Неудержимая сага что означает
Кто и когда начал записывать настоящие саги и почему им нельзя полностью доверять
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как возникали старинные саги и что помогло их сохранить
Все саги, за редким исключением, составляли в Исландии. Этот остров в северной части Атлантического океана, к западу от Скандинавского полуострова, был заселен в IX веке норвежцами, которые покинули родные края из-за конфликта с королем Харальдом I. Прошло немного времени – и появились первые саги, предания, в которых осмысливалось прошлое и настоящее исландцев. Сагами называли сказания о народе и его истории, о родах и родовых распрях, потом – о правителях, епископах, рыцарях. Слово saga на древнескандинавском и означало «сказание». Кстати, родственным этому термину стало и английское say («сказать»).
Самые древние из письменных источников, где зафиксированы саги, относятся к XII веку, а большинство саг было сложено в период с X по XI век – это так называемый «век саг» или «эпоха саг». Рукописи составлялись в большом количестве вплоть до XV века, и благодаря этому сохранилось довольно большое количество этих образцов исландской литературы. Они же позволяют изучать историю средневековой Скандинавии и нашествий викингов, включая и их путешествия к славянским землям. Или все-таки не позволяют?
Бог Один и другие персонажи саг
Среди саг можно выделить несколько основных разновидностей. Рассказывали саги о древних временах – то есть о ранних периодах исландской и скандинавской истории. Эти правдивые повествования включали довольно значительное количество мифов и легенд, впрочем, и другие типы саг не были освобождены от некоторого вымысла. Нередко персонажем сказания становился бог Один, главный из пантеона богов германо-скандинавской мифологии. Появляясь в повествовании в облике почтенного старца, он часто помогает героям.
Составляли «саги об исландцах», родовые саги – те подробно описывали истории распрей, случаи кровной мести, которая определяла жизнь многих поколений враждующих семейств. Саги вообще отличаются подробным, обстоятельным описанием всех действующих лиц и их генеалогии. Неспешный рассказ о том, как звали родителей героя, а затем его жену и прочих членов семьи, а потом все те же описания в отношении следующего героя младшего поколения, и так много раз – сейчас это могло бы показаться скучным, поскольку удаляет слушателя-читателя от поворотов сюжета, но для исландцев обойтись без этой составляющей было немыслимо.
« Фрейр стал правителем после Ньёрда. Его называли владыкой шведов, и он брал с них дань. При нем были такие же урожайные годы, как и при его отце, и его так же любили. Фрейр воздвиг в Уппсале большое капище, и там была его столица. Туда шла дань со всех его земель, и там было все его богатство. Отсюда пошло Уппсальское богатство и всегда с тех пор существует. При Фрейре начался мир Фроди Тогда были урожайные годы во всех странах. Шведы приписывали их Фрейру. Его почитали больше, чем других богов, потому что при нем народ стал богаче, чем был раньше, благодаря миру и урожайным годам. Его женой была Герд дочь Гюмира. Их сына звали Фьёльнир. Фрейра звали также Ингви. Имя Ингви долго считалось в его роде почетным званием, и его родичи стали потом называться Инглингами ». («Сага об Инглингах», ок. 1220 – 1230 гг., автор – Снорри Стурлусон).
Саги и изучение истории Исландии
Саги об исландцах, как отдельная разновидность саг, рассказывали, помимо преданий о кровной вражде, историй о путешествиях викингов, еще и о том, как происходило переселение на остров первых колонизаторов. Вероятнее всего, такие повествования некогда включали в себя реальные события жизни исландцев, во всяком случае – в своем первоначальном изложении.
Были «королевские саги», их складывали о правителях – главным образом, правителях Норвегии, которой Исландия оказалась подчинена в середине XIII века. Спустя некоторое время появились так называемые «рыцарские саги» – они представляли собой переводы французских любовных песен и других сочинений подобного рода, пришедших в Исландию с материка.
В XI веке остров стал христианским, здесь появилась первая церковь (что, правда, не вытеснило скандинавских богов из исландского эпоса). Стали складывать так называемые саги о епископах, представлявшие собой жизнеописание христианских святых. Еще одной разновидностью саги была «сага о недавних событиях»: в этих случаях речь шла о том, что произошло либо при участии автора, либо стало ему известно непосредственно от одного из действующих лиц. Такие сказы включали большое количество мелких деталей, подробностей, отчего объем произведений мог доходить до тысячи страниц, а количество персонажей – и превышать это число.
Обращаясь к сагам, можно изучать и историю, и мифологию Исландии – и чаще всего отделить одно от другого непросто или вообще невозможно. Маловероятна абсолютная правдивость рассказанного, прежде всего, из-за значительного, в несколько веков, промежутка времени между событиями и записями о них. Встречаются и саги-компиляции, как, например, сага о Стурлунгах, созданная для обобщения истории Исландии до подчинения ее Норвегии.
С другой стороны, можно назвать эти исландские произведения своего рода национальной энциклопедией: они порой включали в себя и тексты древних законов, и короткие рассказы, и фрагменты поэтических произведений. Авторы большинства саг неизвестны, лишь саги на религиозные темы, записанные начиная с XIV века, содержат указания на сочинителя. Одним из таких повествователей стал Стурла Тордарсон, который, написав несколько саг о заселении Исландии, вошел в историю и как прозаик, и как историограф.
Саги оказались ценным вкладом исландцев в европейскую литературу и в изучение средневековой истории. Но о тех же викингах они дают довольно смутное представление. История викингов закончилась намного раньше, чем появились первые рукописи со старинными сагами. Как и история таинственных берсерков, которых опасались племена восточных славян.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Значение слова сага
Словарь Ушакова
с а га, саги, жен. (нем. Sage).
Этнографический Словарь
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(древнесканд. saga, от sedja — сказывать) — одна из разновидностей эпоса. В древнескандинавском фольклоре — прозаическое повествование о богах и героях со стихотворными вставками. В переносном (расширительном) смысле — обширное эпическое повествование.
Рб: роды и жанры литературы
Род: эпические жанры
Пример: Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»
* «Для современных скандинавских литератур древние саги составляют живое наследие. Мотивы и образы саг часто звучат в произведениях писателей XIX—XX веков, например, у Г. Ибсена, Х. Лакснесса» (А.Ф. Головенченко). *
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Древнескандинавская или древнеисландская героическая или историческая повесть о богах и героях.
* Саги о королях Норвегии. *
* Героическое время рождает саги и песни. *
Тюркизмы в русском языке
ж обл. (новорос.) долгий песчаный мыс, коса (Даль, 4, 127). Заимств. из тюрк. (Фасмер, 3, 543). Радлов сага (каз.) 1. подошва горы; 2. устье реки (4, 261); caha (крым.) открытое поле (4, 282).
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG saga)
термин, используемый нек-рыми учеными, в частности Карлом Бартом (1886-1968), для обозначения историй, описываемых в главах Книги Бытия (1-11), к-рые, по его мнению, являются воображаемыми и поэтическими реконструкциями изначальной истории. Их можно принимать не на базе истории или науки, а на основе веры, данной Святым Духом.
Словарь духов и богов
Сага в германо-скандинавской мифологии богиня прорицания.
Энциклопедический словарь
город в Японии, на о. Кюсю, административный центр префектуры Сага. 170 тыс. жителей (1992). Машиностроительная, хлопчатобумажная, фарфоро-керамическая промышленность. Рыборазведение. Торгово-промышленный музей.
Словарь Ожегова
САГА, и, ж.
1. Древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. Саги о викингах.
2. перен. Нечто легендарное и поэтическое (высок.). Таинственные саги прошлого.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(древнесканд. Saga) — богиня скандинавской мифологии, о которой имеется мало данных. По Grimnism á l Эдды, С. обитает на Сёкквабекке и ежедневно пьет там с Одином из золотого сосуда. По-видимому, С.— лишь другое название Фригги, супруги Одина. Мюлленгофф видит в С. олицетворение отражения солнца в воде.
— см. Исландская литература. Кроме указанных в этой статье памятников, особое внимание привлекают саги, содержание которых так или иначе связано с Россией. Заключающийся в них исторический, бытовой и литературный материал далеко еще не исчерпан научно. Он относится отчасти к древнейшему, доваряжскому периоду русской жизни: такова, напр., Hervararsaga, автор которой пользовался очень древними, не дошедшими до нас песнями (лучшее издание — Bagge, «Norr öne Skrif ter» 1873; исследование Heinzel’я, «Ueber die Hervararsaga», в «Sitzungsberichte Венской акад.» 1877, т. 114). Большей частью содержание этих С. относится к варяжскому периоду. Рядом с легендарными мотивами мы находим здесь рассказы, производящие впечатление исторической правды и могущие до известной степени дополнить повествование русской летописи. Orvar-Oddssaga дает любопытную параллель к летописному рассказу о смерти Олега (последн. изд. Boer, Галле, 1892); сага об Эймунде («Eymundorsaga», пер. Сеньковского (в «Библ. для чтения», 1834) переносит нас в эпоху княжения Ярослава Мудрого и т. д. Много отрывочного материала дают и другие саги; он собран в устаревшем теперь издании «Antiquit és russes d’après les monuments historiques des Islandais et dos ancien s Scandinaves» (изд. Soci été des Antiquaires du Nord, Копенгаген, 1852). О Киеве в скандинавском предании см. Дашкович, «Приднепровье и Киев по некоторым памятникам древнесеверной литературы», в «Киевск. унив. известиях», 1886, 11, и А. Веселовский, «Киев — Град Днепра», в «Записках ром.-герм. отдел. Филол. общ. при Спб. университете», вып. I, СПб., 1888. На русский язык переведено очень незначительное число саг; кроме вышеуказанного перевода саги об Эймунде — «Извлечение из саги Олава, сына Триггвиева, короля Норвежского. Пребывание Олава Тр. при дворе Владимира Великого», пер. с исландского С. Сабинина; «Сага о Финнбоге Сильном», Ф. Д. Батюшкова («Журн. Мин. нар. просв.», 1885); «Сага об Эйрике Красном» С. Н. Сыромятникова (СПб. 1890; здесь повествуется об открытии Америки исландцами в конце X в. и об основании там первой исландской колонии в начале XI в.). Оба последние перевода снабжены предисловиями, посвященными характеристике С. вообще. Хороший краткий очерк исландской литературы с перечнем С. и библиографическими указаниями дает О. Brenner, «Altnordisches Handbuch» (2 изд. т. I; Лпц., 1896).
Значение слова «сага»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В метафорическом смысле (а иногда и иронически) сагой называют также литературные произведения других стилей и эпох (в том числе современные) или вообще жизненные истории, имеющие нечто общее с древнеисландскими сагами: обычно это некоторая эпичность стиля или содержания и/или отношение к семейным историям нескольких поколений. Некоторые авторы включают слово «сага» в название своих произведений.
Название saga, вероятно, происходит от исландского глагола segja — говорить, и обозначает как устное повествование, так и оформленное в письменном виде. Первоначально у исландцев термин «сага» применялся по отношению к любому прозаическому повествованию, однако в настоящее время он объединяет совокупность литературных памятников, записанных в указанное время.
СА’ГА, и, ж. [нем. Sage]. 1. В древнескандинавской поэзии — народное сказание, былина, памятник мифологического или легендарно-исторического характера (истор., лит.). С. о Фритиофе. Исландские саги. 2. Поэтическое сказание, легенда (поэт.). Студеный ключ играет по оврагу и, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он. Лермонтов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Что такое сага?
Содержание статьи
Сага как литературное произведение
Изначально сагами назывались литературные произведения повествовательного характера, которые составлялись в XIII-XIV веках в Исландии. В сагах рассказывалось о жизни и истории скандинавских народов.
Само слово «сага», вероятно, происходит от древнескандинавского saga, что означает «сказание», «сказ». Исследователи сходятся во мнении, что термин происходит от исландского segia («говорить»).
Первоначально у народов, населявших Исландию, термин «сага» обозначал любое повествование – как устное, так и закрепленное в письменном источнике. Однако в науке принято считать сагами литературные памятники, записанные в указанные века.
В настоящее время сагой нередко именуют литературные произведения, принадлежащие к иным стилям и эпохам. Для подобных произведений характерны определенная эпичность стиля. Иногда сагой называют описание семейных историй нескольких поколений.
Самые известные исландские саги:
Принципы построения саги
Обычно сага начинается с описания родословия действующих персонажей. Часто сказание начинается стандартной фразой: «Жил человек по имени…». Таким способом дается характеристика наиболее значимых персонажей. Нередко рассказ начинается с описания жизни нескольких поколений, предшествовавших появлению основного героя. Часто начало саги восходит к временам заселения древней Исландии и возникновения в Скандинавии первых государств. В саге обычно присутствует достаточно большое число действующих лиц – иногда до сотни и даже более.
Основные события исландской саги – это обычно родовые распри или жизнь правителей. Саги содержат подробные описания того, что происходило в давние времена. Очень часто в них указывается даже то, кто, кому и какую рану нанес в битве. В сагах присутствуют цитаты из других литературных источников (к примеру, из текстов древнескандинавских сводов законов). Для исландской саги характерна четкая хронология событий: в сказании точно указывается, сколько лет прошло от конкретного события.
Описание внутреннего мира и эмоций действующих лиц в сагах изображаются сдержанно и весьма лаконично. По этой причине современному читателю, который воспитан на литературе с экспрессивной передачей чувств, бывает нелегко оценить глубину трагедии, в которую вовлечены герои сказания. В исландских сагах нет того описания отношений между полами, которое присуще нынешней литературе. Взаимоотношения между супругами и другими членами семьи находят отражение в повествовании лишь постольку, поскольку они имеют отношение к разворачивающемуся сюжету. Нередко о любовной связи говорится лишь при помощи намеков.
Для некоторых исландских сказаний характерно использование элементов фантастики. В саги включались эпизоды с нечистью, привидениями.
Деление сказаний на циклы
Вся совокупность текстов, которые принято называть сагами, по традиции разделяют на ряд циклов. Основанием для такого деления является время действия и тематика произведений:
Наибольшую известность получил цикл «Саги о древних временах». Эти сказания повествуют об истории Скандинавии. Основа для таких повествований – мифы и легенды, переплетенные со сказочными мотивами. Самый известный источник, относящийся к этому циклу, носит название «Сага о Вёльсунгах».
«Саги о королях» содержат описание истории Норвегии и Дании. Причина для выбора предмета проста – в самой Исландии монархической власти не существовало. Одним из самых известных произведений данного цикла считается «Сага о Хаконе Хаконарсоне».
«Саги об исландцах» иначе называют также «Родовыми сагами». Предметом таких сказаний становились истории о жизни исландских родов и взаимоотношениях между ними. События, которые нашли отражение в таких сагах, обычно относятся к X-XI векам. Вершиной исландского родового эпоса можно считать «Сагу о Ньяле». Это пространное сказание имеет вполне связную структуру и повествует о храбром и достойном человеке, который женился на красивой женщине. Герой проходит через целый ряд распрей. Основная проблематика родовой саги – становление стабильности в обществе и роль в этом человеческих страстей.
«Саги о епископах» содержат описание истории католицизма на территории Исландии. В этих повествованиях историки находят множество достоверных данных о деяниях католических епископов.
Особенности исландской саги
Традиционно в Европе считалось, что исландцы – народ, который умеет сочинять саги и почти никогда не лжет. В одном из предисловий к историческому исследованию, написанному на латыни, автор говорит, что в своей работе он опирался на исландские саги – именно потому, что «народ этот не подвержен лжи». Считалось, что саги содержат вполне достоверные сведения о жизни народа, населявшего Исландию.
Аналогов исландской саги в Европе нет. Так называемые ирландские саги с исландскими сказаниями ничего общего не имеют. Сага в изначальном понимании этого термина – это устное повествование о неких важных и значимых событиях.
Некоторые исследователи не считают сагу жанром, рассматривая такое повествование как одну из форм рассказа о прошедших событиях. Так называемые родовые саги примечательны вниманием, которое уделяется бытовой жизни. Здесь находится место для описания коллизий, происходивших в повседневности. Такой подход не является характерным для прочих исторических источников: обычно средневековые историки не упоминают в своих сочинениях о том, каким способом готовится завтрак, как люди ссорятся на свадебном пиршестве. Все эти живописные детали из исторических повествований выпадают.
А вот для традиционной исландской родовой саги подобные сюжеты – не редкость, а самый главный предмет интереса. Составителей в первую очередь интересовали бытовые подробности жизни лучших и самых ярких представителей того времени.
Не меньший интерес представляют для рассказчиков самые разные правовые коллизии, тонкости и хитросплетения правовых ситуаций. В сагах также в изобилии присутствуют преступления и кровопролития. Однако рассказы об этом вводятся не для того, чтобы сделать изложение увлекательным: хроникер просто дает подробное описание происходившим на самом деле событиям. Если какой-то кровавый эпизод не имел места в действительности, он не приписывается герою. Любой рассказчик, по всей видимости, считал себя носителем правды и не пытался приукрасить действительность. Почти все персонажи тех саг, что дошли до современности, являются конкретными историческими лицами.
Обычно в сагах рассказывается о прошедших событиях, что привносит особое своеобразие в стиль повествования. В частности, это касается подробного описания генеалогии, предшествующей основному рассказу. Введение описаний родов было тем моментом сказания, который делал сагу достоверной и придавал ей убедительность. Среди слушателей сказаний наверняка были те, кто состоял в отдаленном родстве с персонажами, которых рассказчик подробно перечислял в самом начале.
Особняком в литературе того времени стоят «королевские саги». Они написаны исландцами, однако повествуют о Норвегии. Норвежцы – ближайшие соседи исландцев. Между двумя народами всегда существовали не только дружеские, но и враждебные отношения. Норвежские конунги проявляли интерес к Исландии. Последние, в свою очередь, также интересовались политическими событиями Норвегии. «Саги о королях» содержат рассказы о политических событиях, имевших место в норвежских землях с XIII века.
Ингольв Арнарсон – первый норвежский поселенец в Исландии
Правдивость любых видов исландских сказаний не вызывает сомнений у исследователей. Правдой дышит каждая строчка саг. Хотя не исключено, что незначительные детали рассказчики вполне могли сочинять. В частности, это может касаться диалогов между героями повествования. Но было бы нелепо упрекать составителей саг в фальсификации событий только на этом основании.
Впрочем, известны и саги, где от начала до конца присутствовал вымысел. По своему стилю эти истории ближе к сказкам. Здесь вполне можно встретить огнедышащих драконов; герои в таких сказания способны одним броском копья пронзить дюжину врагов. Следует отметить, что такие саги с элементами фантастики пользовались в народе большой популярностью.