О чем узник пушкина

Пушкин: Узник

Александр Пушкин: Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

Анализ стиха Пушкина «Узник»

Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».

Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.

В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки. Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать. Таков смысл стихотворения «Узник».

Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».

Источник

Полный анализ стихотворения «Узник» (А.С. Пушкин)

О чем узник пушкина. Смотреть фото О чем узник пушкина. Смотреть картинку О чем узник пушкина. Картинка про О чем узник пушкина. Фото О чем узник пушкина

Строки стихотворения «Узник», которые написал Пушкин А.С., давно стали хрестоматийными, поэтому полный анализ данного стихотворения от команды Литеровед будет полезным каждому ученику.

История создания

Стихотворение «Узник» имеет достаточно интересную историю создания. Александр Сергеевич на тот момент находился в южной ссылке, где занимал должность секретаря. Поскольку он был лишен самого для него дорогого – это дружбы и общения с товарищами, настроение его было очень подавленным. Мысли его так же терзали не самые радужные и веселые. Это легко понять, окунувшись в прочтение его творчества того периода жизни.

Повлияла на написание этого произведения увиденная им картина. Он увидел, как ручным орлам подрезают крылья, чтобы те не имели возможности улететь. Вольная и свободная птица была обречена на заточение.

Эти эмоции очень сильно запали в душу поэта и не давали ему покоя.

Именно их он и постарался выразить в 1822 году при написании стихотворения «Узник».

Жанр стихотворения, размер

Как и большое количество стихотворений данного творца – это лирика, поскольку передает чувства и эмоции автора. В лирическом герое можно узнать самого поэта, который испытывает подобные чувства.

Направление автор выбрал романтическое. В нем поднимается тема свободы, которую так сильно ценит Александр Сергеевич. Герой произведения мечтает о свободе. Эти мечты автор детализирует за счет описания его внутренних переживаний и порывов.

Размер же для написания поэт выбирает не свойственный ему – строки написаны трехсложной стопой, амфибрахием, располагая ударный слог между двумя безударными.

Композиция

Произведение состоит из трех четверостиший.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

В первой части мы видим то, как автор сравнивает себя с орлом. Вольная птица, выросшая в неволе, вызывает грусть. Так же и литературный герой, который находится в сырой темнице. Пушкин проводит параллель межу ними.

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Во второй части продолжается сравнение лирического героя с вольной птицей, которая будто так же мечтает о свободе, как и узник. Герою начинает казаться, что не один он мечтает о заветной свободе. Но и орел полностью разделяет его взгляды и желания их схожи. Их обоих не устраивает нынешнее положение дел, они не согласны проводить свои дни в заточении.

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

В заключительном четверостишье автор словами орла передает нам свои желания. Именно здесь мы видим, что бунтующий голос внутри героя не угас. Он не смирился со своей участью, а жажда свободы его ослепляет. Используя то, как он всегда восхищался величием природы, автор передает нам то, как он видит свободный и прекрасный мир.

Образы

В образе лирического героя нам представлен своего рода бунтарь, который мечтает о свободе. Вольному человеку не место в темнице. Душа его разрывается на части от вынужденного заточения. Рисуя пейзаж – автор показывает, насколько важна для него свобода. Приписывая свои мысли орлу, ему кажется, что он не одинок в своих желаниях.

Второй же образ орла – очень хорошо подчеркивает всю глубину чувств и переживаний лирического героя. Именно орел – символ воли и свободы, в данном произведении становится заложником ситуации. Это еще больше показывает настроение стихотворения, и ещё лучше передает чувства автора.

Темы произведения

Главная тема – это тема, конечно же, свободы. Неоднократно Александр Сергеевич поднимает данную тему в своих произведениях. Здесь он передает все чувства через двух героев – орла и узника. Они оба находятся в заточении, и бредят свободой. В своих мыслях лирический герой рисует идеальный мир, в котором нет никаких рамок и препятствий.

Так же поднимается философская тема о свободе моральной и физической. В образе орла мы видим, что он вырос в неволе и быть в заточении для него уже дело привычки. Физически он свободен, но он продолжает находиться здесь.

С лирическим героем ситуация же полностью противоположная – он привык быть свободным человеком, но сейчас вынужден находиться в темнице. Тут показано физическое заключение, а не моральное. Потому что узник до сих пор мечтает о свободном образе жизни. Стены давят и угнетают его.

И последняя тема, которую поднимает поэт в произведении – это тема одиночества. Она является очень острой для автора, потому что на данном этапе жизни он так же очень одинок и находится вдали от родных ему людей. Это видно по чертам, которыми автор наделяет своего героя. Единственной родной душой узника является орел, который так же разделяет его мысли и мечты.

Основная идея произведения

Проведя анализ стихотворения, можно сказать, что основной мыслью стихотворения автор пытался показать наши собственные рамки и ограничения, которые мы строим сами себе. На момент написания данного произведения он так же находился в ссылке и ощущал себя узником. Рядом с ним не было никого – ни его родных, ни друзей. Его очень тяготило это, поэтому вся лирика, написанная в тот момент, передает нам его состояние.

Автор доносит до нас то, что не нужно самому себя ограничивать. Пусть в своих мечтах, но нужно продолжать оставаться вольным свободным человеком. Ведь кто может запретить нам мечтать? Правильно! Никто. Поэтому нужно всегда помнить то, что любые неурядицы временны, стоит немного потерпеть и наступит такая заветная и долгожданная свобода!

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Полный текст стихотворения «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.

Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.

Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.

Композиция

«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.

Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.

Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.

Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.

Размер

Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.

Образы и тропы

Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.

Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая

Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.

Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».

«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.

Краткий анализ стихотворения узник для 6 класса

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Стихотворение «Узник» — анализ

Вариант 1

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820–1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление.

Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей. Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить.

Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города.

Такой шаг вызван нежеланием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

Вариант 2

В 1820 году по приказу губернатора Петербурга за ряд обличительных эпиграмм Пушкин был выслан из столицы и отправлен в Кишинёв.

Будучи очень свободолюбивым, Пушкин, которого ограничили в возможностях передвижения и направили на службу в канцелярию, воспринял такое решение унизительным и оскорбительным. Он понимал, что заслуживал ссылку в Сибирь, а такое положение дел обеспечили лишь ходатайства его многочисленных друзей, но все равно воспринимал жизнь в Кишинёве как невыносимую ссылку. Именно этим годам жизни поэт и посвятил свое стихотворение «Узник».

Буквально с первых строк автор создает грустную картину бытия, сравнивая город, в котором он оказался с сырой темницей. Он не был закрепощен работой, так как относился к ней без особого старания. А вот невозможность посещения Петербурга и Москвы тяготила поэта. Поэтому и жаркий южный город стал для поэта синонимом тюремной камеры.

Для того, чтобы показать безвыходность своего положения, поэт сравнивает себя с орлом, выросшим в неволи. Пушкин знает, что был рожден

свободным человеком, и никто не имеет права указывать, где и каким образом ему жить. Однако царский режим пытается навязать свои правила всем людям в России вне зависимости от социальной принадлежности. Это понимание мучает поэта и заставляет искать выход из положения.

Действительно в стихотворении поэт намекает на то, что готов отправиться в морские края. Вскоре поэт и в правду подает прошение на имя градоначальника Одессы о переводе его на работу в канцелярию этого города. Такое действие не вызвано желанием убежать из провинциального Кишинева, а попыткой хоть как-то изменить свою судьбу и пойти против власти, нарушив их приказ. Этот перевод не изменил судьбы поэта, ведь он по-прежнему был в ссылке, но Пушкин самоутвердился и доказать прежде всего себе самому, что лишь он сам вправе распоряжаться своей жизнью.

Именно в Одессе поэт впервые сформулировал, что значит быть поэтом. Главным условием для этого он считает духовную свобода, поэтому получив хотя бы глоток свежего воздуха, Пушкин смог создать множество поистине талантливых произведений, чарующих сердца и по сей день.

Вариант 3

Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие именно жизненные обстоятельства были причиной его написания.

В мае 1820 года Пушкин был вынужден уехать из столицы. Как и многие другие авторы в это время он писал много вольнодумных произведений, и дабы не иметь проблем с царским режимом отправился в гости к генералу Раевскому.

Его ссылка проходила в Крыму на фоне живописной природы, лазурного моря в компании семьи, которая ценила его талант. Однако пришло время отравляться на место службы в Кишинев. Природа здесь была разительно другая — выжженная солнцем бесплодная степь. Однообразная служба, скучная жизнь и зависимость от начальства привели Пушкина в унылое настроение, тогда и был создан стих «Узник».

Произведение небольшое, всего 12 строк, оно создано в лирическом стиле и впоследствии стало песней.

Во всем стихотворении чувствуется призыв к свободе. Стих поделен на 3 части. Сначала автор рисует свое неприглядное существование, даже жизнью это не зазовешь, в сырой темнице.

Затем стих набирает обороты, Пушкин сравнивает своего героя с орлом, выращенным в неволе — свободным духом, но физически скованным. И наибольшей кульминации достигает стихотворение в конце в призыве к свободе. А на последних словах достигает наивысшей ноты и повисает: «лишь ветер… да я!»

Для лирического героя свобода представляется чем-то прекрасным и светлым. Разным настроением проникнуто произведение, сначала безнадежность и пустота сменяется порывом чувств и надеждой.

Свобода — это естественное состояние любого живого существа, потому всякая неволя так противоречит естеству.

Удивительно, но в самом стихе Пушкин ни разу не употребил слово «свобода», хотя так ее вожделел.

Произведение поэта написано просто, но в этой простоте гениальность. Олицетворение «гуляет ветер» великолепно передает невесомое ощущение воли, словосочетание «темница сырая» как ничто другое изображает физическую скованность свободолюбивой натуры.

Стих «Узник» производит незабываемое впечатление, оно просто и торжественно, и трагично.

Вариант 4

Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.

Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.

Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.

Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда». которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.

Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы. орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой». но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.

Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

Одноименное стихотворение “Узник” Лермонтова многие считают продолжением пушкинской тематики.

Источник

История создания стихотворения Пушкина «Узник»

Пушкинский «Узник» — это хрестоматийное стихотворение, которое мы все знаем ещё со школьного возраста. Произведение отражает одну из ключевых тем лирики поэта. Оно посвящено свободе человека. Данный текст гораздо более интересный и многогранный, чем читатели привыкли его воспринимать. Попробуем разобраться со всеми значимыми художественными аспектами, которые помогут нам лучше понять философский смысл «Узника». Многомудрый Литрекон представляет своим читателям полный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина по плану.

История создания

Анализируемое нами произведение «Узник» написано в период, когда поэт находился в южной ссылке. Антикрепостнические настроения, которыми были пронизаны ранние тексты Пушкина, привлекли внимание царя. Творец должен был продолжить выполнять свои рабочие обязанности, но уже в другом месте, вдали от столицы.

На тот момент поэт пребывал в звании коллежского секретаря. Однообразная деятельность не привлекала Александра Сергеевича Пушкина. Он был лишён возможности находиться со своими друзьями и родственниками. Поэтому он был подавлен и уязвлен.

Незадолго до написания своего знаменитого «Узника» творец стал свидетелем очень трагичной картины. Она нашла своё полное отражение в тексте стихотворения. Во дворе кишиневского острога поэт увидел ручных орлов, которым специально подрезали крылья. Вольные и гордые птицы не имели возможности улететь, они превратились в заточённых узников.

Все эмоции, переживания, тяжёлые ощущения из-за своей вынужденной несвободы Пушкин отразил на бумаге. Так, в 1822 году и возникли известные всем нам строчки «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Краткий анализ стихотворения узник для 6 класса

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Жанр, направление, размер

Жанр пушкинского «Узника» — лирическое стихотворение. Внимание читателей полностью сосредоточено на мыслях, чувствах и переживаниях героя. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Данный жанр редко подразумевает детальное описание значимых событий, он больше похож на абстрактную зарисовку, сделанную под воздействием определённого эмоционального состояния.

Стихотворение «Узник» Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к романтическому направлению. Произведение затрагивает темы духовной и физической свободы. В тексте возникает романтическое двоемирие. Лирический субъект хочет стать вольным человеком. Читатели видят бунт против сдавливающих рамок привычной действительности, что является одной из характерных черт озвученного выше направления. Кроме того, творец уделяет особое внимание внутреннему миру героя, его переживаниям, душевному порыву.

Стихотворение «Узник» написано амфибрахием, трехсложной стопой, в которой ударный слог находится между двумя безударными. Данный размер не очень часто использовался Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт отдавал предпочтение лёгкому двусложному ямбу.

Жанр, размер, направление

Это лирическое стихотворение, в котором раскрываются внутренние переживания героя. Для передачи настроения писатель использует амфибрахий, трехсложный размер с ударением на втором слоге. «Узника» можно с уверенностью отнести к романтической поэзии. Герой — романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру.

Стихотворение состоит из трех катренов. В первой строфе дается описание ситуации. Во втором четверостишии увеличивается количество глаголов, что создает сюжетную динамику. А в конце описан идеал существования для лирического героя.

Композиция

Произведение «Узник» состоит из трёх катренов. Повествование в стихотворении линейное.

Идеальный мир, в который хочет сбежать персонаж, является отображением его представлений о первозданной свободе. Бескрайним морем невозможно управлять, стихия сама решает, как ей поступать. Вольный ветер нельзя подчинить. Белые горы возвышаются над всем окружающим пейзажем, они прекрасны в своей молчаливой неподвижности.

Краткое содержание стихотворения

О чем узник пушкина. Смотреть фото О чем узник пушкина. Смотреть картинку О чем узник пушкина. Картинка про О чем узник пушкина. Фото О чем узник пушкина

Узник сидел в темнице за решеткой и наблюдал из небольшого окошка за орлом. Он также был невольником, плененным людьми, вынужденным есть кровавую пищу. Герой сравнивает себя с птицей, вскормленной в заточении. Орел становится невольно товарищем узника, который подумывает о побеге.

Отождествляя себя с диким орлом, он понимает, что тому нужна свобода полета. Главному персонажу кажется, что пернатое одобрило такое решение. Вольная птица также хотела воспарить в небесные просторы, сбежать из клетки. Герой рассказывает, как понимает мысли, посылаемые орлиным взглядом. Будто человеческим голосом он призывал товарища вырваться из темницы. Тогда они вместе могли бы освободиться, отправиться за тучу к горам, морским просторам, безудержному ветру.

Образы

Подробнее разберём образный ряд стихотворения «Узник». Лирический герой — человек бунтующего, вольного характера. Ему безумно тяжело даётся заточение. Герой привык к свободе, поэтому хочет сбежать из сырой темницы. Он представляет в своей голове идеальный первозданный пейзаж. Мир, к которому стремиться персонаж, красив и обширен, в нём нет рамок и ограничений. Несомненно, лирический субъект — романтический герой. Ему хочется верить, что он не один страдает от сложившейся ситуации. Персонаж наблюдает за орлом и видит в нём товарища по несчастью. Слова, которые как нам кажется, «вымолвить хочет» гордая птица, на самом деле являются мыслями самого узника.

Образ орла тоже очень важен для понимания авторского замысла, ведь он помогает лучше понять чувства и переживания лирического субъекта. Существо, которое обычно символизирует силу и свободную стихию полёта, становится заложником людей. Птица вскормлена в неволе, поэтому она не может покинуть место, ставшее ей домом. Орёл одновременно похож на лирического героя стихотворения «Узник» и сильно от него отличается. С одной стороны, и человек, и его «грустный товарищ» становятся заложниками не по своей воле. Им обоим тяжело даётся отсутствие свободы. С другой же точки зрения, птица предоставлена самой себе, у неё есть возможность улететь, лирический субъект же — узник, находящийся за решеткой.

История создания стихотворения Пушкина Узник. Краткий анализ стихотворение

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» было написано поэтом в 1822 году.

История создания стихотворения такова. В 1817 году поэт был сослан на юг страны. Царю не нравилось, что Пушкин пишет слишком смелые стихи, обличающие царя и его деятельность. Поэт едет в Екатеринослав, в Крым, Кишенев. Он угнетен тем, что находится далеко от своих друзей, среди незнакомцев в чужом городе, где одолевает скука.

Кроме этого, за время ссылки он познакомился с декабристами, с жизнью и бытом донского казачества. И декабристы, и казаки проникнуты идеями свободы, они чтят её, дорожат ей. Эта идея и перемены в жизни самого поэта оказали на него сильное влияние. Поэтому Пушкин и создает стихотворение «Узник», наполненное чувством отчаяния.

Основная тема стихотворения ‒ любовь к свободе и борьба за неё. Лирический герой ‒ собирательный образ всех борцов за свободу, которым является отчасти и сам поэт. Лирический герой наблюдает за орлом, который всегда свободен, и рассуждает о свободе человека. Он приходит к идее о том, что человека как борца за свободу ничего не сможет остановить.

Орел так же, как и лирический герой, неудержим в стремлении к свободе. Сколько раз Пушкина наказывали за его слишком вольные стихи, но он всё равно писал и пишет их.

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» ‒ говорит герой, призывая своих соратников не молчать и бороться за справедливость и правду.

Стихотворение относится к лирическому жанру, поскольку повествование обращено к внутренним переживаниям лирического героя. Также в тексте присутствуют характерные для романтизма пейзажи: «за тучей белеет гора», «синеют морские края».

Композиционно стихотворение делится на три части:

Стихотворение написано амфибрахием. Рифмовка парная ‒ aabb.

Сюжет стихотворения построен на антитезе ‒ автор противопоставляет темницу простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленника вольному орлу («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). С помощью антитезы автор осуществляет сравнение тяжкого, и тоскливого заточения и прекрасной, радостной воли.

Автор использует и олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

Особого эффекта достигает поэт с помощью использования глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. С помощью этого приема ощущается динамика, движение. Текст стихотворения воспринимается как порыв души, быстрый, резкий, который вызван душевными переживаниями героя.

Символика

Все символы в произведении «Узник», так или иначе, раскрывают конфликт свободы и несвободы. Орёл, который обычно олицетворяет вольную жизнь, в тексте Пушкина предстаёт заложником людей. Он не может улететь, ведь его вскормили в неволе. Образ этого существа приобретает необычную трактовку. Молодая птица в стихотворении — символ моральной несвободы, придуманных рамок и границ, которых на самом деле не существует.

Описанный в третьем катрене пейзаж, наоборот, олицетворяет первозданную и вольную стихию. Лирического героя привлекают именно горы, море и ветер, потому что они всеобъемлющие, бескрайние. В идеальном мире нет никого, кроме одного человека, предоставленного самому себе.

Разберемся с тематикой произведения «Узник». Ниже представлены основные темы, которые появляются в анализируемом нами произведении.

Проблемы

Стоит уделить особое внимание и проблематике «Узника». Вы можете ознакомиться с основными проблемами, затронутыми автором в стихотворении.

Основная идея

Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.

В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки. Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать. Таков смысл стихотворения «Узник».

Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».

История написания

Александр Сергеевич Пушкин написал «Узника» в 1822 году. Многие исследователи предполагают, что предпосылкой для написания стало посещение писателем Кишиневского острога. Тогда местный заключенный мужчина рассказал поэту историю о том, как подготавливается к побегу.

Пушкин часто беседовал с заточенными декабристами. Исследователи придерживаются мнения, что мировоззрение арестантов могло повлиять на мироощущения автора. Там же, в темничных стенах, поэт видел прикованных молодых орлов. Их лапы тесно сдавливали цепи. Крылья птиц были обрезаны.

Другие же эксперты придерживаются мнения, что история создания стихотворения напрямую связана с ощущениями автора. В Кишиневе (тогдашней Бессарабии), пребывая там в должности коллежского секретаря, он чувствовал себя как под арестом. В некоторой мере так и было, ведь за писателем был постоянный присмотр. Зарешеченные окна дома не давали спокойно дышать. На городских улицах было безлюдно, да и развлечений там не было. Зато именно там находился один из крупнейших острогов того времени.

Вероятнее всего, свои впечатления от посещения места заточения и собственные ощущения в период пребывания в Кишиневе, где было написано стихотворение «Узник», повлияли на сюжет, используемые средства выразительности.

Средства речевой выразительности

Тексты Александра Сергеевича Пушкина всегда изобилуют многочисленными тропами, которые делают произведения более художественными, красивыми. Средства речевой выразительности помогают поэту акцентировать внимание читателей на определённых образах и деталях. Посмотрим, какие оттенки звучания придают стихотворению «Узник» использованные автором приёмы.

Все перечисленные выше тропы помогают Александру Сергеевичу Пушкину раскрыть основной замысел произведения «Узник», придать повествованию художественную окраску и более детально раскрыть основные темы и проблемы текста.

Автор: Диана Кузнецова

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Гимном свободе признано известное стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Написанное в молодости произведение навеяно тоскливым настроением во время ссылки в Кишинев, где автор с его буйным нравом часто попадал под домашний арест.

Также одним из разнообразий скучных будней для молодого Пушкина стало посещение тюрьмы и общение с арестантами, наблюдение за их переживаниями. Во дворе кишиневской темницы поэт увидел и двух прикованных орлов, что дало толчок к написанию стихотворения, где красной нитью проходит этот свободолюбивый образ.

Основная тема стиха — свобода человеческой мысли, которую не могут сковать никакие узы и преграды. Примечательно, что само слово «свобода» автор не употребляет. Но настолько насыщает строки ассоциациями, что тема ясна и понятна любому читателю.

Композиция

«Узник» состоит из трех строф. Постепенно автор из мрачной тоскливой угнетенности первой строфы переводит читателя через надежду на освобождение к радости свободы в конце стихотворения.

Первая строфа построена на противопоставлении запертого в сырой темнице узника и молодого орла за решеткой на воле. Лирический герой видит в птице воплощение себя, своих свободолюбивых мыслей. Некоторые критики из-за образа, клюющего «кровавую пищу» орла видели в этом произведении Пушкина посвящение декабристам, с которыми был знаком и общался молодой поэт.

Вторая строфа сводит вместе героя и вольную птицу, которая заглядывает в окно и призывает с собой улететь. И третья строфа описывает радость вольной жизни, поэтому наполнена светлым настроением, жизнеутверждающим.

Описание двух параллельных образов и настроений говорит о романтическом характере лирики.

Размер

Написано стихотворение амфибрахием, рифмы — парные. В итоге при прочтении создается впечатление ровного размеренного ритма, похожего на метроном. Это придает лирике торжественный, мрачный тон, который, однако, совсем не снижает высокого настроения надежды последних строк.

Образы и тропы

Стихотворение насыщенно романтическими образами. Этому стилю присущ уход в параллельную реальность от действительности. И в стихотворении «Узник» ясно видна параллель и сравнение между лирическим героем и молодым орлом.

Южный Кишинев у поэта ассоциировался с тюрьмой и «решеткой» из-за невозможности выехать в привычные Петербург и Москву. Бессильная злоба бунтаря Пушкина видна в первой строфе стихотворения и выражается эпитетами: темница сырая, пища кровавая

Через олицетворения автор продолжает описывать угрюмую участь узника: взглядом зовет, ветер гуляет, хочет вымолвить.

Третья строфа начинается с утвердительного восклицания: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!», и динамика усиливается. Дух свободы чувствуется в каждой строке. Автор нагнетает радостное ликование при помощи анафоры. Образ свободы не указывается прямо, а передается через ассоциации со словами: гора, морские края, ветер. За эту вольнолюбивую тематику стихотворение принято еще называть «гимном поэзии».

«Узник» — одна из первых попыток поэта осмыслить свое предназначение и осознать свое творческое призвание. Именно в Кишиневе А.С. Пушкин определил для себя главную составляющую плодотворного творчества — свобода от условностей и ограничений. Только в безграничном полете фантазии и творчества поэт может искренне служить музе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *