Неореализм что это в литературе
неореализм
Смотреть что такое «неореализм» в других словарях:
неореализм — неореализм … Орфографический словарь-справочник
НЕОРЕАЛИЗМ — течение в англо американской философии, возникшее на рубеже 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Н. явился реакцией на абсолютный идеализм… … Философская энциклопедия
Неореализм — (англ. new «новый» и англ. realism «реализм»): Неореализм (изобразительное искусство) Неореализм (кинематограф) Итальянский неореализм Индийский неореализм Неореализм (литература) Неореализм (политология) Неореализм (философия) См.… … Википедия
НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… … Энциклопедия кино
НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… … Большой Энциклопедический словарь
НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Современная энциклопедия
НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной данности познаваемой вещи в … Большой Энциклопедический словарь
Неореализм — направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… … Художественная энциклопедия
неореализм — а, м. néo réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
неореализм — неореализм. Произносится [нэореализм] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Иллюстрированный энциклопедический словарь
неореализм
Смотреть что такое «неореализм» в других словарях:
неореализм — неореализм … Орфографический словарь-справочник
НЕОРЕАЛИЗМ — течение в англо американской философии, возникшее на рубеже 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Н. явился реакцией на абсолютный идеализм… … Философская энциклопедия
Неореализм — (англ. new «новый» и англ. realism «реализм»): Неореализм (изобразительное искусство) Неореализм (кинематограф) Итальянский неореализм Индийский неореализм Неореализм (литература) Неореализм (политология) Неореализм (философия) См.… … Википедия
НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… … Энциклопедия кино
НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… … Большой Энциклопедический словарь
НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Современная энциклопедия
НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной данности познаваемой вещи в … Большой Энциклопедический словарь
Неореализм — направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… … Художественная энциклопедия
неореализм — а, м. néo réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
неореализм — неореализм. Произносится [нэореализм] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Неореализм — безжалостный разрушитель традиций в искусстве
Неореализм (итал. neorealismo, в переводе — новый реализм) — это общее название нескольких новаторских течений в живописи ХХ века. В европейской культуре новейшего времени различают три основных волны неореализма: английскую, итальянскую и французскую. Между собой они значительно отличаются по тематике творчества и манере письма, но каждое течение оставило заметный след в мировой культуре.
Неореализм как направление в искусстве ХХ века существовал не только в живописи, но и в литературе, скульптуре и кинематографе. Его последователей объединяет стремление вернуться в своем творчестве к реальному изображению действительности в противовес сторонникам абстрактного искусства.
Английский неореализм (1914-1919)
Неореализм в художественной среде Англии возник накануне Первой мировой войны. 1 января 1914 года в печатном издании New Age был опубликован «Манифест неореализма» 36-летнего художника Шарля Жинне (Charles Ginner). В этом документе была обозначена главная цель нового течения — создание здорового реалистического движения в живописи.
Побудительным мотивом к созданию «Манифеста» послужила поездка Жинне вместе со своим другом Гарольдом Гилманом (Harold Gilman) в Париж. В столице Франции они смогли вживую увидеть картины великих мастеров:
По возвращении в Лондон, оба молодых художника вступили в острую полемику со своими коллегами по Арт-группе «Кэмден Таун». По их мнению, большинство живописцев просто копировали манеры рисования знаменитых постимпрессионистов вместо того, чтобы находить собственные новые цветовые решения и художественные формы.
Характерной особенностью творчества представителей первой волны было сочетание яркой цветовой палитры и сочных коротких мазков.
Известные художники английской волны
К известным художникам английской школы неореализма относятся:
Итальянский неореализм (1949-1965)
Родиной второй волны неореализма стала послевоенная Италия, а непосредственными создателями направления — группа кинематографистов в составе:
Режиссеров объединило желание создать в кино атмосферу подлинности, свободную от голливудских штампов приукрашивания действительности.
В живописи идеи обновленного реализма нашли отклик среди членов объединения «Новый фронт искусств». Главным идеологом движения художников-антифашистов был Ренато Гуттузо (Renato Guttuso). Вокруг него сформировалась группа увлеченных сторонников, которые избрали темой своего творчества жизнь и борьбу за права простых людей.
Произведениям второй волны неореализма присущи эмоциональная яркость, воспевание героизма народа и глубокая социальная острота. Идеи основателей течения впоследствии были подхвачены художниками других стран:
Известные художники второй волны
Знаменитые художники итальянской волны — это, в первую очередь:
Французский неореализм (1960-1970)
Идеология третьей волны неореализма основана на убеждении, что искусство не должно политизировать или идеализировать объект изображения. С таким утверждением в начале 60-х годов прошлого века выступила небольшая группа художников. Французский Nouveau Réalisme в живописи и скульптуре стал проявлением аналогичных идей в литературе и кино.
Представители нового течения популяризировали революционные способы восприятия реальности. Они создавали художественные инсталляции из мусора, разбитых машин, кусочков ткани, бумаги и прочих материалов. По их мнению, художник не должен творить в мастерской для узкой группы людей. Настоящий мастер обязан открыто работать для общества, объединять реальную неприукрашенную жизнь с искусством.
Известные художники третьей волны
Имена наиболее значимых художников французской волны хорошо известны ценителям искусства второй половины ХХ века. Среди них:
Неореализм во всех его проявлениях оказал огромное влияние на мировую культуру. Каждая из трех новаторских волн направления была по-своему неповторима и значима для человеческого общества.
На портале Very Important Lot ценители прекрасного могут принять участие в онлайн-аукционах по всему миру. Посетители сайта также имеют отличную возможность купить картины, скульптуры и многое другое напрямую у современных художников.
Неореализм что это в литературе
Сергей Александрович Тузков, Инна Викторовна Тузкова
Неореализм: Жанрово-стилевые поиски в русской литературе конца XIX – начала XX века
Движение литературы возможно лишь как диалог различных эстетических систем, стилевых течений, концепций мира и человека.
В первой трети XIX века классический реализм противостоял романтизму, в последней трети – модернизму: преодолев романтическую эстетику, реализм пережил период расцвета (середина XIX века) и кризиса (рубеж XIX–XX веков), но не исчез из литературы, а видоизменился. Изменение реалистической эстетики было связано с попыткой реализма адаптироваться к мироощущению человека рубежа столетий, к новым философско-эстетическим и бытовым реалиям. В русской литературе эта попытка реализовалась в два этапа: в конце XIX века, в первую очередь в творчестве В. Гаршина, В. Короленко и А. Чехова; затем в начале XX века в творчестве М. Горького, Л. Андреева, М. Арцыбашева, Б. Зайцева, А. Ремизова, Е. Замятина и др.
В результате возникла новая реалистическая эстетика – неореализм: реализм, обогащенный элементами поэтики романтизма и модернизма.
В классическом реализме XIX века человеческая природа поверяется алгеброй рационального дискурса. На рубеже XX века (fin de siecle) формула художественного сознания предыдущего столетия изживает себя: реализм уже не может претендовать на роль универсальной эстетической системы, способной объяснить мир, – модернизм и неореализм возникают в качестве антитезы рациональной картине мира. Волны модернистских и неореалистических течений накатывались одна за другой, стараясь сокрушить именно это представление, прежде всего за счёт расширения сферы смысла. Но если в модернизме открытие новых смысловых пространств нередко становилось самоцелью (отсюда потребность в эпатаже), то в неореализме главное – прорыв к новой художественной реальности, лежащей на грани реалистического и романтического или реалистического и модернистского искусств.
Неореализм, подобно модернизму, включает в себя множество течений. У представителей различных неореалистических течений прорыв к новой художественной реальности проходил по-разному.
Субъективно-исповедальная (песси-/оптимистическая) и субъективно-объективная парадигмы в неореализме конца XIX века (В. Гаршин, В. Короленко, А. Чехов) складываются в результате взаимодействия реалистических и романтических принципов отражения действительности 4 ; импрессионистическо-натуралистическая (Б. Зайцев, A. Куприн, М. Арцыбашев), экзистенциальная (М. Горький, Л. Андреев, В. Брюсов), мифологическая (Ф. Сологуб, А. Ремизов, М. Пришвин) и сказово-орнаментальная (А. Белый, Е. Замятин, И. Шмелёв) парадигмы в неореализме начала XX века формируются на основе взаимодействия реализма и модернизма.
Неореализм рассматривается нами как литературное направление, включающее в себя романтическую и модернистскую стилевые тенденции, которые возникли на общей реалистической основе в процессе взаимовлияния – вплоть до синтеза – романтического, реалистического и модернистского искусств. Разумеется, предложенная нами типология неореализма дискуссионна и потребует уточнения.
«Реализм + романтизм»: Лирическое начало в русской прозе конца XIX века
НЕОРЕАЛИЗМ
НЕОРЕАЛИ́ЗМ (от греч. néos — новый и реализм), направление в итальянской литературе и искусстве середины 40—50‑х гг. XX в., возникшее после 2‑й мировой войны 1939 — 1945 в борьбе за антифашистскую и демократическую культуру. Н. — новая форма критического реализма, родившаяся в условиях жизни Италии, сбросившей гнет фашизма, под влиянием Движения Сопротивления и распространения социалистических идей. Наиболее сильно Н. проявился в итальянском кино, оказавшем известное влияние на литературу. Истоки Н. — в реалистических традициях итальянской литературы, в творчестве писателей-веристов конца XIX — начала XX вв. (Дж. Верга и др.) (см. Веризм). Определённое влияние на некоторых писателей-неореалистов оказала советская литература (М. Горький, А. А. Фадеев), а также реалистическая американская проза 30‑х гг. (Э. Хемингуэй, Дж. Стейнбек, У. Фолкнер). Н. явился своеобразной реакцией на итальянскую литературу фашистского периода, далекую от народа, исполненную риторики и демагогии или же искавшую спасения в формалистических поисках, в уходе от действительности («магический реализм», герметизм и другие течения).
Неореалистическое направление отличалось стремлением к социальной справедливости, демократизмом, протестом против жестокости буржуазного общества. Стиль и язык приобрели простоту, лаконичность, сдержанность, стали доходчивыми. В центре произведений — неизменно судьба простого человека, народная жизнь без прикрас.
В ходе борьбы против фашизма рухнул барьер, отделявший передовую интеллигенцию от народа. Возникло направление (никак организационно не оформленное) молодых писателей-антифашистов, главной темой которых было Движение Сопротивления, а героем — простой человек, партизан, поднявшийся на борьбу с фашизмом, с произволом хозяев в городе и в деревне, с вековечной отсталостью и нищетой. Единство в борьбе против фашизма, общность литературных задач сблизила писателей разных политических и эстетических взглядов (см. также Сопротивления литература).
Основным жанром для Н. стал «лирический документ»: повествование, соединяющее мемуарный, автобиографический момент с художественным вымыслом, документальное описание реальных событий — с историей духовного становления, роста классового самосознания героя. Таков цикл романов В. Пратолини («Улица Магадзини», «Квартал», «Семейная хроника»), посвященные Сопротивлению произведения Э. Витторини, И. Кальвино, Б. Фенольо, Р. Вигано, Дж. Бассани, К. Кассолы. Обличению социальной несправедливости были посвящены романы Ф. Йовине («Земли Сакраменто»), Пратолини («Повесть о бедных влюбленных»), книги К. Леви («Христос остановился в Эболи»), пьесы Э. Де Филиппо, стихи П. П. Пазолини. Н. оказал влияние на писателей старшего поколения — А. Моравиа («Римские рассказы»), Л. Биджаретти, поэта А. Гатто и др.
В середине 50‑х гг., в связи с изменением исторической и политической обстановки в Италии, начался спад Н., проявилась его недостаточная способность раскрыть сложность и противоречивость послевоенной действительности. Однако Н. не утратил своего непреходящего значения, ибо он вернул итальянской литературе глубокий интерес к проблемам социальной и народной жизни.
Литература:
Потапова З. М., Неореализм в итал. литературе, М., 1961.
Полезное
Смотреть что такое «НЕОРЕАЛИЗМ» в других словарях:
неореализм — неореализм … Орфографический словарь-справочник
НЕОРЕАЛИЗМ — течение в англо американской философии, возникшее на рубеже 20 в., для которого характерно признание независимого существования внешних объектов и их непосредственной данности познающему субъекту. Н. явился реакцией на абсолютный идеализм… … Философская энциклопедия
Неореализм — (англ. new «новый» и англ. realism «реализм»): Неореализм (изобразительное искусство) Неореализм (кинематограф) Итальянский неореализм Индийский неореализм Неореализм (литература) Неореализм (политология) Неореализм (философия) См.… … Википедия
НЕОРЕАЛИЗМ — (от греч. neos новый и позднелат. reales вещественный), мощное идейно художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы. Был вызван к жизни… … Энциклопедия кино
НЕОРЕАЛИЗМ — 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40 х сер. 50 х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест фильм Рим открытый город… … Большой Энциклопедический словарь
НЕОРЕАЛИЗМ — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Современная энциклопедия
НЕОРЕАЛИЗМ — направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной данности познаваемой вещи в … Большой Энциклопедический словарь
Неореализм — направление в итальянской живописи и графике середины 1940 х середины 50 х гг. Получило название по одноименным и одновременным направлениям в итальянском кино, литературе и театре. Основные предпосылки сложения неореализма в итальянской… … Художественная энциклопедия
неореализм — а, м. néo réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
неореализм — неореализм. Произносится [нэореализм] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Неореализм — НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2 й мировой войны. Фильмы 1945 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных … Иллюстрированный энциклопедический словарь