Образовательные проекты что это
Проектная деятельность в системе школьного образования
В статье рассматривается круг вопросов, связанных с проектной деятельностью в системе современного российского образования, в рамках школьного обучения. Статья охватывает ряд ключевых вопросов по теме. Актуальность выбранной темы. Понятие проектной деятельности. Цели и задачи проектного обучения. Классификация (типология) и составляющие элементы (структура) учебно-образовательных проектов. Круг проблемных сложных (дискуссионных) вопросов, связанных с воплощением проектной деятельности.
В последние годы, в системе российского образования, стала широко востребована учебно-образовательная проектная деятельность. Об этом много говорят, еще больше пишут – проектирование широко применяется педагогами на всех уровнях (ступенях) образования. В тоже время, следует отметить, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования, что закономерно влечет за собой различную интерпретацию данных понятий. Вследствие этого, возникает определенно-качественная противоположная двойственность. С одной стороны, вариативность взглядов позволяет расширить границы понимания и реализации учебно-образовательных проектов. С другой стороны, такая ситуация создает специфику неопределенности, где, в отсутствие строгих общепринятых терминологических рамок, любой реферат, например, доклад, небольшое научное исследование, любую инсценировку и ролевую игру, можно выдать под видом проекта. В связи с этим, представляется актуальным и целесообразным, на основании ряда источников, выявить сбалансированную, но состоятельно-обоснованную точку зрения в понимании сути проектной деятельности, для успешной реализации учебных проектов в педагогическом и образовательном процессе.
Для наглядности, проектную деятельность можно сравнить с детским конструированием, где ребенок (дети), в целенаправленном и последовательном процессе соединения различных элементов конструктора, приходит к запланированному, но известному заранее результату – готовой модели. В отличие от детской развивающей игры, проектирование в разы сложней по своей структуре и содержанию, охватывает намного больше различных видов и способов познавательной деятельности. Например, индивидуальная познавательная деятельность и групповая, или, научная и художественная, или, теоретическая и эмпирическая, и т.д. В свою очередь, такое разнообразие позволяет ученику (учащимся), в процессе работы над проектом, применять различные формы, методы и приемы организации обучения, разумеется, в рамках конкретной рассматриваемой темы. Таким образом, проектную деятельность, можно представить как разновидность педагогической Технологии обучения – универсальный системно-комплексный метод создания оригинального/эксклюзивного учебно-образовательного продукта.
Приведенным выше определением можно не ограничиться, поскольку, существуют различные формулировки проектной деятельности. Например, Л.И. Палаева характеризует проект (проектный метод) следующим образом: “По содержанию – это учебная деятельность интеллектуально нагруженная; по форме предъявления материала – проблемная; по форме добывания знаний – самостоятельная” [3].
В целом, можно проследить общую тенденцию авторских взглядов на метод проектирования.
Проект – это комплексная деятельность временного коллектива в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направляет на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.п.).
Под методом проектов подразумевается способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата, который ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Учебный проект – комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся (учащимися) комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [7, 8, 9, 10, 11].
Таким образом, большинство авторских мнений сводятся к тому, что проектный метод является одной из наиболее эффективных форм организации учебного процесса, построенного на принципах субъект-субъектного образования [4], и представляет собой активную самостоятельную творческую деятельность учащихся по решению проблемной задачи [2, 5, 6].
В продолжение, следует перейти к целям (цели) проектной деятельности, которая, в целом, может выражаться в следующем – прививать и развивать у учащихся системно-комплексный, научно-исследовательский и индивидуально-творческий подход к процессу обучения, с целью эффективного решения разносторонних учебно-образовательных задач.
Относительно задач проектной деятельности, отметим, что нет необходимости приводить подробную их классификацию. Главное – они должны соответствовать основным целям. Однако, следует заметить, что задачи отдельно взятых проектов, главным образом обусловлены тематическим содержанием и спецификой их реализации. В число главных (общих) задач могут входить следующие виды деятельности:
1. Индивидуальная и групповая работа с различными источниками.
2. Решение практических задач, на основе приобретенных знаний.
3. Развитие коммуникативных навыков, в контексте решения учебно-образовательных задач.
4. Выработка методик научно-исследовательской работы. Комплексный подход к проблеме. Систематизация полученных знаний.
5. Формирование практических навыков по научно-исследовательской работе (проблема, цель, задачи, источники, и так далее).
6. Развитие научного мышления. Формирование аналитического и критического мышления учащегося.
7. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала.
8. Самореализация учащихся, посредством решения учебно-образовательных задач.
9. Развитие интереса к учебному предмету и общешкольной жизни. И так далее.
В зависимости от типологических признаков исследователи выделяют различные виды проектов в зависимости от доминирующей деятельности, количество участников, содержание проекта, продолжительности выполнения, характера координации и т.п. В качестве примера, можно привести классификацию (типологию) Белякова Е.М., Воскресенской Н.М., Иоффе А.Н. [1].
Несмотря на выявление целей, задач и общую типологию проектной деятельности, остается открытым один, существенно-важный вопрос. Каким критериям (методическим требованиям) должна отвечать и соответствовать проектная деятельность? Надо признать, что наличие таких критериев необходимо, поскольку, практически любая учебная деятельность, может вполне подходить под одну из выделенных ранее обучающих задач. В свою очередь, проектная деятельность, подразумевает под собой системный и комплексный подход в создании учебно-образовательного продукта, с привлечением различных видов учебной деятельности. В силу этого, можно привести ряд основных критериев и методических требований к проекту. Проектная деятельность, является таковой, если основными элементами проектирования являются следующие компоненты, требующие разносторонней постановки и решения задач. Анализ ситуации, определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, формулирование задач и ожидаемых результатов, определение ресурсов, составление плана действий, выполнение плана, подведение итогов, оценивание полученных результатов (соотношение с ожидаемым результатом), рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы). В рамках перечисленных критериев (составных компонентов), примерно в той же последовательности, выстраивается и очередность (этапы проекта) выполнения проекта. Результаты работы, как правило, оформляются в виде презентации, печатного доклада и/или научной статьи.
Обычно проекты связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Но все чаще обсуждается проектирование и на уроке. Здесь существует два полюса – оптимисты заявляют, что у них каждый урок является проектом, а пессимисты обращают внимание на плотность существующих программ и невозможность в условиях дефицита времени уделять внимание еще и проектированию. В любом случае, сквозь споры оппонентов можно увидеть один, вполне закономерный вывод. Несмотря на общепризнанный положительный эффект, к реализации проектной деятельности стоит подходить взвешено, обдуманно, сообразуясь с общим контекстом образовательного процесса в учебном учреждении.
В свете сказанного, следует напомнить, что в нашей стране на методе проектов была построена система обучения в 20-е годы, когда отменили школьные предметы, а учащиеся разрабатывали бригадами междисциплинарные проекты – “Осень”, “Труд крестьянина”, “Великая Октябрьская социалистическая революция” (школа стала называться Единой трудовой школой). Все это привело к тому, что резко упал уровень базовых знаний – школьники стали хуже считать, писать, читать. В 1936 году было окончательно восстановлена классно-урочная система [1].
Создание условий, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современной школы. Таким образом, отметим еще раз, что проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Проект побуждает и позволяет учащимся проявить свои разносторонние возможности в многообразии учебно-образовательного процесса, развивает в них учебные компетенции, интеллектуально-познавательные способности, нравственные и коммуникативные качества и навыки.
При этом, чтобы проектная деятельность действительно была эффективной формой обучения, не следует забывать о вдумчивом, взвешенном и сбалансированном подходе в решении проектных задач (моделирование, время и место, подготовка, реализация). В силу этого, проект, в соответствии своим целям и задачам, должен гармонично вписываться в общую канву образовательного процесса в школе.
1. Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. 2011. №3. С. 62-67. [Электронный ресурс]. URL: www.pmedu.ru
2. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2013. 175 с.
3. Цит. по: Булашова А.Н. Развитие коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №11. [Электронный ресурс]. URL: http://dom-hors.ru/
4. Иванова М.А. Понятие “Объект обучения” в субъект-субъектной модели образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. 2015. №4. Том 21. С. 7-9. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях. М.: АРКТИ. 2005. 112 с. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение. 2011. 192 с.
Образовательные проекты: темы, разработки, примеры
Образовательные проекты являются теоретической и практической работой, которая связывает учеников и учителей. Они ориентируются на инновацию, новые пути решения рассматриваемой проблемы.
Инструкция
Как правильно составлять образовательные проекты? Для начала необходимо подобрать тему, которая будет в нем рассматриваться. Она должна быть не только интересной, но и иметь практическое значение. Тема согласовывается с учеником, который станет основным автором будущего проекта.
Разработка образовательного проекта предполагает составление плана действий. Также требует выделения вступительной части, основного содержания, заключения. В зависимости от того, какие выбираются темы образовательных проектов, они могут быть только теоретического характера либо содержать полноценную практическую часть.
Если работа подразумевает обобщение педагогом деятельности, в ней должны быть указаны примеры внедрения технологии, полученные результаты.
Помимо целей, задач, также в работе должны быть указаны методы, применяемые автором.
Пример работы учителя
Педагогический проект в образовательном учреждении может быть внеурочного характера, направленный на формирование у подрастающего поколения навыков проектной и исследовательской деятельности. Например, почетный работник общего образования Некрасова С. М. (Архангельская область) разработала проект, названный автором «Исследовательский клуб «Поиск». В чем заключается инновация автора?
Пояснительная записка
Рассматриваемый инновационный образовательный проект в полной мере отвечает требованиям федеральных стандартов второго поколения. Он направлен на воспитание гармонически развитой личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном социальном обществе.
Метод образовательных проектов, используемый автором, позволяет ему решать задачу, поставленную перед ним современным обществом – формировать творческую личность ребенка. Каждый школьник имеет определенные таланты и способности, которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является умелое руководство деятельностью школьников.
Темы образовательных проектов, предлагаемые ребятам, должны быть им интересны. В противном случае педагогу сложно будет добиться максимального погружения ребенка в тематику исследования.
Цель и задачи педагогического проекта
Любой проект образовательных программ предполагает постановку определенной цели и задач. Например, при организации исследовательского клуба «Поиск» учитель пытается дать ребятам новые представления о единстве материального мира. Основными задачами, которые подразумевает данный проект, будет знакомство подрастающего поколения с основными этапами проведения исследования, а также самостоятельная практическая деятельность.
Все образовательные проекты, создаваемые школьниками, предполагают выявление определенной проблемы, выдвижение собственной гипотезы, которую необходимо проанализировать по мере работы над проектом.
Целостная программа по проектной и исследовательской деятельности, используемая в рамках внеурочной деятельности, позволяет выявлять и развивать талантливых и одаренных детей, стимулировать познавательный интерес у обучающихся к исследовательской сфере.
Значимость проекта
Актуальность проекта состоит в учете индивидуально-типологических особенностей каждого школьника, привлечении их к внеурочной деятельности. Создание образовательных проектов с педагогом, представителями высшей школы позволяет ребятам получать практические навыки, вести научную дискуссию. При этом наблюдается саморазвитие и самосовершенствование, личностный рост ребенка, формирование его мировоззрения.
Проект клуба «Поиск» рассчитан на старшеклассников, предполагает проведение двух занятий в неделю. В программе выделяется три компонента: подготовительный, основной, заключительный. Этот проект образовательной деятельности реализуется в течение учебного года. Наполняемость группы составляет от пяти до пятнадцати человек.
Среди отличительных особенностей отметим большой научный диапазон, формирование личностных качеств талантливых учащихся, самостоятельную исследовательскую деятельность, использование различных видов информации.
Теоретическая основа проекта
Любой проект образовательного процесса предполагает применение теоретических и методологических аспектов. Например, проектные и исследовательские технологии анализировались в трудах Толстого, Вахтерова, Ушинского. Важность и актуальность школьных исследований подчеркивал А. М. Матюшкин, Л. В. Занков, а также Д. Б. Эльконин. Образовательные проекты, касающиеся проектной и исследовательской деятельности школьников, предполагают учет психологических особенностей детей различного возраста. Основной идеей педагога, специализирующегося на внеурочной проектной и исследовательской деятельности школьников, могут стать слова О. Холмзы: «Мир всегда готов принять талант с распростертыми объятиями».
Образовательные технологии
Такой проект образовательной организации предполагает применение инновационных педагогических технологий. Так, в деятельности исследовательского клуба «Поиск» применяются информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. Особое значение уделяется технологии диагностического развивающего прямого обучения А. А. Вострикова, развивающего обучения Л. Г. Петерсона.
Среди приоритетных направлений, применяемых в деятельности педагога-исследователя, отметим внедрение коммуникативных и информационных технологий.
Педагог создает оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности, способной к социоориентации посредством проектной и исследовательской деятельности.
Благодаря интеллектуальному общению подрастающего поколения с представителями науки, власти, возникает взаимосвязь поколений.
Требования к участникам проекта
К учащимся, вовлекаемым в этот образовательный проект, предъявляются определенные требования:
Содержание образовательного проекта
Подготовительный этап предполагает знакомство с методиками и техникой проведения эмпирического исследования, сбора научных данных. Педагог поясняет воспитанникам важность правильного проведения школьных проектов и исследований.
Самым значимым этапом данного педагогического проекта является построение самостоятельной образовательной траектории для каждого ребенка. Выбрав гипотезу для исследования, подобрав методики, изучив теоретическую базу, под руководством педагога школьник переходит к непосредственной деятельности.
На заключительном этапе предполагается проведение самооценки, презентации полученных результатов перед другими школьниками.
Как составить самостоятельный школьный образовательный проект? Примеры работ ребят помогут найти ответ на этот вопрос.
Проект по сравнению характеристик электрического и бензинового автомобильного двигателя
В связи с серьезным ухудшением экологической ситуации на нашей планете нужно искать альтернативные источники энергии, чтобы при их сгорании не выделялось много углекислого газа в земную атмосферу.
Миллионы личных транспортных средств передвигаются по улицам городов, создают многокилометровые «пробки», сжигают впустую дорогой бензин. При этом в воздухе существенно повышается содержание выхлопных газообразных веществ.
В крупных отечественных центрах автомобильные выбросы СО/СН в атмосферу существенно превышают вещества, поступающие при работе промышленных предприятий. В составе выхлопных автомобильных газов содержится много веществ, негативно отражающихся на здоровье людей.
В те моменты, когда автомобиль совершает резкие маневры, выделяется в десять раз больше несгоревших веществ, чем при стандартном варианте работы. Выхлопные газы оказывают негативное воздействие на психику детей и подростков.
Актуальность проекта объясняется постоянным возрастанием количества машин на городских дорогах, увеличением содержания углекислого газа в земной атмосфере. От того, как мы, подрастающее поколение, будем относиться к этому вопросу, зависит будущее Земли.
Цель проекта: выявить зависимость между видом двигателя и экологичностью транспортного средства.
Объект исследования: виды автомобильных двигателей.
Предмет: экологические характеристики разных автомобильных двигателей.
Новизна проекта заключается в сравнении экологических характеристик электромобиля с бензиновым двигателем.
Гипотеза: в отличие от бензинового двигателя, электромобиль обладает высокими экологическими характеристиками. При его работе не наблюдается увеличения количества углекислого газа в земной атмосфере.
Бензиновый двигатель является особым видом поршневого двигателя внутреннего сгорания, где осуществляется процесс воспламенения смеси воздуха и топлива, причиной которого является электрическая искра.
При его работе в атмосферу движется существенное количество углекислого газа, попадают в нее и несгоревшие органические углеводороды.
Оксид углерода (2) при соединении с гемоглобином крови негативно действует на передвижение кислорода в разных тканях организма. В составе таких газов есть альдегиды, имеющие резкий запах, вызывающий раздражение.
В неисправном двигателе образуется огромное количество сажи и смолы, что разрушает атмосферу нашей планеты. Важно срочно принимать активные меры для того, чтобы избежать этой страшной беды.
Воздух, в котором находится существенное количество отработанных газов, негативно действует на здоровье подрастающего поколения, уничтожает зеленые кустарники.
В ходе экспериментов было доказано, что при действии на женщину на ранних сроках беременности таких выхлопных газов проявляются серьезные отклонения в развитии ребенка.
Американские учёные подтвердили связь между выхлопными газами и снижением памяти, внимания.
Электрический двигатель не предполагает применения бензина, поэтому не выделяет в атмосферу вредных газов. Многие инженеры считают их транспортом с максимальным коэффициентом полезного действия. Автомобиль не нуждается в коробке передач, в нем сразу развивается максимальный крутящий момент.
Среди основных преимуществ электромобиля нужно упомянуть незначительные расходы на его обслуживание, эксплуатацию машины. В аварийной ситуации электромобили взрываются очень редко, а для их периодической подзарядки можно использовать обычную электрическую сеть. Не нужны в электромобиле механические тормоза, при работе которых выделяется в атмосферу существенное количество выхлопных газов.
Для оценки технического состояния автомобильного транспорта была проведена оценка автомобилей с целью определения количества выбросов СО/СН в земную атмосферу. Эксперимент проводился в разное время года, при различных температурных показателях.
Провести сравнение электрических типов двигателей не удалось по причине их отсутствия. В ходе проведенного эксперимента установили зависимость между годом выпуска автомобиля, его техническим состоянием, а также количественным показателем выбросов СО/СН в атмосферу.
Гипотеза, поставленная в начале проекта, подтвердилась. Удалось подтвердить связь между типом двигателя и количеством вредных выбросов в атмосферу планеты.
Новые бензиновые автомобили полностью соответствуют ГОСТу (Р41.83-99), а транспортные средства с пробегом нуждаются в дополнительной регулировке уровня СО/СН. В ходе работы была подтверждена серьезная угроза атмосфере планеты от передвижения по городам подержанных машин. Электродвигатель можно считать экологически безопасным видом автомобильного двигателя.
Для снижения риска выбросов в атмосферу диоксида углерода необходимы специальные государственные программы, например развитие энергосберегающих технологий, в том числе уменьшение количества бензиновых двигателей, увеличение числа электрических агрегатов.
Пример приведенного школьного проекта содержит все основные элементы: введение, постановку целей и задач, основное содержание, подведение итогов, анализ полученных результатов.
Безусловно, тематика индивидуальных исследований, выбираемых школьниками для проведения самостоятельной работы, должна значительно отличаться. Тема выбираемой им работы должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, сфере его научных интересов. Педагог старается учитывать также практические умения и навыки, которыми обладает школьник до начала работы над проектом.
Заключение
Образовательные проекты стали особенно актуальны в российских школах в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Для того чтобы педагог мог в полном объеме справиться с теми задачами, которые поставлены перед ним современным обществом, ему важно не только самому разрабатывать и внедрять в деятельность разнообразные проекты, но и активно вовлекать в такую работу воспитанников.
Среди главных отличительных особенностей проекта выделим его актуальность, значимость для определенной целевой аудитории, а также возможность практического внедрения.
Образовательный проект как основной инструмент научно-исследовательской деятельности преподавателя.
Образовательный проект как основной инструмент
научно-исследовательской деятельности преподавателя.
Косынцева О.В., преподаватель истории,
ГАПОУ ОНТ им.В.А.Сорокина
Целями проектного обучения являются:
1. Способствование повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
2. Развитие у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
3. Развитие исследовательских умений
Готовые исследовательские материалы, разработанные под руководством заинтересованного преподавателя, позволяют не только сформировать осознанное, глубокое знание по конкретной теме дисциплины, но также наглядно продемонстрировать студентам практическую значимость их знаний и умений, приобретаемых на других учебных дисциплинах. Сам же преподаватель получает ценный, уникальный образовательный продукт, готовый к использованию в дальнейшей работе.
Проектный метод используется в моей профессиональной деятельности уже несколько лет. За это время была разработана система методов и приемов организации проекта – сложной, трудоемкой, но благодарной и интересной работы, а также определенный комплекс требований к проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегративного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование тоталитарных политических режимов в разных странах мира);
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (анализ развития тоталитаризма на примере европейских государств для более объективного осмысления особенностей советской тоталитарной системы);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов;
4. Использование исследовательских методов.
При планировании проектной деятельности студентов особое место мною отведено следующим типам проектов :
Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических, социальных), анализировать какие-то исторические события, факты.
Выбор темы определялся следующими факторами:
рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к подростку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у студентов ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Цели и задачи проекта:
создать целостное представление об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., об её роли в жизни России, и влиянии на судьбы отдельных людей;
выяснить связи между историей семьи и историей страны;
повысить интерес к изучению истории;
вызвать чувство гордости за своих предков;
формировать умения студентов самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Мы разделили время работы на шесть этапов:
Сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
Сбор и анализ информации, работа с источниками
Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
Этап представления и защиты проекта.
Презентация проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.
У ребят возникали трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе им необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
При подведении итогов работы были отмечены следующие положительные факторы:
изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;
в процессе работы укрепились психологические контакты подростков с родителями и преподавателем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;
работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.
Следует отметить, что уровень успеваемости и качества знаний студентов – участников проектов, повысился на 23 % по разделу «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», что показал контрольный срез.
Очень важно, чтобы результаты выполненных проектов были материальны, т.е. как-либо оформлены (доклад, альбом, видеофильм и т. д.). Особое внимание преподаватель должен обратить на организацию презентации конечного результата – проекта, здесь целесообразно использование различных форм презентаций.
В заключение приведу основные правила проектной деятельности, которыми руководствуются студенты при работе:
1. В команде нет авторитарного лидера. Все члены команды равны.
2. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
3. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.