Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Неусидчивый ребенок идет в школу. Как ему помочь?

Возбудимый ребенок: что делать при подготовке к школе и в первом классе

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 летКсения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт»

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 летЕкатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Есть дети, которые с рождения устроены так, что им очень сложно останавливаться, успокаиваться, слушать, сидеть на месте. Понятно, что неусидчивому ребенку будет трудно в первом классе, а вместе с ним – его родителям и учителям. Чем можно помочь возбудимому ребенку за год-два до школы – и в том случае, если 1 сентября уже на носу?

Ребенок с СДВГ и неусидчивый ребенок: в чем разница?

Сейчас синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) порой называют все, что выходит за рамки нормы. На самом деле есть малыши, у которых нет СДВГ, — они просто легко возбудимые. У них, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован СДВГ.

Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У «быстрого» малыша даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами.

Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают. Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.

«Быстрый» ребенок: как понять, что это ваш случай?

Обычно у этих малышей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее. Кстати, очень часто у малышей такого типа есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры. Это может диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с возбудимым сыном или дочерью родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду. У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности. Ему сложно удерживаться на одном деле; у него может скакать внимание, но при этом он схватывает на лету, быстро соображает.

Такие малыши чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие мальчики и девочки не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в пять — пять с половиной лет дозревают определенные структуры головного мозга, снижается общее возбуждение нервной системы, и малыш в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик. Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к пяти с половиной годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть. При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой малыш много всего хочет. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются ровесники, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие малыши очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Возбудимый ребенок идет в школу

Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс. Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их сын или дочь просто плохо воспитаны. Они регулярно слышат от учителя: «Вы ей объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».

В ситуации стресса, когда «медленный» ребенок затормаживается, «быстрый» наоборот ускоряется. Перегруженный новой школьной ситуацией, он идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции.

Несмотря на то, что научить непоседливых детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей.

Чтобы возбудимость не мешала жить

Во-первых, очень важно говорить самому малышу об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка. Не «у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться», а «у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость».

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить. «У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить». Малыши, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию.

Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены. В этом смысле хороши профессиональные термины — «возбудимость», «эмоциональность», «импульсивность», это звучит гораздо лучше, чем «невменяемость», «бешенство» — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а «импульсивность» будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем. Надо отделить от него это свойство характера, но не настолько, чтобы полностью снять с него ответственность. Отделить, чтобы убрать у него ощущение, что с ним что-то не так.

Научите малыша упражнениям для «быстрых» детей, чтобы он делал их, когда импульсивность заставляет его вскакивать на уроке. Подобрать упражнения — задача для нейропсихологической коррекции, они подбираются индивидуально. Это не то, что можно найти в интернете, для этого надо обратиться к специалисту.

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно «окультурить» возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем. Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания. Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные ученики, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей.

«Быстрый» ребенок может быть очень неудобным и в коллективе. Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: «А меня спросите!».

Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что так делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля. «Перестань немедленно!» с ним не работает: он не может перестать.

Источник

«Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Если о таком явлении в жизни ребёнка, как кризис трёх лет, родители ещё слышали, то про кризис 7-летнего возраста знают немногие. Поэтому, когда сын или дочь в младшем школьном возрасте перестаёт слушаться, кривляется и капризничает, родители теряются и не знают, как им правильно реагировать. Кто-то начинает применять строгие воспитательные меры, кто-то тащит на приём к психиатру, полагая, что с ребёнком что-то не так.

Мы предлагаем родителям ознакомиться с данной статьей и узнать, что же на самом деле представляет собой кризис 7 лет у ребёнка.

Содержание:

Что нужно знать о периоде кризиса

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Причины возникновения

В психологии возраст 6-7 лет принято называть критическим или переходным. Ребёнок расстается с дошкольным детством, идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной жизни. Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Вспомните свои ощущения, когда вам приходилось менять работу или поступать в университет. Взрослому человеку непросто и волнительно всё это пережить, а здесь идёт речь о маленьком ребёнке, который только ещё вчера играл с машинками в детском саду и спал в тихий час.

Ваш ребёнок только поступил в первый класс? Специально для этого случая мы собрали лучшие советы и рекомендации психолога о том, как помочь ребёнку адаптироваться в школе.

Но ошибочно полагать, что только поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.

К ним относятся:

Произвольность поведения

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Ребёнок утрачивает детскую непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, соблюдать определённые правила.

Осознание собственных переживаний

Ребёнок знакомится с собственным внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от других людей.

Внутренняя позиция школьника

К 7 годам ребёнок постепенно переходит от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вчерашнему дошкольнику становится интересно общаться со взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Некоторые начинают избегать общества младших детей.

Таким образом, причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.

Основные признаки кризиса 7 лет

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Все изменения в поведении ребёнка можно разделить на 3 группы:

Если Вы заметили один или несколько симптомов из каждой группы, значит, Ваш ребёенок переживает кризис 7-летнего возраста. И все его проявления, которые вы наблюдаете, имеют важное значение для развития и взросления ребёнка.

Гендерные особенности

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Мальчики и девочки по-разному проходят возрастной кризис.

Психологи сходятся во мнении, что девочкам труднее даётся этот период. Прилежная ученица в школе может закатывать истерики дома и изводить родителей постоянными капризами. Также девочки в этом возрасте соперничают за внимание учителя или симпатичного одноклассника, что тоже может привести к конфликтам.

Чтобы помочь дочери благополучно пройти через этот этап развития, чаще хвалите её за хорошие оценки и школьные достижения, интересуйтесь взаимоотношениями с одноклассниками и не критикуйте стремление выглядеть «по-взрослому».

Мальчишки в семилетнем возрасте стремятся проявить себя, показать, что они самые смелые, самые сильные и вообще самые-самые. Поэтому они часто ведут себя агрессивно, задирают девочек и соперничают друг с другом. Их интересуют происходящие вокруг события, они стремятся высказать своё мнение по любому поводу и до последнего отстаивают свою позицию. Проблемы в учёбе у мальчиков возникают из-за неусидчивости и невнимательности.

Важно разнообразить школьные будни ребёнка походами, поездками, экскурсиями, где он сможет выплеснуть накопившуюся энергию и набраться новых впечатлений. Также важно уделять внимание занятиям спортом и подвижным играм на свежем воздухе.

Кризис глазами ребёнка

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Чтобы понять, что чувствует ребёнок во время кризиса 7 лет, нужно взглянуть на происходящее его глазами. Вот вам история одного семилетнего мальчика:

«Мне 7 лет. Теперь я уже взрослый и хожу в школу. У меня есть большой портфель и красивая форма. Они мне очень нравятся. Мама теперь всем говорит, что я вырос. И я стараюсь вести себя как взрослый.

Вчера решил сам помыть посуду и нечаянно разбил мамину чашку. Мама долго ругала меня, сказала, что у меня руки как крюки и нечего мне было лезть, раз не умею аккуратно мыть. А я всё умею, просто чашка была в мыльной пене и выскользнула у меня из рук.

А на днях к папе приходили друзья. Они разговаривали о каких-то свечах и что папиному другу нужно их заменить. Я сказал, что мне тоже покупали свечи, когда я болел гриппом. Папины друзья засмеялись надо мной. Оказалось, что они говорили про свечи зажигания в машине.

В классе у нас есть мальчик Вова. Он часто дерётся и обижает девочек и громче всех смеётся на уроках, хотя учительница ругает его за это. Я хочу быть таким, как Вова. Когда я рассказал о нём маме, она ответила, что Вова – хулиган и мне нельзя с ним дружить. А я сказал, что всё равно буду! Тогда мама сказала, что я ещё маленький и много не понимаю.

Но как это маленький, я ведь уже взрослый! В школу хожу, уроки делаю, по дому помогаю… »

Родители часто сами подчёркивают наступившую «взрослость» ребёнка, продолжая при этом относиться к нему как к маленькому. Возникают противоречивые условия, в которых ребёнок не знает, как правильно ему поступить. То ли вести себя «по-взрослому», рискуя стать объектом критики или насмешек, то ли оставаться в детстве, где мама и папа смогут решить все проблемы за него.

Как пережить этот период родителям?

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными. Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника.

Для начала, перестаньте гиперопекать ребёнка и предоставьте разумную свободу формирующейся личности. Но чтобы не волноваться и продолжать обеспечивать безопасность ребёнка, воспользуйтесь приложением «Г де мои дети » из AppStore и GooglePlay. С ним вы всегда будете знать, где ваш ребёнок, что он делает и как обстоят дела в школе.

10 НЕ для родителей:

Естественное желание всех родителей – уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни. Однако если постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

10 МОЖНО для родителей:

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Последствия кризиса

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Исход кризиса 7 лет во многом зависит от грамотного поведения родителей.

Если мама и папа смогут выбрать правильную стратегию воспитания и спокойно примут все изменения в поведении ребёнка, то по окончанию кризиса 7 лет у него сформируются:

Если же родители излишне требовательны к ребёнку, уделяют большое внимание успеваемости и игнорируют другие школьные проблемы, то у ребёнка может возникнуть такое явление, как школьная дезадаптация. Она проявляется в:

Советы психолога

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет

Кризис 7 лет является необходимым этапом в развитии ребёнка. Поэтому родителям важно запастись терпением на этот период и выбрать правильную стратегию воспитания:

Родительская поддержка необходима ребёнку на любом этапе жизни. Не закрывайте глаза на проблемы в школе и с одноклассниками, даже если они вам кажутся несущественными. Для ребёнка может быть настоящей трагедией, если учительница перед всем классом назвала его неряхой или одноклассник на перемене подставил подножку. Особенно это касается тревожных, робких и застенчивых детей.

Кризис 7 лет – вполне закономерное событие в жизни ребёнка. Исследования психологов давно показали, что те дети, которые имели явные кризисные симптомы, впоследствии лучше адаптировались к школе, нежели те, у кого наблюдались «стёртые» проявления. Поэтому не нужно бояться возрастных кризисов. Это ещё одна ступенька в развитии вашего ребёнка, которая поможет ему стать взрослее!

Источник

В вашем классе есть ребенок с СДВГ?

Что важно знать родителям гиперактивного ребенка, его учителю и родителям его одноклассников

Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Смотреть картинку Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Картинка про Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 лет. Фото Неусидчивый ребенок в школе что делать 7 летИрина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ

Сегодня в каждом классе может казаться ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – и не один. Как вести себя родителям, когда их гиперактивный ребенок идет в школу? Что важно знать о гиперактивных детях учителям? Можно ли так наладить учебный процесс, чтобы не страдал ни ребенок с СДВГ, ни его одноклассники?

Все дети в школьном классе ведут себя по-разному. Но некоторые ребята выделяются особенно: они игнорируют нормы поведения и просьбы учителя, бесконечно болтают на уроках, раскачиваются на стульях, считают ворон за окном — в общем, делают все, что угодно, но только не учатся.

Часть таких детей на самом деле не просто плохо себя ведет — у них есть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и это медицинский диагноз.

СДВГ — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое начинается в детстве. Страдающий таким расстройством человек слишком активен и импульсивен, он испытывает сложности с концентрацией и удержанием внимания. Симптомы СДВГ могут проявляться регулярно и в любой обстановке и создают трудности для ребенка, его родителей, учителей и других детей. Поведение детей в этих случаях обычно не соответствует возрасту.

Считается, что СДВГ чаще страдают мальчики, чем девочки (примерно 80% против 20%), а у городских детей расстройство наблюдается чаще, чем у детей из сельской местности. Кроме того, чаще СДВГ страдают дети из социально неблагополучных семей. В целом в мире количество детей с СДВГ — примерно 5%. Получается, что из двадцати детей хотя бы один будет гиперактивным. А это значит, что почти в каждом школьном классе есть ребенок с той или иной степенью СДВГ.

Признаки СДВГ у детей

Дети, у которых есть синдром дефицита внимания — он может сопровождаться или не сопровождаться гиперактивностью — имеют маленький диапазон активного внимания. Это значит, что они не могут управлять ни своим вниманием, ни своим поведением — и концентрируются на самом ярком и интересном, что есть в зоне их видимости. Если перед таким ребенком болтается косичка девочки, за окном летит ворона, а за дверью гогочут старшеклассники, он неизбежно отвлекается.

Гиперактивный ребенок мешает другим детям. Он может выкрикивать что-то с места, подпрыгивать и вставать, забираться под парту, раскручиваться на стуле, топать ногами и даже петь. Важно понимать, что ребенок при этом не делает все это назло кому-то: иначе он просто не может. Он как человек, который замерз и дрожит. От чьего-либо приказа дрожь не прекратится.

Иногда бывает, что помимо СДВГ у ребенка есть еще какие-то часто сопровождающие этот синдром проблемы — тревожность, депрессия, вызывающее оппозиционное расстройство, расстройство поведения. Он может быть не только гиперактивен, но и враждебно настроен к окружающим. В таком случае он становится головной болью для одноклассников и их родителей, которые немедленно начинают писать жалобы в различные инстанции. При этом есть способы решить проблему конструктивно.

Что лучше всего делать родителем детей, одноклассник которых имеет СДВГ?

В ситуации, когда разбирательство неминуемо, лучше всего обратиться к школьной администрации, которая обязана помочь выстроить взаимодействие между всеми участниками конфликта и попробовать решить проблему, поскольку именно школа должна обеспечить физическую и психическую безопасность учеников. Но родители других детей не имеют права требовать исключить чужого ребенка из учебного процесса и лишить его права на образование.

Что может делать школьная администрация? Например, прикрепить к ребенку с трудным поведением тьютора, попросить школьного психолога присутствовать на уроках и создать для ребенка план работы по обучению самоконтролю.

Возможно, каким-то другим образом договориться с родителями проблемного ученика — скажем, о том, что ребенок учится по индивидуальному плану: часть уроков посещает вместе со всеми, часть изучает дистанционно или на семейной форме обучения, или получает консультации один на один с учителем (зависит в каждом случае от возможностей семьи и школы, от утомляемости ученика, от того, какие у него основные проблемы).

Школе и родителям ребенка с СДВГ важно снизить уровень взаимных претензий, и перейти к тому, что должен делать родитель дома и что — учитель в школе. И те, и другие могут сделать довольно много.

Что может сделать родитель школьника с СДВГ вместе с учителем?

В совместной зоне ответственности у родителя и учителя ребенка с СДВГ — единство требований к этому ребенку. Учитель должен четко дать понять, что ребенок должен делать в школе для того, чтобы освоить программу и получить аттестацию.

Учитель и родители должны организовать постоянный обмен информацией. Дети с СДВГ часто пропускают сроки или игнорируют какие-то задания, не делают домашку или вообще не ходят на уроки, оказываясь по уши в учебных долгах. Родители об этом зачастую просто не знают — и не узнают без помощи учителя.

Кто-то из родителей всегда должен с помощью учителя отслеживать посещение ребенком школы, его успеваемость, выполнение им домашних заданий. Ведь накопленные долги, претензии рано или поздно закончатся выговором этому ребенку, из которого он в силу СДВГ никаких выводов не сделает, а вот стресс получит колоссальный.

Что может сделать родитель школьника с СДВГ дома?

Родительская зона ответственности — это, во-первых, хорошее физическое состояние ребенка. Дети с СДВГ очень зависимы от своего самочувствия – если оно плохое, их внимание падает до критического минимума.

Итак, родители должны следить за тем, чтобы ребенок вовремя выходил в школу и из школы, не «загуливал» по дороге. Важно, чтобы он вовремя ложился спать — иначе совсем не будет работать на уроках, и идти в школу бессмысленно. Нужно следить, чтобы он позавтракал, потому что шоколадки и снэки без завтрака и обеда быстро сказываются на общем состоянии.

Важно, чтобы, когда такие дети делают домашнее задание, на них не кричали — хотя порой они бывают невыносимы и доводят родителей до белого каления. Некоторые пользуются лайфхаком: если позволяют средства, они нанимают, например, студента, который может просто сидеть рядом с ребенком и смотреть, чтобы он не отвлекался.

Самое главное — научить ребенка базовым вещам: целеполаганию и планированию работы, самоконтролю, наблюдению за собственным состоянием и силами. Важно не делать за ребенка половину работы, не требовать, чтобы он все переделывал. Вместо этого можно учить ребенка понимать, в каком порядке делать работу, что у него не получилось, анализировать, почему так вышло. Таким образом можно помочь ребенку осознать те пути, по которым он может пойти, чтобы помочь самому себе.

Еще несколько фактов про детей с СДВГ

Учителю, в класс к которому пришел ребенок с СДВГ, важно точно знать, как вести себя с ним. Для этого в рамках программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса был запущен бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова.

В курсе подробно рассказывается об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка, как помочь ему социализироваться и как взаимодействовать с его родителями и родителями других детей по поводу него. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации. Посоветуйте курс учителю в вашей школе!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *