что за существо в фильме ритуал
Ритуал (Netflix) — разбор, обсуждение и объяснение концовки
Netflix выпустил фильм ужасов «Ритуал» 9 февраля 2018 года, подарив зрителям настоящий праздник ужаса. Фильм рассказывает о четырех друзьях, которые отправились в поход через лес в северной Швеции и столкнулись с неведомым монстром. Один из четырех друзей тяготится виной за трусость, которая привела к гибели друга.
Netflix показывает одни из лучших фильмов и сериалов. Стриминговый гигант снова порадовал зрителей, показав «Ритуал» — британский фильм ужасов 2017 года о путешествии по скандинавской стране, во время которого что-то пошло не так. Фильм снят по одноименной книге Адама Невилла.
«Ритуал» рассказывает о четырех друзьях по колледжу, которые собрались для путешествия в Национальный парк «Сарек» в северной Швеции. Путешествие посвящено памяти погибшего друга Роба, который был убит полгода назад при ограблении магазина. Однако, двигаясь через лес, герои обнаруживают, что их преследует ужасное существо.
В настоящее время в Интернете ведется множество дискуссий об окончании фильма. Давайте, наконец, разберемся, что означает финал «Ритуала».
К концу фильма трое из четырех друзей — Фил, Дом и Хатч были убиты монстром. Последний, оставшийся в живых путник — Люк терзается виной за свою трусость, которая вероятно стала причиной смерти Роба (за 6 месяцев до путешествия). Когда Люк убегает из поселения, монстр преследует его, атакует и пытается заставить мужчину встать на колени и поклониться ему.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Спасение Люка
Люк ударяет монстра топором и бежит к краю леса, где монстр уже не может его преследовать. Монстр жуткими воплями провожает Люка, убегающего на обитаемую территорию.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Немой (2018) — смысл, обсуждение и объяснение концовки
Зрители, вероятно, хотели бы узнать больше о пугающем существе «Ритуала», которое показали полностью лишь в конце фильма. Тем не менее, монстр присутствовал где-то рядом с того момента, как друзья зашли в лес.
Откуда взялся монстр?
Чудовище — это незаконнорожденный потомок Локи, двойственного бога норвежской мифологии, который иногда помогает другим богам, а иногда — вредит им. Монстр «Ритуала» чувствует страх людей, и может использовать его, чтобы манипулировать людьми и заставить их себе поклоняться.
Ритуал — смысл фильма
Отношение к фильму
После премьеры, которая состоялась в Англии 13 октября 2017 года, на сайте Rotten Tomatoes появилась следующая рецензия:
«Режиссер Дэвид Брукнер умело использовал скандинавскую мифологию и талантливых актеров, чтобы рассказать красивую мистическую историю с элементами ужаса».
«Ритуал», от которого стынет кровь
Возможно, что гибридные разумные животные,
продукт экспериментов богов-пришельцев,
были первыми, кому поклонялись древние люди.
Эрих фон Деникен
На днях посмотрел британский мистический фильм «Ритуал» (2017) режиссёра Дэвида Брукнера по одноимённому роману Адама Нэвилла (2011). Любителям фантастики, мистики и хоррора горячо рекомендую.
Итак, четверо английских мужчин среднего возраста (Люк, Дом, Фил и Хатч) отправляются в поход в шведские леса (Кунгследен, национальный парк Сарек), дабы встряхнуться от будничной городской жизни по схеме «дом-семья-работа-друзья». Одного из друзей, пятого, за полгода до этого убивают хулиганы-наркоманы во время ограбления супермаркета. Главный герой Люк при этом присутствовал, но спрятался за стеллажом с алкоголем, и теперь его денно и нощно гложет совесть.
Маршрут парни выбирают туристический – из серии «побродить по живописным холмам для классных селфи в инстаграмчик». В самом начале пути их поход стопорится из-за больного мениска очкарика-увальня Дома, который начинает ныть и хромать. Друзья, чтобы не мучиться с такой обузой ещё 20 км по горам, решают срезать путь до арендованного постоялого двора через хвойный лес. Тут всё и начинается.
Сперва компания немолодых парней замечает, что в дремучем бору как-то подозрительно тихо, а потом они натыкаются на подвешенный к соснам труп чёрного лося со вскрытой брюшиной, откуда сочится кровь. Парни делают вывод, что неподалёку охотники либо медведь со странными пристрастиями.
Начинается суровый скандинавский ливень, и наши герои думают, где бы укрыться. Наудачу им попадается хижина вроде егерской избы, вокруг которой деревья покрыты руническими знаками. Правда, изба заколочена. Мужики без задних мыслей выламывают дверь и прячутся внутри.
Дом выглядит заброшенным. Они осматриваются – повсюду развешаны амулеты в форме рун (чаще других попадается руна Отил/Отал/Одал). Парни решают, что тут поклоняются Одину.
Для справки: Руну Отал (ᛟ) обычно связывают с наследством, а также с защитой имущества. Такую же форму имеют древние скандинавские железные амулеты-тролкорсы, похожие на перевёрнутую и скрученную подкову, вешавшиеся на притолоках дверей и на стенах, – люди верили, что это охранит их дом и скот от посягательств троллей и эльфов.
Парни, естественно, напрягаются. Наконец, Фил, имеющий динарийский тип внешности (турок, хинди либо араб), находит в дальнем чулане что-то неведомое – набитое соломой чучело без головы, с рогами оленя вместо кистей на поднятых полусогнутых руках и с утиными лапами. Фил пугается и зовёт остальных. Мужики оторопело смотрят на это диво. Фил, который в силу своего этнотипа ближе других к восприятию паранормального, делает правильное предположение: «Колдовство!»
Наступает ночь, и усталые путники падают вповалку в прихожей кто где. Люку снится, что он выходит из избы в тот супермаркет, где убили его друга за отказ выдать обручальное колечко. Сцена разыгрывается снова: он вновь прячется за стеллаж, и тут вдруг просыпается, стоя в утреннем лесу снаружи избы и слыша странные звуки из чащи (он их слышал ещё и вчера вечером, когда они сюда завалились).
Остальные двое тоже не в лучшем состоянии – Хатч мочится в штаны спросонья, а Дом забивается в угол и в панике сучит ногами. Все собирают вещички и быстро покидают нехорошую хижину. Им понятно, что здесь не Одину поклонялись, а чему-то более древнему (и менее человечному).
Вновь забег через лес, обнаружение ещё одной-двух похожих избёнок. Парни начинают психовать, особенно Дом со своим мениском. Делают вынужденный привал. Люк забирается на вершину холма, дабы осмотреть местность, и между высоких стволов сосен замечает движение чего-то не менее высокого. Он в страхе бежит обратно к народу и поднимает шум.
Парни настроены скептично. Дом провоцирует Люка на конфликт и получает от рассвирепевшего друга хук в нос.
Ситуация накаляется. Люк уходит вперёд, но его нагоняет Хатч. Происходит перемирие. Парни идут дальше через чащобу и к ночи разбивают лагерь. Им опять снятся кошмары (у Люка – про супермаркет и хулиганов). Тут раздаются крики, Люк просыпается и бросается вон из палатки. Оказывается, беднягу Хатча только что утащило Нечто из леса!
Промотавшись по сосновому бору без особых успехов, к утру они всё же натыкаются на Хатча – вернее, на его подвешенный на ветви труп с вскрытой брюшиной. Парни смекают, что Нечто знало, что они пройдут здесь, и что Нечто устроило за ними охоту. Они снимают тело друга с деревьев, но похоронить его некогда и нечем. Почтив его память, мужики двигают дальше.
Ещё некоторое время промотавшись по глухомани, они делают привал, и Люк идёт на разведку. Он находит просеку с горящими на всём её протяжении факелами, а вдали ему мерещатся деревенские дома. Люк спускается обратно к парням, и как раз вовремя: Нечто тут как тут, оно хватает Фила и утаскивает в чащу, чтобы надругаться и умертвить.
От Фила остаётся лишь бессмысленно светящий фонарь. Тогда Люк хватает Увальня, дабы помочь тому ускориться, и начинается эпичное преследование под классный саундтрек ритуальных барабанов.
Нечто огромного размера и очень быстрое, однако оно даёт им уйти, и парни, преодолев финишную прямую, вваливаются в открытую дверь большой избы, где падают без сил. Вместо приветствия хозяева избы пробивают им башмаками по головам, и наши герои отрубаются.
Парни приходят в себя в большой пустой комнате-темнице с привязанными к стене руками. Люк делает попытку освободиться, но тут входят местные – худые и измождённые, с рожами зэков и уголовников, приводят старуху, которая даёт Люку водицы, а заодно показывает ему свои стигматы (четыре точки на левой стороне груди). Дому воды не положено, и его уводят из темницы, чтобы как следует отмутузить наверху.
Люк бессильно бьётся головой, опасаясь за друга. Тем временем входит молодая шведская крестьянка и сообщает, что скоро будет сделано жертвоприношение, всё будет хорошо. Он спрашивает её, кто или что это лесное чудище, которому они служат и которое вешает людей и зверей на деревья. Девушка отвечает, что это один из первых богов-йотунов (великанов), очень древний, он – Охотник, и поклоняются ему за то, что Он даёт бессмертие и крепкое здоровье. Что-то вроде кельтского рогатого Кернунноса, тувинского Манахана или тунгусского Мусуна. (Кстати, морфологически слова йети и йотун довольно схожи.) Ещё она говорит, что Люк будет инициирован, потому что у него великая боль в сердце (вот вам и отгадка про стигматы). Затем барышня уходит, а Дома приводят обратно, крайне потрёпанного и морально униженного.
Парни забываются тяжёлым сном.
На следующее утро Люк через проковырянную пальцем в бревенчатой стене щель следит за приготовлениями к ритуалу во дворе. Местные вкапывают в землю столб и вовсю хоботятся. Наконец, ближе к вечеру за Увальнем приходят отморозки и забирают его на улицу. Перед этим Люк клянётся, что спасёт друга (но не спасает). Пока беднягу привязывают к столбу всей деревней, Люк пытается высвободиться.
Сверху, над головой, доносятся чьи-то разговоры и странные зловещие песнопения. Пока наш герой выворачивает запястья в попытках ослабить узлы, во дворе воцаряется тревожное ожидание (напоминает сцену из первого фильма с Кинг Конгом либо греческий миф про прикованную Андромеду и морское чудище).
Вот из леса выходит Нечто, приняв видимость жены Дома, мавританки Гэйл. Дом вне себя от радости и удивления при виде жёнушки. Та обхватывает его лицо ладонями… и снимает личину человека. Под ней оказывается что-то с горящими глазами, скрытое капюшоном. Две серые длинные руки обхватывают увальня, поднимают над землёй и несут к опушке, где йотун Рогач, посмеиваясь, насаживает жертву на сук. Вокруг висят прежние его жертвы, мужчины и женщины.
Тем временем Люк ценой вывиха запястья освобождается из пут и делает ноги. Выйдя из темницы, он осматривается и решает проверить, что же за шум сверху его донимал. Поднявшись по скрипучей лесенке и вооружившись факелом, он распахивает дверь и видит собрание мумий (или драугров – живых мертвецов). Целый зал этих истлевших умертвий восседает, как в церкви, на скамьях перед священником, таким же древним драугром.
Проходя мимо одной из мумий, Люк нарушает чем-то её покой, и та, разинув пасть, начинает скрипучим голосом возмущаться, напрягая иссохшие голосовые связки. Тогда в испуге Люк подпаливает ей волосы факелом. Остальных прихожан этой сумеречной церкви ждёт та же участь. Все они содрогаются, хрустят суставами и протестуют на шведском языке.
Начинается пожар. Люк скатывается по лестнице, а у подножия встречает старуху, явно не довольную его поступками. Недолго думая, он пробивает ей в табло и заходит в оружейную, где хватает карабин и заряжает его патронами.
Снаружи начинается переполох. На выходе в коридоре Люк сталкивается с лысым костлявым старым отморозком, похожим на матёрого героинщика. Тот пытается его остановить и получает залп дроби в живот. Люк смело идёт наружу (ну чисто Эш из «Зловещих мертвецов»). Там он встречается с Рогачом, почему-то решившим умертвить молодую прихожанку. Теперь-то зрителю представляется возможность как следует разглядеть Охотника.
Это четырёхногое копытное доисторического вида, с лишённой меха шкурой серого оттенка, примерно трёх метров в холке и пяти метров в длину. Оно слишком тощее для мамонта и слишком большое для лося. Похоже телосложением на жирафа, только не с такой длинной шеей. Да и голова странной формы. Эта часть тела йотуна представляет собой человеческое тулово с руками-рогами, обрубком шеи и ногами в виде ещё одной пары рук (на месте бивней, если бы это был мамонт), между которыми в нижней части тулова – тот самый капюшон с глазами. Что-то вроде хобота тоже имеется (фалды капюшона). Довольно гротескное существо в духе босховых страшилищ-гибридов. Художники-концептуальщики постарались на славу.
Если помните, в первой лесной хижине с рунами, всякой дичью стояло чучело, изображающее именно головную часть Рогача. Можно вообразить, что этот субъект под капюшоном с руками-ногами – водитель-симбиот транспортного средства в виде доисторического реликта ледникового периода, спаянный с ним воедино.
Тварь с виду костистая, жилистая и очень сильная, к тому же Рогач владеет магией иллюзии и гипноза. Но Люку на всё это наплевать, он бросает йотуну вызов, пальнув в него из дробовика наудачу.
И тут начинается финальная дикая охота.
Наш городской житель открывает в себе новые силы и даёт дёру от Древнего. Тот гонится за ним по лесу на всех четырёх и, как ни удивительно для такого гиганта, догоняет человека не сразу. Когда догоняет, то пытается его инициировать в свой культ, сначала как следует прессанув массой. Но Люк не хочет никаких инициаций – ему бы из леса выбраться в родную Англию, поэтому он бьёт чудище по морде-симбиоту топором и второй раз бросается наутёк.
Рогач, взвыв, летит за храбрецом, как скорый поезд, но нашему герою сказочно везёт – он выбегает из леса на холмистые луга и оказывается в зоне недосягаемости для Древнего. Возможно, это объясняется тем, что йотун полуматериален и не способен нарушить границы своих владений. Тот в бессильной ярости сотрясает трубным рыком окрестные леса, а Люк орёт на него в ответ. Потом он разворачивается и неспешно ковыляет прочь. Этим и заканчивается «Ритуал».
Итог: шведский лес до сих пор населяют реликтовые животные – полубоги. Этот йотун по кличке Модэр (я его назвал просто Рогач) собрал себе за несколько столетий паству из заблудившихся в его хвойной роще путников, имевших эмоциональные травмы, дал им бессмертие в обмен на поклонение. В принципе, больше его ничего не интересовало (не считая охоты на дичь и подвешивания её на сучья). Главный герой нашёл в себе силы и убежал.
Какие реминисценции пришли во время и после просмотра фильма? Вспомнилась новелла «Вендиго» Э. Блэквуда, в которой изображён одноимённый полубог-полудемон североамериканских индейцев. Первобытный мифаго, человек-вепрь Урскумуг есть в романе «Лес Мифаго» Р. Холдстока, бог-чудовище Анубис в фильме «Пирамида» Г. Левассера. Чудовищный демон-тупилак, созданный инуитскими богами, – в романе «Террор» Д. Симмонса. Фавн, Пожиратель – в фильме «Лабиринт Фавна» Г. дель Торо. Встали перед глазами реликты, отображённые в книге из цикла «Ведьмак» А. Сапковского.
Остальные пласты смыслов и ассоциаций могут открыться, наверное, даже не при просмотре «Ритуала», а при прочтении одноимённой книги Нэвилла – также рекомендую.
Ритуал: Лучше бы они поехали на Ибицу…
В 2017 году на платформе Нетфликс вышел очередной отличный фильм. Задумка интересная, реализация прекрасная атмосфера напряженная, в какой-то мере в некоторых местах прослеживается легкая схожесть с «Ведьмой из Блэр». Вот только конец получился какой-то скомканный. В целом же, кино заслуживает очень высокой оценки.
Позже оказалось, что он снят по одноименной книге Адама Нэвилла, видимо, уместить все не удалось. Я даже скачала книгу пару лет назад, настолько впечатлило меня кино. Но, увы, до сих все еще не могу до нее добраться. Итак, о чем фильм «Ритуал»?
Пятеро старых друзей сидят в баре и решают, где бы им отдохнуть. Все они давно женаты и успешны, но предпочитают иногда проводить время вместе, путешествуя по разным городам и странам. Куда же отправиться на этот раз – в Лас-Вегас или, возможно, на Ибицу? А может, стоит сделать что-то совсем необычное? Например, отправиться в пеший поход по туристической тропе между Швецией и Норвегией.
Так и не придя к единому мнению, друзья расходятся по домам. Люк хочет взять себе еще выпить и вместе с Робертом они идут в магазин. К несчастью, в это время там оказываются грабители. Точнее, они были в подсобке, и когда вышли, Люк успел спрятаться, а вот Роберт остался стоять между полками. Естественно, грабители потребовали отдать все ценное, но Роб уперся и не захотел отдавать обручальное кольцо. За эту упертость его и убили.
Пеший поход в память о Робе
Спустя полгода оставшиеся четверо друзей все же пошли в пеших поход. Роб в тот вечер был одним из тех, кто горячо поддержал эту идею. Друзья поднялись на пиковую точку маршрута и там почтили память погибшего друга.
Люк все это время винит себя в смерти Роберта, ведь он попросту струсил. Друзья об этом не говорят, но видимо думают также. Хотя, выйди он тогда из своего укрытия, вполне возможно, что их убили бы обоих. В общем, Люка сильно мучает чувство вины.
До конечной точки маршрута осталось не так далеко, каких-то 14 часов ходу. Но тут упитанный и вечно раздражительный Дом оступается и подворачивает ногу. Друзья понимают, что он будет ныть всю оставшуюся дорогу, потому решают сократить путь и пройти по лесу.
В лесу они находят колдовские знаки и большой деревянный дом. Что ж, им нужно всего лишь переночевать здесь и уже завтра они спокойно доберутся домой. Стоит ли говорить, что их приключение сильно затянулось, а для большинства и вовсе стало последним в жизни?
Зачем сходить с туристической тропы?
Вот мне интересно, почему некоторые туристы полностью игнорируют предупреждение — не сходить с тропы? И речь идет не только о лесах и горах, но и о городах. Даже в большом городе можно найти себе приключения на пятую точку, как в фильме «Хостел». Что уж говорить о лесе, в котором может жить все что угодно.
Как вообще можно считать, что дорога по лесу может быть короче и безопаснее? Почему никто не принимает в расчет все эти подъемы и спуски по холмам, какие-нибудь водные преграды и прочее? Кроме того, в лесу, особенно в таком старом, заблудиться можно в два счета. И не всегда людей специально путают лешие и прочие лесные духи, иногда у них самих просто ума не хватает воспользоваться картой, компасом или природными знаками.
Ну, видели же герои еще на опушке странные символы и знаки на деревьях, зачем пошли дальше? Обратили же внимание, что не поют птицы? Да еще и машина полуистлевшая? Это же гребанная аномалия, только не американская из «Поймать ведьму», а европейская. И кстати, Дом не так уж сильно хромал, чтобы не дойти за пару дней до конечного пункта. Друзья скорее испугались его нытья.
Что произошло с героями в хижине?
Это очень интересная история. Люку приснился магазин, в котором убили Роберта, Хатчу приснилось нечто, из-за чего он наделал в штаны. Дом тоже как-то долго не просыпался и явно видел во сне что-то страшное. С Филом все еще хуже — друзья нашли его совершенно голого молящимся какому-то непонятному идолу.
Ну, с Люком все понятно. Его мучает вина, в походе, посвященном памяти друга, это чувство обострилось еще больше. Но что произошло с остальными? Что такого приснилось Хатчу и Дому? И почему Фил оказался на втором этаже, да еще и голым? Фильм этих ответов не дает, предположительно, так подействовала местная аномалия. Дальше хуже. Ночью пропал Хатч, на следующий день они нашли его висящим на дереве. Мертвым.
Хочется отметить еще один факт. На удивление друзья довольно мало ругались по дороге, хотя точно заблудились и поняли, что выбраться будет непросто. Наверное, единственная ссора произошла из-за Люка. Дом, наконец, высказал, что все винят его в смерти Роба. Если бы не это, можно было бы считать компанию идеальной. Ведь они и правда очень трепетно относятся друг к другу.
Настоящий древний Бог?
Что же это за деревня и что за существо такое? Это явно не животное, ибо оно не ест тела, а явно питается энергией. Может вправду древний Бог, который предпочитает скрываться от человечества? В такое верится с трудом? Да, в такое невозможно поверить, живя в городе. Но кто знает, что и кто живет в лесах, пещерах и прочих потаенных уголках нашей Земли?
С самого детства нам твердят, что на планете нет белых неисследованных пятен. Но чем дальше, тем все больше я убеждаюсь в том, что это откровенное вранье. Вся планета, весь этот мир, включая историю и сам смысл нашего существования, одно огромное белое пятно. И никто толком не собирается его исследовать. А те, кто хоть что-то знают, предпочитают помалкивать.
Эта штука, я про ту самую неопознанную тварь, и вправду обладает магией, если умеет продлевать своим адептам жизнь и совершать прочие небольшие чудеса для их относительно благополучного существования. Почему Бог отметил Люка? Потому что ему не давало покоя чувство вины. Видимо, остальные оказались более смелыми и чистыми.
Старые Боги уходят, когда их забывают…
Откуда лесные жители берут жертвы для регулярных даров Богу? Вполне возможно, что сам Бог приводит их сюда. Ведь не все же ходят в походы строго по туристическим маршрутам. Многие предпочитают отдыхать «дикарем». Сколько еще людей пропало, отправившись в путешествие по лесам? Сколько из них вернулось домой невредимыми?
А может жертвоприношениями адепты еще и сдерживают эту могущественную силу, как в фильме «Добыча». То есть, они специально питают Бога человеческой кровью, чтобы он не сунулся в города и села? Что же сделал Люк? Он разрушил эту систему, и теперь неудивительно, что Бог выйдет из леса и пойдет искать жертвы в города.
Хотя, Бог или существо так и не смог пересечь черту — выйти с опушки леса на открытое пространство. А может быть, и не должен был? Говорят, старые Боги живы, пока о них помнят люди, как в сериале «Американские боги». Если не тех, кто поклоняется и проводит силу Бога в мир, он уходит или даже умирает… Да, Люк хотел выбраться из этого места, но тем самым он лишил Бога шансов на существование.
А что если все было не случайно?
Хотя мир не может вертеться вокруг одного человека, иногда мне кажется, что некоторые события как раз и устраиваются для кого-то одного. Все остальные, друзья, близкие, просто окружающие люде — всего лишь декорации. На сколько я права, я не знаю. А напоследок, видео-ролик, который подтверждает мои размышления и объясняет смысл фильм «Ритуал».
Чучело монстра из романа А. Невилла «Ритуал» (2011)
Друзья, заблудившиеся в лесу, набрели на старый заброшенный дом.
. В дальнем конце чердака, между двумя сводами покатой крыши, прямо и совершенно неподвижно сидел силуэт. Тесное пространство вокруг него было заполнено тьмой, но слабого света фонариков хватало, чтобы различить пыль и серебристую паутину на старой черной шкуре. Его отблеск отражался в клочках волос, отсыревших от капавшей с кровельных балок дождевой воды. Один луч упал на то место, из которого выступала фигура.
В мутном песочно-желтом свете проявилась небольшая деревянная коробка размером с детскую колыбель. Она походила на сколоченный из дерева гроб, то ли потемневший от времени, то ли выкрашенный в черный цвет. Другой фонарик, тот, что был у Люка, высветил рога, росшие над двумя темнеющими пустыми глазницами. Кость была коричневатого цвета, длинная и толстая. Из туловища торчали две тонкие задние ноги, согнутые в коленях и заканчивающиеся копытами. Казалось, что рогатая тварь уперлась копытами в стенки гроба перед тем, как выбраться наружу. Черные губы растянулись в злобной гримасе, обнажив длинные желтые зубы. Вся область ниже ноздрей казалась странным образом влажной. Грудь была покрыта маленькими розовыми и окруженными мехом сосками.
Это было самая отталкивающая деталь, хуже, чем пасть цвета слоновой кости, которая, как казалось Люку, вот-вот раскроется и захлопнется, щелкнув зубами. Тонкие черные передние конечности или руки были подняты на уровне плеч и согнуты в локтях. Почерневшие ладони вывернуты и обращены к потолку, будто существо возносило молитвы, прежде чем встать, или держало раньше в руках предметы, ныне отсутствующие.
Люк не мог вымолвить ни слова. Не знал, как реагировать и что думать. Он просто стоял и молчал в пугающей близости от существа, заполнявшего тесное пространство чердака. Хатч заговорил лишь после того, как луч его фонарика выхватил из тьмы какие-то бледные предметы, лежащие на полу.
Люк опустил глаза и увидел повсюду крошечные кости. Они валялись вокруг деревянного гроба, словно брошенные на пол после того, как с них было обглодано все мясо. Похоже, это были кролики и крупные птицы со сломанными крыльями и тонкими, как бумага, черепами. Некоторые из них были все еще покрыты серым безволосым пергаментом кожи.
Хатч осветил фонарем царапины на своде крыши. В дереве были глубоко вырезаны похожие на детские каракули символы и круги. Такие же, как на рунических камнях, которые они видели в Гаммельстаде. Надписи были нанесены беспорядочно, а на некоторых балках – на разной высоте, длинными рядами, подобно китайским письменам.
Хатч двинулся вперед. Люк вздрагивал от каждого его шага, будто в любую секунду могло произойти нечто страшное. Под ногами Хатча хрустели кости. Подняв фонарик чуть выше, Хатч навел его на торс и морду торчавшей из коробки твари.
– Если оно пошевелится, у меня сердце не выдержит.
– А кто понимает? Здесь был какой-то храм. Для жертвоприношений. А это, похоже, Козел Мендеса.
– Это чучело. Тут, сзади, – Хатч наклонился вперед, и Люк затаил дыхание, – уже мыши поработали.
Люк покачал головой.
– Безумие какое-то, – сказал Хатч сам себе. – Только представь, какими чокнутыми были эти ублюдки.
Люк не понимал, что Хатч имеет в виду.
– Эти маленькие руки – человеческие. Мумифицированные. Они пришиты.
Хатч повернулся к Люку. В свете фонарика Люка глаза Хатча светились.
– Сумасшедшие извращенцы. Кресты на стенах внизу и гребаный козел на чердаке. Пришитые руки какого-то мертвеца. Нагромождение аллюзий. Это безумие. Шведское безумие. А все из-за темноты и длинных ночей. Они любого сведут с ума.