Неверно что к основным андрагогическим принципам обучения можно отнести принцип
Андрагогические принципы обучения
1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.
2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.
4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.
5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
6. Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).
7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.
10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
Главное отличие принципов обучения взрослых от педагогической модели заключается в том, что они определяют деятельность организации процесса обучения, в то время как педагогические принципы в основном и главным образом регламентируют деятельность обучающего.
Таким образом, андрагогические принципы обучения, как и андрагогическая модель обучения, коренным образом отличаются от педагогических принципов и модели обучения. В то же время педагогические принципы преподавания во многом могут быть отнесены и к деятельности обучающих в сфере образования взрослых.
Однако в реальной практике обучения невозможно встретить ситуацию, в которой бы андрагогическая модель обучения и ее принципы были бы применимы целиком и полностью, в полном объеме. Рассмотренную выше андрагогическую модель обучения нельзя рассматривать как окончательную, пригодную на все случаи жизни, с одной стороны, и как панацею от всех бед, с другой.
Ее необходимо применять в соответствующих условиях и при обучении определенных групп обучающихся.Задача состоит не в том, чтобы отменить или заменить педагогическую модель обучения, а в том, чтобы, по мере взросления человека, развития его личности, накопления жизненного опыта, все шире применять в его обучении андрагогические принципы.
Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых
Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей.
На это и направлена современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.
В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.
Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.
Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.
В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.
В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:
Вместо лекционных, андрагогика предусматривает преимущественно практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.
Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.
Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.
Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики:
1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка — составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.
2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего (аналитика, когнитолога), групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся внутрифирменными производственными связями).
3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе — написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.
4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.
5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.
6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.
8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности предприятия. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.
9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.
10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.
11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.
Для максимально эффективного достижения целей андрагогики необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет.
Первая категория делится на две группы — имеющие и не имеющие профессионального образования. Соответственно первым необходимо дать это образование с тем, чтобы они включились в профессиональную деятельность, организовав производственные учебные классы. Вторым следует создать условия для повышения профессионального уровня.
Вторая категория имеет профессиональное образование и опыт работы, для нее актуально профессиональное развитие, реализация потенциала.
Третья категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.
Для каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным категориям, установив, например, отношения наставничества.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Презентация на тему «Андрагогические принципы обучения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Андрагогические принципы обучения
Приоритет самостоятельного обучения Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.
Принцип совместной деятельности Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
Принцип опоры на опыт обучающегося Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.
Индивидуализация обучения В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.
Системность обучения Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого) В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).
Принцип актуализации результатов обучения Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
Принцип элективности обучения Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
Принцип развития образовательных потребностей Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.
Принцип осознанности обучения Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
Вывод Главное отличие принципов обучения взрослых от педагогической модели заключается в том, что они определяют деятельность организации процесса обучения, в то время как педагогические принципы в основном и главным образом регламентируют деятельность обучающего.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1151596
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Портал педагога
Автор: Якимова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Андрагогический подход в организации образовательного процесса в системе профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ
г. Дзержинск, ГБПОУ „Дзержинский педагогический колледж“
технической и культурной жизни. В условиях перемен в обществе все большее
Базовое образование, полученное в рамках традиционных систем образования в
начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека
выполнения профессиональных обязанностей. В обществе растет осознание
значения образования взрослых.
Для современного мира характерно быстрое увеличение информации. В
неактуальными сегодня. Взрослый человек оказывается в ситуации, требующей
осознанного постоянного образовательного движения.
Наиболее обостренно выступила сейчас необходимость компетентности и
рыночные отношения. В таких условиях только тот работник преуспеет и будет
применять знания в практической деятельности.
В конце XX века образование взрослых во всем мире стало играть
ведущую роль в образовательной сфере как по охвату обучающихся, так и по
Сущность, концепции и принципы в Андрагогике — Принципы организации учебного процесса в андрагогике
Вся история становления и развития человеческого обучения как самостоятельной сферы деятельности свидетельствует о том, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Обучение взрослых должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и других особенностей.
На это и направлена современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый человек, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека на протяжении всей его жизни.
В широком смысле андрагогику следует понимать как науку о самореализации личности человека на протяжении всей его жизни. Как известно, некоторые люди реализуются в молодом возрасте, но многие раскрывают себя постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей жизни. Андрагогика способствует этому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.
Андрагогика реализует древнейшую формулу образования: non scholae, sed vitae discimus — мы учимся не для школы, а для жизни.
Термин «андрагогика» был впервые введен в 1833 году А. Каппом, немецким историком эпохи Просвещения. В 19 веке Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к обучению очень медленно снижается в возрасте от 22 до 45 лет, причем для низкого интеллекта она снижается не быстрее, чем для высокого.
В 1970 году М.С. Ноулз опубликовал фундаментальную работу по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В ней он сформулировал основные положения андрагогики:
взрослый ученик — ученику (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
он/она, будучи состоявшейся личностью, ставит конкретные цели обучения, стремится к независимости, самореализации и самоуправлению;
взрослый имеет профессиональный и жизненный опыт, знания, навыки, которые можно использовать в процессе обучения;
взрослый стремится к максимально быстрому применению полученных в процессе обучения знаний и навыков;
процесс обучения во многом определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
процесс обучения организуется как совместная деятельность обучающего и обучаемого на всех его этапах.
Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функция тренера в этом случае заключается в том, чтобы помочь обучаемому выявить, систематизировать, оформить личный опыт обучаемого, скорректировать и пополнить его знания. В этом случае происходит смена приоритета методов обучения.
Вместо лекций андрагогика предусматривает преимущественно практические занятия, часто экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных проблем и задач. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первый план выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал из нескольких смежных областей знаний (междисциплинарные дисциплины), например, управление проектами.
В качестве негативного явления следует отметить, что восприятие, запоминание и мыслительные процессы взрослого человека не столь продуктивны, как у ребенка или подростка. В связи с этим методология, методы и способы обучения, например, использование мнемонических методов запоминания, имеют первостепенное значение.
Сущность, концепции и принципы в Андрагогике — Принципы организации учебного процесса в андрагогике
Принципы организации учебного процесса в андрагогике
Современная андрагогика выделяет 10 основных принципов (положений) планирования и проведения уроков.
Принцип 1. Высокий приоритет самообучения.
При составлении программы для взрослых андрагоги готовят не просто список литературы, а настоящую исследовательскую базу: полную теоретико-аналитическую основу и инструментарий. Все это позволит учащимся самостоятельно (или в группе) проводить эксперименты, выдвигать, подтверждать или опровергать установленные гипотезы, а также получать в ходе работы некоторые измеримые результаты.
Принцип 2 Обучение — это групповая работа
Как мы уже писали выше, учебные группы для взрослых формируются с учетом индивидуальных целей обучающихся. На основе индивидуальных (частных) целей андрагог формулирует общую, групповую цель. Таким образом, взрослые обучающиеся оттачивают свои навыки совместной работы на практических занятиях лицом к лицу.
Принцип 3: Опыт стажера — источник новых знаний.
Общим местом всех курсов со взрослыми является обмен опытом, или, говоря сухим андрагогическим языком, взаимная передача информации и получение на ее основе новых знаний. При этом студент и андрагог имеют равный статус, то есть опыт каждого участника учебного процесса может рассматриваться как легитимный источник производства знаний, в отличие от дидактических занятий, на которых преподаватель сообщает аудитории подготовленный набор фактов, смыслов, точек зрения.
Принцип 4. Знания и опыт устаревают.
С возрастом люди многое забывают и все больше полагаются на личный и профессиональный опыт. Но опыт устаревает так же, как и знания, и может оказаться неактуальным, например, для новых условий рынка труда. Но для андрагога любой опыт стажера ценен, будь то профессиональный или социальный. Например, разбирая примеры студентов, преподаватель может объяснить ошибки и альтернативные решения определенных проблем на их примере.
Принцип 5: Индивидуальный подход к каждому студенту
При наборе взрослой группы андрагог проводит тесты, анкеты, интервью, чтобы определить уровень знаний каждого будущего ученика, а также психологические (иногда физические) характеристики.
Принцип 6. избирательность образования
Выбор профессии (курса) — это осознанное решение. Следовательно, в круг задач адрагога не входит дополнительная стимуляция обучающихся. Тем не менее, в некоторых программах для взрослых существуют формальные ритуалы, пришедшие из системы высшего образования (тесты, экзамены, защита проектов), но студенты вольны отказаться и остановиться на том уровне, на котором они хотят.
Принцип 7. Самомотивация обучающегося
Обучающийся сам определяет цели, форму, методы, средства и условия образования,
Принцип 8. Результаты обучения применимы на практике
Обучающийся должен понимать в начале курса, что результаты его обучения — это не набор теоретических знаний, концепций, формул и определений, а прикладные знания и навыки, которые можно применить на практике.
Принцип 9: Обучение наиболее эффективно, когда оно носит постоянный характер.
Человек должен развиваться на протяжении всей своей жизни. Andragogues организует свои программы таким образом, что человек, закончивший занятия, сможет углубленно продолжить обучение, в котором он заинтересован.
Принцип 10. Развитие личности
Особенности обучения взрослых
Недавний разговор об андрагогике в подкасте «Все сложно» начался с того, что ведущий спросил: «Андра — что?». И это правда, удивительно — мы все слышали о педагогике и имеем представление о том, что это такое, но мы совершенно ничего не слышали об области андрагогики, сам этот термин многим неизвестен. Хотя эти науки и подходы к развитию личности возникли в одно и то же время. Почему это так?
Традиционно акцент всегда делался на развитии и приобретении навыков в детском и подростковом возрасте, то есть на педагогике. Профессиональное обучение, приобретение непосредственных навыков происходило либо в мастерских и цехах для рабочих, либо в университетах для точных и гуманитарных специальностей, доступ к которым до середины 20 века имели лишь избранные группы людей. Профессию обычно осваивали в юном возрасте и на всю жизнь. В этом контексте андрагогика как подход и наука не была востребована до 1980-х годов.
В 1980-х годах, особенно после падения Берлинской стены, мир стал глобальным. Компании начали выходить на глобальный рынок, и большое количество людей получило возможность выйти на глобальный рынок труда. Быстрое развитие технологий заставило компании изменить методы производства, автоматизировать его, перенести в страны с более дешевой рабочей силой. Миллионы людей, особенно в развитых странах, впервые в жизни сталкиваются с нестабильностью и необходимостью менять работу, набор навыков и даже профессию в середине карьеры. Необходимо было провести переподготовку — быстро, эффективно, практически, а не теоретически. Именно в этот момент произошло рождение андрагогики. Именно в это время американский ученый Малком Ноулз опубликовал свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых». Андрагогика против педагогики», в которой он сформулировал основные принципы образования взрослых.
В настоящее время механические работы все чаще выполняются роботами с помощью современных технологий. В то же время растет спрос в творческих областях, которые требуют иных навыков и отношения к организации труда — больше независимости, свободы и инноваций. Рынки фриланса активно развиваются: один человек часто может выполнять проекты для разных компаний одновременно и больше не привязан к одной организации. Эта тенденция будет развиваться и дальше.
Существует большой спрос со стороны компаний и государств на инновации и технологическое развитие во всех сферах жизни общества. Все это не происходит механистически, это творчество, открытия, идеи, общение между специалистами из разных областей. В инновациях к результатам приводят не совместные действия большого количества людей, а креативность и индивидуальность каждого человека. Сотрудник как субъект, его личность и индивидуальность, а не коллектив и учреждение, начинает играть более важную роль.
Когда мы говорим об обучении, решающее различие между взрослыми и детьми заключается в особых отношениях с прошлым, настоящим и будущим. У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация. У взрослого человека особое отношение к настоящему с набором ограничений — в отличие от ребенка, взрослый должен сам зарабатывать деньги, заботиться о близких, готовить еду и т.д. Взрослый планирует иначе, чем ребенок: у него обычно есть конкретное представление о своем будущем, с которым он связывает любое образование. Соответственно, его программа должна строиться с учетом этих трех компонентов.
Принципы обучения взрослых: применение в eLearning
Малкольм Ноулз считается основателем андрагогики — обучения взрослых. Его теории прекрасно согласуются с концепциями электронного обучения. В этой статье мы обсудим принципы андрагогики и то, как их можно применить при разработке курсов электронного обучения.
Ноулз сделал пять предположений о характеристиках взрослых учащихся, которые отличают их от детей:
Самооценка. Взрослые более независимы, чем дети, и могут «направлять» свое поведение в сторону самоконтроля и ответственности. Как это можно применить к электронному обучению? Лучше всего сделать обучение ненавязчивым и обеспечить руководство и поддержку участникам курса. В среде электронного обучения автор курса может направлять обучающегося и предоставлять ему все необходимые ресурсы. В то же время учащиеся должны иметь возможность самостоятельно открывать для себя большую часть новой информации и применять ее в соответствии со своими учебными потребностями.
Опыт взрослых учащихся. Взрослые имеют определенный багаж опыта и воспоминаний, на который они могут опираться при обучении. Как применить это в электронном обучении? Перед разработкой курса электронного обучения необходимо иметь четкое представление об опыте учащихся и их текущих потребностях. Обучение взрослых имеет тенденцию быть более целенаправленным, чем обучение детей. Поэтому, чтобы курс воспринимался как полезный, важно показать, как обучение связано с учащимся на конкретном опыте. В этом предположении заключены все принципы андрагогики.
Готовность к обучению. Взрослые будут охотнее изучать материалы, ориентированные на решение конкретных задач и непосредственно связанные с профессиональным и социальным развитием. Как применить это в электронном обучении? Если вы создадите в рамках курса электронного обучения среду, имеющую непосредственное отношение к социальному и профессиональному развитию учащихся, они будут охотнее участвовать в обучении. Если учащиеся видят социальные преимущества курса, их вовлеченность будет выше. Целенаправленное обучение — это не только изучение новых задач, но и социальное взаимодействие, групповое обучение, взаимная оценка и т.д.
Ориентация на обучение. Взрослые относятся к обучению по-другому: они больше сосредоточены на срочной потребности в знаниях, чем на их долгосрочном применении. Потребности взрослых в обучении больше ориентированы на задачу, чем на предмет. Примеры. Ребенок изучает алгебру; взрослый может изучать область применения определенного типа уравнений для решения финансового вопроса. Как применить это к электронному обучению? Чтобы обеспечить вовлеченность студентов, убедитесь, что они с самого начала понимают, как учебный модуль будет полезен в их конкретной ситуации. Лучше всего подходят реальные примеры из практики, созданные специально для студентов или организации, в которой они работают.
Мотивация к обучению. В то время как большинство детей имеют внешнюю мотивацию к обучению (учителя, родители и т.д.), большинство взрослых более ориентированы на результат и самомотивированы. Как применить это в электронном обучении? Если учащийся знает, зачем он посещает онлайн-курс и когда он сможет применить полученные знания на практике, легко уловить его внутреннюю мотивацию. В противном случае учащиеся, скорее всего, будут задаваться вопросом, зачем они вообще проходят этот курс.
Ноулз рассмотрел эти пять предположений и установил четыре принципа андрагогики. Эти принципы помогают понять, что требуется для успешной организации обучения взрослых, в том числе дистанционного обучения:
Взрослые должны участвовать в разработке плана обучения.
Обучение должно быть основано на опыте учащегося, который включает в себя как высокие, так и низкие показатели.
Чтобы учебные модули были эффективными, обучающиеся должны уметь сразу же применять полученные знания в работе или жизни.
Изучаемый материал должен быть ориентирован на конкретную задачу, а не обобщен.
Педагогическая и андрагогическая модели обучения
Организация процесса обучения может отличаться в зависимости от позиции обучающегося, характера его отношений с преподавателем и связи учебной деятельности с другими видами деятельности обучающегося. В соответствии с этими характеристиками существуют две основные модели обучения: педагогическая и андрагогическая.
Педагогическая модель — это модель воспитания ребенка (педагогика в переводе с древнегреческого означает воспитание ребенка).
Андрагогическая модель — модель обучения взрослых (андрос в переводе с древнегреческого — взрослый человек). Прежде всего, речь идет не о фактическом (физическом) возрасте обучающихся, а об их психологической готовности занять позицию взрослого в процессе обучения.
В педагогической модели положение обучающегося — это положение раба, что соответствует древнегреческому значению названия модели. Соответственно, роль учителя заключается в том, чтобы направлять ученика (или вместе с ним самим, если ученик максимально активен и обучение строится на сотрудничестве между учителем и учеником).
В андрагогической модели обучающийся занимает позицию лидера, участвуя в планировании и проведении учебного процесса, а также в оценке его результатов. Роль преподавателя заключается не в том, чтобы «вести», а в том, чтобы помочь учащемуся организовать восприятие и применить новые знания и навыки.
В педагогической модели субъект обучения (учитель, тьютор) определяет цели, содержание, методы, средства и источники обучения. Влияние обучающегося на процесс обучения минимально. Конечно, учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности. Студенты могут даже высказать ему свои пожелания, но окончательное решение принимает и реализует преподаватель, а не студент.
Для студента процесс обучения — это способ социализации, усвоения культуры. Обычно он глубоко не осознает важность обучения, а его учебная деятельность может быть не связана с достижением определенной ценности в жизни. Процесс обучения организуется без учета того, что учащиеся делают вне учебы, и предполагается, что учеба является их основным занятием.
В андрагогической модели обучающийся стремится к самоактуализации, а обучение является способом решения жизненной проблемы, достижения определенной цели в профессиональной деятельности, семье, повседневной жизни и т.д. Как взрослый человек, он уже имеет значительный жизненный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения, и может немедленно применить новые знания, навыки и личные качества, приобретенные в процессе обучения, в жизни.
В гораздо большей степени, чем в предыдущей модели, учебная деятельность взрослого человека обусловлена внешними жизненными факторами, которые могут либо способствовать, либо препятствовать обучению. Например, большая загруженность на работе ограничивает время на обучение, в то время как возможность немедленного применения полученных знаний в профессиональной деятельности способствует эффективности обучения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института