эвенкийские амулеты и обереги
Обереги эвенков – 3 вида древних амулетов северного народа
Языческие обычаи народов Севера сохранились и до нашего времени. Обереги эвенков, коренных жителей Восточной Сибири, связаны со старинными верованиями. Амулеты изготавливались для охраны души новорожденного ребенка, удачной охоты, хорошего урожая или помощи в хозяйстве. Ритуальные предметы создавали в виде резных фигурок богов и тотемных животных. Для охраны от злых духов использовались кости, клыки, когти зверей-защитников: волка, медведя, ворона.
Кто такие эвенки?
Этот народ, ранее называемый тунгусами, до сих пор населяет Монголию, северную и восточную часть Китая. Языческая вера, традиции и обряды сохранились и практикуются среди представителей этой народности. Они не представляют большинства и не формируют отдельных поселений, однако, встречаются среди этнических групп большой территории— от Енисея до Охотского моря.
Мировоззрение и традиции
У эвенков языческая вера. Человеку в этом случае отводится роль небольшой части во Вселенной. По представлению народа существует 3 мира: верхний, средний и нижний. Человек обитает в среднем, а остальные миры доступны только шаманам. Жрецы эвенков общаются с духами посредством огня, который представляет собой частичку эвенкийского бога, помощника верховного бога, сотворившего все живое — Энекан Буга. Традиционно члены северного народа соблюдают основной свод законов «Иты», который состоит из 18 правил, включивших в себя мудрость всех предыдущих поколений. Эвенкийские семьи имеют собственные обереги для удачи на охоте и в промысле. Такие амулеты делают используя части тотемных животных, их шерсть, заговоренные травы или фигурки богов.
Обряды эвенков
Чичипкавун
Традиционный эвенкийский обряд очищения, заключавшийся в прохождении через ноги языческого символа Чичипкан. Делать это следовало во время торжества Нового года, который у северян празднуют весной. Очистившемуся таким образом человеку весь год будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Связанный с этим идолом обряд дошел до нашего времени.
Погребальные обряды
Из-за тесного переплетения христианства и язычества на могилах родных эвенки устанавливают сразу 2 памятника: крест и символ оленя. Этому животному северные народы приписывают роль проводника душ. Детей принято хоронить на деревьях, так как считается что их душа слишком слаба, чтобы долететь с земли до небес.
Обереги эвенков
Обереги для детей
У эвенков распространена традиция изготовления амулетов для защиты души новорожденных. Главным было изображение солнца, которое вешали у изголовья люльки, а также различные звонкие элементы, которые подвешивали над колыбелькой. Когда малыш расставался с детской кроваткой этот амулет вешали ребенку на пояс. Традиционно после рождения в семье малыша создавали мурчун — шкатулку, в которой хранили гнездо из замши и деревянную птичку. Птицу считали хранителем души и оберегали всю жизнь.
У каждой семьи было свое тотемное животное и оберегом для детей служили его изображения и кости.
Охотничьи обереги
Для удачи в промысле и охоте эвенки создавали амулеты из частей тотемных животных, к которым причислялись:
Существует эвенкийский миф о противостоянии медведя и ворона, в котором всегда побеждает последний. Мужчины-эвенки, охотясь на медведя, использовали амулеты в виде вороньего пера или клюва, а также мазали лицо сажей, имитировали крик этой птицы. Каждая северная семья изготавливала идол-оберег с изображением своего тотемного животного, который покровительствовал мужчинам в охоте.
Сэвэкичан
Амулеты, изображающие хранителей семьи и ее благополучия. Создавались по образу женской и мужской фигуры. Эта пара оберегов изготавливалась с человеческими лицами и элементами одежды, после чего шаман вселял в них мусун — магическую силу для охраны домашнего очага. Фигурки связывались и хранились вместе. Эвенки считали, что мужская фигурка покровительствует промыслу и охоте, а женская — ведению хозяйства.
Эвенкийские амулеты в фондах Братского городского объединенного музея освоения Ангары
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Фотоальбом
В 1970–1990-х гг. Братский городской музей проводил исследования культуры эвенков в Катангском районе Иркутской области. К этому времени значительная часть эвенков вследствие социально-экономической, идеологической политики государства утратила связь с национальной культурой. Однако небольшая часть эвенкийских семей еще содержала домашних оленей, составлявших когда-то основу традиционного охотничье-оленеводческого уклада. Некоторые из них кочевали с оленями круглый год, сохраняя традиции в хозяйстве и отдельные элементы традиционного мировоззрения.
Традиционное мировоззрение эвенков основано, как известно, на одушевлении живых существ и неживой природы, вере в духов и возможности общения с ними через посредника-шамана. Главной обязанностью шамана являлась охрана сородичей от злых духов, обеспечение их благосостояния, что осуществлялось через различные обряды.
В фондах Братского музея имеется несколько амулетов, которые можно разделить на охотничьи, амулеты-обереги, амулеты от бесплодия, амулеты, обеспечивающие продолжение рода.
Эвенки верили, что души промысловых животных живут в частях тела животных (носах, челюстях, зубах), которые они хранили как предметы-фетиши, приносящие охотничью удачу. Если охотнику длительное время не везло на охоте, то устраивали специальный обряд добывания «охотничьего счастья», во время которого охотник испрашивал удачу у духа — хозяина промысловых животных. Материальным помощником этого духа был идол «бэллэй» — в виде антропоморфной фигурки. Перед охотой ему вешали связку носов и зубов, окуривали дымом, просили удачи на охоте (1, с. 161–165; 2, с. 164–165). Антропоморфные фигурки часто изготавливались в образе женщины — духа-хозяйки охотничьей территории.
По представлениям эвенков, болезни человека объяснялись похищением его души злыми духами, поэтому еще до обряда лечения изготовляли «куколки» по количеству членов семьи, предназначавшиеся для временного хранения душ членов семьи (2, с. 172). «Куколки» представляли собой плоские фигурки людей, изготовленные из дощечки, с укороченными руками и ногами, высотой 4,5–5 сантиметров. Амулет оберегал от несчастий и болезней.
Семейными амулетами, передававшимися по наследству, символами деторождения, были фигурки птичек (кукушек), вырезанные из дерева и помещенные в сумочку-омирук (душехранилище), сшитую из ровдуги и выстланную оленьим волосом. По представлениям эвенков, души нерожденных людей жили в Верхнем мире в виде птичек. Дух-хозяин Верхнего мира посылал эти души на землю в виде волосков, и, попадая в тело женщины, они давали плод. У некоторых эвенков это был амулет — охранитель детских душ, поскольку считалось, что при болезни детей их души покидают тело, возвращаются в родовое душехранилище, и для того чтобы душа больше не покидала тела ребенка, во время шаманского обряда изготовлялись две птички и вшивались в одежду ребенка (3, с. 90).
Сумочка-омирук имеет одну особенность: ее горловина, хотя и имеет отверстия для ровдужной вздержки, зашита кусочком кожи. Возможно, этот амулет имел двойное назначение: охранителя детских душ и амулета, способствовавшего деторождению.
Интересен женский амулет от бесплодия. Он представляет собой коробочку из бересты цилиндрической формы, на которую надет чехол из ткани на ровдужной вздержке. В коробочке устроено гнездо из оленьего волоса, в которое помещены антропоморфная фигурка и фигурка птички. Известно, что от божества Верхнего мира зависело рождение людей. Птичка олицетворяет, вероятно, нерожденную душу человека, а антропоморфная фигурка — духа-хозяина Верхнего мира, к которому, открыв коробочку, можно обращаться с просьбой о рождении ребенка.
Все амулеты переданы в музей в 1980 г. эвенком Л.П. Сычегиром. Изготовлены амулеты в середине ХХ в., что свидетельствует о том, что и в это время у эвенков существовали и исполняли свои функции шаманы, без действий которых эти предметы не были бы амулетами.
Эвенкийские амулеты в фондах Братского городского объединенного музея освоения Ангары
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Фотоальбом
В 1970–1990-х гг. Братский городской музей проводил исследования культуры эвенков в Катангском районе Иркутской области. К этому времени значительная часть эвенков вследствие социально-экономической, идеологической политики государства утратила связь с национальной культурой. Однако небольшая часть эвенкийских семей еще содержала домашних оленей, составлявших когда-то основу традиционного охотничье-оленеводческого уклада. Некоторые из них кочевали с оленями круглый год, сохраняя традиции в хозяйстве и отдельные элементы традиционного мировоззрения.
Традиционное мировоззрение эвенков основано, как известно, на одушевлении живых существ и неживой природы, вере в духов и возможности общения с ними через посредника-шамана. Главной обязанностью шамана являлась охрана сородичей от злых духов, обеспечение их благосостояния, что осуществлялось через различные обряды.
В фондах Братского музея имеется несколько амулетов, которые можно разделить на охотничьи, амулеты-обереги, амулеты от бесплодия, амулеты, обеспечивающие продолжение рода.
Эвенки верили, что души промысловых животных живут в частях тела животных (носах, челюстях, зубах), которые они хранили как предметы-фетиши, приносящие охотничью удачу. Если охотнику длительное время не везло на охоте, то устраивали специальный обряд добывания «охотничьего счастья», во время которого охотник испрашивал удачу у духа — хозяина промысловых животных. Материальным помощником этого духа был идол «бэллэй» — в виде антропоморфной фигурки. Перед охотой ему вешали связку носов и зубов, окуривали дымом, просили удачи на охоте (1, с. 161–165; 2, с. 164–165). Антропоморфные фигурки часто изготавливались в образе женщины — духа-хозяйки охотничьей территории.
По представлениям эвенков, болезни человека объяснялись похищением его души злыми духами, поэтому еще до обряда лечения изготовляли «куколки» по количеству членов семьи, предназначавшиеся для временного хранения душ членов семьи (2, с. 172). «Куколки» представляли собой плоские фигурки людей, изготовленные из дощечки, с укороченными руками и ногами, высотой 4,5–5 сантиметров. Амулет оберегал от несчастий и болезней.
Семейными амулетами, передававшимися по наследству, символами деторождения, были фигурки птичек (кукушек), вырезанные из дерева и помещенные в сумочку-омирук (душехранилище), сшитую из ровдуги и выстланную оленьим волосом. По представлениям эвенков, души нерожденных людей жили в Верхнем мире в виде птичек. Дух-хозяин Верхнего мира посылал эти души на землю в виде волосков, и, попадая в тело женщины, они давали плод. У некоторых эвенков это был амулет — охранитель детских душ, поскольку считалось, что при болезни детей их души покидают тело, возвращаются в родовое душехранилище, и для того чтобы душа больше не покидала тела ребенка, во время шаманского обряда изготовлялись две птички и вшивались в одежду ребенка (3, с. 90).
Сумочка-омирук имеет одну особенность: ее горловина, хотя и имеет отверстия для ровдужной вздержки, зашита кусочком кожи. Возможно, этот амулет имел двойное назначение: охранителя детских душ и амулета, способствовавшего деторождению.
Интересен женский амулет от бесплодия. Он представляет собой коробочку из бересты цилиндрической формы, на которую надет чехол из ткани на ровдужной вздержке. В коробочке устроено гнездо из оленьего волоса, в которое помещены антропоморфная фигурка и фигурка птички. Известно, что от божества Верхнего мира зависело рождение людей. Птичка олицетворяет, вероятно, нерожденную душу человека, а антропоморфная фигурка — духа-хозяина Верхнего мира, к которому, открыв коробочку, можно обращаться с просьбой о рождении ребенка.
Все амулеты переданы в музей в 1980 г. эвенком Л.П. Сычегиром. Изготовлены амулеты в середине ХХ в., что свидетельствует о том, что и в это время у эвенков существовали и исполняли свои функции шаманы, без действий которых эти предметы не были бы амулетами.
Эвенкийские амулеты и обереги
Из меха священного белого оленя изготавливают обереги (бубун), представляющие собой клочки меха или иные части животного, зашитые в небольшой кожаный мешочек, который мужчины подвешивают к седлу, поясу, патронташу, а женщины – к коробке для рукоделий (муручун). До сих пор у многих эвенков сохраняется представление о чудодейственной, оберегающей силе подобных амулетов.
Наряду с охотничьими оберегами в эвенкийской среде вплоть до недавнего времени имели хождение деревянные изображения хранителей семейного благополучия – сэвэкичан. Обычно это парные – мужские и женские – фигуры небольшого размера (ок. 20 см). Они имеют человеческие черты лица, эвенкийского кроя одежду из оленьей шкуры, шапки, схожие с шаманскими. После изготовления деревянных изображений проводился (чаще всего, шаманом) обряд вселения в них особой силы – мусун. Затем пару связывали и в таком виде хранили. Мужской дух-хранитель покровительствовал мужским занятиям, а женский – женским. Сейчас культовые фигуры домашних духов стали большой редкостью.
Мешочек с зашитым внутрь шариком шерсти (бубун) – эвенкийский оберег. XX в.
Муручун, в котором находился бубун-оберег. XX в.
Сэвэкичан, 1978 года изготовления
Материал подготовлен научным сотрудником Научного музея АмГУ Родионовой К.И.
Доклад на тему: Игрушки народов Севера и их роль в формировании мировоззрения детей.
Мастер-класс. Ненецкие национальные украшения
Светлана Ульяновская
Мастер-класс. Ненецкие национальные украшения
Северные народы издавно славились своими народными промыслами. Работа с мехом, костью, резьба по дереву, декоративно-прикладное искусство вызывают восхищение.
Мы живем в Ненецком автономном округе и в работе с дошкольниками активно используем региональный компонент. Однако чтобы научить чему-либо детей, воспитатель сам должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Так появилась идея организовать и провести мастер-класс для педагогов «Национальные ненецкие украшения»
при участии
мастеров музейно-выставочного центра.
Работы наших педагогов получили заслуженную оценку со стороны преподавателей.
А я хочу провести небольшой мастер-класс для вас, дорогие коллеги.Для работы нам понадобится: картон, кожа, небольшие кусочки меха с ног оленя (камус)
, клей
«Момент»
, ножницы, шаблоны, гелевая ручка, шнур, бусины. Итак, начинаем. Полоски меха слегка смачиваем водой и даем немного полежать.
Используя шаблоны, вырезаем три круга разного диаметра (5, 4, и 3см)
и небольшой полумесяц
(заготовка для волос)
из картона.
Берем меховые полоски и начинаем их закруглять, слегка растягивая мездру.
После этого клеем «Момент»
приклеиваем мех к большому кругу из картона. Излишки меха убираем ножницами.
Маленький картонный круг приклеиваем в центр для прочности.
С обратной стороны приклеиваем шнур для подвески, три тонкие полоски кожи с продетыми бусинами. И закрываем все большим кружком кожи, приклеивая все на клей.
Черной гелевой ручкой рисуем глаза, нос, брови; красной – ротик. Щечки приклеваем из красной кожи, можно использовать сукно красного цвета. Подвеска
готова. Такое украшение прекрасно сочетается с трикотажным нарядом.
Аналогично, но используя бисер, пайетки, бусины и сукно можно изготовить брошь.
План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.
«Желтые хризантемы». Смешанная техника вышивания Заняться вышиванием я мечтала давно, но как-то все не хватало времени. Традиционно вышивать крестиком я, конечно, умела, но хотелось попробовать.
Обереги эвенков – 3 вида древних амулетов северного народа
Языческие обычаи народов Севера сохранились и до нашего времени. Обереги эвенков, коренных жителей Восточной Сибири, связаны со старинными верованиями. Амулеты изготавливались для охраны души новорожденного ребенка, удачной охоты, хорошего урожая или помощи в хозяйстве. Ритуальные предметы создавали в виде резных фигурок богов и тотемных животных. Для охраны от злых духов использовались кости, клыки, когти зверей-защитников: волка, медведя, ворона.
История заселения Красноярского края
По сведениям некоторых историков, первые коренные народы, населяющие Красноярский край, появились на его территории аж 200 тысяч лет назад. Освоение площади началось на юге края и протянулось на север вдоль Енисея. Установлено, что первыми жителями этого региона стали монголоидные племена, вслед за которыми там появились тюрки, самодийцы, тунгусы, енисейцы и другие (кстати, именно от древних тюрков и произошли хакасы, одни из нынешних жителей Красноярского края).
Если, отвечая на вопрос о том, какие народы населяют Красноярский край сейчас, говорить именно о коренных жителях, то таких этносов наберется всего десять. Это долганы, нганасаны, чулымцы, кеты, эвенки, юги, ненцы, энцы, селькупы и хакасы.
Мировоззрение и традиции
У эвенков языческая вера. Человеку в этом случае отводится роль небольшой части во Вселенной. По представлению народа существует 3 мира: верхний, средний и нижний. Человек обитает в среднем, а остальные миры доступны только шаманам. Жрецы эвенков общаются с духами посредством огня, который представляет собой частичку эвенкийского бога, помощника верховного бога, сотворившего все живое — Энекан Буга. Традиционно члены северного народа соблюдают основной свод законов «Иты», который состоит из 18 правил, включивших в себя мудрость всех предыдущих поколений. Эвенкийские семьи имеют собственные обереги для удачи на охоте и в промысле. Такие амулеты делают используя части тотемных животных, их шерсть, заговоренные травы или фигурки богов.
Долганы
Долганы, образовавшиеся из северных якутов и тунгусов, на сегодняшний день являются крупнейшим коренным народом Красноярского края. Их численность составляет порядка шести тысяч человек. Обитают они в основном на востоке Таймыра, возле Хатанги и Хетты. Их народность появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. Долгое время их называли «саха» и приписывали к якутам, прежде чем стали выделять в самостоятельный этнос. Долганы – известные оленеводы, рыбаки и охотники. Есть у народа и свои известные личности – например, поэтесса Огдо Аксенова, благодаря которой родилась долганская литература.
У долган имеются свои характерные обычаи и традиции. Например, глава семьи у них не мужчина, а самая старшая женщина, она же кормит семью и обустраивает дом. Ослушаться ее непозволительно.
Обряды эвенков
Чичипкавун
Традиционный эвенкийский обряд очищения, заключавшийся в прохождении через ноги языческого символа Чичипкан. Делать это следовало во время торжества Нового года, который у северян празднуют весной. Очистившемуся таким образом человеку весь год будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Связанный с этим идолом обряд дошел до нашего времени.
Погребальные обряды
Из-за тесного переплетения христианства и язычества на могилах родных эвенки устанавливают сразу 2 памятника: крест и символ оленя. Этому животному северные народы приписывают роль проводника душ. Детей принято хоронить на деревьях, так как считается что их душа слишком слаба, чтобы долететь с земли до небес.
Юги как отдельный этнос появились лишь в 2002 году, до того же момента они учитывались всюду как кеты. Это, пожалуй, самая малочисленная группа народов Красноярского края. Да и то, можно ли назвать «группой»… одного человека? Да, именно один человек – все, что осталось от племени югов по данным семилетней давности.
Ранее юги проживали в Туруханском и Енисейском районах Красноярья. Занимались охотой и рыболовством. В 2002 году на территории края проживало девятнадцать югов.
Обереги эвенков
Обереги для детей
У эвенков распространена традиция изготовления амулетов для защиты души новорожденных. Главным было изображение солнца, которое вешали у изголовья люльки, а также различные звонкие элементы, которые подвешивали над колыбелькой. Когда малыш расставался с детской кроваткой этот амулет вешали ребенку на пояс. Традиционно после рождения в семье малыша создавали мурчун — шкатулку, в которой хранили гнездо из замши и деревянную птичку. Птицу считали хранителем души и оберегали всю жизнь.
У каждой семьи было свое тотемное животное и оберегом для детей служили его изображения и кости.
Охотничьи обереги
Для удачи в промысле и охоте эвенки создавали амулеты из частей тотемных животных, к которым причислялись:
Как появилась кукла Северная Берегиня
Амулеты и защитные символы всегда присутствовали в культуре славян. Одни из них появились раньше, другие позже, некоторые знаки и предметы затерялись в веках, другие дошли до наших дней.
Противоречия в исторических источниках не всегда позволяют с точностью определить, каково значение отдельно взятого оберега. Северная кукла Берегиня тоже относится к таким загадкам.
Когда она появилась, никто не знает, а о предназначении куколки и происхождении ее необычного названия до сих пор ведутся споры.
Теории о появлении Северной Берегини:
Какая из двух версий ближе к истине, сейчас уже не угадаешь. Ясно только одно — эта лялька мощный оберег, способный защитить семью от любых бед и укрепить семейные узы.
Около девятисот человек в Красноярском крае относится к еще одной народности – кетам (иногда их называют кето). Они живут в Туруханском районе региона, а также возле Эвенкии и Игарки. Перевод названия на русский язык обозначает «человек». Предками кетов, появившихся примерно в десятом веке, считаются эвенки, ханты и селькупы.
У кетов есть свой язык, с 1980 года существует и своя письменность. Впрочем, большинство носителей разговаривает все же на русском – из детей лишь десять процентов знают родное наречие. Как и другие племена, кеты в основном промышляли охотой, особенно пушной (на белку и соболя), рыболовством, а также обработкой древесины. Кеты-мужчины изготавливали орудия труда и охоты (например луки), которые затем меняли на необходимый товар. Кеты-женщины занимались производством одежды из шкур и предметов домашнего обихода.
В отличие от, например, чулымцев, чье обычное жилище – чум, кеты испокон веков селились в землянках. Отказ от них произошел только в середине двадцатого века. Несмотря на то что кеты были православными, кое-где у них сохранялись культы и верования предков, в том числе и шаманизм. Впрочем, шаманы у них всегда считались лекарями.
Народы Красноярского края и их традиции крайне интересны, и кеты тому лишнее подтверждение. Например, у них существовал очень оригинальный способ сватовства. Родня со стороны жениха должна была наполнить медный котел разнообразными подарками и поднести его родне со стороны невесты. Если котел переворачивали вверх «ногами», это символизировало отказ, если принимали – значит, свадьбе быть.
У кетов были и свои традиции захоронения. Так, в земле хоронили всех, кроме детей и шаманов – для этих двух категорий населения имелся воздушный обряд погребения – в срубленном дереве или на специальном помосте.
Значение куклы Северная Берегиня
Чтобы понять значение славянской мотанки, зачастую совсем не нужно углубляться в историю. Суть практически каждой из них раскрывается в самом названии оберега.
Неразлучники защищают семейное счастье, Травница помогает справиться с недугами и отпугивает болезни, Успешница приводит к исполнению желаний, а Подорожница оберегает в пути.
Но с куклой-оберегом Северной Берегиней все немного сложнее. По слову «берегиня» становится понятно, что лялька имеет обережный характер, но причем здесь север? Однако на этот вопрос мы уже ответили пунктом выше. Теперь же разберемся с тем, как и кого защищает мотанка.
Есть у нашей куколки и «старшая сестра» — кукла Берегиня. Но внешне они мало похожи.
Северная Берегиня — семейный оберег. Этого нельзя понять по названию куколки, но технология изготовления ляльки четко говорит о том, что такой талисман делали для всего семейства. Для изготовления куклы брали лоскутки ткани из одежды всех членов семьи.
Для чего использовали ляльку:
В центральную часть куклы размещали кусочек материи из одежды того, кто больше всего нуждался в защите. Это мог быть ребенок или взрослый. Таким образом мастерица укрепляла энергетику всей семьи и создавала круг защиты для самого слабого.
Многослойность тканевой фигурки также отражала сложность мироустройства в целом и конкретно человека. Славяне верили, что Вселенная состоит из трех миров — Яви, Нави и Прави, а человек — составляющая трех компонентов — тела, души и духа.
Ближайшая родня нганасан и ненцев – энцы, которых до недавнего времени и относили к этому народу. Они проживают на Таймыре в составе двухсот с небольшим человек. Энцами этот этнос стали называть лишь с 1980-х годов. И язык, и культура энцев очень схожи с нганасанскими и ненецкими. Язык до середины восьмидесятых годов двадцатого столетия не имел своей письменности.
Энцы произошли от смешения северно-сибирских племен с самодийцами. Название переводится на русский как «человек». Основные занятия энцев – пушной промысел, рыболовство, оленеводство. Как и ненцы, они живут в чумах, при этом есть у них и летнее, и зимнее жилище.
Энцы очень ревностно относятся к рождению детей, предпочитая, чтобы появлялся мальчик – именно мужчина считается у них главным в семье. Женщина же создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта. Интересен обычай энцев называть друг друга не по именам, а по прозвищам, которые символизируют либо внешние особенности человека, либо его характер, увлечения и так далее. Так же как и у многих иных народов Красноярского края, у энцев было широко распространено воздушное погребение. У данного этноса существует куча разнообразных запретов – нельзя, например, кричать, иначе проснутся злые духи; нельзя бросать камни в воду; нельзя убивать животных – допустимо только лишь ради добычи пропитания.