Неверно что существует прикладное психологическое исследование

Виды психологического исследования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Выделяют три вида психологического исследования:

Теоретическое исследование

Уровень данных обобщений может быть разным:

Гипотеза является научным предположением, выдвигаемым с целью объяснения явлений и требующим дальнейшей проверки опытным путем или теоретического обоснования для трансформации в достоверную научную теорию.

Концепция представляет собой систему аргументированных взглядов, которая оформляет определенное понимание изучаемых явлений.

Теория – это уже обобщение опыта, посредством доказательств отражающее сущность изучаемого предмета.

Психологическая реальность, включает в себя объективные и субъективные факты, закономерности.

К методам теоретического исследования относится работа с тематическими публикациями, научные дискуссии, консультации, не экспериментальное моделирование, классификация и другие.

Эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование преследует своей целью получение фактов, далее обобщаемого теорией или используемого в прикладных целях. К эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение, эксперименты, тестирование, опросы, беседу, моделирование. Результатом такого исследования является получение строгого описания психологического факта. Для этого очень тщательно проводится сбор данных об изучаемом явлении.

Прикладные исследования

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация методов психологического исследования

Все подходы к построению системы методов психологии обычно подразделяются по степени общности на три большие группы:

Наблюдение

Метод наблюдения применяется в нескольких вариантах.

Внешнее наблюдение позволяет собрать данные о психологии и поведении человека посредством прямого наблюдения со стороны.

Внутреннее наблюдение применяется психологом-исследователем, когда он хочет изучить явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании.

В свободном наблюдении можно менять предметы и объекты наблюдения, его характер в процессе наблюдения.

Стандартизированное наблюдение подразумевает наличие заранее определенного и четко ограниченного предмета наблюдения. Оно проводится по определенной программе независимо от происходящего в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем.

При включенном наблюдении исследователь является непосредственным участником процесса, за которым он ведет наблюдение.

Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе.

Опрос

Опрос предполагает ответы человека на ряд задаваемых вопросов. Есть несколько вариантов опроса.

Устный опрос применяется тогда, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением человека, который отвечает на вопросы. Данный вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека, но требует при этом специальной подготовки и больших временных затрат на проведение исследования.

Письменный опрос дает возможность охватить большую аудиторию. Распространенной формой письменного опроса является анкета. Но применяя анкету, нельзя учесть реакцию отвечающего на содержание обозначенных в ней вопросов и изменить их.

Тесты

С помощью тестов можно получить количественную или качественную точную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают четко организованную процедуру сбора и обработки данных и своеобразие их интерпретации.

Тест-опрос основан на вопросах продуманных и тщательно отобранных по валидности и надежности, по ответам на которые можно характеризовать психологические качества испытуемых.

Тест-задание дает возможность оценить психологию и поведение человека на основе его действий. Основой проективных тестов является механизм проекции, при котором неосознаваемые собственные качества человек приписывает другим людям. Проективные тесты хорошо помогают изучить психологические и поведенческие особенности людей, которые вызывают негативное отношение.

Эксперимент

В эксперименте целенаправленно создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство может быть выделено, проявлено и оценено лучше всего. Эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент проводится в обычной жизни и экспериментатор не вмешивается в ход событий, а лишь фиксирует их. Лабораторный эксперимент требует создания искусственной ситуации, где изучаемое свойство можно полнее всего изучить.

Моделирование

Моделирование используют, когда исследование интересующего явления другими методами невозможно по причине сложности или труднодоступности. Тогда создают искусственную модель изучаемого феномена. И уже на этой модели исследуют явление и делают выводы.

Источник

Статья на тему : Прикладные исследования в социальной психологии

Прикладные исследования в социальной психологии.

1.Прикладные исследования

Прикладные исследования — вид научных исследований, основная цель которых — решение практических проблем. Прикладные исследования опираются на фундаментальные исследования, задачей которых является познание объективных законов, решение крупных проблем.
Результаты прикладных исследований непосредственно внедряются в практику, находят воплощение в новых технологических процессах, конструкциях, материалах и т. п.
Прикладные научные исследования могут быть как теоретическими, так и практическими. Например, к прикладным исследованиям относятся проводимые на базе фундаментальных исследований в области физики металлов или физики полупроводников исследования по металловедению или полупроводниковой технологии. Все технические научные исследования являются прикладными.
Прикладное исследование включает постановку задачи, предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач-аналогов, планирование и организацию эксперимента, проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, внедрение полученных результатов в производство.
На долю прикладных исследований приходится до 80 % всех исследований и ассигнований на них. Важнейшая задача науки и хозяйственной практики — сокращение цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработка — внедрение».

Положительные моменты заключаются в том, что различные области народного хозяйства и культуры финансируют социально-психологические исследования и тем самым создают благоприятные возможности для развития науки (особенно в условиях, когда государство не в состоянии финансировать науку на сколько-нибудь удовлетворительном уровне); отрицательные моменты порождены тем, что социальная психология зачастую еще не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований. Происходит это не потому, что социальные психологи не хотят добросовестно работать, а потому, что уровень развития науки не всегда позволяет дать всесторонний и глубокий ответ на практический вопрос. В этой ситуации мыслимы две стратегии поведения исследователя перед заказчиком: можно прямо очертить круг собственных возможностей и отвести вопросы, на которые дать ответ нельзя на данном уровне развития науки; можно согласиться со всеми предложенными проблемами, принять их как заказ, зная, что ответ заведомо не будет базироваться на должном уровне знаний. Первую позицию занять труднее: многие полагают, что такого рода признания неспособности социальной психологии решить определенные вопросы компрометируют науку. На первый взгляд вторая позиция выглядит не только как более привлекательная, но и как более «смелая». Однако полученный в исследовании результат при условии выбора второй стратегии может нанести социальной психологии неизмеримо больший урон, чем первой, так же, впрочем, как и заказчику.

Конечно, престиж социальной психологии в обществе во многом зависит от того, насколько плодотворны ее практические приложения, но вряд ли можно всерьез думать, что престиж этот может долгое время сохраняться на таких практических рекомендациях, которые не обоснованы всерьез предшествующими им, «чисто» научными разработками. Развитие прикладной социальной психологии в качестве своего важнейшего условия имеет развитие фундаментальных исследований, касающихся основных проблем данной науки. «Теоретический и эмпирический анализ должен предшествовать любой социально-психологической рекомендации по решению какой-либо проблемы», — замечает Р. Айзер (Айзер, 1984. С. 254).На современном этапе гораздо более корректной позицией является позиция точного указания на то, что «может» и чего «не может» сегодня социальная психология. В тех областях, где прикладные социально- психологические исследования возможны, социальный психолог должен подойти к ним с максимальной ответственностью. Названные специфические черты прикладных исследований в полной мере представлены и в социальной психологии. Многие из них общие как для социально-психологических, так и для социологических исследований (Ядов, 1995). Но в социальной психологии они обрастают еще целым комплексом специфических трудностей.

Следует помнить, что всякое социально-психологическое исследование, проведенное «в поле», есть вмешательство исследователя в жизнь реальной группы, где складываются определенные взаимоотношения, живут и действуют реальные люди с реальным миром своих собственных мыслей, чувств, отношений. Приход социального психолога в эту реальную ситуацию человеческой жизнедеятельности не должен разрушить этот естественный процесс. Руководящим принципом работы здесь должен быть тот же принцип, которого обязан придерживаться врач в соответствии с требованием Гиппократа «Не навреди!». Именно здесь социального психолога и поджидает ряд затруднений.

Они связаны с особенностями применяемых в социальной психологии методик. Как мы установили, они базируются на том, что источник получения информации — человек. Вся стратегия прикладного исследования построена на постоянном взаимодействии исследователя с людьми, включенными в реальный процесс жизнедеятельности. Но человек в реальной социальной ситуации — это не испытуемый в лаборатории. Там, когда он приходит на эксперимент, он настроен соответствующим образом, в каком-то смысле отключен от своих житейских проблем. Давая ответы на различные вопросы, выполняя задания экспериментатора, он «настроен на волну» эксперимента.

В процессе же своей трудовой, учебной или спортивной деятельности, где застал его социальный психолог, проводящий исследование «в поле», такой «испытуемый» перестает быть испытуемым в традиционном смысле этого слова: он прежде всего член своего коллектива, исполнитель особых функций, и исследование ценно тем, что фиксирует именно эту его деятельность. Значит, отвечая на вопросы интервью, заполняя социометрическую карточку и т.д., он не выключен полностью из системы окружающих его отношений. Это дает большой выигрыш полевому социально-психологическому исследованию, помогает избежать стерильности ситуации, возникающей в лаборатории, но это же и заставляет улавливать такие переменные, которые чрезвычайно трудно учесть.

В практике конца 80-х и начала 90-х гг. главные направления прикладной социологии — опросы обще­ственного мнения, маркетинг, исследования процессов приватизации и др. на региональном и общенациональ­ном уровнях. Жесткость взаимоотношений с заказчи­ком диктуется целевым финансированием таких ис­следований. Дискуссии о целевых установках сводятся к минимуму. Вместе с тем, если данная социологическая служба постоянно работает на определенном объекте или в регионе, она располагает обширной информацией о состоянии социальных процессов, особых интересах и позициях различных групп и общностей. При выполне­нии заказа задачи исследования могут быть уточнены и сформулированы не так, как они представляются заказчику, что весьма полезно объяснить в доступной для него форме. Профессиональный долг социолога со­стоит также в том, чтобы убедить заказчика в необходи­мости финансирования всех требуемых должным каче­ством информации расходов на проведение исследова­ния, признании полной независимости в программно-методическом плане.

Эти задачи по-разному раскрываются на различных предприятиях, но по некоторым из конкретных тем являются типичными, что позволило поставить задачу построения общей модели психологической службы промышленного предприятия. Это означает, что предлагаются некоторые общие для всех отраслей промышленного производства, для любых типов предприятий принципы организации такой службы, выделяются пригодные для любых условий направления ее деятельности и формулируются рекомендации относительно структуры службы, задач и методов ее деятельности, сколь бы различным конкретным содержанием она ни наполнялась. Наиболее общими являются такие темы, как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков. Психологический климат чаще всего определяется как целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация труда) и характер межличностных отношений. Несмотря на широкую практику исследования психологического климата, операционализация этого понятия затруднена; различные исследователи понимают под психологическим климатом различный набор характеристик целостного состояния коллектива, чаще всего преобладающее эмоциональное состояние, умонастроение членов коллектива проявляются в их удовлетворенности работой именно на данном предприятии, в данном коллективе. Предположим, что исследователь приходит в цех и хочет изучить вопрос о характере отношений в коллективе по «вертикали» — между рабочими и мастером. Он может обратиться к рабочему, который только что получил замечание от мастера, выговор, кажущийся ему несправедливым. Чисто эмоциональная оценка ситуации в момент проведения исследования может дать такой сдвиг в данных, который исказит всю картину взаимоотношений. Дело социального психолога, проводящего исследование «в поле», — уметь найти коэффициенты подобных искажений, что сделать далеко не всегда удается. Другой вопрос касается самого времени проведения прикладного исследования. Все социально-психологические методики громоздки, их применение требует значительного времени. Если исследование проводить в рабочее время, оно может нарушить производственный ритм. Если проводить его после рабочей смены — это значит задержать людей на довольно значительное время. Оставить «добровольцев» (чаще всего к этому приходится прибегать) — допустить известное смещение выборки, к тому же по некоторым методикам бывает необходим сплошной опрос. Нет единого алгоритма для решения этих проблем: в каждом конкретном случае приходится принимать решение о пути, на котором понесешь наименьшие потери. Но важно знать об этих трудностях, иметь их в виду, быть озабоченным ими. Такое знание служит порукой тому, что будут действительно реализованы все возможности для снятия негативных эффектов и найдено оптимальное решение. Особое значение приобретает и соблюдение ряда этических норм. Социальный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ администрации, руководства и т.д. Выявление ряда характеристик групп, их климата сплошь и рядом влечет за собой определенные критические замечания, часто в адрес тех людей, от деятельности которых зависят недостатки и которые в то же время являются заказчиками исследования. Социальный психолог должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в реальном коллективе. Очень важно абсолютно точно обозначить свою роль. Иногда в реальных группах, где впервые проводится социально-психологическое исследование, исследователя принимают за члена какой-нибудь комиссии, за контролера и т.д. Вместо ответов на задаваемые вопросы следуют различные просьбы, а порой и жалобы. Это присвоение чужой роли иногда необходимо по методике, но чаще такой необходимости нет. В таком случае прямой долг исследователя — максимально точно объяснить цель своего прихода, цель исследования, свои собственные функции и задачи. Понятно, что при изложении этих вопросов он должен соблюдать все те правила, которые требуются задачей исследования. Свойственная всякому прикладному исследованию трудность в отношении языка резко возрастает в социальной психологии. Как для психологии вообще, так и для социальной психологии особенно сложно пользоваться теми понятиями, которые имеют большое распространение в обыденной речи и обрастают часто случайными коннотациями. Такие психологические термины, как «личность», «деятельность», «ценность», широко используются в обыденной жизни. Любая методика, включающая эти термины, без операционального их определения может дать нежелательный эффект, если испытуемые будут понимать предложенные термины в том смысле, к которому они привыкли в повседневных ситуациях. Значит, первая проблема, которая встает перед социальным психологом, с точки зрения требований к языку исследования, заключается в своеобразной адаптации этого языка по отношению к испытуемому. Это правило необходимо соблюдать еще и по другой причине: отдельные термины могут быть не понятны или восприниматься слишком ситуативно (например, в вопросе интервью: «Часто ли Вы ходите в кино?», предлагаемые интервалы будут весьма различны для молодого холостого мужчины и для пожилой, не очень здоровой женщины). Важны не только термины, но и контекст, в котором они применяются людьми на основе их собственной жизненной позиции. Другая сторона проблемы языка прикладного исследования связана с применением некоторых специальных социально-психологических терминов, которые в силу ряда обстоятельств оказываются как бы скомпрометированными их употреблением за пределами науки. В соответствующих разделах такие понятия уже упоминались: «конформист», «авторитарный лидер», «формальная группа» и т.д. Есть достаточно большой и огорчительный материал относительно того, какие проблемы возникают порой у исследователей при использовании этих терминов. Слово «конформист», имеющее негативный оттенок в повседневной жизни и в политической сфере, рассматривается как обидное, если адресуется испытуемому в его диалоге с исследователем. В одном большом заводском коллективе после оглашения результатов исследования по стилю руководства возникло настоящее негодование тех руководителей, чей стиль был определен как «авторитарный». Социальный психолог не может не считаться с нормами повседневного употребления терминов, при которых такие ситуации становятся возможными.

Конечно, трудности языка прикладного социально-психологического исследования не являются главными. Более значимы проблемы, связанные с возможным искажением социально-психологической информации, возникшим в условиях реальной жизни, и с вопросами этики. Поэтому проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности. Элементарная вежливость, общительность — все эти само собой разумеющиеся качества также необходимы при любой работе с людьми, но в данном случае речь идет о том, что все должно быть подчинено главному — умению понять свое исследование в контексте реальной жизни, реальных требований общества, реального права каждого человека на то, что вмешательство науки не принесет ему дополнительных осложнений, а тем более вреда.

Высокая моральная и социальная ответственность социального психолога является обязательным условием и при решении вопроса об эффективности прикладных исследований. Из всего сказанного выше ясно, что прикладное исследование, финансируемое каким-то конкретным заказчиком, должно давать определенную отдачу, в противном случае оно не будет получать необходимые средства. Для многих других областей науки, где практика прикладных исследований достаточно давно развита, вопрос об эффективности не представляет особой сложности. Особенно это относится, например, к экономическим прикладным исследованиям. В системе психологических наук такие области, как психология труда и инженерная психология, также имеют достаточно надежные формы определения эффективности своих исследований. Как правило, в данном случае подсчитывается экономическая эффективность, т.е. прямой экономический выигрыш, который можно получить от внедрения того или иного результата исследования. Результаты исследований могут быть сравнимы с той точки зрения, которое из них более, а которое менее эффективно.

В области социальной психологии проблема эффективности не решается столь просто. В ней нужно различать две стороны: в чем может проявляться эффективность каждого отдельного исследования (и, соответственно, как измерять ее) и что значит эффективность социальной психологии в широком плане (т.е. каковы возможности данной науки в принципе, с точки зрения внедрения результатов исследований)? Каждая из этих сторон имеет свои собственные проблемы.

Эффективность каждого отдельного прикладного исследования может, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социальных психологов дадут прямой экономический выигрыш. Можно легко представить себе такую ситуацию, что исследование, предположим, психологического климата промышленного предприятия приведет к таким существенным преобразованиям в области трудовой дисциплины, что предприятие начнет резко повышать производительность труда, экономить сырье и т.д. При этом эффект социально-психологического вмешательства получит денежное выражение. Правда, такой подсчет никогда не может быть гарантирован от ошибки: только ли вследствие изменения климата произошли все названные перемены в коллективе промышленного предприятия? Или, может быть, здесь одновременно имели место и совсем другие процессы, в ходе которых возникли новые «переменные» (например, улучшение условий труда не в силу рекомендации социальных психологов, а в силу объективно изменившихся возможностей материального обеспечения). Развести точно различные причины в этом случае не так-то просто.

Но дело даже и не в этом. Предположим, что мы научились считать экономический выигрыш от внедрения социально-психологических рекомендаций. Будет ли это означать, что мы умеем учитывать все аспекты эффективности прикладного исследования? Разумеется, нет. Эффективность социально- психологического исследования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколько экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторона вопроса — социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности — не менее важная характеристика. Благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, уменьшение текучести кадров, но и улучшение настроения коллектива, каждого отдельного работника, стимуляцию его к повышению собственной культуры, развитию в людях активности, общительности, чуткости по отношению друг к другу и т.п. Единиц, в которых измеряется такой моральный, чисто психологический выигрыш, не существует. Следовательно, при оценке эффективности прикладных исследований в социальной психологии надо как-то, хотя бы на описательном уровне, фиксировать и эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, сказать, что одно из них эффективно, а другое — нет, судя только по количеству увеличившейся продукции в одном из изученных коллективов. Положительные изменения, которые произошли во втором коллективе, может быть дадут знать о себе значительно позже, но из этого не следует, что сегодня работу исследователей можно подвергнуть критике как неэффективную. Улучшение способов определения эффективности прикладных исследований в социальной психологии — актуальная задача.

Приложени я

Институт водных и экологических проблем СО РАН. Объём прикладных научно- исследовательских работ по государственным контрактам и заказу организаций

Источник

Прикладные исследования

Прикладные исследования

Перейдем теперь от условий, в которых проводятся исследования, к их целям. Как отмечалось в самом начале этой главы, по своим целям исследования делятся на две категории: фундаментально-научные исследования и прикладные. Поскольку большая часть книги посвящена первой категории, задача этого раздела — рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся второй категории исследований. Но прежде еще раз подчеркну то, о чем уже говорилось: фундаментальные и прикладные исследования в своей основе не имеют различий и основаны на единых методологических принципах. Поэтому в этом разделе не излагаются какие-то новые принципы сверх тех, которые уже были рассмотрены. Однако в нем будет рассказано о том, как эти принципы можно применить для решения важнейшей и сложной задачи проведения исследования, работающего на благо общества.

Таблица 6.3 Примеры тестов из ОШПН

Тест Описание Угасание реакции на свет Направьте свет на глаза спящего ребенка, отметьте реакцию; после исчезновения реакции подождите 5 секунд и вновь направьте свет на глаза ребенка; проделайте это 10 раз либо до достижения габитуации Угасание реакции на погремушку Потрясите погремушкой возле уха спящего ребенка, отметьте реакцию; проделайте это 10 раз либо до достижения габитуации Зрительная ориентировка па неодушевленный объект Медленно передвигайте красный шарик в поле зрения ребенка; отметьте его способность следить за предметом в горизонтальном и вертикальном направлениях Зрительная ориентировка па одушевленный объект Медленно измените положение своего лица в поле зрения ребенка; отметьте его способность следить за лицом в горизонтальном и вертикальном направлениях Слуховая ориентировка на одушевленный объект Находясь вне поля зрения ребенка, тихо скажите ребенку что-нибудь на ухо; обратите внимание, определяет ли ребенок, с какой стороны звучит голос Оборонительные движения Накиньте пеленку па лицо лежащего ребенка, подождите 30 секунд; отметьте защитные движения (попытки сдернуть)

Источник: Neonatal Behavioral Assessment Scale (3rd ed.) T. Berry Brazclton &J. K. Nugent, 1995; London: Mac Keith Press.

Более подробное описание этих и других видов прикладных исследований можно найти в специальной литературе (Fisher & Lerner, 1994a; Zigler & Finn-Stevenson, 1992). Обратите также внимание, что выпускаются два журнала, специально посвященных прикладной психологии развития: Journal of Applied Developmental Psychology и Applied Developmental Science.

Читайте также

2.6.2. Прикладные модификации аутогенной тренировки

2.6.2. Прикладные модификации аутогенной тренировки По форме организации процесса обучения различные методики аутогенной тренировки могут отличаться преобладающей ориентацией в способе подачи текста. В одних случаях преобладает направленность на использование во

Глава 3 Прикладные исследования инновационности

Глава 3 Прикладные исследования инновационности В современной психологической науке исследования инновационности наиболее интенсивно проводятся в ряде основных направлений:• в контексте компьютерно-информационных технологий;• в области изучения психологии

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Душа управляемая: прикладные методики

Душа управляемая: прикладные методики Велика власть Тела, и, как правило, крахом заканчиваются попытки одолеть его: история религии — самое яркое тому подтверждение. Но если с телом подружиться и помочь ему стать Добрым Домом — результаты будут гораздо более

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения) Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

БЛАНК ИССЛЕДОВАНИЯ

БЛАНК ИССЛЕДОВАНИЯ Теперь посмотрим, что у вас получилось:ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не

Лабораторные исследования

Лабораторные исследования Цель лабораторных исследований социализации — создание экспериментального аналога жизненного опыта социализации. Конечно, в лаборатории невозможно воспроизвести естественные условия во всей их сложности. Однако можно выделить некие

17. Исследования внимания

17. Исследования внимания Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего

22. Исследования эмоций

22. Исследования эмоций Развитие представлений об эмоциях шло по нескольким основным направлениям.По представлению Ч. Дарвина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли значимость тех или иных условий для

Некоторые исследования

Некоторые исследования Исследование незавершенных действий Левин полагал, что существует состояние равновесия между человеком и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность, которая побуждает к определенным изменениям,

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ВСТУПЛЕНИЕ В своей памятной статье «Опыт и эксперимент в биологии» Пол Вайс подчеркивает некоторые современные черты философии науки. Его замечания, так же как высказывания других опытных и проницательных авторов в области методологии, имеют

О чем говорят исследования

О чем говорят исследования Результаты исследований показали, что в основном именно наши гены определяют, насколько мы счастливы в жизни. Мы обладаем врожденной способностью к счастью, и у некоторых счастливчиков она больше, чем у остальных. Однако на это можно повлиять.

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Я писал о том, что крах социализма резко сдвинул ценностные ориентации в сторону земных благ, о том, что приблизительно с 1987 года в карме всего человечества в связи с этим начались негативные изменения и стала возрастать агрессия. Соответственно,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *