Неверно что на стадии элементарной сенсорной психики находятся
Что такое элементарная сенсорная психика
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, которые не выходят за пределы простейших ощущений. А.Н. Леонтьев определил «чувствительность», как способность к ощущению. Это нечто генетическое иное, как раздражимость относительно воздействий среды, которые соотносят соответственный организм к прочим действиям, ориентируют человеческий организм в окружающей среде, выполняют сигнальную функцию. Чувствительность является уникальной способностью реагировать на воздействия среды сразу в двух аспектах, сопряженных между собой. Первый – психическое отражение, второй – отражение активности. Следовательно, они возникают, развиваются, словно одно целое. Психическое отражение и поведение неразрывно едины. Это две стороны, которые нужны для поддержания жизненной связи со средой.
Филиппова Г.Г. выделяет переходную фазу непосредственно от допсихической формы отражения и до психического отражения. Она уверена, что к данной фазе относят одноклеточных животных. У них наблюдаются смешанные формы реагирования и питания. Представитель типа жгутиков зеленая эвглена, например, отличается сложно устроенный глазом, в нем роль светочувствительных структур выполняют хлоропласты. Они осуществляют функцию фотосинтеза.
Фотосинтез позволяет эвглене осуществлять автотрофное питание. Подобным образом это происходит у растений. Кроме того, эвглены могут питаться пищевыми частицами целиком, активно их захватывая. Следовательно, у эвглены предусматривается несколько типов питания, которые характерны и растениям, и животным.
Также эвглены имеют так называемый «phototaxis». Он осуществляется при наличии хлоропластов, выступающих в роли аналогов фоторецепторов. Биологическое значение фототаксиса не вызывает сомнение. Ведь автотрофное питание эвглен всегда требует солнечной энергии. Однако именно положительный фототаксис позволяет этим самым эвгленам проникать в освещенные области, где активно скапливаются такие пищевые объекты, как бактерии. Положительный фототаксис также характерен растениям. Он способствует более успешному фотосинтезу, который осуществляется при достаточной освещенности. Но, невзирая на «растительные» черты, эвглена все-таки обладает сложным поведением, присущим простейшим.
Леонтьев А.Н. полагал, что все беспозвоночные, а также низшие позвоночные животные находятся на стадии так называемой элементарной сенсорной психики. При этом Фабри К.Э. выделял два уровня развития этой самой психики – высший и низший. Причем низших позвоночных автор отнес к низшему уровню развития перцептивной психики.
Низший уровень элементарной сенсорной психики
На низшем уровне развития психики, по сути, находится достаточно большая, разнообразная группа животных. В ее числе даже те, кто стоит на грани растительного и животного мира, например, жгутиковые. Кроме того, сюда относят и более сложных одноклеточных, и некоторых примитивных многоклеточных животных. В числе последних – губки и кишечнополостные.
В настоящее время низший уровень элементарной сенсорной психики определяется наличием выраженной раздражимости. То есть он характеризуется способностью реагировать на биологически значимые воздействия окружающей среды посредством повышения уровня собственной активности, изменением скорости и направления движений. Двигательная активность таких животных не имеет целенаправленного, поискового характера. Более того, готовность к ассоциативному научению у них напрочь отсутствует.
На данном уровне поведение животных достаточно разнообразно, но проявления психической активности носят весьма примитивный характер. Губкам, простейшим, кишечнополостным свойственна элементарная форма психического отражения, то есть именно ощущение, чувствительность.
Качество и степень психического отражения определяются способностью к движению, к пространственно-временной ориентации, к изменению врожденного поведения. Ориентация поведения может осуществляться лишь на основе ощущений. Она ограничивается элементарными формами таксисов, которые позволяют животным избежать внешних неблагоприятных условий.
У некоторых простейших отмечают даже положительные элементы пространственной ориентации. Той же амебе удается находить пищевые субъекты на расстоянии порядка 20-30 микрон. Причем зачатки активного поиска жертвы существуют даже у хищных инфузорий. Хорошо выражен поиск добычи у так называемых хищных гидр. Но в каждом из случаев положительные таксисы не носят характер подлинного поискового поведения. Они не меняют общую характеристику, присущую низшему уровню элементарной сенсорной психики.
Представители такого уровня могут распознавать некоторые компоненты среды даже на расстоянии. Но биологически «нейтральные» признаки положительных компонентов не воспринимаются в виде сигнальных. То есть на низшем уровне развития такое психическое отражение выполняет преимущественно сторожевую функцию. Оно характеризуется некой «однобокостью». Невзирая на это, в поведении простейших отмечают примитивные элементы пластичности. Более пластично поведение животных, которым присущи зачатки нервной системы. Но и здесь нельзя говорить о наличии ассоциативного обучения. Формы общения отсутствуют. При встрече соответствующие животные воспринимают друг друга, как объект питания, либо как механический раздражитель.
Высший уровень элементарной сенсорной психики
Изменение среды обитания, а также переход животных в воздушную или наземную среду из водной, в макромир из микромира обуславливает возникновение новых функций, которые связаны с изменением способа передвижения, нервной системы, строения тела, органов чувств. В результате меняется даже поведение животных. Их сферы деятельности расширяются, формы отражения окружающей среды усложняются.
Некоторые одноклеточные тоже относятся к высшему уровню элементарной психики. Речь идет про тех, кто не имеет сложно устроенных органов чувств, а также развитого центрального аппарата управления в нервной системе. То есть так называемого головного ганглия. Именно он призван координировать деятельность нервной системы. Это подвижные формы кишечнополостных, иглокожие, низшие черви, примитивные моллюски.
Данному уровню характерно появление первичных элементарных ощущений и даже чувствительности. У животных возникают специализированные органы, призванные осуществлять сложнейшие манипуляции организма непосредственно с некоторыми предметами внешнего мира. Такими органами является ротовой аппарат и щупальцы. Совершенствуется и двигательная активность. Она приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных воздействий и избегания тех, которые могут навредить. Животные этой группы способны даже к элементарному обучению. Более продвинутые представители могут иметь элементы инстинктивного поведения.
Низшие хордовые, такие как бесчерепные и оболочники тоже имеют сенсорную элементарную психику.
Асцидии или оболочники – морские животные, которые ведут прикрепленный образ жизнедеятельности. Они бесчерепные, представлены лишь двумя семействами и тремя родами.
Самым известным из них является ланцетник. Впрочем, подобные представления о психическом развитии низших хордовых простые, поверхностные. Это обусловлено недостаточной доказательной базой и изученностью данной систематической группы.
Общения между особями на таком уровне психики по-прежнему нет. Отсутствует также выраженное половое поведение. Синхронизация половых продуктов непосредственно в среду регулируется с помощью внешних факторов. Свободно плавающие животные для размножения собираются в одном определенном месте, ориентируясь на освещенность, температуру, химический состав воды и другие признаки.
Переходная стадия от сенсорной психики к перцептивной
Брюхоногие моллюски и кольчатые черви отличаются особой психикой. По уровню развития она занимает промежуточное положение между сенсорной и так называемой перцептивной. То есть у таких животных начинается цефализация. У них появляется головной ганглий, который частично выполняет руководящую функцию относительно остальных отделов нервной системы. На головном конце начинают сосредотачиваться органы чувств. Это позволяет реагировать на движения тела и всех эффекторных органов в соответствии с информацией, которая поступает из органов чувств, а не из отдельных сегментов тела.
Некоторые кольчатые черви даже имеют ряд локомоторных органов – параподии. Это особые парные наросты, образующиеся непосредственно на сегментах тела. Параподии сегментов тела выполняют роль конечностей, а вот параподии головного конца – роль тактильных, манипулятивных органов. Поведение таких животных становится сложным. Они активно общаются друг с другом, появляются определенные зачатки брачных ритуалов, присущи элементы заботы о своем потомстве. Кольчатые черви даже могут выработать целый перечень полноценных условных рефлексов.
Низший уровень психического развития
В эволюционном развитии психики выделяются три стадии.
Низший уровень психического развития
Степень и качества психического отражения определяются тем, насколько развиты способности к движению, пространственно-временной ориентации и к изменению врожденного поведения.
В отдельных случаях у простейших встречаются и положительные элементы пространственной ориентации.
Так, например, амеба в состоянии находить пищевой объект на расстоянии до 20-30 микрон.
Зачатки активного поиска жертвы существуют, очевидно, и у хищных инфузорий.
Однако во всех этих случаях положительные таксисные реакции еще не носят характера подлинного поискового поведения, поэтому эти исключения не меняют общую оценку поведения простейших, а тем более характеристику низшего уровня элементарной сенсорной психики в целом. На этом уровне дистантно распознаются преимущественно отрицательные компоненты среды; биологически «нейтральные» же признаки положительных компонентов, как правило, еще не воспринимаются на расстоянии как сигнальные.
Таким образом, психическое отражение на низшем уровне своего развития выполняет в основном сторожевую функцию и отличается поэтому характерной «однобокостью».
Что касается пластичности поведения простейших, то и здесь простейшие обладают лишь самыми элементарными возможностями. Это вполне закономерно: элементарному инстинктивному поведению может соответствовать лишь элементарное неассоциативное научение, представленное наиболее примитивными формами.
Тем не менее, при всей своей примитивности поведение простейших является все же достаточно сложным и гибким, в тех пределах, которые необходимы для жизни в своеобразных условиях микромира.
Эти условия отличаются рядом специфических особенностей, и этот мир нельзя себе представить как просто во много раз уменьшенный макромир.
В частности, среда микромира является менее стабильной, чем среда макромира, что проявляется, например, в периодическом высыхании маленьких водоемов.
Простейшие не являются однородной группой животных, и различия между их разными формами очень велики.
Высшие представители этого типа во многих отношениях развивались в своеобразных формах неклеточного строения параллельно низшим многоклеточным беспозвоночным животным.
В результате высокоразвитые простейшие проявляют подчас даже более сложное поведение, чем некоторые многоклеточные беспозвоночные, также стоящие на низшем уровне элементарной сенсорной психики. К этому же уровню относятся и некоторые представители типа хордовых, например асцидии.
Высший уровень развития элементарной сенсорной психики
Высшего уровня элементарной сенсорной психики достигло большое число многоклеточных беспозвоночных.
Однако часть низших многоклеточных беспозвоночных находится в основном на том же уровне психического развития, что и многие простейшие.
Это относится, прежде всего, к большинству кишечнополостных и к низшим червям, а тем более к губкам, которые во многом еще напоминают колониальные формы одноклеточных (жгутиковых).
Неподвижный, сидячий образ жизни взрослых губок привел даже к редукции их внешней активности, поведения (при полном отсутствии нервной системы и органов чувств).
Но даже у самых примитивных представителей многоклеточных животных создались принципиально новые условия поведения в результате появления качественно новых структурных категорий – тканей, органов, систем органов.
Это и обусловило возникновение специальной системы координации деятельности этих многоклеточных образований и усложнившегося взаимодействия организма со средой – нервной системы.
К низшим многоклеточным беспозвоночным относятся помимо уже упомянутых еще иглокожие, высшие (кольчатые) черви, отчасти моллюски и др.
Наиболее низкоорганизованные формы многоклеточных беспозвоночных стоят на том же уровне психического развития, что и высшие представители простейших.
Но то, что здесь не обнаруживаются существенные различия в поведении, несмотря на глубокие различия в строении, не должно нас удивлять, ибо, как уже говорилось, простейшие олицетворяют собой совершенно особую, рано отклонившуюся филогенетическую ветвь, которая до известных пределов развивалась параллельно ветви низших многоклеточных животных.
«Внешние» же функции нервной системы определяются степенью внешней активности, которая у этих животных находится на еще невысоком уровне, зачастую не более высоком, чем у высших представителей простейших.
Вместе с тем строение и функции рецепторов, как и «внешняя» деятельность нервной системы, значительно усложняются у животных, ведущих более активный образ жизни.
Особенно это относится к свободно живущим, активно передвигающимся формам.
Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.
На высшем уровне развития этой стадии психики у животных отмечается выделение специализированного органа, осуществляющего сложные манипуляции.
Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.
Челюсти сохраняют свою роль как основной орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода эволюции, вплоть до освобождения для этой цели передних конечностей животного.
Сенсорная психика
Сенсорная психика
Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной ‘сенсорной психики’ и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.
Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.
Полезное
Смотреть что такое «Сенсорная психика» в других словарях:
Психика — Сюда перенаправляется запрос «Теория психики». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
филогенез — (от греч. phyle род, племя, вид и genos происхождение) историческое формирование группы организмов. В психологии Ф. понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Собака — Запрос «Собаки» перенаправляется сюда; о роде «Canis» см. Волки. Запрос «Собака» перенаправляется сюда; о знаке «собака» см. @. Собака … Википедия
ЭПИЛЕПСИЯ — ЭПИЛЕПСИЯ. Содержание: История. 531 Этиология. 532 Распространение. 536 Патологическая анатомия. 5 37 Экспериментальная патология. 539 Патогенез … Большая медицинская энциклопедия
МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — І. Общие принципы врачебного исследования. Рост и углубление наших знаний, все большее, и большее техническое оснащение клиники, основанное на использовании новейших достижений физики, химии и техники, связанное с этим усложнение методов… … Большая медицинская энциклопедия
Стадии развития психики в зоопсихологии
Психику и поведение животных изучает зоопсихология. Наука берет свое начало в XIX веке в трудах Ч.Дарвина, К.Ф. Рулье, В.А.Вагнера. Психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы. Основным фактором развития психики животных ученые считают усложнение условий жизнедеятельности, которое приводит к более динамичным и разнообразным движениям. Усложняются строение тела, отражательные функции, регулятивные механизмы движений
Формой психики животных в анатомо-физиологическом смысле является нервная ткань или ее аналог в простейших формах жизни животных. По мере развития у животных сформировалась нервная система: ретикулярная, ганглионарная и, наконец, центральная.
В зоопсихологии существуют такие параметры, как форма психического отражения, ведущий поведенческий тип, строение нервной системы. По ним выделены три основные стадии развития психики животных.
Стадия элементарной сенсорной психики
Стадия элементарной сенсорной психики проявляется в чувствительности к отдельным свойствам среды, имеет форму элементарных ощущений. Поведение животных основывается на одном свойстве. Внутри стадии происходили эволюционные изменения. Зоопсихолог К.Э.Фабри определяет уровни эволюции: низший и высший.
К низшему уровню относятся организмы, которые находятся на границе растительного и животного мира: жгутиковые, губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.
К высшему уровню принадлежат многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных животных.
У них сложное строение нервной системы, двигательный аппарат имеет сложную дифференциацию. Соответственно, поведенческие проявления сложны и многообразны.
Из всего многообразия мира животные способны воспринять абсолютно малую его часть. Этот узкий спектр, состоящий из нескольких свойств среды, оказывается достаточным для того, чтобы выжить в естественных условиях.
В ходе эволюции на этой стадии животные обрели достаточно сложную поведенческую форму – инстинкт.
Инстинкт – поведенческий вид, который реализуется особыми формами действий наследственного, программированного,стереотипного характера, при помощи которых животное, не подвергаясь специальному обучению, может приспособится к окружающим условиям среды.
Можно привести примеры из деятельности пчел, муравьев, чье поведение выглядит сложным, порой необъяснимым.
Муравьи, чувствуя приближение ненастья, закрывают все входы в муравейник. Находясь на большом расстоянии от муравейника, без труда находят дорогу к нему. У муравьев можно наблюдать совершение набегов на своих сородичей с похищением у них куколок. Муравьи образуют живые цепи, по которым вверх взбираются их собратья и добывают таким образом строительный материал.
Стадия перцептивной психики
Стадия перцептивной психики – это способность отражения внешней действительности в форме набора качеств, вещей.
На этом этапе также можно выделить высший и низший уровни. К высшему уровню относятся все млекопитающие. Они обладают сложным типом пластичного поведения, где присутствует анализ и синтез окружающих условий. Такие явления, как анализ и синтез могут проявляться только на основе развитой формы психического отражения. Строение центральной нервной системы усложнилось, прежде всего это касается развития коры головного мозга. Произошли изменения и в развитии органов чувств, органов движений.
Животные могут выстраивать свое поведение не только относительно цели, но и тех условий, в которых она дана. Отсюда возникает способ действия и закрепляется в поведении. Появляются навыки – способы действий, которые выработались и закрепились в поведении животного. Когда условия среды меняются, животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий.
Таким образом происходит приспособление животных к среде, в которой они обитают. Врожденные программы поведения меняются, уступая место процессу научения.
Путем научения животными приобретается и накапливается индивидуальный опыт. Они закрепляют в своем поведении краткий путь к пище, нахождение выхода, обхождение преград, использование сигналов для обороны. Проводились эксперименты по научению животных, они были связаны с образованием условных рефлексов.
Академик И.П.Павлов занимался выработкой у собак условных рефлексов, которые закрепляли значение сигнала за различного рода раздражителями (классический условный рефлекс). Раздражителями являлись вспышка света и звонок, они использовались при поступлении пищи и приобретали значение сигнала.
Психолог Б.Ф.Скиннер исследовал инструментальные рефлексы. В особой клетке с задвижками и рычажками находилось животное. При помощи этих приспособлений можно было открыть окошко в клетке и получить пищу. Крысы находили нужный рычаг, формируя и закрепляя индивидуальный опыт. Научение развивает у животных элементарные формы памяти. Это подтверждено экспериментально.
При наблюдением за животными в естественной среде и в условиях эксперимента можно сделать вывод о том, что животные способны анализировать ситуацию, сохранять образы внешней действительности и сохранять полезные реакции.
Формирование навыков происходит посредством подражания, выработки условных рефлексов, путем проб и ошибок при изменении условий окружающей среды. На стадии перцептивной психики у животных сохраняются и инстинкты, но они тоже изменяются, приспосабливаясь к конкретным условиям жизни.
Стадия интеллекта
На стадии интеллекта находится небольшое число представителей животного мира – высокоорганизованных видов млекопитающих человекоподобных обезьян. Психика животного отражает целостные ситуации и отношения между предметами. Возникают поведенческие проявления сложной формы – решение задачи.
Кусок мяса, обвязанный веревкой, лежит за клеткой. Конец веревки находится в клетке, где сидит животное. Если в клетку поместить собаку, она не потянет веревку, хотя физически может. Если в клетке будет находится обезьяна, она сделает это. Немецкий психолог В.Келер исследовал и описывал интеллектуальное поведение животных. Обезьяны в его экспериментах пользовались инструментами и доставали пищу. В качестве инструментов выступали палки, ящики. Обезьяны демонстрировали «ручное» или практическое мышление. Иногда животному удавалось находить решение мгновенно.
Такое явление называется инсайтом – внезапным пониманием ситуации, при этом не привлекается прошлый опыт.
Исследователь Н.Н.Ладыгина-Котс наблюдала за сложными действиями обезьян. Шимпанзе изготавливали из двух палок одно орудие, вставляя палки в пазлы. Затем применяли палку в своей деятельности, выталкивали пищу из узкой трубы. Такое поведение имеет две фазы: подготовки и осуществления. Фаза подготовки побуждается объективным отношением между предметами: палкой и пищей.
К.Э.Фабри останавливается еще на одной особенности поведения обезьян. Он рассматривает манипулятивные действия – сложные действия с использованием предметов.
Можно отметить цикл исследований З.А.Зорина, А.А.Смирнова, где удалось установить сложные поведенческие формы обезьян : овладение простейшими аналогами человеческой речи. Животные выполняли действия по устным указаниям исследователя. Но понимали ли они его? Остается вопросом. Более подробные исследования показали, что обезьяны больше ориентировались на жестикуляцию, интонацию. Но не исключено, что отдельные особи могли понимать устную речь.
Возникновение стадии интеллекта связано с изменениями в строении головного мозга, структура стала более сложной. Существенные изменения произошли в лобных долях коры головного мозга. Среди стадий развития психики животных стадия интеллекта является верхней границей. Далее следует сложный и длительный этап историко-эволюционного развития человека.