что можно научиться готовить детям

Как научить ребенка готовить?

Умение приготовить вкусную пищу – это не только способность, которой необходимо владеть любому человеку, но еще и очень интересное и полезное хобби. Чтобы с малых лет начать учить ребенка азам приготовления пищи, его для начала нужно заинтересовать и увлечь этим занятием. Такой опыт не только будет полезен для ребенка в будущем, но и сыграет большую роль в развитии малыша.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Чтобы заинтересовать ребенка приготовлением пищи, недостаточно просто рассказывать и показывать ему, как и что следует делать. Обучение ребенка должно происходить в форме игры. Именно в этом случае ребенок не только заинтересуется процессом готовки, но и лучше, таким образом, будет усваивать информацию.

С какого возраста можно вовлекать ребенка в кулинарию?

Начинать необходимо тогда, когда ребёнок проявляет к этому интерес. Все дети разные и процесс вовлечения в кулинарию у каждого происходит в своем возрасте. Одни дети увлекаются кулинарным процессом в три года, другие — в пять лет, а некоторые только в подростковом возрасте. Главное родителям не игнорировать желания детей и давать задания, с которыми они справятся.

Детей дошкольного возраста привлекают для выполнения простых действий:

Ребенок с удовольствием поможет маме перемешать салат, разложить ингредиенты на пицце, примет участие в украшении пирожного или торта.

Дети младшего школьного возраста справятся с приготовлением:

Под присмотром взрослых с радостью замесят тесто на блины или оладьи. Ребенку не сложно будет порезать отварной картофель, морковь, яйца для салата или натереть сыр. Дети с удовольствием завернут начинку в блины или лаваш. А также помогут лепить вареники или пельмени.

Старшим школьникам доверяют уже сложные задачи на кухне:

Дети в этом возрасте отлично справятся с приготовлением завтрака или ужина, если будет желание. Старшим детям будет интересно импровизировать свои рецепты, и угощать ими родителей или друзей.

А если ребенок не проявляет интерес к кулинарии, как тогда поступать родителям. Ни в коем случае не принуждать и не заставлять ребенка, а лучше попытаться заинтересовать его кулинарным творчеством. Рассмотрим ниже в статье несколько способов.

Как лучше всего увлечь ребенка кулинарией?

В современном мире существует достаточно интересных вещей, с помощью которых родители заинтересуют ребенка кулинарией.

Детские кулинарные книги

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

В книжных магазинах можно найти большое количество разнообразных поваренных книг с красочными картинками, как для маленьких детей, так и для ребят постарше.

Пошаговое приготовление простых рецептов помогут юным поварам:

Дошкольники смогут осваивать кулинарное мастерство под руководством родителей. А детки постарше уже смогут приготовить многие блюда самостоятельно.

Смешные бутерброды

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

В интернете много наглядных примеров, как приготовить красивые или смешные бутерброды. Как оригинально украсить каши, салаты. Главное вдохновиться родителям на этот процесс и увлечь за собой ребенка.

Готовим интересные рецепты с детьми: видео

Можно посмотреть совместно с ребенком специальные обучающие передачи по кулинарии, в которых в игровой форме покажут, как приготовить оригинальные блюда и десерты.

Кулинарные мастер-классы

Возможно, заинтересуют детей и кулинарные мастер-классы, которые сейчас популярны во многих кафе. На таких занятиях дети готовят своими руками кулинарные шедевры, проявляют воображение, творчество. Готовые блюда потом с удовольствием съедают и угощают родителей.

Семейные традиции

Еще один способ, который может привлечь детей к кулинарии – пример родителей. Расскажите ребенку свою историю о том, как мама или бабушка учили вас готовить в детстве.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Наверняка, в семье есть любимые рецепты (для начала не сложные), которые передавались из поколения в поколение. И кто знает, может ребенок тоже захочет продолжить семейные традиции в приготовлении этих блюд.

Домашний мастер-класс по приготовлению выпечки

Подходящим вариантом в увлечении кулинарией может стать домашний мастер – класс по приготовлению выпечки.

Детям очень нравятся сладости, они с удовольствием будут стряпать печенье, кекс или пирог. Главное учесть возраст ребенка и его способности, чтобы правильно выбрать ему занятие на кухне. Например:

Если детей несколько и они разновозрастные, то задача мамы:

Когда много детей процедура приготовления идет интереснее и веселей. Ведь каждый норовит понравиться, сделать свое задание лучше. А родителям в этот момент нужно обязательно хвалить своих детей, даже за незначительные достижения.

Похвала придаст детям уверенности в своих силах и побудит их к дальнейшим кулинарным подвигам.

Для примера, можно устроить дома мастер-класс по приготовлению с детьми вкусного домашнего печенья вот по такому простому рецепту.

Домашнее печенье — готовим месте с детьми

Домашний кулинарный мастер-класс — это:

Такие занятия помогают детям не только проявлять творческие способности и развивать усидчивость, а также дают возможность детям почувствовать себя взрослыми или настоящим шеф-поварами.

В процессе домашнего кулинарного мастер-класса дети:

Предлагаем устроить домашний мастер-класс по приготовлению вкусного домашнего печенья.

Что необходимо подготовить заранее?

Рабочее место

Подготовьте рабочее место таким образом, чтобы оно было удобным не только для мамы, но и для ребенка. Поблизости не должно быть острых ножей, горячего чайника или плиты. Очень важно, чтобы в процессе готовки ничего не мешало и не стесняло. Лучше убрать все лишние предметы.

Ингредиенты

Для рецепта нам понадобится мягкое сливочное масло. Поэтому его лучше заранее достать из холодильника, чтобы в процессе замешивания теста не тратить время на разморозку.

Кухонную утварь

Потребуется глубокая миска, ложка для перемешивания ингредиентов, сито, весы, формочки, скалка. Все предметы приготовить заранее, чтобы ничего не искать.

Фартуки

Подготовьте для себя и детей красивые фартуки, колпаки, косыночки. Пусть детки почувствуют себя настоящими поварятами. Можно приобрети целлофановые одноразовые фартуки, чтобы их не стирать. Можно самим изготовить оригинальные фартуки, которые будут только у вашей семьи.

Мастер-класс по изготовлению фартука можно посмотреть в этой статье.

Рецепт домашнего печенья без яиц

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Ингредиенты:

Приготовление:

Под чутким руководством взрослого ребенку нужно:

Чтобы дети не скучали, пока настаивается тесто можно предложить им игры:

«Угадай предмет». Дети с закрытыми глазами должны узнать на ощупь, что за предмет лежит на столе.

«Угадай на вкус». Родители нарезают фрукты и овощи на тарелку и дети с закрытыми глазами определяют их на вкус. Выигрывает тот, кто больше угадал.

А вот теперь начинаем творить!

Дети с помощью формочек вырезают различные фигурки или лепят из теста шарики, баранки, улитки, буквы, цифры. А затем выкладывают их на противень.

Родители выпекают печенье 20 минут при температуре 170 градусов.

Пока печенье печется детей можно занять игрой «Отгадай загадки».

Например, можно предложить отгадать загадки про те ингредиенты, которые использовали в нашем рецепте.

Так дети лучше запомнят, из каких продуктов сделано печенье.

Догадайтесь, кто такая? что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас … (Сметана)

Мы на хлеб его намажем что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки. (Сливочное масло)

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детямЧто же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает. (Сахар)

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детямИз меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

Готовое печенье можно у красить сахарной пудрой, шоколадом или глазурью.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Кроме выпечки печенья детям будут интересны и такие домашние мастер-классы:

Развитие способностей у детей через кулинарию

Во время обучения ребенка кулинарному искусству родители могут параллельно развивать арифметические, логические, творческие способности у детей. В процессе приготовления абсолютно любых блюд можно придумать интересные задания для детей, которые обогатят их интеллект.

А мы попробуем на примере вышеизложенного рецепта домашнего печенья узнать, чему можно научить ребенка в процессе его приготовления.

Развиваем кругозор

Подготавливая ингредиенты для выпечки печенья, коротко расскажите о них ребенку. Как делают сметану, масло или муку.

Например, откуда берется мука. Когда созревают на поле колоски пшеницы, их срезают и вынимают из них зернышки. Затем перемалывают эти зернышки в специальной машине и получают пшеничную муку. Кстати, раньше зерна мололи на мельнице. Из муки пекут белый хлеб, торты, пирожки и булочки. А мы испечем сегодня печенье.

Развитие мелкой моторики

Чем лучше у ребенка развита мелкая моторика рук, тем быстрее идет развитие речи, и ребенок активнее мыслит. Например, при замешивании теста ребенок насыпает муку, кладет ингредиенты, перемешивает, разминает.

Работая с тестом, ребенок учится:

Во время такой работы у него активно развиваются руки и пальчики, а это в дальнейшем положительно отразится на его речевой и мыслительной деятельности.

Развитие сенсорики

Игры на развитие сенсорики интересны и познавательны для детей. В тоже время они очень просты, поэтому для родителей не составит труда их придумать. Начинать развивать сенсорику у детей необходимо в младшем дошкольном возрасте.

Используя тесто для приготовления печенья, ребенок познакомится со свойствами предметов:

Приготовьте формочки разной величины (лучше цветные) с помощью которых ребенок будет выдавливать фигуры из теста.

Поинтересуйтесь у ребенка, какие еще предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы он знает. А какие сможет найти на территории кухни.

Изучаем цвета. Например, выдавить фигурки только красной формочкой или формочкой другого цвета. Предложите ребенку найти предметы из окружения красного цвета, зеленого или синего цвета. Какие овощи, фрукты ребенок знает зеленого, красного или желтого цвета.

Полезно развивать у детей вкусовые качества. При изготовлении печенья, пусть ребенок попробует (под присмотром родителей) на вкус некоторые ингредиенты и оценит, что сладкое, что кислое, а что безвкусное.

Знакомясь, со свойствами предметов, с вкусовыми качествами продуктов, ребенок накапливает запас представлений о мире вокруг, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Развитие логики

Логические игры расширяют кругозор, улучшают память, учат рассуждать, сравнивать и сопоставлять.

Пока печенье запекается в духовке 20 минут, родители могут поиграть с детьми вот в такую игру — «Найти предмет по его описанию».

Мама мысленно выбирает предмет, который находится на территории кухни. Затем описывает внешний вид, свойства выбранного предмета. А ребенок угадывает, о чем идет речь. Сначала выбирайте предметы, которые ребенок хорошо знает, а потом усложняйте задачу. Пусть попробует отгадать мало знакомые предметы. Если в семье есть дети более старшего возраста, то они могут играть в эту игру со своими младшими сестрами и братьями.

Следующая игра называется «Опиши признаки предметов».

Знакомство со свойствами предметов можно проводить следующим образом: ребенку надо назвать как можно больше определений для известных ему слов. Дети легко справляются с описанием фруктов, сладостей, игрушек. Чуть сложнее будет охарактеризовать кухонную утварь или мало знакомые предметы. В этом случае родители подсказывают или задают наводящие вопросы, чтобы у ребенка не пропал интерес к игре.

Например, возьмем слово печенье и зададим вопрос — «Какое бывает печенье»? Обязательно следует дать пример: печенье мягкое. Затем задается следующий вопрос: «Какое еще бывает печенье»? — сладкое, вкусное, домашнее, красивое, маленькое, круглое и т.д. Чем больше сможет ребенок дать определений, тем лучше. Такая игра развивает:

Одним из видов упражнений для развития логики могут стать загадки. Так как ребенок находится на кухне, то и загадки можно посвятить этой теме — про овощи, фрукты, кухонную мебель или кухонную утварь.

Развитие творчества, воображения

Творческие способности заложены в каждом ребенке и начинают проявляться в раннем возрасте. И чтобы родители смогли распознать способности детей они должны увлекать ребенка разными видами деятельности:

Занятие кулинарией — это увлекательный и интересный процесс для детей. Ведь, приготовление еды это тоже искусство, где ребенок раскрывает массу творческих способностей. А задача родителей — помочь в этом детям.

Из теста, которое приготовили для выпечки печения, ребенок может накатать шарики и вылепить из них человечка, пирамидку, снеговика или колобка. После того как испекутся печенья можно их украсить и разрисовать шоколадом или глазурью. Порой у детей получается такая красота, что даже взрослым не под силу.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Используя готовые фигурки печенья, дети могут сочинить о них сказку или историю. Либо вспомнить и озвучить готовые сказки (теремок, колобок, репка), где героев можно заменить теми фигурками, которые сделал ребенок.

Развитие математических способностей

Математика в кулинарии занимает важное место, так как для приготовления любого блюда необходимо соблюдать точное соотношение продуктов, время и температуру приготовления. Во время приготовления различных кулинарных блюд используются математические величины :

Ребенок знакомиться с этими величинами, когда взвешивает, отмеряет, делит на порции, считает ингредиенты.

Детям постарше можно придумать несложные задачки. Например:

Чтобы испечь пирог из 4 яиц понадобится 200 гр. муки, 100 гр. сахара и 80 гр. сливочного масла. А сколько понадобится муки, сахара и сливочного масла, чтобы испечь пирог из 2 яиц?

Дети помладше могут посчитать, сколько получилось из теста зверушек, сколько кружочков, сколько всего фигурок сделала вся семья. Пусть ребенок расскажет, каких фигурок больше, каких меньше, а каких поровну.

Развитие эстетического вкуса

Во время кулинарных занятий необходимо учить детей не только правильно готовить, но и красиво подавать блюдо. Важно познакомить ребенка с правилами сервировки, творческому оформлению блюд, как на каждый день, так и к празднику. В младшем возрасте дети повторяют за родителями, а когда вырастают, уже сами начинают фантазировать, как красиво можно украсить стол.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Развивая детей во время кулинарных уроков родителям, прежде всего, необходимо помнить:

Если ребенок легко справляется и с нетерпением ждет еще задачек, смело предлагайте. А при первых признаках усталости делайте перерыв.

Не забывайте про самое главное — занятия должны доставлять ребенку удовольствие!

Родителям на заметку

Прививая детям любовь к кулинарии родителям необходимо помнить следующее:

1. Научить детей соблюдать технику безопасности. Ведь кухня содержит в себе очень много опасных предметов.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

2. Выбирать простые рецепты, на приготовление которых уйдет не боле 30 — 40 минут. Малышам достаточно будет и 20 минут. Не растягивать процесс на несколько часов. А то устанет и мама, и дети. И в следующий раз ребенок может не захотеть принимать участие в готовке.

3. Следует поддержать ребенка, если он хочет приготовить что-либо самостоятельно.

Не стоит бояться, если ребенок:

Даже у взрослых не всегда блюда получаются идеальные. А ребенок только начинает осваивать этот непростой кулинарный процесс.

Хвалите и поощряйте детей за то, что они проявляют стремление к обучению и самостоятельности.

Даже если, что-то не получилось у ребенка, обсудите:

Проанализируйте все моменты и позвольте приготовить ребенку это блюдо еще раз. И тогда он точно не разочаруется и не потеряет интерес к этому занятию.

4. Не стоит ругать и критиковать детей за неаккуратность, за испачканную посуду, одежду, стол, иначе это оставит неприятный отпечаток на процессе приготовления пищи.

Навык наведения уборки у детей еще не отработан. Он приобретается со временем. Дети быстро учатся и в школьном возрасте начинают автоматически придерживаться порядка. Главное родителям терпеливо и тактично ребенку об этом напоминать.

5. Следите, чтобы занятия проходили на хорошем эмоциональном уровне. Если дети на данный момент не желают заниматься, не нужно их заставлять. Выберите момент, когда ребенок заинтересуется кулинарным творчеством. Таким образом, он лучше усвоит материал.

6. Необходимо учитывать возрастные и физические возможности детей. Важно давать такие задания, с которыми ребенок справится. В результате, процесс готовки доставит детям радость и удовольствие, а не разочарование.

Совместная кулинария – это увлекательный и интересный процесс для всей семьи. Во-первых, каждый вносит свою лепту в приготовление еды. Во-вторых, родители радуются, что дети развивают навыки приготовления пищи, а дети получают удовольствие от интересных и творческих заданий. В-третьих, совместная кулинария не только объединяет семью, а также способствует хорошему настроению и отличному аппетиту.

Источник

Дети на кухне: научить, увлечь и получать удовольствие

Материнские заметки

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Научиться готовить еду – конечно, дело интересное и во всех отношениях важное. Если дети хотя бы периодически готовят, в этом есть много плюсов:

Научить

Кого-то из нас учили готовить бабушки, кого-то мамы, кто-то учился сам во взрослом возрасте, на своих ошибках. Последние годы все чаще учителем оказывается наш главный наставник и друг – интернет. И все же, как оно бывало «раньше», так и «нынче»: в одних семьях дети умеют и любят готовить с раннего детства, а в других не готовят вообще. Нельзя сказать, что одна ситуация однозначно хороша, а другая плоха: все мы разные, и живем по-разному, и детей воспитываем очень по-разному. И все же: если дети не готовят, но родители хотят их «поставить к плите», как провернуть это без ущерба для физического и психического здоровья обеих сторон?

Для начала напомню: ребенка, который впервые встает к плите, даже если он ростом выше мамы, необходимо научить технике безопасности. Проговорить очевидные вещи. Обезопасить не только самого начинающего повара, но и его младших братьев и сестер. С другой стороны, заботе о безопасности тоже нужны границы: нельзя превращать заботу о безопасности в невроз. Ребенок лет семи вполне способен научиться управляться с ножом, плитой, кипятком и прочими, несомненно, очень опасными вещами. Как и в любом педагогическом деле: сначала контролировать, но со временем все больше и больше доверять ребенку, отпускать его. Весь смысл – в самостоятельности, а не в выполнении инструкций.

Другая тривиальная тема: когда мы только начинаем учить ребенка готовить, на первых порах необходимо все показывать, каждое действие объяснять. Как чистить морковку, как снять цедру с лимона, как отделить белок от желтка. Особенно если мы говорим о достаточно маленьком ребенке. Да, возможно, одно и то же придется повторить раз пятьдесят. Не потому, что у меня ребенок тупой, и не потому, что у него руки не из того места растут, а потому что он ребенок, потому что он учится, и, как каждый ученик, мой ребенок не может с первого раза стать мастером. Если я в девять лет варила суп на семью из пятнадцати человек, это не значит, что мой девятилетний ребенок обязан, в первый раз вставая к плите, так же тонко срезать кожуру с картошки и так же виртуозно нарезать лук, как это делала я.

Увлечь

Сложнее не научить, а увлечь ребенка кулинарией, чтобы он не просто послушно варил супы, но делал бы это с радостью

Научить ребенка готовить – не так чтобы просто, но, в общем-то, просто. Сложнее увлечь ребенка кулинарией, чтобы он не просто послушно варил супы и пек пироги, но делал бы все это с радостью.

Неувлеченный, но послушный и наученный ребенок получит указание от родителей: «Пожалуйста, свари овощной суп». Он все сделает. Не очень послушный, но наученный ребенок, возможно, сначала будет сопротивляться; с ним придется торговаться, сулить награду, грозить наказанием или просто убеждать…

Увлеченный ребенок – это другая история. «Мама, можно я приготовлю на обед гаспачо? У нас нет такого количества помидоров?! Тогда можно завтра?» Добрая мама позвонит доброму папе, попросит заехать на рынок за помидорами. «Мама, и еще не забудь про базилик!» – и вечером: «Папа, спасибо, отличные помидоры. Только пусть их никто не ест, мне нужны все эти полтора килограмма!».

Увлеченный ребенок сам будет находить интересные рецепты, будет строго следовать советам или, наоборот, экспериментировать. Поварское дело будет для него наградой само по себе. Как же увлечь ребенка кулинарией?

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Все люди разные и истории увлеченности тоже очень разные. И все же, может быть, то, что когда-то сработало с одним ребенком, может сработать и с другим, почему бы и нет. Так что не обязательно, но вполне возможно кому-то пригодятся такие подходы:

1. Позволить проявлять инициативу. Если ребенок сам хочет что-то приготовить – не говорить: тебе еще рано/опасно/слишком сложно/невозможно/после твоей готовки кухню придется постирать в стиральной машине. Последний пункт для меня самой – самое трудное. И все же: когда малыш семи-восьми лет хочет сам приготовить блинчики, мне кажется, лучше позволить. Малыш хочет прямо «я сам» – можно написать ему на листочке список продуктов, пусть сам: сам достает все из холодильника, сам разбивает яйца (и вылавливает скорлупки из теста), сам взбивает смесь миксером, сам смазывает сковородку маслом…

Обязательно вводить правило: ты готовишь, значит, сам за собой убираешь

Обязательно вводить правило: ты готовишь, значит, сам за собой убираешь. Но все первые разы это неинтересное последствие готовки разгребать вместе с ребенком: не раздражаясь, не приводя в пример аккуратность старшей сестры и опыт собственного идеального детства, вытереть капли теста с рабочего стола, отскрести плиту, вытереть молоко с пола, собрать осколки разбитой тарелки. Потихоньку, раз за разом показывать ребенку, как можно нивелировать эти горькие последствия. И только со временем ввести это требование как настоящее требование: оставлять за собой рабочее место чистым. Но и когда ребенок подрастет, соединять просьбу убраться со словами поддержки и благодарности за вкусное блюдо.

2. Не просить о помощи, а предлагать готовить самостоятельно. Когда я сама была маленькой, я готовить очень не любила. Вернее, думала, что не люблю, потому что для меня готовить значило помогать маме на кухне, то есть выполнять какие-то неинтересные и часто буквально «грязные» дела: например, вымыть овощи, почистить их. Но когда мне было лет девять, я впервые оказалась где-то одна, без родителей или родственников. Это был скит только отрывшегося тогда Дивеевского монастыря. Всего несколько дней я прожила на попечении чудесной монахини, которая ушла в монастырь в семидесятые годы, когда ей самой было всего 17 лет. Тогда, в самом начале девяностых, она приехала в Дивеево вместе с игуменией Сергией из Рижского женского монастыря. Меня купило отношение этой светлой и мудрой матушки: она обращалась со мной так, будто я ей почти ровня. Утром мы с ней вдвоем пели на клиросе Параклис, днем у меня были самые настоящие послушания. Например, мне предложили пожарить кабачки для немногочисленных сестер скита. Впервые в жизни я этим занималась, но мне дали уже начищенные кабачки (это важно – «черная», самая скучная работа исключилась), показали, какой толщины должны быть ломтики, как их обваливать в подсоленной муке, до какой степени обжаривать, куда укладывать. Я все делала сама – мало того, никто даже не подходил меня проверять, но, правда, на кухне занимались своими делами другие сестры. Это, конечно, огромный риск – помимо всего прочего, риск оставить скит без кабачков и, возможно, без кухни. Но это доверие внезапно превращает неумеху-малыша во взрослого и ответственного человека…

Доверие внезапно превращает неумеху-малыша во взрослого и ответственного человека

Как только гигантская гора этих кабачков была готова, всех созвали на трапезу и к столу подали, конечно, много чего, но в том числе и эти мои кабачки. Живые взрослые люди ели то, что я приготовила. Вот этот момент – что я работаю не как малыш, а как равный – превратил готовку из тягостной повинности в интересное дело. Понимание, что это все – мое дело, позволило отнестись к работе с полной ответственностью. Позже и я сама, и многие другие родители имели возможность не раз убедиться: если к ребенку, работающему на кухне, относиться так же, как, скажем, к подруге, которая приехала тебе помочь с готовкой, ребенок это чувствует и всеми силами своей детской души отвечает этой готовности «быть взрослым». Он, что называется, «включает мозг». И «входит во вкус».

И еще один момент: здесь приготовление еды – не просто «послушание старшему». Здесь львиная доля «эффекта работы на людях» – на миру работа, конечно, красна. Здесь есть также эффект работы в команде, жизни в единодушном коллективе. Не так, что «я тут один работаю за всех», а «у каждого есть свое дело, и мы вместе делаем общее дело». Именно в семье, особенно в большой семье, можно достичь этого эффекта. Например, во время подготовки к празднику, когда один ребенок готовит мясо, другой – салат, третий – напитки, четвертый смотрит за малышом, и папа, и мама – все заняты. А потом все вместе садятся за стол. В таком режиме каждый чувствует, что его работа – это часть общего дела, и каждый понимает: да, работают все, и все будут наслаждаться результатом. Великая вещь.

3. Подарить ребенку красочную кулинарную книгу. Большую, красивую, с заманчивыми фотографиями блюд. Не обязательно детскую. Многие взрослые кулинарные книги – это очень подробные, пошаговые рецепты, которые могут вдохновить и научить и взрослого, и ребенка. Часто в таких книгах небольшие преамбулы-предисловия к каждому рецепту, в которых умелые авторы заманивают доверчивого читателя, заставляют поверить, что панна-котта – то, без чего человеку не прожить, и то самое блюдо, которое может и должен приготовить каждый. Если ребенок все это прочитает, увидит аппетитные фотографии этого желе из сливок, вполне возможно, он «клюнет» и захочет срочно все это приготовить. Велика вероятность, что у ребенка все получится – и тогда, скорее всего, малыш захочет готовить снова и снова. Он поверит: готовить интересно, не так уж и трудно, а получается – вкусно. Приготовит одно блюдо, другое, третье – вот потихоньку и научится готовить, и это дело войдет в привычку и станет частью жизни.

В нашей семье такими заманчивыми книгами, которые вдохновляли детей, учили их готовить, стали книги-альбомы таких разнополярных кулинаров, как Джейми Оливер, Максим Сырников, Гордон Рамзи, Юлия Высоцкая. Но, конечно, для каждого человека, для каждого ребенка такие книги – свои. Так, один из моих старших детей «влюбился» в кулинарное дело, когда ему было уже целых одиннадцать лет, и произошло это после встречи с очень неказистой, черно-белой книжкой Вильяма Похлебкина. Вернее, сначала была одна книжка, потом сразу вторая, третья – сын перечитал все книги Похлебкина, которые нашлись у нас дома. Это как раз – без картинок, с очень невнятными рецептами. Зато с огромной вдохновляющей мощью. После Похлебкина этот ребенок увлекся в целом реконструкцией русской кухни: мочил яблоки, варил суточные щи, пек хлеб по рецептам XIX века… Конечно, такая увлеченность – никак не заслуга родителей. Так сложилось, каждому свое. Наше дело было – держать в доме нужные книги, поддерживать стремления ребенка, вот и все. Это история скорее про эффект домашней библиотеки – когда книг дома много, когда все они разные и доступны детям. А также про то, что никогда не знаешь, что именно сработает. Ведь все мы разные. И все наши дети тоже разные. Кому-то зайдет черно-белая книжка, а кого-то и красочный альбом не вдохновит…

Два в одном

Не совсем про то, как увлечь ребенка кулинарией, а скорее – про использование этой увлеченности. Один из вариантов этого использования я открыла для себя совершенно нечаянно.

Ребенок увидел красочную кулинарную книгу на английском и тут же начал готовить по ней

Когда мы начали учить своих детей английскому языку и потихоньку подбирали разные варианты учебных пособий, методик, подходов, я наткнулась на красочную кулинарную книгу на английском. Книга была ориентирована на детей, каждый этап приготовления был хорошо иллюстрирован. Купила я эту книгу для моего второго малыша, который тогда изучал английский всего второй год, и была совсем не уверена в том, что ребенок, изучающий английский в школе (то есть почти никак) и у такого неумелого преподавателя английского, как я (а я вообще не преподаватель английского), сможет читать эту книгу. Так что я купила ее «на вырост». Но малыш увидел книжку и тут же начал по ней готовить.

Ребенок был знаком далеко не со всеми словами, но представлял себе процессы приготовления еды. Сами иллюстрации позволяли многое понять без словарей. И вот уже маленькое чудо: девятилетний малыш испек печенье по английской кулинарной книжке. Первый раз посмотрел что-то в словаре, спросил у папы, у мамы. Второй раз печет это же печенье – и уже узнает слова, обороты. Третий раз почти знает рецепт наизусть и только подглядывает в книгу, бормоча себе под нос: «теперь butter… white chocolate поломать на small pieces…». И вот уже, открывая текст на английском языке, ребенок думает, что он все понимает. Вернее, он открывает книгу на английском – не чтобы «учиться», не потому что «родители заставили», но чтобы узнать, сколько он должен взять яиц для печенья. Так нечаянно и очень быстро запоминаются слова и словосочетания. Так нечаянно книга на английском становится просто «поваренной книжкой ребенка». А главное, именно кулинарная книга, в отличие от большинства других, заставляет обращаться к ней снова и снова – каждый раз, когда хочется приготовить какой-нибудь lemon cake. А значит, для ребенка становится естественным периодически обращаться к текстам на иностранном языке.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

На следующем этапе, когда владение английским достигает уровня А2, оказываются хороши более серьезные кулинарные книги. Так, одному из наших детей, который очень любил книги Джейми Оливера, мы однажды подарили бестселлер «Cook with Jamie: My Guide to Making You a Better Cook» на английском. Любимый автор, некоторые рецепты знакомые, подросток любит готовить – и вот, все любимое сходится в одной книге. Конечно, владение языком этого уровня еще не позволяет читать легко и без словаря такие большие тексты, но ведь хочется и прочитать, и приготовить. Ребенок разглядывает книгу, разбирает рецепты. Что-то понравилось – находит перевод этого рецепта в интернете, ведь это проще, чем пытаться переводить со словарем. Мы никак не вмешиваемся, это дело ребенка. Но когда человек готовит уже второй или третий раз то же блюдо, ему бывает проще готовить по книге, не отыскивая переводы в сети; незнакомые слова теперь узнаются из контекста, ведь человек уже работал с этим рецептом. И так получается, что подросток снова и снова возвращается к английскому тексту и вскоре легко запоминает новые слова и выражения. Ну а когда ребенок достигает уровня B2 или тем более C1, кулинарные книги на английском становится… просто кулинарными книгами на полке, и это просто – чтение на уже знакомом языке.

Конечно, помочь таким разным и регулярным встречам с изучаемым иностранным языком могут и многие другие книги, журналы, фильмы и мультики. Но именно кулинарные книги позволяют делать это правда регулярно, а главное, получается два в одном: и приготовление вкусных блюд, и погружение в язык.

Как решиться на всю эту педагогику?

Для многих из нас какое бы то ни было обучение детей, в частности, обучение ребенка готовке, допущение к плите – нормальная часть жизни. Но все же бывает, что родителям трудно на все это решиться. Например, из-за той самой грязи, которую малыш обязательно разводит на кухне. Трудно потому, что приходится самой все это потом убирать, ведь я сама приготовила бы это же блюдо и быстрее, и лучше, и кухня была бы в десять раз чище. А если заставлять ребенка убирать за собой, а он сопротивляется, это может выливаться в нервомотательные выяснения отношений. Это вообще мучительно: понимать, что все дети за собой всегда убирают, один мой такой неряха; я всегда за собой убирала, а моя дочка считает, что родная мать ей прислуга, – детей воспитывать я, соответственно, не умею… Трудно потому, что на первых порах детская готовка часто оборачивается выброшенными продуктами, испорченной плитой, разбитой посудой, сырым яйцом, которое никак не вычистить из щелей, и сломанным миксером…

Мне самой помогает, когда я воспринимаю первые кулинарные опыты своих детей не как «помощь маме по хозяйству», а как «учебно-воспитательный процесс». Если я жду помощи, то расстроюсь, когда вместо помощи получу кучу проблем. Но если это просто «урок труда» – что ж, тогда это фантастика: в школе ребенок учится готовить только в пятом классе, а мой изучает этот предмет уже в первом. И надо же – дом не сгорел, соседей не затопили: маленький гений растет.

что можно научиться готовить детям. Смотреть фото что можно научиться готовить детям. Смотреть картинку что можно научиться готовить детям. Картинка про что можно научиться готовить детям. Фото что можно научиться готовить детям

Я стараюсь поддерживать ребенка, не мешаю ему браться за трудные рецепты вроде торта Наполеон. Но если сама прошу ребенка приготовить что-то на всю семью (те же блинчики, раз уж он успешно готовил их пару раз), заранее настраиваюсь, что очередной опыт закончится хуже, чем ничем, и придется вместо блинчиков быстро отварить на ужин макароны. Тогда, если ребенок не справится, я не расстроюсь, а если справится – наоборот, обрадуюсь, а не восприму это как должное.

Домашние, взрослые дела развивают и социализируют детей куда лучше, чем специальные «развивашки»

Отношение к детской готовке как к учебе помогает смиряться с неизбежными лишними тратами денег на детские кулинарные эксперименты. Покупка пластилина, конструктора, цветной бумаги и прочего расходного материала для детских поделок, покупка всяких развивающих пособий или игр, игрушек для того, чтобы занять и развлечь чадо, обходится гораздо дороже. При этом готовка – это форма тех же самых развивашек, вид досуга и при этом, на мой субъективный взгляд, гораздо более «правильный» и «полезный» вид детских занятий. Лепить блинчик из пластилина – это, конечно, здорово. Но лепить такой же блинчик из теста для печенья – такая же мелкая моторика, только еще с кучей положительных моментов. Я вообще не люблю все специально развивающее – мне кажется, разные домашние, взрослые дела развивают и социализируют детей порой куда лучше «спец-педагогических» занятий…

Если дети готовят довольно регулярно, если родители их поддерживают, если не «обламывают», несмотря на все неизбежные трудности, даже малыши довольно быстро научаются готовить правда съедобную и даже по-настоящему вкусную еду. И вот тогда отпадает главный вопрос: где же маме, работающей, беременно-кормящей и вообще просто маме взять силы, найти время для этих детских кулинарных занятий. Ведь в реальности нередко случается, что дети начинают по-настоящему готовить. Мало того, они сами планируют меню, пишут список покупок (отсылают родителям в мессенджерах) и даже закупают продукты в магазине сами. В 12–14 лет они способны приготовить полноценный обед, даже праздничный, вообще без участия родителей. Договориться между собой: кто приготовит баранину с картошкой в мятном соусе, кто испечет тыквенный пирог, кто сделает торт «Три шоколада». Родителям остается только согласовать меню – и потом наслаждаться результатом. В перспективе вложение в такое обучение, и тем более в увлеченность, значительно освобождает родителей от стояния у плиты, экономит те самые силы и время.

В разных семьях домашние обязанности распределяются очень по-разному. При этом в некоторых семьях приготовление еды вообще не закрепляется, как чья-то обязанность: у кого есть возможность и желание, тот и готовит. В других семьях готовит только мама или только папа. Знаю большие семьи, в которых готовят дети, при этом в один день готовит один ребенок, в другой день – другой, так что один ребенок готовит всего раз в неделю. Бывает, что приготовление еды становится обязанностью одного, самого умелого ребенка. Как-то один мой знакомый священник, сильно многодетный отец, звал меня в гости:

– Сегодня матушка сама приготовила борщ!

Оказывается, последние несколько лет еду в этой семье готовила одна из старших девочек, а мама – только что-то «эдакое» под настроение. И вот девочка вышла замуж, уехала жить к мужу – матушка впервые за несколько лет сварила суп.

Впрочем, несмотря на очевидное удобство такого подхода, здесь могут быть свои ловушки. Бывает так, что ребенок учится, например, в одиннадцатом классе, а это море домашних заданий, подготовка к ЕГЭ. Если планируется поступление в вуз с ДВИ, то подготовительные курсы в институте, интенсивные самостоятельные занятия. Но родители «садятся на шею», заставляют готовить именно ежедневно на всю семью – и у человека порой не хватает ни сил, ни времени на полноценную учебу. Конечно, многие дети – «где сядешь, там и слезешь». Но некоторые родители умудряются помешать послушному, ответственному, кроткому ребенку получить хорошее образование… У такого принуждения может быть еще немало грустных результатов, разрушающих отношения между родителями и взрослыми детьми. Впрочем, при полном отсутствии у детей домашних обязанностей отрицательных эффектов тоже хватает.

Для того же занятого студента готовка может стать формой отдыха, отдушиной

Так что здесь, наверное, золотая середина – когда у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности, но они примерно равномерно распределены между всеми. И в этом распределении дел и нагрузки учитывается занятость и пожелания каждого. В этом случае для того же занятого студента готовка может быть формой отдыха, отдушиной. Так бывает, я сама знаю такие ситуации. При этом, если достаточно взрослый ребенок, старшеклассник или студент, живет вместе с родителями, и родители поручают ему готовить на всю семью, то, мне кажется, стоит отнестись к своему выросшему детке не как «рабу», а как к «свободному» – с правом голоса в составлении меню; с правом сказать: «Завтра у меня важное мероприятие, меня целый день не будет дома»; с правом предложить: «Я буду готовить по выходным, а на неделе я буду занят учебой». Так, чтобы для каждого члена семьи домашние хлопоты, как приятные, так и рутинные, были не только обязанностью, но и общим делом, объединяющим всех – для заботы друг о друге, для заботы об общем доме.

Домашние хлопоты – это не только обязанность, но и общее дело, объединяющее всех

Но даже если в семье никто не умеет и не любит готовить – это не конец света, не катастрофа, это вообще ничего не значит. Знаю несколько живых, интеллигентных и очень дружных семей, в которых живут пожилые родители и их взрослые дети, имеющие своих детей, – и никто толком не умеет готовить. И проблемой это не считается. Пожарят замороженные котлеты, сварят макароны, порежут огурчик – и нормально. Когда в семье любовь и согласие – все остальное выстраивается само собой, без хитрых приемов и специальных решений. Вообще, если дом живет единодушно, покупные пельмени на обед и холодные бутерброды на ужин будут в радость. А когда в семье каждый сам за себя, когда дом наполнен раздражением, криками, завистью, подлостью, тогда никакая семья не устоит – ни большая, ни маленькая. И тогда дом рушится, «вселенная наполняется войной и раздорами», и в этом хаосе – не все ли равно, сколько вкусных сложносочиненных блюд окажется на столе и кто эти блюда приготовил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *