Некрасов размышления у парадного подъезда о чем
Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)
Автор: Guru · 20.09.2018
«Страстный к страданью поэт» — воскликнет Достоевский после прочтения «Последних песен» Некрасова. Действительно, мотив глубокой скорби красной нитью проходит сквозь всё творчество этого народного автора. «Размышления у парадного подъезда» — одно из его произведений, где мы слышим вечный стон русского народа.
История создания
Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.
Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.
Жанр, направление и размер
Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.
Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).
Образы и символы
Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».
Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.
Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.
Темы, проблемы и настроение
Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права). Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах. Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.
Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.
Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.
Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».
В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения. Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает. Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.
Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.
Средства художественной выразительности
Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:
Смысл стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Это стихотворение увидело свет благодаря Николаю Некрасову в далеком 1858 году, ведь именно этот поэт воплотил свои размышления о судьбе своего народа в поэтические строки. Вдохновившись величественной историей своей родины, поэт затронул извечную проблему социального неравенства.
Это стихотворение рассказывает нам о том, что обычно в праздничные и выходные дни к парадному подъезду приезжают знатные люди, с громкими именами и прозвищами, с почетными званиями. В будние дни сюда приходят обычные бедные люди — мужчина преклонного возраста, женщина, потерявшая когда-то своего мужа, люди без определенного места жительства. Автор указывает на то, что в этот подъезд очень часто приезжают курьеры с бумагами, а посетители выходят из него с разным настроением: кто-то напевает, а кто-то умывается слезами.
Некрасов описывает крайне печальную картину: подошли как-то раз к этому подъезду обычные люди, верящие в Бога. Они, видимо, пришли по делу, и навстречу им вышел швейцар. Оглядев их с ног до головы, он увидел только оборванную одежду, самодельные лапти, кровь на усталых от длительной дороги ногах, крестик на шее, обозначающий внутреннюю веру в высшие силы, руки, обожженные солнцем от постоянной тяжелой работы. Швейцару крикнули из подъезда, чтобы тот прогнал этих людей, так как им не место в богатых палатах, так как “наш” не принимает за людей ободранных бедняков без денег и статуса в обществе.
Бедняки постояли еще немного, и, униженные несправедливостью бытия, ушли, отдав эту ситуацию на Божий суд. Параллельно в стихотворении изображено владельца этого богатого поместья, который сладко спит. Дальше прочитываем просьбу лирического героя к этому богачу: верни их, прими и выслушай, ведь только в этих людях твое спасение! Но он не обращает внимания на тех, кому в жизни повезло гораздо меньше чем ему.
Дальше лирический герой вступает в диалог с этим богачом: он говорит, что людям, которые имеют все, нет дела к страданиям и скитаниям бедных людей. Они не думают о возможной помощи нуждающимся, а живут только ради своего удовольствия. Дожив свою жизнь до конца, они умрут в роскошных местах в кругу семьи, которая, кстати, отравлена желанием заиметь как можно больше богатства, только и рада будет от этой смерти.
Вернувшись на родину, прах умершего пойдет в землю, а слава об этом человеке навсегда будет изувечена и проклята из-за его жадности и глухости к горю других людей. Впрочем, богатым вельможам не подобает обращать внимание на невзгоды бедняков, и здесь лирический герой удивляется, насколько много бедных русских людей! Как много он повидал их на своем веку и в различных местах — от горя и безысходности люди стонут, желая хоть как-нибудь, но выбраться из этого ярма бедности. Они стонут везде: в тюрьмах, отбывая часто несправедливо присужденный им строк, по дорогам и полям, постоянно тяжело работая, в собственных домах, не имея куска хлеба на обед и обуви для своих детей. Стонут также и у богатых палат и судов, где не сыщешь справедливости, если у тебя нет гроша в кармане.
Лирический герой называет стон песней, и в этом названии и заключается весь смысл стихотворения. Бедность и несправедливость настолько прижились в обществе, что стали едва не способом к существованию. Этой бедности так много на нашей земле, что они сравниваются в стихотворении с величественной Волгой — даже ее воды несравнимы с количеством той скорби, которую мы наблюдаем на земле вот уже сколько веков подряд! Главный герой спрашивает: проснется ли наконец его народ или навеки духовно умрет из-за извечной бедности и нищеты, отпев свою прощальную песню, именуемую стоном,, позабыв обо всем светлом и высоком, что есть в этой жизни?
Смысл стихотворения “Размышления у парадного подъезда” — бедность, несправедливость, нищета и богатство, роскошь, напыщенность. Между этими жизненными понятиями — большая пропасть. Никогда люди, оказавшиеся по эти обе стороны, не смогут понять друг друга и найти точки соприкосновения. У человечества никогда не получится уравнять бедных и богатых — ни материально, ни морально, ни физически. Подобный диалог никогда не состоится, и такие люди кардинально противоположных категорий будут существовать всегда.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2
Стихотворение и анализ «Размышления у парадного подъезда»
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. “Допусти”,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: “Гони!
Наш не любит оборванной черни!”
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: “Суди его бог!”,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.
Краткое содержание
Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872
Возле одного помпезного подъезда ежедневно кипит бурная жизнь. Но, право на вход в этот красивый подъезд имеют лишь люди, облачённые в дорогую, красивую одежду. В доме с роскошным подъездом проживает знатный вельможа, не желающий оскорблять свой взор визитёрами, одетыми бедно и скромно: таких людей его слуги безжалостно выдворяют из подъезда.
Слуги являются точно такими же подневольными рабами властного вельможи, как те крепостные крестьяне, которых они выгоняют. А бедные крестьяне вынуждены преодолевать сотни километров, чтобы добраться до парадного подъезда и высказать вельможе свои многочисленные чаяния и проблемы, робко надеясь на его помощь и участие. Выдворенные крестьяне, перекрестившись на купола местного храма, покорно уходят прочь от богатого подъезда.
Некрасов открыто говорит о никчёмности существования большинства вельмож и мелких чиновников, так как все они являются паразитами на «крестьянском теле». Помещики, утратившие честь и совесть, задорно проживают свою бесполезную жизнь, умирая в глубокой старости на прекрасных берегах Средиземноморья.
История создания
Гражданская супруга Некрасова Авдотья Панаева поведала в своих воспоминаниях о том, как было создано это произведение. По словам женщины, однажды осенью 1858 г. её супруг долго смотрел в окно на противоположный парадный подъезд богатого дома, к которому постоянно стекалось множество просителей. При этом, городовой и дворник не пропускали людей в подъезд, грубо отгоняя палками.
Панаева заметила, что муж был крайне удручён увиденной картиной. Он тут же уселся за письменный стол и быстро набросал жанровую зарисовку, использовав только что увиденные крестьянские образы. При этом он талантливо дополнил их метким обобщением и едкой сатирой. Спустя пару часов произведение было написано.
Эта любопытная история, поведанная Авдотьей Панаевой, наглядно демонстрирует то, насколько Некрасов был неравнодушен к судьбе простого народа. Поэт видел, что крестьяне пребывают точно в таком же «летаргическом сне», как и угнетающие их помещики. Написав это произведение, Некрасов надеялся призвать народ к незамедлительному пробуждению и восстанию.
Позднее писатель публицист А.И. Герцен напечатал данное стихотворение на страницах революционного журнала «Колокол», но без подписи Некрасова под произведением. Спустя несколько лет, заключительная часть этого стихотворения стала популярной студенческой песней.
Жанр, направление, размер
Данное произведение невозможно однозначно отнести к определённому литературному жанру, так как оно успешно совмещает внутри себя:
При всём многообразии жанровых маркеров можно уверенно определить литературное направление данного произведения – это гражданская лирика, так как в стихотворении лирический герой выражает своё личное отношение к происходящим общественным событиям.
Поэтический размер – разностопный анапест с чередованием трёх- и четырёхстопных отрезков. Рифма разнообразная, мужская/женская. Присутствует чередование различных рифмовок: кольцевой, перекрёстной и смежной.
Композиция
Данное стихотворение является образцовым примером композиционного совершенства: оно чётко разделяется на три самостоятельные части, каждая из которых содержит свою собственную проблематику. Но, вместе с тем, все три стихотворных сегмента объединяются единым смыслом.
Образы и символы
В данном произведении Некрасов создал четыре важных смыслообразующих образа:
Темы и настроение
Главная тема произведения – трагическая доля русских крестьян, вынужденных приходить с челобитными к различным вельможам и уходить ни с чем. Самое обидное для Некрасова заключается в том, что униженные крестьяне смиряются со своей горькой судьбиной, даже не пытаясь что-либо изменить. Сцена, описанная поэтом в произведении, призвана была «разбудить» униженных и оскорблённых людей на реальное восстание против подобных вельмож.
Основная идея
Основная идея произведения – неспособность простых тружеников свергнуть вельмож, добиться восстановления социального равенства. Простолюдины в России находятся в сильнейшей зависимости от вышестоящих помещиков, но они не готовы ничего предпринять во имя собственного спасения. Автора чрезвычайно возмущает подобное положение вещей.
Средства выразительности
Данное стихотворение изобилует многообразием различных средств выразительности. В нём присутствуют следующие тропы:
Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» Некрасова
Всего получено оценок: 153.
Всего получено оценок: 153.
Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.
История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».
Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.
Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.
Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.
Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.
Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».
Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».
Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».
История создания
О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева. По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками. Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его. Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.
Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.
Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи. Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.
Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.
Композиция
Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.
Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.
Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.
Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай. На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.
В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.
Произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение властьимущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).
Средства выразительности
Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:
Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением (« стон песней зовётся », то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.
Краткое содержание «Размышления у парадного подъезда»
Всего получено оценок: 43.
О произведении
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Некрасова было написано в 1858 году. В нём повествуется о тяжкой, унизительной доле простого русского народа, которым правят бездушные, эгоистичные чиновники. Размышляя над несправедливым устройством общества, автор призывает разорвать этот замкнутый круг и изменить жизнь к лучшему.
Для подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Размышления у парадного подъезда». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
В городе находится всем известный дом, в котором живёт важная персона. В праздники и по другим торжественным дням местная публика, одержимая « холопским недугом » и не прикрытым подобострастием, « подъезжает к заветным дверям; записав своё имя и званье ». Затем гости разъезжаются по домам, очень довольные собой.
В будние же дни « этот пышный подъезд осаждают убогие лица »: бесконечная вереница просителей, искатели работы, прожектёры, курьеры. У кого-то визит в этот дом становится радостным событием, « иные просители плачут ».
В этот дом впускают лишь хорошо одетых, респектабельных посетителей. Однажды рассказчик видел, как « сюда мужики подошли, деревенские русские люди ». Они были бедно одеты, имели уставший, измождённый вид — « кровь на ногах, в самодельные лапти обутых (знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний) ». Внешний вид мужиков не понравился швейцару, который недолго думая прогнал их: его хозяин не любил « оборванной черни ». Тогда пилигримы попытались было заплатить швейцару, но он отказался от их « скудной лепты » и закрыл перед носом дверь. Мужикам ничего не оставалось, как отправиться в обратный путь, так и не добившись важной аудиенции.
Рассказчик призывает хозяина этого роскошного дома отвлечься от праздного образа жизни и совершить какое-то доброе дело для этих простых, бесхитростных людей, « но счастливые глухи к добру …».
Размышляя о бесполезности существования крупных чиновников и вельмож, рассказчик ясно видит весь их жизненный путь: бестолковое “служение Отчизне”, жизнь в роскоши и неге, счастливая и спокойная старость в окружении семьи где-то на побережье Средиземного моря, затем « герой, втихомолку проклятый отчизною, возвеличенный громкой хвалой », отправляется в мир иной.
Такой чиновник никогда не будет интересоваться проблемами « мелких людей», которые будто специально созданы для того, чтобы высокопоставленные чины могли вымещать собственную злость и раздражение.
Но таких «маленьких» людей в России миллионы: крестьяне, батраки, рабочие в рудниках и шахтах, бурлаки. Их « стон раздаётся над великою русской рекой », но никто не протягивает простому народу руку помощи. Рассказчик призывает людей проснуться и сделать всё возможное, чтобы построить счастливую и справедливую жизнь.
Заключение
В своём произведении Николай Некрасов поднимает тему народной судьбы. Гнев автора направлен на власть имущих, которым безразличен простой народ с его тяжёлой долей. При этом он возмущён и безропотностью мужиков, готовых до последнего терпеть унижения и несправедливость.
После ознакомления с кратким пересказом «Размышления у парадного подъезда» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по стихотворению
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: