что можно коллекционировать детям
Ребенок-коллекционер. Создаем домашний музей
Собирательство делает малыша более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. И дарит малышу радость обладания
Что только не хранится в «закромах» наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если мама и папа поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование.
Полезное увлечение
Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Его корни уходят в далекое прошлое. Так, при раскопках древнеславянского города Берестье, который датируется X-XII вв., археологи обнаружили коллекцию раковин тропических морей. Как они попали в наши северные широты? По всей видимости, их владелец был не равнодушен к коллекционированию. Не стоит расценивать коллекционирование только лишь как забаву. Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно и систематически. И задача взрослых не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Польза от таких занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, малыш занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов малыша. И если ваш кроха жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющиеся в доме предметы. И вот тому пример.
Как мы музей ракушек делали
Как-то зимой, когда заболевшая дочь скучала дома, решили мы с ней заняться приятным делом: перебрать запасы черноморских ракушек, собираемых ежегодно во время летнего отдыха. Рассматривая разномастные “домики” и отбирая их для поделок, мы обнаружили, что, оказывается, их у нас не три-четыре вида, как мы думали раньше, а гораздо больше. Тут-то и пришла в голову идея систематизировать нашу коллекция и сделать мини-музей обитателей Черного моря. Первым делом, мы разыскали в Интернете картинки и описания черноморских моллюсков. За этим последовало самое интересное: выбрать разные ракушки и определить их названия по нашему самодельному каталогу. Это оказалось очень непростым и полезным заданием. Некоторые ракушки так похожи, что, на первый взгляд, кажутся представителями одного вида. И только при внимательном рассмотрении и изучении их можно отличить одну от другой. Когда наши ракушки были рассортированы по видам, дочка отобрала для коллекции по 2-3 самых красивых экземпляра. Интересно, что некоторые редкие ракушки оказались вообще в единственном числе. Для выставки нам удачно подошел пластиковый контейнер от пластилина с ячейками, который мы поместили внутрь картонной коробки с крышкой. Слишком большие ячейки поделили на 2-3 части, вклеив полоски поролона. Этим же материалом заполнили все свободное пространство между стенками внутренней и внешней коробки, что бы лучше закрепить конструкцию. После этого дочка разложила ракушки в подходящие ячейки, вырезала фотографии экспонатов с подписями и кратким описанием и наклеила их на внутреннюю крышку коробки. Осталось лишь приклеить соответствующие номера возле картинок и экспонатов, чтобы любой желающий мог узнать, как назывался моллюск, обитавший в той или иной раковине. В результате, в нашем музее “поселилось” 20 экспонатов, а этим летом добавился двадцать первый. Этот миниатюрный музей в коробке стал предметом особой гордости дочери. Она непременно показывает его всем гостям, и даже носила в детский сад. В процессе составления коллекции дочка приобрела множество новых знаний, научилась различать моллюсков двустворчатых и брюхоногих, узнала, что некоторые из них почти совсем исчезли. Теперь мы подумываем пополнить коллекцию моллюсков, добавив в нее пресноводных и сухопутных жителей, и расширить географию их обитания, не ограничиваясь лишь Черным морем. Тем более что начало этому уже положено: у нас появились три египетские ракушки.
Коллекции вокруг нас
Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышом коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает малыша более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. А коллекционировать можно не только ракушки. Например, очень интересно собрать коллекцию птичьих перьев. В любом дворе отыщется перо голубиное, с моря можно привезти перышки чайки, в деревне у бабушки разыскать перья домашней птицы. Замечательные находки попадаются в зоопарке, в лесу, у берегов водоемов. Интересно сравнить перышки разных птиц по форме, цвету, размеру. Такие коллекции обычно очень нравится собирать девочкам, ведь они любят все легкое и невесомое. Если вам удастся увлечь кроху, то он будет выискивать перышки повсюду, развивая внимание и наблюдательность. Хранить такую коллекцию можно в пластиковой или картонной коробке, время от времени доставая и перебирая свои сокровища. Но, еще лучше, как и в случае с ракушками, сделать небольшую выставку ваших находок. Очень просто соорудить хранилище для перышек и других экспонатов из прозрачного целлофанового пакета. Возьмите такой пакет, разделите четырьмя горизонтальными и четырьмя вертикальными линиями на одинаковые прямоугольники. По этим линиям нужно сделать строчки на швейной машине, а затем аккуратно прорезать один слой целлофана в каждом прямоугольнике так, что бы получились кармашки. Положите в каждый прозрачный карманчик по разному экспонату, а сверху скотчем прикрепите бумажную полоску с названием птички-хозяйки, обронившей перо. Можно поступить и иначе. Разыщите с малышом картинки, изображающие нужных птиц, наклейте их на листы бумаги или картона, подпишите, а ниже ниткой прикрепите соответствующее перо. Каждый лист вложите в прозрачный файл, а файлы – в папку. Так коллекцию будет удобно хранить, рассматривать, носить в детский сад, при желании можно вытащить листы из файлов и потрогать перышки пальчиком. А если вашему юному орнитологу вздумается устроить дома выставку, файлы с картинками можно вытащить из папки, расставить или разложить на полке, украсив экспозицию детскими рисунками птиц, книгами и картинками соответствующей тематики. Предложите малышу пригласить на экскурсию в свой мини-музей приятелей из детского сада и выступить в роли экскурсовода. Только представьте, сколько полезных навыков приобретет юный экскурсовод. Ведь ему нужно будет не просто назвать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а, значит, подготовиться к такому рассказу заранее. Возможно, кто-то из друзей малыша тоже захочет собрать свою коллекцию. Так у крохи появятся единомышленники, с которыми ему будет интересно общаться, обсуждать свои новые находки и обмениваться предметами коллекции. Но не забывайте, что ваша задача – помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст… А что из объектов живой и неживой природы еще годится для собирания? Засушенные летние и осенние листья разных деревьев, травянистые растения, всевозможные семена, лепестки цветов. Еще можно собирать камни. А как их классифицировать, если никто в семье не имеет геологического образования и совсем не разбирается в минералах? Можно связывать находки с конкретным местом. Например, ребенок привозит красивые камешки из путешествий, раскладывает их в коробки, а вы подписываете то место, где они были найдены. Особенно много таких находок можно сделать в горах и у моря. Иногда интересные камни попадаются во время обычной прогулки буквально под ногами. Зато как потом интересно рассматривать эту коллекцию и вспоминать те замечательные места, где вам довелось побывать. А, при случае, можно показать камни специалисту и узнать, какие горные породы и минералы попали в вашу коллекцию.
Нумизматы и фалеристы
Собирать можно все, что угодно
И это действительно так. Помимо традиционного коллекционирования марок, открыток, значков, монет, существует множество необычных и даже смешных коллекций. Кто-то всю жизнь собирает всевозможные ложки, кто-то утюги, колокольчики, подсвечники, карандаши, сувенирные яйца и даже пуговицы. Кстати, и в таком, на первый взгляд, бесполезном занятии, как собирание пуговиц, можно найти много полезных моментов. Такое занятие здорово развивает память и внимание. Попробуй-ка, запомни всю свою коллекцию, что бы не повторяться. С экспонатами можно играть, сортировать их по цвету, форме и размеру. А некоторые пуговицы – это настоящие произведения искусства. Даже собирая всякие пустяки, можно расширить свой кругозор и узнать массу полезных и интересных вещей. Если ваш кроха увлекается, скажем, динозаврами или его сердцу милы кролики, или, может, он заядлый кошатник, предложите ему собирать фигурки его кумиров. Если это занятие ребенка увлечет, можно рассказать о нем близким и друзьям, и те с радостью привезут для юного коллекционера очередные оригинальные сувениры из своих поездок. Бывает, что такое коллекционирование увлекает всю семью, и даже папа становится большим любителем хрюшек, лошадок или цыплят. Любое совместное дело объединяет, улучшает межличностные отношения, а, значит, собирательство послужит укреплению семьи. Можно собирать и всевозможные тематические коллекции, где предметы подобраны согласно определенной теме. Например, после летнего отдыха можно привезти домой коллекцию «находок на морском берегу». В нее войдут красивые камешки, целые раковины и их интересные обломки, клешни крабов, обточенные морем кусочки стекла разных цветов и форм и прочие необычные находки. Если кроха любит смотреть мультики или слушать детские песенки, соберите с ним вместе интересную видео- или аудиотеку. Если вы часто ходите в цирк и детские театры, коллекционируйте билеты и программки. Но, коллекции могут быть не только материальные. Например, коллекция стихотворений о море или божьих коровках, или цветах. Можно коллекционировать смешные высказывания героев мультфильмов, и даже фотографии улыбок. Начните с улыбающихся лиц своих близких, друзей, коллег по работе, приятелей малыша. Более позитивную коллекцию и представить трудно.
Где хранить коллекции
Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку или такую полку специально соорудить. Для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих же целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вы вклеите картонные или поролоновые перегородки. Значки хорошо смотрятся на треугольных вымпелах разных стран. Всевозможные программки, билеты, буклеты, открытки, наклейки, этикетки можно хранить в картонных коробках, папках с файлами, обычном или магнитном фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки. Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте “комод” из спичечных коробков. Кстати, пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь, например любимую футболку ребенка, из которой он вырос. Постепенно с вашей помощью малыш может сам научиться это делать. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное “одеяло”, которое постоянно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов, стеклянные банки от детского питания, кофе, майонезов.
Капля дегтя в бочке меда
Но, наряду со всеми положительными моментами, детское коллекционирование имеет несколько проблем, о которых нужно знать, что бы вовремя предупредить. Прежде всего, следите, что бы детское увлечение собирательством не переросло в настоящее пристрастие, вытесняющее из жизни нормальное общение, друзей, игры, занятия спортом, детский сад. Если вы заметили подобные тревожные симптомы у своего малыша, подумайте, не пытается ли он таким образом защититься, отгородиться от окружающего мира. Возможно, ребенку не достает вашего внимания, ему тяжело общаться со сверстниками или существуют какие-то другие трудности и проблемы. В этом случае, возможно, малышу потребуется помощь опытного психолога. Обратите внимание и на то, что именно собирает ваш малыш. Коллекционирование пивных пробок и банок, этикеток от спиртных напитков, сигаретных пачек – не лучший выбор для ребенка. В этом случае у него может возникнуть повышенный интерес к объектам коллекции и желание «заглянуть под крышечку».
И, наконец, если малыш совершенно равнодушен к составлению коллекций и даже ваш энтузиазм не смог его увлечь, не стоит думать, что с ребенком что-то не так. Все дети разные и интересы у всех тоже разные. Быть может, желание собрать коллекцию придет к ребенку позже. А, возможно, он найдет себя в каком-нибудь другом, не менее увлекательном и полезном занятии.
Детское коллекционирование – так ли это полезно?
Всегда ли коллекционирование для детей, да что там — и для взрослых, может быть полезно? Какое коллекционирование поможет расширить кругозор? Как выбрать полезный предмет для детского коллекционирования. Обо всем этом нам поведала психолог Анастасия Рагулина.
— Анастасия, здравствуй! Очень интересно твое мнение обо всем этом. Многие родители очень хотят, чтобы их дети что-то коллекционировали, убежденные в том, что это полезно для развития познавательных интересов. А так ли это на самом деле?
— Ты права, коллекционирование, действительно, полезно для детей. Оно вырабатывает усидчивость и волевые качества. Ведь для того, чтобы красиво и аккуратно разложить марки или монеты в альбом, требуется немало терпения. Ребенок учится сортировать их по различным признакам: размеру, весу, форме (в зависимости от того, что он собирает). Этот навык пригодится ему в будущем.
Также коллекционирование развивает коммуникативные навыки, особенно если в детском саду, школе, в каком-либо кружке ребята собирают такую же коллекцию – это всегда возможность для общения, обмена предметами коллекции. Ребенок, собирающий какую-либо коллекцию, научается ценить и беречь не только свои вещи, но и вещи других детей и взрослых.
К коллекционированию можно подойти и с точки зрения получения знаний. Если ребенок, например, собирает минералы и красивые камни, это побуждает его больше интересоваться предметом его коллекции, читать энциклопедии, делать пометки об отдельных экземплярах, смотреть в интернете видео и читать статьи. В зависимости от возраста ребенка, конечно. Все это позволяет поддерживать его познавательный интерес к миру в целом. Это очень важно для его дальнейшего развития, обучения. Да и к тому же коллекция, аккуратно стоящая на полке в комнате у ребенка или выложенная в альбоме – это эстетично. Это хобби – предмет для гордости и радости ребенка.
Коллекционирование или собирательство
— Я знаю, что коллекционирование и собирательство — это разные вещи. Коллекция представляет собой систематизированное собрание предметов одной тематики, несущих художественную, литературную или научную ценность. Коллекционер знает историю этих вещей и дорожит ей. Тогда когда собиратели могут копить разные или одинаковые вещи, часто не несущие особой ценности, да и все эти предметы зачастую раскиданы по разным углам. Принято считать, что коллекционер – это профессионал, собиратель – любитель. Различаются ли эти два типа людей?
— Коллекционер собирает что-то одно или несколько коллекций одновременно (2–3 не больше) и серьезно относится к предметам, которые собирает, ухаживает за ними, углубляется в предмет своего коллекционирования. Другими словами, у коллекционера есть цель, которую он преследует. А именно – собрать именно ТАКУЮ коллекцию, а не какую-либо другую. Собиратель, в отличие от коллекционера, действительно, собирает предметы разной направленности без какой-либо тематики.
Не могу сказать однозначно, что собиратель – любитель, а коллекционер – профессионал. Скорее всего, для меня коллекционер – это исследователь. Ему важнее ценность предмета как таковая. Если говорить о детях, не у всех коллекционирование представляет собой литературную или научную ценность. Дети дошкольного возраста в основном собирают игрушки, машинки, фигурки животных, а уже в более старшем возрасте переходят на более «серьезные» предметы коллекционирования.
— Многие родители говорят, что ребенок коллекционирует, на самом деле просто собирает какие-то предметы, не несущие порой никакой ценности: фантики, мини-фигурки героев мультиков и т. п. И увлечения могут меняться очень быстро, сначала одна «коллекция», потом другая, — детская заполняется игрушками и хламом. Как относиться к детскому собирательству, есть ли от этого польза?
— Детям свойственно иметь множество увлечений и также же часто менять их. Через это они познают свой мир, себя, других людей. Через свои увлечения они общаются, заводят друзей. Здесь, наверное, больше все зависит от позиции родителей, как они относятся к этим быстро меняющимся увлечениям. Когда родитель считает, что в собирательство фантиков, камешков и прочей «мелочи» не имеет ценности, он тем самым обесценивает ребенка и его увлечения, не дает ему проходить этот естественный процесс познания мира. Согласна, что все это требует материальных вложений, но родителям в подобных ситуациях имеет смысл научиться договариваться со своими детьми. Например, о том, откуда будут браться деньги на эти «коллекции» (из карманных денег ребенка или бюджета родителей), какая это будет сумма, где ребенок будет хранить все эти вещи.
Эмоциональная сторона
— Как я понимаю и собиратель, и коллекционер получают какую-то эмоциональную подпитку от вещей, когда ты «охотишься» за ней, во время покупки, или когда ты ей уже обладаешь. В наш век потребления, люди стали очень эмоционально зависимы от вещей, что, вроде как, является пагубной привычкой. И детей мы воспитываем в этом. Родители хотят, чтобы их ребенок коллекционировал, а в итоге «подсаживают» его на «вещизм». Что об этом думаешь?
— Когда игрушек много, ребенок начинает к этому привыкать, и для него нет особой ценности и радости, когда родитель покупает ему очередную игрушку. Это приводит к избалованности и очень плохо влияет на ребенка. В таких случаях, родители рискуют «подсадить» ребенка на постоянные покупки игрушек и прочих вещей, на которые тратится много денег. Важнее родителю обеспечивать эмоциональную подпитку ребенку в виде полноценного внимания к нему, объятий, поцелуев, ласковых слов, совместного времяпрепровождения. А если уж хочется порадовать свое чадо покупкой, следует это делать со словами: «Мы это купили тебе, потому что любим тебя!». Такая позиция наиболее правильная.
— В комнатах периодически нужно убираться. Родители постепенно выкидывают или отдают лишнее, часто втайне от ребенка, иногда нет. Но все дети расстраиваются, когда родители начинают распоряжаться их вещами. Нормально ли это по отношению к ребенку?
— Если родитель покупает какую-либо вещь или игрушку ребенку, она становится его собственностью. У взрослых также есть свои личные вещи – телефон, автомобиль, книги, от которых им нелегко отказаться.
Представьте, что к вам однажды кто-то пришел и отобрал у вас телефон или ключи от автомобиля. Какие чувства у вас будут?
Если встать на место ребенка, то ему отказаться от своих вещей еще тяжелее. Даже если эти вещи лежат без дела и давно не нужны ребенку. И дело совсем не в жадности. А в том, что ребенка не спрашивают в этом случае, как бы он сам хотел распорядиться своим имуществом.
Целесообразнее говорить с ребенком о его игрушках, о том, что ему ПОКА не нужно, а что пригодится в ближайшее время для игр. Ненужное убирать в ящики на балкон, в антресоли или, если ребенок готов – выкинуть или отдать кому-то. Это позволит избежать обид и злости ребенка на то, что родители поступили с ним несправедливо. Выкидывание игрушек, особенно, когда ребенок об этом знает, оставляет в его душе глубокий след. Ощущение того, что он не может обладать чем-то в жизни, не является отдельным человеком, который сам не может принимать решения, распоряжаться своими вещами. В будущем это может привести к сложностям во многих ситуациях.
— Как мягко и без душевных травм избавится от лишних «драгоценностей», а по факту лишнего хлама?
— Я уже писала о том, что с детьми важно разговаривать. Почему ему эта игрушка (фантик, камушек, наклейка) дорога? Почему в данный момент он не готов с ней расстаться? Что она для него значит? Ответы на эти вопросы дадут родителям намного больше, чем просто знание об упрямстве своего ребенка ни за что не расставаться с любимыми (и не очень) вещами. Предполагаю недоумение, а может и возмущение родителей: «И что, по каждому фантику так спрашивать, а если их сотня? А если хлама настолько много, что уже за ним ребенка не видно?!». Понимаю в этой ситуации родителей, которые хотят для своего ребенка самого лучшего – чистой и убранной комнаты, порядка в доме.
Но, повторюсь, что «собирание» для ребенка самых разных вещей и обладание ими – это один из этапов его становления как личности. К счастью, проходящий безболезненно, если ребенок в семье встречает понимание и принятие своего собирательства. Родителям остается только набраться терпения.
Могу дать совет, если уж совсем раскиданные вещи раздражают. В этом случае здесь может быть только один выход – прививать ребенку ответственность за порядок в своих вещах. Причем использовать короткие фразы или слова: «Я вижу на полу фантики», «Я замечаю, что фигурки лежат не на месте». Можно задать вопрос: «Сколько тебе нужно времени для того, чтобы убрать все это?». Для детей помладше можно использовать последовательные шаги: «Сначала убрать это, потом еще что-то», то есть дробить одну большую задачу на несколько маленьких, не таких сложных.
Если на ребенка такие фразы не действуют, можно рассказать ему о последствиях. Опять же с уважением к нему и пониманием: «Если ты не можешь справиться с таким количеством игрушек, часть из них мне придется убрать. Я знаю, что тебе это не очень понравится, но пока ты не придумаешь, как организовать порядок в своей комнате, они будут тебе недоступны». Со временем ребенок научится брать ответственность за порядок, и выбрасывать лишнее, если ему это станет ненужным.
Что можно коллекционировать детям?
— Возвращаясь к детскому коллекционированию, мы понимаем, что игрушки, зачастую, – это предмет собирательства, а не коллекции. Однако есть игрушки с историей, которые разработали именитые художники и дизайнеры. Например: герои комиксов (чем не литературная ценность?); миниатюрные модели реальных машин разных годов выпуска; куклы, по мотивам сказок или разных профессий, в нарядах разных эпох, разных народностей. Среди них есть редкие экземпляры, рассчитанные на серьезных коллекционеров, и цены у них соответствующие. Но для массовой публики создаются тиражные предметы и большой ценности они не несут, соответственно и коллекционными не считаются. Часто именно последние предлагаются детям. С точки зрения психологии, есть ли разница между коллекционированием ценных и тиражных игрушек? Можно ли считать такие коллекции полезными и познавательными для детей?
— Для детей такой разницы особо нет. Ценность вещей приходит с опытом. Поэтому я бы не стала на месте родителей разоряться на дорогие игрушки, если они, конечно, сами не захотят собирать коллекцию чего-либо.
Можно для начала обсудить с ребенком, чего бы ему самому хотелось, и отталкиваться именно от этого. Ведь если родители будут навязывать что-то, неважно, собирать редкую коллекцию или популярную, у ребенка может быстро пройти интерес к этому.
Сколько бы это ни стоило. Я считаю, что коллекции собирать – это полезно, выше я уже писала об этом.
— Не будет ли полезнее для ребенка коллекционировать, скажем, минералы или любые другие ископаемые, собирать гербарий, насекомых, детские книжки по знаменитым произведениям знаменитых иллюстраторов, марки в конце концов. Ведь все они несут гораздо больше информации, как ты думаешь?
— Полезнее – да. Но будет ли у ребенка интерес в этом – это уже другой вопрос. Если родителям важно, чтобы в объекте коллекционирования была именно польза, то им придется применить все свои навыки завлечения ребенка в собирание какой-то конкретной коллекции. В эти действия могут входить – совместный поиск экспонатов, изучение предмета коллекционирования, чтение литературы и статей. Но вместе с тем, мера тоже важна в этом. Если сконцентрироваться только на поиске экспонатов или информации о них, ребенок может быстро потерять к этому интерес.
Имеет ли размер значение?
— Мне всегда нравилось рассматривать чужие коллекции, особенно грандиозных размеров. Но в то же время эти грандиозные коллекции, когда они не в музеях, а в квартирах, меня пугают. Порой мне кажется, такое коллекционирование поглощает людей полностью. Неужели это может быть полезно для психики особенно для детей? Есть разница между небольшими коллекциями и тем явлением, когда дом превращается в музей?
— Все зависит от конкретного человека, который собирает ту или иную коллекцию. Если коллекция предметов никому из других домочадцев, домашних животных не мешает, то это его право. А если предметы коллекции, например, загораживают проходы между комнатами, могут упасть с полок, если выкидываются другие вещи, которые мешают размещению экспонатов, представляют опасность для детей, то это уже проблема. Вот как раз в этом случае, это может оказывать влияние на детей. Когда они вокруг видят только что-то одно (то, что собирается), у них сужается восприятие мира в целом. Если к этому добавляется еще одержимость сбора таких вещей, это усугубляет ситуацию. Могу предположить, что дети не чувствуют себя в безопасности дома, не в плане чего-то физического, а в психологическом смысле они остаются не защищены, когда вокруг видят не привычные предметы интерьера, а только одни и те же предметы коллекции.
— Возможно, немногий родитель согласится расширять коллекцию своего ребенка до размеров всей его комнаты. Но наблюдаю такую картину, что когда интересы ребенка и родителя совпадают, коллекции становятся весьма объёмными, тратиться не маленькие деньги на все новые экземпляры. Как уловить грань нормальности? Как сказать себе, а особенно ребенку — хватит?
— Все, конечно же, зависит от силы воли человека остановиться. Я, как человек, собирающий дома коллекцию, могу дать один совет. И он будет про ограничения. Но для начала рассмотрим процесс того, как человека может «затягивать» собирать экспонаты для своей коллекции. Например, человек собирает редкие книги. Если первое время он может собирать книги только конкретного автора или конкретной направленности (исторические, об искусстве), то со временем это может его настолько поглотить, что он будет без разбора хватать с лотков и покупать в букинистических магазинах ВСЕ редкие книги уже для количества. Это требует немалых материальных вложений, и много места дома, где все это он должен будет разместить.
Я собираю уже более 10 лет коллекцию сов. У меня не очень много экспонатов, стоящих на полках, но они все для меня дороги и красивы. В этой коллекции есть определенные ограничения. Я собираю фигурки сов из разных стран и городов от 2 до 4 см. Не везде можно найти сову такого размера, да и к тому же понравится ли она, если найдешь. В этом ценность каждого экспоната. Я не собираю вазы, плакаты, большие фигуры, часы, что-то другое с изображениями сов, а именно фигурки конкретного размера. Это смотрится очень красиво, не занимает много места и каждая фигурка чем-то отличается…
Есть ли лучшая альтернатива коллекционированию?
— Многие из этих коллекций требуют затрат, а некоторые не маленьких. Я, как убежденный минималист, не могу не спросить. — А не лучше бы было потратить эти деньги на походы, в какие ни будь интересные места (дельфинарий, аквапарк, парк аттракционов), поездки по достопримечательностям, на отдых, в кружки и секции. Неужели коллекционирование для ребенка может расширить кругозор больше чем все вышеописанное? Не лучше будет коллекционировать впечатления, а не вещи?
— Развитие ребенка должно быть разносторонним. И коллекционирование – это только один из вариантов развития ребенка. У ребенка не появится познавательного интереса, если его родители будут сконцентрированы на чем-то одном, будь это только походы по кинотеатрам или в парки аттракционов, или только коллекционирование. Потому что каждое место развивает ребенка с разных сторон и родителям важно это понимать. Художественные музеи и выставки развивают эстетический вкус ребенка, когда как зоопарк, дельфинарий – знакомят его с миром животных, учат бережнее относиться к природе, путешествия и поездки — знакомят его с разными людьми, культурами, достопримечательностями.
Я за то, чтобы коллекционировать впечатления!
Некоторые места откладывают в душе ребенка неизгладимый след. Ребенок вспоминает о том, где он был, чего нового узнал, пересматривает фотографии, видит на полках диковинные предметы, привезенные из разных мест. Все это обогащает его духовно, расширяет его кругозор. Через это формируется его восприятие себя, жизни в целом и окружающих его людей.
Спасибо, Анастасия, за интересное интервью. Мне стало понятно, насколько может быть полезно детское коллекционирование и для родителей в частности. То, что для ребенка коллекционирование, чего бы то ни было, — это полезное и развивающее занятие, если находится под адекватным контролем взрослых. Но чего стоит родителям этот контроль? Научить ребенка, не нанеся никаких психологических травм, правильному отношению к вещам: к их ценности, к содержанию их в порядке, к контролированию их объемов, — это большая работа, и, думаю, родителей она развивает не меньше. Обращаясь к нашим читателям. — А как вы относитесь к коллекциям вашего ребенка, что собираете, удается ли воспитательный процесс?