Нейропсихологические технологии в работе с детьми в образовательном учреждении что это
Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, испытывающими трудности в обучении
В последние десятилетия врачи констатируют нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма ребенка. Педагоги и психологи, в свою очередь, наблюдают рост проявлений агрессивности, аддиктивного поведения, иных форм делинквентного поведения, резкое снижение их возрастного порога. Много детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д., а также различные психопатологические феномены. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
В наш психологический центр, часто обращаются родители,дети которых в возрасте 6-10 лет имеют разного рода проблемы: гиперактивность, повышенная агрессивность, тревожность, ЗПР, трудности, связанные с адаптацией и другие. В процессе консультирования родителей выяснилось, что все вышеперечисленные проблемы негативным образом влияют на обучение. У детей появляются трудности в планировании и организации сложных видов деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.
Мы исходим из того, что любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейропсихосоматической» системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» – связанная с деятельностью его нервной системы, главным организатором которой является его мозг. «Психо-» – отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» – телесная, включающая само его существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов. Одно без другого не существует в природе. Сбой, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы [4, с. 7].
Поэтому педагогу-психологу в коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, целесообразно использовать нейропсихологический подход, изучением которого занимались такие известные психологи как Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Э. Г. Симерницкая. В настоящее время данный подход используют в практической деятельности А. Л. Сиротюк, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.
Нейропсихологический подход имеет свои особенности. Структура каждого коррекционно-развивающегозанятия включает в себя:
— растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц);
-дыхательные упражнения (улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность);
-глазодвигательные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергитизацию организма);
-перекрестные (реципрокные) телесные упражнения (активизируют вестибулярный аппарат);
— упражнения для развития мелкой моторики рук;
— упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Структура данных занятий позволяет педагогу-психологу применять весь имеющийся профессиональный опыт для вариативности используемых упражнений (работа с водой, глиной, пластилином, карандашами, красками, игрушками и т. д., а также дает возможность ребенку научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние, рефлексировать соматические ощущения, планировать и организовывать время и пространство вокруг себя.
Важнейшим условием успешной работы с детьми является работа с родителями. Педагог-психолог знакомит родителей с особенностями выполнения упражнений и рекомендует их дальнейшее закрепление дома.
Использование нейропсихологического подхода в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, позволило достичь улучшения показателей концентрации и распределения внимания, коммуникативных навыков и стабилизации психоэмоциоанального состояния.
Отслеживание результативности коррекционно-развивающей работыосуществлялось с помощью диагностических методов: наблюдение, тестирование, беседа с родителями. Результаты промежуточной диагностики показали, что 78% родителей отметили улучшение психоэмоционального состояния ребенка (снижение агрессивности, вспыльчивости, уровня тревожности); у 32% детей наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативной сферы; у 18% детей повысились показатели концентрации и распределения внимания.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
2. Выготский, Л. С. Психология и учение о локализации психических функций [Текст]: Собр. соч. / Л. С. Выготский. – М. : 1982. – С. 168–174.
3. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А. Р. Лурия, Цветкова Л. С. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 64 с.
4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза [Текст] / А. В. Семенович. – М. : Генезис, 2008. – 474 с.
5. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]: диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002–128 с.
Педагоги-психологи:
Консультация «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога» «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога».На занятиях, для успешного запоминания.
Использование игр с крупами в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко наряду с речевыми нарушениями проявляются вторичные отклонения в развитии. Для детей с.
Использование различных игр в работе педагога-психолога В своей работе с детьми я использую различные игры, так как игра является основным видом деятельности в дошкольный период развития детей,.
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей группы Цель: предупреждение и профилактика агрессивного поведения у воспитанников группы. Задачи: 1. Обучение детей социально приемлемым способам.
Коррекционно-развивающая программа «Королевство эмоций». Описание опыта работы педагога-психолога ДОУ Приложение к презентации (СЛАЙД 1) Заставка Ко мне как психологу идут частые обращения родителей об эмоциональном благополучии своего ребенка.
Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.
Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.
Су-джок массаж в работе педагога-психолога Cу – джок массаж в работе педагога- психолога. Преимуществами данной методики являются её эффективность, доступность и безопасность. Су.
Статья на тему: «Нейропсихологические технологии»
Нейропсихология – область клинической психологии, которая изучает мозговую организацию психических процессов у взрослых и ее становление у детей.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Главенствующим органом нашего тела безусловно является мозг. Именно благодаря нейронным связям мы способны ощущать, мыслить и запоминать. С помощью главного органа центральной нервной системы отдаются команды о координации движений, мимических жестах, поэтому можно сказать, что он полностью управляет нашим телом.
Давайте попробуем ответить на вопрос, за что отвечают правая и левая половина коры головного мозга.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
выявление (диагностика) индивидуальных особенностей в формировании речи, памяти, внимания и т.д.
функциональная активация подкорковых образований мозга;
обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
развитие высших психических функций;
стабилизация межполушарного взаимодействия;
оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
В первую очередь нейропсихологические технологии будут нужны детям, у которых имеются трудности в обучении, детям с ЗПР И ЗРР, детям из обычного класса, неуспевающие по 1-2 предметам, а также одаренные дети, и дети, успевающие в ущерб здоровью (психосоматические черты).
Чтобы эффективно помочь ребенку, важно анализировать его деятельность на предмет «слабых» и «сильных» звеньев.
Нейропсихологический подход предоставляет специалисту совокупность методик диагностики и коррекции ВПФ, учитывающих основные принципы их развития и функционирования.
Нейропсихологический подход дает возможность адресно подобрать каждому ребенку или группе детей необходимые упражнения, методики и игры в соответствии с его (их) причиной трудностей в обучении:
Снижение в развитии моторного компонента деятельности
Слабость зрительных и зрительно-пространственных функций
Нарушения /слабость в развитии речи
Снижение энергетического компонента деятельности
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах заболеваний, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития различных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП.
В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах. Нейропсихологическая коррекция будет результативна в том случае, если будет проводится систематически и последовательно.
Прежде чем делать основные упражнения, необходимо провести нейропсихологическую гимнастику, которая включает в себя:
Представьте, что когда Вы вдыхаете у Вас в животе появляются желтый или оранжевый теплый шарик. На выдохе – попробуйте произнести звук « а».
После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению статико-кинетического уровня психической активности ребёнка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Упражнениие «Обезьянка расчёсывается»
Ребёнок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:
-выдвигает нижнюю челюсть взад-вперёд; то же с одновременным вытягиванием рук вперёд-назад; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;
-двигает челюсть вправо-влево; то же движение с руками;
-язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;
-одновременное движение глаз челюсти в одну строну, а затем в разные стороны.
Глазодвигательные упражнения
(позволяют расширить поле зрения, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, укрепляют зрение), развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
-Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений;
-развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи;
-ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
-развивает память и воображение;
-кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
В основе формирования сенсомоторного уровня речи лежат соматогностические, тактильные, кинетические (связанные с сенсорной информацией, поступающей из мышц, сухожилий и связок) и кинестетические (связанные с ощущениями положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий) процессы. Активизация и развитие данных процессов ведут к устранению речевых ошибок, также это способствует развитию внутренних и внешних ощущений. Интеграция этих ощущений постепенно складывается в единый образ тела, схему его частей и предполагает осознание себя как целостного человека.
— «Телесные фигуры, буквы и цифры».
— «Рисунки и буквы на спине и на ладонях».
— «Предметы с различной фактурой поверхности».
— «Распознай буквы — получишь слово».
Поэтому, формирование у детей полноценного зрительного восприятия становится важной частью коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями .
Профилактика нарушений письма,
— «Разрезные картинки».
— «Выбор недостающего фрагмента изображения».
-«Чего здесь не хватает?»
— «Дорисуй предмет до целого».
— «Что перепутал художник?»
Пространственные и «квазипространственные» представления.
основными пространственными понятиями.
-Пространственные схемы и диктанты.
— Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет).
— «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево».
— «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало».
Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.
-развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
— «Чудо-звуки». Прослушивание аудиозаписи звуков природы, их обсуждение.
— «Шумящие коробочки».
— Развитие чувства ритма.
— «Скажи слово наоборот».
— «Игра в рифму» («кошка — мошка — поварешка»).
— «Буква изменилась» (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменится смысл слова (дом-дым).
Мнестические процессы
Задания на развитие всех видов памяти.
-«Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать).
-«Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность».
— «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное).
-«Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).
— «Закончи словосочетания» («Хитрая рыжая. »).
— «Угадай животное» (для каких животных характерны эти качества?).
— «Составляем определения» (блюдце — это. масленка — это. ).
Любые физические упражнения на равновесие, могут значительным образом повлиять на моторные, зрительные навыки, чтение, эффективное обучение, а также определяют чувство движения и положение тела в пространстве. Эти системы, также как слуховая и зрительная, зависят информации, полученной от вестибулярной системы.
Польза от занятий на балансире :
укрепляются все мышцы тела;
улучшается мозговая деятельность;
вырабатывается чувство равновесия
Она станет отличным тренером обоих полушарий головного мозга. ⠀
В результате выполнения одновременных движений разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга. ⠀
Упражнение влияет на развитие восприятия, долгосрочной памяти, координацию движения рук. Совместная работа обоих полушарий облегчает процесс чтения и письма
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование нейропсихологических технологий в работе со старшими дошкольниками»
Штыба Олеся Анатольевна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование нейропсихологических технологий в работе со старшими дошкольниками»
Цель мастер-класса:
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по Павлову); карандаши и чистые листы бумаги; карточки «Делай, как я» с комплексом нейродинамической гимнастики; пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Пав лов
Ход мастер – класса
Актуальность:
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам в ДОУ попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперреактивности, ЗПР, УО, ТНР, ДЦП, РДА.
У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.
Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Равнополушарный тип— отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Педагогам предоставляется, Визуальный тест Владимира Пгача на определение доминирующего полушария головного мозга.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Поэтому, развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Изучив, работы нейропсихологов, я изменила свой подход к коррекционной работе. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.
В свою работу я стала включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.
В основу этой программы положен МЗО (метод замещающего онтогенеза). Также пособия Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика».
Элементы этих нейропсихологических программ я и использую на занятиях.
Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4-7 лет. Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками: мануальным и психомоторным.
Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка в интегрированной работе. Выполняя эти упражнения, ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно. Тем самым мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Для лучшего восприятия поз пальцев рук я, используя пособие «Говорящие ручки». Инструкция: «Делай, как я». С помощью этих карточек дети учатся повторять позы и движения, по подражанию, по словесной инструкции. Для детей постарше, нужно запомнить цепочку поз и повторить по памяти. Каждая цепочка повторяется 3-4 раза с проговариванием. Еще это пособие дополнено карточками для самостоятельного составления цепочек.
Уважаемые коллеги, сейчас мы будем выполнять комплекс нейродинамической гимнастики, который можно выполнять, как и детям, так и взрослым. Этот комплекс повышает интеллектуальные возможности человека, снимает эмоциональное напряжение и развивает мозг, действует на развитие речи ребенка и взрослого.
(Педагогам предоставляются карточки «Говорящие ручки».).
Карточка №1
Сжимайте и разжимайте кисти рук в течение 30 секунд, постепенно ускоряя темп. Затем расслабить руки. При этом можно проговаривать чистоговорку н/р:
Ладошки вверх – вниз.
Поверните левую кисть на ребро, согните пальцы в кулак, затем выпрямите. Сделайте тоже правой рукой. Движения выполнять поочередно по 5-6 раз каждой рукой.
Ра –ра –ра высокая гора
Ро-ро ро- новое перо
Ру-ру –ру –скачет кенгуру.
«Фонарики 1»
Ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно.
«Фонарики 2» (усложненный вариант).
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Карточка №4
Карточка №5
Карточка №6
Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:
в) обеими руками одновременно.
Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Карточка №7
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Можно использовать при этом текст стихотворения.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.
Карточка №8
«Кулак – ребро – ладонь»
Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.
Карточка №9
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу:
в) на обеих одновременно.
Карточка №10
Карточка №11
Также в работе с детьми старшего дошкольного возраста широкое применение с нейродинамической гимнастикой получили карандаши.
Положите карандаш на ладонь, прикройте его другой ладонью и прокатывайте карандаш между ладонями. Сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястью.
Мы, как древние индейцы
Дружно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
Карточка №12
Карточка №13
«Дудочка»— перебираем пальцами по карандашу.
Карточка №14
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Поместить карандаш так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на карандаше, а средний и безымянный – под ним.
Попеременно нажимать то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
На качели мы поднялись.
Очень сильно раскачались!
Подлетаем выше, выше!
Достаём до самой крыши.
А потом всё ниже, ниже.
И качаться стали тише.
Карточка №15
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
в) обеими руками одновременно.
При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.
Карточка №16
Для автоматизации звуков созданы альбомы с тактильными чистоговорками и нейроподходом.
Карточка №17
Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
Карточка №18
Так же, в моей работе используются:
«Растяжки» нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
1) Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.
3) Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по 1 паре пальцев.
4) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по 1 паре пальцев.
«Дыхательные упражнения» улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча» «Дышим носом» «Ныряльщик»)
«Глазодвигательные упражнения» позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз – путешественник»)
«Упражнения для релаксации» способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”, “Путешествие на облаке”).
«Упражнения для развития крупной моторики». «Перекрестное марширование”.
«Массаж ушных раковин».
Мой опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических технологий является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Творческих всем успехов!
Список использованной литературы:
2. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М. : В. Секачев. — 128 с. 2008
4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.
5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : Изд–во «Институт практической психологии», 1996.
6. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – М. : ПИТЕР. 2008.
8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
11. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М. :АРКТИ,1999.
Использование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.
Мастер-класс по изготовлению поделки старшими дошкольниками ко Дню матери «Цветочный зонтик» Цель:Изготовление праздничных открыток своими руками в подарок маме Задачи:Совершенствовать навыки работы с ножницами,умения создавать цветы.
Использование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.
Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.
Мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционного приёма рисования «кляксография» со старшими дошкольниками Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю мастер класс по аппликации в сочетании с нетрадиционным рисованием. Цель: создание условий,.
Мастер-класс по рисованию кисточкой и ватными палочками «Здравствуйте, я лягушонок» со старшими дошкольниками Данный мастер класс будетполезен педагогам и детям старшего дошкольного возраста, а также родителям, заинтересованным в совместном творчестве.
Сценарий круглого стола для педагогов «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.
Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.