Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Недифференцированный маркетинг: понятие, преимущества и недостатки

Популярность компания получает благодаря грамотному маркетингу и следованию плану построения своего бизнеса. Немалую роль в этом играет понятие сегментирования, т. е. выбор определенного рынка с конкретным покупателем и ассортиментом товаров. Но как правильно выбрать направление, по каким принципам и факторам его определить и какой вариант охвата использовать?

Сегментирование в маркетинге

Прежде чем перейти к типам стратегии и остановиться на каком-то конкретном виде, следует разобрать методы сегментирования, которые должна знать каждая компания. Хотя какого-то единого разделения рынка на группы не существует, и, как правило, некоторое время фирма экспериментирует и пробует взаимодействовать с разными категориями покупателей, меняя при этом параметры.Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Существует несколько основных переменных, используемые при сегментировании потребительского рынка:

Определение целевого рынка

Компании обязательно следует знать своего покупателя, для этого и проводится сегментирование, где по определенным параметрам рисуется портрет. После того как будет пройден данный этап, наступает выбор стратегии недифференцированного маркетинга, дифференцированного или концентрированного.Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Суть заключается в том, что фирме необходимо решить, какую долю нужно охватить, выбрав из трех вариантов:

Понятие недифференцированного маркетинга

В данной статье более подробно будет рассмотрен первый вариант охвата рынка, когда компания концентрирует внимание не на различиях клиентов друг от друга, а ищет у них что-то общее.Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Существует несколько определений данного понятия:

Преимущества

Недифференцированный маркетинг при клиенто-ориентированности подразумевает, что компания при таком варианте получит гораздо больше прибыли и удовлетворит больше покупателей, чем будет сегментировать своих потенциальных потребителей.Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

К тому же данное направление имеет свои преимущества:

Недостатки

У каждой стратегии в любой сфере бизнеса есть и плюсы, и минусы, чтобы компания могла понимать, к чему нужно быть готовым. У недифференцированного маркетинга существует следующие недостатки:

Влияющие факторы

Остановившись на стратегии охвата рынка, такой как недифференцированный маркетинг, следует обязательно учитывать факторы, которые влияют на продвижение товара:

Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Условия использования стратегии

Какая бы стратегия ни была выбрана компанией, всегда будут и положительные стороны, и отрицательные. Обязательно стоит расставить приоритеты, понимать, что данное направление будет актуальным (недифференцированный маркетинг), если:

Примеры недифференцированного маркетинга

Крупные компании чаще всего стараются выбирать и разделять своих потребителей на сегменты, чтобы по максимуму удовлетворить их потребности. Но встречаются и такие фирмы, которые ищут общие черты. Наиболее ярким примером считается Coca-Cola, которая на раннем этапе развития создала один напиток, разлила его по бутылкам одного размера и продавала всем людям без исключения.Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Интересным примером является японская компания «Фукубукоро», которая выпускает запечатанные коробочки с разными товарами. Потребители хоть и не знают, что покупают, но от этого их желание не становится меньше. Суть такого «волшебного сундучка» в том, что если покупатель будет приобретать все товары по отдельности, ему это обойдется гораздо дороже.

Такую идею сегодня подхватили и косметические компании, и ее представители, как, например, Glamour, которая каждый месяц рассылает бьюти-коробочки своим клиентам, вкладывая туда различные средства ухода и декоративной косметики.

Выводы

Прежде чем компания определится, какой вариант охвата рынка выбрать и следует ли остановиться на недифференцированном маркетинге, следует понимать, что товар должен быть неоднородным и оригинальным. Что такой вариант подойдет, если происходит новый выпуск товара, который оценит каждый потребитель.Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Данная стратегия хороша своей экономичностью не только в сфере маркетинга. Это уменьшает затраты на транспорт, сокращает рекламный бюджет, необходимо меньше различного оборудования и т. д. Однако может проявиться мощная конкуренция, с который справится не каждая компания.

Источник

Энциклопедия маркетинга

Каталог консалтинговых компаний

Библиотека маркетолога

Панкрухин: «Маркетинг образовательных услуг»

А. П. Панкрухин Из материалов Гильдии маркетологов, //www.marketologi.ru

1.2. Принципы и методы маркетинга ОУ

Маркетинг как философия субъектов рынка

Для производителей товаров и услуг, в т.ч. образовательных, степень приверженности маркетингу как философии рынка воплощается в степени, ступенях перехода от т.н. «производственной» или производственно-сбытовой ориентации фирмы к рыночной, маркетинговой ориентации.

Анализ практики показывает, что для образовательных учреждений основные различия между этими типами ориентаций состоят в следующем.

Суть маркетинга как философии рынка выражается для предпринимателя прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителя. Причем речь идет не о каком-то усредненном потребителе (кроме стратегии массового, недифференцированного маркетинга) и тем более не об обществе в целом, а о конкретных целевых группах потребителей, о четко очерченных сегментах рынка с присущими им особыми запросами и возможностями в отношении спроса на товары и услуги.

В современном маркетинге декларируется подход, выразившийся в известном лозунге: «Мы продаем не товары (услуги), а решения проблем потребителей». Для решения каких проблем личность обращается к предложению образовательных услуг? Существовавшая до сих пор система образования, в т.ч. высшего, практически этот вопрос не решала. А различных проблем у личности, как правило, достаточно много. Для их анализа воспользуемся известной классификацией иерархии потребностей по А.Маслоу [116: 112-115].

Прежде всего образование может быть необходимо для выживания, для того, чтобы заработать, получить необходимые средства для удовлетворения физиологических потребностей личности.

Безусловно важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности группы, круга людей (например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности).

Вслед за этим стоит группа потребностей в признании и уважении собственной компетентности со стороны окружающих, в самоуважении.

Наконец, вершиной в иерархии считается группа потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.

Чтобы удовлетворить эти потребности, образовательное учреждение может предоставить своим клиентам в результате оказания ОУ следующее: аттестат, диплом или сертификат; сумму знаний определенного профиля и широты, глубины; конкретные инструменты познания и действия; возможности для общения и взаимодействия с определенным кругом лиц, профессионалов и др.

Принципы маркетинга и управления маркетинговой деятельностью на рынке ОУ

Среди вышеперечисленных принципов можно выделить как минимум три взаимопересекающихся множества, группы. В первой группе (NN 1-5) раскрывается философия маркетинга в отношении к потребностям клиентов. Вторая группа (NN 5-9) раскрывает подход к выбору и формированию рыночной, маркетинговой стратегии. В третьей группе (NN 8-11) показано, чем руководствоваться при реализации стратегии, т.е. в тактике действий.

Методы маркетинга и проведение исследований

Маркетинг как философия субъектов цивилизованного рынка представляет собой систему понятий, знаний о рынке и методов их получения и использования.

В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.

Разнообразие перечисленных методов и наук, причастных к маркетингу, способно удручить непрофессионалов; однако для образовательных учреждений высшего и дополнительного образования здесь нет особых проблем: почти все соответствующие учебные дисциплины присутствуют в учебном плане и предполагают кадровое обеспечение.

Маркетинг как философская система взглядов участников рыночных отношений на себя, на партнеров и на сам рынок может показаться весьма общим и абстрактным. Начинающих его изучение гораздо больше привлекают аспекты маркетинга как стратегии и особенно тактики рыночной деятельности, ее «инструментальная составляющая», рецептура действий. Однако любой инструмент и тем более рецепт сможет быть правильно и к месту применен, приведет к рыночному успеху только в том случае, если его применение не случайность и не дань моде, а следствие понимания и принятия для себя, освоения общих принципов, методов, способов бытия и познания в рынке. А это и есть маркетинг как философия.

Как же быть? Где взять специалистов, владеющих разнообразными методами и способных практически реализовать принципы маркетинга? Таких специалистов пока нет. Но маркетинг ОУ в этом отношении выигрывает у любой другой отрасли: в коллективах образовательных учреждений, особенно в вузах, работают высококлассные специалисты самого разного профиля. Объединение их усилий между собой и вместе с обучающимися поможет быстрее дать желаемые результаты. Ведь в учреждении, ведущем серьезную фундаментальную и разнообразную профессиональную подготовку, решение большого количества различных маркетинговых задач не представляет особого труда с точки зрения поиска квалифицированных исполнителей. Да и полигон для отработки гипотез и вариантов решений тоже под рукой,- его предоставит само образовательное учреждение.

Однако реальной практики и психологического настроя на участие в такой работе у наших научно-педагогических кадров, как правило, явно не хватает. Сказывается психологическая усталость, пессимизм интеллектуальных кадров. Тем более необходимо создание в вузах специализированных маркетинговых подразделений. Службы, отделы маркетинга смогли бы выступить ответственными исполнителями, заказчиками и координаторами маркетинговых исследований и разработок, взаимодействуя с соисполнителями как в коллективе вуза (т.е. с факультетами, кафедрами, отдельными научными сотрудниками и педагогами), так и за его пределами.

Источник

Недифференцированный маркетинг: особенности применения

Недифференцированный маркетинг

10 сентября 2015 10:07

Недифференцированный маркетинг: сущность и роль в классификации

С помощью сегментирования в сфере маркетинга есть шанс эффективнее раскрыть некоторые сегменты рынка, где будет выступать компания со своим продуктом. Следовательно, руководители должны решить, каким сегментам отдать предпочтение и как работать. Для решения таких вопросов предприятие самое определяется с методикой выбора выгодной стратегии и наиболее привлекательными для нее рыночными сегментами.

Сегодня можно применить несколько типов стратегий:

Компания, которая идет на недифференцированный маркетинг, создает продукцию для широкого потребления, подходящую для крупных рыночных сегментов. Такие фирмы стараются выработать в людях образ максимального качества их продукции. На начальном этапе именно по такому принципу работали компании «Бритиш Эирвэйс», «Кока-Кола», «Форд» и прочие.

Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Недифференцированный маркетинг: особенности применения

При выборе одной из стратегий предприятие должно учитывать ряд факторов:

— особенности однородности продукции. Для товаров, отличающихся своей однородностью, к примеру, древесины, больше подойдет недифференцированный маркетинг;

— однородность рынка. Если потребители имеют идентичные вкусовые предпочтения и без особых различий реагируют на определенные стимулы в сфере маркетинга, то здесь также вариант с недифференцированным маркетингом будет оптимальным;

— стратегии конкурентов. Если другие компании, занимающиеся выпуском такого же товара, используют стратегию сегментирования, то недифференцированный маркетинг лучше не применять.

Недифференцированный маркетинг хорош своей экономичностью. Здесь меньше расходов не только на проведение маркетинговой деятельности, но и на транспорт, инвентаризацию и прочие неизменные аспекты деятельности. Но, несмотря на данный фактор, многие специалисты уверены в снижении эффективности данной методики:

— в случае одновременного применения недифференцированного маркетинга несколькими компаниями одновременно может проявиться мощная конкуренция, с которой могут справиться не все. Небольшие предприятия, которые только начинают свой путь, быстро выпадают из рынка;

— в условиях развитого рынка можно наблюдать высокий уровень дифференциации потребностей людей. При этом в индустриальном обществе покупатели не сильно отдают предпочтение продукции, рассчитанной на «среднее» звено. Они стараются найти решения, которые адаптируют их к особым проблемам. Как следствие, приходится искать другие варианты;

— по причине серьезных затрат большие сегменты постепенно теряют свою прибыльность. Причиной этому становятся серьезные ценовые войны и снижение цен. Поняв эту проблему, многие компании нацелены на рыночные ниши, в которых предпочтение отдается дифференциации той или иной продукции.

Вот почему в США через время начался бум микропивоварен, когда каждое из вновь созданных предприятий обслуживает какой-то один сектор рынка (свою территорию). Большая часть компаний и вовсе работает только для своего кафе или какого-либо ресторана.

Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организацияВ мире можно наблюдать похожую тенденцию. Многие крупные фирмы занимают какой-то один сектор рынка и просто «душат» вновь появляющихся и развивающихся новичков. Такая ситуация сложилась в сфере авиакомпаний, где правит всего несколько гигантов. Что касается государственных предприятий, то они существуют лишь потому, что ряду стран необходима своя национальная компания.

Так, в Северной Америке началась тенденция создания авиакомпаний, работающих в одном секторе. К примеру, авиаперевозчик Casino Express занимается перелетами между Невадой и Колорадо. Столь небольшие предприятия не представляют общей угрозы для гигантов U.S. Air American или Delta, поэтому они существуют и работают в своем секторе. Но даже компания Casino Express не смогла выдержать конкуренции, когда стали появляться и укрепляться на рынке региональные компании.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы по недифференцированному маркетингу. Так, данное направление будет актуальным в следующих случаях:

Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

Автор: Ирина Николаевна Kpacюк, кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы Российского государственного торгово-экономического университета.

Бизнес может ориентироваться на весь рынок или на его отдельные сегменты. Выбрав целевые сегменты рынка, фирма должна принять решение, какую стратегию охвата рынка избрать. Здесь возможны три главных стратегических направления:

1. массовый (недифференцированный) маркетинг;

2. дифференцированный маркетинг;

3. концентрированный маркетинг.

При стратегии массового (недифференцированного) маркетинга предприятие не учитывает различия между сегментами и рассматривает рынок как единое целое. Такая стратегия ориентирована прежде всего на нечто общее в потребностях покупателей, а не на их различия, т.е. товар должен подходить максимальному числу потребителей (практически всем). Предполагается, что аналогичные товары конкурирующих фирм будут различаться в основном по цене. Поскольку конкурентные преимущества достигаются по издержкам, все действия и решения предприятия будут направлены на снижение затрат: производственных, сбытовых, рекламных, сервисных.

Преимущества и недостатки недифференцированного маркетинга представлены в табл. 1.

Таблица 1. Недифференцированный маркетинг: преимущества и недостатки стратегии.

ПреимуществаНедостатки
Низкий уровень производственных затрат, низкие цены за счет массового производстваПринципиальные технологические новшества могут обесценить имеющиеся наработки
Максимально широкие границы потенциального рынкаКонкуренты могут перенять методы снижения затрат
Невысокий уровень затрат на маркетингКонцентрация внимания на затратах часто мешает своевременно распознать изменения конъюнктуры рынка
Низкие цены, создающие серьезные входные барьеры на рынкахНепредсказуемое повышение затрат (например, стоимости сырья и электроэнергии) может привести к уменьшению разрыва в ценах по сравнению с конкурентами
При появлении товаров-заменителей лидер по низким затратам имеет большую свободу действий, чем конкурентыСложности в разработке новых товаров, которые пользовались бы успехом у потребителей

При стратегии дифференцированного маркетинга компания стремится охватить достаточно большое количество сегментов рынка со специально для них разработанными товарами (с улучшенным качеством, специфическими сырьевыми материалами, особыми функциональными свойствами, оригинальным внешним оформлением — дизайном, упаковкой и т.д.) и специфической маркетинговой политикой.

Предлагая разнообразные товары и комплексы маркетинга, фирма рассчитывает достигнуть большего объема продаж и завоевать более сильную позицию на каждом сегменте рынка по сравнению с конкурентами. Таким образом, предприятие стремится сделать свое предложение оригинальным для каждого сегмента, что в свою очередь позволяет устанавливать относительно более высокие цены.

Основные преимущества и недостатки стратегии дифференцированного маркетинга представлены в табл. 2.

Таблица 2. Дифференцированный маркетинг: преимущества и недостатки стратегии.

ПреимуществаНедостатки
Безболезненное внедрение на избранные сегменты рынкаЗначительные расходы на маркетинг
Возможность стратегических маневровНаличие конкурентов практически в каждом сегменте
Снижение угрозы воздействия отдельных рыночных изменений на предприятиеСложность достижения конкурентного преимущества в каком-либо сегменте
Ослабление восприимчивости к неудачам на отдельных сегментах рынкаОтрыв в цене лидера по минимальным затратам может стать настолько большим, что для покупателей финансовые соображения будут важнее, чем приверженность товарной марке
Внимание к маркетингу обеспечивает достаточно устойчивое положение предприятия
Потребители отдают предпочтение товарной марке предприятия, их чувствительность к цене снижается по отношению к ценам конкурентовХарактеристика товара, на которой основывается дифференциация (например, броский дизайн), может потерять свое значение в результате изменения системы ценностей у потребителя
Приверженность потребителей к товарам предприятия обеспечивает хорошую защиту против товаров-заменителейПодражания и заимствование чужих находок уменьшают преимущества, связанные с дифференциацией
Оригинальность товаров предприятия создает для конкурентов высокие входные барьеры при внедрении на рынокРаспыление сил

Выбирая стратегию концентрированного маркетинга, бизнес сосредотачивает свои усилия и ресурсы на одном сегменте рынка и предлагает товары именно для данной группы покупателей. Это стратегия специализации, в которой предложение, как правило, оригинально и рассчитано «под клиента», поэтому предприятие может устанавливать на свой товар достаточно высокие цены.

Лидерство в специализированном сегменте достигается посредством низких затрат (на производство, сбыт или рекламу, сервис и т.д.) и цен, оригинальности, уникальности товара или совокупности факторов.

Работая в узкоспециализированном сегменте, фирма может создать себе высокую репутацию при обслуживании своих потребителей, обеспечив сильную рыночную позицию в данном сегменте. Однако объем продаж будет ограничен размерами выбранного сегмента, что сужает возможности производства и сбыта продукции, а также получения прибыли (табл. 3). Кроме того, такая стратегия довольно уязвима, поскольку выбранный сегмент может не оправдать ожиданий или оказаться объектом аналогичной политики конкурента.

Стратегия концентрированного маркетинга довольно привлекательна для компаний с ограниченными ресурсами, так как при благоприятном стечении обстоятельств может обеспечить им прочную рыночную позицию в выбранном сегменте.

Таблица 3. Концентрированный маркетинг: преимущества и недостатки стратегии.

ПреимуществаНедостатки
Относительная защищенность от конкуренцииУязвимость стратегии
Опыт работыСложность завоевания сегмента
Четкое знание запросов потребителейНеобходимость поддержания постоянного контакта с потребителем
Стабильность доходовОграниченные возможности для маневрирования силами и средствами
Сравнительно небольшие расходы на рекламуОграниченная емкость сегмента, сдерживание роста предприятия за счет ограничений по получению прибыли Опасность уменьшения различий в потребностях сегмента и всего рынка Конкуренты могут внутри сегмента найти ниши и концентрироваться еще сильнее

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 814 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Дифференцированный, недифференцированный, концентрированный маркетинг.

Дифференцированный маркетинг – это такая стратегия компании, при которой все усилия комплекса маркетинга нацелены на несколько рыночных сегментов и компания действует в нескольких сегментах рынка, занимаясь разработкой отдельных предложений для каждого из них.

Преимущество: Результатом политики дифференцированного маркетинга является больший товарооборот.

Недостаток: Фирмам приходится проводить рыночные исследования, детально прорабатывать планы маркетинга, делать прогнозы, анализировать товарооборот, рекламу и планы развития для каждого сегмента рынка и каждой торговой марки в отдельности. Повышение товарооборота соответственно влечёт и повышение затрат.

В то же время следует помнить, что дифференцированный маркетинг – удовольствие достаточно дорогое, требующее серьёзных вложений в разработку программ по сбыту и продвижению каждого товара, но эта стратегия представляется достаточно надёжной, поскольку в случае падения спроса на один из видов товаров, происходит его повышение на другой вид продукции. Поэтому масштабнее всего его применяют крупные компании, достаточно длительное время существующие на рынке и желающие совершенствоваться.

Недифференцированный маркетинг – маркетинг, при котором фирма сознательно упрощает для себя специфику отдельных сегментов рынка, с целью выхода на рынок с одним продуктом. Недифференцированный маркетинг – обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением.

В случае недифференцированного маркетинга фирма концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общего. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремится придать товару образ превосходства в сознании людей. Недифференцированный маркетинг обеспечивает экономию средств. Узкий ассор­тимент товаров позволяет поддержать на низком уровне стоимость производства. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка.

Концентрированный маркетинг.

Стратегия концентрированного маркетинга предполагает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп покупателей. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены или уникальность товара, или того и другого вместе. Для этого фирма может контролировать издержки, концентрируя уси­лия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при их обслуживании.

Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.

Позиционирование USP и ESP

Термин «уникальное торговое предложение» ввел известный идеолог рекламы Россер Ривс. По его мнению, чтобы обеспечить успех рекламной кампании, нужно найти такое утверждение о товаре, которое конкуренты не могут повторить.

Поясняя свой термин, Ривс указывал, что успешная стратегия рекламирования, которую он назвал «уникальным торговым предложением» (УТП) (unique selling point; USP), должна удовлетворять трем основным условиям:

1. Каждое рекламное объявление должно содержать конкретное предложение для потребителя: купи именно этот товар и получи именно эту специфическую выгоду.

2. Предложение должно быть таким, какого конкурент либо не может дать, либо просто не выдвигает. Оно должно быть уникальным. Его уникальность должна быть связана либо с уникальностью товара, либо с утверждением, которого еще не делали в данной сфере рекламы.

3. Предложение должно быть настолько сильным, чтобы оно могло привлечь к потреблению новых потребителей.

· Предложение должно указывать на конкурентное преимущество товара.

· Предложение должно быть уникальным, не похожим на используемые конкурентной фирмой.

· Предложение должно обеспечить продажу товара

Позиционирование ESP

Предложение продажи, рассчитанное на эмоциональное воздействие (emotional selling preposition)

Основная идея

1. Позиционирование относится в большей степени к долгосрочной стратегии, чем к краткосрочной тактике Для создания позиции необходимо время, и позиционирование не осуществляется за краткосрочную рекламную кампанию. Необходимы устойчивые средства дифференциации и создания конкурентных преимуществ.

2. Позиционирование осуществляется в сознании потребителей. Позиционирование — это то, что потребитель думает о компании, продукции или услуге. В основном это вызвано комбинациями реальных характеристик (осязаемые особенности продукта, его цена, каналы распределения, тип и уровень сервиса данного товара) и имиджа (произведенное впечатление от рекламы, PR, стимулирования и так далее). Поэтому решающее значение имеет то, что позиция в перспективе должна быть определена потребителем, а не компанией.

3. Позиционирование базируется на получаемой выгоде. Сильные позиции обращают особенности компании или товара (такие как возможность производства с низкими затратами) в преимущества для целевых потребителей (такие как относительно низкая цена). Эффективные позиции не только выражают четкий имидж, но также предлагают потребителям явные причины (выгоды) покупки товаров компании.

4.Позиция индивидуального продукта в представлении одного покупателя может отличаться от позиции этого же продукта у другого покупателя. Позиция отличается в сознании ВСЕХ значимых рыночных сегментов.

· «наиболее совершенную технологию».

Ошибки позиционирования.

Выделяют четыре основные ошибки позиционирования.

1. Недопозиционирование. Некоторые компании осознают, что покупатели имеют смутное представление об их торговой марке, не имеют связанных с ней устойчивых ассоциаций, когда марка рассматривается лишь как одна из многих. Когда в 1993 году Pepsi представила напиток “Crystal Pepsi», его встретил весьма прохладный прием, так как потребители не воспринимали его прозрачность как значимый атрибут прохладительного напитка.

4. Сомнительное позиционирование. Иногда потребители с трудом верят в заявления о высоких качествах продукции в свете его реальных характеристик, цены или репутации производителя. Когда подразделение Cadillac компании General Motors разработало модель “Cimarron”, ее позиционировали как отличающегося повышенным комфортом конкурента автомобилям BMW, Mercedes и Audi.

Стратегии позиционирования

Позиционированием называется процесс поиска такой рыночной позиции для компании, продукта или услуги, которая будет выгодно отличать ее (его) от положения конкурентов.

Положение продукции на рынке определяется не только ценой и качеством, но и производительностью, дизайном, уровнем сервисного обслуживания, имиджем предприятия и самой продукции, а также соотношением этих параметров.

Позиционирование продукции на рынке — расположение продукции в определенном положении в сознании потребителя.

Стратегия позиционирования как раз и предназначена для обеспечения выигрыша за счет повышения эффективности маркетинговых усилий.

Можно выделить следующие стратегии позиционирования: укрепление в сознании потребителей текущей позиции марки; вытеснение конкурентов с их позиции или осуществление репозиционирования, которое связано с проникновением в новые потребительские сегменты или на новые рынки; поиск новой незанятой позиции, которая представляет интерес для достаточно большого числа потребителей, и занятие этой ниши.

Стратегия позиционирования включает этапы: определения текущей позиции; выбора желаемой позиции; разработки стратегии для достижения желаемой позиции.

Известно семь подходов к стратегии позиционирования:

1) использование характеристик продукта или выгоды потребителя,Volvo подчеркнула безопасность и долговечность, показывая в рекламе «испытание авариями «

2) подход «цена — качество»,

3) подход «использования или применения», Campbell’s Soup много лет позиционировал себя так продукт для обеда и широко использовал радио в полдень.

4) подход «пользователь продукта», Майкл Джордан, например, рекламировал продукты таких разных компаний, как Nike, Gatorade и McDonald’s.

5) подход «класс продукта». Туалетное мыло Dove позиционировалось не в категории мыла, а в категории очищающего крема для женщин с сухой кожей

6) подход «культурный символ». Торговая марка сигарет Marlboro выбрала в качестве центрального символа американского ковбоя, чтобы отличить свою торговую марку от конкурентов, и разработала образ Мужчины Мальборо

7) «конкурентный» подход.рекламная битва BMW, Subaru и Audi, в которой победила Bentley.

Матрица BCG (БКГ)

Матрица БКГ (BCG Matrix) – инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний и подразделений исходя из их рыночного роста и занимаемой доли на рынке. Являясь простым, но эффективным инструментом, она позволяет выявить наиболее перспективные и, напротив, самые «слабые» продукты или подразделения предприятия.

В графическом плане матрица БКГ представляет собой две оси и четыре квадратных сектора, заключенных между ними.
Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Смотреть картинку Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Картинка про Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация. Фото Недифференцированный маркетинг предполагает что образовательная организация

ЗВЕЗДЫ. Они популярны, привлекательны, перспективны, быстро развиваются, но при этом требуют значительных инвестиций в себя.

Параметры: высокие темпы рыночного роста и занимают наибольшую долю на рынке.

Потенциал: благодаря своей конкурентоспособности товары дают значительную норму прибыли, являясь и обещая оставаться лидерами на быстро растущем рынке.

Роль:товары требуют значительных финансовых средств для поддержания роста, в перспективе эволюционируя к «дойным коровам».

Приоритетная стратегия: увеличение доли рынка.

ДОЙНЫЕ КОРОВЫ (они же «Денежные мешки»). Затратных инвестиций «Дойные коровы» не требуют, принося при этом стабильный и высокий доход.

Параметры: для них характерна большая доля рынка, при низком темпе его роста.
Потенциал: товары способны дать больше денег, чем требуется для поддержания их доли рынка.

Роль: источник финансовых средств для развития диверсификации или исследований.

Приоритетная стратегия: «сбор урожая».

«Трудные дети», «Проблемы» или «Знаки вопроса». Относительная доля рынка маленькая, но темпы роста продаж – высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю требуются большие усилия и затраты. Поэтому компания должна провести тщательный анализ матрицы БКГ и оценить, способны ли «Темные лошадки» стать «Звездами».

Потенциал: товары находятся в менее выгодном положении, чем товары-лидеры, но имеют связи на успех в связи с ростом рынка.

Роль: товары требуют значительных финансовых средств на поддержание роста, иначе могут быстро превратиться в «собак».

Приоритетная стратегия: или увеличить долю рынка или деинвестировать.

Ограниченность модели BCG определяется следующими факторами:

1) В сравнении с другими параметрами бизнеса значение доли рынка явно переоценено. Многие переменные оказывают влияние на прибыльность бизнеса, но в модели BCG они просто игнорируются.

2) Модель BCG перестает работать, когда ее пытаются применить к отраслям, где невысок уровень конкуренции, либо незначительны объемы производства.

3) Высокие темпы роста-это только один, причем далеко не главный, признак привлекательности отрасли.

Жизненный цикл товаров.

Работая в направлении удовлетворения потребностей покупателей необходимо учитывать этапы (стадии) жизненного цикла товара (ЖЦТ).

Подобно людям, товары (услуги) имеют собственный жизненный цикл. Жизненный цикл товара (Life cycle produci) – это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

Понятие жизненного цикла товара впервые было предложено американским маркетологом Теодором Левиттом в 1965 г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Согласно его теории в классическом ЖЦТ можно выделить четыре стадии или этапа: выход па рынок (внедрение); рост; зрелость (насыщение); упадок. Концепция ЖЦТ описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов и стратегию маркетинга с момента разработки и поступления товара на рынок до его снятия с рынка. Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая определенные рамки. Динамика жизни товара показывает объем продаж в каждое определенное время существования спроса на него.

Существуют разные подходы к выделению отдельных этапов ЖЦТ. Расхождения имеются в определении первого ЖЦТ: некоторые авторы считают исходной точкой цикла период выведения товара на рынок, другие – период разработки товара. Наблюдается более подробное с точки зрения выделения этапов рассмотрение стадий замедления роста и снижения объема продаж. В некоторых классификациях ЖЦТ добавляется этап реанимации спроса. Подобные расхождения свидетельствуют об имеющихся возможностях развития теории маркетинга.

1. Разработка товара. На этом этапе компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объем продаж равен нулю, а затраты растут по мере приближения к заключительным стадиям проекта.

2. Этап выведения па рынок. Данный этап характеризуется медленным ростом сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара прибыли на этом этапе еще нет.

3. Этап роста. На данном этапе происходит быстрое восприятие товара рынком и быстрый рост прибыли.

4. Этап зрелости (стабилизации, насыщения). Это период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов.

5. Этап упадка. Данный этап характеризуется резким падением сбыта и снижением прибыли.

На этапе разработки товара компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объем продаж равен нулю, а затраты растут по мере приближения к заключительным стадиям проекта.

Жизнь товара начинается задолго до его рождения как продукта – в идеях, замыслах, разработках. Роль маркетинга на этом этапе состоит в сопровождении процесса создания товара от идеи до ее воплощения в изделие. Для предприятия данный этап создания товара – это только затраты и возможные будущие доходы.

Процесс разработки нового товара от идеи до готового продукта включает в себя пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская разработка, в том числе создание опытного образца; пробный выход па рынок (пробный маркетинг); коммерциализация.

Выработка идеи предусматривает первичную оценку предложений по разработке новых товаров и услуг с целью выбрать из них более эффективные.

Идеи, прошедшие первоначальную оценку, подвергаются концептуальной проработке, где они уточняются с учетом запросов потенциальных потребителей. На этой стадии составляется первый (рабочий) вариант бизнес-плана, в котором описываются основные характеристики товара и предполагаемая стратегия его сбыта с учетом, по возможности, мнения потенциальных покупателей.

После одобрения концепции начинается этап опытно- конструкторской проработки, на котором решаются все схемно-конструкторские, технологические, производственно-технические и инженерные вопросы.

Этап разработки завершается созданием опытного образца для отработки конструкторской документации, отладки всего технологического процесса производства, проведения испытаний и презентации покупателям для изучения их мнения о конкурентоспособности.

Пробный маркетинг, иначе называемый тестированием рынка, состоит в проведении контролируемого эксперимента на ограниченной и тщательно подобранной части рынка. Основные цели пробного маркетинга – оценка степени успешности выхода продукта на рынок и тестирование вариантов комбинаций ряда факторов.

Под коммерциализацией понимается процесс выведения уже готового и оформленного товара на рынок. Коммерциализация предполагает экономически эффективное производство.

Задачи маркетинга на этапе разработки товара:

• изучить, нуждается ли потребитель в данном продукте, что собой представляет потенциальный потребитель, на какой рынок можно рассчитывать при реализации замысла;

• разъяснить потенциальным потребителям, какую пользу может принести им новая идея, воплощенная в создаваемом товаре.

Для того чтобы новый товар соответствовал ожиданиям клиента, необходимы также и дополнительные функции и услуги (дополнения, увеличивающие ценность товара).

Выделяют следующие факторы оценки товара:

обслуживание – технические консультации, установка, техническое обслуживание, ремонт;

особенности – качество, дизайн, технологическая сложность, надежность (долговечность);

базовый продукт – сырье, компоненты, область применения, основные показатели деятельности.

Этап выведения товара на рынок начинается с момента поступления товара в продажи. Поскольку процесс распределения товара на множестве рынков требует времени, объем продаж в этот период увеличивается медленно. Таким хорошо известным товарам, как растворимый кофе, апельсиновый сок и порошковые сливки, потребовалось несколько лет, прежде чем они вступили в период быстрого роста. В случае с дорогостоящими новинками, такими как телевизоры, с высокой разрешающей способностью, рост объема продаж сдерживается и рядом других факторов, например незначительным числом потребителей, которые могут позволить купить себе новый товар.

На этапе внедрения компания либо несет убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие небольшого объема продаж и высоких расходов, связанных с организацией сбыта и рекламой.

Основные усилия по сбыту товаров компания направляет на привлечение потребителей, обычно это представители групп с высоким уровнем дохода, так как цены на данном этапе достаточно высоки.

Обычно в борьбу вступает ряд дизайнерских решений продукта. Однако лишь один или несколько из них доходит до этапа настоящей борьбы за прибыль. Реклама приучает потребителя к продукту, и она же формирует начальный спрос. На этом этапе различия в фирменных марках пока слабо дифференцированы. Личные покупки информируют и дистрибьюторов, и покупателей об использовании и о ценностях продукции и снижает степень неопределенности по этим параметрам. Цена на этом этапе не покрывает полностью затрат на производство.

Компания несет большие расходы, так как на этой фазе большие издержки производства, расходы на стимулирование сбыта достигают обычно наивысшего уровня. Предполагается, что позднее, когда объем производства значительно возрастет, все затраты – прямые и косвенные – будут компенсированы. Потребителями здесь являются новаторы, готовые идти на риск в апробировании нового товара. На этой фазе очень высока степень неопределенности.

Продолжительность этапа внедрения может быть различной и варьироваться от нескольких месяцев до многих лет. Определяющим фактором здесь является комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение товара.

Задачи маркетинга на этапе внедрения:

• информировать потенциальных потребителей о новом, еще неизвестном товаре, максимальное привлечение потребителей, усиление рекламы;

• убедить их опробовать товар;

• обеспечить сбыт через предприятия розничной торговли;

• создать рынок нового товара.

Этап роста продаж можно разбить на две составляющие: ранний этап и последующий этап.

Ранний этап роста продаж характеризуется увеличением темпа прироста продаж. Конкуренты, привлеченные увеличением объема продаж какого-либо продукта па рынке, устремляются на этот рынок и своими усилиями способствуют дополнительному росту продаж. Часто компании- пионеры не могут полностью удовлетворить потребности растущего рынка, что облегчает выход на этот рынок новых конкурентов.

Новые конкурирующие компании на этом этапе предлагают продукцию, которая мало чем отличается от начального оригинала. Обычно она просто имитирует конструкцию или дизайнерское решение, а не радикально ее преобразует. По мере обострения борьбы за позицию на рынке находятся новые и новые каналы распределения продукции, ведется широкая кампания по продвижению продукта. Но с ростом объема продаж начинает уменьшаться доля затрат на продвижение. Усилия рекламы направляются теперь на то, чтобы продемонстрировать различия между торговыми марками данного продукта и сформировать спрос на различные марки. С увеличением масштабов производства начинают снижаться и цены, а рост продаж позволяет использовать их в качестве серьезного орудия конкуренции.

На раннем этапе роста продаж конкуренция еще не так остра: многие компании пока могут делить растущую долю рынка. Объем продаж продолжает расти не за счет усилий конкурентов, а за счет расширения самого рынка. Следовательно, компания может расширять объем продаж, в то время как ее доля на рынке может сокращаться.

Последующий этап роста продаж характеризуется продолжающимся ростом объемов продаж, но темп прироста снижается. Сильные конкуренты прилагают энергичные усилия к тому, чтобы удержать рост продаж, заставляя более слабых уйти с рынка.

Начинают проступать очертания сегментов рынка. Разворачивается борьба не за имитацию продукта, как на начальных этапах, а за его серьезные модификации, поскольку конкуренты ищут преимущества именно в конструктивных различиях продуктов. Конкуренты начинают предлагать продукцию, отвечающую специальным требованиям, на рынок выбрасываются многочисленные виды данной продукции. Теперь продукт распространен достаточно широко, но некоторое замедление роста продаж заставляет дистрибьюторов предлагать специализированный набор марок и наименований товаров. Цена становится основным орудием конкуренции. Усилия теперь перемещаются в борьбу за скидки. Условия продаж, величина и сроки кредитования становятся все более льготными, усложняется политика гарантий и услуг покупателям. Более слабые отступают, снижение цен и затраты на продвижение продукта пока еще удерживают компании от выхода из бизнеса.

На этапе роста объем продаж во многом зависит от процессов распространения информации о товаре и признания его потребителем. Признание состоит из пяти этапов:

1) знание – потребитель узнает о товаре и его функционировании;

2) убеждение – потребитель формирует благоприятное (неблагоприятное) отношение к товару;

3) решение – потребитель делает выбор; принять или отвергнуть товар;

4) реализация – потребитель использует товар;

5) подтверждение – потребитель ищет подкрепление и может переменить решение, если столкнется с противоречивой информацией.

Задачи маркетинга на этапе роста продаж:

• повысить качество товара, придать ему дополнительные свойства, выпустить его новые модели;

• укрепить приверженность покупателя;

• проникнуть в новые сегменты рынка;

• использовать новые каналы распределения;

• переориентировать часть рекламы с распространения осведомленности о товаре на стимулирование его приобретения;

• своевременно снизить цены для привлечения дополнительного числа потребителей.

На этапе зрелости объем продаж остается достаточно стабильным и испытывает на себе влияние только лишь одних макроэкономических и демографических факторов. Спрос равен предложению. Продолжается ценовая конкуренция. Нарастают усилия по сегментации рынка за счет упаковки и специальных методов продвижения, а не за счет разнообразия товаров. На этом этапе обычно полностью стабилизируются отраслевые структуры, созданные на более ранних этапах, часто это бывают олигополии, а позиции, завоеванные на раннем этапе зрелости, как правило, сохраняются на многие годы.

Главным становится распределение. Теперь уже трудно сохранить преимущества в различиях продукта, поэтому компании-производители стремятся удерживать наилучшие места продаж и распределения. Компании с широкой номенклатурой продукции, которая реализуется через обычные торговые предприятия, имеют значительные преимущества перед специализированными производителями. Экономия от масштабов производства и преимущества завоеванного положения серьезно затрудняет выход конкурентов на рынок на этом этапе. «Новичкам» потребуются существенные ресурсы для крупных достижений по продвижению продукции и завоеванию такой доли рынка, которая, в свою очередь, обеспечила бы им и конкурентные затраты. «Новички» могут успешно выступить на этом этапе, если они располагают сверхсовременной технологией или нацелены на специальные сегменты рынка.

Задачи маркетинга на этапе зрелости:

• выйти на новые сегменты рынка;

• переманить на свою сторону клиентов компаний- конкурентов;

• совершенствовать функциональные характеристики товара (долговечность, надежность, вкус);

• совершенствовать условия продажи и сервисного обслуживания;

• ввести комплекс мер по стимулированию сбыта (скидки, дисконтные карты, программы лояльности, конкурсы среди потребителей, подарки, изучение удовлетворенности потребителей, разработка рекомендаций по повышению лояльности потребителей);

• придать товару новые свойства (например, размер, добавки, аксессуары), делающие его более универсальным, безопасным или удобным.

Ценовые стратегии.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1749 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *