Общество постоянно развивается что позволяет
Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание. ЕГЭ–2011
Перечень элементов проверки в данном содержательном разделе: природное и общественное в человеке; мировоззрение, его виды и формы; виды знаний; понятие истины, ее критерии; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности; системное строение общества: элементы и подсистемы; основные институты общества; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления, естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).
По данным Федеральный институт педагогических измерений почти треть выпускников как в 2009 г., так и в 2010 г., не смогли даже на базовом уровне продемонстрировать знание материала по рассматриваемой содержательной линии. Большие затруднения испытывали выпускники при выполнении заданий по темам «Системное строение общества: элементы и подсистемы», «Многовариантность общественного развития (типы обществ)» и др. Данные, как отмечено в аналитическом отчете по результатам ЕГЭ 2010 г. по обществознанию, свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний об обществе у части выпускников.
В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Общество».
Традиционно непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия «общество». Понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество. Следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
Примеры заданий
1. Общество – это
1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней
2. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием
1) культура
2) общество
3) природа
4) цивилизация
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.
Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. К характеристике общества как системы относится
1) неизменность во времени
2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом
6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер
7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО» | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1) Расцвет средневекового западноевропейского общества продолжался несколько веков. 2) Под обществом понимают все формы взаимодействия людей. 3) Общество собаководов организовало очередную выставку. 4) Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества. 5) Общество любителей изящной словесности избрало своего председателя.
| А) в широком значении Б) в узком значении |
Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать – успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Это экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.
Примеры заданий
1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.
3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.
Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.
Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.
Остановимся на наиболее сложных заданиях.
Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.
Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) резкий подъем рождаемости
Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.
Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.
Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А и Б
4) оба суждения неверны
2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
6) порождают социальные конфликты
3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
---|---|
1) постепенное истощение запасов нефти и металлов 2) активизация деятельности экстремистских групп 4) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран 5) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | А) угроза мирового терроризма Б) угроза экологического кризиса В) проблема «Север-Юг» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|
Б | А | В | В | Б |
Использованные ресурсы:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
(http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)
Марина Офёркина, 14.02.2011, 86448
Ирина 08 Июня 2013
Вопросы 3 и 4, можно уточнить почему не подходят ответы про материальный мир?
«понятие общество в широком смысле слова можно определить, как обособившуюся часть природы, но тесно связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей» (пособие Баранова по подготовке к ЕГЭ стр. 9)
Тест по теме «Общество» 10 кл. (базовый). По учебнику под ред. Боголюбова (базовый).
О – 10 Тест по теме «Общество» (базовый уровень). В – 1.
1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как
1) систему, 2) часть природы, 3) материальный мир, 4) цивилизацию.
2. Общество в понимании ученых – это
1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному,
2) способы взаимодействия и формы объединения людей,
3) часть живой природы, подчиняющаяся её законам,
4) материальный мир в целом.
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле слова – это весь окружающий человека мир.
1) Верно только А, 3) Верны оба суждения,
2) Верно только Б, 4) Оба суждения не верны.
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к объединению людей, связанных сходными интересами.
Б. Общество является совокупностью подсистем и социальных институтов.
1) Верно только А, 3) Верны оба суждения,
2) Верно только Б, 4) Оба суждения не верны.
5. Найдите в приведенном списке общественные явления и выберите верную комбинацию букв
а) возникновение государства,
б) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям,
в) создание новых лекарственных препаратов,
г) формирование наций,
д) способность человека к чувственному восприятию мира.
1) абд, 2) бгд, 3) авг, 4) авд.
6. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и выберите верную комбинацию букв
а) обособление от природы,
б) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов,
в) способность к самоорганизации и к саморазвитию,
г) выделение из материального мира,
д) постоянные изменения,
е) возможность деградации отдельных элементов.
1) вде, 2) агд, 3) бвг, 4) где.
7. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек,
2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи,
3) строительство пирамид в Древнем Египте,
4) распад империи Карла Великого.
8. В отличие от природы общество
1) является системой, 3) выступает в качестве творца культуры,
2) находится в развитии, 4) развивается по собственным законам.
9. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом,
2) формирование кастовой системы в Древней Индии,
3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае,
4) издание Иваном Четвертым в 1550 году нового Судебника.
10. Запишите слово, пропущенное в схеме.
11. Установите соответствия между подсистемами общества социальными ситуациями: каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
А) организация предпраздничной торговли, 1) экономическая,
Б) проведение референдума о доверии президенту, 2) политическая,
В) принятие закона об общественных организациях, 3) духовная.
Г) написание приключенческого романа,
Д) производство товаров массового спроса,
Е) проведение научного исследования.
Оформите ответ в тетради в виде таблицы:
12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (2) Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилизации. (3) Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4) В работе Римского клуба принимают участие специалисты разных стран.
Определите, какие положения носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений
Оформите ответ в тетради в виде таблицы:
13. Запишите слово, пропущенное в схеме:
14. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) Верно только А, 3) Верны оба суждения,
2) Верно только Б, 4) Оба суждения не верны.
15. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям.
Настоящий конфликт затрагивает
1) политическую и социальную сферы жизни общества,
2) экономическую и социальную сферы жизни общества,
3) политическую и духовную сферы жизни общества,
4) все сферы жизни общества.
16. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой).
О – 10 Тест по теме «Общество» (базовый уровень). В – 2.
1. Общество в понимании ученых – это
1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному,
2) способы взаимодействия и формы объединения людей,
3) часть живой природы, подчиняющаяся её законам,
4) материальный мир в целом.
2. В отличие от природы общество
1) является системой, 3) выступает в качестве творца культуры,
2) находится в развитии, 4) развивается по собственным законам.
3. Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу
1) разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом,
2) формирование кастовой системы в Древней Индии,
3) строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае,
4) издание Иваном Четвертым в 1550 году нового Судебника.
4. Запишите слово, пропущенное в схеме:
5. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям.
Настоящий конфликт затрагивает
1) политическую и социальную сферы жизни общества,
2) экономическую и социальную сферы жизни общества,
3) политическую и духовную сферы жизни общества,
4) все сферы жизни общества.
6. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (2) Обострение глобальных проблем свидетельствует, по мнению ряда специалистов, о кризисе современной цивилизации. (3) Другие же считают, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4) В работе Римского клуба принимают участие специалисты разных стран.
Определите, какие положения носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений
Оформите ответ в тетради в виде таблицы:
7. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как
1) систему, 2) часть природы, 3) материальный мир, 4) цивилизацию.
8. Найдите в приведенном списке общественные явления и выберите верную комбинацию букв
а) возникновение государства,
б) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям,
в) создание новых лекарственных препаратов,
г) формирование наций,
д) способность человека к чувственному восприятию мира.
1) абд, 2) бгд, 3) авг, 4) авд.
9. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле слова – это весь окружающий человека мир.
1) Верно только А, 3) Верны оба суждения,
2) Верно только Б, 4) Оба суждения не верны.
10. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и выберите верную комбинацию букв
а) обособление от природы,
б) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов,
в) способность к самоорганизации и к саморазвитию,
г) выделение из материального мира,
д) постоянные изменения,
е) возможность деградации отдельных элементов.
1) вде, 2) агд, 3) бвг, 4) где.
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.
12. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политика, проводимая властями, может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) Верно только А, 3) Верны оба суждения,
2) Верно только Б, 4) Оба суждения не верны.
13. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек,
2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи,
3) строительство пирамид в Древнем Египте,
4) распад империи Карла Великого.
14. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» применимо к объединению людей, связанных сходными интересами.
Б. Общество является совокупностью подсистем и социальных институтов.
1) Верно только А, 3) Верны оба суждения,
2) Верно только Б, 4) Оба суждения не верны.
15. Установите соответствия между подсистемами общества социальными ситуациями: каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
А) организация предпраздничной торговли, 1) экономическая,
Б) проведение референдума о доверии президенту, 2) политическая,
В) принятие закона об общественных организациях, 3) духовная.
Г) написание приключенческого романа,
Д) производство товаров массового спроса,
Е) проведение научного исследования.
Оформите ответ в тетради в виде таблицы:
16. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой).
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.
Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.
Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1
К характеристике общества как системы относится
1) неизменность во времени
2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом
Ответы: 2
Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер
Ответ: 134
7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО» | |||||
1) Расцвет средневекового западноевропейского общества продолжался несколько веков. 2)Под обществом понимают все формы взаимодействия людей. 3) Общество собаководов организовало очередную выставку. 4) Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества. 5) Общество любителей изящной словесности избрало своего председателя. Ответ:
| А) в широком значении Б) в узком значении |
Примеры заданий
Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Ответ: 1
2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Ответ: 2
Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.
Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.
Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.
Ответ: 3
Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.
Ответ: 1
Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.
Остановимся на наиболее сложных заданиях.
Примеры заданий
Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.
Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.
Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) резкий подъем рождаемости
Ответ: 145
Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.
Примеры заданий
Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.
Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А и Б
4) оба суждения неверны
Ответы: 3
2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:
1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
6) порождают социальные конфликты
Ответ: 125
3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
1) постепенное истощение запасов нефти и металлов 2)активизация деятельности экстремистских групп 3) быстрый рост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки 4) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран 5) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | А) угроза мирового терроризма Б) угроза экологического кризиса В) проблема «Север-Юг» |
Ответ:
1. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности. В человеке тело (физическое) и ум (психическое) образуют нерасторжимое единство. Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез – становление человека и социогенез – становление общества. Современные теории объединили эти два процесса – антропосоциогенез. Биологическая природа – это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.
2. Личность–продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому общество оказывает на личность максимальное влияние. Когда говорят о личности, то подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость.
Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Причем, все эти социальные свойства личность получает под влиянием общества в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.
Социализация | |
Первичная: | Вторичная: |
окружение человека (семья, друзья…) | формальное окружение (воздействие институтов, учреждений) |
агенты: родители, друзья, няни… | агенты: представители школы, армии, церкви… |
Личность – это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность – это существо, которое со знанием дела принимает решения и несет ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.
3. Бытие – категория, которая означает существование, основанное на положении «я есть». Деятельность – это такая форма активности, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Виды деятельности: практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением сознания людей).
Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результаты.
4. Потребности – осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. потребности человека можно разделить на три группы:
– биологические (потребность в пище, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода …);
– социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе);
– духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).
Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог Абрахам Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).
К первой группе относятся:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, воде, одежде, дыхании, жилище, отдыхе…);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости).
Ко второй группе относятся:
а) социальные потребности (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте);
в) духовные (потребности в самовыражении).
От потребностей следует отличать интересы людей.
5. Социализация и воспитание личности:
а) приспособление человека к обществу (социуму);
б) процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей;
в) превращение человека в социального индивида, т.е. личность.
Агенты первичной социализации | Агенты вторичной социализации |
| |
родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, няни, родственники, друзья учителя, врачи. | представители администрации школы, колледжа, предприятия армии, милиции, церкви, государства. |
Девиантное поведение включает в себя самые разные явления, причем не обязательно негативные. Наказание за отклоняющееся поведение зависит от серьезности нарушения, а также от того, насколько велики его последствия.
Отклонения могут быть:
1) абсолютными (нарушение норм, справедливых для всех без исключения членов общества – уголовные преступления);
2) относительными (действия или поведение, не соответствующее ожиданиям лишь некоторых индивидов или некоторых социальных групп).
Задания для систематизации материала
Задания уровня С
С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей
1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам.
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.
С5. Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
Могут быть приведены и другие примеры.
Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
1. Экономика – многозначное понятие, которое может рассматриваться и как совокупность отношений в области производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и как хозяйство (хозяйственная деятельность) конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи), и как область знаний об особенностях поведения людей в процессе производства и потребления материальных благ, о способах распределения и потребления ограниченных ресурсов.
3. Факторы производства – это экономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном технологическом процессе. Выделяют три основных фактора производства: труд (та часть трудоспособного населения, которая непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии); капитал (совокупность материальных и финансовых ресурсов предприятия, представленная в двух формах – натурально вещественной (здания, сооружения, станочный парк, оборудование и т.д.) и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги)); земля (в широком смысле означает все используемые в производственном процессе природные ресурсы; в узком – объект хозяйствования (пахотная земля) или объект собственности). В качестве самостоятельных факторов современного производства выделяют информацию и предпринимательские способности (способность человека организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции, добиться необходимого результата в виде прибыли).
4. Экономическая система – это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Экономические системы различаются способами решения основных вопросов экономики. Различают традиционную, командную (плановую, централизованную), рыночную и смешанную экономические системы.
5. Собственность – это принадлежность каких-либо ценностей определенным лицам. Необходимо помнить, что в юридическом плане существуют три правомочия собственности (владение, пользование и распоряжение), и уметь различать их на конкретных примерах.
6. Предпринимательством называется инициативная самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени или под юридическую ответственность фирмы, предприятия. Бизнес может быть организован в индивидуальной и коллективной формах (полное и коммандитное товарищество, кооператив, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное и государственное унитарное предприятие и т.д.).
7. Налоги – обязательные платежи частных лиц и фирм в пользу государства, выполняющие фискальную (наполнения государственного бюджета), распределительную, антиинфляционную, контрольно-учетную и социально-воспитательную функции. Различают прямые и косвенные налоги. Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения.
8. Под безработицей понимают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, излишек рабочей силы. В зависимости от причин различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Фрикционная безработица – безработица, вызванная постоянными и необходимыми изменениями в размещении ресурсов общества между сферами производства товаров и услуг. Это тот случай, когда наниматели не имеют сведений о наличии нужных работников, либо работники не знают о наличии свободных рабочих мест. В ситуации фрикционной безработицы работники довольно долго подыскивают рабочее место, в наибольшей степени соответствующее их запросам. Структурная безработица вызывается изменениями в структуре национальной экономики. Циклическая безработица возникает в результате спада производства, происходящих регулярно (циклически). Спад производства влечёт снижение спроса на все его факторы, в том числе и на труд. Выделяют также и сезонную безработицу.
В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Экономика».
Задания для систематизации материала
Уровень А
1.На рисунке отражена ситуация на рынке зерна:
линия предложения Sпереместилась в новое положение S1(P– цена товара, Q– количество товара).
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна
Ответ: 4
2. На рисунке отражена ситуация на рынке экзотических фруктов:
линия предложения Sпереместилась в новое положение
S1(P– цена товара, Q– количество товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со)
1) высоким урожаем экзотических фруктов
2) снижением доходов потребителей
3) ростом таможенных пошлин на импорт фруктов
4) повышением тарифов на грузовые перевозки
Ответ: 1
3. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров:
линия спроса Dпереместилась в новое положение
D1 (P– цена товара, Q– объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, преждевсего, с (со)
1)ростом числа продавцов компьютеров на рынке
2)переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки
3)снижением пошлин
на ввод комплектующих для стационарныхкомпьютеров
4)существенным удешевлением системных блоков и мониторов
Ответ: 2
4. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров:
линия спроса Dпереместилась в новое положение
D1(P –цена товара,Q–объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением налогов на производителей телевизоров
3) удешевлением технологии производства телевизоров
4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
Ответ: 1
5. На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики:
линия предложенияSпереместилась в новое положение
S1 (P —цена товара, Q —объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением доходов потребителей
2) сокращением количества потребителей
3) снижением налогов на производителей косметики
4) закрытием ряда косметических фирм
Ответ: 3
Комментарий:
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:спрос и предложение. Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время.Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
1.Уровень доходов в обществе;
2. Размеры рынка;
3. Мода, сезонность;
4.Наличие товаров-субститутов (заменителей);
5. Инфляционные ожидания.
Предложение – отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены – к снижению величины предложения.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей;
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих);
3. Уровень технологий;
4. Объём и доступность ресурсов;
5.Налоги и дотации;
6.Природные условия;
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические);
8. Размеры рынка.
Уровень В
В3. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) токарный станок | 1) земля |
Б) каменный уголь | 2) труд |
В) наладчик оборудования | 3) капитал |
Г) офис фирмы | |
Д) менеджер |
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 31232
В3. Установите соответствие между видами рынков и объектами спроса и предложения на этих рынках:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) бытовая техника | 1) рынок труда |
Б) иностранная валюта | 2) рынок капиталов |
В) услуги адвоката | 3) рынок товаров |
Г) муниципальные облигации | |
Д) страхование жизни |
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 32123
В3.Установите соответствие видов налогов:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) подоходный | 1) прямые налоги |
Б) с продаж | 2) косвенные налоги |
В) акцизный сбор | |
Г) на наследство | |
Д) на имущество | |
Е) на добавленную стоимость |
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 122112
В3. Установите соответствие действий и элементов статуса собственника:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) содержать в порядке | 1) права (полномочия) |
Б) нести финансовые расходы | 2) обязанности |
В) владеть | |
Г) платить налоги | |
Д) извлекать полезные свойства | |
Е) распоряжаться |
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 221211
В4.Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как факторупроизводства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ: 235
В4. Найдите в приведенном списке проявления экономической сферы обществен