Неверно что к представителям русского просвещения xviii века относился
Русское просвещение. Идеи, особенности, деятели
Содержание:
Как эпоха Просвещения отразилась на Российской империи
В конце XVII века в Европе началась Эпоха Просвещения – одна из главных эпох в истории, характеризующаяся бурным развитием образования, науки и философии. В начале XVIII века явление достигло и России. Влияние на Просвещение в Российской империи оказало французское Просвещение. Несмотря на то что вместе с таким бурным развитием продвигались идеи свободомыслия, власть поощряла культурное развитие в стране.
Главной идеей Просвещения в России и в Европе было то, что простым людям нужно получение образования. Без этого дальнейшее развитие страны невозможно. На втором месте среди идей Просвещения шли уже свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры.
Особенности
Главной чертой Просвещения стало «вольтерьянство», т. е. опора на труды французского философа Вольтера. В трудах философ критиковал старину и говорит о необходимости немедленных реформ. Но в России приобрели популярность другие «вольтерьянские» идеи:
Великая французская революция изменила ситуация и идеология получила плохую репутацию.
Развитие образования
К началу XVIII века многие простые люди из народа были грамотны. Однако этого уже было недостаточно, т. к. образование в Европе развивалось быстро. Возникла необходимость в наличии людей с профессиональными знаниями. Поэтому для народного образования было характерно быстрое развитие. Начали открываться высшие учебные заведения и другие учреждения, которые давали народу образование. Знаменитые учебные заведения, открытые в эпоху Просвещения:
Поначалу Московский университет имел всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Причём философский включал в себя физико-математическое отделение. Также открывались музеи, библиотеки, театры. Появилась периодическая пресса.
Во времена правления императрицы Елизаветы главным носителем просвещенного абсолютизма являлся её фаворит Шувалов.
Значительную роль в распространении Просвещения сыграла Екатерина II. Она принимала необходимые меры для развития культуры в стране. Сначала Екатерина не могла и подумать, что из-за продвижения просвещенного абсолютизма пошатнется абсолютизм в Империи. Примеры влияния Просвещения на другие европейские державы заставили Екатерину пересмотреть свое отношение к этому явлению. Великая Французская революция и война американских колоний за независимость заставили императрицу поменять мнение. После чего начались репрессии, направленные на просветителей. Однако, в отличие от граждан европейских стран, российское общество пока ещё холодно относилось к либеральным идеям.
Деятели
Самые знаменитые деятели русского Просвещения:
Деятелей Просвещения было много. И со временем их численность только увеличивалась. Но не каждый имел такое влияние как, например, Ломоносов. И не каждый мог свободно печатать свои мысли, как Новиков, не боясь последствий.
Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе.
Русское Просвещение
В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.
Содержание
Раннее Просвещение
Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева.
Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.
Екатерининская эпоха
Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.).
Образование
В сравнении с Западной Европой Россия, обладая огромной территорией и населением, к концу эпохи Просвещения все же имела мало учебных заведений. Даже только что образовавшиеся Соединенные Штаты имели больше университетов, которые появились не на пустом месте. Например, Гарвардский университет был организован на основе колледжа, открытого ещё в 1636 г. Ещё одной отличительной особенностью русского Просвещения была его зависимость от центральной власти. Если на Западе общество инициировало как Просвещение, так и политические изменения, то в России лидером просветительской миссии было правительство, опирающееся на авторитет самодержавия. Не будучи заинтересованным в политических переменах, оно не только не стимулировало развитие политической системы, но и законсервировало абсолютную монархию, которая в результате пережила свое время более чем на сто лет.
Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом. Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц феминизма. Она, в частности, реформировала русскую Академию по образцу французской. Даже Русская православная церковь отчасти попала под влияние идей Просвещения. Московский митрополит Платон (Левшин) призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.
Наука
Впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г. Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которого также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов. Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни; первый том этого труда был опубликован лишь в 1768—1769 гг. Г. Ф. Миллером, а пятый — в 1848 г. М. П. Погодиным.
Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.
Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков.
Архитектура и искусство
Архитектура
Зарубежное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западноевропейского барокко. Нарышкинский стиль получил свое название от боярской семьи Нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать Петра I, Наталья Нарышкина. В конце XVII в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь Покрова в Филях, сохранившиеся до нашего времени. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице Петра I, Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный. Некоторые здания строили по эскизам самого Петра Великого.
Своей вершины русское барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых русских архитекторов, таких как Дмитрий Ухтомский и Савва Чевакинский. Тем не менее, из других стран Европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как Антонио Ринальди. Самым выдающимся зодчим этого времени считается Растрелли, который возвел Зимний дворец, Смольный монастырь, Строгановский дворец, Большой Петергофский дворец и множество других великолепных зданий Петербурга и его окрестностей. С приходом к власти Екатерины Великой Растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи Просвещения — классицизму. Этот стиль в России представлен работами Карло Росси, Джакомо Кваренги, Василия Баженова, Матвея Казакова и других выдающихся мастеров.
Изобразительное искусство
В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.
Первые русские художники в современном смысле этого слова, такие как И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, учились за границей. Другие (Шлютер, Каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. Они не только создали отечественную школу живописи (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, А. И. Бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению русской жизни западноевропейскими живописцами (Ротари, Грот, Рослин и др.).
После открытия в 1757 г. Академии художеств русская живопись эпохи Просвещения достигает расцвета в работах выдающихся мастеров Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова.
Музыка и театр
Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её развитие под влиянием западноевропейской музыки продолжалось и в XVIII в. В конце XVII в. появилась «Мусикийская грамматика» Дилецкого, первое пособие по музыкальной грамоте. Музыкой сопровождались военные парады, театральные постановки и ассамблеи эпохи Петра Великого. Музыкантов ко двору часто приглашали из-за границы. Среди русских исполнителей XVIII в. известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений — Василий Титов и Василий Тредиаковский. Среди любителей музыки сенатор Григорий Теплов выделялся тем, что он сам был исполнителем и автором песен, изданных в виде сборника в 1751 г.
Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, а в 1731 г. императрица Анна Иоанновна на свою коронацию в Москве пригласила из Италии и первую оперную труппу. За ней вскоре последовала ещё одна, под руководством Франческо Арайи, которая оставалась в Петербурге с 1735 до 1760 г. В основном опера в то время исполнялась на итальянском языке, но в 1755 г. Арайя написал и одну оперу на либретто Сумарокова, исполнявшуюся по-русски, открыв тем самым новую эпоху в русской музыке.
Франческо Арайя не был единственным композитором, чьи оперы исполнялись на русской сцене XVIII в. Кроме него для русской оперы писали музыку и другие зарубежные композиторы, такие как Галуппи, Иван Керцелли и др. В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.
Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. К концу XVIII в. либретто все чаще писали на русском языке, как для опер «Анюта» (1772 г.) на текст Михаила Попова и «Мельник-колдун» (1779 г.) на текст Александра Аблесимова, музыку которой написал Михаил Соколовский. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и лично Екатерина II, также писавшая либретто для опер.
Позднее Просвещение
Сменивший в 1796 г. Екатерину на русском троне император Павел I, хотя и правил не менее самодержавно, освободил из тюрем вольнодумцев Новикова и Радищева. В годы его короткого правления фаворитом императора среди писателей стал Иван Крылов, чьи басни вошли в моду как образец иносказательной речи на политически опасную тему.
Пушкин
В русском языке до конца первой четверти XIX века лексема «культура» в его составе отсутствовала и его синонимом являлось слово просвещение. [15] [16] В произведениях Александра Сергеевича Пушкина мы можем найти несколько толкований этого понятия и, как следствие, разное отношение к нему. С одной стороны он использовал это слово в смысле, сходном с понятием культуры и образованности:
Философия русского Просвещения: основные представители и идеи
Период русского Просвещения длился с середины XVII в. до 1825 г. Это время отмечено активным развитием светской философии. Происходит постепенная секуляризация под воздействием западнорусского влияния. Кроме того, «петровское западничество» создаёт несвойственный национально духовный мир «Российская Европия». Этот период также отмечен просветительской деятельностью Екатерины II, ориентиром которой было французское Просвещение.
Представители российского Просвещения
Среди просветителей были замечены Феофан Прокопович (1681–1736) и Василий Татищев(1686–1750), которые являлись идеологами «Учёной дружины» Петра I. Ф. Прокопович являлся сторонником абсолютизма, веровал в Бога как двигателя Вселенной. В. Татищев обосновывал европеизм и аргументировал миропонимание западничества, осознанно принимал западничество как некую форму философии, которая связана с антропологической интерпретацией просветительской философии. Он полагал, что мера развития наук заключается в их полезности, подразумевая, что Просвещение и самодержавие неразрывно связаны между собой.
Интеграция в европейскую культуру обязало русского человека стать мыслящей личностью, надеяться на собственный разум и доверять ему. В России началось время, когда стали читать произведения Вольтера, Расина, Мольера. Но, несмотря на это, основное философское учение, которое проповедовалось, принадлежало авторству Христиана Вольфа, которого М. Ломоносов возвышал даже выше Аристотеля. Его теолого-христианская позиция подразумевала развитие христианской онтологии, кроме того он совершал попытки совместить её с натурфилософией посредством предустановленной гармонии. Метафизика учёного заключалась в идеи, что сущность имеет основание, отличаются лишь мысли о «вещах вне нас» и «в нас», при условии, что всё, что «вне нас» – это безусловная действительность. Основой русской европеизированной мысли XVIII в. были воззрения Вольфа, его натурфилософия, антропология, этическая и практическая философская идея.
Перемены, которые внёс Пётр I в общественную жизнь, стали ключевым фактором, повлиявшим на формирование новой эпохи русской философии. Философское сознание, наконец, вырвалось из оков религии и идеологии. Это повлияло и на появление университетов, школ и училищ. Молодые люди теперь могут получить образование не только в России, но и за границей. Любовь к мудрости и философская мысль покидают кельи монастырей и оказываются на поверхности нового мира. С этих пор проблемы веры не самое интересное для людей, мир вокруг, природа и её познание вызывают непреодолимое желание к познанию.
Одним из наиболее известных представителей русского Просвещения является Михаил Ломоносов. Его личность – это яркий пример носителя новоевропейского духа, в котором переплелись веяния рационализма и эмпиризма. Неоспоримое достижение его в том, что по его проекту был основан Московский университет в 1755 г. Научная деятельность Михаила Ломоносова состояла из естественнонаучных и философских исследований, что способствовало его работе по объяснению принципов механистической картины мира.
Преодолеть гносеологизм европейских учёных помогли основы научных воззрений именно Ломоносова, основная мысль которых, заключалась в том, что духовность – это целостное единство веры, истины и красоты. Просвещённый патриотизм – характерная особенность мировоззрений учёного и мыслителя, которая не подразумевала противопоставлений России и Европы. Ломоносов отлично понимал, что российская наука находится в зачаточном состоянии, но её, непременно, ждут успехи, при этом не отрицал и того, что западноевропейская является уже развитой. Согласно историческим исследованиям, Ломоносов полагает, что все народы равноценны. «Грамматика» и «Риторика» – труды учёного, в которых он помогает осознать огромное значение общения народов, а также распространения просвещения, науки и культуры. Устремляя все знания к истине, но одновременно верил в гуманитарное, человеческое её значение. Творчество М. Ломоносова – это синтез науки и искусства, в некоторых работах можно даже заметить элементы поэтизации науки.
В своих исследованиях учёным использовал системный подход: синтезировал знания теории и практики. В большинстве своём в работах Ломоносова ставилась цель – отыскать практических выход. Работы по физической химии, географии, экономике, литературоведению и риторики были устремлены именно на это. Огромное значение в этом контексте представляет работа учёного о российской демографической обстановке. Ломоносов считал эту проблему наиболее значимой в социальном плане. Её решение он видел в укреплении светского государства и росте промышленного комплекса.
М. Ломоносов вёл переписку с И. Шуваловым. В одном из таких писем М. Ломоносов рассказал ему, что намерен написать большую работу по экономической политике.
Работы Ломоносова содержали некоторые предпосылки для формирования экономической географии как науки. Наиболее значимыми трудами Ломоносова по географии России середины XVIII в. являются «О слоях земных», «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», «Рассуждение о большей точности морского пути» и некоторые другие. К тому же учёный занимался вопросами физической географии.
В 1759 г. Сенат, по предложению Ломоносова разослал по органам местных властей письма, в которых говорилось о просьбе регулярно присылать в Петербург сведения о народонаселении, ремеслах, строениях, полезных ископаемых и т.п.
Стоит отметить и тот факт, что М. Ломоносов является первым в России социологом-демографом. Это следует из его письма графу И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа». Именно в этом письме учёный говорит о ключевых направлениях относительно государственно-политических начинаниях. Здесь речь идёт о научном просвещении всех сословий, реформах в отрасли сельского хозяйства, промышленной сфере и ремесленничестве. Кроме того учёный видит благоприятными перемены во внутренней и внешней политике, финансовой сфере и даже военном деле.
Позднее российское Просвещение
Позднее российское Просвещение было отмечено работами по человеколюбию и социальному развитию. Основные концепции этих воззрений были представлены Д. Аничковым, С. Десницким, Я. Козельским, Д, Фонвизиным, М. Щербатовым и др.
Д. Аничков занимался развитием гносеологического направления философской антропологии. В рамках этой темы он разрабатывал вопросы соотношения души и тела, не проводя проекции с богословием и его концепциями греха и благодати. Кроме того, отождествлял душу с познавательными способностями человека. Он говорил, что познание – это то же самое, что и установление причин бытия вещей. В качестве движущей силы познания он признаёт страсть, а рефлексия – это проявление душевной жизни, иным словами способность человека понять самого себя и свои желания, и даже более того, внешний мир.
А. Радищев обращается к экзистенциально-эстетическим проблемам человека. Его личность является наиболее значимой среди иных деятелей русского Просвещения. Два ярчайших произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность отражают радикально-демократическую позицию и направленность русской философской мысли. Глядя на Запад, Радищев активно продвигал в России основные положения Французского Просвещения. Учёный и мыслитель говорил о том, что естественный принцип равенства всех людей должен быть поддержан на уровне законной власти. Основные идеи философии А. Радищева:
Радищев синтезирует в своих воззрениях рационализм и материализм, пантеизм и гуманизм. Отечественная антропология пополнилась благодаря Радищеву своеобразной работой. Учёный предложил теорию сродства мира, животных и человека. Кроме того, он говорит о том, что душа бессмертна и после того, как тело умирает, душа становится свободной и продолжает совершенствоваться.
Ключевое понятия в понимании философии, представленной А. Радищевым – правда. В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» автор постоянно его использует в контексте российского законодательства и деятельности властных структур. Правда для него, это нечто из разряда любви к человеку, соболезнование и сопереживание. Правда – это полное противопоставление рабству. Она отождествляется с духом вольности. Неправда – это отражение эгоизма, чёрствости души, жадность, любовь к власти. Согласно воззрениям А. Радищева, гражданское общество и деспотичная система управления в корне определены противопоставлением свободы и рабства, единства людей и их конфликта.
В западноевропейской философии Кант определяет понятие «правда» как нечто рациональное, способствующее формализации нравственно-правовой сферы социальных отношений и юридизации морали.
Русская философская мысль так тесно не связывает правду и рациональную оценку. Тем самым она и отличается от европейской. В русской философии социальным отношениям даётся субъективная оценка. А. Радищев видит своей целью доказательство того, что положение в обществе давно пора менять. Именно поэтому он даёт такое определение правды. С её же помощью критикует российские законы, которые не соответствуют правде, а наоборот, способствуют сохранению рабства. На основе его работ, можно сделать вывод, что для учёного правда имела гораздо большее значение, нежели законы и юридические права. Он жёстко критиковал ложь и обман, никогда не боялся говорить правду даже своему начальству и не поступался в своих убеждениях. Его принципиальность не единожды помогала простым людям, он отстаивал права невинных людей перед руководством. Еще одной положительной чертой характера А. Радищева было полное отсутствие корыстолюбия. Даже несмотря на то, что он занимал высокий пост начальника таможни в Петербурге.
Правда означала для мыслителя бесконечную борьбу за справедливость и свободу, войну против рабства и зла.
Касательно философии русского Просвещения, то линия развития, предложенная ещё в XVII в. сформировала некоторые тенденции, которые повлияли на зарождение профессиональной философии в XVIII в. Главной особенностью такого проявления стало полной отделение философской мысли от богословия и религии.
Оставив просветительские идеи XIX в. философы прибегают к радикализму декабристов и совершают порывы в сторону революционного переворота разночинцев. При этом одни говорят, что необходим военный переворот, а другие, что крестьянские восстания принесут перемены в обществе. Наконец, русская философия четко определяется с собственной проблематикой, в основе которой лежит государственность, революция и славянство. Впервые появляется понимание того, что собственная история остаётся без ответов на главные вопросы.
Пётр Лавров – ключевая фигура российского Просвещения. Он устремил свои исследования в сторону славян и их роли в истории мысли. Русский народ – это представитель славянства и именно эти люди должны заняться переустройством социальной системы посредством сознательной гармонической корпорации. При этом, не учитывая прошлые политико-экономические и семейные традиции.
Победа над Наполеоном всё равно заставила русских задуматься над собственным предназначением через призму прошлого. Следствием этих обстоятельств оказывается появление контрпросвещения, основная идея заключалась в возвышении национальных идеалов. Основоположниками этого направления стали Владимир Одоевский и Дмитрий Веневитинов. Своего апогея это движение достигает в славянофильстве.
Пётр Чадаев стал идейным символом теоретических воззрений славянофилов. Его знакомство с Кювье, Гумбольдтом, Шеллингом играло важную роль в становлении его мировоззрения. «Философические письма» посвящены проблеме реализации воли нации. В этом произведении он не высказывается отрицательно о России, его заботит нежелание самодержавия двигаться в сторону прогресса. П. Чадаев активно критикует идеи Аристотеля и Гегеля, говоря о том, что это всего лишь готовая философия, а стремиться нужно к трудным размышлениям посредством христианской логики понятий. Согласно его воззрениям, нужно заняться синтезом духовного и материального, рациональности и свободы, при этом нельзя жертвовать ни единым фактором в сторону другого.
Славянофильство
К. и И. Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков самобытные философы-славянофилы. Сами себя они называли «московские мыслители», порывались высказываться об общечеловеческих правах, не взирая на мнения мыслителей Западной Европы.
Россия столь же самобытна, как и Запад, и этот факт не должен служить ни изоляции, ни обособлению ее от других цивилизованных стран.
Хомяков обосновал это положение принципом соборности, целостности духа, который превращается в охватывающий всё вокруг организм «свободного единодушия». Западники, в числе которых были Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв подверглись острой критике славянофилов из-за своего мнения о том, что Россия отстаёт от Западной Европы по всем фронтам. Прогрессивные страны Европы выступают для западников идеалом, к которому должна быть устремлена славянская цивилизация. Представители западников были уверены, что отсталость России заключается в том, что в стране господствует православие, крепостное право и монархизм.
Идолом философской мысли западники считают Гегеля, при этом совершенно точно они отдают предпочтение материализму, индивидуализму и безбожию. Логично говорить о том, что западники совершенно справедливо критично относились к негативной стороне российской действительности, яро выступая за прогресс и демократические перемены. При этом они не видели откровенных достоинств русской культуры и не осознавали на Западе индивидуализма и материализма, который был не характерен, в первую очередь, русскому менталитету.
Однако стоит заметить, что диспуты западников и славянофилов были отражением проблемных сторон российской действительности, подчёркивали недостатки российской культуры, науки и общества. И тех, и другие выдвинули свои идеи по их разрешению. Славянофилы говорили о преодолении пиетета перед западной наукой, обращая своё внимание на аксиологические основы научного познания, т.к. без них не представлялось возможным адекватно понять историю и культуры страны. Кроме того, славянофилы предложили весьма логичное разрешение проблем формирование гуманитарных наук. Вместе с тем, западники опирались на универсальность научного познания. Чичерин предлагал заполнять пробелы русской науки посредством познания достижений других народов и приобщения к мировой науке.
Философия славянофилов получила своё развитие во второй половине XIX в. в новой философии «неославянофильство». Её основоположниками считаются Н. Данилевский, К. Леонтьев и Н. Страхов. Объединило этих философов проблема судеб и перспектив развития России в современном мире. Кроме того, подходя к исследованию, они использовали один методологический подход. Все они стремились понять особенности культурно-исторического развития и самобытность данной цивилизации. Они использовали синтетический подход к философии, посредством которого объединялась наука, искусство и религия.
Николай Данилевский своей книгой «Россия и Европа» посодействовал расширению горизонтов славянофильства. Его идеи серьёзно повлияли на его современника Леонтьева, который вместо философии славянофилов предлагает своё воззрение – «русский византизм». Особенность его идей в том, что православие он представляет как «страх Божий». Благодаря Европе мы получили любовь без страха и упрёка, она опосредована верой в «земного человека», что и стало причиной кризисных явлений европейской культуры. Демократический лжепрогресс не подразумевает и намёка на христианство. Земной человек не имеет способности быть основой познания, религии, права или государства. Эта идея связывает Леонтьева с философскими воззрениями Ницше и Хайдеггера. Леонтьев называет опорой существования – Бога, Ницше – сверхчеловека, Хайдеггер – судьба бытия. Леонтьев предрекает обрушение западной цивилизации ввиду того, что она продолжает укрепление и развитие материального и морального благополучия человека и общества. Говорит о том, что Россия не должна идти тем же самым путём. Леонтьев вместе с тем считает, что восхваление славян излишне, необходимо понимание их не похожего положения по отношению к западному.
Русский радикализм и приход к идеям социализма
Атмосфера, царившая в российском государстве, способствовала формированию и развитию не только славянофильства, но и русского радикализма. Цель этого направления заключалась в стремлении преобразовать Россию в общины поземельной собственности. Такие идеи преследовали абсолютно все: декабристы, разночинцы, народники. Среди них такие имена Пестель, Фонвизин, Герцен, Чернышевский, Бакунин, Ткачёв. Русский радикализм сменяется в конце XIX в. пролетарским или научным социализмом Плеханова и Ленина. Однако и здесь движения разделились на тех, кто желал построить конституционную монархию, и тех, кто видел будущее России в республиканской демократии. Революционные демократы активно продвигали идеи национального духа. А. Герцен даже попытался усмотреть в крестьянской поземельной общине прообраз социализма и дать ему философское толкование. Социализм он видел как моральную альтернативу справедливости и человеколюбия насилию и рабству.