Не работает датчик топлива на ниве что делать
Замена датчика уровня топлива
Не понравилось мне как работает датчик уровня топлива, кажет какую-то белиберду на приборке. Например, у меня кажет пол бака, поехал покататься по кочкам, лесам, просёлочным дорожкам. Машину мотает из стороны в сторону, бензин плещется во всю, но стрелка на приборке ловит, а главное фиксирует, только нижний уровень. Т.е. в баке-то половина, а у меня лампочка горит, т.к. бензин плеснулся, датчик опустился на нижний уровень, стрелка на приборке этот уровень показала, а когда датчик занял нормальную позицию выше, то туда стрелка уже не возвращается. Стоит выключить и включить зажигание, стрелка встаёт в нормальное положение, как и должно быть. Раздражает это сильно. Решено было купить новый датчик в бак, что может быть проще? Пришёл в магазин, купил ДУТ-3-01, цена порадовала. Всё, где подвох?
Со снятием тоже ничего сложного: спинку сиденья снял, ковёр откинул, пластиковые боковины снял, крышку бака под сиденьем убрал, доступ открыт. На крышке видать водичка застивалась, ржа присутствует, но всё поверхностное.
Сняв топливный модуль увидел, что датчик ремонтировали, + один контакт ползал по двум контактным дорожкам сразу, тут уж сомнений не осталось, что его менять надо.
И начинаю я сравнивать родной и новый, а они разные (слева родной)! Как так?
Ну думаю, модификация немного другая, баки-то одинаковые, да и кажут, поди, одинаково. Меняю шланг на GATES, т.к. родной весь в трещинах, и всё собираю.
Подключил и поэкспериментировал с крайними положениями: верх – зашкаливает, низ – чуть меньше четверти, на ходу тоже чушь какую-то казал. И тут я начинаю понимать, что датчиков-то на инжекторную Ниву, скорее всего, не один вариант. Начал сравнивать родной и новый, как из двух 1 слепить, и выход нашёлся очень легко. Оказывается, сама лапка с поплавком абсолютно одинаковые, а у меня как раз он и сломан. Надо только отпаять проводок от лапки на новом.
Ну и когда снял поплавки для замены, только тогда увидел различие маркировки. Мне нужен был ДУТ-3М-01, а купил я ДУТ-3-01.
Ну что же, взял я поплавок от нового датчика и перекинул на основу от старого. И всё отлично подошло.
Замерил максимальное положение – отлично!
Минимальное – всё тоже хорошо.
Всё собрал и поехал, а увидел абсолютно ту же картинку, которую описал в начале – фиксация нижнего положения поплавка стрелкой на приборке при раскачке и всё тут. Ну, думаю, наверно основа датчика с контактными дорожками подъизношена была. Короче новый ДУТ-3М-01 надо покупать. Наивный… Ну купил, а он, собака, самый дорогой оказался, из тех, что были в магазине — их там целая куча разных, оказывается.
В очередной раз вскрывая бак, обратил внимание на иностранную запчасть! 🙂 Неужели БРТ не мог это колечко сделать…
Датчик подключил, проверяю крайние положения – отлично!
Стоило только отъехать со стоянки – всё опять повторилось, и такая ситуация держится по сей день. Стрелка на приборке ловит нижнее положение поплавка при качке и всё тут! 🙁 Обратился на Нивовский форум, ничего толкового не накопал, разве что какую-то цитату из инструкции к приборке 2115 (с 2009г):
Я вообще слабо понял эти заклинания, но думаю, что дело в них. Но опять же, судя по отзывам людей, стрелка на ходу у них ходит и вверх, и вниз, хоть и с задержкой, а у меня только вниз. Может кто сталкивался с подобным и может подсказать в чём дело? И возможно только один указатель уровня топлива в приборке заменить?
Так же, когда по кочкам раскачивался, замучила лампа уровня тормозухи моргать. Датчик снял – горловина поплавка растянулась и поплавок наполнился тормозухой. Разобрал, всё промыл, горловину поплавка нагрел феном, она уменьшилась, и всё заново собрал очень туго и плотно, авось ещё послужит, сигнал перестал появляться.
Ну и подкапотный концевик сигнализации заменил, а то сломан был, временно его отключал.
Теперь бы на заднюю дверь что придумать и на лючок бензобака…
Затраты:
Датчик уровня топлива ДУТ-3-01 – 304 руб.;
Датчик уровня топлива ДУТ-3М-01 – 410 руб.;
Выключатель концевой PS-8 – 55 руб.
Датчик уровня топлива автомобиля ВАЗ 21213
Российские автовладельцы с любовью относятся к первому отечественному кроссоверу ВАЗ 2121 «Нива» и продолжают его эксплуатировать на протяжении 40 лет. За эти годы автомобиль немного эволюционировал. Правда его внешность почти не изменилась, а вот силовая установка преобразилась: на смену карбюратору пришёл инжектор. И на тех, и на других модификация машины, владельцам загадывает непростые ребусы датчик уровня топлива (ДУТ). Это некомфортно сказывается на управлении, так как водитель не уверен в точном количестве бензина в баке.
Далее расскажем о причинах и признаках неисправности ДУТ, какие виды датчиков существуют, какой выбрать, как проверить, заменить и отрегулировать.
Принцип работы
На моделях ВАЗ 21213–21214 устанавливалось 2 вида датчика уровня топлива, но оба они рычажного типа. В инжекторной модификации автомобиля, к ранее существующему механизму просто добавили электронасос. Поэтому теперь узел называется — модуль ЭБН. Но при этом основная конструкция ДУТ не изменилась. И на первом, и на втором виде датчика остались главные элементы, такие как:
Как механизм работает? При заправке бензина в бак, поплавок датчика топлива остаётся на поверхности и поднимается вместе с уровнем. Ползунок, интегрированный в металлический рычаг, тоже начинает двигаться по резистору вверх. При этом параметры сопротивления понижаются (при максимуме должно быть 20 Ом, а при минимуме 250 Ом), поэтому напряжение увеличивается (закон Ома U=IR). Более высокое напряжение поступает по проводу на указатель уровня в панели приборов и показывает больше бензина. Так водитель следит за изменением в баке.
Причины и признаки неисправности
Рычажный механизм ДУТ постоянно находится в агрессивной среде, то есть, в бензине. Топливо не идеальное и часто в нём присутствует вода. Поэтому со временем контакты окисляются и перестают работать должным образом. Кроме того, подвижные механизмы банально изнашиваются, в первую очередь это относится к ползунку и резистору. Нередко происходит разгерметизация поплавка, из-за чего он частично наполняется бензином и начинает давать некорректные данные. Иногда причиной неисправности становится отсоединение (обрыв) провода в комбинации панели приборов.
Главные неисправности и способы устранения
Стрелка указателя лежит на 0, независимо от количества бензина в топливном баке:
Стрелка зависает на максимальном значении шкалы (1) и более:
Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива:
Иногда стрелка указателя дёргается и замирает в произвольном положении. Эти признаки говорят о том, что скорее всего заклинил ползунок на резисторе.
Виды датчиков
Несмотря на устоявшийся десятилетиями классический внешний стиль, «Нива» пережила некоторые метаморфозы внутри себя. Одним из самых массовых преобразований можно считать «фокусы» с датчиком топлива, которые провернул АвтоВАЗ. Если открыть каталог, то даже у бывалого механика разбегутся глаза от разнообразия. Мы разобрались, всё упорядочили и составили номенклатуру согласно хронологии выхода ДУТ.
Таблица 1. Оригинальные номера датчиков уровня топлива
Годы выпуска | Код | Описание |
---|---|---|
С 1981 г. | 21210-3827064-00 | Впервые появился в каталогах. |
До 2000 гг. ВАЗ 21213 | 21210-3827010-02 | В каталогах не встречается. Выпускался ПО «Постас», г. Энгельс. В продаже почти не найти. |
С 1990 гг. ВАЗ 21213 | 21213-3827010-00 | Модернизированный датчик на базе первого ДУТ (…00). Изменения претерпел резистор: теперь его сопротивление стало 250 Ом, взамен прежних 350 Ом. |
С 1990 гг. ВАЗ 21213 | 21213-3827010-01 | Для АвтоВАЗа датчики изготавливались на предприятии «Точмаш» г. Владимир. |
С 1990 гг. ВАЗ 21213 | 21213-3827010-02 | Информация о производителе отсутствует. |
ВАЗ 21214 С 1999 г. | 21214-1139009-01 | Для инжекторных машин. Модульный узел, состоящий из датчика уровня топлива и электронасоса. В каталогах идёт под аббревиатурой ЭБН. Производитель GM. |
ВАЗ 21214 С 1999 г | 21214-1139009-00 | Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch. |
ВАЗ 21214 С 2005 г. | 21214-1139009-10 | Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Для автомобилей с системой Bosch MP7.0Н. |
ВАЗ 21214 С 2009 г. | 21214-1139009-20 21214-1139009-21 | Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch, резистор 3М-01. Производитель ООО «АВТОЭЛЕМЕНТ». |
В настоящее время Lada 4×4 (4×4M), Urban | 21214-1139009-22 21214-3827010-15-0 | Модуль ЭБН. Изготовитель «СЭПО». Насос Aisan 81B. Второй номер (…15–0), это датчик уровня топлива новейшего образца, как на Ниве Шевроле (на защёлках). |
Комментарий с тематического форума: «ВАЗ наделал невероятное количество модификаций этих датчиков, поэтому найти необходимый сложно. По крайней мере 3-е моих знакомых, которые проводили эту замену из-за износа резистора, так и не смогли подобрать такой же. Пришлось ставить что было. Стрелка указателя при этом подвирает. Но приспособится можно».
Купить ДУТ для ВАЗ 21213-21214 можно во многих магазинах запчастей. Но профессионалы сервисных мастерских рекомендуют обращаться в специализированные торговые точки «LADA», а ещё лучше в монобрендовые магазины «Нива». Здесь менеджеры более компетентные и понимают проблемы покупателей. Если рекомендованного производителем датчика топлива нет в наличии, то подойдёт вариант заказа через интернет.
Таблица 2. Стоимость ДУТ для ВАЗ 21213–21214
Производитель | Код | Цена, руб. |
---|---|---|
Точмаш | 21213382701001 | 585 |
Пекар | 212133827010 | 540 |
АвтоВАЗ | 21213-3827010-01 | 365 |
ВАЗ (Модуль ЭБН) | 21214-1139009-20 | 1 670 |
Стартвольт (Модуль ЭБН) | SFM 0124 | 2 120 |
VOLTON (съёмный датчик) | 21214-3827010-15-0 | 380 |
Источники: old.autopiter.ru, ada-original.ru
Перед заменой рекомендуется посмотреть на оригинальный номер датчика, чтобы купить именно тот, что и должен стоять. Хоть они и могут взаимозаменяться, производитель всё же не рекомендует использовать другую деталь. Иначе стрелка может «врать», как это выше написал участник форума.
Как проверить
На рынке запчастей полно контрафакта и деталей плохого качества. Независимые эксперты автоизданий рекомендуют проверить новый датчик уровня топлива перед установкой. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Его потребуется переключить в омметр.
Сверху на крыше ДУМ есть 2 электрических выхода. В них вставлены штекеры: один для уровня, другой для сигнальной лампочки. Установите плюсовой щуп тестера на выход уровня, а минусовой щуп на массу. Далее двигайте рычаг датчика, имитируя полную заправку или пустой бак. Параметры на тестере должны меняться, от 20 (верхнее положение) до 250 Ом (нижнее). Никаких скачков и перепадов не допускается. Если дефекты есть, то выявлена некачественная деталь. Её необходимо вернуть в магазин.
Замена
Для демонтажа старого датчика уровня топлива и установки нового в бак, придётся снять много деталей задней части салона. Вам потребуется инструмент: крестовая и плоская отвёртки, ключи 7 мм, 10 мм, пассатижи (2 шт), маркер и ветошь. Ремонт желательно проводить на улице или в просторном помещении, чтобы не отравиться парами бензина. А ещё рекомендуется купить прокладку под ДУТ (45–50 руб.), так как старая часто не подлежит повторной установке. Сам процесс замены выглядит так:
На инжекторной «Ниве» снятие и установка модуля ЭБН проходит в такой же последовательности. Только для отсоединения 2-х штуцеров шлангов понадобится 2 ключа на 17 мм. А перед снятием топливопроводов необходимо скинуть давление бензина в рампе.
Как отрегулировать
Если не удалось найти оригинальный датчик и пришлось купить аналог, то новый резистор после замены будет врать, так как немного не подходит по параметрам. Такой недостаток можно исправить. Именно для этого и понадобятся пассатижи (2 шт.). Порядок следующий:
Ваша задача состоит в том, чтобы стрелка точно совпала со шкалой единицы (1). Операцию необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обычно это занимает 2–3 подхода.
Заключение
Датчик уровня топлива потрепал немало нервов владельцам ВАЗ 21213–21214. Даже после установки нового узла, прибор не всегда показывает верные параметры. Всё потому, что тольяттинский автогигант придумал целую династию датчиков. Поэтому перед покупкой, разумно будет снять заднее сиденье и посмотреть номер ДУТ на верхней крышке. Зная код можно купить именно тот датчик, что рекомендовал производитель. Если оригинала нет и пришлось взять аналог, то есть проверенный способ устранить дефект некорректной работы: достаточно подрегулировать загиб металлического рычага.
Видео по теме
Датчик уровня топлива (ДУТ)
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51709
Добавлено спустя 6 минут 40 секунд:
Вот эту? http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/obsch/infoVAZ/p49_2001.htm
Конечно смотрел. Меня смущает то, что на 214 эта проблема была в 2001 году. Нынче про неё ничего не слышно, однако на 231 она осталась. Что, неужели целых 5 лет успешно трут датчики бензином на 214, а на 231 не трут? Датчики-то идут одни и те же.
Более того, в письме написано про некачественный бензин, который загрязняет дорожки. Какой бензин? Наблюдаю 2 одинаковые машины с пробегом по 300 км каждая. Они еще некачественного бензина не нюхали.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 68
Авто: 21214M, 2013 гв.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51709
Рег.: 23.09.2005
Сообщений: 76
Откуда: Краснодарский край
Возраст: 41
Авто: MMC Outlander XL 2,4 MIVEC, ВАЗ 21214 2004 г.в.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 627 / 51709
P.S. Добавлю, никакой потребности в изготовлении галоши на бензоприемник нет. В баке вокруг бензоприемника сделана ванночка, с достаточно высокими бортиками.
Размышлизмы о причинах массовости дефекта.
Предположение первое: В короткой Ниве установлен бак на 40 литров, в длинной на 65. Видимо этот резистор служит для калибровки. Поскольку приборка и датчики идут одинаковые, то для длинной Нивы резистор надо менять на другой номинал или вообще закорачивать. Длинные Нивы делают не на главном конвеере, а на Опытно Промышленном Производстве. Если там отстутсвует участок по перекалибровке прибора, то там монтажники их просто тупо откусывают бокорезами.
Предположение второе: На ОПП приборку устанавливают каким-то механическим манипулятором который при захвате обрывает этот резистор.
Третье предположение: С главного конвеера ВАЗа в цеха ОПП приборки везут как-то неправильно их упаковывая, в результате чего этот резистор оказывается поврежденным.
Четвертое предположение: На главном конвеере ВАЗа перед отправкой приборки в ОПП, наладчики предупрежденные, что этот резистор в длинной Ниве будет заменен другим или закорочен, откусывают ножку, в надежде, что на ОПП его перепаяют. На ОПП этим никто и не думает заниматься.
В общем или разгильдяйство, или несогласованность, или и то и другое вместе
Борьба за «спокойную» заправку и правильное отображение уровня топлива
Многим «НИВАводам» знакома ситуация, когда уровень топлива отображается не верно. По некоторым данным он показывает даже температуру на Марсе, прилив в Мексике, а иногда и температуру в Уругвае. У меня всё было конечно не так критично, но смысл оставался тот же-не верные данные по уровню. В основном косяк заключался в следующем: при включении зажигания показатель останавливался на отметке примерно 1/3 от бака и даже в движении он не поднимался выше половины шкалы; после заправки «до полного» стрелка уровня оставалась на том же месте (должна же она хоть на немного сдвинуться!). Но бывали и верные показания: например парковка после прохождения поворота-видимо бензин сильно плескался и поднимал поплавок ДУТа. Было понятно, что поплавок не справляется со своей прямой обязанностью и тонет в бензине. Проездил я так пол-года, после чего не выдержал и стал искать пути решения данной «глобальной» проблемы.
Как-то «бродя» по просторам интернета заметил, что ДУТ на всех карбюраторных машинах имеет поплавок цилиндрической формы, выполненный из плотного однородного пластика. Поразмыслив несколько минут понял-это то, что мне нужно, ведь этот поплавок имеет больший внутренний объём и, соответственно, плавучесть. Вообщем поехал на рынок, где и был куплен ДУТ от карбюраторной ВАЗ 2107:
Затем начался процесс модернизации. Достал ЭБН и проверил максимальные углы отклонения штанги поплавка, дабы узнать, не будет ли упираться поплавок в верхнюю стенку бака:
Вроде всё нормально, тогда продолжаем. Стачиваем надфилем на оси поплавка две «засечки», снимаем шайбу и сам поплавок:
Далее берём новый поплавок (он не сложно извлекается из закругления штанги карбового ДУТ), приставляем его к нашей штанге и прикрепляем его. Я использовал две проволочки и четыре хомута-стяжки:
Предполагая, что в ЭБН в ближайшее время я снимать больше не буду, то решил заменить и сетку на бензонасосе:
Имеем модернизированный узел, готовый к установке…:
…и между прочим полный бак:
По БК сжёг 10 с копейками литров. Так что сами видите-показания почти идеальны.
Кстати, проверял оба поплавка в бочке с водой. Так вот, новый (в моём случае от ВАЗ 2107) «выпрыгивает» моментально, и гораздо быстрее, чем штатный. Это особенно актуально, учитывая меньшую плотность бензина.
Снял небольшое видео, с какой точностью работает стрелка на КП ВАЗ 2115:
Может кому пригодится алгоритм работы панели VDO:
«1.3.16. Демпфирование стрелки указателя уровня топлива и сигнализация резерва топлива должны при температуре окружающего воздуха плюс (23±3)°С обеспечивать следующие параметры:
1) при включении зажигания, отсутствии сигнала на входе тахометра и наличии на выходе датчика уровня топлива сигнала «полный» стрелка должна перемещаться из положения «0» в положение «1» с малым демпфированием — не более 5 с:
2) при включении зажигания, отсутствии сигнала на входе тахометра и наличии на выходе датчика уровня топлива сигнала «пустой» контрольная лампа «резерв топлива» должна загореться не позднее, чем через 1 с:
3) при работающем двигателе (при числе оборотов двигателя более 185 об/мин) и наличии на выходе датчика уровня топлива сигнала «пустой» стрелка должна при поступлении сигнала «полный» перемещаться из положения «0» в положение «1» с большим демпфированием — около 35 минут;
4) при работающем двигателе (N > 185 об/мин) и наличии на выходе датчика уровня топлива сигнала «полный» время задержки загорания лампы «резерв топлива» при поступлении сигнала «пустой» должно составлять (25±5) мин.»
Хе.овы сборщики ВАЗа, чтоб их.
Но открутить хомут крепящий его к баку мешает накладка на баке. Вооружившись некоторым количеством свободного времени приступил к вторичной разборке салона, т.к. пришлось ехать на дачу:
Скажу-это не так сложно, как утомительно, ибо неудобно ползать по салону и крутить бесконечное количество винтов и саморезов.
Ладно!, главное чтобы заправка была «спокойной». Добравшись до хомута, ослабив его, немного повернув шланг, и снова зажав хомут всё было готово (ё-маё, 3 часа возни с разборкой/сборкой ради 5 минут «доработки»):
А вот чего я не знал, того не знал. Оказывается на ВАЗ 2131 ставят металлические сепараторы! Просто много ужасов видел с обламыванием «сосков» на пластиковых аналогах, но нам это не грозит:
Итог доработки таков: бензин до полного бака просто «влетает» и не выплескивается, когда бак полон, этому способствует «отстрел» на заправочном пистолете. Да-да, теперь он всегда срабатывает!
В заключение было очень приятно вновь увидеть свободный багажник, как с завода:
Датчик топлива и температуры НИВА (18+)!
Здрасти.
Заколебали меня эти два датчика то показывают показания, то нет. Дай думаю посмотрю сколько новая комбинашка стоит и … 4000 рублей за этот кусок инженерной мысли. Сразу решил, что нужно диплом инженера по автомобильному электрооборудованию оправдать и стал чинить сам. Вот что из этого вышло:
1. Нам понадобятся: маркер, мультиметр, паяльник (с тонким пером, олово, канифоль), электросхема, набор тонких отверток, пассатижи, либо гаечный ключ очень маленького размера на 2-6, успокоительное ))))
2. Укладываем на подставки какие-нибудь, чтобы иголки-ограничители и стрелки не сломать не загнуть ))) и разбираем полностью либо частично (кому как нравится).
Откручиваем 1,2,3 лампочки освещения комбинации приборов (кстати советую заменить на диоды сразу, лампочки еле светят).
Это надо сделать чтобы лента 4 не мешала дальше дербанить комбинашку.
Затем откручиваем 2 колодки и море шурупов мебельных ))))
А потом аккуратно пассатижами откручиваем показометры:
Внимание! Не про… медные шайбочки… Их кстати для контакта лучше обезжирить и при сборке все контактные соединения сажать на силиконовую смазку (контактную).
Отсоединяем 3 контакта:
И снимаем плату с проводами и шиной (лентой).
Проводим визуальный осмотр на предмет выгоревших дорожек, плохой пайкой контактов, сгоревшие бачонки (резисторы, диоды), затем берем мультиметр с функцией прозвонки и пошли по схеме:
Все контакты прозвонили, и пометили маркером, затем прозвонили диоды и резисторы. (резисторы звонятся, сопротивление НА КОНТАКТАХ должно быть примерно по номиналу стандартному (в интернете можно найти, я после дипломной работы запомнил большинство основных))))), диоды звонятся в прямом направлении, а в обратном нет, кто не знает) все данные сняли, затем берем пояльник и все отмеченные контакты пропаиваем. Если не звонятся дорожки монтажной платы, необходимо на этом участке припаять провод малого сечения (на глаз примерно в толщину дорожки).
Я сделал так:
Пропаял все бачонки и все пятна контактов, затем пустил дополнительный провод массы с контакта спидометра на колодку с обратной стороны платы, поскольку контакт звонился плохо:
Затем после пропайки и ремонта собираем все обратно. Смазываем контактной силиконовой смазкой контакты на гайках (6 штук).
Устанавливаем на место и вуаля все работает.
Протер диплом от пыли и :
Р.S. Если вы надумаете отсоединять стрелки от показометров,
они просто снимаются сдергиванием, а затем одеваются насаживанием. Я насадил так, что теперь у меня нет стрелки с показаниями бензина ))))) Отломил шток на который стрелка насаживается. Теперь стрелка не напрягает вообще, ориентируюсь по лампочке конца топлива на поворотах)))). Антистресс советую принимать после ремонта! ))) Ка и я )))))
ЖДУ КОММЕНТАРИИ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ! Палец жмем!