Как «Непосредственно Каха» стал главным хитом российского проката
Размышляем над феноменом «Непосредственно Каха» – фильма, о котором мало кто пишет, но который много кто смотрит.
В нашей недавней рецензии на «Непосредственно Каха» я написал одну не слишком дальновидную строчку. В ней был ироничный вопросом, мол, «как создатели фильма вообще смогли убедить прокатчиков заняться их кино?». Что ж, как говорится, смеётся тот, кто смеётся последний – «Непосредственно Каха» уже вторую неделю крушит отечественный бокс-офис, ставит посткарантинные рекорды и обгоняет по сборам «Довод» Нолана. Аналитик, выходит, из меня никудышный, но признавать ошибки я умею: сегодня мы попытаемся разобраться, а почему, собственно, фильм оказался таким популярным и какие выводы можно сделать его из этого неожиданного успеха.
Артем Карокозян в роли Кахи на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
Артем Карокозян в роли Кахи на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
Что вообще такое «Непосредственно Каха» более-менее объяснено во всё той же нашей рецензии. Вкратце: фильм основан на веб-сериале, который стал культовым в узких кругах ещё в начале нулевых. Хотя, насколько узких –– большой вопрос. Я точно помню, что его смотрели все мои сверстники, но в то же время многие друзья моего возраста (или примерно моего возраста) вообще никогда о нём не слышали. При этом ошеломительный успех в прокате показывает, что круг фанатов «Кахи» куда шире, чем кто-либо полагал – на то же намекают и многомиллионные просмотры у новых серий, которые, к слову, до сих пор выходят на YouTube.
«Каха» интересен в первую очередь как такой интернет-феномен. Яркая демонстрация того, насколько сегментировано пространство Всемирной Сети, как много в нём сосуществует несоприкасающихся контекстов. Ни в каком другом мире не могло бы быть произведения, которое регулярно притягивает к экранам по пять миллионов человек, и о котором при этом мало кто слышал за пределами постоянного пула зрителей. Даже я, знавший про «Каху», понятия не имел, что сериал выходит до сих пор.
Марина Калецкая в роли Милены на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
Марина Калецкая в роли Милены на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
В более узком смысле успех «Кахи» показывает, насколько отечественные медиа далеки от вкусов условного «народа». Пока приличные издания называют главными российскими фильмами года картины, которые мало кто вообще смотрит, бокс-офисом верховодит кино, практически никак не осмысленное в медиапространстве. Если верить сайту «Критиканство», про «Непосредственно Каха» написало аж три сайта (включая наш). Согласитесь, это катастрофически мало для фильма с таким зрительским охватом.
Даже если сравнивать «Каху» с его собратьями по «вебу», мы увидим некоторые интересные результаты. Оказывается, последние серии «Внутри Лапенко» – разрекламированного и освещённого всеми, кем можно, титулованного «русским Монти Пайтоном», новой вехой комедии и чем только не – собирают в два раза меньше просмотров на Youtube, чем крайние эпизоды «Кахи». Сериала, который, напомним, длится уже 8 лет, и все эти годы остаётся абсолютно неинтересным прессе.
Антон Лапенко на кадре из веб-сериала «Внутри Лапенко»
Антон Лапенко на кадре из веб-сериала «Внутри Лапенко»
Это дико интересный кейс с киноведческой и, особенно, социальной точки зрения. Получается, можно долгие годы существовать абсолютно вне трендов, развиваться в какой-то собственной стезе, кропотливо взращивать свою аудиторию – и потом трансформировать этот локальный культ в кассовый успех общенационального масштаба. «Непосредственно Каха» показывает путь, который казался невозможным в российском кино – в обход больших продюсеров, фестивальной конъюнктуры и вообще медийной «известности». Что забавно, изначально Артём Карокозян и Артём Калайджян запустили проект в виде веб-сериала как раз потому, что их почерк не укладывался ни в нарратив КВНа, ни, скажем, в «Камеди клаб», да и в целом никому не нужен был на ТВ. Думается, телевизионные дельцы, когда-то отказавшие ребятам, успели много раз об этом пожалеть.
В творческом смысле успех «Кахи» можно считать как зрительский запрос на кино, в котором быт российской провинции показан без серых фильтров и драматических надрывов. А через эксцентричную комедию, где скопом собраны как бы архаичные, но на деле никуда не ушедшие из народного сознания стереотипы – о «бродяжной» жизни, о Кавказе, о том, чем нужно привлекать девушек и тд и тп. «Каха» целиком существует в пространстве мифа, который многие наверняка назовут банальным, устаревшим и «пошлым» – но который, как мы видим, всё же резонирует с аудиторией.
«Непосредственно Каха» явно заставит многие кинокомпании пересмотреть своё отношение к таким вот локальным интернет-проектам – в конце концов, даже этот фильм прокатчики, судя по интервью создателей, далеко не сразу согласились взять в оборот. Нам же интересно будет посмотреть, куда это всё приведёт наше кино и приведёт ли вообще – вполне вероятно, что «Каха» так и останется единичным феноменом, чей успех не родит никакой новый тренд. Но я явно не удивлюсь, если через пару лет увижу афишу полнометражки по «Наркоману Павлику».
В ролях: Артем Карокозян, Артем Калайджян, Марина Калецкая, Людмила Артемьева, Микаэл Погосян, Нана Муштакова, Милена Цховреба-Агранович, Тамара Турава, Вартан Даниелян, Артур Оганесян и другие
«Непосредственно Каха» — идеальное решение для вылазки из дома даже в снег и мороз.
Ты на физику не смотри, я духом сильный!
Так и кричит нам с экранов кинотеатров этот фильм. Этот обзор не будет классической версией рецензии по той простой причине, что сам фильм не пытается претендовать на классическое кино с грамотно выстроенной сюжетной линией.
Давайте попробуем окунуться в мир сочинских ребят, которые в свое время взорвали YouTube, а теперь добрались до кинотеатров. Получилось ли у ребят прыгнуть выше головы?
Для тех, кто в лодке, рассказываю, кто такой Каха, что это за персонаж, что за своеобразное чувство юмора и жизни.
Еще в далеком 2012 году на просторах тогда еще молодого YouTube вышел резонансный сериал под названием «Непосредственно Каха». Сериал рассказывал о жизни сочинца по имени Каха. По ходу сюжета сериал знакомит нас с друзьями — Серго и Музыкой.
Сама съемка происходит в формате лайв-сцен, что позволяет зрителю почувствовать себя соучастником происходящего. Безумно популярный сериал среди молодежи и по сей день выходит на YouTube, но уже не вызывает среди масс такой реакции, как прежде. Ребята решают пойти ва-банк и выпускают полный метр. Коротко пройдемся по сюжету, а после разберем, получилось ли у Кахи и КО сделать что-то новое, что могло бы вновь привлечь внимание зрителей.
«Героическая комедия о пацанской дружбе с кавказским акцентом. Каха запал на прекрасную Софу, но, чтобы подобраться к её сердцу, ему нужно на своей «копейке» обогнать новенькую BMW Руслана и забить на дружбу с Серго. Что же выберет Каха — любовь или дружбу?»
Увидели ли фанаты что-то новое, придя в кинотеатр, чтобы понаблюдать за очередными приключениями своих любимых героев? Ответ – нет. Все кривляния, юмор, отношения и химия героев как были на прежнем уровне, так там и остались. Никакого развития персонажей мы, к сожалению, не увидели.
Для зрителя с непредвзятым отношением к комедийному жанру и ярых фанатов данного проекта фильм покажется стоящим для того, чтобы купить билет и провести свой вечер в кинотеатре. Да, моментами картина вызывала на моем лице улыбку, а внутри чувство страшной ностальгии по времени, когда ты с друзьями собирались во дворе и обсуждали только что вышедшую серию с новыми приключениями сочинских ребят во главе с Кахой.
Да, за неимением большого выбора фильмов, на которые можно было бы пойти в кинотеатр, «Непосредственно Каха» будет идеальным решением для вылазки из дома. Только не пытайтесь требовать от данной картины глубоко смысла или тонкого юмора. Те, кто знаком с сериалом, поймут, о чем я говорю. Приятного просмотра.
Как «Непосредственно Каха» стал главным хитом российского проката
Размышляем над феноменом «Непосредственно Каха» – фильма, о котором мало кто пишет, но который много кто смотрит.
В нашей недавней рецензии на «Непосредственно Каха» я написал одну не слишком дальновидную строчку. В ней был ироничный вопросом, мол, «как создатели фильма вообще смогли убедить прокатчиков заняться их кино?». Что ж, как говорится, смеётся тот, кто смеётся последний – «Непосредственно Каха» уже вторую неделю крушит отечественный бокс-офис, ставит посткарантинные рекорды и обгоняет по сборам «Довод» Нолана. Аналитик, выходит, из меня никудышный, но признавать ошибки я умею: сегодня мы попытаемся разобраться, а почему, собственно, фильм оказался таким популярным и какие выводы можно сделать его из этого неожиданного успеха.
Артем Карокозян в роли Кахи на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
Артем Карокозян в роли Кахи на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
Что вообще такое «Непосредственно Каха» более-менее объяснено во всё той же нашей рецензии. Вкратце: фильм основан на веб-сериале, который стал культовым в узких кругах ещё в начале нулевых. Хотя, насколько узких –– большой вопрос. Я точно помню, что его смотрели все мои сверстники, но в то же время многие друзья моего возраста (или примерно моего возраста) вообще никогда о нём не слышали. При этом ошеломительный успех в прокате показывает, что круг фанатов «Кахи» куда шире, чем кто-либо полагал – на то же намекают и многомиллионные просмотры у новых серий, которые, к слову, до сих пор выходят на YouTube.
«Каха» интересен в первую очередь как такой интернет-феномен. Яркая демонстрация того, насколько сегментировано пространство Всемирной Сети, как много в нём сосуществует несоприкасающихся контекстов. Ни в каком другом мире не могло бы быть произведения, которое регулярно притягивает к экранам по пять миллионов человек, и о котором при этом мало кто слышал за пределами постоянного пула зрителей. Даже я, знавший про «Каху», понятия не имел, что сериал выходит до сих пор.
Марина Калецкая в роли Милены на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
Марина Калецкая в роли Милены на кадре из фильма «Непосредственно Каха!»
В более узком смысле успех «Кахи» показывает, насколько отечественные медиа далеки от вкусов условного «народа». Пока приличные издания называют главными российскими фильмами года картины, которые мало кто вообще смотрит, бокс-офисом верховодит кино, практически никак не осмысленное в медиапространстве. Если верить сайту «Критиканство», про «Непосредственно Каха» написало аж три сайта (включая наш). Согласитесь, это катастрофически мало для фильма с таким зрительским охватом.
Даже если сравнивать «Каху» с его собратьями по «вебу», мы увидим некоторые интересные результаты. Оказывается, последние серии «Внутри Лапенко» – разрекламированного и освещённого всеми, кем можно, титулованного «русским Монти Пайтоном», новой вехой комедии и чем только не – собирают в два раза меньше просмотров на Youtube, чем крайние эпизоды «Кахи». Сериала, который, напомним, длится уже 8 лет, и все эти годы остаётся абсолютно неинтересным прессе.
Антон Лапенко на кадре из веб-сериала «Внутри Лапенко»
Антон Лапенко на кадре из веб-сериала «Внутри Лапенко»
Это дико интересный кейс с киноведческой и, особенно, социальной точки зрения. Получается, можно долгие годы существовать абсолютно вне трендов, развиваться в какой-то собственной стезе, кропотливо взращивать свою аудиторию – и потом трансформировать этот локальный культ в кассовый успех общенационального масштаба. «Непосредственно Каха» показывает путь, который казался невозможным в российском кино – в обход больших продюсеров, фестивальной конъюнктуры и вообще медийной «известности». Что забавно, изначально Артём Карокозян и Артём Калайджян запустили проект в виде веб-сериала как раз потому, что их почерк не укладывался ни в нарратив КВНа, ни, скажем, в «Камеди клаб», да и в целом никому не нужен был на ТВ. Думается, телевизионные дельцы, когда-то отказавшие ребятам, успели много раз об этом пожалеть.
В творческом смысле успех «Кахи» можно считать как зрительский запрос на кино, в котором быт российской провинции показан без серых фильтров и драматических надрывов. А через эксцентричную комедию, где скопом собраны как бы архаичные, но на деле никуда не ушедшие из народного сознания стереотипы – о «бродяжной» жизни, о Кавказе, о том, чем нужно привлекать девушек и тд и тп. «Каха» целиком существует в пространстве мифа, который многие наверняка назовут банальным, устаревшим и «пошлым» – но который, как мы видим, всё же резонирует с аудиторией.
«Непосредственно Каха» явно заставит многие кинокомпании пересмотреть своё отношение к таким вот локальным интернет-проектам – в конце концов, даже этот фильм прокатчики, судя по интервью создателей, далеко не сразу согласились взять в оборот. Нам же интересно будет посмотреть, куда это всё приведёт наше кино и приведёт ли вообще – вполне вероятно, что «Каха» так и останется единичным феноменом, чей успех не родит никакой новый тренд. Но я явно не удивлюсь, если через пару лет увижу афишу полнометражки по «Наркоману Павлику».
Турая амер. Российская комедия. Но можно местами поржать. 5 из 10. Больше рецензий и впечатлений в Телеге Рыба в Робе.
Все это умерло в далеком 2014ом. Сейчас смотреть этот бред, еще и в кино.
Отличный фильм) на один раз сойдет, это хотя бы можно в кино посмотреть )
Это днище, деградация и фильмом это назвать нельзя!
Почитайте на Википедии, если кто-то не знает, уважаемые хейтеры, что же такое «комедия»? Комедия-это смешной сюжет, который обсмеивает общественные или бытовые пороки. Как-то так)
Желание бешеное имею: рецензия на фильм «Непосредственно Каха»
Культовый веб-сериал возвращается в виде полнометражного фильма о том, как Каха и Серго пытаются добыть денег, чтобы «прокачать» свою «копейку».
Краснодарские документалисты продолжают вести репортаж о жизни Кахи (Артём Карокозян), сочинского блатующего парня, и его окружения. У Кахи очередная проблема — на уличных гонках ему бросает вызов богатый сын мента Руслан, и теперь герою нужно понять, как на «копейке» обогнать новенькую BMW и завоевать сердце девушки Софы. В это время у друга Кахи, Серго (Артём Калайджян), свои проблемы: он знакомится с прекрасной, но слепой Миленой (Марина Калецкая) и обманом заставляет её верить, что он богат и успешен. В один день мать Милены сообщает, что ей можно сделать операцию, но стоить всё будет 200 тысяч. Естественно, за помощью она обращается к Серго, поскольку думает, что он миллионер.
Кадр из фильма «Непосредственно Каха»
Кадр из фильма «Непосредственно Каха»
Для тех, кто не знает (а таких много): «Непосредственно Каха» — это веб-сериал, который, если судить по личному опыту, в 2012 году смотрели почти все подростки от 12 до 15. Не такой известный, но не менее культовый в узких кругах собрат «Наркомана Павлика», только POV-съёмку здесь заменила форма мокьюментари. По сюжету «Кахи» парочка ребят решают «просто прикольнуться» и начинают снимать какого-то странного парня в Сочи, местного городского сумасшедшего, чья личность ограничивается блатными повадками и заученными сводами воровского кредо, — и со временем прикол вырастает в целый «документальный» сериал о колоритной жизни в российской провинции.
Большинство, думается, как и я, забыли про «Каху» ещё в том же 2012-м — и каково же было моё удивление, когда оказалось, что он выходит до сих пор: причём последние эпизоды собирают по 5 миллионов просмотров на YouTube. Это странно, потому что сам сериал — хоть и стал намного профессиональнее выглядеть — остался таким приветом из эпохи, когда интернет-платформы ещё не оккупировали большие деньги и любой человек с камерой и идеей мог стать звездой. Но ещё страннее, что «Непосредственно Каха» показался кому-то настолько перспективным брендом, что авторам дали денег на полнометражный фильм и затем выпустили его в прокат.
Кадр из фильма «Непосредственно Каха»
Кадр из фильма «Непосредственно Каха»
Точнее, по словам авторов, картину они сняли ещё год назад и потом долго пытались убедить разные студии, что это вообще стоит выпускать в кино. Как мы видим, создатели «Кахи» оказались достаточно красноречивы — прокатывает их не кто-нибудь, а «Централ Партнершип». В производстве фильма вообще много странных переменных: режиссёром, например, выступил Виктор Шамиров, автор «Упражнений в прекрасном» и «Со мною вот что происходит». С 2013-го он не снимал полнометражное кино и, надо сказать, выбрал очень странную картину для творческого камбэка.
Я так обтекаемо пишу о фильме, потому что «Непосредственно Каха», в принципе, куда интереснее рассматривать как феномен, чем как собственно кино. Любые серьёзные претензии здесь отбиваются банальнейшим вопросом: «А чего ты вообще ждал?» Действительно, а чего? Очевидно, что это кино, которое застряло где-то в начале десятых со своими карикатурными акцентами и набором кавээновских миниатюр, которые неловко складываются в относительно цельный сюжет. Изредка они перемежаются пластическими гэгами, и вот те бывают действительно смешными и жёсткими — в одном, например, у Серго выпадает глаз, он берёт его, поворачивает назад и говорит, что у него теперь есть «заднее видение».
Кадр из фильма «Непосредственно Каха»
Кадр из фильма «Непосредственно Каха»
Понятно, что кино старомодное (или устаревшее, в зависимости от желаемой коннотации), сексистское, гомофобное, неумное. Видеть всё это в 2020-м настолько удивительно, что к «Кахе» почти невозможно испытывать какие-либо яркие негативные эмоции. Скорее чисто антропологический интерес. Самое интересное в «Непосредственно Кахе» — те моменты, когда современность вдруг прорывается сквозь текст картины. Авторы как будто и сами понимают безнадёжную архаичность фильма, а потому титульный герой тут окончательно уходит на второй план, освобождая место для Серго — персонажа куда более амбивалентного и неочевидного (можно увидеть, например, явные намёки на гомосексуальную природу его привязанности к Кахе).
По сюжету сериала Каха «спас» его от института и школы, то есть от нормальной жизни, и увёл с собой в псевдоблатную жизнь. Так вот в фильме есть целая сцена, когда Серго вдруг перестаёт говорить с акцентом и выдаёт проникновенный монолог о том, как провинциальные российские города «душат» молодых людей, как те, кто бесцельно прожигает жизнь, учат других существовать в тех же координатах. «Непосредственно Каха» мечется между романтизацией эстетики так и не ушедших 90-х и её же деконструкцией, останавливаясь, к сожалению, где-то посередине. Но даже так это, пожалуй, один из любопытнейших фильмов о мироощущении российской провинции — уж точно куда более искренний, чем работы тех бесконечных выпускников московских киношкол, что берутся открыть всем глаза на замкадную хтонь.