Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций что это
Диагностика слуха
Почему важно как можно раньше узнать о нарушениях слуха у вашего ребенка?
Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе. Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Принято считать, что около 10–15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).
Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии. У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации. Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду. В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.
Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?
Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.
Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению. Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.
Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.
Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?
Наиболее распространённой группой объективных методов диагностики слуха считают методики регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП) мозга. В настоящее время клиническое применение получил целый ряд разновидностей регистрации СВП, а именно: электрокохлеография (ЭКоГ), регистрация коротколатентных или стволомозговых слуховых вызванных потенциалов (КСВП), среднелатентных СВП, длиннолатентных слуховых вызванных потенциалов (ДСВП) и регистрация слухового ответа на постоянные тоны – Auditory Steady State Response — ASSR (в ряде источников данную методику называют регистрацией стационарных ответов мозга). Каждая методика имеет свои преимущества и недостатки, что определяет выбор конкретного теста врачом – аудиологом (сурдологом – оториноларингологом).
Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.
Однако эта методика регистрации КСВП не всегда информативна по отношению к больным с высокими порогами слуха. В первую очередь это связано с тем, что максимальный уровень предъявляемого стимула при использовании акустических щелчков не превышает 100 – 105 дБ нПс (dB nHL), в зависимости от используемой аппаратуры. Во-вторых, нельзя не принимать во внимание различия между значениями порогов слуха зарегистрированных по данным КСВП и порогами слуха, полученными по данным тональной пороговой (поведенческой) аудиометрии. В-третьих, широкий частотный спектр такого стимула ограничивает оценочную возможность метода, а именно, энергия акустического щелчка содержит физические характеристики частотного диапазона улитки в интервале от 1 до 4 кГц, что снижает качество настройки слухового аппарата.
Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон – Auditory Steady – State Response (ASSR).
Вызванный слуховой ответ (ASSR) – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.
Такие модулированные тоны, использующиеся для регистрации вызванных ответов по своим физическим характеристикам подобны трелевым тонам, используемым в обычной аудиометрии. Кроме того, система способна предъявлять стимулы интенсивностью свыше 100 дБ (до 130 дБ) нПс (dB nHL). Эта особенность метода позволяет проводить тестирование по всем аудиометрическим частотам и получать вызванный ответ на стимул схожий по своим физическим характеристикам с теми стимулами, которые генерирует тональный аудиометр (Рис. 2).
Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста – построение ориентировочной аудиограммы.
На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 – 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.
Как готовить ребенка к исследованию слуха?
У детей до 6 лет для оценки слуховой функции наиболее информативны объектиные тесты, результат которых не зависит от ответов ребенка. Наиболее сложными являются тесты регистрации слуховых потенциалов мозга, которые проаодят в состоянии сна. Для того, чтобы исследование получилось в полном объеме, необходимо, чтобы продолжительность сна составляла не менее часа. С этой целью время проведения исследования необходимо планировать с учетом времени традиционного, например дневного, сна ребенка. Накануне исследования ребенка лучше уложить спать как можно позже и пораньше разбудить в день исследования.
Как исследовать слух, если ребенок не спит?
Если усыпить ребенка не представляется возможным, проводят исследование слуха в состоянии медикаментозного сна. Такая методика востребована у детей с тяжелыми неврологическими нарушениями и другими состояниями сопровождаемыми нарушениями сна.
Для диагностики слуха под наркозом необходимо пройти предварительное обследование в нашем Центре и затем, в тот же день провести исследование слуха.
Внимание! Решение вопроса о проведении исследования слуха в состоянии медикаментозного сна принимается только врачом СУРДОЛОГОМ после осмотра ребенка и консультации!
Исследование слуха у детей старше 6 лет
Традиционный тест исследования слуха, тональную аудиометрию проводят детям от 6 лет. Данный метод исследования является субъективным, т.е. результат зависит от заинтересованности ребенка проходить тестирование.
Неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций что это
Человек воспринимает и оценивает звук одновременно двумя ушами (бинауральный слух), благодаря чему он может определять расположение источника звука в пространстве (ототопика). Здоровый человек способен с закрытыми глазами довольно точно установить нахождение источника звука справа, слева, сзади, снизу, сверху, близко и т.д.
Ухо является периферическим отделом слухового и вестибулярного анализаторов. Чтобы человек мог нормально воспринимать звуки, т.е. слышать, должны адекватно функционировать периферический и центральный отделы слухового анализатора. Периферический отдел выполняет две основные функции: зву-копроведение и звуковосприятие.
Звукопроведение предполагает доставку звуковой энергии к рецепторному аппарату, расположенному в спиральном органе внутреннего уха. В осуществлении этой функции участвуют ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, мембрана окна улитки, жидкости внутреннего уха, базилярная и рейснерова мембраны. Нарушение в любом из этих звеньев приводит к развитию звукопроводящей, или кондуктивной, тугоухости.
В рецепторном аппарате спирального органа улитки энергия звуковых колебаний трансформируется в нервный импульс, который по системе проводящих путей слухового анализатора попадает в корковые центры, где происходит анализ и синтез звуков. Нарушения в рецепторном отделе на протяжении проводящих путей или в корковых центрах вызывают развитие тугоухости, которую называют звуковоспринимающей, или нейросенсорной (сенсоневральной, перцептивной), тугоухостью (НСТ).
Нарушение слуха на уровне звукопроизведения и звуковосприятия приводит к развитию смешанной тугоухости.
Исследованию слуха предшествуют выяснение жалоб и тщательный сбор анамнеза, во время которых обращается внимание на локализацию (одностороннее или двустороннее снижение слуха) и выраженность (разговор на близком расстоянии, затруднение общения с окружающими, полная глухота) снижения слуха; длительность снижения слуха по времени (внезапное, острое или длительно прогрессирующее); связь снижения слуха с вирусными или инфекционными заболеваниями, а также с приемом антибактериальных препаратов (ототоксическое воздействие); наличие шума в ушах (субъективный, объективный), его периодичность, длительность (периодически возникающий, постоянный), и характеристики (мягкий, грубый, свист, шелест листьев, гудок, связь с работой сердца или пульсацией сосудов, физической нагрузкой).
Следует помнить, что тщательный сбор жалоб и анамнеза позволяет на 90% поставить правильный диагноз. Дальнейшие методики исследования определяют степень снижения слуха и вид (форму) тугоухости, уточняют топику (кохлеарное или ретрокохлеарное поражения) слухового анализатора.
В настоящее время аудиология располагает множеством методов и средств для исследования слуховой функции и определения уровня поражения слухового анализатора. Среди них различают субъективные (психоакустические) и объективные методы исследования.
В практике наибольшее распространение получили психоакустические методы исследования слуха, основывающиеся на регистрации субъективных показаний (ощущений) обследуемых и включающие в себя исследование слуха шепотной и разговорной речью, с помощью камертонов, а также тональная пороговая и надпороговая аудиометрия, шумовая аудиометрия, определение порога и процента разборчивости речи, или речевую, аудиометрию.
Однако в некоторых случаях, например, при экспертизе и установлении группы инвалидности; диагностике аггравации; исследовании слуха у больных с нарушением психики; новорожденных, психоакустические методы исследования недостаточны или вообще неэффективны. Для этого существуют объективные методы исследования слуховой функции, основанные либо на регистрации биоэлектрических ответов слуховой системы (слуховые вызванные потенциалы — СВП), либо на записи акустического рефлекса внутриушных мышц в ответ на звуковой раздражитель (акустическая импедансометрия).
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Автор: Редакция Мастерслух
Для детей и взрослых. При первых подозрениях на проблемы со слухом и на постоянной основе людям, которые давно наблюдаются у сурдолога. Перед установкой или заменой слухового аппарата или кохлеарной имплантацией. Быстро, просто, безболезненно. Если вы что-то еще не знали об аудиометрии, восполним пробелы с этой статьей.
Посмотрим и послушаем
Причин десятки, исследование одно
Причинами нарушения слуха могут быть:
Одни заметны сразу, особенно – окружающим, некоторые не определяются годами, а иногда человек сразу начинает ощущать себя так, будто вокруг понизили громкость.
Нередко не воспринимаются лишь отдельные звуки, например звонкие или шипящие, тона, какие-то слова кажутся неразборчивыми. Особенно коварна подобная ситуация у детей, которые еще не знают, как должно слышиться в идеале, и развиваются в нарушенном слуховом пространстве (о важности ранней диагностики читайте здесь).
Иногда можно начать что-то подозревать, когда свой голос самому себе воспринимается как-то странно. В общем, проблемных ситуаций может быть много. Установить, в чем именно заключается нарушение по сравнению с нормой в каждом конкретном случае может специалист-сурдолог. Но не на глаз, как говорится, а с помощью специального оборудования. Иначе это гадание на кофейной гуще, а не диагностика.
Когда-то давно в распоряжении врачей не было точных приборов, и все исследования проводились только с помощью живой речи. То есть врач говорил пациенту слова и звуки, пытаясь это сделать в разной тональности, пропуская отдельные шипящие или свистящие, некоторые громко, иные шепотом, а человек улавливал их, как мог, и говорил: слышно или нет, пытался повторить. Точность, конечно, далеко не стопроцентная.
Сегодня используются приборы – аудиометры, подключенные к компьютеру. А исследование – аудиометрия – представляет собой комфортный, безопасный и выверенный процесс.
Как проводится аудиометрия
Вы приходите к врачу, и поначалу с вами традиционно проводится беседа: на что жалуетесь, были ли подобные нарушения и проч. Специалист решает, на что обратить более пристальное внимание при обследовании.
Тональная и пороговая – есть ли разница?
В описании исследований, как правило, указывается: тональная пороговая аудиометрия. Что это значит? Это просто полное название одного полного исследования, т. к. специалист проверяет, все ли тона слышит пациент, и какой у него порог восприятия звуков.
Вот как это происходит:
Итоги обследования выводятся на специальный график – аудиограмму, по нему и врачу, и даже пациенту сразу видно и понятно:
По-хорошему подобное исследование нужно проводить регулярно, не дожидаясь тревожных симптомов. Как минимум, в составе профосмотров, диспансеризаций.
Но главное – на основе аудиометрии принимаются решения об имплантации, подборе слухового аппарата и его корректной настройке.
Как проверяют слух у младенцев?
Крохам нескольких дней от роду тоже проводится аудиометрия, только со своими особенностями. Ведь малыш не может повторить за врачом слово, нажать на кнопку, ребенок по большему счету даже если слышит звуки, может это еще не осознавать. Для младенцев используются специальные высокочувствительные приборы. Как правило, первое исследование – аудиологический скрининг – проводится еще в роддоме. Процедура настолько комфортная, что дети во время нее даже не просыпаются. Все, что видит родитель, это как специалист прикладывает какой-то приборчик к ушку младенца, а на экране уже виден ответ.
Подробнее об аудиологическом скрининге новорожденных мы уже писали в этой статье. О том, как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь, читайте здесь.
Кстати, малышам 3-5 лет и выше провести аудиометрию бывают порой намного сложнее, чем новорожденным. Дети в этом возрасте уже многое понимают, но могут пугаться или наоборот шалить. Для таких маленьких пациентов имеет смысл проводить обследование в игровой форме.
Записаться на аудиометрию можно по месту жительства, но, к сожалению, далеко не везде есть хорошие специалисты, оборудование, даже со звукоизолированными помещениями в некоторых поликлиниках бывают проблемы, иногда очереди «по талончику» приходится ждать несколько дней.
В сети «МастерСлух» в комфортном режиме осуществляются самые разные исследования. Аудиометрия – одно из них. Это важнейшее и во многих случаях первейшее исследование, которое проводится людям с подозрением на нарушение слуха.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →
Методы исследования слуха
Все методы исследования слуха можно подразделить на субъективные и объективные.
Субъективные методы, требующие непосредственного участия пациента, включают, наряду с прочими, тональную пороговую и речевую аудиометрию.
Тональная пороговая аудиометрия.
Данный вид исследования заключается в определении слуха на разных частотах. Пациент находится в звукоизолированной камере (сурдокамере), сурдолог одевает ему головные телефоны (наушники), через которые он подает акустические стимулы различных амплитудно-частотных характеристик. Каждое ухо исследуется поочередно. Вторым этапом является использование костного вибратора, через который врач также подает звуки различающиеся по громкости и частоте, но они, обходя наружнее и среднее ухо, распознаются непосредственно внутренним ухом (улиткой). Результат данного обследования представлен в аудиограмме.
Речевая аудиометрия.
Данное исследование проводится для оценки разборчивости речи с помощью специальной аппаратуры. Речевой тест подается двумя способами – с магнитофона или голосом исследователя «живым голосом» через микрофон аудиометра, а также имеются два способа восприятия звука – через наушники или через динамик в «свободном звуковом поле». Критерий оценки – количество правильно понятых и повторенных слов. С помощью полученных речевых аудиограмм врачи могут дифференцировать различные заболевания органа слуха.
Компьютерная аудиометрия.
В некоторых случаях проведение тональной пороговой аудиометрии затруднительно, в связи с малым возрастом пациента. Тогда успешно применяется компьютерная аудиометрия. Данное исследование позволяет зарегистрировать электроэнцефалографическую активность, вызванную звуковыми стимулами, что позволяет достоверно судить о состоянии слуха на разных частотах. Компьютерная аудиометрия проводится в состоянии сна ребенка или спокойного бодрствования. Во взрослой практике данный вид исследования также находит широкое применение для оценки функции слухового нерва.
В научно-клиническом отделе аудиологии, слухопротезирования и слуховой реабилитации ФГБУ НМИЦ оториноларингологии ФМБА России проводятся все виды исследования слуховой функции. Специалистами отдела накоплен большой опыт в практическом использовании самых современных методик в сурдологии. Всем пациентам нашего Центра предоставляется высококачественное лечение, а также гарантировано внимательное, доброе отношение всего медицинского персонала.
Что такое акустическая импедансометрия, как и для чего она проводится?
Название «импедансометрия» включает в себя нескольких диагностических тестов: исследование функции слуховой трубы, тимпанометрию, акустическую рефлексометрию.
Акустическая импедансометрия отличается от аудиометрии тем, что если тональная пороговая аудиометрия позволяет объективно оценить состояние слуха, определить пороговые значения слуха пациента на разных частотах, то акустическая импедансометрия позволяет оценить состояние звукопроводящей системы среднего уха, состояние улитки, нарушения функции слуховой трубы., патологические состояния слухового и лицевого нервов.
Акустическая импедансометрия дает возможность определить наличие или отсутствие жидкости в среднем ухе.
Для проведения акустической импедансометрии используют прибор – анализатор среднего уха. Анализатор среднего уха состоит из акустического специального зонда с ушным вкладышем, аудиометрического телефона и цифрового анализатора звука с вмонтированным в него регулятором давления воздуха, пультом управления, экраном и принтером. В зонде расположены миниатюрные телефоны и микрофон, а через зонд проходит тонкая эластичная трубочка от регулятора давления.
Основные диагностические тесты импедансометрии
Тимпанометрия
Это способ исследования органа слуха при помощи звукового давления, создаваемого в слуховом проходе. При этом определяется состояние среднего уха, подвижность барабанной перепонки, уровень проводимости по слуховым косточкам.
Тимпанометрия проводится при помощи прибора, который называется тимпанометр. В наружный слуховой проход помещается зонд с вкладышем для создания герметичности. Зонд подсоединяется к воздушному насосу, генератору звука и микрофону. В слуховой проход передается звук заданной частоты, который приводит к вибрации барабанной перепонки.
Полученные данные регистрируются в графическом виде – тимпанограммах.
С помощью тимпанометрии диагностируют следующие заболевания:
Исследования функции слуховой трубы
Тестирование вентиляционной функции слуховой трубы проводится следующим образом: тест оценки вентиляционной функции слуховой трубы состоит в том, что тимпанометрия проводится три раза.
1-я – контрольная тимпанограмма – регистрируется при нормальном давлении в носоглотке. Проводится также, как обычная диагностическая тимпанометрия.
2-я тимпанограмма – при повышенном давлении в носоглотке (опыт Вальсальва). Для этого обследуемого просят выдохнуть при закрытом носе и рте. При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы пик тимпанограммы регистрируется при давлении большем, чем на контрольной тимпанограмме.
3-я тимпанограмма – при пониженном давлении в носоглотке (опыт Тойнби). Для этого обследуемого просят глотнуть при закрытом носе и рте.
Акустическая рефлексометрия
Это регистрация реакции стременной мышцы в ответ на звуковую стимуляцию. Минимальный уровень звука, необходимый для вызывания сокращения стременной мышцы называется порогом акустического рефлекса. В норме порог акустического рефлекса находится на уровне 65 — 90 дБ.
Акустическая рефлексометрия выполняется двумя способами подачи звукового стимула:
Это быстрый и неинвазивный метод диагностики таких заболеваний как экссудативный (секреторный) средний отит, отосклероз и др.
С помощью акустической рефлексометрии можно зарегистрировать сокращение внутриушных мышц в ответ на звуковую стимуляцию. Метод используется для дифференциальной диагностики заболеваний среднего и внутреннего уха, а также для определения порогов дискомфорта, используемых при подборе и настройке слуховых аппаратов.