свинарник в детской комнате
«Опять свинарник развел!»: что делать с беспорядком в комнате ребенка?
Мы привыкли, что уборка — это обязательная часть нашей жизни. Надо, чтобы вокруг был порядок, и точка. Но вот наши дети обычно считают иначе. Почему так происходит? И нужно ли принуждать их к уборке? Рассказывает детский психолог.
«Я борюсь с дочерью уже год, — жалуется Екатерина, мама 12-летней Ани. — Ну как объяснить подростку, что необходимо хотя бы иногда устраивать санитарный день?»
Нам с детства внушали, что уборка — это что-то обязательное. «Те, кто рос в советском и постсоветском времени, помнят, что обсуждение принятых кем-то из старших правил не особо приветствовалось, — рассказывает детский психолог Ксения Крыласова. — Современные дети чувствуют себя свободнее и чаще задаются вопросом: «А зачем это нужно?» Им необходимы ответы.
Куда проще отдать приказ и требовать исполнения, но такая схема неэффективна. Результат предсказуем — полное неприятие, желание сделать наоборот и, как итог, отдаление от родителей. Поэтому в первую очередь постарайтесь объяснить себе: зачем нужен порядок в вашей комнате, в комнате ребенка, в целом в доме?»
Почему он не убирается?
Не стоит быть категоричными в своих заявлениях: «он не ценит то, что имеет», «да ему просто лень убираться». Вместо этого лучше проанализируйте, с чем может быть связан беспорядок в комнате ребенка.
Неудобная организация пространства
Например, неудачно организовано место для хранения вещей: ящиков слишком много, и ребенок все время забывает, что где лежит. Поэтому ему проще держать все в пределах видимости, из-за чего и образуется свалка. Бывает и так, что ребенку как раз не хватает полок, ящиков или шкафа. Или полка висит слишком высоко, и ему легче сложить вещи на столе.
Еще одна часто встречающаяся история — ребенок левша, но родители при обустройстве комнаты это не учли. И его рабочий стол организован не так, как было бы удобнее при ведущей левой руке. Тогда ребенок вынужден создавать свой порядок обращения с предметами, нарушая тот, который вы себе представляли.
Эмоциональный контекст
Дело может быть в эмоциях и ощущениях самого ребенка. К примеру, ему не нравится его комната, и все в ней нагоняет на него скуку. Он старается этого не замечать и, соответственно, беспорядок игнорирует тоже. Или же ребенок не в состоянии расстаться с игрушками, с которыми вырос, не может прекратить их собирать — так они и копятся в огромном количестве, образуя настоящие завалы.
В этом случае ему нужна ваша помощь, а иногда и помощь психолога. Пробуйте вместе справиться с беспорядком и учите ребенка сортировке вещей на нужные и ненужные.
В знак протеста
Особенно актуально это в подростковом возрасте, когда любые попытки разобраться с бардаком в комнате ребенка воспринимаются как посягательство на его личное пространство. Представьте, что кто-то хозяйничает на вашей кухне, требует, чтобы все располагалось так, как удобно ему? Чувствуете, как все закипает внутри? Потому что это ваша территория! А комната ребенка — это его территория. И он вправе решать сам, где и как хранятся его вещи.
Если комната не только его
«Рабочее и спальное место у сына в гостиной, — рассказывает Анна, мама тринадцатилетнего Матвея. — Я не настаиваю на постоянном порядке, но когда приходят гости, прошу его привести кровать и стол в божеский вид. Обычно наталкиваюсь на отговорку: «Ой, мам, не сейчас». Убираюсь сама, и все заканчивается скандалом».
Конечно, когда речь идет об общей территории, необходимо договариваться, но директивы тут не помогут. Попробуйте объяснить ребенку, почему для вас важно, чтобы он убрался. Что вы чувствуете, если он этого не делает, как вам хотелось бы, чтобы было. И обсудите компромиссный вариант.
Уговорить или заставить?
Принуждение всегда имеет негативный оттенок. Очень обидно и больно, когда самый близкий человек в жизни ребенка заставляет его что-либо делать против воли. И неважно, в каком возрасте это происходит.
Вредные советы по развитию невроза у ребенка:
И все-таки стоит обозначить одно хорошее правило. Комната ребенка не должна быть похожа на помойку — никаких огрызков, кусков засохшей пиццы и тарелок с недоеденной едой. Лень доходить каждый день до помойного ведра — пусть у него в комнате будет своя мусорка. Только договоритесь, чтобы раз в несколько дней он ее опустошал.
Каждому свое
Все мы устроены по-разному. Это касается и характера, и организации ведущего полушария, и чувствительности нервной системы. Как понять по своему ребенку — помогает ли ему хаос или на самом деле ему нужен порядок, но он ленится? Наблюдайте за ним и обращайте внимание на то, как на него влияет по-разному обустроенное пространство. Темперамент действительно влияет на создание подходящей обстановки для жизни и творчества.
«Недавно я смотрела фильм, где главной героиней была талантливая портниха. В мастерской ее окружали разные вещи, которые ее вдохновляли, — делится детский психолог Ксения Крыласова. — Родственники же считали это хаосом.
— Как-то они решили сделать ей подарок и провели генеральную уборку в мастерской, расставив все по своему усмотрению. Несчастная портная была в потрясении. Фраза «я все это создавала годами» объясняет, насколько организация пространства прежней мастерской, а в понимании других — беспорядок, имела для нее значение.
А одноклассник моей дочери — фанат физики, и порядок ему нравится во всем — за своим рабочим столом, на полках, в шкафах. У него много разных коробок, органайзеров. Все предметы классифицированы и структурированы на разных уровнях: паяльники, шнуры, книги, одежда, зона отдыха, учебной работы и научного творчества.
Как ликвидировать свинарник в комнате
Свинарник – наше излюбленное родительское обидное слово для обозначения беспорядка в комнате ребенка. Дабы, как говорят гомеопаты, лечить подобное подобным, применяем для ликвидации беспорядка технологию с шуточным названием «СВИНТУС», которая представляет собой 5 этапов приведения комнаты в порядок плюс победный вопль ребенка по поводу завершения работы:
Сортируем
Выкидываем ненужное
Ищем вещам свое место
Находим и кладем на место
Текущий порядок поддерживаем
Ура, я
СУПЕР!
Посмотрим, что происходит на каждом этапе
Сортируем. Группируем вещи и раскладываем их на категории как удобно ребенку. Следим за тем, чтобы ребенок не начинал разбирать вещи во всех углах одновременно, а работал последовательно, вначале заканчивал одну зону, затем приступал к другой. Некую опасность таит в себе тактика уборки, когда мы из всех шкафов извлекаем содержимое, чтобы разобрать все сразу. Но в этом случае беспорядок принимает такой чудовищный размах, что у ребенка немедленно пропадет желание с ним бороться. Поэтому сначала разбираем то, что видим. А то, что в шкафах, является предметом отдельной уборки. Что мы, родители, должны делать? Выступать консультантами, мотивировать, проявлять уважение и оказывать помощь и поддержку. Критика запрещается.
Выкидываем ненужное. Вместе принимаем решение, что из вещей можно выбросить, что подарить или отдать, что нужно сохранить где-нибудь, например, на дачном чердаке. Ни в коем случае не заставляем ребенка расстаться со старой игрушкой! Сохраняем лучшие из воспоминаний. Создаем «мемориальную коробку», архив «школа и искусство», «памятный альбом» и т.д.
Ищем вещам свое место. Правильно определяем размер места с учетом количества вещей. Не смешиваем категории вещей (одно место – одна функция). Учитываем логику (планируем расположение похожих вещей рядом), доступность того, что чаще используется, и безопасность.
Находим и кладем на место. Используем красивые и удобные емкости для хранения вещей. Помним, что большой красивый ящик, после того, как ребенок его набьет игрушками, станет неподъемным. Такой ящик стоит использовать для больших и легких предметов – мячей, кубиков. Для мягких игрушек можно приспособить игрушечный гамак под самым потолком.
Для маленьких детей (дошкольников) лотки, ящики и полки желательно подписывать и добавлять к надписи картинки. Во-первых, ребенок будет легко различать, где что лежит, а во-вторых, быстрее научится читать.
Текущий порядок поддерживаем. Если наведение порядка осуществляется хоть и запланированно, но в ограниченное время, то привычку к поддержанию текущего порядка лучше прививать ребенку с помощью графика контроля регулярных задач. На то, чтобы положить вещи на место, у ребенка ежедневно должно уходить не более 3–5 минут.
Как мы, родители, можем помочь нашим детям в ежедневном наведении порядка?
За 10 минут до того, как запланирована уборка, можно напомнить о ней ребенку. Можно предложить ребенку сфотографировать комнату «до» и «после». Можно назвать уборку лягушкой, и вместе определить, что интересного ребенок получит, если в течение недели будет исправно есть лягушек. В процессе уборки создаем атмосферу игры, вводим соревнование на время, «на спор», включаем песню и договариваемся, что уберем все по местам до конца песни. К маленьким хитростям веселой уборки относится обруч для баскетбольной корзины, надетый на корзину для мусора.
«Ура, я СУПЕР!», — вполне заслуженно восклицает наш ребенок, завершив праведные труды по приведению в порядок своей комнаты – своего маленького королевства.
«Проблема кроется в лобных долях мозга» Зачем россияне устраивают свинарники в своих квартирах и как с этим бороться
В начале 2018-го россиянам пригрозили заварить мусоропроводы — не из вредности, а чтобы приучить к раздельному сбору мусора. Но многим до отделения пластика от стекла так же далеко, как до Луны. Более того, в стране, похоже, полно настоящих фанатов бытовых отходов. Никакие мусоропроводы им в принципе не нужны — все хранят в своих квартирах. Страдают, естественно, соседи.
Господа, вы свиньи
С начала 2018-го громких примеров вопиющего бытового свинства было зафиксировано с десяток. Сколько всего в России квартирных свалок — сложно даже представить.
В январе в Екатеринбурге наконец расчистили от мусора квартиру, из-за хозяйки которой многоэтажный дом на полтора года остался без газа. Женщина все это время не пускала внутрь специалистов для проверки газового оборудования. Она складировала в жилище мусор, и там развелись полчища насекомых. Местные СМИ окрестили ее «бабушкой с тараканами».
Месяц спустя в том же Екатеринбурге разгорелся скандал из-за другой «мусорной» квартиры: соседи вознамерились подать в суд на жителя многоэтажного дома на улице Электриков, прикармливавшего птиц. В его квартире нашли около сотни голубей, сов и ястребов. Окна дома были сплошь покрыты птичьим пометом, а людям приходилось мириться с неприятными запахами, исходящими из «голубятни».
В марте страну шокировала дама из Самарской области, скопившая в своей квартире семь КамАЗов мусора. Жительница поселка Новокуйбышевск регулярно приносила в дом с улицы вещи, которые считала нужными в хозяйстве. Очистка ее квартиры продолжалась два дня. При этом хозяйка уборке активно противилась, угомонить ее удалось лишь с помощью полиции.
Аналогичные случаи были зафиксированы весной в удмуртском городе Можга и в Орске (Оренбургская область). Причем в Удмуртии квартиру завалил не одиночка, как это обычно бывает, а супружеская пара. Вывозить полтонны мусора пришлось под контролем судебных приставов и при участии горожан-волонтеров.
Любители картофельных очисток и прочих отходов есть и в городе с самыми дорогими в стране квартирами — в Москве. И они порой защищают свое «богатство» достаточно агрессивно. Так, жительница девятиэтажного дома на улице Федора Полетаева не только устроила в квартире свалку, она еще и пишет на стенах подъезда гадости о соседях-жалобщиках. В подъезде пахнет, как на помойке, весь дом оккупировали мухи, тараканы и мыши.
Охотники, собиратели
Чаще всего жильцами «мусорных» квартир оказываются не просто неаккуратные граждане, а люди с нарушениями психики.
«Патологическое накопительство (или хординг, или синдром Плюшкина) связано с психическими расстройствами, — говорит психолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. — Обычно им страдают люди пожилого возраста, когда такое накопительство связано со старческой деменцией. Однако хординг может стать следствием черепно-мозговых травм, проблем с сосудами мозга, упадка сил при депрессии, шизофрении. Накопительство часто сочетается с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и тревожными расстройствами. Накопление вещей в таком случае помогает справиться с тревогой и страхом».
По словам специалиста, спровоцировать хординг могут «упорхнувшие из гнезда» повзрослевшие дети — их место в доме начинают занимать вещи, с которыми связаны лучшие воспоминания. Или, например, некоторые годами хранят вещи умерших родственников — старые, ненужные, которые нельзя выбросить, потому что тем самым ты предашь память о человеке.
Другое проявление хординга, как отмечает Иванов, это «спасение» вещей с помойки. Все, что такой «Плюшкин» тащит в дом, — это якобы сокровища, которые нужно спасти от гибели.
И еще один вид накопительства — собирательство животных. «Есть люди, которые действительно помогают брошенным животным: пристраивают их в приюты, стерилизуют, лечат, находят хозяев, — поясняет эксперт. — Хордеры же просто подбирают всех подряд. Любовь к кошкам перерастет в болезнь, у хордера нет сил и средств, чтобы ухаживать за ними. И сами животные страдают, находясь в жутких антисанитарных условиях. Человеку же кажется, что никто не сможет любить этих зверушек, никто не будет заботиться о них, даже если эти животные погибают у него дома».
«Предположительно, в подобных случаях (патологического накопительства — прим. «Дома») проблема кроется в лобных долях мозга, страдает правое полушарие, — добавляет психолог Евгений Идзиковский. — Домашние животные в таких случаях расцениваются ими как вещи, обладают в их глазах большей ценностью, чем сломанный чайник, но собираются примерно с той же целью. Логику в их действиях искать невозможно».
Как отмечает Ирина Гудкина, бизнес-тренер межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», большое количество людей с синдромом Плюшкина проживают в городе на Неве — и неслучайно. «В Питере много людей, ужаленных блокадой, — поясняет эксперт. — Предания «Мы выжили потому, что нашли мешок сухарей, который завалился за диван…», «Она тайком от меня копила свой хлеб…» и подобные им во многих семьях до сих пор передаются из поколения в поколение. Это история о том, благодаря чему семья выжила. Это история успеха. История победы. Мудрость предков. Да, у некоторых эта память обретает паталогические формы».
Специалисты утверждают, что помочь «Плюшкиным» можно, но сложно. Их необходимо, по мнению Идзиковского, «социализировать, интегрировать в общество, учить общаться с другими людьми». Самостоятельно выйти из состояния патологического накопительства практически невозможно, добавляет Иванов.
Закон и непорядок
Соседи редко выказывают готовность помогать, лечить и спасать граждан, копящих в квартирах мусор. Гораздо чаще они выбирают тропу войны, и осуждать их за это сложно: кому понравятся тараканы и крысы в подъезде, а разбираться в причинах неадекватного поведения чужих, по сути, людей просто нет времени и желания.
Материалы по теме
«Никогда бы не подумала, что москвичи могут так жить»
Соседи из ада
За гранью
В случае, когда «Плюшкин» является нанимателем квартиры, справиться с ним довольно легко: за нарушение норм содержания жилья такого человека просто выселят, причем без предоставления другой площади. Если же недвижимость оформлена в собственность, битва за чистоту и покой может затянуться.
«В соответствии с законодательством, собственник обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников, — напоминает адвокат Лада Горелик, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры». — Если собственник использует жилье не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо разрушает жилье, орган местного самоуправления может предупредить его о необходимости устранить нарушения».
Предупрежден — значит разоружен: если собственник продолжит нарушать закон, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже жилья с публичных торгов с выплатой экс-владельцу вырученных средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Звучит просто, но на деле все гораздо сложнее. Суды и так крайне неохотно выселяют людей, а уж за хлам в квартире — тем более.
«Право человека на жилище является одним из фундаментальных, поэтому суд с большой осторожностью подходит к этой категории разбирательств, — отмечает генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова. — Каждое выселение из квартиры — это исключительный случай, решение по которому принимается в безвыходной ситуации, после изучения всех материалов дела, при полном соблюдении процедуры, при подтверждении фактов нарушений и их систематичности. В основном речь идет о нанимателях жилья».
Юрист, эксперт по управлению многоквартирными домами Дмитрий Бурняшев рекомендует жаловаться на надоевших соседей сразу в несколько инстанций: в управляющую компанию, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, жилищную инспекцию, местную администрацию. Но он тоже признает, что на практике выселить гражданина «очень сложно, шансы малы».
«Проживание в многоквартирном доме или доме блокированной застройки (так называемые дома барачного типа) влекут за собой соседство, которое нам не подконтрольно, — резюмирует ведущий юрист Европейской юридической службы Юрий Аванесов. — Поэтому бытует мнение, что сначала выбирают соседа, а потом уже квартиру». Впрочем, добавляет эксперт, законодательно защищать свои права в случае их нарушения все равно нужно.
Многие, кстати, даже не пытаются — ограничиваются скандалами или молчаливым недовольством. «Соседи редко всерьез берутся исправлять сложившуюся ситуацию, — сетует Лада Горелик. — Причины самые разные: у кого-то нет времени или средств для юридической борьбы, кто-то не хочет портить отношения с окружающими, кто-то просто инертен, а кто-то жалеет соседей и пытается решить проблему беседами».
Остается утешаться тем, что чрезмерная любовь к порядку порой ни до чего хорошего не доводит. Так, в мае 2018-го уральский дачник, пытавшийся сжечь мусор на своем участке, невольно спалил три дома, в которых проживали четыре человека, и десять заброшенных жилых построек. И вообще бытует мнение, что излишнее стремление к чистоте — тоже признак скрытого невроза и даже психоза.
Текст книги «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей»
Автор книги: Марианна Лукашенко
Жанр: Личностный рост, Книги по психологии
Текущая страница: 11 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]
Если телевизор сравнительно легко удалить из жизни ребенка, то с компьютером дело обстоит несколько сложнее. Во-первых, сейчас, действительно, много домашних заданий предполагают поиск информации в Интернете. Ее, честно говоря, в Интернете и найти-то гораздо проще, чем где бы то ни было еще. Во-вторых, дети обмениваются информацией, почерпнутой из Сети, и ребенку не хочется выглядеть «белой вороной», не понимающей, о чем речь. В-третьих, Интернет – удобное средство коммуникации. Поэтому от компьютера, в отличие от телевизора, не избавиться, да это и не нужно. Его просто надо рассматривать как полезный ресурс. Не сетуем же мы на ручку, словарь, пишущую машинку или атлас. Тогда почему мы недовольны компьютером, который отлично выполняет функции этих инструментов? Потому что ребенок и не думает о том, чтобы на компьютере заниматься только делами, он готов просиживать за ним все время и заниматься чем угодно. Вот этому мы и должны противодействовать.
1. чередование работы на компьютере с другими видами домашних заданий;
2. нормирование времени работы на компьютере;
3. превращение компьютерных игр в средство мотивации: быстро сделаешь уроки – поиграешь 15 минут в компьютерную игру;
4. занятия спортом и соблюдение режима дня;
5. некомпьютерное хобби;
6. планирование дня, ведение графика контроля регулярных задач;
7. формирование семейных традиций и доверительных отношений в семье;
8. создание обстановки, в которой общение с членами семьи предпочтительнее, чем виртуальное общение;
9. установление мощных фильтров от спама и ограничение доступа к сомнительным интернет-ресурсам.
Справедливости ради отметим, что встречаются случаи, когда занятия на компьютере не вредят ребенку, а, напротив, способствуют возникновению полезного увлечения, развивающего его воображение и интеллект.
Никита познакомился с Интернетом в пять лет. Несмотря на то, что мы с ним освоили поисковик, почту и даже онлайн-игры, никакой «интернет-болезни» я у сына не замечала. Однако через пару лет, после поступления в школу, у нас появилось увлечение, из-за которого теперь по вечерам мне трудно отвоевать у сына компьютер. И главное, что меня это его увлечение не пугает, а очень даже радует: Никита пользуется Гугл-картами (Google Maps). Для меня, как, наверное, и для большинства взрослых, эти карты – удобный навигатор по городу, а вот Никита придумал им другое применение: отныне он ежедневно совершает увлекательные путешествия по всему миру.
Идея показать сыну, как искать города и страны в Гугл-картах появилась не случайно. Он с детства увлекается географией, мы успели прочитать уже несколько энциклопедий и изучить глобус. Мне стоило только показать Никите, как пользоваться Гугл-поисковиком, а теперь уже сын мне каждый вечер рассказывает про открытые им места на карте мира. За этим занятием он проводит очень много времени, и путешествия по картам сопровождаются поиском точных данных в Интернете о городах и странах, местной флоре и фауне. В сети Никита также находит всевозможные фотографии с разных уголков планеты. Ребенок ужасно увлечен и при этом часто рассказывает мне что-нибудь интересное из географии России и мира: многое я забыла, а кое-что и не знала совсем.
За время своего увлечения мой сын уже изучил все российские регионы, а сейчас он увлекся реками и морями. Теперь он знает, какие реки куда впадают, а какие города стоят на воде. Когда мы собрались поехать отдыхать на море, Никита изучил все приморские зоны России, чтобы мы не ошиблись с выбором правильного места для отдыха.
Кстати, изучение географии не ограничивается сидением в сети. Все это происходит в обнимку с глобусом и энциклопедиями. А недавно сын склеил несколько листов ватмана и нарисовал на них карту мира до появления современных стран. Там он прорисовал границы древних государств, нанес маршруты путешествий и отметил известные города, о которых прочитал в Интернете.
Как-то раз мы обсудили с Никитой его увлечение Гугл-картами и вместе решили, что в будущем он вполне может стать великим путешественником. Поэтому мы договорились, что уже сейчас ему необходимо начинать изучать иностранные языки, чтобы иметь возможность общаться с теми, кто встретится ему на пути. За последнее время мой сын научился считать на четырех иностранных языках: на английском – почти до бесконечности, на немецком – до ста, на итальянском – до двадцати и на японском – до десяти. И это только начало!
Я нисколько не жалею о том, что мой сын так рано познакомился с Интернетом. Для него это увлекательное путешествие по миру и получение важных и нужных знаний одновременно. Интернет может стать лучшим помощником в игре и учебе – все зависит от того, как его преподнести ребенку и что именно показать в Сети.
Мамакаева Татьяна, мама Никитки (8 лет)
Приучить ребенка к чтению – не всегда простая задача. Она требует от нас, родителей, и терпения, и фантазии, и времени. Телевизор в этом процессе – помеха явная, которую необходимо максимально устранить. Компьютер же лучше превратить из самодостаточного времяпрепровождения в отличный ресурс для выполнения домашних заданий или занятия любимым делом.
Благодаря вам, родителям, ребенок должен научиться:
1. Больше времени уделять чтению.
2. Предпочитать общение с семьей и чтение просмотру телевизионных передач.
3. Осознанно подходить к отбору телевизионных передач исходя из ограниченного лимита времени.
4. Пользоваться компьютером ограниченно по времени, воспринимать его как инструмент для выполнения задания или занятия любимым делом.
Что могут сделать для этого родители:
1. Читать книги вместе с ребенком и обсуждать их.
2. Организовывать в семье праздники книг, события, связанные с книгами.
3. Формировать в семье культуру чтения.
4. Нормировать время просмотров телевизионных передач или исключить телевизор из жизни ребенка вообще.
5. Объяснять ребенку, что компьютер является всего лишь инструментом для работы; контролировать время работы ребенка за компьютером, технически блокировать доступ к нежелательным интернет-ресурсам.
Глава 11. Как бороться с беспорядком в комнате, на рабочем столе, в портфеле
Как много времени ребенок тратит на поиск нужных предметов! Как часто сетует на то, что так и не нашел какой-то важный учебник, необходимую тетрадку, цветной фломастер. Как настойчиво и как безуспешно мы пытаемся побудить его к ежедневной уборке! Даже после того, как из-за беспорядка кто-то повредил любимую игру ребенка, он не начинает убирать за собой или делает это очень редко, после очередного «выяснения отношений» с родителями. Давайте разберемся, как можно изменить эту, удручающую нас и, действительно, не полезную для ребенка ситуацию.
Проблема беспорядка заключается в том, что он может быть нескончаемым. Нельзя навести порядок раз и навсегда, нам необходимо его поддерживать, и в этом основная сложность. Если существующий порядок в комнате ребенка не соответствует его потребностям и целям, если логика этого порядка не соответствует его ребячьей логике, то с поддержанием порядка все равно будут возникать сложности вновь и вновь. Думается, что родителям не стоит быть слишком нетерпимыми по отношению к беспорядку в комнате ребенка до тех пор, пока вы вместе не создали для него удобную систему порядка.
С чего начинать? Разумеется, с выявления причин беспорядка. Прежде чем выявлять причины беспорядка именно у нашего ребенка, давайте посмотрим, а какими они могут быть в принципе. В общем виде их можно разделить на две группы. Первая – это внешние причины, являющиеся следствием наших родительских ошибок в организации порядка в комнате ребенка, вторая – внутренние причины – эмоции и ощущения самого ребенка.
Перечислим наиболее часто встречающиеся внешние причины:
● у вещей нет своего места;
● у вещей есть место, но оно неудобное;
● вещей больше, чем места для хранения;
● слишком сложная (запутанная) система порядка – ребенок забывает, где что лежит.
К наиболее часто встречающимся внутренним причинам относятся:
● ребенку не нравится комната или некрасивые коробки, полки и ящики – убирать скучно и неинтересно;
● ребенок не может расстаться со старыми игрушками, одеждой, из которой вырос;
● ребенок любит, чтобы у него было очень много игрушек, сколько бы ни было, ему хочется еще и еще, мы и покупаем еще и еще.
Но это причины общие, а нам надо получить частные, касающиеся именно нашего ребенка. Поэтому нам надо поговорить с ним о том, что его не устраивает в организации порядка в его комнате. Прежде, чем мы будем это делать, выявим прямо противоположное – поймем, что нашему ребенку нравится и что хорошо себя зарекомендовало. Дело в том, что когда мы начнем перестраивать нашу организацию порядка, мы можем ненароком испортить и то, что было хорошо, правильно и очень нравилось ребенку. Поскольку лучшее – враг хорошего, то, что устраивает, не переделываем.
Например, ребенка устраивает, что на полке над его кроватью стоят кляссеры с музыкальными дисками, ему удобно, когда он отдыхает, слушать плеер. Или что в ящиках под кроватью лежат большие альбомы с фотографиями, которые он любит пересматривать.
Запишите то, что, с точки зрения ребенка, удобно, хорошо и правильно организовано в его комнате.
Выявляем, что именно плохо организовано в комнате ребенка
Нам нужно обсудить с ребенком, что ему не нравится и что его не устраивает в существующей системе порядка. Обращаю ваше внимание, что мы анализируем проблемы РЕБЕНКА, а не проблемы РОДИТЕЛЕЙ, которые могут коренным образом различаться.
Таким образом, мы не пытаемся определять проблемы сами, а говорим с ребенком, какие трудности испытывает он и составляем письменный список его проблем. На основе данного списка вы можете более точно выявить ошибки в организации порядка в комнате ребенка и понять, каким образом их можно устранить.
Для того, чтобы ребенок принимал равноправное участие в создании порядка, он должен понимать, зачем ему это нужно.
Помогаем ребенку понять, зачем ему нужен порядок
Составьте вместе с ребенком список причин, для чего ему быть более организованным и наводить порядок, что это ему даст. Вы можете взять за основу список проблем ребенка, тогда ему будет проще понять, что должно дать наведение порядка.
Ребенок должен не только понимать, что даст ему порядок, он должен выявить свои приоритеты в занятиях, чтобы они были правильно учтены при наведении порядка. Определите с ребенком, какие занятия для него самые важные, и составьте список того, для чего ему необходимо место.
Например, ребенок увлекается рисованием или шитьем, ему нравится заниматься этим ежедневно, а именно эти принадлежности располагаются в неудобной, труднодоступной зоне. Ребенок увлечен игрой на гитаре, а место гитары – на самой высокой полке. Очевидно, что все это будет находиться посреди комнаты или с краю, но никак не на своем месте.
Что учесть при организации пространства в комнате ребенка
В книге Джулии Моргенстерн «Самоорганизация по принципу “изнутри наружу”» рекомендуется при организации пространства в комнате использовать так называемую модель организации классной комнаты детского сада. То есть руководствоваться следующими принципами.
1. Помещение разделено на зоны. Традиционным является выделение учебной зоны, игровой и зоны отдыха. Но если место позволяет, хорошо еще выделить зону творчества, где ребенок может рисовать, лепить или заниматься музыкой.
2. Ребенку должно быть легко полностью сосредоточиться на одном виде деятельности.
3. Вещи хранятся там, где используются.
4. У каждой вещи есть свое место – наводить порядок легко и весело.
5. На видном месте размещен список всего, что важно.
На одном родительском тренинге присутствовала мама, которая много лет проработала в системе дошкольного образования. Когда я рассказала про эту модель, она выразила недовольство, что мы ориентируемся на западный опыт, в то время, как в нашей стране помещения в детских садах организованы точно по такому же принципу. Так что акцентирую внимание, что мы не про детский сад говорим, а про подход к организации пространства в комнате ребенка.
Итак, в комнате ребенка ему должно быть приятно работать, удобно размышлять и творить, комфортно отдыхать и спокойно спать. И к тому же эта комната должна быть отражением его индивидуальности.
Рассказывают хорошие знакомые: «Когда мы переезжали в новую квартиру, где у дочки должна была быть отдельная комната, первым делом мы начали выбирать для нее мебель. После весьма длительных усилий мы набрели на прелестную мебель из натурального дерева в классическом стиле. Она была украшена изумительной резной отделкой. Там были и цветочки и оборочки, и вообще эта комната напоминала собой какую-то декорацию к старинной сказке с принцессой в главной роли. Мы были очарованы и собирались купить ее немедленно, но в последний момент передумали – решили приехать еще раз с дочерью, чтобы укомплектовать комнату с учетом всех ее пожеланий. Через пару дней мы вновь приехали в мебельный магазин. Дочка была торжественно подведена к выбранному гарнитуру, и мы ожидали ее восторгов, но их не последовало. Мы начали объяснять ей, какая красота ей предлагается. Она, как послушная девочка, согласно кивала, а потом робко попросила: “А можно я еще чуть-чуть здесь сама похожу?” – “Конечно”, – ответили мы и начали оформлять покупку. И в этот момент дочь прибежала с горящими глазами: “Пойдемте на минуточку. Мы только посмотрим…” В соседнем зале стояла детская мебель, имитирующая каюту моряка. Она олицетворяла собой путешествия, пиратов, дальние страны, в ней висела морская рында, зеркало было иллюминатором, а часы – штурвалом…
После того, как пиратская мебель была приобретена вместо рюшечек, менеджеры магазина сказали, что впервые в их практике ребенок так целеустремленно и в такой короткий срок добился того, чтобы его комната соответствовала именно его мечтам и потребностям».
Как осуществить организацию пространства в комнате ребенка
Составляем таблицу с нашими рабочими зонами:
Прикидываем варианты организации пространства в комнате ребенка с учетом следующих принципов.
1. Базовый принцип: минимум усилий и времени на поддержание порядка.
2. Создаем рабочие зоны с учетом привычек и предпочтений ребенка: где гора предметов – там и рабочая зона. Не пытаемся втиснуть ребенка в существующий порядок вещей, а, наоборот, стараемся реорганизовать порядок вещей с учетом потребностей ребенка.
Пример: если рядом с компьютером валяется гора CD-дисков, поставить там кляссер для них; если ребенок читает перед сном и около кровати валяются журналы и книги, сделать рядом с кроватью книжную полку или передвинуть книжный шкаф ближе к кровати.
3. Продумываем, как связаны между собой разные виды деятельности.
Пример: есть двухъярусная мебель для детской комнаты: наверху – кровать и внизу – письменный стол. Соответственно, письменный стол очень широкий и непонятно, как его использовать наиболее эффективно. Одна слушательница на тренинге поделилась опытом: она разделила стол на две рабочие зоны – в одной ребенок только учится, а в другой – только занимается творчеством. И зоны оборудованы по-разному, хотя и расположены рядом. Но если в семье двое детей, то для того, чтобы они не мешали друг другу, рабочие зоны для учебы и творчества, наоборот, можно расположить в разных концах комнаты.
4. Учитываем архитектурную планировку и ограничения помещения.
Пример. Мебель можно использовать для разделения пространства. Вертикальное пространство может быть организовано для хранения вещей, которые редко используются.
5. Используем всевозможные поверхности для хранения вещей.
Пример. Можно прикрепить на обратную сторону дверей карманы для кистей, красок и других принадлежностей для творчества. Можно натянуть сетку вдоль свободной стены и прикреплять на нее рисунки и поделки ребенка, а также полученные им грамоты, создавать так называемую доску почета.
Как ликвидировать свинарник в комнате
Свинарник – наше излюбленное родительское обидное слово для обозначения беспорядка в комнате ребенка. Дабы, как говорят гомеопаты, лечить подобное подобным, применяем для ликвидации беспорядка технологию с шуточным названием «СВИНТУС», которая представляет собой 5 этапов приведения комнаты в порядок плюс победный вопль ребенка по поводу завершения работы:
Ищем вещам свое место
Находим и кладем на место
Текущий порядок поддерживаем
Посмотрим, что происходит на каждом этапе
Сортируем. Группируем вещи и раскладываем их на категории как удобно ребенку. Следим за тем, чтобы ребенок не начинал разбирать вещи во всех углах одновременно, а работал последовательно, вначале заканчивал одну зону, затем приступал к другой. Некую опасность таит в себе тактика уборки, когда мы из всех шкафов извлекаем содержимое, чтобы разобрать все сразу. Но в этом случае беспорядок принимает такой чудовищный размах, что у ребенка немедленно пропадет желание с ним бороться. Поэтому сначала разбираем то, что видим. А то, что в шкафах, является предметом отдельной уборки. Что мы, родители, должны делать? Выступать консультантами, мотивировать, проявлять уважение и оказывать помощь и поддержку. Критика запрещается.
Выкидываем ненужное. Вместе принимаем решение, что из вещей можно выбросить, что подарить или отдать, что нужно сохранить где-нибудь, например, на дачном чердаке. Ни в коем случае не заставляем ребенка расстаться со старой игрушкой! Сохраняем лучшие из воспоминаний. Создаем «мемориальную коробку», архив «школа и искусство», «памятный альбом» и т.д.
Ищем вещам свое место. Правильно определяем размер места с учетом количества вещей. Не смешиваем категории вещей (одно место – одна функция). Учитываем логику (планируем расположение похожих вещей рядом), доступность того, что чаще используется, и безопасность.
Находим и кладем на место. Используем красивые и удобные емкости для хранения вещей. Помним, что большой красивый ящик, после того, как ребенок его набьет игрушками, станет неподъемным. Такой ящик стоит использовать для больших и легких предметов – мячей, кубиков. Для мягких игрушек можно приспособить игрушечный гамак под самым потолком.
Для маленьких детей (дошкольников) лотки, ящики и полки желательно подписывать и добавлять к надписи картинки. Во-первых, ребенок будет легко различать, где что лежит, а во-вторых, быстрее научится читать.
Текущий порядок поддерживаем. Если наведение порядка осуществляется хоть и запланированно, но в ограниченное время, то привычку к поддержанию текущего порядка лучше прививать ребенку с помощью графика контроля регулярных задач. На то, чтобы положить вещи на место, у ребенка ежедневно должно уходить не более 3–5 минут.
Как мы, родители, можем помочь нашим детям в ежедневном наведении порядка?
За 10 минут до того, как запланирована уборка, можно напомнить о ней ребенку. Можно предложить ребенку сфотографировать комнату «до» и «после». Можно назвать уборку лягушкой, и вместе определить, что интересного ребенок получит, если в течение недели будет исправно есть лягушек. В процессе уборки создаем атмосферу игры, вводим соревнование на время, «на спор», включаем песню и договариваемся, что уберем все по местам до конца песни. К маленьким хитростям веселой уборки относится обруч для баскетбольной корзины, надетый на корзину для мусора.
«Ура, я СУПЕР!», — вполне заслуженно восклицает наш ребенок, завершив праведные труды по приведению в порядок своей комнаты – своего маленького королевства.
Как бороться с беспорядком на рабочем столе
Давайте поймем, откуда берется беспорядок у ребенка на столе. Информации много, уроков много, все на стол кладется и назад не убирается, потому что или некуда, или вскоре опять понадобится. Постепенно на столе, если его размер позволяет, собираются кучи книг, словарей, тетрадей. Ребенок расчищает себе участок в центре, где более или менее успешно выполняет домашнее задание. Ситуацию усугубляют образовавшиеся вокруг куколки и собачки, на которые он отвлекается, а также пустая тарелка из-под фруктов, которые ему принесла бабушка во время занятий.
Что делать? Во-первых, приблизить к рабочему столу ребенка стеллаж для книг и тетрадей, чтобы ему было удобно и несложно возвращать книги на полки, а не оставлять их на столе.
Во-вторых, организовать рабочий стол ребенка с учетом нескольких простых правил. В книге Глеба Архангельского «Тайм-драйв» рассматривается метод структурирования внимания, который очень хорошо ложится в основу организации рабочего пространства на столе ребенка. Метод базируется на том, как устроено наше внимание.
1. Наше сознание работает только с одним объектом. То есть в каждый момент времени мы хорошо и правильно можем делать только одно дело. Например, ребенок выполняет домашнее задание, не отвлекаясь на телефонный разговор или электронную почту на компьютере.
2. У нас есть также предсознание, фиксирующее в процессе выполнения дела еще от 5 до 9 объектов. Например, ребенок параллельно с выполнением домашнего задания может что-то жевать, слушать фоном английскую речь в записи, музыку или наши разговоры на кухне (что менее предпочтительно), точить карандаши, думая над решением задачи и т.д. При этом есть объекты, которые практически не требуют переключения ребенка, а есть те, которые требуют. Например, ICQ или почта. Поскольку все дети разные, для кого-то переключения достаточно комфортны, ребенок это называет «мне удобно одновременно делать много дел». Но речь не идет об одновременном выполнении дел. Мы говорим о переключении с одного дела, которое находится в сознании, на другое, находящееся в предсознании, путем обмена этих дел местами. Так, сознание ребенка, отвлекшегося от выполнения домашнего задания на телефонный разговор, уже занимается этим разговором, выбросив выполнение домашнего задания в предсознание.
3. А еще у нас есть подсознание, которое при всем этом работает с бесконечным множеством объектов.
Пока сознание ребенка работает над выполнением домашнего задания, подсознание работает над перевариванием и усвоением того, что было в школе, продумывает решение множества других вопросов, которыми озадачен ребенок.