Неверно что аудитор признает прочими расходами

Как проводится аудит прочих доходов и расходов

Все аудиторские проверки ставят своей целью мониторинг и проверку правильности и корректности проведения хозяйственных операций. Некоторые виды финансового учета подлежат отдельным, обособленным аудиторским проверкам.

Вопрос: Просим дать разъяснения в письменном виде по отражению в учете затрат на содержание аудиторского комитета при совете директоров, а именно:
1) принцип отражения суммы расходов, подлежащей выплате членам аудиторского комитета при совете директоров (на счете 26 «Общехозяйственные расходы» или на счете 91 «Прочие доходы и расходы»);
2) порядок налогообложения выплат членам аудиторского комитета при совете директоров (налог на прибыль и ЕСН).
Посмотреть ответ

Рассмотрим, как осуществляется аудит прочих доходов и расходов (ПДиР), какую цель преследуют проверяющие, что именно принимается во внимание при проверке.

Постановка цели и задач аудита прочих доходов и расходов (ПДиР)

Любой финансовый аудит – это проверка того, насколько корректно и достоверно отражены в бухгалтерской документации хозяйственные операции и их результаты за определенный отчетный период.

Целью данного вида аудита является мнение о правильности бухучета прочих доходов и затрат организации, отражением которых, согласно ПБУ, является счет 91 «Прочие доходы и расходы». Правильность определяется относительно действующего законодательства Российской Федерации и принятых нормативных актов.

ВАЖНО! Аудит данного вида прибыли и затрат фирмы является существенным звеном в контроле хозяйственной деятельности и планировании учетной политики.

Для достижения поставленной цели в ходе аудита реализуется решение следующих взаимосвязанных задач:

Что проверяет аудит прочих доходов и расходов

Применительно к ПДиР для аудита применяется комплекс проверочных мероприятий, который включает в себя такие аспекты:

Почему ПДиР проверяют отдельно

Прочие доходы и расходы по своей природе имеют функциональные отличия от других финансовых поступлений и затрат, особенно от проводимых по основному виду деятельности. Показатели учета ПДиР имеют значимое влияние на формирование учетной политики организации, правильность отображения финансовых результатов, формирование рейтинговых показателей хоздеятельности всей организации.

Поэтому проверку учета ПДиР могут проводить:

Программа проверки учета ПДиР

Порядок данного вида аудита не слишком отличается от общих проверок. Чаще всего аудит прочих доходов и расходов строится по следующей схеме.

План проверки строится по принципу «от частного к общему», то есть сначала проверяются конкретные документы, на основании которых делается вывод о соблюдении положений учетной политики и требований законодательства. Он может иметь следующий вид:

Источники данных при учете ПДиР

Информация для проверки берется из следующих документов:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Непосредственной проверке учета ПДиР должен предшествовать анализ системы внутреннего контроля, действующей в организации. Его результаты станут фактором достоверности и надежности последующих получаемых данных.

Итоги проверки ПДиР

Изучая и анализируя документацию по учетной политике, договоры, а также «первичку» и учетные регистры, аудиторы исследуют ее на предмет наличия следующих факторов:

ВНИМАНИЕ! Финансовый результат от прочих видов деятельности организации должен подтверждаться не только документально, но и фактически. Это значит, что, помимо проверок отражения во внутренней документации, результат должен совпадать с внешними подтверждениями хозопераций: банковскими платежными документами, расписками по взаимозачету и т.п.

Результатом проверки является мнение относительно достоверности бухгалтерских данных.

Выявление нарушений в учете ПДиР

Если в результате проверочных действий на каком-либо этапе выявляются нарушения, нужно уточнить их суть, определить особенности и наметить меры по устранению (чаще всего комплексные).

Наиболее часто выявляются следующие нарушения:

Если обнаружены эти и другие недочеты, это говорит о том, что в тех или иных аспектах учет прочих доходов и расходов отражается неправильно и/или неполно.

Существенность выявленных нарушений

Не все обнаруженные несоответствия имеют одинаковое значение. При проведении аудита ПДиР проводится оценка их существенности – то есть критического уровня, по достижении которого данные учета перестают нести достоверность и давать данные для прогноза и планирования. Для этого оценивают данные по недостачам и излишним суммам и сравнивают показатели прежних проверок и текущего состояния. Если расхождения значительны, делаются выводы:

Источник

10 ошибок, которые чаще всего находят аудиторы в вашей отчетности

Неверно что аудитор признает прочими расходами. Смотреть фото Неверно что аудитор признает прочими расходами. Смотреть картинку Неверно что аудитор признает прочими расходами. Картинка про Неверно что аудитор признает прочими расходами. Фото Неверно что аудитор признает прочими расходами

Аудиторы проанализировали для «Клерка» массив отчетности за прошлый период и выделили главные проблемные вопросы.

1. Займы выданные

Все выданные беспроцентные займы учитываться на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», при выдаче беспроцентного займа сотруднику организации на счете 73 «Расчеты с сотрудниками по прочим операциям». В отчётности не погашенная сумма процентного займа отражается по строкам 1170 «Прочие внеоборотные активы» или 1230 «Дебиторская задолженность» в зависимости от срока, оставшегося до погашения суммы долга на отчётную дату.

Проценты по выданным займам учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», при выдаче займа сотруднику организации на счете 73 «Расчеты с сотрудниками по прочим операциям».

2. Свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности

Дебиторская и кредиторская задолженность должна быть сформирована как минимум по каждому договору с контрагентом. В случаях, если условиями договора прямо указана невозможность зачета авансов и исполнения обязательства, тогда в рамках этого договора может существовать как дебиторская, так и кредиторская задолженность.

Таким образом, в бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженность должна быть отражена в разрезе расчетных счетов, субсчетов, субконто «Контрагенты», субконто «Договоры».

3. Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчётности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС

В связи с этим инвентаризацию расчетов с бюджетом необходимо проводить на основании справок, выданных налоговым органом (форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей приведена в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@).

4. Резервы по сомнительным долгам

Дебиторскую задолженность по контрагенту, исключенному из ЕГРЮЛ необходимо списать на прочие расходы на основании акта инвентаризации и приказа руководителя.

В налоговом учете создание резервов не является обязанностью Организации. В случае, если Организация примет решение о формировании резерва по сомнительным долгам, то сомнительным может быть признан только долг по оплате товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 266 НК РФ) с просрочкой 45 и более дней.

5. Резервы на отпуска

В налоговом учете формирование резерва на оплату отпусков является правом, а не обязанностью организации (п. 1 ст. 324.1 НК РФ). Формирование резерва позволяет Организации равномерно в течение всего налогового периода списывать расходы на оплату отпускных своим работникам, то есть часть отпускных может быть учтена в целях налогообложения прежде, чем их фактическая выплата.

В бухгалтерской (финансовой) отчётности сумма сформированного резерва на отпуска указывается в строке 1540 «Оценочные обязательства».

6. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

7. Отражение в отчётности процентов к уплате по полученным кредитам и займам

При наличии в организации долгосрочных кредитов и займов информация о сумме основного долга и процентах (срок уплаты которых превышает 12 месяцев после отчетной даты) отражается по строке 1410 «Заемные средства». В случае, если проценты по долгосрочным кредитам и займам являются краткосрочным обязательством организации, то информация о них отражается по строке 1510 «Заемные средства» (Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).

Причитающиеся на отчетную дату к уплате проценты по долгосрочным кредитам и займам, отражаемые в бухгалтерском балансе как краткосрочные обязательства, должны быть обособлены от данных о краткосрочных кредитах и займах (Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

Если срок погашения заемных средств, ранее представленных в бухгалтерском балансе как долгосрочные обязательства, на отчетную дату составляет менее 12 месяцев, указанные обязательства представляются как краткосрочные (Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01).

8. Забалансовый учет

Ведение забалансового учета дает информацию о наличии у Организации имущества, которое:

Информация, отраженная на забалансовых счетах является основной для раскрытия информации обязательной к раскрытию пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, согласно п. 27 ПБУ 4/99.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (ст. 15.11 КоАП РФ).

9. Кто должен подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчётность

Какие-либо иные требования в отношении подписания бухгалтерской отчетности Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ не установлены.

Приказом Минфина РФ от 06.04.2015 N 57н из форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, исключена подпись главного бухгалтера. Вместе с тем в иные нормативные правовые акты изменения, касающиеся вопросов подписания бухгалтерской отчетности, не вносились.

Согласно разъяснениям Минфина РФ (Информационное сообщение от 19.05.2015) полномочия по подписанию бухгалтерской отчетности устанавливаются учредительными документами экономического субъекта или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. В частности, наряду с руководителем организации бухгалтерская отчетность может подписываться главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В связи с изложенным, бухгалтерская (финансовая) отчетность (в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения и пояснения к ним) должна быть подписана либо:

1. только руководителем Организации. Руководитель вправе передать на основе доверенности свои полномочия на подписание бухгалтерской отчетности (если иное не предусмотрено уставом организации) без сообщения об этом органам управления организации (Письмо ФНС России от 26.06.2013 N ЕД-4-3/11569).

2. и руководителем Организации и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности организации необходимо предусмотреть соответствующее место для дополнительной подписи.

10. Внесение изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчётность после ее утверждения при обнаружении существенной ошибки предшествующих периодов

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год.

При этом утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Типичные ошибки в бухгалтерском учете, выявляемые в ходе аудита

Практика показывает, что почти ни одна аудиторская проверка не обходится без выявления ошибок в ведении бухгалтерского или налогового учета и составления бухгалтерской отчетности. Конечно, часть ошибок возникает из-за банальной невнимательности, но все же значительная часть является результатом неверного понимания бухгалтерами теоретических требований законодательства, касающихся ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.

Основываясь на нашей практике, в статье мы проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки бухгалтерского учета, выявляемые в ходе аудита, а также рекомендации наших аудиторов, которые помогут их избежать.

Наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности

Списание дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности по которой истек, является обязанностью организации (п. 77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Однако зачастую сотрудники бухгалтерии, не получая своевременной информации об условиях договоров с контрагентами из юридического отдела, не владеют данными о сроках истечения исковой давности по обязательствам сторон сделки.

Перед составлением годовой отчетности каждая организация обязана проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой и выявляется указанная задолженность в случае ее наличия. При этом ни для кого не секрет, что часто годовая инвентаризация проводится формально, в связи с чем вся дебиторская и кредиторская задолженность, учитываемая в бухгалтерском учете, указывается как текущая, несмотря на то, что некоторые суммы не подтверждены актами сверки с контрагентом более трех лет, а порой и сам контрагент уже давно ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ.

Вне зависимости от того, принимались ли организацией меры по взысканию просроченной задолженности, по истечении срока исковой давности она должна быть списана с бухгалтерского баланса.

Списание соответствующих сумм производится по каждому долгу и обязательству, которые выявляются при проведении инвентаризации расчетов. Документальным основанием для списания является приказ (распоряжение) руководителя организации, а также соответствующее письменное обоснование.

Подлежит списанию с балансового учета дебиторская задолженность, если она нереальная для взыскания, в том числе (п. 77 Положения № 34н):

дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

задолженность ликвидированных организаций или исключенных из ЕГРЮЛ;

задолженность, в отношении которой судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью взыскания.

Кредиторская задолженность подлежит списанию при наличии одного из следующих обстоятельств:

в отношении задолженности истек срок исковой давности (п. 74 Положения № 34н);

Если основанием для списания кредиторской задолженности является истечение срока исковой давности, то задолженность списывается в том отчетном периоде, на который приходится дата окончания срока исковой давности (п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Если кредиторская задолженность подлежит списанию в связи с ликвидацией кредитора или исключением его из ЕГРЮЛ, то списывается она в отчетном периоде, на который приходится дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п.п. 6, 7 ст. 22, п. 9 ст. 22.3, п. 5 ст. 22.4 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. 16 ПБУ 9/99).

Кроме того, нельзя забывать, что в случае несвоевременного списания организацией кредиторской задолженности и неотражения соответствующего дохода в целях налогообложения, налоговая инспекция при проверке доначислит внереализационный доход, а также, соответственно, налог на прибыль, пени и штраф.

Неначисление обязательных резервов

Показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации и финансовом результате ее деятельности (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 6, 18, 21 ПБУ 4/99).

В бухгалтерском учете есть две группы резервов: оценочные резервы и оценочные обязательства. Первые необходимы для того, чтобы достоверно отражать стоимость активов (то есть не завышать в балансе стоимость активов), вторые – для достоверного отражения обязательств (не занижать величину обязательств).

К оценочным резервам относятся резервы по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений и под обесценение материальных запасов.

В настоящей статье обсудим два резерва, в которых чаще всего допускаются ошибки.

Резерв по сомнительным долгам

Более десяти лет назад понятие резерва по сомнительным долгам долгое время было для многих бухгалтеров абсолютно теоретическим понятием, так как законодательство по бухгалтерскому учету позволяло самим принять решение о том, создавать ли резерв по просроченной дебиторской задолженности или нет. При этом, начиная с 2011 года, в силу положений пункта 70 Положения № 34н создание резервов сомнительных долгов с отнесением их сумм на финансовые результаты организации в случае признания дебиторской задолженности сомнительной стало обязательной нормой.

Однако в ходе аудита (особенно когда организация аудируется впервые) и сегодня достаточно часто встречается ситуация, когда организация не начисляет резерв сомнительных долгов.

Причины бывают разные, начиная от банального незнания данной обязанности (чаще аргументы такие: «мы же малое предприятие и, значит, это нас не касается»), заканчивая неверной интерпретацией нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет.

Кроме того, в условиях кризиса некоторые организации осознанно отказываются от начисления резервов полностью или стараются свести их величины к минимуму, желая завысить финансовый результат деятельности организации. Действительно, если организация имеет небольшую прибыль, то формирование резерва по сомнительной задолженности повлечет увеличение прочих расходов и, как следствие, еще большее уменьшение прибыли и, возможно, даже возникновение убытка.

Напомним, что показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации. И несмотря на причины, побудившие бухгалтера не создавать резерв по сомнительным долгам, при проверке данное обстоятельство может быть признано грубым нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

Хотелось бы отдельно обратить внимание малых предприятий, которые вправе вести упрощенный бухучет в соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона о бухучете, на то обстоятельство, что в части обязанности создавать резерв по сомнительным долгам для данной категории организаций нет никаких преференций. Резерв по сомнительным долгам обязаны формировать все организации.

В бухгалтерском учете вне зависимости от источника формирования задолженности необходимым и достаточным основанием для признания ее сомнительной является выполнение двух условий:

задолженность просрочена или с высокой степенью вероятности будет просрочена;

задолженность не обеспечена гарантиями.

Факт просрочки определяется условиями заключенного договора.

При этом критерии признания дебиторской задолженности просроченной организация определяет самостоятельно, закрепив его в своей учетной политике.

Таким образом, резервированию в бухгалтерском учете подлежат все виды сомнительной дебиторской задолженности, включая авансы, перечисленные поставщикам, и выданные займы. С точки зрения заполнения бухгалтерской отчетности – дебиторская задолженность уменьшается на сумму созданного резерва.

Резерв на оплату отпусков

В положении по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) обязательства по оплате предстоящих отпусков прямо не перечислены среди оценочных обязательств.

Однако все условия п. 5 ПБУ 8/2010, необходимые для признания оценочного обязательства, соблюдаются, а именно:

у работников ежемесячно возникает право на определенное количество дней оплачиваемого отпуска в соответствии с трудовым законодательством, но достоверно неизвестно, когда обязательство по выплате отпускных будет исполнено (работник может перенести отпуск, выйти из него раньше или вообще уволиться);

выплата отпускных осуществляется за счет сохранения средней зарплаты работника, уменьшая при этом экономическую выгоду организации;

размер обязательств может меняться (средний заработок, исходя из которого рассчитываются отпускные, определяется из расчета двенадцати месяцев, предшествующих отпуску), но его можно ежемесячно обоснованно и достоверно оценить.

Таким образом, обязательства организации в связи с возникновением у работников права на получение оплачиваемых отпусков в соответствии с законодательством РФ являются оценочными обязательствами.

Все организации, за исключением тех, кто вправе вести упрощенный учет (все малые предприятия, кроме перечисленных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ), обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков (п. 3 ПБУ 8/2010, п. 20 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Специального порядка для расчета величины оценочного обязательства в ПБУ 8/2010 не предусмотрено, однако указано, что денежная оценка такого обязательства должна отражать наиболее реальную величину расходов, необходимых для расчетов по нему (п. 15 ПБУ 8/2010).

Таким образом, порядок разрабатывается организацией самостоятельно с учетом положений раздела III ПБУ 8/2010 и закрепляется в учетной политике организации. Кроме этого, организация может воспользоваться Методическими рекомендациями МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками», принятыми Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011.

Резерв на оплату отпусков можно формировать разными способами, например:

рассчитывать резерв исходя из средней зарплаты по организации в целом. Тогда для определения суммы резерва на отпуск общее количество дней отпуска, не использованных всеми работниками на конец периода, умножается на величину средней зарплаты и относящейся к ней суммы страховых взносов;

сделать персонифицированный расчет оценочного обязательства по каждому сотруднику (включая страховые взносы), а затем сложить полученные суммы по всем сотрудникам (как рекомендовано в методических рекомендациях МР-1-КпТ);

рассчитывать резерв исходя из средней зарплаты отдельных категорий или групп персонала. В таком случае по каждой группе определяется величина обязательства на оплату отпускных, опираясь на количество дней неиспользованного отпуска работников каждой группы, а также на среднюю зарплату по этой группе (с учетом обязательных страховых взносов). Общая сумма резерва, которая должна быть сформирована, будет равна сумме таких обязательств.

Выбранную методику расчета оценочного обязательства на выплату отпускных организация должна зафиксировать в учетной политике для целей бухучета.

Компании не отражают в составе доходов присужденные судом штрафы и неустойки

Зачастую в бухгалтерию организации не поступает оперативная информация о статусе судебных процессов. Это приводит к тому, что организация не отражает или не своевременно отражает в составе доходов присужденные судом суммы неустоек, штрафов и иных платежей, причитающихся к получению. Несвоевременное отражение таких доходов приводит к искажению дебиторской задолженности и финансового результата, а также к недоплате налога на прибыль.

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (п.п. 7, 10.2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99).

В соответствии с п. 16 ПБУ 9/99, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или они признаны должником.

Учитывая изложенное, рекомендуем бухгалтерам отслеживать результаты судебных процессов для своевременного отражения в учете их результатов.

Анна Задубровская, ген. директор ООО «ПрофКонсалтинг», практикующий аудитор, руководитель комитета по аудиту и финансово-правовому консалтингу Хабаровского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ»

Источник

6 частых ошибок в бухгалтерском учете, которые находят аудиторы

Неверно что аудитор признает прочими расходами. Смотреть фото Неверно что аудитор признает прочими расходами. Смотреть картинку Неверно что аудитор признает прочими расходами. Картинка про Неверно что аудитор признает прочими расходами. Фото Неверно что аудитор признает прочими расходамиВ этом посте мы описываем частые ошибки в бухучете, с которыми сталкиваются аудиторы во время аудиторских проверок, а также описываем, как проще всего исправить эти неточности.

Ошибка 1. При постановке основных средств на учет

Все помнят: в налоговом учете начинать амортизацию можно только после того, как объект введут в эксплуатацию. А именно с 1-го числа следующего месяца (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ). Но многие забывают: в бухучете правила другие.

Итак, первое. Если у имущества есть все признаки основного средства, сразу ставьте его на счет 01 (или 03). И со следующего же месяца начисляйте амортизацию (п. 21 ПБУ 6/01).

Второе. Объекты, которые временно не используются, лучше учитывать на отдельном субсчете счета 01. Можете назвать его «Основные средства на складе (в запасе)».

И третье. Пока нет эксплуатации, амортизацию по объекту списывайте в составе прочих расходов. Ведь включать эти суммы в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) оснований нет. Все это следует из пунктов 9 и 18 ПБУ 10/99.

Ошибка 2. При отражении на счете 01 капвложения в арендованный объект

Еще ошибка: забывают, что в бухучете неотделимые улучшения арендованного имущества — это всегда основное средство. Причина такой погрешности в том, что правила налогового и бухгалтерского учета для такого случая не совпадают. А по сложившейся практике первому уделяется больше внимания.

В налоговом учете капвложения в арендованные основные средства надо относить к амортизируемому имуществу только в одном случае. Это когда такие улучшения арендодатель одобрил, но стоимость их арендатору не возместил. Так сказано в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. А вот те капвложения, которые не предусмотрены договором или допсоглашением к нему, в основных средствах не учитывают.

В бухгалтерском учете таких ограничений нет. Капитальные вложения в арендованные объекты в любом случае надо ставить на счет 01 (или 03). Одобрил их арендодатель или нет, не важно. Это следует из пункта 5 ПБУ 6/01. Будьте внимательны. Нарушив названное правило, вы не только допустите ошибку в бухучете, но и занизите базу по налогу на имущество. Следствие этого — недоимка, штрафы и пени.

Ошибка 3. При включении сопутствующих расходов в первоначальную стоимость основного средства

Первоначальная стоимость основного средства — это не только его цена. Перед тем как принять объект к учету, к ней надо добавить и расходы, связанные с его приобретением. Например, стоимость доставки, таможенные пошлины, комиссионные вознаграждения. Казалось бы, всем известное правило. Причем действует оно как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Ошибиться сложно. Тем не менее и такие недочеты аудиторы частенько находят в ходе проверок компаний.

В чем же причина? Все очень просто. Кто-то, привыкнув кидать зарплату рабочих на счет 44 или 20, на автомате отправляет туда же выплаты за монтаж дорогостоящего оборудования.

Кто-то отражает консультационные расходы на счете 26, забыв, что эти услуги имеют прямое отношение к покупке, скажем, недвижимости. Еще многие путаются с компьютерными программами. Прежде чем сделать проводку на их стоимость, задайте себе вопрос: программы куплены вместе с ЭВМ и без них компьютер работать не может?

Если ответ положительный, расходы отнесите на счет 08. А потом переведите на счет 01 — уже в составе первоначальной стоимости объекта. Когда же софт покупают отдельно от компьютера или же тот нормально проработает и без этой программы, потраченные суммы надо учитывать отдельно. Либо как нематериальный актив на счете 04, либо на счете 97 — в зависимости от того, на каких условиях вы купили программу. Но в любом случае в расходы вы будете включать такие траты равномерно.

Ошибка 4. При отражении сверхнормативных расходов на счете 91

Как вы отражаете в бухучете расходы, которые нельзя признать при расчете налога на прибыль? Подскажем. Они зачастую идут в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы». Допустим, компания подарила кому-то основное средство. Тогда туда списывают его остаточную стоимость и расходы по безвозмездной передаче.

Некоторые бухгалтеры по ошибке применяют этот же подход и к сверхнормативным расходам. То есть к тем, что не уменьшают базу по налогу на прибыль в части, которая превысила лимит из Налогового кодекса РФ. Например, это могут быть рекламные или представительские расходы.

Однако учитывать сверхнормативные суммы в составе прочих расходов нельзя — правилами бухучета это не предусмотрено (!). В ПБУ 10/99 написано так: расходы относятся к прочим, если они не связаны с обычными видами деятельности. То есть с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг. А это те же рекламные и представительские расходы.

Где же отражать сверхлимитные траты по обычным видам деятельности? Там же, где и аналогичные расходы, которые не вышли за рамки налоговых лимитов. Скажем, расходы на рекламу, также как и представительские, по правилам надо отражать на счете 44. Вот здесь же показывайте и те суммы, которые превысили нормативы по налогу на прибыль. Просто для удобства на этих счетах можно открыть отдельные аналитические субсчета.

Ошибка 5. При учете расходов на рекламу на счете 97

Вот типичный случай. Компания воспользовалась услугами рекламного агентства. Эффект от оплаченных PR-мероприятий планируется получать в течение года. Казалось бы, расходы относятся к нескольким периодам. А значит, надо применять счет 97 «Расходы будущих периодов». Но такой подход как раз будет неверным.

Дело в том, что применять счет 97 разрешено только в двух случаях. Первый — когда это прямо предписано бухгалтерским законодательством. И второй — если расходы отвечают нескольким признакам. Один из них — такие затраты приносят доход в течение нескольких отчетных периодов(п. 9, 19 ПБУ 10/99).

Расходы на рекламу не подпадают ни под одно из условий (объяснение этому читайте в комментарии от представителя Минфина России ниже). Поэтому для целей бухучета стоимость выполненной рекламы — это расходы по обычным видам деятельности.

Ошибка 6. При списании общепроизводственных расходов на счет 90

Производственные компании могут относить общехозяйственные расходы на счет 20 (23 или 29) либо отражать на счете 90 на субсчете «Себестоимость продаж». Выбранный вариант закрепляют в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 20 ПБУ 10/99).

Второй способ, где участвует счет 90, проще, поэтому многие останавливаются на нем. Но некоторые забывают, что списывать так можно лишь суммы, учтеннные на счете 26 «Общехозяйственные расходы». А вот счет 25 «Общепроизводственные расходы» в любом случае сначала надо распределить по счетам производственных расходов (20, 23 и 29). И только потом можно перекинуть на счет 90 — в составе себестоимости готовой продукции. Упрощать списание общепроизводственных расходов нельзя.

Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по проверке бухгалтерского учета и отчетности, а также бухгалтерский аутсорсинг. Мы входим в тройку лучших провайдеров расчета зп и кадрового делопроизводства в России по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

Мы сделаем так, что бухгалтерия будет работать, как часы, без вашего участия: документы обрабатываются вовремя, отчеты формируются и сдаются в срок и без ошибок, налоги считаются и платятся по графику.

Руководитель отдела аутсорсинга бухгалтерского учета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *