что можно отнести к типам контрольно оценочных заданий
Что можно отнести к типам контрольно оценочных заданий
Контрольно-оценочные средства состоят из:
– эталонов, нормы качества;
– образовательных технологий, использованных при составлении КОС;
– требований к условиям выполнения;
– показателей (критериев) оценки результата.
Схема 1. «Структура контрольно-оценочных средств»
Перечисленные выше принципы оценивания задают общую логику разработки оценочных средств.
1. Выбор предмета оценивания
Предмет оценивания (квалификация) для удобства процедуры оценивания должен декомпозироваться до компетенций. Целесообразно разрабатывать комплексные задания, проверяющие группу компетенций (профессиональных и общих (общекультурных)), поэтому компетенции необходимо сгруппировать на основе анализа существующих между ними связей.
Их также следует сгруппировать. В случае если оценочные средства разрабатываются на основе только профессионального стандарта, аналогичные действия необходимо произвести с трудовыми функциями, описанными в нем.
Схема 2. «Алгоритм разработки оценочных средств»
2. Выбор объекта оценивания
На этом шаге необходимо определить объект оценивания для каждой группы компетенций (трудовых функций), сформированных на первом шаге.
Объектами могут выступать продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно. Выбор процесса деятельности в качестве объекта дает возможность оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.; соблюдение временных факторов. Кроме того, оценивание процесса целесообразно, если продукт (результаты) имеет отсроченный характер и/или оценивается сложней, чем процесс.
Выбор продукта деятельности в качестве объекта дает возможность провести оценивание, если не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии); если сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или он выполняется длительное время). В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
3.Определение длительности выполнения, места выполнения задания, необходимого оборудования/ материалов и т.п.
От ответа на поставленные на этом шаге вопросы зависит выбор форм и методов оценивания.
4.Выбор формы оценивания
Необходимо сделать выбор оптимальной формы проведения квалификационных испытаний:
-очный (по принципу «здесь и сейчас») устный или письменный, или компьютеризированный экзамен;
-заочная форма с использованием метода экспертной оценки предоставленных материалов (например, видеоматериалов или экспертная оценка портфолио документов или работ);
— смешанная форма (в т.ч. многоэтапная).
5.Выбор метода оценивания
Выбор метода логически вытекает из всех предыдущих шагов. Допускается выбор нескольких методов, их комбинирование. Основное условие – непротиворечивость выбранным объектам, условиям и формам оценивания. Методы оценивания достаточно разнообразны, среди них могут быть методы тестирования, демонстрационного задания, моделирования ситуации (в том числе, деловая игра), метод проектов, защиты портфолио, экспертного наблюдения, экспертной оценки и др.
6.Определение показателей оценки
Характеристика особенностей выбора объектов оценивания (см. шаг 2) уже закладывает в обобщенном виде содержание показателей и критериев оценивания. Предмет, объект, показатели и критерии оценивания находятся в тесной взаимосвязи, но на конкретное содержательное наполнение показателей и критериев влияют и выбранные условия, формы и методы оценивания, поэтому формулировать показатели и критерии необходимо именно на шаге 6 и 7 данного алгоритма.
Показатель представляет собой свидетельство наличия квалификации, он может быть представлен как формализованное описание оцениваемых основных параметров процесса или продукта деятельности.
Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания.
Формулировка показателей осуществляется с учетом принципов диагностируемости и малых чисел.
7.Определение критериев оценки
8.Формирование типового задания
На заключительном шаге алгоритма на основании проделанных пошаговых логических операций необходимо сделать вывод о количестве и общем характере заданий, которые должен выполнить испытуемый, чтобы констатировать наличие квалификации, сформулировать типовые задания и построить программу процедуры оценивания.
Типовое задание содержит общее для вариантов заданий содержание, например, «провести ремонт автотранспорта». Конкретные варианты задания будут содержать конкретное наименование автотранспорта, условия, дающие возможность определить его неисправность и способы ремонта. Программа процедуры оценивания зависит, в первую очередь, от выбранных форм и методов проведения процедуры оценивания.
Таблица 3 «Типология заданий»
Задания для проведения промежуточной аттестации по принципу «здесь и сейчас»
Один и тот же тип задания (теоретическое задание, практическое задание) может использоваться для оценивания разных результатов обучения (объектов оценки), при этом могут меняться условия его выполнения (включая необходимые временные параметры) и степень сложности задания.
Теоретическое задание, направленное на:
— проверку усвоения теоретических понятий, понимания научных основ профессиональной деятельности;
— проверку готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, а также на проверку сформированности когнитивных умений;
— проверку освоения умений
Задания на усвоение теоретических понятий предполагают решение в одно или два действие, например:
• тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме или на установление правильной последовательности в закрытой форме;
• простые вопросы с коротким ответом;
несложные задания по воспроизведению текста и др.
При проверке когнитивных умений (знаний) задания могут потребовать от аттестуемого проведения интеллектуальных действий:
• по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию и объяснению принципов организации целого и т.п. (анализ);
• по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию гипотезы, системного структурирования новой информации, объясняющей явление или событие (синтез);
• по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка);
• по привлечению информации и интеллектуальных инструментов одной дисциплины для решения проблемы, поставленной в рамках другой (комплексное, в том числе междисциплинарное задание).
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
Практическое задание, направленное на проверку приобретенного практического опыта или компетенций
Задание предполагает решение локальной профессиональной задачи, для которой могут предусматриваться особые условия (оборудование, материально-техническая база, инвентарь и др.).
Задание также может носить комплексный характер и формироваться в соответствии с принципами, изложенными в п. 3 данной таблицы, если экзамен по профессиональному модулю проводится поэтапно, накопительно, т.к. объем модуля велик, профессиональные компетенции требуют оценивания с использованием специального оборудования, полигона и т.д.;
Аттестация по практике
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Задание для проверки компетенций (может быть и теоретическим, и практическим)
Задание носит комплексный характер, требует многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях.
Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. При проведении экзамена квалификационного по ПМ задание предполагает выполнение соответствующего вида профессиональной деятельности в реальных или модельных условиях. В этом случае оно представляет собой показательную работу (аналог демонстрационного экзамена в зарубежных странах).
Формулировка заданий для экзамена квалификационного по ПМ должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная \ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.)
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Задания для проведения промежуточной аттестации с использованием накопительной системы (поэтапно)
Чаще всего такие задания используются при проведении экзамена по профессиональному модулю, если объем модуля велик, профессиональные компетенции требуют оценивания с использованием специального оборудования, полигона и т.д. Возможно использовать эти задания для аттестации по междисциплинарным курсам в составе модуля, по учебным дисциплинам, особенно, если обучение по ним длится не один семестр.
Экзамен по профессиональному модулю может проводиться:
— в форме экзамена по принципу «здесь и сейчас»;
— в форме анализа и/или защиты портфолио;
— в форме защиты проекта;
— путем комбинирования перечисленных выше форм.
Условием допуска к экзамену является успешное, документально подтвержденное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: междисциплинарного (ых) курса (ов) и практик.
Таким образом, при выборе любой формы проведения экзамена по профессиональному модулю необходимо использовать портфолио (см. ниже), состав которого может меняться в зависимости от целей его использования – допуск к экзамену по модулю или форма проведения экзамена.
Портфолио может использоваться в процедурах промежуточной аттестации по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При этом портфолио будет содержать документы, подтверждающие результаты текущего контроля результатов освоения дисциплины, МДК и/или результаты предшествующих промежуточных аттестаций, если дисциплина или МДК изучаются не один семестр. Принципы использования портфолио будут аналогичны изложенным далее в связи с экзаменом по ПМ.
Портфолио является оптимальным типом задания для экзамена по ПМ в тех случаях, когда выполнение проекта (см. п. 5 данной таблицы) по ПМ нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему, а объем ПМ велик и оценить его освоение на экзамене квалификационном в режиме «здесь и сейчас» невозможно. В этом случае экзамен квалификационный может проводиться поэтапно, с использованием накопительной системы. Отдельные этапы экзамена могут проводиться дистанционно, без непосредственного присутствия экспертов, но с представлением в материалах портфолио полученных результатов, выполненного процесса, например, на электронных носителях.
В состав портфолио должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Процедура экзамена будет сведена либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо к публичной защите портфолио студентом (обучающимся). В этом случае этот тип задания будет близок к защите проекта. В зависимости от выбранной процедуры, необходимо разработать требования к оформлению и (или) защите портфолио.
В качестве примерного минимального переченя документов портфолио можно использовать содержание в п. 8.5 ФГОС НПО, СПО.
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
Проект также может использоваться в процедурах промежуточной аттестации по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При этом темы могут выбираться более простые по сравнению с темами для экзамена по ПМ в целом.
Проект может обеспечить оценку всех или большинства компетенций, относящихся к ПМ. Выбирая защиту проекта, следует помнить, что его содержание должно быть связано с целевым заказом работодателей, опираться на опыт работы на практике, отражать уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Тематика проекта должна быть актуальной, учитывающей современное состояние и перспективы развития бизнес-процесса. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть практические задания, которые студент может выполнить под непосредственным наблюдением экспертов.
Поскольку проект всегда предусматривает публичную защиту, необходимо сформулировать требования не только к его оформлению, но и к защите. Это позволит проверить сформированность общих компетенций студента.
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите структурные элементы контрольно-оценочных средств.
2. Опишите алгоритм разработки контрольно-оценочных средств.
3. Перечислите типы заданий и охарактеризуйте их.
[1] Концепция и методика разработки контрольно-оценочных средств, ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
[2] Наиболее распространенный и общепонятный пример – экзамены в автошколе. Требования безопасности требуют проверки знаний аттестуемых по правилам дорожного движения с помощью специальных тестов-тренажеров, умений проводить основные манипуляции за рулем (задания на площадке). И только после этого испытуемый допускается к основному экзамену – вождению по городу, где и проявляются все его знания, умения плюс готовность действовать в реальной дорожной ситуации, что и становится подтверждением квалификации водителя.
[3] Соотношение заданий, проверяющих усвоение теоретических понятий, когнитивные умения (знания), умения и их количество, достаточное для аттестации каждого обучающегося по дисциплине, междисциплинарному курсу, устанавливается разработчиками с учетом принципа дидактической целесообразности.
Виды контрольно-оценочных действий
| №/п | Вид КОД | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
| 1. | Диагностическая работа | Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. |
| 2. | Самостоятельная работа | Не более одного раза в месяц (5-6 работ в год) | Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям. | Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в 100-балльной шкале оценивает уровень выполненной работы. Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. |
| 3. | Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы | Проводится после выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год) | Предъявляет результаты (достижения) учителю и служит механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный). | Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. Оценивание происходит по многобалльной шкале отдельно по каждому уровню. |
| 4. | Проверочная работа | Проводится после решения учебной задачи | Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни: формальный; рефлексивный (предметный); ресурсный (функциональный). Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням | Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням (0-1 балл) и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия |
| 5. | Решение проектной задачи | Проводится 2-3 раза в год | Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей | Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл |
| 6. | Посещение мастерской | Проводится 1 раз в неделю | Решает проблемы и трудности учащихся в обучении | Фиксируется учителем следующим образом: 1 балл – ученик был приглашен учителем на мастерскую, но не пришел; 2 балла – ученик был на мастерской по инициативе учителя; 3 балла – ученик пришел на мастерскую по собственной инициативе |
| 7. | Посещение консультаций | Проводится 1 раз в неделю | Ставит задачу обучения учащихся задавать (инициировать) «умные» вопросы. | Фиксируется учителем следующим образом: 1 балл – ученик присутствовал на консультации, но вопросов не задавал; 2 балла – задавал вопросы, но не содержательные; 3 балла – завал «умные» (содержательные) вопросы. |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
В качестве средства самоанализа может использоваться «Лист самооценки», который заполняется в начале изучения темы и в конце. Лист имеет следующий вид[10]:
Что нового узнал(ла)______________________________________
Чему новому научился (лась)_______________________________
Чему хотел(ла) научиться, но не получилось___________________
Почему не получилось?____________________________________
Какие проблемы возникли в процессе освоения темы?____________
Пути решения проблем_____________________________________
С целью отслеживания развития навыков самоконтроля может использоваться методика «Диагностика самоконтроля»[11]. Методику рекомендуется проводить в начале каждой четверти. Для ее проведения необходимо должны бть подготовлены карточки со следующими типами заданий: задача по содержанию одного из учебных предметов, текст с грамматическими и орфографическими ошибками на изученное правило, математическая задача с неправильным решением. Ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задание.
1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание (решил задачу)?
Если бывают, то, что ты в этом случае делаешь?
Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание?
Если проверяешь, то как ты это делаешь?
2. Выполни задание. Сразу после выполнения учеником задания, учитель просит ответить на вопросы:
Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил задание?
Почему ты так думаешь?
3. Анализ выполненного задания.
4. Учитель протоколирует ответы ученика на вопросы беседы и проверяет выполненное задание.
Для реализации текущего оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижения[12].
Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и учащимися. Ниже приводится пример такого описания (для максимального и минимального уровня образовательного достижения), разработанного для оценки созданного ребенком текста.
| Уровень достижения | Критериальное описание |
| Максимальный | Содержание соотносится с заглавием. Творчески описана занимательная история, интерес читателя поддерживается с помощью последовательно разворачивающейся сюжетной линии. Продемонстрирован оригинальный слог и стиль. Текст логично структурирован. Характеры героев переданы образно, живо, с использованием характерных деталей. Лексика точна, структура предложений отличается разнообразием. Орфография, пунктуация указывают на хорошее владение соответствующими умениями. |
| Минимальный | Содержание не соотносится с темой и/или плохо организовано и непоследовательно. Идеи перечисляются, но не раскрываются. Лексика ограниченна и лишена окраски. Структура предложения простая и/или повторяющаяся. Правописание и почерк не позволяют донести смысл до читателя. |
Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания.
Итоговое оцениваниеобразовательных результатов обучающихся на всех ступенях школьного образования может включать:
По результатам итоговой аттестации учащиеся получают сертификат о завершении определенной ступени общего образования, в котором должен быть оценен уровень подготовки к продолжению образования в системе общего или профессионального образования и должны быть отражены достижения учащегося в каких-либо видах социально значимой деятельности.
Так, проверка достижения учащимися обязательного уровня подготовки может проводиться по ряду предметов в контрольных испытаниях зачетного типа. На отдельных ступенях обучения и применительно к отдельным учебным предметам оценка достижения учащимися требований к результатам образования может осуществляться на основе оценки учебной деятельности в процессе обучения. Контроль исполнения требований к результатам образования, не поддающихся операциональной проверке, может осуществляться на основе экспертной оценки соответствующих программ при аттестации образовательных учреждений.
В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. Поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.Это значит, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
В 1-м классе итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
К структуре итоговой оценки выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
В целях оценки состояния и тенденций развития системы начального образования необходимо использовать персонифицированные процедуры оценки и непесонифицированные процедуры. На персонифицированную итоговую оценку, результаты которой используется при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени в начальной школе, выносят только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального общего образования. Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале системы предметных знаний и на основе метапредметных действий. На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими речевыми (осознанное чтение и навыки работы с информацией) и коммуникативными (необходимые для учебного сотрудничества) метапредметными действиями:
Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых проверочных работ).
Таким образом, в итоговой оценке выпускника необходимо выделить две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов и оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении системы знаний на момент окончания начальной школы
В итоговой оценке реализации основной образовательной программы начального общего образования выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
— результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
— результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
— внеучебные достижения младших школьников.
Итоговые проверочные работы по основным предметам рекомендуется проводить в конце апреля – мае месяце. Она должна включать основные темы учебного года. Задания для этой работы составляются таким образом, чтобы их можно было выполнить либо на репродуктивном уровне, что показывает освоенность предметного содержания текущего учебного года, либо на творческом уровне, что является показателем развивающего эффекта для каждого конкретного ученика. Очень важно, чтобы учащиеся могли выполнить все задания итоговой работы. Оценивание работы многобалльное, отдельно по уровням. При этом предусматривается сравнение результатов стартовой и итоговой работы. Технология проведения итоговой проверочной работы аналогична другим видам проверочных работ: выполнение заданий, установление критериев оценки, самооценка учащимися своих работ по этим критериям, оценка учителя, соотнесение оценки учащегося и оценки учителя.

