Небольшое лирическое произведение предназначенное для пения что это

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАлексей Приклонский

Похожие презентации

3 Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, при этом шлифуясь, изменяясь.

4 Исторические Лирические Календарные Обрядовые

5 Как на масленой неделе Со стола блины летели, И сыр и творог- Все летело под порог! Как на масленой неделе Из печи блины летели. Весело было нам, Весело было нам! Прошла Маслена, Кончилось гулянье, Идем теперь На от дыханье!

7 Герои песен: Цари – Иван Грозный, Петр Первый Герои-воины Суворов, Кутузов Народные вожди – Ермак, Разин, Пугачев

9 Изображают переживания, связанные с жизненными обстоятельствами. Изначально были связаны с обрядом, прежде всего свадебным. Позже стали самостоятельным жанром.

11 Лучина, лучинушка березовая! Что же ты, лучинушка, не ясно горишь? Не ясно горишь, не вспыхиваешь? Или ты, лучинушка, в печи не была. Или ты, лучинушка, не высушена, Или свекровь лютая водой залила? Подружки, голубушки, ложиться спать, Ложитесь, подруженьки, вам некого ждать! А мне, молодешеньке, всю ночку не спать, Всю ночку не спать, младой, постелюшку стлать, Постелюшку стлать-то мне, мила друга ждать.

12 Лирические необрядовые песни Бурлацкие Рекрутские Разбойничьи Ямщицкие

14 В 1848 году смотритель Верхнеудинского уездного училища Дмитрий Павлович Давыдов написал стихотворение «Думы беглеца на Байкале». Оно было посвящено беглецам с каторги. В середине 1850-х годов появились первые переложения этого стихотворения на музыку. Сочинили музыку безвестные заключённые с Нерчинских рудников, поэтому песня считается народной.

Источник

ПЕСНЯ

Смотреть что такое ПЕСНЯ в других словарях:

ПЕСНЯ

(музык.) — см. Русская песня.

ПЕСНЯ

наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются такж. смотреть

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

песня ж. 1) а) Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором. б) Такое произведение в звучании, в момент исполнения. 2) перен. Поэтическое произведение (обычно лирического характера). 3) а) Название некоторых небольших музыкальных произведений. б) Название небольшого стихотворения, служащего текстом для пения или написанного в стиле текста для пения. 4) То же, что: песнь (2).

ПЕСНЯ

песня ж.song; (напев) air; (весёлая) carol; (с припевом) roundelay народная песня — folk / popular song ♢ это старая песня разг. — it is the same ol. смотреть

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ, наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются та. смотреть

ПЕСНЯ

Песня (музык.) — см. Русская песня.

ПЕСНЯ

1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных. смотреть

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элем. смотреть

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

Библиография: I. Песни (русские): Киреевский П. В., Песни, собранные П. В. Киреевским, вып. I-X, Под редакцией П. А. Бессонова, М., 1860-1874; То же, Н. смотреть

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ. — Терминологически песня, как один из видов художественного слова, является родовым понятием. Она обнимает собой: а) первобытную, синкретиче. смотреть

ПЕСНЯ

песня беззаботная (Никитин, Скиталец); «Бескрылая, как пленная птица» (Фет); безотрадная (Ратгауз); беспечная (Ратгауз); бесшабашная (Гусев-Оренбургск. смотреть

ПЕСНЯ

Выпить до песен. Кар. Выпить достаточное количество спиртного. СРГК 1, 278.Дать (накласть) песен. Кар. Много и с удовольствием попеть. СРГК 1, 424; СРГ. смотреть

ПЕСНЯ

пе́сня сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? пе́сни, чему? пе́сне, (вижу) что? пе́сню, чем? пе́сней, о чём? о пе́сне; мн. что? пе́сни. смотреть

ПЕСНЯ

ПЕ́СНЯ, форма словесно-музыкального искусства. Следует различать П. фольклорную и П. как жанр письменной поэзии. В традиционном фольклоре текст П. и ее мелодия создавались одновременно; литературная П. служила лишь основой для последующих, часто различных музыкальных произведений. Народная П., один из древнейших жанров народного поэтического творчества, может быть эпической, лирической, лиро-эпической и лиро-драматической. Для эпической П. (напр., русских былин, украинских дум, гайдуцких и юнацких П. южных славян, испанских романсеро) характерна повествовательность. В лирической П. повествовательное начало обычно менее развито; в них выражено главным образом идейно-эмоциональное отношение к событиям. Лиро-эпические П. (причитания и др.) сочетают развернутое повествование с сильным эмоциональным звучанием. Примером лиро-драматических являются игровые и некоторые хороводные П., содержание которых разыгрывается.

В зависимости от условий бытования народные П. делятся на обрядовые (см. Обрядовая поэзия) и необрядовые. Календарные обряды сопровождались колядками, веснянками, подблюдными песнями, масленичными, купальскими П., зажиночными, дожиночными и др. П., призванными оказать воздействие на природу, вызвать хороший урожай. П. семейно-бытового обряда сопровождали наиболее знаменательные события в жизни человека; таковы родильные, крестильные, рекрутские, свадебные П. (см. Свадебная поэзия), похоронные плачи.

Расцвет необрядовой песенной поэзии приходится на поздние периоды в истории фольклора. Наряду с крупными эпическими формами, связанными с общественно-исторической тематикой (пример — русские исторические песни XVI—XVIII вв.), большое развитие получила народная лирическая П., преимущественно любовного и семейно-бытового содержания; многие из таких П. отмечены глубиной чувства, высокими поэтическими достоинствами. Большинство традиционных лирических П. проникнуто грустью, вместе с тем шуточные и плясовые народные П. пронизаны неподдельным юмором и весельем. С XVIII в. в России возникают солдатские и рабочие П.; в них преобладает социальная тематика, заметно влияние литературы (куплетность, силлабо-тоническое стихосложение, рифма). Во 2‑й половине XIX в. массовое распространение получает частушка, а среди городских низов — и т. н. мещанский романс.

Большое значение приобрели песенные жанры в литературе. Уже поэты Древней Греции (VII—V вв. до н. э.) создают культовые, застольные, любовные П., пишут песни-элегии разнообразной тематики, сочиняют гимны в честь богов и победителей на состязаниях. В средние века провансальские трубадуры создают такие песенные формы, как канцона, альба, рондо, сирвента, серенада, баллада.

Соединение литературной (куртуазной) и фольклорной традиций наблюдается также в П. французских труверов и немецких миннезингеров. В период господства классицизма П. в иерархии жанров было отведено весьма скромное место, но в эпоху сентиментализма, а затем романтизма литературная П. переживает расцвет: Р. Бёрнс в Англии, П. Ж. Беранже во Франции, Г. Гейне в Германии. В конце XVIII — 1‑й половине XIX вв. жанр П. утверждается в русской литературе, в значительной мере благодаря А. В. Кольцову. Популярными П. стали многие стихи А. С. Пушкина («Узник», «Зимний вечер»), М. Ю. Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»), Н. А. Некрасова («Тройка», «Меж высоких хлебов затерялося», начало поэмы «Коробейники»), Н. Г. Цыганова, А. Ф. Мерзлякова, Я. П. Полонского, И. 3. Сурикова и других русских поэтов; на Украине — Т. Г. Шевченко. Значительную роль в революционном движении сыграла литературная песня-гимн: «Интернационал» Э. Потье, «Варшавянка» Г. М. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. П. Радина и др. В советское время жанр П. интенсивно развивается как в фольклорных, так и — преимущественно — в литературных формах, вобрав в себя многообразное содержание общественной и личной жизни советских людей. Широкое распространение в народе получили песни Д. Бедного, Н. Н. Асеева, В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Суркова, Е. А. Долматовского, М. Л. Матусовского, Л. И. Ошанина, Б. Ш. Окуджавы и многих других советских поэтов.

Соболевский А. И., Великорус. народные песни, т. 1—7, СПБ, 1895—1902;

Песни и романсы рус. поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М., 1965.

Колпакова Н. П., Рус. народная бытовая песня, М.-Л., 1962;

Лазутин С. Г., Рус. народные песни, М., 1965;

Рус. народная песня. Библиография, указатель. 1735—1945, М., 1962.

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

ПЕ´СНЯ — небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения; отсюда — его обязательная строфичность, простота текста, отсутствие сложных пр. смотреть

ПЕСНЯ

ПЕСНЯ

Народные праздники в Израиле часто сопровождались песнопениями. Но полные тексты П. дошли до нас в ограниченном количестве (2Цар 1:19-27). П. пели на с. смотреть

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЭдуард Мишенин

Похожие презентации

1 Выполнила: Ваганова Наталья 8 А класс

3 Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.

4 Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись.

5 Русские народные песни Исторические Лирические Календарные Обрядовые Плясовые Шуточные Частушки

7 Возникли во время борьбы с татаро- монгольским игом Возникли во время борьбы с татаро- монгольским игом В них идет речь о каком-нибудь реальном историческом событии или лице В них идет речь о каком-нибудь реальном историческом событии или лице По форме близки к лирическим крестьянским По форме близки к лирическим крестьянским Как во темнице, во тюремнице Сидел добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугачев. Он по темнице похаживает, Кандалами побрякивает: «Кандалы мои, канделаки, Кандалы мои тяжелые!»

8 Лирические песни Любовные песни Любовные песни Шуточные песни Шуточные песни Частушки: Частушки: Припевки, причудки, приговорки, припевки, прибрешки

9 Календарные песни Колядки Колядки Масленичные песни Масленичные песни Веснянки Веснянки Виноградья Виноградья Овсеня Овсеня Коляда, коляда! Подавай пирога, Блин да лепешку В заднее окошко! Как на масленой неделе Со стола блины летели, И сыр и творог- Все летело под порог! Как на масленой неделе Из печи блины летели. Весело было нам, Весело было нам! Прошла Маслена, Кончилось гулянье, Идем теперь На от дыханье! Жали мы, жали! Жали-пожинали,- Жнеи молодые, Серпы золотые. Полил дождишка- Жнецу передышка! Весна, весна красная. Приди, весна, с радостью, С великой милостью, С льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными. Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла, Ах, люли, люли, стояла…

10 Обрядовые песни Величальные (свадебные) Величальные (свадебные) Причитания-плачи Причитания-плачи На похоронах На проводах в армию

Источник

лирическая песня

Смотреть что такое «лирическая песня» в других словарях:

Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия

Песня — наиболее распространённый род вок. музыки. Различают народную и авторскую (профессиональную) П. Эти два вида П. постоянно взаимодействуют: элементы нар. П. используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские П.… … Музыкальная энциклопедия

песня — небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; обычно куплетное (строфическое). Рубрика: роды и жанры литературы Род: лирические жанры Вид: бытовая песня, лирическая песня … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия

ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — лирика. Род стихотворений, предметом которых служат ощущения и страстное состояние духа поэта; форма их: песня, ода, гимн и пр. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д.,… … Словарь иностранных слов русского языка

песня — беззаботная (Никитин, Скиталец); «Бескрылая, как пленная птица» (Фет); безотрадная (Ратгауз); беспечная (Ратгауз); бесшабашная (Гусев Оренбургский); благовестная (Мей); бойкая (Богданов, Мельн. Печерский); бодрая (Федоров); больная (Фет); буйная… … Словарь эпитетов

ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ — «ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ», Россия, ВГИК, 1998, цв., 43 мин. Лирическая комедия. Учительница музыки ищет через брачные объявления спутника жизни. Свидания назначает недалеко от дома на Чистопрудном бульваре. Обычно они заканчиваются быстро все не то. Ей… … Энциклопедия кино

Песня — наиболее распространённый род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество), профессиональные; они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам (П. революционная и бытовая, лирическая… … Большая советская энциклопедия

песня — и; мн. род. сен, дат. сням; ж. 1. Словесно музыкальное произведение для пения разным числом лиц; жанр вокальной музыки. Колыбельная п. Плясовая п. Хоровая п. Русские народные песни. Сложить песню. Исполнить, спеть песню. // Такое произведение в… … Энциклопедический словарь

ПЕСНЯ — ПЕСНЯ, форма словесно музыкального искусства. Следует различать П. фольклорную и П. как жанр письменной поэзии. В традиционном фольклоре текст П. и ее мелодия создавались одновременно; литературная П. служила лишь основой для последующих, часто… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

6 глава. Жанры лирики

Иллюстрация из интернета

Все жанры хороши, кроме скучного!
Вольтер

Вы уже знаете, что ЛИРИКА (от греч. «lyra» – древнегреческий струнный инструмент) – это особое, в словесных образах, отражение жизни и чувств. Лаконичное, но точное определение дал современный поэт Дмитрий Мизгулин: «Поэзия – это впечатление». Мир лирики – душа человека, его переживания, хотя он сам может и не присутствовать в сюжете. А изображение лиры стало символом поэтического творчества, вдохновения.

Стихи могут быть написаны в форме монолога или диалога, размышлений, воспоминаний, описаний.
Это может быть стихотворная новелла (рассказ в стихах, как у Н.Некрасова: «В дороге», «Огородник», «Вино»),
психологическая новелла, объединяющая сюжетность и описание душевных переживаний,
обращение к кому- или чему-либо,
послание (философское, дружеское, любовное…),
пейзажная зарисовка,
лирические раздумья.

С течением времени некоторые жанры умирали, потом возрождались или, навсегда канув в Лету, остались лишь как свидетельства изменчивости жизни и искусства. Но многие, пережив века, по-прежнему служат поэтам. Чтобы вы смогли увидеть и оценить своеобразие каждого жанра, я постаралась выбрать достойные образцы для примеров. Не упоминаю здесь жанры восточной поэзии, так как им посвящена отдельная глава.

Основа основ лирики – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом…» Твардовского). Большая часть поэтических произведений объединяются именно этим понятием. Далее – по алфавиту.

К жанру баллады обращаются поэты и сегодня, наполняя её современным содержанием: А.Вознесенский («Параболическая баллада», «Лобная баллада»), Е.Евтушенко («Баллада спасения») и другие.

БАСНЯ – короткое стихотворение поучительного характера, в аллегорической форме высмеивающее общественные или человеческие пороки. Родоначальником басен называют древнегреческого раба Эзопа. Согласно преданию, он, не желая прямо излагать свои мысли, прибегал к иронической аллегории. Такую речь стали называть эзоповым языком.
В XVIII-XIX веках было популярно творчество французского баснописца Лафонтена. В России басни писали В.Тредиаковский, А.Кантемир, М.Ломоносов, И.Дмитриев. Наиболее известными и любимыми в российской литературе по-прежнему остаются басни «дедушки Крылова». В советский период баснями радовал читателей Сергей Михалков, а также поэты-сатирики, особенно в знаменитом журнале «Крокодил».

БУРЛЕСК (БУРЛЕСКА)( от итал. «вurla» – шутка) – жанр комической пародийной поэзии, в которой возвышенная тема изложена в нарочито юмористической форме или, наоборот, «низкая» тема воплощается высоким стилем, то есть видно несоответствие между темой и стилем изложения.
Пример – пародийная поэма И.Котляревского «Энеида, на малороссийский язык переложенная». Сюжет заимствован из поэмы римского поэта Вергилия, но герои и даже боги говорят на жаргоне украинских семинаристов XIX века. Начало, например, звучит так:

Эней был парубок бедовый
И хлопец хоть куда казак,
На шашни прыткий, непутёвый,
Затмил он записных гуляк.
Когда же Трою в битве грозной
Сровняли с кучею навозной,
Котомку сгрёб и тягу дал;
С собою прихватил троянцев,
Бритоголовых голодранцев,
И грекам пятки показал. (Перевод с укр. Веры Пановой)
В России бурлеск пользовался популярностью в конце XVIII века: поэма В.Майкова «Елисей, или Раздражённый Вакх» была широко известна и любима поклонниками поэзии.

БЫЛИНА (или СТАРИНА) – поэтический жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для поэтики былин характерны особые стилистические формулы, напевность, величавость. Образы связаны с древнейшими мифами: богатыри воплотили народные идеалы, веру в силу добра, мужества и справедливости, идеи любви к родной земле и служения Отечеству.

ДУМА возникла как украинская народная историческая песня. В русской поэзии «думой» называли стихотворение философско-исторического содержания, размышление на исторические, философские, нравственные темы. Пример: «Думы» К.Рылеева, «Дума» М.Лермонтова.

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. – « весёлый») – смешное в жизни и искусстве. Разновидности комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Жанры комического (в разных видах искусства): комедия, интермедия, водевиль, сатира, фарс, пародия, памфлет, фельетон, басня, юмореска, комиксы, каламбур, эпиграмма, карикатура, шарж.

Улыбнитесь, прочитав стихотворение современного автора А. Вячкилева:

Час «пик». Автобус. Я пришпилен к стенке
Гвоздями полных и худых локтей.
И миросозерцаю микросценки
Взрывных людских эмоций и страстей:
— Эй, бакенбарды, что вы в спину прёте?!
— Продвинься, шляпа! Как куда? Туда.
— Авоська, вы мне хлястик оторвёте.
— Ой, на мозоль любимый, борода.
— Как не бросал пятак? Вы, джинсы, бросьте.
— Портфель, вы весь шиньон помяли мне.
— Эй, зонтик. Уступите место трости…
— С ней и пенсне усядется вполне…
— Дублёнка, я водителя не слышу –
Трещите, как щипковый инструмент,
Потише малость.
— Сам интеллигент!
— От интеллектуала слышу!

Произведения этого жанра используют такое явление, как

Один из гостей Лариных на именинах Татьяны охарактеризован так: «Гвоздин, хозяин превосходный,/ Владелец нищих мужиков»
Иронией пронизаны пушкинские поэмы «Граф Нулин» и «Домик в Коломне», знаменитая поэма А.К.Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

Современные поэты-иронисты тоже берут на вооружение этот приём. Например, Игорь Губерман издал сборник – «Гарики», и каждый «гарик» – это ироническое осмысление прожитой не только им, но и всем нашим обществом жизни:

Есть люди с тайным геном комиссарства,
Их мучит справедливости мираж,
Они запойно строят божье царство.
И кровь сопровождает их кураж.
***
Я изучил по сотням судеб
И по бесчисленным калекам:
Насколько трудно выйти в люди
И сохраниться человеком.

Правда, в последних своих сборниках автор злоупотребляет ненормативной лексикой, и это удручает.

САТИРА (от лат. «satira»- смесь) – резкое осмеяние пороков и отрицательных явлений действительности. Как сатирики прославились в Древнем Риме поэты Гораций и Ювенал, в Англии — Дж.Свифт, во Франции — Ж.Мольер, Ф.Вольтер, в России родоначальником сатирической поэзии был в XVIII веке Антиох Кантемир. Лирической сатирой назвала М.Цветаева свою поэму «Крысолов».

Кроме сатирического и саркастического смеха, выделяют смех сардонический – язвительно жестокий. А если вспомнить олимпийских богов, можно услышать названный в их честь гомерический хохот.

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены…
*****
Тут непременно вы найдёте
Два сердца, факел и цветки;
Тут верно клятвы вы прочтёте
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я…

Поэт подарил нам образцы мадригалов, создав в них прелестные портреты современниц. Он написал «В альбом Сосницкой»:

Вы съединить могли с холодностью сердечной
Чудесный жар пленительных очей.
Кто любит вас, тот очень глуп, конечно;
Но кто не любит вас, тот во сто крат глупей.

«Бакуниной»:
Напрасно воспевать мне ваши именины
При всём усердии послушности моей;
Вы не милее в день святой Екатерины
Затем, что никогда нельзя быть вас милей.

Мадригалы М.Лермонтова не столько хвалебны, сколько проникнуты грустными нотами, как, например, известные строки, обращённые к А.О.Смирновой:

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…

МИНИАТЮРА (от итал. «miniature») – небольшое произведение строго законченной формы. Стихотворные миниатюры встречаются у многих русских поэтов, хотя этот жанр – сложнейшая форма лирики, он требует глубокого содержания при безукоризненном мастерстве.
К миниатюрам также относят рубайят Омара Хайяма, японские танка и хокку, русские частушки, эпиграммы. Как пример приведу лирическую миниатюру автора иллюстраций к этой книге – Светланы Петровской:

В предвосхищенье весенней заботы
Ветер мелодию ловит с листа,
А воробьи – говорливые ноты –
Трелью готовы сорваться с куста. («Весна»)

А вот остроумная сатирическая миниатюра А.Б.Раскина:

Судьба свои дары явить желала в нём,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род – с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Жанр этот не забыт и в веке ХХ. Вот «Надпись на винном роге» из книги дагестанского поэта Расула Гамзатова:
Пить можно всем,
Необходимо только
Знать, где и с кем,
За что, когда и сколько.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, «веснянки», купальские, масленичные, свадебные, родильные, крестильные песни, причитания, приговоры, величальные песни и др.). Русский фольклор оставил прекрасные образцы обрядовой поэзии, проникнутые то безысходной печалью, то неуёмной радостью, то надеждами и мечтами.

Высокая и благородная цель оды отражена в творчестве молодого Пушкина. Его знаменитая «Вольность» при жизни поэта не была опубликована, распространялась в списках, послужив главным поводом к высылке Пушкина на юг.

В ХХ веке понятие «ода» употребляется, в основном, в переносном смысле или в сатирическом, как у А.Вознесенского:
Я славлю скважины замочные.
Клевещущему –
исполать.
Все репутации подмочены.
Трещи,
трёхспальная кровать!

У, сплетники! У, их рассказы!
Люблю их царственные рты,
их уши,
точно унитазы,
непогрешимы и чисты.

И версии урчат отчаянно
в лабораториях ушей,
что кот на даче у Ошанина
сожрал соседских голубей,
что гражданина А. в редиске
накрыли с балериной Б.. («Ода сплетникам»)

Любителям, наверняка, известен сборник великолепных литературных пародий «Парнас дыбом». Авторы – Э.Паперная, А.Розенберг, А.Финкель – рассказывают шуточные истории о попе и собаке, о сереньком козлике и Веверлее от имени знаменитых поэтов. Вот как мог бы, по их мнению, запечатлеть сюжет о сереньком козлике С.Маршак:

Жила-была бабушка,
А сколько ей было лет?
Сколько зим, столько лет –
Ста ещё нет.
А было её девяносто четыре года.
А кто у неё был?
Серый, двурогий, четвероногий.
Козлёнок…

Или: Сразу узнаются знакомые интонации Агнии Барто:

Искусно авторское подражание вычурному стилю Андрея Вознесенского:

Старушка в чепце из оборок гофре
(Такой бы писал её Рембрандт ван Рейн)
Ласкала козлёнка, тая под фуфайкой
Не сердце – любовью пылающий факел.
А серенький козлик, двойник сюрреальный
Трагической козочки у Эсмеральды,
Томился от скуки в домашнем кругу
И дал стрекача, описавши дугу,
В тот бор густорослый, где в поисках пищи
Похабная морда, матёрый волчище,
Кошмаром из Гойиной фантасмагории
Шнырял втихаря по лесной территории…

Да, не зря пародистов некоторые авторы не любили и не любят, ну а умные относятся к ним с уважением, вчитываясь внимательно в то, как звучат в пародиях их произведения. И, как говорится, мотают на ус…

Особое место занимает бардовская песня.

БАРД (в переводе с древнекельтского – поэт-певец) – в средневековой Западной Европе это был бродячий актёр, в одном лице поэт, музыкант и исполнитель собственных песен.
С XVIII века синонимом слову «бард» становится слово «поэт». Вот как обращается к Пушкину декабрист и его друг В.Кюхельбекер:
Ты был мне всё, о бард чудесный,
В мучительный, тяжёлый час…

Среди российских поэтов-бардов такие замечательные мастера, как Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий.
История бардовской песни в России – это целая эпопея. В «годы застоя» стихи, уйдя с официальной эстрады, зазвучали под аккомпанемент гитары за пределами городов: в лесу, в горах, среди геологов, у костра, где «наполняли музыкой» сердца и души. Я напомню вам «Песенку» Б.Окуджавы, которую можно назвать гимном бардов-шестидесятников:

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть — рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

ПРИТЧА – по В.Далю, «поучение в примере», небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Притча близка к басне, но смысл её глубже, она касается проблем не только морали, но и общечеловеческих законов.

В Западной Европе славились менестрели – профессиональные певцы и музыканты, состоявшие на службе сеньора и воспевавшие подвиги рыцарей, красоту их дам, походы, турниры. Были известны немецкие миннезингеры. Французский романс – это, в основном, любовная песня, он появился в России на рубеже XVII-XVIII веков и стал особенно любимым в XIX.

СЕРЕНАДА – в отличие от «альбы», это «вечерняя песня» о любви, обращённая к возлюбленной

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ – небольшое произведение, поэтическое по содержанию, но графически оформленное как проза.. В западной литературе это «Стихотворения в прозе» Эдгара По, «Поэмы в прозе» Бодлера. Жанр введён в русскую литературу И.С.Тургеневым. Эмоциональная окраска, своеобразная ритмичность, яркие художественные средства сближают прозу и поэзию. Близки стихотворениям в прозе многие миниатюры М.Пришвина, например: «Сосны стояли у вечности и поднимались туда, и там, у неба, шумели. А маленькие ёлки, каждая, обнимая сосну, слушали».

В поэзии сегодня как-то рыхло.
Бубенчиков полно – набата нет.
Трибунная поэзия притихла,
а «тихая» криклива: «С нами – Фет!»

Без спросу превращая Фета в фетиш,
бубенчики бренчат с прогнивших дуг:
«Эстрада, ты за всё ещё ответишь,
ты горлопанством унижаешь дух».

Дух, значит, шёпот, робкое дыханье,
и всё? А где набат – народный глас?
За смирными чистюлями-стихами
не трусость ли скрывается подчас?
Время расставило всё на свои места: поэзия должна быть разной.

УРБАНИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ отражает жизнь крупных городов с их напряжённой динамикой жизни. Она ярко представлена в творчестве американского поэта Уолта Уитмена («Листья травы», 1855), итальянца Ф.Маринетти, бельгийца Э.Верхарна («Города-спруты», 1896). В России эта тема есть в поэзии В.Брюсова («Конь блед»), В.Маяковского, А.Блока (цикл «Страшный мир»):

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

По Малахову лечиться
В этот кризис каждый рад,
Чистотел, моча, горчица…
Экономней во сто крат!

Нередко частушки образуют циклы. Различные местности нашей страны наделили их оригинальными названиями: саратовские страдания, рязанские ихохошки, сибирская подгорная, новгородское разливное…
Знает частушка и пародию на саму себя – это нескладухи и перевёртыши, вместе со смыслом они зачастую могут отбросить даже рифму:

Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
И кому какое дело,
Куда брызги полетят.

Частушка оказала влияние на серьёзную литературу: А.Блок и В.Маяковский ввели её в большую поэзию. По их пути пошли А.Твардовский, М.Исаковский, А.Прокофьев.

Вот здесь лежит больной студент –
Его судьба неумолима!
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима!

Кто рыж, плешив, мигун, заика и картав,
Не может быти в том никак хороший нрав.

Эпиграммы настолько популярны, что даже люди, далёкие от поэзии, обращаются к ним. Известна эпиграмма полководца Суворова на князя Потёмкина:

Одной рукой он в шахматы играет,
Другой рукою он народы покоряет,
Одной ногой разит он друга и врага,
Другою топчет он вселены берега.

А смысл эпиграммы Василия Пушкина, дяди Александра Сергеевича, думаю, злободневен и сейчас:
«На что мне жизнь? Лишился я друзей,
Которые меня всегда любить хотели».
«Что ж, умерли они, к злой горести твоей?»
«Нет, живы, но разбогатели».

Часто в эпиграммах используется аллюзия или строка из известного произведения, что придаёт ей особый шарм, как это видно в блестящей эпиграмме А.Б.Раскина:

Сначала утверждал одно,
Теперь другое врёт искусно.
Всё это было бы смешно, /Строка заимствована у Лермонтова/
Когда бы не было так. ГНУСНО. /Последнее слово заменено, но по
звучанию близко к оригиналу/

Пою в помпезной эпиталаме
— О, Златолира, воспламеней!
Пою безумье твоё и пламя,
Бог новобрачных, бог Гименей.

Шуточную эпитафию, посвящённую самому себе, оставил в лицейские годы А.Пушкин:

Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
С любовью, леностью провёл весёлый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-Богу, добрый человек. (1815г.)

ЮМОРЕСКА – небольшое произведение, содержащее добродушную насмешку:

Как банку с водой – серебристая рыбка,
Так наше лицо украшает улыбка.
Чтоб наши улыбки росли вместе с нами,
Кормите их чаще смешными стихами!
(Марк Шварц)

Самый распространённый лиро-эпический жанр – поэма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *