Несамоукорение что это за грех

Список грехов

Несамоукорение что это за грех. Смотреть фото Несамоукорение что это за грех. Смотреть картинку Несамоукорение что это за грех. Картинка про Несамоукорение что это за грех. Фото Несамоукорение что это за грех

Рядом с церковной лавкой висит интересный документ — «Памятка Исповеднику» в котором приведён подробный список грехов.

Грехи против Бога
— Отрицание суща (атеизм)
— Сомнения в существовании загробной жизни
— Сомнение в существовании ада, вечных мук.
— Неверие в Бога как в Промыслителя, Попечителя о нашей жизни
— Неверие в Бога, как в Вездеприсутствующего, Всевидящего.
— Сомнение или неверие каким-либо другим истинам Православной веры.
— Нежелание иметь истинного познания о Православной вере.
— Непосещение храма в воскресенье и праздничные дни.
— Разговоры в храме.
— Длительное неучастие в таинствах Исповеди и Святаго Причащения.
— Поспешность в молитве.
— Вытеснение Бога из ума и сердца различными пристрастиями и житейскими, суетными попечениями.
— Святотатство (пренебрежительное отношение, глумление над храмом, крестом, иконой и другими священными предметами).
— Игра в карты
— Кощунство (осмеивание каких-либо религиозных истин).
— Упоминание имени Божия, святых угодников Божиих в суетном разговоре.
— Упоминание без нужды нечистой силы; чертыхание.
— Суеверие (вера приметам, снам; вера в сглаз, порчу; боязнь перед колдунами).
— Исповедание ложных религий (неправославных).
— Обращение за помощью к служителям сатаны (колдуны, ворожеи, экстрасенсы, гипнотизеры, биоэнергетики, кодировщики и т.п.).
— Участие в пионерских, комсомольских, партийных и других организациях, отрицающих бытие Божие.
— Участие в демонстрациях. Празднование Нового Года (приходится на Рождественский пост).
— Посещение мавзолея, возложение цветов памятникам вождям революции.
— Неумеренное разговение в Рождество, Пасху (пьянки, гулянья, хождение по гостям).
— Уклонение от службы в Вооруженных силах.

Грехи против ближнего
— Халатное выполнение своих обязанностей на работе и дома.
— Непочитание родителей, отказ помогать им.
— Непочтительное отношение к гос. властям, начальникам, блюстителям общественного порядка, военнослужащим, старшим по возрасту.
— Невоспитание детей в Православной вере.
— Оскорбить, разгневать ближнего, причинить ему досаду, недовольство.
— Нанесение побоев. Убийство.
— Аборт.
— Худо говорить о ближнем.
— Проклинать ближнего, желать ему смерти, несчастий.
— Разглашение чужих слабостей, скверных поступков.
— Клевета.
— Соблазнение ближнего на грех (расплачиваться водкой, обнажать свое тело на пляже, носить короткую, нескромную одежду и т.п.)

Источник

Почему рукоблудие — грех?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Почему рукоблудие — грех?

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Несамоукорение что это за грех. Смотреть фото Несамоукорение что это за грех. Смотреть картинку Несамоукорение что это за грех. Картинка про Несамоукорение что это за грех. Фото Несамоукорение что это за грех

Бог Вас благословит!

Рукоблудие определяется Церковью грехом по нескольким причинам. В первую очередь, все ссылаются на безаппеляционную цитату апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9). Но мы не будем приводить ее в качестве аргумента, так как идут споры по поводу точного перевода термина «малакия», что же это за грех.

Попробуем разобраться в причинах осуждения рукоблудия.

Многие возразят и приведут в качестве аргумента довод о том, что это способ снятия напряжения для одиноких людей, но тут мы должны вспомнить об опыте монахов, у которых со временем это «напряжение» исчезает за ненадобностью. Известен подход Церкви в борьбе с данным грехом, который основан на противоположном действии. Озвучить опасность этого греха можно примерно так: «чем больше совершаешь, тем больше хочется». Церковь предлагает пищевой пост — для исключения белковой составляющей пищи, и поклоны как физическую активность, заменяющую физическое влечение. И самая главная составляющая — это отсечение помыслов, а не борьба с ними. То есть, когда в голове появляются соблазнительные мысли и картинки, нужно переключаться на другие мысли и желания.

Кроме того, давайте вспомним, что «грех» — это означает «ошибка». Почему рукоблудие — это ошибочный вариант? Потому что выбор в пользу рукоблудия сразу, априори означает, что человек смиряется с неполнотой своей жизни. Он не монах, так как полностью не берет на себя обеты монашества, но и не состоит в полноценных супружеских отношениях либо потому что какие-то проблемы мешают ему вступить в брак, либо потому что какие-то проблемы мешают разобраться с сексуальной жизнью в браке. И то, и то трагично. Кроме того, если продолжать разговор, супружеская близость предполагает близость не только физическую, но и, прежде всего, внутреннюю. Если человек ограничивает себя только стимуляцией своего тела, это имеет очень пагубные последствия для его души, которая не получает того, что она призвана получать, будь половое общение нормальным и полноценным.

Именно поэтому Церковь говорит и всегда говорила о том, что рукоблудие — это ошибочная, пагубная, очень калечащая и ограничивающая человека практика. Не из желания лишить человека чего-то, а из стремления обратить его взор в сторону полноты церковные писатели и святые отцы говорили о том, что рукоблудие — это ошибка.

Поэтому всем, кто страдает им, необходимо задуматься о том, зачем они это делают, что пытаются заменить этим суррогатом, и не тратить силы на то, чтобы заниматься этой никудышной практикой, а направить их на устройство полноценной жизни, в том числе и в сексуальной сфере.

Немного об этом писал мой собрат-священник, отвечая на вопрос Насколько страшен грех рукоблудия?

Источник

Самоукорение

Самоукоре́ние – уко­ре­ние чело­ве­ком себя самого за свои про­ступки, пре­ступ­ле­ния.

Обос­но­ван­ное обви­не­ние хри­сти­а­ни­ном себя самого за свои грехи или гре­хов­ность может рас­смат­ри­ваться как форма аске­ти­че­ского дела­ния.

Само­уко­ре­ние как основа пока­я­ния

«Чтоб про­ти­во­сто­ять падшим духам, надо видеть их. Борьба воз­можна только с таким про­тив­ни­ком, кото­рый под­вер­га­ется чув­ствам тела или души… Духи, неви­ди­мые для очей телес­ных, видимы для очей душев­ных, для ума и сердца; надобно научиться видеть их душев­ными очами» Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

Чело­век должен посто­янно быть вни­ма­тель­ным к себе, испы­ты­вать себя, позна­вать себя. Иссле­до­вать себя – диа­гно­сти­ро­вать соб­ствен­ные грехи и стра­сти. При этом он не должен терять надежды на воз­мож­ность духовно-нрав­ствен­ного пре­об­ра­же­ния (при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати), не должен терять упо­ва­ния на Бога.

В мир­ской жизни при­выч­ным и даже поощ­ря­е­мым дей­ствием в раз­лич­ных ситу­а­циях явля­ется само­оправ­да­ние.

Однако пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину сле­дует пом­нить, что «жертва Богу дух сокру­шен» ( Пс.50 ). Многие святые отцы назы­вают нача­лом Спа­се­ния само­уко­ре­ние, осуж­де­ние самого себя.

«Само­уко­ре­ние есть ино­че­ское дела­ние, есть умное дела­ние, про­ти­во­по­став­лен­ное и про­ти­во­дей­ству­ю­щее болез­нен­ному свой­ству пад­шего есте­ства, по кото­рому все люди, и самые явные греш­ники, ста­ра­ются выка­зы­вать себя пра­вед­ни­ками и дока­зы­вать свою пра­вед­ность при помощи все­воз­мож­ных ухищ­ре­ний» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Пра­виль­ное само­уко­ре­ние свя­зано с при­зна­нием своей вины за совер­шен­ные грехи. Его осно­вой явля­ется осо­зна­ние, что мы по своей гре­хов­но­сти недо­стойны вся­че­ских благ, нис­по­сы­ла­е­мых Богом, что мы заслу­жи­ваем пори­ца­ния за то, что нару­шаем Божии Запо­веди.

«А что такое само­уко­ре­ние? Сми­ре­ние. Счи­тать себя греш­ным, винов­ным – значит сми­рять себя» (прп. Вар­со­но­фий).

Почему же так важно само­уко­ре­ние? Мы знаем, что одним из усло­вий нашего Спа­се­ния явля­ется пока­я­ние. Мы упо­ваем, что Гос­подь про­стит нас — рас­ка­яв­шихся. Но может ли быть про­ще­ние без вины? Нет. Ведь если нет вины, то и про­щать нечего. А не при­зна­вая свою вину там, где вино­ваты, там, где мы нуж­да­емся в про­ще­нии, мы словно отка­зы­ва­емся от самой воз­мож­но­сти про­ще­ния.

И даже если чело­век не вино­вен в какой-то кон­крет­ной ситу­а­ции, он может рас­ка­и­ваться в других своих грехах, в том, что он грешен вообще.Ведь наша при­рода повре­ждена посред­ством греха наших пра­ро­ди­те­лей. Этот грех явля­ется наслед­ствен­ным. Все потомки Адама и Евы (исклю­че­ние – вопло­тив­шийся от Духа Свята и Марии Девы Гос­подь Иисус Хри­стос) рож­да­ются, будучи под­вер­жены пер­во­род­ному греху. И мы полу­чаем от рож­де­ния не только нашу смерт­ность, огра­ни­че­ния смерт­ного тела, но и склон­ность ко греху.

При­ни­мая Кре­ще­ние, чело­век посред­ством Божией бла­го­дати осво­бож­да­ется от скверны пер­во­род­ного и личных грехов. С момента Кре­ще­ния чело­век при­об­ща­ется к Церкви и её бла­го­дат­ным сред­ствам, необ­хо­ди­мым для борьбы со грехом.

Однако в мире дей­ствуют соблазны. Борьба с грехом тре­бует усилий, тре­бует подвига. А поскольку иска­жен­ное гре­хов­но­стью созна­ние делает чело­века пред­рас­по­ло­жен­ным ко злу, то «нет чело­века, кото­рый не грешил бы» ( 3Цар. 8:46 ). «Если гово­рим, что не имеем греха, – обма­ны­ваем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ).

А если мы отхо­дим от Бога, грешим, для Спа­се­ния необ­хо­димо наше пока­я­ние. Но для пока­я­ния необ­хо­димо уви­деть свой грех, и не просто уви­деть, а при­знать его своим грехом, то есть уко­рить себя. Осо­знать соб­ствен­ную вину. Ведь если мы счи­таем себя пра­выми, пра­виль­ными, то и меняться нам неза­чем. Оправ­ды­ва­ясь, не укоряя себя, не совер­шая пока­я­ние, мы не можем и изба­виться от послед­ствий соб­ствен­ных грехов, и значит – оста­емся в своей духов­ной нечи­стоте неспо­соб­ными при­нять Божию бла­го­дать.

Изна­чально от чело­века сокрыты многие его грехи. Забы­вая о веч­но­сти, о том, что здесь жизнь вре­мен­ная, о том, какова цель этой вре­мен­ной жизни, чело­век легко нару­шает Запо­веди. И совесть обыч­ного мир­ского чело­века зача­стую утя­же­лена гре­хами, покрыта «слоем накипи» (прп. Паисий Свя­то­го­рец). Из-за этого она иска­женно, нечув­стви­тельно реа­ги­рует на всё в жизни. У чело­века словно тол­стым слоем грязи залеп­лены духов­ные очи.

И только ведя духов­ную жизнь, чело­век ста­но­вится спо­со­бен ощу­щать свою гре­хов­ность, видеть грех, при­зна­вать его за собой.

Стоит отме­тить, что созна­тель­ное или слу­чай­ное забве­ние соб­ствен­ных грехов делает чело­века внут­ренне неспо­кой­ным. Нерас­ка­ян­ные и не испо­ве­дан­ные грехи испод­воль отрав­ляют жизнь чело­веку, угне­тают его, делают тре­вож­ным.

В начале своего духов­ного пути чело­век обычно духовно слаб. Осо­зна­ние всей своей гре­хов­но­сти может его раз­ру­шить, сло­мать, вверг­нуть в отча­я­ние. Гос­подь бережно помо­гает чело­веку очи­стить свою душу от грехов, откры­вая грехи посте­пенно, по мере воз­рас­та­ния спо­соб­но­сти чело­века выне­сти тяжесть соб­ствен­ной гре­хов­но­сти.

«…Бог не сделал обли­че­ние сове­сти ни непре­рыв­ным (ибо мы, непре­станно быв обли­ча­емы, не снесли бы этой тяже­сти), ни столь слабым, чтобы она, после пер­вого или вто­рого уве­ща­ния, пре­кра­тила его. Если бы она стала угры­зать нас каждый день и час, мы были бы подав­лены уны­нием, а если бы, напом­нив одна­жды или дважды, пере­стала обли­чать, мы не много полу­чили бы пользы. Поэтому Он сделал это обли­че­ние хотя и все­гдаш­ним, но не непре­рыв­ным; все­гдаш­ним, чтобы мы не впали в бес­печ­ность, но, слыша всегда ее напо­ми­на­ния, пре­были до самой кон­чины бди­тель­ными; не непре­рыв­ным и не непре­стан­ным, чтобы мы не падали духом, но обод­ря­лись, полу­чая неко­то­рое облег­че­ние и отраду» (свт. Иоанн Зла­то­уст).

Посте­пенно откры­вая одни грехи, при­неся пока­я­ние, испо­ве­дав­шись и исправ­ляя свою жизнь, чело­век начи­нает видеть в себе другие грехи.

Это подобно тому, как слой за слоем сни­ма­ется раз­лич­ная шелуха, отмы­ва­ется грязь, под кото­рой видны все новые и новые пятна и щер­бинки. А когда все эти гряз­ные пятна и шеро­хо­ва­то­сти уби­ра­ются, то про­сту­пает чистая чело­ве­че­ская душа.

Само­уко­ре­ние – это как раз способ раз­гля­деть все эти гряз­ные пятна. Истин­ное само­уко­ре­ние спо­соб­ствует истин­ному сми­ре­нию, а сми­ре­ние – еди­не­нию с Богом.

Нужно ли уко­рять себя, если не вино­ват?

Стоит отме­тить, что гово­рить о само­уко­ре­нии пра­во­мерно в кон­тек­сте духов­ной жизни чело­века. Нет смысла уко­рять себя в том, что мимо земли про­ско­чила комета, или же в том, что где-то на другом конце света про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Само­уко­ре­ние – это дела­ние, свя­зан­ное с нрав­ствен­ным пони­ма­нием добра и зла.

Но даже в духов­ной жизни не надо выис­ки­вать поводы уко­рить себя в тех слу­чаях, где неви­новны. Не надо при­пи­сы­вать себе того, что не совер­шали. Уко­рять себя мы должны за наши реаль­ные грехи.

При этом важно пом­нить о том, что даже если мы сами не осо­знаем своей вины, то это не значит, что мы не вино­ваты. Воз­можно, мы просто не видим своей вины или боимся ее уви­деть.

И тут перед чело­ве­ком встает выбор. Или он уко­ряет себя – или же себя счи­тает правым, а других вино­ва­тыми. Ведь если я не вино­ват, то вино­ват кто-то другой.

Пози­ция «никто не вино­ват, оно само так вышло, так сло­жи­лись обсто­я­тель­ства» обычно ирра­ци­о­нальна и непра­вильна. Жизнь устро­ена так, что у любой ситу­а­ции мно­же­ство причин — целая сеть из чьих-то поступ­ков и жиз­нен­ных выбо­ров. И наши выборы, наши поступки при­во­дят нас к опре­де­лен­ным послед­ствиям. И если наши поступки при­вели ко греху, нам полезно осо­зна­вать соб­ствен­ную ответ­ствен­ность, а значит и вину за про­ис­хо­дя­щее.

А значит, отсут­ствие само­уко­ре­ния обычно свя­зано с обви­не­нием дру­гого – подо­зре­нием в злом умысле или в при­чи­не­нии вреда по неосто­рож­но­сти (но при этом другой все равно оста­ется вино­ва­тым). То есть чело­век, не уко­ря­ю­щий себя, обычно делает при­чи­ной своих скор­бей других людей – или даже слу­чай­ность, сла­бость чувств и прочие обсто­я­тель­ства.

Вели­ким напо­ми­на­нием нам о том, как опасно не уко­рять себя, а обви­нять дру­гого, явля­ется исто­рия пер­во­род­ного греха:

«И сказал [Бог]: …не ел ли ты от дерева, с кото­рого Я запре­тил тебе есть? Адам сказал: жена, кото­рую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Гос­подь Бог жене: что ты это сде­лала? Жена ска­зала: змей обо­льстил меня, и я ела». Быт.3:11–13

Наши пра­ро­ди­тели нару­шили Запо­ведь и не при­несли пока­я­ния. Обви­нили других в соб­ствен­ном грехе. Они ока­за­лись неспо­собны тогда уко­рить себя, сми­риться, пока­яться. И это при­вело к страш­ным послед­ствиям для них, и эти страш­ные послед­ствия гре­хо­па­де­ния от них уна­сле­до­вало все чело­ве­че­ство.

Конечно, бывают ситу­а­ции, где фор­мально чело­век не вино­ват, однако ока­зы­ва­ется обви­нен­ным. Если обсто­я­тель­ства сло­жи­лись так, что нет нашей явной вины, однако огор­че­ние ближ­них взы­вает к нашей любви, сле­дует руко­вод­ство­ваться сле­ду­ю­щим пра­ви­лом:

«Хотя бо бывает, что пред людьми мы неви­но­ваты, но пред Богом всегда винов­ными нахо­димся» (свт. Тихон Задон­ский).

Нужно отно­ситься к подоб­ной ситу­а­ции как к воз­мож­но­сти вспом­нить какие-то свои про­шлые грехи, осо­знать, что даже если не вино­ват непо­сред­ственно в этом случае, то вино­ват в про­шлом. Воз­можно даже в чем-то, что забы­лось. И нынеш­няя ситу­а­ция дана для исправ­ле­ния.

Ситу­а­ция неспра­вед­ли­вого обви­не­ния всегда тре­бует сми­ре­ния. В любом случае есть повод для само­уко­ре­ния – это гор­дыня и прочие наши грехи.

При этом само­уко­ре­ние должно сопро­вож­даться оправ­да­нием ближ­них. То есть укоряя себя, вспо­ми­ная свои грехи, нужно не думать, что и другие грешны, а вспо­ми­нать доб­ро­де­тели ближ­них.

«Обви­ните себя и осу­дите себя, а Бог Вас оправ­дает и поми­лует» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Уныние и другие соблазны само­уко­ре­ния

Всту­пая на слож­ный путь ко Христу, ведя духов­ную жизнь, ста­ра­ясь побо­роть соб­ствен­ные стра­сти и отка­зав­шись от греха, каждый ста­ра­ется мак­си­мально точно соблю­дать все пра­вила, пред­пи­сан­ные Зако­ном Божиим.

И иногда дело дохо­дит до соблю­де­ния буквы Закона, но не духа его.

Само­уко­ре­ние может быть не только добрым делом, но и бес­по­лез­ным. А иногда даже опас­ным для души – если им «непра­вильно поль­зо­ваться».

Каждый из нас не избе­гает общих грехов чело­ве­че­ства – дел гор­дыни, тще­сла­вия, чре­во­уго­дия и т.д. И каждый совер­шает свои соб­ствен­ные грехи.

Вос­по­ми­на­ние всех этих грехов должно быть непре­стан­ным, однако с рас­суж­де­нием.

Обыч­ным миря­нам нужно ста­раться осо­зна­вать свою общую гре­хов­ность и испо­ве­до­вать свои грехи, не вда­ва­ясь в детали каж­дого из них, не при­леп­ля­ясь вни­ма­нием к мель­чай­шим дета­лям.

Святые отцы пре­ду­пре­ждают, что подроб­ное – как через лупу – рас­смот­ре­ние соб­ствен­ных грехов воз­можно лишь людям, доста­точно пре­успев­шим в иссле­до­ва­нии своих духов­ных качеств, и уме­ю­щим сми­ренно упо­вать на Милость Божию. Потому что оно легко повер­гает чело­века в уныние и без­на­деж­ность.

В иных же слу­чаях слиш­ком вни­ма­тель­ное рас­смот­ре­ние соб­ствен­ных грехов может стать вели­ким соблаз­ном гор­дыни (про­яв­ля­ю­щейся в упо­е­нии соб­ствен­ной гре­хов­но­стью) или вер­нуть чело­века ко греху (если вос­по­ми­на­ния о грехах ока­жутся слиш­ком сла­достны).

Поэтому недо­пу­стимо вспо­ми­на­ние грехов с услаж­де­нием (осо­бенно опасно подроб­ное вос­по­ми­на­ние блуд­ных грехов).

При этом очень важно не просто осо­зна­вать свои грехи и уко­рять себя за их совер­ше­ние, но именно каяться. А пока­я­ние – это не просто при­зна­ние грехов, но и исправ­ле­ние своей жизни и самого себя.

Увы, само­уко­ре­ние не всегда идет рука об руку с пока­я­нием, порой оно оста­ется лишь внеш­ним дей­ствием само­об­ви­не­ния. И при­зна­вая свои грехи, чело­век совер­шенно не меняет свою жизнь, не пере­стра­и­вает себя самого в соот­вет­ствии с откры­тыми для себя Боже­ствен­ными запо­ве­дями.

И тогда полу­ча­ется сле­ду­ю­щая ситу­а­ция: чело­веку кажется, что он при­знает все свои грехи. Ведь он из раза в раз «кается» в них на испо­веди! Но ему не ста­но­вится легче, наобо­рот – он совсем не чув­ствует Божией Бла­го­дати, кото­рая при­хо­дит к пока­яв­шимся. Он ощу­щает бес­смыс­лен­ность своего «пока­я­ния», не осо­зна­вая того, что он, по сути, занят лишь пере­чис­ле­нием своих грехов, а не пока­я­нием.

Такое сми­ре­ние назы­ва­ется ложным.

Еще одной раз­но­вид­но­стью лож­ного сми­ре­ния явля­ется тайная гор­дыня. Она может про­яв­ляться в само­уко­ре­нии напо­каз – ведь нужно же видеть свои грехи, вот чело­век их и «видит». Порой даже выпя­чи­вает свою гре­хов­ность, словно упи­ва­ется своим падшим состо­я­нием. Однако в реаль­но­сти такой чело­век, чаще всего, соб­ствен­ные грехи внут­ренне не при­знает, не осо­знает, и если кто-то со сто­роны ему укажет на гре­хов­ное пове­де­ние, он будет защи­щаться, причем нередко весьма агрес­сивно.

При­знак истин­ного само­уко­ре­ния и сми­ре­ния – когда не раз­дра­жа­ешься от того, чтоб тебя уко­ряют другие. А без само­уко­ре­ния любые внеш­ние невзгоды вос­при­ни­ма­ются как обиды, они про­буж­дают нашу гор­дыню и дают повод злиться, него­до­вать, стра­дать от неспра­вед­ли­во­сти.

Но и искрен­нее сожа­ле­ние о соб­ствен­ных про­ступ­ках может быть вызвано не огор­че­нием от того, что через свои личные грехи чело­век отсту­пает от Бога, а стра­хом, что чело­ве­че­ский образ может постра­дать или стра­дает в мнении других людей. У тайной гор­дыни много лиц.

В соче­та­нии с ложным сми­ре­нием само­уко­ре­ние – это только внеш­нее дей­ствие. Оно не меняет духов­ное состо­я­ние чело­века в лучшую сто­рону, оно остав­ляет в душе болез­нен­ное бес­по­кой­ство, тре­вогу, а иногда и уси­ли­вает внут­рен­ний разлад. Ведь к осо­зна­нию соб­ствен­ной гре­хов­но­сти добав­ля­ется ощу­ще­ние бес­смыс­лен­но­сти усилий.

В резуль­тате чело­век ввер­га­ется в уныние, иногда дохо­дя­щее до отча­я­ния.

Для того чтобы вырваться из ловушки такого фор­маль­ного само­уко­ре­ния, необ­хо­димо укреп­лять себя в вере. В первую оче­редь, надо осо­знать, для чего нужно само­уко­ре­ние. Понять, что искрен­нее, истин­ное само­уко­ре­ние – начало пути к Спа­се­нию. Но для этого оно должно не просто быть сло­вес­ным при­зна­нием своей вины или своей гре­хов­но­сти. Само­уко­ре­ние должно стать осно­вой пока­я­ния – нача­лом изме­не­ния самого себя, очи­ще­ния своей души от стра­стей.

Но порой слу­ча­ется так, что ста­ра­ясь искренне пока­яться, чело­век зани­ма­ется само­ед­ством и бук­вально тонет в ощу­ще­нии своей гре­хов­но­сти.

С одной сто­роны, у него про­ис­хо­дит пере­кос в созна­нии – малые пре­гре­ше­ния кажутся огром­ными, затме­вая дей­стви­тельно серьез­ные грехи. Укоряя себя в не очень зна­чи­тель­ных про­ступ­ках, чело­век игно­ри­рует свои пагуб­ные дей­ствия, лишая себя воз­мож­но­сти испра­виться.

При этом злые духи, полу­чив­шие через стра­сти и боль­ные наклон­но­сти чело­века доступ к его душе, нашеп­ты­вают, что грехи его без­мерны, а Бог суров, неумо­лим, и ни за что не про­стит такого вели­кого греш­ника. И любой малый грех тогда кажется смерт­ным, отчего чело­век посто­янно пре­бы­вает в унынии. А уж серьез­ные грехи вообще погру­жают его в отча­я­ние.

Подоб­ное уже даже не само­уко­ре­ние, а само­угне­те­ние свя­зано с ощу­ще­нием соб­ствен­ного несо­от­вет­ствия либо своему внут­рен­нему идеалу, либо чело­ве­че­скому мнению. Это эго­и­сти­че­ское состо­я­ние, потому что вни­ма­ние чело­века тут сосре­до­то­чено на себе самом, на ощу­ще­нии соб­ствен­ной гре­хов­но­сти.

В без­утеш­ном само­уко­ре­нии чело­век забы­вает, зачем вообще нужно вспо­ми­нать свои грехи. Это само­об­ви­не­ние ради само­об­ви­не­ния, в нем нет надежды на Про­ще­ние от Бога и радость в Жизни Вечной, нет упо­ва­ния на Мило­сер­дие Божие.

В само­уни­чи­же­нии чело­век вообще счи­тает, что не достоин про­ще­ния, забыв, что Бог про­щает нас не из-за нашего досто­ин­ства, а по своему Мило­сер­дию. Он пере­стает пом­нить, как «Велик и Мило­стив Гос­подь»!

В Библии при­ме­ром такого пустого само­уко­ре­ния, кото­рое пред­став­ляет собой не пока­я­ние с жаждой быть про­щен­ным, а состо­я­ние угне­тен­но­сти из-за мук сове­сти, явля­ется исто­рия Иуды Иска­ри­ота:

“Вошел же сатана в Иуду, про­зван­ного Иска­ри­о­том, одного из числа Две­на­дцати, и он пошел, и гово­рил с пер­во­свя­щен­ни­ками и началь­ни­ками, как Его пре­дать им” ( Лк 22:3 4).

“Тогда Иуда, пре­дав­ший Его, увидев, что Он осуж­ден, и рас­ка­яв­шись, воз­вра­тил трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, говоря: согре­шил я, предав кровь невин­ную. Они же ска­зали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив среб­ре­ники в храме, он вышел, пошел и уда­вился.” (Мф 27:3–5).

Без­на­деж­ное уныние лечится именно обре­те­нием надежды – памя­тью о том, что Гос­подь хочет всех нас спасти, и что Он любит каж­дого из нас. Каж­дому из нас, тону­щих в ощу­ще­нии соб­ствен­ного пад­шего есте­ства, Бог про­тя­ги­вает якорь и лишь ждет, чтобы мы сами про­тя­нули руки и схва­ти­лись за этот якорь.

Таким обра­зом, чтобы избе­жать уныния, печали и скорби, кото­рые могут настиг­нуть чело­века при осо­зна­нии соб­ствен­ных грехов, необ­хо­димо хра­нить память о том, что спа­са­емся мы не только со своей сто­роны, своими верой и делами, но и дей­ствием Божеий Бла­го­дати, Любо­вью Мило­сти­вого Бога.

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов при­зы­вал выра­жать само­уко­ре­ние сло­вами молитвы бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника:

«Достой­ное по делам моим при­емлю; помяни меня, Гос­поди, во Цар­ствии Твоем!» ( Лк. 23:41–42 ).

Для истин­ного само­уко­ре­ния важной под­мо­гой явля­ется память о Страш­ном Суде. Святые отцы учат жить так, словно живешь послед­ний день. Память о неиз­беж­но­сти смерти и страх перед геен­ной огнен­ной спо­собны оста­но­вить совер­ше­ние греха.

Однако один лишь страх перед веч­ными стра­да­ни­ями не должен быть пово­дом для само­уко­ре­ния.

Подоб­ное само­уко­ре­ние в соче­та­нии с подав­ля­ю­щим стра­хом перед веч­ными муче­ни­ями – еще один из путей к унынию, так как в нем нет надежды на Божие Мило­сер­дие.

Для Спа­се­ния необ­хо­димо именно пока­я­ние из Страха Божи­его, а не один лишь страх своей воз­мож­ной печаль­ной участи. То есть моти­вом для само­со­вер­шен­ство­ва­ния должна быть любовь к Богу и боязнь огор­чить его, а не только страх перед геен­ной огнен­ной. Хотя именно этот страх вечных муче­ний часто лежит в начале духов­ного дела­ния, но если он станет довле­ю­щим, если все внут­рен­ние труды будут под­чи­нены лишь жела­нию избе­жать ада, если они не будут напол­нены Любо­вью ко Христу, то тогда они будут словно искус­ствен­ное понуж­де­ние без сер­деч­ной вовле­чен­но­сти в доброе дела­ние, и они поте­ряют свою цен­ность.

«Когда греш­ник идет к духов­нику, чтобы рас­ска­зать ему о своих грехах, потому что боится попасть в адскую муку, – это тоже не пока­я­ние. То есть для такого чело­века задача не в том, как бы пока­яться, а в том, как бы не попасть в адскую муку! Насто­я­щее пока­я­ние – осо­знать свои пре­гре­ше­ния, испы­тать за них боль, попро­сить у Бога про­ще­ния и после этого поис­по­ве­до­ваться. Таким обра­зом к чело­веку придет Боже­ствен­ное уте­ше­ние» (прп. Паисий Свя­то­го­рец).

Само­уко­ре­ние само по себе, без высшей цели бес­смыс­ленно, оно всегда должно быть под­чи­нено глав­ному смыслу чело­ве­че­ской жизни – Спа­се­нию. Именно с упо­ва­нием на Милость Божию само­уко­ре­ние станет делом сми­ре­ния и пока­я­ния.

Само­уко­ре­ние и «внут­рен­ний локус кон­троля» в пси­хо­ло­гии

В 60‑е годы 20 века соци­аль­ный пси­хо­лог Джу­лиан Роттер ввел в пси­хо­ло­гию поня­тие «локус кон­троля» (по-дру­гому еще гово­рят о «лока­ли­за­ции кон­троля воле­вого усилия»). Локус в пере­воде с латин­ского озна­чает «место». Поня­тие «локус кон­троля» озна­чает место, где у людей рас­по­ло­жена зона кон­троля, то есть зона ответ­ствен­но­сти за про­ис­хо­дя­щее.

Роттер обра­тил вни­ма­ние на то, что среди людей есть две ярко выра­жен­ные группы, отли­ча­ю­щи­еся своими лич­ност­ными свой­ствами.

Одни люди объ­яс­няют все свои успехи и неудачи внеш­ними фак­то­рами: нали­чием у них тех или иных ресур­сов, пове­де­нием других людей, просто сте­че­нием обсто­я­тельств и т.д. Этих людей в пси­хо­ло­гии назы­вают людьми с внеш­ним локу­сом кон­троля, или экс­тер­на­лами.

Другие же стре­мятся искать при­чины всего про­ис­хо­дя­щего с ними в себе самих, они счи­тают именно себя ответ­ствен­ными за раз­лич­ные собы­тия. Таких людей назы­вают людьми с внут­рен­ним локу­сом кон­троля, или интер­на­лами. Внут­рен­ними фак­то­рами, вли­я­ю­щими на ситу­а­цию, могут быть личные каче­ства чело­века, его соб­ствен­ные знания или незна­ние, умения, навыки, опыт, усилия и т.п.

Людей с исклю­чи­тельно внут­рен­ним и внеш­ним локу­сом кон­троля прак­ти­че­ски нет, боль­шин­ство людей в раз­лич­ных ситу­а­циях реа­ги­руют по-раз­ному. Однако все же кон­крет­ная лич­ность обычно склонна к опре­де­лен­ному спо­собу реа­ги­ро­ва­ния в боль­шин­стве ситу­а­ций.

Локус кон­троля отно­сится к тем свой­ствам лич­но­сти, кото­рые могут моди­фи­ци­ро­ваться в зави­си­мо­сти от выбора чело­ве­ком жиз­нен­ной стра­те­гии. То есть локус кон­троля – это своего рода видо­из­ме­ня­е­мая внут­рен­няя уста­новка, хотя ее кор­рек­ция и тре­бует зна­чи­тель­ных усилий.

В тео­ре­ти­че­ской пси­хо­ло­гии не при­нято делить лич­ност­ные свой­ства на плохие и хоро­шие. Пред­по­ла­га­ется, что они просто есть.

Однако в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии одним из глав­ных пара­мет­ров выбора той или иной стра­те­гии пове­де­ния и жизни в целом явля­ется про­дук­тив­ность.

И с этой точки зрения внут­рен­ний локус кон­троля явля­ется более зрелой и про­дук­тив­ной жиз­нен­ной стра­те­гией. Интер­налы обычно более сво­бодно и ответ­ственно живут, они спо­собны к эффек­тив­ному лич­ност­ному раз­ви­тию. В норме люди с внут­рен­ним локу­сом кон­троля адек­ватно оце­ни­вают свои спо­соб­но­сти и огра­ни­че­ния и по мере сил влияют на свою жизнь. Если же интер­налы встре­ча­ются с теми фак­то­рами, на кото­рые повли­ять не могут, они здраво при­ни­мают послед­ствия непод­кон­троль­ных им обсто­я­тельств. Интер­налы обычно более урав­но­ве­шены, устой­чивы, уве­рены в себе.

Внеш­ний же локус кон­троля служит, пре­иму­ще­ственно, защит­ным меха­низ­мом. На прак­тике он успешно выпол­няет задачу ста­би­ли­за­ции внут­рен­него состо­я­ния людей, для кото­рых по тем или иным при­чи­нам взятие ответ­ствен­но­сти за свою жизнь на себя пред­став­ля­ется немыс­ли­мым. В каком-то смысле, поиск причин всего про­ис­хо­дя­щего не в себе самом, а во внеш­нем мире играет роль само­оправ­да­ния.

Если соот­не­сти пси­хо­ло­ги­че­ское пред­став­ле­ние о локусе кон­троля с само­уко­ре­нием, то ста­но­вится оче­видно, что говоря о само­уко­ре­нии мы под­ра­зу­ме­ваем то пове­де­ние, кото­рое свой­ственно людям с внут­рен­ним локу­сом кон­троля.

Именно интер­налы склонны видеть при­чины того, что про­ис­хо­дит в их жизни, в себе самих: в своих соб­ствен­ных поступ­ках, стра­стях или доб­ро­де­те­лях и т.д.

Но они пони­мают и то, что есть фак­торы, кото­рые нахо­дятся вне их власти. В Пра­во­сла­вии при этом гово­рят о Про­мысле Божием. Стал­ки­ва­ясь с тем, на что они повли­ять не могут, интер­налы остав­ляют всё Богу, сми­ренно при­ни­мая то, что им дается.

Экс­тер­налы же склонны во всем обви­нять внеш­ние фак­торы, обсто­я­тель­ства, других людей. Или же чрез­мер­ный внеш­ний соблазн — «бес попу­тал».

Во внеш­нем локусе кон­троля кро­ются при­чины раз­лич­ных суе­ве­рий, при­вер­жен­но­сти горо­ско­пам и т.п. Именно раз­лич­ные внеш­ние фак­торы типа соче­та­ния звезд или про­сы­пан­ной соли суе­вер­ный чело­век назна­чает ответ­ствен­ными за собы­тия в своей жизни.

Духов­ная опас­ность внеш­него локуса кон­троля про­яв­ля­ется и в отно­ше­нии к порче и сглазу. Святые отцы пре­ду­пре­ждали об опас­но­сти веры в сглаз и порчу – не потому, что нет кол­дов­ства и злых сил. А потому, что объ­яс­няя собы­тия своей жизни тем, что кто-то навел порчу или сглаз, чело­век забы­вает о том, что лишь он сам явля­ется пер­вей­шей при­чи­ной всего, про­ис­хо­дя­щего с ним. «Злой дух полу­чает доступ к чело­веку через его стра­сти (то есть – боль­ные наклон­но­сти души)» (Алек­сандр Тка­ченко).

И если дей­ствия духов злобы под­не­бес­ной ока­зали на него пагуб­ное вли­я­ние, то исклю­чи­тельно потому, что он открыл себя этому вли­я­нию, уда­лив­шись от Бога, ведя гре­хов­ную жизнь.

Именно наш соб­ствен­ный грех словно прячет нас под грязью от Божией Бла­го­дати, побеж­да­ю­щей сата­нин­ские леги­оны, и откры­вает нашу душу воз­дей­ствию злых сил. А в случае поста­новки «диа­гноза» порча или сглаз полу­ча­ется, что чело­век винит других в своих несча­стьях вместо того, чтобы уко­рять самого себя за то, что стал под­вер­жен дур­ному вли­я­нию.

Отсут­ствие само­уко­ре­ния и, как след­ствие отсут­ствие пока­я­ния, несми­ре­ние сами по себе боль­шое зло для души. Но к ним чело­век при­бав­ляет еще одно зло – обви­не­ние дру­гого чело­века, осуж­де­ние.

Внеш­ний локус кон­троля вообще очень тесно связан с при­выч­кой обви­нять и осуж­дать.

Но нужно пом­нить, что пси­хо­ло­ги­че­ское поня­тие о внеш­нем и внут­рен­нем локусе кон­троля ни в коем случае не должно стать пово­дом для нового осуж­де­ния и воз­не­се­ния интер­на­лов над экс­тер­на­лами. Локус кон­троля – это не пожиз­нен­ный диа­гноз, клей­мя­щий чело­века. Это лишь способ реа­ги­ро­ва­ния на раз­лич­ные жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства.

Чело­век спо­со­бен сам сво­бодно и ответ­ственно выби­рать для себя способ реа­ги­ро­ва­ния. К сожа­ле­нию, боль­шин­ство из нас в той или иной сте­пени выби­рают внеш­ний локус кон­троля, пыта­ясь оправ­даться в своих грехах, найти смяг­ча­ю­щие обсто­я­тель­ства в тех или иных внеш­них усло­виях, обви­няя других людей.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник гово­рил о раз­ли­чиях между людьми само­лю­би­выми и само­от­вер­жен­ными. Поступки само­лю­би­вых и само­от­вер­жен­ных про­ти­во­по­ложны, раз­ница – в их целях и наме­ре­ниях. Само­лю­би­вые оправ­ды­вают себя, обви­няя окру­жа­ю­щих. Само­от­вер­жен­ные берут ответ­ствен­ность за про­ис­хо­дя­щее на себя и ста­ра­ются соблю­дать Запо­ведь о любви к ближ­нему.

И именно выбор само­уко­ре­ния или же обви­не­ния других пока­зы­вает, насколько мы любим себя, а насколько — Бога.

«Будем пре­бы­вать в страхе Божием, храня и соблю­дая доб­ро­де­тели испол­не­нием их на деле, не посту­пая ни в чем против сове­сти нашей, но внимая себе в страхе Божием, доколе и совесть не стяжет сво­боды вместе с нами, доколе не уста­но­вится соеди­не­ние между ею и нами. С того вре­мени она соде­ла­ется хра­ни­те­лем нашим, пока­зы­вая нам каждое пре­ткно­ве­ние наше. Если же не будем пови­но­ваться ей, то она умолк­нет и оста­вит нас: мы впадем в руки врагов наших, кото­рые уже не поща­дят нас». Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов:
«Обви­не­ние самих себя, а не кого дру­гого, в слу­ча­ю­щихся с нами скор­бях достав­ляет нам вели­кое благо, достав­ляет глу­бо­кое спо­кой­ствие и зна­чи­тель­ное пре­успе­я­ние. Тем более мы должны так посту­пать, что ничего не совер­ша­ется с нами без Про­мысла Божия… По настав­ле­нию отцов, мы должны гово­рить, если слу­чится с нами что доброе: «Это слу­чи­лось по смот­ре­нию Божию». Если же слу­чится что злое, должны гово­рить: «Это слу­чи­лось за грехи наши». Поис­тине, все скорби, кото­рые мы пре­тер­пе­ваем, пре­тер­пе­ваем за грехи наши».

игумен Нек­та­рий (Моро­зов):
«Пока оправ­ды­ва­ешься, совесть мучает всё равно. Ноет, как заста­ре­лая зубная боль. И нет на душе успо­ко­е­ния, нет мира. А как обви­нишь себя, так вдруг при­хо­дит мир, воца­ря­ется покой. Почему так? Навер­ное, потому, что Гос­подь про­щает лишь вино­ва­тых».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *