Некоторые сказки называют волшебными потому что в них рассказывается о необыкновенных приключениях
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Царевна-лягушка (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 25-26)
Волшебная сказка и её герои.
1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
Сказка «Царевна-лягушка» очень интересная. В ней много превращений и чудес, поэтому она относится к жанру волшебной сказки. В этой сказке мы видим признаки народной сказки, такие как:
Присказка – утро вечера мудренее, ни в сказке сказать, ни пером описать, долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве»
Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, костями-огрызками, шел-шел, избушка-избушка.
Постоянные эпитеты – тугие луки, широкий двор, красное крыльцо, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, высокие горы, темные леса, синее море, добрый молодец.
2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая. Главное волшебство сказки – превращение лягушки в Василису Премудрую, именно поэтому, я думаю, сказка так и называется «Царевна-лягушка».
3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
Царь дает женам сыновей три задания: испечь хлеб, соткать ковер и показать себя в танце. Жены старшего и среднего сыновей каждый раз звали на помощь мамушек и нянюшек – видимо, сами ничего не умели делать, оттого и не понравились царю их хлеба и ковры, может, это все было и неплохо сделано, но не было главного – души. А Василиса Премудрая все задания выполняла сама и от всего сердца, поэтому царь и оценил ее хлеб и ковер самой высокой похвалой. А танец Царевны-лягушки на пиру заворожил всех гостей, может, и не было ни озера, ни лебедей, но все гости видели это, потому что Василиса Премудрая и в движения вкладывала свою любовь.
4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки – ритмичное, складное, как стихотворение:
Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят.
Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?
Один из вариантов сказки о Царевне-лягушке называется «Сказка о лягушке и богатыре». В ней главные герои – Иван-богатырь и Василиса Премудрая. Отличий по сюжету много: это и король вместо царя, жены сыновей рубашки шьют вместо ковров, три Бабы Яги вместо Кощея, Иван-богатырь сразу знал, что его жена не лягушка и т.д. Но главная суть сказки осталась неизменна: превращение лягушки в Василису Премудрую и все, что делает Василиса, получается у нее лучше других.
Особенность этой сказки в том, что Василиса, выполняя задания короля, обращается к ветрам: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». Отличаются зачин и концовка: «В некотором царстве, в некотором было государстве жил король», «Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно». К особому складу относится одинаковый разговор Ивана-богатыря и каждой Бабы Яги: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынче русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею».
5. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
Необыкновенные события в сказке «Царевна-лягушка» – это волшебство. Василиса Премудрая была превращена отцом в лягушку, но и сама умеет превращаться, например, от Ивана-царевича она улетела белой лебедью. Звери умеют разговаривать.
Приключения ждали Ивана-царевича, когда он пошел на поиски жены. Герой встречает на своем долгом пути старичка и получает от него волшебный путеводный клубок. Далее –медведя, селезня, зайца и щуку, которые за то, что Иван-царевич пожалел их, помогают ему, и Баба Яга в этой сказке в благодарность за доброе слово царевича тоже оказывается союзницей человека.
Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку на три года, потому что она оказалась умнее и хитрее своего отца.
6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.
Иван-царевич сжег кожу лягушки, не думая о последствиях, он хотел, чтобы Василиса Премудрая всегда была женщиной и над ним больше никто не смеялся, что женат на лягушке. Сказитель-автор говорит нам, что сделать ошибку можно быстро, а вот на исправление может понадобиться много времени.
Иван-царевич со смирением принял долгий путь и больше не совершал поспешных поступков, он научился думать о других, поэтому на просьбы медведя, селезня, зайца и щуки о пощаде, он выбрал их жизнь, а не свой голод. За доброе отношение получил Иван-царевич помощь от животных: медведь дуб выворотил, заяц зайца догнал, селезень утку поймал, а щука со дна моря яйцо достала.
Литература и изобразительное искусство
Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Царевна-лягушка», например, иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главного героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).
Подготовьте сказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.
Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова, на которых изображен момент танца Василисы Премудрой, близки сюжету сказки, но художники по-разному расставили акценты. У Билибина на переднем плане мы видим зрителей, их удивление и восхищение от танца, а у Васнецова в центре картины – танцующая Василиса и музыканты, здесь мы видим динамику танца и настроение людей.
Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)
Сказка «Царевна-лягушка»
1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.
Сказка относится к волшебным, потому что в ней много волшебства и превращений, а также есть сказочные герои такие, как Баба Яга и Кощей Бессмертный, и волшебный клубок, который указывал путь Ивану-царевичу.
Выполняя задания царя, квакушка сбрасывала с себя лягушачью кожу и превращалась в Василису Премудрую. Например, ковер она ткала так: где кольнет иглой раз, там цветок распускается, кольнет два – хитрые узоры идут, третий раз кольнет – птицы летят.
2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера передаёт она в чтении?
Василиса названа Премудрой (очень мудрой), потому что она очень умная, умнее и хитрее своего отца Кощея Бессмертного, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Актриса при чтении слов Василисы понижает голос, интонации становятся уверенными, темп неторопливым и в голосе звучит нежность и смирение. Видимо, не из злости, а для науки превратил ее отец в лягушку, чтобы спокойнее стала, глупостей не делала и ценила человеческий облик. И Василиса Премудрая в сказке предстает рассудительной, спокойной, рукодельницей, умеет все делать лучше других, но не хвастается этим.
3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь, было у него три сына, младшим из которых был я, Иван-царевич. Захотел батюшка, чтобы мы невест себе нашли, велел натянуть тугие луки и пустить стрелы в разные стороны.
Стрела старшего брата угодила в боярский двор, среднего – в купеческий, а я три дня искал стрелу, нашел в болоте у лягушки. Она заговорила со мной, велела с сбой взять и жениться на ней и успокоила, что жалеть об этом я никогда не буду. Испугался я насмешек! Где тут не жалеть?! Но судьба распорядилась так, и я не стал перечить, понес лягушку к отцу, в надежде, что он рассудит, как делу быть.
А батюшка велел жениться на лягушке. Слово родительское для меня закон – женился. А на следующий день отец позвал к себе, смотрю, и братья мои тоже здесь. Дает царь задание, чтоб жены наши караваи испекли к завтрашнему дню. Пришел домой невеселый, а квакушка успокоила меня, велела спать ложиться, а на утро я своим глазам не поверил, никогда такого хлеба я не видывал. Батюшка очень доволен остался работой моей квакушки. Но тут же новое задание дал: соткать ковер.
Опять я домой печальный пришел. А на утро ждало меня очередное удивление. Царь обрадовался ковру моей квакушки, но следующим заданием опять вверг меня в уныние: как же я с лягушкой на пир приеду? Ведь на смех поднимут все, будут перешептываться да переглядываться.
Велела мне квакушка одному ехать. Уж столько раз удивляла меня она, но на этот раз радости моей не было предела, так как увидел я перед собой не лягушку, а красавицу Василису Премудрую. Влюбился в нее без памяти и поспешил домой, чтобы сжечь лягушачью кожу – не будет жена моя никогда больше квакушкой, а я – посмешищем.
Только поспешил я, и за спешность был наказан. Вернулась Василиса с пира, обернулась белой лебедью и улетела, сказав на прощание, что не так-то просто будет её отыскать.
Отправился я за любимой своей в долгий путь. Три пары железных сапог износил, три хлеба изгрыз, пока не встретил старичка, который рассказал мне, почему Василиса Премудрая лягушкой была и дал клубок волшебный, который должен был привести меня в Кощеево царство.
А дальше все как в сказке было: и дуб медведь выворотил, и заяц помог, и селезень пособил, и щука утешила. Разбил я то яйцо треклятое, сломал иглу и нашел свою Василисушку. Вернулись мы домой вместе и стали жить счастливо, а поступать по справедливости.
ГДЗ литература 3 класс, Климанова. Почему волшебные сказки получили такое название?
Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Волшебные сказки получили такое название потому, что в них происходят чудеса и различные превращения, действуют волшебные герои или предметы.
Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так:
• из ( Подробнее. )
Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.
Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.
( Подробнее. )
Радиус основания цилиндра равен 2. В этот цилиндр наклонно к оси вписан квадрат со стороной 4 так, что все вершины его находятся на ( Подробнее. )
Комплексная работа с текстом.8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ. Повторение типов речи
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания. Формирование культуроведческой компетенции учащихся, развитие коммуникативных умений. Повторение типов речи и совершенствование навыков анализа текста.
ТЕКСТ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Тема текста – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Основная мысль текста – это то главное, что мы хотим сказать. Признаки смысловой завершённости текста – это тема, заголовок, однотематическая лексика, идея. Грамматические средства связи предложений в тексте – это порядок предложений, синонимы, антонимы, повторы, местоимения, союзы, наречия, однородные члены предложения, интонация. Способы связи предложений в тексте – параллельная, цепная. Типы речи – описание, повествование, рассуждение
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА Васька был черный, пушистый, а лапки у Васьки белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончике тоже беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него зеленые, а зрачки узкие-узкие. Это описание — изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать — значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть (перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков). К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев — смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство. Им помогают ковры-самолеты, скатерти-самобранки. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают. рассуждение — изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения — перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль, то, что надо доказать), доказательства (с примерами), вывод (заключение, обобщение). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. К текстам-рассуждениям можно поставить вопрос почему?
Детская проектная работа «Законы волшебной сказки»
ирина федорова
Детская проектная работа «Законы волшебной сказки»
Проектная работа, которая называется «Законы волшебной сказки»
Цель: изучить особенности, законы волшебных сказок
1. Подобрать сказки для проектной работы
2. Проанализировать 5 волшебных сказок
3. Изучить законы волшебной сказки
4. Обработать данные и сделать выводы
Гипотеза: Существует определенная схема, по которой строится волшебная сказка.
Вот план, по которому я работал:
1. Поиск, подбор в библиотеке волшебных сказок, периодических изданиях и в сети интернет.
2. Выбор 5 волшебных сказок из множества других
3. Оформление таблицы и внесение данных
У всех у нас есть дома книги. Самые первые наши книги это сказки. Мы их знаем наизусть чуть ли не с рождения. Ещё не умея читать, мы уже рассматривали картинки и всем рассказывали:
Вначале мне захотелось узнать значение слова сказка. В библиотеке нашей школы много толковых словарей. Работая со словарями, я узнал,что:
— «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях» («Большой толковый словарь русского языка», Д. Н. Ушаков).
Значит, сказка – это выдуманная история, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, обязательно со счастливым концом, где добро всегда побеждает зло.
Русские народные сказкиделятся на три группы:
• сказки о животных
Бытовые сказки – это сказки, в которых главные герои люди. Они побеждают благодаря смекалке, смелости и хитрости.
• волшебные
5 волшебных сказок стали предметом моего исследования.
Это сказки:
— Иван царевич и Серый волк;
— Сказка о молодильных яблоках и живой воде;
Волшебные сказки – удивительное явление народного искусства. Волшебная сказка внешне проста и незамысловата, но есть в ней глубинное содержание. Она создает особый волшебный мир, который живет по своим законам. Сказочный мир волшебной сказки населен персонажами, которых нет в реальности.
Особенности, законы волшебной сказки:
1. Особая композиция
2. Сказочные сюжеты
3. Троекратное повторение
4. Положительные и отрицательные герои
5. Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы
6. Чудесные превращения
7. Добро побеждает зло
Сказочные зачины, то есть начало сказок напоминает, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события происходят только чудесным образом.
Жил-был царь Берендей и три сына
Жил-был старик, и у него было три сына
Жил-был царь, и было у него три сына
В старые годы у одного царя было три сына
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына
В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, кого-либо, например, 3 брата, герою надо выполнить три задачи или герой три раза встречает на своем пути помощника и т. д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом.У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т. д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом,в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.
В волшебных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Иван царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая и другие. Отрицательные –2 брата, Кощей Бессмертный, 2 девицы и т. д. Образ положительного героя является центральным, весь интерес повествования сосредоточен на его судьбе. Он воплощает народный идеал красоты, нравственной судьбы, доброты, народные представления о справедливости. Они проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Общие отрицательные черты сказочных отрицательных персонажей этих волшебных сказок – это зависть к красоте и богатству, жадность к чужому благосостоянию, в целом их можно назвать несчастными, потому что не умеют радоваться тому, что имеют. Злые всегда дают выход своей злости, а когда строят козни добрым героям, то в полную силу проявляют своё коварство.
В исследуемых мною сказках положительные герои в основном преодолевают три разных препятствия. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы. Это и Жар птица, и конь златогривый, и Синеглазка, и лягушка, и многие другие. По-моему мнению, это связано с тем, что она создает особый волшебный мир, который живет по своим законам. Ведь сказочный мир волшебной сказки населен персонажами, которых нет в реальности.
Какую роль играют в сказке концовки? Они делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни.
— Жить поживать да добра наживать
— Веселым пирком да за свадебку
— Честным пирком да за свадебку, тут и сказки конец и т. д.
Концовка волшебных сказок нужна еще для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть нас слушателей к действительности.Например: Иван царевич с Василисой Премудрой воротились домой, и жили долго и счастливо до глубокой старости.
Работая над проектом «Законы волшебной сказки», я достиг цели моего исследования и решил поставленные задачи. Моя гипотеза подтвердилась, что существует определенная схема, по которой строится волшебная сказка.Это:
— сказочные сюжеты
— положительные и отрицательные герои
— сверхъестественные силы, помощники, магические предметы
— добро побеждает зло
Сказка – это не только способ нас развлечь. В сказки наши предки вложили весь свой опыт, знания и мудрость. Все то, что им хотелось сохранить и передать своим детям. Сказки способствуют формированию нравственных и патриотических ценностей. Добрые, весёлые и поучительные они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
Итак, сказка учит:
— отличать добро от зла;
— формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову;
— не бояться трудностей и преодолевать их;
— уважать и любить родителей, ценить их за данное нам воспитание.
— любить и защищать свою Родину;
А что будет, если у народа не будет сказок? Люди не смогут передать своим потомкам свой жизненный опыт, предостеречь их от бед и ошибок. И, самое главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, добро всегда побеждает зло.
Если сказку внимательно читать или слушать, то ты обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто заканчиваются присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». А продуктом моей деятельности стала вот эта таблица, которая помогает понимать все законы волшебных сказок. Спасибо за внимание!
«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа) Разрешите представить нашу с дочкой-школьницей совместную работу на конкурс «След войны в моей семье» (2014 год).. Среди моих родных.
Урок на тему : «Рассуждение как тип речи»
Тема : « Рассуждение как тип речи» 5 класс
— ученик научится создавать текст-рассуждение
— подъем общего уровня знаний учащихся в области русского языка
— развитие долгосрочной и оперативной памяти ( умение сравнивать, анализировать и обобщать языковой материал)
— развитие коммуникативных компетенций
— воспитание интереса к родному языку и изучаемому предмету
— воспитание личных качеств учащихся ( доброты, чувства товарищества )
Сегодня, ребята, мы будем продолжать работать с текстами разных типов речи. Будем читать, сравнивать, редактировать. У вас есть возможность получить оценку за отдельный вид задания или по итогам нескольких заданий. Желаю вам успеха!
— Ребята, сейчас вы будете работать с тремя карточками, на которых напечатаны 3 текста. Ознакомьтесь с заданием.
Определите, к какому типу речи они относятся. Обоснуйте свой ответ.
Белка уселась рядом, начала брать с ладони орешек за орешком и тут же ловко их разгрызала. Наевшись, она встряхнулась и принялась умывать мордочку передними лапками. Потом она обнюхала мою пустую ладонь и вдруг стала вылизывать ее своими влажным крохотным язычком. Затем белочка напилась воды и улеглась в уголке клетки.
Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.
Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и другие кошки : так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а все куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревет так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный.
( Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом карточек. Вспоминают материал предыдущих уроков, посвященных изучению повествования и описания)
— Итак, послушаем тех, кто готов ответить.
— Как вы думаете, почему относительно третьего текста у вас нет единого мнения?
( Создается проблемная ситуация для осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний. Учащиеся говорят, что трудность вызвана тем, что этот тип речи им неизвестен)
4. Введение новый знаний
— Ребята, попробуйте задать вопрос к тексту 3. ( Почему? )
— В тексте дается ответ на этот вопрос?
— Какие факты приводит автор. чтобы доказать, что лев – царь зверей?
— Сколько композиционных частей можно выделить в этом тесте?
— Можно ли применить к такому тексту прием «фотографирования»? ( нет)
Итак, сегодня мы познакомимся с новым типом речи – рассуждение. Именно рассуждение содержится в тексте 3.