28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет 18-летнего немецкого паренька Матиаса Руста.
Предвкушая полёт в Москву
13 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из аэропорта города Итерзен на лёгком самолёте «Цессна-172 Скайхок» (бортовой номер D-ECJB), арендованном им в своём аэроклубе и модифицированном путём установки дополнительных топливных баков вместо второго ряда сидений. Через пять часов полёта над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов.
На следующий день Руст вылетел в Вагар (Фарерские острова).
15 мая Руст совершил перелёт в Кеблавик (Исландия), где посетил Хёвди — место проведения встречи Рейгана и Горбачева в октябре 1986 года.
22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая — в Хельсинки (Финляндия). Теперь, преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели. Однако сомнения в своей способности выдержать нервное напряжение не оставляли. Он постоянно колебался: «Да, я должен это сделать» — «Нет, это безумие».
Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил «Цессну», проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он струсит.
В 12:21 Руст взлетел. Через 20 минут, в районе города Нуммела, его самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Чтобы достоверно в этом убедиться, были привлечены дополнительные силы. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву. Позже ему предъявят счёт за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов.
Руст ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва.
Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу СССР в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Не сказать, чтобы самолет остался незамеченным, неверно. Не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255.
Радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в районе Скрунды, обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк.
В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 лётчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа». Самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвращались на аэродром.
Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку.
Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» этого не сделали и система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой». Среди самолетов оказалась и «Цессна» Руста.
Таким образом, свой дальнейший путь Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цессну» приняли за поисковый советский вертолет.
В 18:30 Руст подлетел к Москве.
Он предполагал сесть непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту.
Снизившись над улицей Большая Ордынка, его самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного.
В 19:10 Руст вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.
Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы.
Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.
В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный и безрассудный парень. Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал его «нахальным аэрокурёнком».
В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что система ПВО предназначалась для отражения нападения с воздуха или из космоса, способного нанести урон общегосударственного масштаба. Задача противодействия в мирное время воздушным хулиганам на легкомоторных аппаратах, летящих на малых высотах, непосильна для экономики государства, имеющего протяжённость границ более 60 тыс. км. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них — новый министр обороны Дмитрий Язов — впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.
Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события), получил выговор, но должность сохранил.
Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»
Аэродром на площади и субмарина у Большого
Шутка о том, что трасса Москва-Ленинград – самая мягкая, так как устелена папахами полковников и генералов, отразила невеселую действительность – было «пометено» много народу.
После того как шоковое состояние прошло, советский народ со свойственным ему энтузиазмом начал веселиться. Красную площадь стали именовать не иначе как «Шереметьево-3». Родился анекдот о двух летчиках на Красной площади, один из которых просит закурить, на что получает ответ: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!»
Или еще: на Красной площади собралась толпа народа с вещами. На вопрос: «Что это вы здесь делаете?», следует ответ: «Ждем самолет из Гамбурга!» Другая байка рассказывала о том, что возле фонтана Большого театра выставили милицейский пост. «Зачем?» «А вдруг американская подводная лодка всплывает?»
Что стало с немецким летчиком, который приземлился у Красной площади в 1987 году?
28 мая 1987 года произошел международный скандал. Немецкий летчик Матиас Руст приземлился на Красной площади. Он без проблем перелетел границу, влете в Москву и спикировал на Большой Москворецкий мост. Пилоту-любителю было всего 18 лет!
Скандал получился огромный. Добавляло остроты в эту историю, что в СССР в этот день отмечали День пограничника!
На самом деле, эта история не столь безобидна. Она имела далеко идущие последствия и ускорила распад СССР, который произошел спустя 4 года после этого. Но, давайте, обо всем по порядку.
Как и зачем Руст задумал полет
Идея прилететь в Москву у молодого парня возникла почти сразу же. Он прям напрашивался на эпатажный поступок. Сперва он летал на саммит в Исландию, где встречались Рейган и Горбачев. Матиас сильно расстроился, что саммит не продвинул мирные переговоры. «Холодная война» продолжалась.
Свой мотив Руст изложил в интервью «Комсомольской правде»: «Я боялся, что, если Горбачев расслабится, соперники его уберут. Поэтому хотел прилететь в Москву, подать ему руку и сказать, что на Западе очень много людей, которые думают, что он все делает правильно».
Но полезный вывод парень сделал. Матиас понял, что спокойно может пересекать границы незамеченным. Потом, вернувшись в Гамбург, понял, что ему по силам и серьезный перелет в столицу СССР.
Когда журналист «Комсомольской правды» спустя годы спросил у Руста, зачем тот выбрал именно Красную площадь? Тот ответил искренне: «А я больше в Москве не знал ничего».
Полет по маршруту: Германия-Финляндия-Москва
Утром 28 мая Матиас вышел на старт. По его воспоминаниям, у него буквально дрожали коленки. Он с трудом преодолел свой страх и взлетел.
У города Нуммела на юге Финляндии он отключил всю связь на борту и резко сменил курс и вылетел на воздушную трассу, соединяющую Москву и Хельсинки. Финны начали поисково-спасательную операцию. Увидев масляное пятно на воде, они решили, что самолет потерпел крушение и вызвали подмогу.
Полет был непростым. Было облачно, Матиас ориентировался где он находится чисто визуально. Он замечал крупные объекты, вроде железных дорог и Чудского озера, которые он заранее отметил себе на карте.
Сам Руст заметил истребители, но, по его словам, они облетели его пару раз и больше не возвращались.
А сбить самолет все-таки могли. В журнале Военно-космическая оборона генерал-полковник авиации Вольтер Красковский рассказал, что маршал авиации Александр Колдунов был не в курсе, что в Москву летит иностранный самолет.
По его мнению, Колдунов бы пошел на крайние меры, если бы узнал об инциденте. Жизнь Матиаса Руста, таким образом, висела на волоске и его спасла случайность.
В 18:30 Матиас влетел в Москву. Далее он ориентировался на гостиницу «Россия», которую заранее отметил на карте. Подлетев к Красной площади он стал искать место для посадки, но приземлиться на самой площади оказалось невозможно.
На площади было много народу, пилот дал три круга, чтобы публика поняла, что он хочет сесть, и разошлась. Но никто расходиться не собирался.
Тогда он решил высадиться на Большом Москворецком мосту. Поймав красный свет светофора, он приземлился точно в момент, чтобы не задеть автомобили. И, приземлившись, подкатился прямо к Собору Василия Блаженного.
Советская публика встретила Матиаса тепло, у него брали автографы, которые он охотно раздавал. Какой-то 16-ти летний советский парень, как оказалось, хорошо знал английский. Он и выступил переводчиком для Матиаса и публики. Силовики же были тут как тут, наблюдали за немцем и в 20:00 его задержали.
Суд состоялся спустя три месяца. Матиаса обвинили в хулиганстве и приговорили к четырем годам лишения свободы. Сидел в камере с учителем английского языка, которого посадили, как спекулянта. Так что Матиас не скучал и мог общаться. Но просидел только чуть больше года и попал под амнистию.
Как полет Матиаса Руста ускорил развал СССР
А что в СССР? Михаил Горбачев умело использовал этот инцидент, чтобы разобраться с политическими оппонентами. Он натравил прессу на главу Минобороны Сергея Соколова, и на главу войск ПВО Александра Колдунова. Оба были ярыми противниками Перестройки, гласности и горбачевских реформ, которые ускорили распад СССР. Армия была, фактически, последним оплотом прежних ценностей. И победив оппонентов, Горбачев получил полную власть для осуществления реформ.
Советские СМИ громили генералитет за эту историю. Это, якобы, провал советской ПВО. А провал ли? Оборона рассчитана на атаку военных самолетов, а не легкомоторных одиночек.
Документы по этой истории пока не открыты, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию. Поэтому приведу аргументы.
Ну а дальнейшая жизнь Руста складывалась, скажем так, разнонаправленно. Что явно свидетельствует, что агентом западной разведки он точно не был. Хотя невольным участником провокации мог стать вполне.
Что стало с Матиасом Рустом после советской тюрьмы
Итак, как только Руст вернулся домой, лицензию пилота у него отобрали. Он устроился в больницу, но там напал с ножом на медсестру, которая отказалась с ним встречаться. За это его приговорили к 4 годам тюрьмы. Но и здесь выпустили через год.
Дальше работал кем придется. Продавал одежду, обувь. Когда узнал, что сыграл свою роль в распаде Союза — приехал в Москву. Слонялся тут месяц, пытался встретиться с Горбачевым, но его не пустили.
Расстроился, уехал путешествовать по Юго-восточной Азии. Обратился в индуизм, завел себе жену-индианку, между прочим, дочь богатого торговца чаем. Чета вернулась в Германию.
Но и здесь свои странные привычки Руст не бросил. Зачем-то стащил дорогой свитер в магазине одежды, за что его крупно оштрафовали.
Оставшись верным своим привычкам, Руст продолжил зарабатывать на жизнь альтернативными способами. Играл в покер, вел курсы по йоге. И, что совсем парадоксально, оказывал услуги аналитика для инвестбанкиров. Неплохо заработал на книге — выпустил мемуары по своему полету.
Ну а самолет сперва купил японский коллекционер. Потом, практически по себестоимости, он продал его в Немецкий технический музей, где он и выставлен до сих пор.
Что осталось за кадрами посадки Матиаса Руста у стен Кремля? Разбор полета
Ровно 40 лет назад 28 мая 1987 года немецкий авантюрист, 18-летний парень Матиас Руст посадил свой небольшой самолет прямо у Кремля, на Васильевском спуске. Это было поразительное событие. Как такое могло случиться? Как мощная, эшелонированной система ПВО, с истребителями-перехватчиками пропустила этот самолетик? Он беспрепятственно пересек границу и летел над территорией Советского Союза больше четырех часов.
Вокруг таких событий всегда возникает много версий и конспирологических теорий. И здесь есть такие версии. Вот одна из них. Будто бы руководство Советской Армии было настроено оппозиционно по отношению к Горбачеву. Не хотело Перестройки. А Горбачев воспользовался ситуацией. Этакое дело Кирова. Когда Сталин обвинил в убийстве своего соратника Сергея Кирова политических противников. Устроил чистку. Многих посадили, некоторых расстреляли.
На взлетной полосе небольшого аэродрома в Германии к вылету готовится одномоторная «Сесна». Немецкий ас и девушка-репортер попытаются повторить знаменитую посадку Матиаса Руста на Москворецком мосту, прямо у стен Кремля. За штурвалом самолета Томас Хеннинг — обладатель всех возможных призов за точность пилотирования. Цель эксперимента — не просто воспроизвести посадку Руста, но и попробовать сделать то, что 30 лет назад Русту не удалось — посадить самолет прямо на Красную площадь. Для этого на посадочной полосе аэродрома в Германии воспроизводятся все параметры — длинна площади, ее ширина и удаленность от различных сооружений.
Никто кроме 300 офицеров советской армии, включая министра обороны и главнокомандующего ПВО. К ответственности было привлечено свыше 30 человек. Двое офицеров 14-й дивизии противовоздушной обороны, дислоцированной в Эстонии, были подвергнуты суду и отправились за решетку. По словам их бывших сослуживцев, такой кадровой чистки, как после Руста, советская армия не знала с 1937 года.
Не произошло при том, что это было обычной практикой взаимодействия. Такая информация, иногда по несколько раз в день поступала в штаб ПВО, но в этот раз почему-то не поступила.
С этого начались все проблемы. Драгоценное время было потрачено на то, чтобы решить, действительно ли неопознанная низколетящая цель является нарушителем государственной границы. Или это просто стая гусей, появившаяся на радаре. Или нарушитель правил полетов из своих, не удосужившийся подать заявку на вылет. Кроме совершенно вопиющего и так и нерасследованного факта молчания пограничников генерал Мальцев, в то время заместитель главкома ПВО, видит в случившемся еще целый ряд странностей.
Кто это были: спецслужбы или не спецслужбы, но это были серьезные специалисты, знающие не только летное дело, но хорошо информированные о нашем радиолокационным поле, о времени смены кодов в системе координат радиолокационной информации. То есть очень многое того, что обычно гражданские люди знать не могут.
По словам генерала, самолет Руста вошел в воздушное пространство Советского Союза ровно на стыке действия двух радиолокационных станций, в том самом месте, где при малой высоте полета его шансы оказаться обнаруженным были минимальны. Но на этом удачи Руста не заканчиваются. Он очень вовремя оказывается в зоне учебных полетов наших ВВС.
Генерал армии в отставке Петр Дейнекин, пожалуй, единственный из всех причастных к тому делу военных из тех, с которыми нам удалось пообщаться, кто сегодня убежден: случай с Рустом — это лишь воздушное хулиганство и пример некомпетентности и безответственности военных чинов разного уровня. Реакцию властей на это событие считает несправедливой и чрезмерной, особенно в том, что касается отставки министра обороны и Главкома ПВО. Однако политической подоплеки в этом не видит.
Действительно, кроме странных случайностей, сопровождавших Руста в небе над Советским Союзом, были и вполне объяснимые причины того, что он все же приземлился у стен Кремля. Абсолютно точно известно, что весь перелет «Сесны» от начала до конца так или иначе отслеживался ПВО. В воздух неоднократно поднимались истребители и передавали на землю информацию о летящем спортивном самолете.
После инцидента со сбитым корейским пассажирским «Боингом» в 1983 году, нарушившим советское воздушное пространство, армии был отдан четкий приказ — не сбивать невоенные самолеты. Не имея возможности однозначно идентифицировать цель, так и не опознав ее как нарушителя границы, военные предпочитали перекладывать ответственность за судьбу «Сессны» на погоны своих соседей. От округа к округу — и так до самой Москвы. Кроме того, мощная советская система ПВО предназначалась для отражения нападения на страну, а не для отлова инфантильного немца, решившего таким оригинальным способом доставить послание мира Михаилу Горбачеву, который в тот момент находился в Берлине.
Дальше незадачливый пилот миротворец надолго исчезает с радаров. Однако в 2001 году его имя вновь появляется в криминальной хронике, на этот раз в связи с попыткой кражи свитера в супермаркете. Еще совсем недавно с готовностью раздававший интервью за деньги, сегодня Матиус Руст наотрез отказывается от общения с журналистами, ссылаясь на то, что сейчас, спустя 30 лет, находится в процессе переосмысления своего отношения ко всему случившемуся.
Этот день в истории: 1987 год — в центре Москвы сел самолет Матиаса Руста
28 мая 1987 года, когда в СССР праздновали День пограничника, спортивный самолет американского производства «Сессна», за штурвалом которого находился Матиас Руст, нарушил воздушное пространство СССР и пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве, взяв курс на Москву.
Нарушение границы произошло около 14.00 на высоте 600 метров и было зафиксировано средствами ПВО, которые «вели» нарушителя в течение всего полета, однако приказа на его уничтожение так и не поступило.
Локаторы засекли его еще на границе, дежурные ракетные дивизионы были приведены в боевую готовность. На перехват был выслан истребитель, который быстро обнаружил нарушителя. Но ему не разрешили сбить «Сессну», который благополучно добрался до Москвы.
Как позже пояснил глава Минобороны маршал Дмитрий Язов, войска ПВО не пресекали этот полёт, потому что после инцидента с южно-корейским лайнером (1984) получили распоряжение гражданские самолеты не сбивать.
В итоге никем не остановленный спортивный самолет совершил посадку в Москве недалеко от Красной площади на Васильевском спуске. Точнее, он приземлился на Большом Москворецком мосту и накатом доехал до собора Василия Блаженного.
Множество фотоаппаратов и видеокамер туристов зафиксировали момент, когда летчик вылез из кабины самолета и тут же стал раздавать автографы. Через 10 минут его арестовали.
Тут и была установлена личность нарушителя. Им оказался гражданин ФРГ 19-летний спортсмен-пилот Матиас Руст. Его отец был бизнесменом, продававшим самолеты «Сессна» в Германии.
Газеты того времени писали: «Страна в шоке! Пилот-любитель, и, как назло, немецкий, с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и в такой праздник — День пограничника».
В советских СМИ данный полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что эта система не предназначалась для противодействия воздушным хулиганам.
Но даже в этих условиях она показала себя эффективной и могла легко пресечь полет нарушителя, если бы поступил такой приказ.
Тогда своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 генералов и офицеров. А в народе Красную площадь стали именовать «аэропортом Шереметьево-3».
4 сентября 1987 года Руст был осужден на 4 года лишения свободы за незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. При этом сам Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру».
Проведя в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, 3 августа 1988 года он был помилован Президиумом Верховного Совета и выдворен с территории СССР.
После возвращения в Германию Руста лишили лицензии пилота. Позже он был дважды осужден на родине — за нападение на медсестру и кражу в универмаге — и зарабатывал на жизнь игрой в покер. Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.
Немецкий самолет на Красной площади: пять случайностей Матиаса Руста
28 мая 1987 года в самом центре Москвы, на Красной площади, появился немецкий легкомоторный самолет «Сессна-172 Скайхок»
Его пилотировал немецкий пилот-любитель Матиас Руст. Сегодня мы постараемся разобраться, был ли полет Руста его личной инициативой, ставшей возможной благодаря цепи случайностей, или это была спланированная акция, подразумевавшая дестабилизацию политической обстановки в Советском Союзе.
1. Случайность первая: подготовка
В 1987 году юному Матиасу было всего 18 лет, но у него уже была лицензия пилота. Что, впрочем, неудивительно, так как его отец был владельцем бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна». Но случайность (или спланированная закономерность) кроется совсем в другом.
Маршрут Руста. Источник: https://upload.wikimedia.org
Каким образом молодой и неопытный пилот в сложных погодных условиях, при которых и опытные боевые летчики-истребители летают не всегда, смог достичь границы СССР?
Ответ прост: перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».
Впрочем, есть вопросы, которые остались открытыми: мог ли 18-летний парень придумать всё это сам; или же его кто-то надоумил?
2. Случайность вторая: вылет
Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 года произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером.
Матиас Руст у самолета. Источник: https://redsearch.org
Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.
Пропавший самолет сразу начали искать финские спасатели и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».
3. Случайность третья: граница
Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км.
Над Красной площадью. Источник: https://www.gazeta.ru
Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально. А потом Руст и вовсе пропал с радара, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц, не обнаружив ни следа нарушителя. Случаен ли был его маршрут? Не слишком ли много совпадений?
4. Случайность четвертая: путь к Москве
Достигнув станции Дно, Матиас более не менял прямого курса к Москве. И опять (случайно ли или нет) судьба благоволила ему. Попав уже в зону ответственности ПВО Москвы, «Сессна» появилась на экранах радаров, но в этот момент один из авиаполков производил учебные полеты, в воздухе находилось 12 машин. Ровно в 15.00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.
«Сессна-172 Скайхок» у Покровского собора. Источник: https://www.gazeta.ru
Чуть позже, когда метка в связи с выходом «Сессны» в другой район пропала, происходит ещё одна случайность. Накануне в районе Торжка произошла авиакатастрофа (столкнулись два наших боевых самолета), и к месту падения подходили вертолеты и самолеты, доставлявшие специалистов к месту происшествия. За один из них и приняли легкий самолет Руста.
На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.
5. Случайность пятая: Москва и Шереметьево
К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.
Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru
На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.
После трех неудачных попыток сесть на брусчатку Красной площади Руст принял решение садиться на Москворецкий мост. Сотрудники ГАИ в последний момент успели включить светофоры, чтобы избежать катастрофы. И здесь в очередной раз удача была на стороне пилота. Он смог посадить «Сессну» в просвет между нитями троллейбусных электросетей с запасом менее метра. Мог ли это сделать молодой и неопытный пилот, – большой вопрос.
Последствия
В 18.55 Руст подрулил к Покровскому собору и более 10 минут раздавал зевакам автографы. Вскоре его арестовали.
Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru
За этот эксцесс должности лишился министр обороны СССР маршал Соколов и главком войск ПВО Колдунов. Должности потеряли еще свыше 300 офицеров. Многие связывают это с оппозицией потерявших должности высших военных чинов к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачёву. Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР. Результат этих уступок известен.
Руст провел более года под следствием и был выдворен из Советского Союза. Но вопрос о том, насколько спонтанным был его полет, окутан тайной до сих пор.