Недооценивают на работе что делать
Советы сотрудникам, которых не ценят на работе
Недавно мой клиент, руководитель департамента крупной компании, человек харизматичный, командный и увлеченный, поделился печальной историей. В ежегодный опросник по вовлеченности сотрудников он попросил для работников своего департамента добавить простой вопрос: чувствуете ли вы, что руководитель признает ваши заслуги, успехи, результаты? Этот руководитель много занимался своими сотрудниками, обсуждал с ними текущие вопросы, регулярно давал обратную связь и старался хвалить тех, кто вовремя и успешно справился с очередным проектом или внес интересное предложение. Но неожиданно для начальника департамента большинство сотрудников ответили на этот вопрос отрицательно. Получилось, что, несмотря на его менеджерские усилия, люди все равно чувствуют себя недостаточно признанными. Признания никогда не бывает достаточно. Окружающий мир относится к нам равнодушнее, чем мы того достойны. Мои клиенты после знакомства с результатами собственной оценки «360 градусов» нередко разочаровываются до слез – в коллегах, компании и в общем мироустройстве. Все считали себя лучше, эффективнее и популярнее, чем оказалось в итоге. И даже один из самых уважаемых на рынке менеджеров тоже жаловался на безразличие окружающих: «Меня в коллективе признают, пока я рядом и приношу пользу, но стоило мне заболеть, как обо мне тут же забыли. Нет, не ценят меня по-настоящему».
Однако надо разделять служебную и частную жизнь. Во время болезней нас поддерживают семья и друзья, но отнюдь не всегда – сотрудники. При сложностях на работе можно рассчитывать на свою команду, но вряд ли на дружеский круг.
Я спрашивала разных сотрудников: почему они считают, что их недооценивают? Ответы были двух типов. Одни люди во всем винят окружающих: «Я столько сделал, но меня не хвалят, не повышают зарплату, не дают новую должность, не поручают серьезные проекты, оставляют только рутину, отдавая самое интересное другим, не учитывают мое мнение. » – и т. п. Другие винят самих себя: «Я не сумел показать свои таланты, не смог выстроить отношения так, чтобы мои результаты были заметны, мне элементарно не хватило времени, чтобы достичь поставленных целей».
Но действительно ли нас недооценили или просто мы сами переоцениваем свои таланты и успехи? На самом деле происходит и то и другое. И корни уходят в раннее детство: ведь именно в дошкольный период формируются главные черты нашего характера, закладываются основы личности. Некоторые родители очень скупы на похвалу. Что бы ребенок ни делал правильного и хорошего, этого было недостаточно, чтобы заслужить одобрение старших. Неудовлетворенная потребность в признании так и продолжает сопровождать человека во взрослой жизни. Ощущение непризнанности, недооцененности становится частью характера. И, даже получая похвалу, наш герой продолжает мучительно хотеть новой порции поощрений. Или совершенно другой сценарий. «Ты у меня лучше всех, ты достоин большего», – звучит мощный родительский посыл. Неадекватно завышенная самооценка заставляет беднягу потом всю жизнь страдать от вечной нехватки восхищения, которым в изобилии его пичкали в младенчестве.
Но надо оставить эмоции и попробовать действовать конструктивно. Когда нас, как нам кажется, недооценивают, следует спокойно разобраться, в чем именно и почему. Худшее, что можно сделать, – это затаить обиду, разозлиться, опустить руки, меньше вкладываться в работу, перестать доверять окружающим. А лучший способ справиться с негативными чувствами – это понять и принять истинную природу своих переживаний, продолжать эффективно работать, не пренебрегать разумными возможностями показать себя, открыто поговорить с руководством и уточнить ожидания. И однажды все может кардинально измениться.
Автор – партнер компании «Экопси консалтинг»
8 способов заставить уважать себя на рабочем месте
Причин, почему тебя не уважают коллеги, может быть много. А ведь работа — это место, в котором мы проводим большую часть своего времени, и нам хочется чувствовать себя как минимум комфортно. Как научиться ладить с коллегами и даже заслужить их уважение — полное руководство в следующих пунктах.
1. Следи за манерой общения
Это первостепенная задача любого человека, который работает в коллективе. Каким бы хорошим специалистом ты ни был, неумение общаться с окружающими обесценивает тебя. Если ты избегаешь разговоров с коллегами, в момент, когда тебе что-то рассказывают, отвлекаешься на работу, используешь в речи много слов-паразитов и не умеешь поддержать беседу — неудивительно, что к тебе относятся «прохладно». Коллеги — это люди, с которыми ты по иронии судьбы видишься гораздо чаще, чем с родными и друзьями. Так делай эти встречи приятными для всех вас.
Улыбайся, интересуйся состоянием их дел, постарайся узнать, кто и чем увлекается. Если тебя зовут посидеть где-нибудь после работы — не отказывайся. Это отличный шанс познакомиться поближе и чувствовать себя комфортно на рабочем месте. В общем, прокачивай навыки общения и будь чуточку приветливее и дружелюбнее.
2. Старайся быть отзывчивым
Больше всего людей бесит равнодушие к их проблемам. Так что, чтобы заслужить уважение коллег, тебе придется быть более отзывчивым. Никаких «обратись к кому-нибудь другому» или «я слишком занят» — найди минутку, чтобы выслушать человека и дать ему совет. Будь внимателен к просьбам других, и это стопроцентно окупится.
3. Всегда помни о цифровом этикете
Зависаешь в телефоне, в то время когда к тебе обращаются с просьбой? Прерываешь встречу из-за внезапного звонка? Молчишь в рабочем чате, когда тебя о чём-либо спрашивают? Это неуважение, и карается оно ответным неуважением со стороны коллег или, того хуже, начальства.
4. Не сокращай дистанцию
Да, работа — это второй дом, но всё же не спеши переносить свои домашние привычки на рабочее место. Не будь неряхой, не чавкай за обедом, не ковыряйся при коллегах зубочисткой во рту, не нагружай окружающих рассказами о своей семье и своих проблемах.
Поверь, это неинтересно, даже если коллеги реагируют на такие беседы (монологи) с притворной вежливостью. Работа объединяет вас всех, но не стоит вести себя так, будто ты дома. Не сокращай дистанцию: многие твои привычки отталкивают.
5. Не поддавайся на провокации
Практически в любом коллективе есть те, кто любит устраивать скандалы на пустом месте, при этом сохраняя свою непричастность. Такой тип людей называют пассивно-агрессивным. К примеру, ты можешь разговаривать с коллегой, пытаясь убедить его в чём-либо, а он лишь сохраняет режим непробиваемости (начинает переспрашивать тебя, задавать глупые вопросы, усложнять диалог). Конечно же, это тебя раздражает, и ты теряешь контроль над собой, понимая, что вот-вот скажешь ему что-то резкое. Но в такой момент в скандале будешь обвинен ты, ведь твой собеседник не хотел ничего плохого. Он просто уточнил, а ты взорвался.
Разумеется, доказать, что тебя спровоцировали, не так-то просто. Поэтому вот тебе совет: любой ценой сохраняй невозмутимость. В таком диалоге от тебя ждут не участия, а негативных эмоций — так не давай окружающим повода решить, что ты агрессор, а твой собеседник — святой человек.
6. Цени возможность работы в команде
Любые успехи, которых вы добиваетесь командой, — это ваш коллективный результат. Так же как и любые неудачи. Плохие результаты говорят о вашем неумении договориться и вашей безответственности.
Не будь индивидуальным игроком. Не перетягивай на себя внимание в случае победы и не пытайся уклониться от ответственности в случае поражения.
7. Адекватно реагируй на критику
Если тебя критикуют — это не значит, что тебя хотят задеть. Критика — это хорошо, особенно когда ты адекватно ее воспринимаешь. Это значит, что ты можешь исправить все свои косяки и недостатки и использовать критику как пинок для роста.
Согласись, гораздо комфортнее работать в коллективе, который может указать тебе на твои ошибки или просчеты, нежели быть окруженным коллегами, которые притворно улыбаются тебе в лицо, а за спиной обсуждают твою работу.
8. Имей свое мнение
Старайся отстаивать свою позицию и убеждения в важных вопросах, но делай это не агрессивно, а вежливо и аргументированно. Тебе нужно уважать чужое мнение, при этом не отказываясь от своего. Так твои коллеги поймут, что тобой не так-то просто манипулировать.
К человеку, которым можно помыкать, вряд ли будут относиться с уважением. А если ты еще не до конца определился со своей точкой зрения, лучше не встревать в спор и обсуждения.
Что делать, если вас не ценят на работе
Салли Срок хорошо помнит времена, когда ее недооценивали на работе. Она была главой гостиничного департамента в Francis Ford Coppola Winery. Ее прежний начальник уволился, и Салли с командой перешли под начало нового руководителя. К тому же фирма только что объединила несколько офисов, переместив штаб-квартиру в новое место. «Из-за этого многие начали работать из дома», – вспоминает она.
Салли нравился ее начальник. В том, что она чувствовала себя недооцененной, не было с его стороны ничего личного.«Просто компания поменялась, и у него в приоритете оказались другие департаменты», – говорит она. И все же Салли чувствовала, как ее моральный дух угасал, и понимала, что должна что-то предпринять. Она решила, что может повлиять на ситуацию, если будет обращать внимание на вклад членов команды в общее дело и публично благодарить коллег за хорошие результаты. «Я раздавала благодарности во время наших утренних собраний, и это повлияло на атмосферу среди сотрудников гостиничного департамента», – вспоминает Салли.
31%
на столько увеличивается производительность труда сотрудника, который увлечен работой и чувствует, что его ценят, показал анализ более 100 исследований, проведенный Harvard Business Review
37%
на столько увеличиваются продажи сотрудника, когда работа его увлекает, а начальство – ценит, выяснил Harvard Business Review
Однако за его пределами ничего не изменилось. Коллеги Салли в других отделах по-прежнему чувствовали, что их не ценят. Тогда Салли поговорила с начальником, они устроили мозговой штурм и в результате придумали карточки Grazie. Сотрудникам предложили передавать эти карточки друг другу, когда хотелось кого-то поблагодарить. «Люди были очень рады и раздавать, и получать их, – говорит Салли. – Когда я перестала думать о себе, а вместо этого сконцентрировалась на изменении культуры компании, благодарность и признательность стали частью нашей ежедневной реальности».
Что думают эксперты
Энни Макки, автор книги How to Be Happy at Work, утверждает: «Нет ничего хуже ощущения, что вас не слышат и не видят на работе. Всем нам хочется, чтобы наш труд ценили, поэтому, когда коллеги не обращают внимания на ваш вклад в общее дело, вы перестаете чувствовать себя частью команды». Естественно, в такой ситуации вы еще и начинаете волноваться о своей карьере. «Вы думаете: «Если никто не замечает того, что я делаю, какие у меня перспективы?» – объясняет эксперт. Впрочем, убеждена Карен Диллон, автор книги HBR Guide to Office Politics, вам по силам изменить ситуацию: «Существует множество способов добиться того, чтобы люди понимали и видели, что вы делаете». Самое главное – найти «дипломатичный способ хвалить самого себя».
Будьте реалистичны
Оцените, насколько реалистичны ожидания признания со стороны руководителя, коллег или клиентов, советует Макки: «На работе обычно все очень заняты, поэтому обратной связи может быть не так много, как вы рассчитываете». «Даже при хорошем к вам отношении коллеги и руководство могут упускать вашу работу из виду и просто принимать ее как должное», – добавляет Диллон. В том случае, если вы чувствуете, что вас недооценивают, Диллон рекомендует самостоятельно провести непредвзятый тест своих последних достижений. Спросите себя, была ли ваша работа экстраординарной, более масштабной и значимой, чем работа коллег. Если вы не до конца уверены в ответах, спросите, что думают старшие коллеги или сотрудник, которого вы глубоко уважаете.
Запомните эти принципы
Что делать:
оцените, насколько реалистичны ваши ожидания похвалы со стороны коллег. Помните, что люди заняты своими делами;
хвалите других и признавайте их вклад в общее дело. Обращая внимание на хорошо сделанную работу, вы создаете более позитивную культуру;
ищите способы сделать вашу работу заметной.
Чего не делать:
не забывайте о самооценке. Думайте о том, что у вас получилось;
не присваивайте себе похвалу за достижения команды. Подчеркните вклад каждого сотрудника;
не оставайтесь в компании, где вас не ценят, дольше, чем это необходимо.
Поговорите с начальником
Если ваши старания не приносят результата, Макки рекомендует поговорить с начальником: «Не начинайте разговор с фразы: «Я хочу большего признания». Макки советует сказать что-то вроде: «Я хочу поговорить о последних трех месяцах работы и понять, что у меня получается хорошо, а над чем еще стоит поработать». Диллон добавляет: приходить на такую встречу стоит с заранее подготовленным списком недавних достижений, чтобы подчеркнуть ценность вашей работы.
Сделайте работу своей команды более заметной
Диллон утверждает, что если вы считаете себя частью команды, то нужно найти способ объяснить другим, что конкретно эта команда делает и почему ее работа важна. Надо попросить менеджера дать вам минуту на объяснения, чем занята команда, какие у нее цели и как вы стараетесь улучшить результаты работы. Макки рекомендует более тонкий подход: не отправляйте начальству ваши презентации или отчеты без указания их авторов. «Убедитесь, что на каждом документе указаны имена всех, кто участвовал в проекте», – советует она. Цель в том, чтобы ваша работа была видна не только руководству, но и всем остальным. Не присваивайте все лавры только себе, но не стесняйтесь подчеркивать и свою роль в управлении проектом. Женщины, по ее мнению, поступают так чаще мужчин. Вполне нормально, считает эксперт, использовать местоимение «я», когда говоришь: «Я достигла того-то и того-то и благодарна коллегам за поддержку».
Признавайте вклад других
Как это ни парадоксально, верный способ сделать так, чтобы вашу работу заметили, – «хвалить и признавать вклад других», считает Макки. «Когда вы сами замечаете хорошо сделанную работу, вы становитесь проводником перемен внутри компании, – говорит она. – Чаще всего люди вам ответят тем же». Если начальник редко хвалит сотрудников, обсудите с командой, как вы сами можете поддерживать друг друга и создавать атмосферу оптимизма. «Современные компании очень динамичны, то, что мы производим, часто или незаметно, или быстро устаревает», – отмечает Макки. Она предлагает взять за правило: когда кто-то в команде делает что-то значимое или заканчивает какой-то проект, все должны остановиться ненадолго и поздравить коллегу. Однако Диллон предупреждает, что этим не стоит злоупотреблять: «Подумайте и спросите себя, кого на самом деле нужно отметить за дополнительные усилия?»
Оценивайте себя сами
Мотивация, однако, не строится лишь на признании, наградах и публично выраженных благодарностях, замечает Макки. Внутренние мотиваторы намного сильнее. «Вам надо стараться найти смысл в самой работе, – подчеркивает Макки. – Настоящее чувство удовлетворения приходит изнутри». Она предлагает просто постараться чаще хвалить себя: «Попробуйте каждую неделю уделять время на размышления о том, что пошло хорошо, а что не очень. Старайтесь не скатываться в негатив, когда вы фокусируетесь на том, что пошло не так. Коллекционируйте победы».
Забота о репутации
Анна Броквей начала карьеру в рекламном агентстве в Сан-Франциско с позиции младшего исполнительного директора. Она была усердной, любила свою работу и главного клиента – Levi Strauss, но ее работу как будто не замечали. «Нас с детства учат вести себя скромно, – говорит она. – Но демонстрировать свою работу – это как проводить внутрикорпоративную PR-кампанию. С одной стороны, не стоит хвастаться, с другой – важно не оставаться в тени».
Однажды Анна увидела, как ее коллега готовит презентацию новой идеи для клиента, и поняла, чего именно ей не хватает. Она составила описание работы, которую выполнила, чтобы новейшие модели джинсов были представлены в магазинах наилучшим образом. Презентация подчеркнула не только ее вклад, но и вклад дизайнеров Levi Strauss, которые поменяли отделку джинсов и тоже «искали способ прорекламировать свою работу». Анна вспоминает, как глава отдела продаж сказал ей, какой честью для него было увидеть свое имя в презентации и получить благодарность за сделанную работу. Сегодня Анна – сооснователь и директор по маркетингу в Chairish, онлайн-магазине винтажного декора, мебели и картин. Каждый понедельник в 2 часа дня она пишет «старую добрую благодарность» одному из членов команды. «Я верю, что люди чувствуют, что их по-настоящему ценят, когда их усилия замечают, – поясняет Анна. – Деньги, карьерный рост и проч., конечно, важны, но самое главное – знать, что тебя ценят».
Думайте о том, как двигаться дальше
Если вы по-прежнему чувствуете, что вас недооценивают, значит, пришло время расстаться с компанией. Многие причины вынуждают нас держаться за место, которое для нас неидеально, говорит Макки. Но если вы сделали все от вас зависящее, а работа по-прежнему не приносит удовлетворения, то, может быть, пришло время искать новое место.
Об авторе. Ребекка Найт – независимый журналист из Бостона, читает лекции в Уэслианском университете, пишет для The New York Times, USA Today и Financial Times
Чувствуете себя недооцененным на работе? Эти советы помогут изменить ситуацию
Каждый человек должен быть оценен по достоинству. Тем не менее большинство из нас в какой-то момент в нашей трудовой жизни чувствовали, что ни находятся на «втором» плане у работодателя. В этом вы не одиноки. Опрос, недавно проведенный специалистами, показал, что более 50 % всех дееспособных людей сталкиваются с заниженной оценкой на работе. В этой статье я собрала полезные советы, для каждого знающего, что такое недооцененный сотрудник в своей компании.
Как это отражается на продуктивности и производительности
Мы также знаем, что чувство недооценки ведет к усилению стресса и беспокойства. Чувство неуверенности на рабочем месте негативно влияет на наше здоровье в целом. Если вы попадаете в подобную категорию, нужно проявить инициативу и искать способы изменить ситуацию. Все может измениться в положительную сторону, либо придется принять кардинальные меры и уволиться из компании, чтобы не ощущать негатив.
То, как вы воспринимаете
Найдите человека, который знает вашу работу и ее организацию. То есть человек, который знает основы труда, не являясь при этом непосредственным начальством, но вы его уважаете и цените. Посоветуйтесь с доверенным коллегой, чтобы узнать, как он себя чувствуют. Не попадайтесь в круговорот негатива и разговаривайте только с коллегами, которые не являются известными хроническими жалобщиками.
Поговорите с людьми, которые кажутся оптимистичными и позитивными. Не делайте предположений о боссе и о своем восприятии ситуации: он может не знать о превосходной работе, которую вы выполняете. Проблема, возможно, коренится в зависти окружающих. Ищите проблему с коллегами и старайтесь сглаживать острые углы.
Поговорите со своим начальником или менеджером
В этом случае нужно быть осторожными. Подготовьтесь к встрече заранее, зная, что вы собираетесь обсудить, и запомните список достижений. Никогда не говорите, что хотите больше признательности; скорее, укажите, что бывают моменты, когда вы не чувствуете, что ваша работа замечена. Если вы являетесь частью команды, упомяните о работе команды, а не сосредотачивайтесь на собственных достижениях.
Избегайте конфронтации со своим боссом и не показывайте злобу или агрессию: это только поставит вашего босса в оборону и не поможет вашему делу. Скорее, попросите отзывы о вашей работе. Укажите своему боссу, что вы ищете пути улучшения и хотели бы помощи в ориентировании.
Создайте точку признания
Если вы являетесь частью команды, всегда следите за выполненной работой и уважайте сотрудников. Примите к сведению классных профессионалов своего дела: важно отдать должное команде, когда выиграете. Ищите возможности похвалить тех людей, которые хорошо поработали и проявили себя перед своим боссом и коллегами.
Это создаст осознание необходимости признательности, к тому же, на признание хорошо выполненной работы ответят те, кто ее получил. Убедитесь, что ваша оценка искренняя. Не переусердствуйте с комплиментами. Если неоправданно завысить оценку, реальная ситуация быстро теряет свою эффективность и ценность. В лучшем случае вы повысите осознание необходимости оценки в организации.
Оцените хорошие результаты
Многие из нас стремятся сосредоточиться на неудачах. Даже если пять из шести отчетов, над которыми мы работали, были успешными и перспективными, мы сосредоточимся на том, который имел негативную оценку. Вместо этого постарайтесь найти то, что прошло хорошо, в конце каждого дня, недели и месяца. Составьте список и повесьте там, где он будет на виду.
Это не только даст вам положительный импульс, но и увеличит вашу способность замечать позитивное, удерживая ваш ум от перехода к плохим вещам, повысит вашу способность мотивировать себя, не ожидая стороннего одобрения. Посмотрите на это как на способ повысить личную и профессиональную ценность, не зависящую ни от какой субъективной оценки. Помните, что все очень успешные люди развили способность мотивировать себя. Реальные похвалы должны происходить изнутри.
Рассмотрим альтернативы
Возможно, даже после всего, что вы попробовали, проблема оказалась в плохом начальнике и токсичной рабочей культуре. На это уже никак невозможно повлиять. Подумайте, что вам нужно сделать? Стоят ли преимущества заработной платы пребывания там, где вас не ценят? Можете ли вы мотивировать себя и продолжать оставаться тут, или ситуация находится на том этапе, когда вам нужно двигаться ради своего психического здоровья, благополучия и самоуважения? Увольняйтесь оттуда, где вас не слышат и не хотят принимать.
Пожалуйста, помните о том, что живете один раз. Все проблемы начинаются изнутри. Разберитесь в себе, чтобы требовать одобрения окружающих. Если вы не в состоянии заглянуть внутрь, оценить все плюсы и попытаться избавиться от минусов, никто из коллег не сделает этого.
Подайте свое «я» с положительных сторон и расскажите о своих недостатках. Умейте посмеяться над собой, люди очень любят такую подачу и никогда не задевают больные места таких личностей. Будьте достойны уважения людей, которые вас окружают и даже стоят выше. И пусть коллеги сами говорят о вашей чудесной работе, потому что ценят в сотруднике Человека!
Что делать, если работодатель вас не ценит?
Ситуация, когда вкладываешь всего себя в работу, но никто этого не замечает, лишает всякого вдохновения на труд. Такое поведение начальства распространено на российском рынке труда. Даже если ты на практике ценный сотрудник, но не заявляешь во всеуслышание о своей ценности, мало кто оценит тебя по достоинству. Многие, впрочем, вообще предпочитают не озвучивать свои достижения при коллегах и начальстве – мол, так делают только хвастливые выскочки. Как и кому рассказать о себе, чтоб вас начали по-настоящему ценить? А, возможно, уже пора менять место трудоустройства, если ничего не меняется?! Карьерист.ру изучил практику экспертов Harvard Business Review и теперь делится ей со своими читателями.
«Главное – это самопиар»
Писательница и преподавательница Пенсильванского университета Annie McKee, в своей книге «Как быть счастливым на работе» утверждает, что нет ничего хуже, чем когда вы остаетесь незаметным на работе. Все мы хотим, чтоб нас замечали и ценили, поэтому если для коллег достижения остаются незамеченными, сотрудник наверняка теряет командный дух, он фактически перестает чувствовать себя частью команды. Параллельно с этим появляется тревога за свое будущее, за свою карьеру. Очевидно, что человек в таких условиях теряет уверенность в своих силах, уверенность в своей собственной потребности и перспективах.
Впрочем, как считает писатель и эксперт HBR Karen Dillon, любому человеку под силу все изменить. В ее практике было немало ситуаций, когда удавалось добиться от людей «обратного отклика», они начинали видеть и понимать ценность того, что делала Karen. По ее мнению, самое главное – этой найти корректный вариант самопиара, когда ты хвалишь себя так, что никто не воспринимает тебя хвастуном. Вот несколько рекомендаций от экспертов.
Здраво оценивайте потенциал
Прежде чем что-либо предпринимать, дайте адекватную оценку реалистичности своих ожиданий. Насколько вообще реально, что ваше начальство, коллеги и прочие сотрудники готовы признать ваши достижения. Как говорит Annie McKee, тотальная занятость в офисе – явление повседневное, поэтому обратный отклик от коллег может быть не столь существенным, как вы можете себе ожидать. Даже при отличном отношении и прекрасных корпоративных настроях окружающие могут не замечать вашего труда, воспринимая его как данность.
Учитывая это, если у вас вдруг возникло чувство, что ваш труд оказался недооцененным, для начала попробуйте самостоятельно оценить свои последние достижения, важно, чтоб это было объективно. Ответьте себе: чем ваш труд и его результаты был более ценным, чем труд и результаты ваших коллег? Дав действительно объективную оценку, ответьте себе еще на один вопрос: насколько адекватной будет просьба повысить зарплату или повысить в должности за те достижения, которые стали результатом вашего труда? Если уверенности в ответах нет, посоветуйтесь с уважаемыми вами коллегами.
Зайдите к начальству
Если старания не приносят вообще никакого результата, Karen Dillon советует попробовать пообщаться с руководителем. Конечно, на нашей практике бывали хорошие и чувственные начальники, однако это скорее исключение из правил. Куда чаще менеджеры вообще не считаются с потребностями персонала, относясь к ним исключительно как к профессиональной трудовой единице. К таким людям нужен особый подход: не стоит начинать ваш разговор со слов о том, что вам нужно признание. По мнению McKee, нужно попросить у начальника совета, попросив разобраться, что за последнее время в вашей работе было положительным, а над чем еще нужно продолжать усердно работать.
Конечно, приходить на такую беседу нужно подготовленным. Можно даже написать перечень ваших последних достижений, что позволит не только не забыть о них, но и подчеркнуть всю вашу важность для компании/отдела/службы. Начальники любят видеть результаты работы наглядно, поэтому список достижений станет как нельзя кстати. Если, конечно, они реальные.
Будьте заметной командой
Если вы – командный игрок, по мнению Dillon, вам нужно делать все, чтоб выделить вашу команду в коллективе – коллеги должны понимать, чем вы занимаетесь и почему это так важно. Кроме того, расскажите об этом и начальству: руководитель должен знать, чем занята команда, какие у нее промежуточные успехи и какие усилия вы дружно прикладываете, чтоб эти успехи стали постоянными. Возможно, оповестить начальство стоит посредством подробного отчета или даже небольшой презентации на совещании или оперативке. McKee, в свою очередь, обращает внимание, что такой отчет должен содержать фамилии всех участников команды или проекта. Возможно, стоит их даже указать на каждой странице.
Главная цель – ваша деятельность должна быть на виду не только у начальства (что, конечно же, наиболее важно), но и у коллег. При этом если похвалу получили только вы, старайтесь распределять ее меж всех участников, но одновременно не преуменьшая и свою роль в достижении цели. Нельзя забывать упоминать себя в общем успехе, излишняя скромность в данном случае ни к чему.
Хвалите других
Как ни парадоксально, но по мнению McKee, лучший способ сделать свою работу заметной – усердно хвалить работу всех других сотрудников офиса. Будучи наиболее активным коллегой и замечая положительные изменения в работе офиса, вы рискуете стать настоящим «проводником перемен». Будьте уверены, в подавляющем большинстве случаев ваши коллеги ответят вам взаимной хвальбой, по достоинству оценив и ваш труд. Если у вашего руководителя нет привычки хвалить сотрудников – не проблема, создавайте атмосферу оптимизма самостоятельно, единолично поддерживая коллег.
Дело в том, что наш мир настолько динамичен, что все, что мы производим сегодня, завтра может уже устареть. Поэтому, как отмечает McKee, важно не только добиваться собственного признания, но и поддерживать коллег в их хоть и мелких, но все же достижениях. Возможно, завтра оно будет уже не актуальным. Правда, злоупотреблять хвалебными отзывами тоже не стоит – это вскоре может существенно уменьшить их ценность.
Мотивируйте себя изнутри
Похвала и положительные оценки со стороны коллег, это, безусловно, здорово. Но чтоб поддерживать собственную мотивацию, всего этого мало – заинтересованность в собственном труде строится не только на признании и привселюдной благодарности. Как утверждает Dillon, настоящий профессионал должен найти для себя внутренние мотиваторы, смысл в собственном труде. По мере взросления внешние стимулы и хвальбы окружающих будут терять свою значимость, поэтому удовлетворенность в результатах собственного труда должна исходить изнутри.
Во-первых, оценивайте собственный труд самостоятельно – никто иной кроме вас не сможет обнаружить все прелести хорошо сделанной работы. Во-вторых, начните, наконец, хвалить себя самостоятельно. Для этого уделяйте время для «творческих размышлений»: что на этой неделе зашло хорошо, с чем были проблемы, над чем нужно еще поработать. При этом акцентируйте внимание на положительных результатах – соберите коллекцию собственных побед.
Двигайтесь дальше
Если, несмотря на все свои потуги, чувство собственной недооценки не улетучилось – вероятно, это признак того, что вам пора менять работу. Наша практика подтверждает это – крайне много людей продолжает оставаться на работе, которая в той или иной мере неидеальна для конкретного работника. На это есть объективные причины: одни стараются набраться больше опыта, другие бояться перемен и недооценивают собственный потенциал, а третьи уверены, что все наладится «с понедельника» или «после отпуска», важно еще немного потерпеть. Однако если вы действительно сделали все, что от вас зависело, но работа так и не стала приносить удовлетворения или желаемого признания, вероятно, пришло время искать нового работодателя.
Резюмируя все вышесказанное, обратим внимание, что, если вас недооценивают, вам нужно: