Недифференцированный словарный запас что это

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной грамматической категории может быть использован один и тот же образовательный аффикс (“мост — мостик“ “гроза — грозик“ “соль — солик“).

Как известно, готовность ребёнка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевой материал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как нечто отличное от предметного мира.

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению — это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компонентом интеллектуальной деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого умственного действия. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план. Общее направление организации практических действий детей и формирования положительного эмоционального отношения к ним могут выглядеть следующим образом: от групповых действий, где инициатива в их организации принадлежит педагогу, — к индивидуальным инициативным действиям ребёнка; от цели, поставленной педагогом, и созданного им настроения её реализовать — к коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а так же к практическим действиям и их результатам; от оценки педагога — к организации коллективной оценки и далее к индивидуальной самооценке; от поощрения педагога — к поощрению коллектива и далее к личной радости от успешно сделанного.

Разнообразный и посильный труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для расширения, углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем окружении, формирования общего представления и простейших житейских понятий о мире. Мыслительные действия формируются на основе практических, переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).

Большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение обычно идёт в следующих направлениях: от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их трудность; от выполнения правил каждым игроком команды — к выполнению правил только её представителями и так далее.

Информация о ообразовании:

Источник

Задержка психического развития

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.
На этапе начала систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие от умственно отсталых, дети рассматриваемой категории относительно простые узоры выполняют правильно.
Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.
Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, но продуктивность деятельности при этом снижается мало.
Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания; недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно-логическим. Среди нарушений кратковременной памяти — повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Ещё у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.
Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.
У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.
Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной грамматической категории может быть использован один и тот же образовательный аффикс (“мост — мостик“ “гроза — грозик“ “соль — солик“).
Готовность ребёнка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевой материал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как нечто отличное от предметного мира.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

Ограниченный словарный запас

Недифференцированный словарный запас что это. Смотреть фото Недифференцированный словарный запас что это. Смотреть картинку Недифференцированный словарный запас что это. Картинка про Недифференцированный словарный запас что это. Фото Недифференцированный словарный запас что это

Ограниченный словарный запас характерен для детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальными нарушениями, пациентов с энцефалопатиями различного генеза, деменцией, афазией, эпилепсией, психическими расстройствами. Ограниченная лексика не позволяет полноценно выражать свои мысли, развернуто отвечать на вопросы, вступать в коммуникацию с окружающими. Диагностика имеет два вектора: установление причины обедненного словаря (МРТ головного мозга, ЭЭГ, патопсихологическое тестирование) и качественно-количественная оценка лексики (логопедическое обследование). Расширение словарного запаса проводится на фоне терапии основного заболевания.

Словарный запас в норме

Большой лексический запас считается признаком образованности, широкого кругозора, эрудиции, ума. Обширный словарь позволяет человеку четко формулировать и вербализировать свои мысли, лучше коммуницировать с окружающими. Весь словарный запас делится на активный (слова, которые человек употребляет в своей речи) и пассивный (слова, значение которых человек знает и понимает).

Лексический запас начинает развиваться практически с рождения. В год ребенок произносит в норме 10-12 слов, к 2-м годам активный словарь расширяется до 250-300 слов, к 3-м – до 800-1000, к 4-м – до 2000, к 5 годам составляет 2500-3000, а к 6-7 – 3000-3500 слов. Активный словарь среднестатистического взрослого человека составляет более 30 тыс. слов, пассивный – свыше 80-85 тыс. Лексический запас на протяжении жизни изменчив: человек постоянно узнает и вводит в свой лексикон новые слова, при этом перестает употреблять и забывает ранее выученные. Считается, что некоторое снижение словарного запаса начинается после 55 лет.

Причины ограниченного словарного запаса

Задержка речевого развития

ЗРР проявляется запаздыванием становления речевой функции у детей до 3-4 лет. Речь начинает развиваться с опозданием, имеется крайне ограниченный словарь, трудности грамматического конструирования фразы, грубые нарушения фонематического строя. Минимальный лексический запас ограничивает возможности общения ребенка, тормозит развитие познавательных процессов.

Причины ЗРР могут носить органический или функциональный (темповый) характер. Факторами, провоцирующими ЗРР, выступают:

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется поздним появлением речевой активности, бедностью словарного запаса, незнанием и неточностью понимания значения многих слов, неспособностью семантически и грамматически правильно оформить высказывание. В словаре у ребенка с ОНР 1 уровня присутствуют только отдельные звукокомплексы и лепетные слова. При ОНР 2 уровня ребенок пользуется крайне ограниченной лексикой – называет некоторые предметы и действия, составляет фразу из 2-3 слов.

ОНР 3 уровня характеризуется увеличением лексического запаса, позволяющим строить развернутую фразу, но словарь однообразен, а понимание значения слов неточное. При ОНР 4 уровня лексический запас практически соответствует норме, в активном словаре отсутствуют только редко употребляемые слова, имеются затруднения в подборе антонимов и синонимов.

При всех степенях ОНР также имеются грубые нарушения звукопроизношения и фонематического развития, аграмматизмы. ОНР диагностируется при следующих видах речевых расстройств:

Тугоухость у детей

Снижение слуха приводит к системному недоразвитию речевой функции. Это означает, что у ребенка имеется значительный словарный дефицит, искажение слогового состава слов, нарушено произношения многих звуков и их слуховой дифференцировки.

При врожденной или рано возникшей тугоухости (до 3-5 лет) самостоятельная речь и ее понимание могут отсутствовать или находится в зачаточном состоянии. Приобретенная тугоухость не только препятствует дальнейшему речевому и психическому развитию, но и может вызвать распад сформированных речевых функций: обеднение словаря, звуковые замены, дефекты озвончения, появление диспросодии, аграмматизмов.

Недифференцированный словарный запас что это. Смотреть фото Недифференцированный словарный запас что это. Смотреть картинку Недифференцированный словарный запас что это. Картинка про Недифференцированный словарный запас что это. Фото Недифференцированный словарный запас что это

Расстройства аутистического спектра

Дети с РАС, как правило, начинают говорить гораздо позднее сверстников (иногда только в 3-4 года), не реагируют на своем имя и на обращенную речь, не задают вопросов. При этом они используют ограниченный запас слов, стереотипные высказывания.

Аутичные дети не употребляют местоимение «я», говоря о себе в третьем лице, редко обращаются к окружающим по имени, к родителям – «мама», «папа». Они испытывают сложности с построением предложений, поэтому часто используют чужие фразы (эхолалия). Даже при относительно нормальном лексическом запасе речь аутиста не служит средством коммуникации. Коммуникативные трудности характерны для пациентов с:

Интеллектуальные нарушения у детей

Дети с интеллектуальными нарушениями имеют очень ограниченный, примитивный словарный запас, который практически не увеличивается и качественно не изменяется со временем. Они плохо воспринимают вербальную информацию, с трудом выражают свои мысли и потребности. Любая инструкция требует неоднократного повторения, при этом фразы должны быть короткими, состоять из знакомых, часто употребляемых слов.

Олигофрения различной степени выраженности (от пограничной интеллектуальной недостаточности до идиотии) может иметь врожденную или генетическую природу. Генетически обусловленная умственная отсталость встречается при синдромах:

Сокращение словарного запаса, а затем и полный регресс речевых и коммуникативных навыков после периода благополучного развития ребенка характерен для таких патологий, как синдром Ретта, синдром Геллера, синдром Ландау-Клеффнера.

Афазии

Ограниченная лексика может являться следствием афатического синдрома. Такое проявление наблюдается при амнестической (номинативной) афазии, когда больные забывают название предметов, явлений, действий. Вместо нужного слова пациенты используют синонимы, описания, иносказания. Подсказка начала слова обычно эффективна для вспоминания слова целиком.

Сужение словарного запаса демонстрируют больные с динамической афазией. Для нее характерен телеграфный стиль, речевые штампы (отсутствие предикативного словаря, использование только предметной лексики), односложные ответы. Речевая активность снижена, спонтанная речь практически отсутствует, возникают эхолалии.

Эпилепсия

Обеднение словарного запаса и пониженная речевая активность – олигофазия – часто встречается у больных эпилепсией. В начальных стадиях заболевания олигофазия носит преходящий характер и наблюдается только после эпилептического приступа. Затем, по мере прогрессирования эпилепсии она сохраняется и в межприпадочные периоды. Человек забывает слова, не может подыскать название для предмета. Но в отличие от амнестической афазии, подсказка первого и последующего слогов не помогает вспомнить целое слово. Резко уменьшенный, ограниченный словарный запас характерен для эпилептической деменции.

Энцефалопатии

Органические поражения мозга могут вызываться инфекциями ЦНС, травмами головы, интоксикациями, алкоголизмом, церебральной ишемией, гиповитаминозами. Если при острой энцефалопатии речь нарушается по типу дизартрии или афазии, то при хроническом течении отмечается постепенное интеллектуально-мнестическое снижение, развивается психоорганический синдром. Словарный запас сокращается, фразы упрощаются и становятся шаблонными, круг тем для разговора делается ограниченным.

Психические расстройства

Уменьшение словаря происходит у больных с нарушениями психики. Так, стереотипное повторение одних и тех же слов и фраз (вербигерация) наблюдается при кататоническом синдроме, биполярном расстройстве, старческом слабоумии.

При различных видах деменции происходит обеднение всех сторон психической деятельности человека, стойкое интеллектуальное снижение. В начальном периоде больной забывает слова, заменяет их другими, часто не подходящими по смыслу (вербальная парафазия). Далее снижается беглость речи, словарный запас становится бедным, утрачивает навыки чтения и письма (алексия, аграфия). При тяжелой степени деменции нарушается понимание речи, развивается речевая инактивность. Снижение словарного запаса характерно для:

Диагностика

Диагностический маршрут зависит от предполагаемых причин ограниченного словарного запаса. На начальном этапе изучается анамнез жизни, предшествующее вербальное развитие, факторы, которые могли повлиять на речевую функцию. Пациенты получают консультацию врача-невролога, психолога или психиатра, сурдолога, логопеда, генетика.

Недифференцированный словарный запас что это. Смотреть фото Недифференцированный словарный запас что это. Смотреть картинку Недифференцированный словарный запас что это. Картинка про Недифференцированный словарный запас что это. Фото Недифференцированный словарный запас что это

Коррекция

Коррекционно-логопедические мероприятия проводятся на фоне лечения тех патологий, которые послужили первопричиной задержки формирования или обеднения словарного запаса. Основные составляющие медицинской реабилитации:

Обогащение словарного запаса

Задача расширения лексики решается в ходе занятий по развитию речи, коррекции ОНР, дизартрии, афазии. При задержках речи активно используются стимулирующие методики: предметно-сенсорная терапия, пальчиковые игры, игры на звукоподражание. В повседневной жизни необходимо оречевлять (проговаривать) все действия ребенка. Полезны занятия практической деятельностью (лепка, рисование, аппликация), театрализованные и сюжетно-ролевые игры, совместное чтение книг.

В рамках коррекционно-логопедических занятий у пациентов с ограниченным словарным запасом используется:

Для поддержания когнитивных функций мозга в пожилом возрасте полезна регулярная физическая и умственная активность: ежедневная зарядка, разгадывание кроссвордов, занятия ручным трудом (вышивание, бисероплетение, кружевоплетение), заучивание стихов, овладение новыми знаниями и практическими навыками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *