сорсинг это что такое
Откровенно о сорсинге: все что вы хотели знать, но стеснялись спросить
Справедливости ради скажу, что большинство IT- и геймдев-компаний начинают разграничивать функционалы HR, рекрутера и офис-менеджера. При этом лишь единицы понимают отличия рекрутеров и сорсеров. Зачастую сорсинг воспринимают начальной ступенью рекрутинга. Существующие вакансии сорсеров/ресерчеров предлагают в качестве карьерного роста возможность “вырасти в рекрутера”.
Вместе с тем, более 10 лет сорсинг выделяется в отдельную от рекрутинга дисциплину. Хотя единого определения этому термину, увы, нет, как и единого описания функций и задач сорсера. Без сомнения, сорсер – это специалист, который ищет, определяет и оценивает талантов-специалистов, подходящих под текущие вакансии. Спорной является другая функция – первый контакт с этими специалистами.
Один из гуру сорсинга Глен Кэти считает, что сорсер должен выполнять обе функции. В своем блоге он предложил определять сорсинг, как идентификацию и оценку таланта (пассивного), с конечной целью создания квалифицированных, заинтересованных и доступных кандидатов. С ним согласны многие признанные специалисты области. В большинстве вакансий западных компаний первый контакт входит в задачи сорсера. Ирина Шамаева, признанный эксперт по сорсингу, в своем посте «What is Sourcing? vs. What Does a Sourcer Do?» пишет, что первый контакт – это рекрутинг, а не сорсинг, но соглашается, что часто сорсерам приходится это делать (кто из нас может похвастаться тем, что не выполнял чужих обязанностей на работе?). Замечу, что, изначально Шамаева работала программистом в Силиконовой долине, затем перешла в рекрутеры, а потом и в сорсинг, найдя его для себя наиболее близким.
Как точно отметил Нарек Асликян, Business development manager в AmazingHiring, сорсинг – это работа с информацией, а рекрутинг – с людьми. Переключение между этими процессами занимает много времени и сил, поэтому возникла необходимость их разделения. Очевидно, что сорсеру нужен другой набор навыков, чем рекрутеру. Еще один авторитетный HR-специалист Ян Тегзе в своем интервью для AmazingHiring четко выделил способности, которыми должен обладать хороший сорсер: техническая смекалка; желание получать новые знания, навыки и оттачивать старые, так как динамичность развития технологий отражается в этой области особенно остро; умение выходить за рамки ограничений; любопытство; настойчивость; хорошая организованность и, конечно же, любовь и страсть работе.
Хочу добавить, что сорсеру полезно понимать и знать процесс рекрутинга от начала до конца. Переходя от общего к частному, то есть на внутреннюю кухню VALUES VALUE, открою секрет, что сорсер занимается поиском кандидатов, рекрутер – общением, начиная с первого контакта. Но мы стремимся к тому, чтобы весь процесс был максимально прозрачен как для рекрутера, так и для сорсера. Сорсер знает, что происходит на каждом из этапов и всегда может подменить рекрутера. И, конечно же, рекрутер может подменить сорсера.
Проиллюстрируем все сказанное процессом нашей работы с вакансией, с распределением ролей сорсера и рекрутера в нем. Все начинается с заполнения заказчиком брифа – описания вакансии и желаемого кандидата.
Чем еще занимается сорсер в VALUES VALUE:
Ведение резерва активных кандидатов для предложения другим заказчикам.
Ведение базы кандидатов и компаний.
Мониторинг джоб-порталов и внесение в базу активных кандидатов, даже если сейчас под них нет вакансий.
Мониторинг рынка вакансий.
Следит за техническими новинками на рынке сорсинга.
Если проанализировать доклады топовых конференций по сорсингу и техническому рекрутингу: #SOSU, Sourcecon, TruLondon, Ride, на Западе становится видна тенденция восприятия сорсеров в качестве рекрутеров нового поколения. В то время как обычный рекрутер работает с активными кандидатами, откликающимися на вакансии, сорсер ищет и “согревает” пассивных. На рынке СНГ сорсинг, к сожалению, все еще воспринимают как вспомогательную ступень рекрутинга, недооценивая его важность, однако западный подход все больше проникает к нам, такие специалисты становятся более востребованными. Если год назад, чтобы устроиться сорсером в IT-компанию, достаточно было желания, аналитического склада ума и умения пользоваться google docs, то сегодня уже необходим минимальный набор знаний инструментов и методик поиска. Кто знает, возможно сорсинг – это та самая “профессия будущего”?
Об авторе:
Сорсинг на необычных ресурсах и установление первого контакта
Салют, хабровчане. Сегодня, в преддверии запуска курса «IT-Recruiter», хотим обсудить с вами тему сорсинга и хантинга с помощью необычных ресурсов.
Бывало ли у вас так, что вы посмотрели все источники, а нужного вам кандидата нет? Или вы сходили на конференцию, послушали о том, какие есть крутые сорсинг-инструменты, а они работают в Европе, может быть в Москве и Питере, но абсолютно бесполезны в регионах? На открытом уроке «Весь цикл сорсинга за 1,5 часа» Алина Янцен рассказала о 4 новых инструментах, которые помогут вам выйти на новых кандидатов и в регионах. Читайте, смотрите, комментируйте!
Несколько слов о сорсинге
Сорсинг — абсолютно необходимый процесс при работе IT-рекрутера. В общем понимании — это любой поиск кандидатов, однако в нашей статье давайте использовать этот термин в значении продвинутого поиска кандидатов. Зачем заниматься сорсингом, объяснять не надо, ведь у каждого рекрутера были ситуации, когда весь рынок перерыт, все платформы поиска перепробованы, а результата нет. Мало того, возникает ощущение, что новых кандидатов вообще не существует в природе. Но вакансию закрывать надо, команда страдает, а конкуренты не дремлют. В этой ситуации вам смогут помочь нестандартные инструменты сорсинга.
Инструменты, о которых вы, скорее всего, не знаете
Инструменты, о которых будем говорить, малоизвестны. По крайней мере, о них редко говорят на конференциях и мало упоминают в статьях. Но они есть и бывают весьма эффективны. О них и поговорим.
Му.Zapinfo.IO
Му.Zapinfo.IO — бесплатный и полезный инструмент, позволяющий искать специалистов с требуемыми навыками в нужных регионах. Из плюшек — возможность выбора ресурсов, по которым осуществляется поиск:
Например, с помощью Му.Zapinfo.IO решается проблема поиска в Фейсбуке, ведь не секрет, что многие сорсинговые хаки для Facebook сейчас перестали работать в связи с изменением политики конфиденциальности компании. Есть и другие ресурсы, которыми редко пользуются конкуренты, тот же Хing.
Преимущества сервиса Му.Zapinfo.IO:
Easy Boolean builder
Прежде, чем перейти к описанию Easy Boolean builder, давайте вспомним, что Boolean search — это поиск при помощи ключевых слов и операторов, которые можно использовать при построении запросов. Boolean search очень выручает, когда мы не хотим копаться в массе нерелевантных профилей кандидатов. Используя необходимые параметры, мы сужаем воронку поиска, убирая непрофильных кандидатов. И вот тут-то нам и поможет Easy Boolean builder.
Инструмент представляет собой Excel-табличку, которая автоматизирует вашу работу и упрощает построение Boolean search-запросов. Вот ссылка на общественную версию таблицы, которую нужно скопировать себе для дальнейшей работы.
Что хорошего в Easy builder:
Stack Overflow search
Очередной инструмент, заслуживающий внимания. Чудесная штука, позволяющая получать список профилей людей, зарегистрированных на Stack Overflow — известнейшей платформе вопросов и ответов о программировании. Чтобы начать поиск, достаточно просто перейти по ссылке. Никаких паролей и регистраций не потребуется.
Что хорошего в Stack Overflow search:
Herovik
Полезный инструмент, помогающий искать IT-специалистов в регионах. Приложение используется для поиска в социальной сети «ВКонтакте», автор — Алина Янцен.
Что хорошего в Herovik:
Как ещё искать сорсинг-инструменты?
При поиске новых сорсинг-инструментов не забывайте о своей главной цели — поиске кандидатов. Инструментов очень много, поэтому разобраться в каждом из них — та ещё задача. В какой-то момент вы можете поймать себя на мысли, что занимаетесь не поиском кандидатов, а изучением новых инструментов. Да, это интересно и познавательно, но не это является вашей основной задачей.
Второй момент: на русском языке инструментов сорсинга создано не так уж и много, поэтому иногда приходится выполнять поиск по подходящим словам на английском. Помните об этом.
Установление первого контакта с кандидатом
Как выбрать канал связи с кандидатом из десятков вариантов? Самый простой способ — использовать контакты из резюме (позвонить по телефону, написать на электронный адрес и т. п.). Но практика показывает, что этот способ не всегда эффективен. Именно поэтому рекомендуется сделать следующее:
Как повысить конверсию ответов?
Найти правильный канал для связи — это хорошо. Но это всё равно не даёт вам 100 % гарантии, что на сообщение ответят. Повысить конверсию ответов поможет несколько простых правил:
Что делать, если облажался?
Если вы облажались, и кандидат справедливо вам на это указал, смело и искренне признайте свою ошибку. Многие смеются над тем, как «девочки-рекрутерки» путают Java и Javascript. Но на самом деле, встречаются ситуации и похуже…
Как бы там ни было, признать ошибку не стыдно, а написать об этом открыто — смелый и искренний шаг, который будет оценен по достоинству. Не сомневайтесь. И не забывайте банальную истину: не ошибается тот, кто ничего не делает. В конце концов, каждый из нас может просто заработаться.
Что сделать, чтобы тебя запомнили?
«Охотников за головами» становится всё больше, поэтому важно выделиться среди рекрутеров-конкурентов. Множество сообщений просто не дочитываются до конца, так как начинаются с банальных фраз: «Здравствуйте, меня зовут Ирина, я являюсь IT-рекрутером компании «Х», в настоящее время у нас открыта вакансия…» Это скучно, сухо, официально. Шаблонно, в конце концов.
Совет здесь можно дать только один: будьте самим собой и постарайтесь найти свой стиль. Или будьте тем, что собой представляет корпоративная культура вашей компании. О правилах трёх секунд мы уже упоминали. Но ведь сообщение может начинаться и заканчиваться забавным стикером, что прекрасно привлекает внимание. Есть и другие варианты — тут уж всё зависит от ваших творческих способностей, умения «чувствовать» кандидата и понимания, чем можно его зацепить.
На этом всё, удачного вам сорсинга и хантинга!
Сорсинг это что такое
Компетенции сорсера:
Самые известные поисковые машины — Google и Yandex. Для поиска в них используются модели сорсинга — Boolean search и X-Ray.
Boolean search — это основная логика составления поискового запроса с использованием определенных логических операторов, более широкое понятие.
X-Ray переводится как рентген. Это поиск по конкретному сайту с использованием оператора «site» и дополняющими его основными логическими операторами, более узкое понятие.
AND — оператор «и», используется, чтобы найти страницы, на которых есть все указанные ключевые слова. Сейчас нет необходимости его использовать, так как поисковик автоматически объединяет слова и ищет все указанные.
OR — оператор «или», он помогает найти необходимую информацию, где ключевые слова могут быть заменены синонимами.
«-» — применяется для исключения из поиска ненужных слов или фраз.
() — помогает сгруппировать части запроса и расставить приоритеты.
«» — применяется для поиска точных фраз.
site: — нужен для поиска на конкретном сайте, как раз тот самый основной оператор из X-ray, после двоеточия пробел не ставится.
intitle: — помогает находить страницы/документы, где ключевые слова находятся только в заголовках, после двоеточия пробел не ставится.
filetype: — находит файлы определенного формата, после двоеточия пробел не ставится.
& — оператор «и», объединяет ключевые слова.
| — оператор «или», выполняет и объединяет поиск по синонимам.
«» — поиск по конкретному словосочетанию.
— применяется при необходимости исключить ненужные слова или фразы
() — объединяет параметры поиска.
title: — помогает находить страницы/документы, где ключевые слова находятся только в заголовках.
site: — нужен для поиска на конкретном сайте.
mime: — помогает находить файлы определенного формата.
lang: — находит документы на определенном языке.
Секреты подбора топовых кандидатов — узнайте нюансы охоты на топов от эксперта в Executive Search на открытом уроке перед стартом курса
Что такое сорсинг? it сорсинг кадров
Направление сорсинга часто объединяют с классическим рекрутингом. Однако это направления с разными задачами. Что же такое сорсинг и как внедрить его в процесс подбора? Разбираемся в статье.
Определение термина
В США и ряде других стран сорсер и рекрутер — две разные позиции. Такое деление наблюдается и в российских ИТ-компаниях.
Сорсинг — это поиск кандидатов по определенным источникам. Такой процесс включает в себя:
ИТ-сорсинг уверенно набирает популярность, становясь главным способом привлечения классных и редких ИТ-специалистов. Традиционные методы здесь не работают, а скорее отнимают время.
Виды сорсинга
Как правило, сорсинг делят на два направления:
Что важно в сорсинге
Сорсинг — это стратегический подход, для которого важен заранее составленный план.
Что учесть, чтобы метод был эффективным?
Все это поможет сформировать “карту поиска” и выйти на нужных кандидатов.
Отличие рекрутера от сорсера
Основное различие в том, что сорсер изучает информацию и работает с ней, а рекрутер — с кандидатами.
Сорсер собирает все данные о навыках и опыте кандидата и нацелен на пассивных кандидатов. Не всегда целью будет закрытие вакансии. Иногда сорсинг в рекрутменте — это формирование кадрового резерва. Рекрутер же отвечает за оперативное закрытие вакансий здесь и сейчас.
Еще одно важное отличие — это коммуникация. Рекрутер ежедневно совершает сотню звонков, сорсер контактирует не более 20%. Сорсинг в рекрутменте — это, в первую очередь, как найти нужного кандидата с помощью изученной информации.
При этом сорсер может не взаимодействовать с кандидатом, а только найти его контакты. Дальнейшая работа ведется рекрутером, который налаживает коммуникацию.
Компетенции для сорсера
Не каждому рекрутеру нужно становиться сорсером — нужны знания и прокаченные hardskills, такое направление должно нравится. Что важно для сорсера?
Инструменты сорсинга
Самые эффективные способы сорсинга — Boolean search и X-Ray запросы.
Boolean search (булевой поиск) — это составления поискового запроса с использованием определенных логических операторов. О нем мы подробнее писали в статье про подбор Java разработчиков.
X-Ray — более узкий метод. Это поиск по определенному сайту с использованием главного оператора «site»:. В переводе X-Ray — рентген. Так он и работает — сканирует сайт на предмет нужной информации, тем самым сужая поиск.
Такой способ удобен, если на самом ресурсе такой возможности нет, или функция платная.
Есть 3 способа использовать X-Ray:
Например, вот так будут выглядеть результаты по поиску питониста в Москве на LinkedIn.
Вот такие результаты выдает Google при запросе «gmail.com, Сергей разработик». Здесь выпадают запросы с разный сайтов: Хабр, GitHub, HeadHunter и другие.
Важный момент. Если написать запрос в кавычках, Google выдаст более точный результат.
Автоматизация процесса
Еще один инструмент — использование плагинов. Это отдельный модуль-расширение с дополнительными возможностями для сорсера. Назовем несколько.
Сорсинг — направление, которое постоянно развивается. Чтобы метод работал, нужно знакомиться с новыми техниками и обновлять инструменты поиска. Это упростит процесс и приведет к результату.
Чем сорсинг отличается от рекрутинга?
Ответ на этот вопрос интересует многих, потому что эти понятия кажутся идентичными. Ведь основная цель рекрутера — помочь компании и специалисту найти друг друга и сделать это так, чтобы их сотрудничество было долгим и плодотворным. Но сам поиск подходящих на вакантную должность специалистов называют сорсингом. Так в чем же разница между рекрутером и сорсером? Давайте разбираться и искать основные различия.
Кто такой рекрутер?
Рекрутер — это специалист, который профессионально занимается подбором персонала. В его задачи входит определение компетенций, личностных и профессиональных качеств, которые нужны для того, чтобы занять вакантную должность в компании. Рекрутер составляет заявки на подбор персонала, работает с резюме, проводит собеседования. Этот процесс называют рекрутингом.
Какими навыками обладает рекрутер?
1. Коммуникабельность. Рекрутер — лицо компании, именно он первым встречает кандидата на собеседовании. Поэтому рекрутеру важно уметь находить подход к любому человеку, обладать высокой коммуникативностью и оставаться открытым к новым знакомствам.
2. Навыки делового общения. Опытный рекрутер видит в каждом кандидате претендента на какую-либо позицию. Деловая хватка и нетворкинг позволяют ему формировать максимально широкий круг профессиональных связей.
3. Способность влиять на людей. Нет, не просто убеждать кандидата принять оффер, скрывая при этом все недостатки работы на должности, а действительно вызывать интерес соискателя. Специалисту важно уметь акцентировать внимание на реальных выгодах для кандидата.
4. Навыки в области маркетинга. В наше время рекрутеру необходимо использовать как можно больше каналов для получения информации о кандидате. Здесь ему в помощь приходит социальный рекрутинг. Конечно, рекрутеры не равно маркетологи, но некоторые преимущества социальных сетей и других онлайн-платформ могут способствовать расширению базы контактов.
5. Стрессоустойчивость. Рекрутеру постоянно приходится выходить из зоны комфорта, специалист может сталкиваться с сопротивлением со стороны кандидатов, форс-мажорами и другими негативными проявлениями работы с людьми. Поэтому рекрутеру важно быть стрессоустойчивым.
Как мы видим, работа рекрутера охватывает огромное поле деятельности от поиска кандидата до подписания оффера. Отметим, что на ранних этапах процесса найма рекрутеру в этом помогает ресечер, особенно в крупных компаниях. Что же тогда делает сорсер?
Кто такой сорсер?
Сорсер (от англ. source) — специалист, который занимается поиском кандидатов по определенным источникам. Сорсер обладает техническими навыками и аналитическим мышлением. Он анализирует эффективность каналов привлечения новых сотрудников, что позволяет ему нанимать лучших. Сорсинг часто используется в IT-компаниях, например, для поиска программистов на GitHub.
Специалист по сорсингу занимается поиском кандидатов на таких площадках, как GitHub, Gitter, Behance, LinkedIn, используя для этого x-ray поиск и boolean-запросы. Сорсеры также ищут кандидатов на различных форумах и ивентах, с легкостью получая контакты любого специалиста через полезные расширения и инструменты.
Профессия сорсера не так легка, как кажется на первый взгляд. Специалисты отмечают, что переквалифицироваться с рекрутера в сорсеры за несколько месяцев практически невозможно. Ведь сорсинг — это не только технологии поиска, а и развитое аналитическое мышление.
Какими способностями необходимо обладать сорсеру?
1. Постоянное желание получать новые знания и навыки из-за быстрого развития технологий.
2. Высокий уровень самоорганизации для выполнения большого объема ежедневной работы.
3. Азарт к работе, который стимулирует достигать лучших результатов.
Рекрутер и сорсер: в чем разница
Основная разница между этими двумя специалистами заключается в том, что сорсеры работают с информацией, а рекрутеры с кандидатами. Ирина Шамаева, известный эксперт по сорсингу, в одной из своих статей отмечает, что в практике западных компаний первый контакт с кандидатом может быть задачей сорсера, но все же этим должен заниматься рекрутер.
Да, в некоторых компаниях эти профессии смешиваются. Почему их все же разделяют? Представьте, что в огромной корпорации работает всего один рекрутер. Если он будет все время переключаться с поиска технических специалистов на собеседования и просмотр резюме, то не сделает ни одну из этих задач полноценно.
Очевидно, чтобы заниматься поиском технических специалистов, рекрутеру нужен определенный набор навыков и время. Именно поэтому намного эффективнее работать в двух направлениях: сорсер занимается профессиональным поиском лучших специалистов, а рекрутер реализует дальнейший процесс найма: проводит собеседование, составляет и подписывает оффер.