Не с чем наречие или местоимение
Не с чем это местоимение наречие
Местоименное наречие: разряды и примеры
Не с чем это местоимение наречие. Местоименное наречие: разряды и примеры Поэтому или по этому.
Местоименное наречие: разряды и примеры
Исконными в русском языке являются те наречия, которые не называют обстоятельства, а только дают указание на них. Они показывают в подтексте место (там, здесь, туда), время – (всегда, иногда, никогда), цель (зачем, затем), причину (почему, потому), образ действия (как). В зависимости от назначения, такая часть речи может быть знаменательной и местоименной. Первые из них называют свойство, а вторые только дают указание на него.
Что такое местоименное наречие?
Местоименными в русском языке называют разновидность слов, которые указывают на положение предмета или его свойство, не называя их. По своей сути они являются совокупностью местоимений и слов. В предложении они являются обстоятельством или применяются для того, чтобы выразить вопрос.
Разряды местоименных наречий и их примеры
Разряды местоименных наречий указаны в таблице:
Таблица местоименных наречий показывает их разновидности и отличительные особенности.
Указательные
Указательное местоименное наречие не определят места, причину, способ действия и время, но указывает на них. К таким разновидностям относятся слова: оттуда, там, тогда и т.д.
Вопросительные
Вопросительное наречие выражает вопрос: куда, зачем, где, когда и т.д.
Относительные
Относительное местоименное наречие используется в сложноподчиненном предложении для связки между собой его частей. Пример: отчего, почему, откуда, как и т.д.
Определительные
Определительное местоименные слова указывает на обобщенное свойство. Список слов: по-другому, много, по-всякому, повсюду, иногда и т.д.
Неопределенные
Отрицательные
Отрицательные местоименные наречия отрицают свойство. Русский язык имеет множество примеров этой группы слов: нигде, никак, никуда, незачем и т.д.
Образование отрицательных слов осуществляется с использованием приставок не- и ни-. Они должны писаться слитно. Приставка не- пишется под ударением: некогда думать, некуда идти. Приставки ни- не пишется под ударением: ничего не спрашивай, никуда не ходи.
Благодаря этой части речи с приставкой не- выражается отрицание. (В этой местности негде приобрести школьные принадлежности. Мы понимаем, что в этой комнате некуда поставить шкаф.)
При использовании слов с приставкой ни- усиливается отрицание (Мы нигде не могли найти книгу. Дети, никогда не берите спички в руки!)
Личные
Личные или притяжательные слова этого вида указывают на отношение к определенной ситуации и мнение человека о ней. Личный местоименной вид слов имеет префикс по-. Например: по-моему, по-нашему, по-твоему, по-вашему.
Возвратные
Эта группа слов указывает на отношения к определенной ситуации человека, только в обратном порядке. Возвратное местоименное наречие имеет такие примеры: по-своему.
Местоименные и знаменательные наречия по лексическому значению можно разделить на две группы. Они могут быть определительными или обстоятельственными. Знаменательные слова называют напрямую свойства или обстоятельства. В свою очередь, местоименные наречия не определяют характерные черты, а только дают указания на них.
Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки
Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.
Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».
Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.
Разряды местоимений по значению
Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.
Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.
Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.
Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.
Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.
Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.
Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».
Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.
Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».
Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?
Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».
А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».
Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!
Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.
Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:
Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.
Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.
На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».
Разряды по грамматическим признакам
Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.
Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.
К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.
Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.
Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.
Постоянные морфологические признаки местоимений
Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…
Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».
Непостоянные признаки
Их три: род, число, падеж.
Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).
Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).
Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.
Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.
Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.
Зачем нужны местоимения
Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».
Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»
Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».
Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».
Не с чем это отрицательное местоимение или отрицательное наречие
Не с чем это отрицательное местоимение или отрицательное наречие
Не с чем это отрицательное местоимение или отрицательное наречие. Не с чем это отрицательное местоимение или отрицательное наречие Падежи Личные местоимения Относительные и образованные от относительных Возвратное Единственное число Множественное число 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо Одушевленные Неодушевленные М.
Не с чем это отрицательное местоимение или отрицательное наречие
Частицы НЕ и НИ. Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого, но ни от кого). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения.
Значения частицы НЕ
1. Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! — отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне — отрицательный смысл отдельного слова.
2. Утверждение при двойном отрицании: повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не — перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.
3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).
Значения частицы НИ
1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.
2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. — У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать — утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться — отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).
3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении: частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает — придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится — придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).
Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз: Не было слышно ни звука, ни шороха.
Нужно запомнить!
1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении, то запятая между частями этого оборота не ставится:
Ни больше ни меньше | Ни да ни нет | Ни днём ни ночью |
Ни конца ни края | Ни много ни мало | Ни себе ни людям |
Ни стать ни сесть | Ни взад ни вперёд | Ни дать ни взять |
Ни два ни полтора | Ни жив ни мёртв | Ни за что ни про что |
Ни нашим ни вашим | Ни ответа ни привета | Ни рыба ни мясо |
Ни свет ни заря | Ни пуха ни пера | Ни слуху ни духу |
Ни с того ни с сего | Ни там ни сям | Ни то ни сё |
Ни туда ни сюда | Ни шатко ни валко | Ни так ни сяк |
Конспект урока «Частицы НЕ и НИ. Значение и правописание».
Отрицательные местоимения в русском языке
Title: Отрицательные местоимения в русском языке – примеры написания с предлогами
Description: Узнаем, что такое отрицательные местоимения, их особенности склонения. Определим, какую синтаксическую функцию имеют отрицательные местоимения в предложении.
Чтобы указать на отсутствие признака или предмета, в русском языке используются отрицательные местоимения. В данной статье приведены способы их образования, грамматические признаки, синтаксические особенности с примерами.
Отрицательные местоимения в русском языке – группа местоимений, которые указывают на отсутствие предмета или признака. Отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? и образуются с помощью безударной приставки ни- и ударной приставки не- от относительных и вопросительных местоимений.Примеры отрицательных местоимений: никто, ничто, ничей, никакой, нечего, некого.
Некоторые авторы также относят к отрицательным местоимениям местоименные наречия нигде, никак, некуда, никогда и др.
Что такое отрицательные местоимения?
Среди множества местоимений, указывающих на предмет, признак или количество, выделим разряд отрицательных местоимений. Их особенностью являются указание на отсутствие лица или предмета и отрицание признака.
Никакими словами не опишешь это удивительное явление природы.
Слова этого разряда образуются от однокоренных вопросительных местоимений путем прибавления отрицательных частиц, ставших приставкой:
не- — под ударением и ни- — без ударения
Если отрицательное местоимение указывает на отсутствие лица или предмета, то оно отвечает на вопросы кто? что? При отрицании признака местоимение этого разряда отвечает на вопросы какой? чей?
Отрицательные местоимения (список)
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Дома маме никтоне помогает (не хотят помогать).
Не узнаю никого из присутствующих (вокруг одни незнакомцы).
Местоимения с приставкой не- указывают на невозможность совершения действия из-за отсутствия объекта, например:
Мне нечего надеть (нет одежды).
Тут некого стесняться (рядом нет людей).
никого́ – ни у кого́,
никаки́е – ни на каки́е.
Обратите внимание, что у местоимений, начинающихся с частицы не, даже при раздельном написание частица не остаётся ударной.
Склонение отрицательных местоимений
Единственное числоМножественное число
Муж. род | Жен. род | Ср. род | |||
И. п. | никто ничто | никакой ничей | никакая ничья | никакое ничье | никакие ничьи |
Р. п. | никого ничего | никакого ничьего | никакой ничьей | никакого ничьего | никаких ничьих |
Д. п. | никому ничему | никакому ничьему | никакой ничьей | никакому ничьему | никаким ничьим |
В. п. | никого ничто | никакого/никакой ничьего/ничей | никакую ничью | никакое ничье | никаких/никакие ничьих/ничьи |
Т. п. | никем ничем | никаким ничьим | никакой ничьей | никаким ничьим | никакими ничьими |
П. п. | ни о ком ни о чем | ни о каком ни о чьем | ни о какой ни о чьей | ни о каком ни о чьем | ни о каких ни о чьих |
Склонение отрицательных местоимений имеет некоторые грамматические особенности.
«Никто» и «ничто»
Отрицательные местоимения «никто» и «ничто» не изменяются по родам и числам и склоняются, как и производящие местоимения «кто?» и «что?»:
«Некого» и «нечего»
Склонение местоимений «некого» и «нечего» начинаем с формы родительного падежа.Отрицательные местоимения «некого» и «нечего» не имеют формы именительного падежа.
Понаблюдаем за их изменением по падежам:
«Никакой» и «ничей»
Отрицательные местоимения «никакой» и «ничей», как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам:
Грамматические признаки отрицательных местоимений
Отрицательные местоимения имеют такие же грамматические признаки, как и относительные и вопросительные местоимения.
Особенности склонения отрицательных местоимений с предлогами приведены в таблице.ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой
Синтаксические особенности отрицательных местоимений
Отрицательные местоимения в предложениях могут выполнять любую синтаксическую функцию.Примеры: Никто не решил задачу (подлежащее). Этот дом ничей (часть составного именного сказуемого). Никакое лекарство ему не помогало (определение). Нам было нечего обсудить (дополнение). Ему было негде присесть (обстоятельство).
Примеры
Никтоне объяснил мне этот феномен.
Ничто так не веселит, как к месту сказанная острота.
Это лесное урочище издавна было ничьё.
Нельзя никого обвинять в этой неудаче.
Никакой предмет не давался ей с таким трудом.
Эти слова сказаны просто в ничто.
Не с кем местоимение или наречие
Правописание «не» с местоимениями — слитно и раздельно
Не с кем местоимение или наречие. Правописание «не» с местоимениями — слитно и раздельно Там то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками укатал лед и сделал его очень скользким.
Правописание «не» с местоимениями — слитно и раздельно
Отрицательная частица «не» с местоимениями разных разрядов пишется раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений, которые не имеют предлогов.
Рассмотрим, как пишется, слитно или раздельно, частица «не» с местоимениями.
Слитно | Раздельно |
---|---|
С неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов | 1. В отрицательных местоимениях с предлогами |
несколько, некому | не с кем, не в чем, не о ком |
2. С другими разрядами местоимений | |
На не нашем этаже |
Написание «не» с местоимениями сопоставимо с их разрядами. По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на несколько семантических разрядов:
«Не» с местоимениями пишется раздельно
В сочетании с местоимениями почти всех разрядов «не» является отрицательной частицей.
В русском языке с местоимениями отрицательная частица «не» пишется раздельно.
Понаблюдаем:
Только с местоимениями двух разрядов «не» пишется слитно.
Слитное написание «не» с местоимениями
Начальный элемент не- является словообразовательной приставкой в морфемном составе неопределенных местоимений. С помощью приставки эти слова образуются от однокоренных вопросительных местоимений:
Эту же приставку отметим в морфемном составе отрицательных местоимений:
Обратим внимание, что приставка не- является ударной.
При изменении по падежам у отрицательных и неопределенных местоимений используются предлоги. В сочетании с предлогом «не» ставится перед ним, и местоимение пишется раздельно в три слова:
Примеры
Я сомневаюсь, что там был не ты.
С ней не о чем даже поговорить.
Кто вам сказал, что это не такой замок?
Не у кого даже совета спросить.
Как жаль, что вам не о ком даже позаботиться.
Видеоурок
Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки
Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.
Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».
Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.
Разряды местоимений по значению
Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.
Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.
Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.
Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.
Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.
Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.
Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».
Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.
Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».
Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?
Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».
А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».
Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!
Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.
Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:
Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.
Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.
На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».
Разряды по грамматическим признакам
Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.
Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.
К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.
Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.
Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.
Постоянные морфологические признаки местоимений
Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…
Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».
Непостоянные признаки
Их три: род, число, падеж.
Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).
Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).
Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.
Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.
Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.
Зачем нужны местоимения
Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».
Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»
Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».
Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».