экспертизам и исследованиям, проводимым в негосударственных учреждениях, по-прежнему является несколько предвзятым.
Согласно статистике деятельности судов общей юрисдикции за 2013 – 2018 годы, ежегодно более 180 тыс. постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляется негосударственным судебно-экспертным учреждениям.
Почему нужна независимая экспертиза
Независимая судебная экспертиза нужна для сохранения и реализации принципа состязательности в российских судах.
Разберём примеры, когда одной из сторон разбирательства независимая экспертиза нужна обязательно.
1. Когда в нарушение принципа состязательности сторону защиты лишают возможности контролировать полноту, подлинность и допустимость направляемых на экспертизу вещественных доказательств.
Следователи, исходя из тактических соображений, могут умышленно скрывать информацию о результатах осмотра места происшествия, изъятых вещественных доказательствах и результатах экспертиз. На практике информацию об этом сторона защиты получает из материалов, направляемых в суд при решении вопроса об избрании меры пресечения, назначении экспертиз либо при ознакомлении с материалами уголовного дела при выполнении требований ст. 217 УПК РФ.
Как это можно исправить? Например, дополнить статью 177 УПК РФ «Порядок производства осмотра» требованием об обязательном ознакомлении всех участников процесса с протоколом осмотра места происшествия. Эта норма позволила бы ходатайствовать о назначении более широкого круга судебных экспертиз и контролировать направление на экспертизу всех вещественных доказательств, а не только тех, исследование которых сочтет необходимым следователь.
2. Когда принцип состязательности нарушается непосредственно в процессе назначения и производства судебных экспертиз.
На практике чаще всего встречаются такие нарушения:
В методических рекомендациях часто встречается мнение о том, что у следователя с экспертом при назначении экспертиз «должны сложиться творческие и доброжелательные взаимоотношения, что будет способствовать устранению имеющихся недочетов и значительному улучшению работы по борьбе с преступностью». При этом рекомендуется поручать производство экспертизы специалисту, участвовавшему в осмотре места происшествия.
Фактически специалист, а затем и эксперт, активно взаимодействуют со следователем при сборе вещественных доказательств, образцов для сравнительного исследования, назначении и даже в процессе производства экспертизы. На практике это взаимодействие часто встречается, когда эксперт и следователь являются сотрудниками одного территориального подразделения.
Специалисты попадают в состав оперативно-следственных групп по раскрытию и расследованию конкретного преступления, и руководитель группы дает им поручения. Этот же человек позже выполняет экспертизу по этому уголовному делу.
В результате у эксперта появляется возможность получить непроцессуальную информацию по делу. Кроме того, постоянное общение со следователем и оперативными работниками вызывает вопросы к непредвзятости его деятельности.
При этом, привлечь эксперта к ответственности за ошибочное (вероятно, заведомо ложное) заключение крайне сложно. Заведомо ложное заключение эксперта выражается в заведомо ложных ответах на поставленные вопросы по обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Уголовная ответственность в ст. 307 УК РФ предусматривается за дачу экспертом заведомо ложного заключения лишь в том случае, если имеется наличие заведомой ложности, то есть эксперт должен быть убежден в ложности сообщаемых им сведений.
3. Когда следователи не знакомят обвиняемых и защитников с назначенными и даже уже проведенными экспертизами или безосновательно отказывают в назначении экспертиз, особенно повторных.
Представители профсообщества считают важным конкретизировать положение ч. 3 ст. 195 УПК РФ. Там должно быть четко указано: следователь знакомит до направления материалов для производства судебной экспертизы с постановлением о ее назначении подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 УПК РФ. В ином случае участники процесса лишаются права на защиту, грубо нарушается конституционный принцип состязательности и равноправия сторон.
К чему это приводит? К существенному снижению уровня доверия к институту судебной экспертизы в юридическом сообществе.
Поэтому представители профсообщества ратуют за повышение независимости экспертных учреждений и создание независимой от органов, осуществляющих предварительное расследование и дознание, систему, состоящую из государственной федеральной экспертной службы (возможно, под эгидой Министерства юстиции) и негосударственных экспертных учреждений.
Но в первую очередь они ждут принятия федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который должен помочь закрепить реальную конкуренцию между государственными и независимыми экспертным учреждениями.
Независимая экспертиза: что это такое
Кому поручается проведение независимой экспертизы?
(подробнее на сайте Ceur.ru)
В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Точного определения термина «эксперт» в ГПК РФ не содержится, однако из общего смысла соответствующих норм можно сделать вывод, что под экспертом подразумевается гражданин (физическое лицо), обладающий специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.
Что касается понятия «судебно-экспертное учреждение», то его ГПК РФ также не раскрывает, и вот здесь возникает ряд вопросов, точного ответа на которые кодекс не дает.
Согласно нормам гражданского права, под учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Между тем многие экспертные организации создаются в форме хозяйственных обществ, т.е. являются коммерческими организациями. Кроме того, некоторые экспертные организации создаются в некоммерческих формах, отличных от учреждения – например, некоммерческие партнерства. В связи с этим возникает вопрос – распространяется ли термин «экспертное учреждение», содержащийся в ГПК РФ, только на учреждения как таковые, или проведение экспертизы может быть поручено любой экспертной организации независимо от организационно-правовой формы? Ответ на этот вопрос в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует.
Некоторую ясность в рассматриваемую проблему вносит федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», однако его положения распространяются только на государственные экспертные учреждения. Так, согласно статье 11 данного закона под государственными судебно-экспертными учреждениями подразумеваются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.
Статьей 41 закона № 73-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. Однако порядок назначения экспертизы, включая определение круга лиц, которым она может быть поручена, устанавливается тем самым процессуальным законом, к которому отсылает указанная статья. Соответственно данная норма закона № 73-ФЗ не может толковаться как ограничивающая право суда поручить проведение экспертизы без указания конкретного эксперта иным учреждениям, не являющимся государственными, при отсутствии такого ограничения непосредственно в ГПК РФ.
Следует отметить, что, к примеру, уголовно-процессуальное законодательство напрямую предусматривает возможность поручения судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению (пункт 60 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). В арбитражном процессе, в отличие от гражданского, определение законодателем круга лиц, которым может быть поручена экспертиза, спорных вопросов не вызывает.
Так, частью 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) предусмотрено, что экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» предусмотрено, что при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.
Таким образом, арбитражный кодекс с учетом его официального толкования Пленумом ВАС РФ определяет круг лиц, которым поручается проведение экспертизы, следующим образом: экспертиза может быть поручена либо государственному судебно-экспертному учреждению (в этом случае конкретный эксперт назначается руководителем такого учреждения), либо непосредственно эксперту. Следует отметить, что пункт 1 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ требует указания сведений об эксперте (его фамилии, имени и отчества) в определении суда о назначении экспертизы даже в случае, если экспертиза поручается государственному экспертному учреждению. Что касается гражданского процессуального законодательства, то оно требует доработки в части определения статуса экспертного учреждения и решения вопроса о том, в каких случаях в определении о назначении экспертизы подлежат указанию сведения о конкретном эксперте, которому поручается проведение экспертизы.
Какие требования установлены законом к лицу, проводящему экспертизу? По каким основаниям эксперту можно заявить отвод?
Согласно части 1 статьи 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения. Такое же определение следует из общих положений ГПК РФ о производстве экспертизы (точная трактовка данного термина, как указано выше, в гражданском процессуальном законодательстве отсутствует).
Исходя из изложенного, основным требованием к кандидатуре эксперта является наличие у него специальных знаний, необходимых для производства экспертизы. Такое наличие, как правило, подтверждается дипломом о соответствующем образовании, а также иными документами – свидетельством о повышении квалификации, свидетельством о членстве в объединениях судебных экспертов и т.п.
В случае, если сторонами предлагаются разные кандидатуры экспертов, суд, как правило, поручает экспертизу лицу с более высокой квалификацией. Суд также может при выборе эксперта принимать во внимание и иные факторы – в частности, предложенную экспертом стоимость экспертизы или длительность её проведения.
Отвод эксперту может быть заявлен по общим основаниям, установленным для отвода судьи (статья 21 АПК РФ, статьи 16 и 18 ГПК РФ), а именно:
— если эксперт участвовал в предыдущем рассмотрении дела в качестве судьи, прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, специалиста или переводчика;
— если эксперт является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
— если эксперт имеет личную заинтересованность (прямую или косвенную) в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
— если эксперт находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя.
АПК РФ, кроме того, предусматривает следующее дополнительное основание для отвода эксперта (статья 23): проведение им ревизии или проверки, материалы которых стали поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела. Следует отметить, что по смыслу процессуального законодательства соответствующее лицо получает статус эксперта в рамках отдельно взятого процесса с момента его привлечения судом к проведению экспертизы, т.е. вынесения судом определения о её назначении. Соответственно отвод эксперту может быть заявлен после вынесения такого определения.
Какими правами обладают эксперт и стороны процесса при проведении экспертизы?
Согласно части 3 статьи 84 ГПК РФ лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, кроме случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. Арбитражный кодекс предусматривает, что лица, участвующие в деле, не могут присутствовать при проведении экспертизы, если такое присутствие способно помешать нормальной работе экспертов; при составлении экспертом заключения и на стадии совещания экспертов и формулирования выводов присутствие участников арбитражного процесса не допускается (части 2 и 3 статьи 83 АПК РФ).
Таким образом, по общему правилу лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, если их присутствие не мешает работе экспертов и составлению заключения. При этом в арбитражном процессе, в отличие от гражданского, присутствие таких лиц при составлении экспертом заключения, а также при совещании экспертов и формулировании выводов в любом случае является недопустимым.
Эксперт при проведении экспертизы имеет следующие права (часть 3 статьи 85 ГПК РФ, часть 3 статьи 55 АПК РФ):
— знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
— ходатайствовать перед судом о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования;
— задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям.
Согласно части 2 статьи 85 ГПК РФ эксперт не вправе:
— самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы;
— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
— разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.
В АПК РФ указанные ограничения отсутствуют. Однако подобные действия, если они совершены экспертом, в арбитражном процессе могут быть расценены как обстоятельства, свидетельствующее о заинтересованности эксперта в исходе дела (в определенном результате экспертизы) или о необоснованности заключения. По указанной причине контакт сторон процесса с экспертом после его привлечения к производству экспертизы должен быть по возможности минимизирован в целях обеспечения независимости эксперта и объективности его заключения.