стулья что было дальше

ТОП-10 культовых предметов дизайна. Стулья и кресла.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Автор: Михаэль Тонет, 1850 г.

Стулья в количестве 36 штук поставлялись дилерам в разобранном виде в коробках размером в один кубический метр, положив тем самым начало новой эре плоской упаковки мебели, существенно сократив издержки на хранение и транспортировку. Мебель Тонета была не только самой легкой и доступной на мировом рынке, но еще и невероятно прочной: стул остался невредимым даже после того, как Михаэль, в качестве эксперимента, сбросил его с Эйфелевой башни.

В мире нет ни одного интерьерного изделия массового производства, которое выпускалось бы без изменений на протяжении более полутора веков. «Венские» стулья до сих пор очень популярны в качестве предметов интерьера для домов и ресторанов.

Ле Корбюзье сказал о стульях Микаэля Тонета: «Никогда не было создано лучшего и элегантного дизайна и более точно обработанного и практичного предмета.»

Panton Chair (Stacking Chair)

Автор: Вернер Пантон, 1950-е гг.

Стул, повторяющий изгибы тела сидящего, изобретен датским дизайнером Вертером Пантоном в 1950-х годах, а гипсовую модель стула с первоначальным названием Stacking Chair изготовил производитель Dansk Akrylteknik в 1960 году.

Модель была создана путем холодного прессования с использованием полиэстера, усиленного стекловолокном, но позже тяжелый материал был заменен на более легкий и дешевый термопластичный полистирол. Производство остановилось в 1979 году, когда долговечность полистирола была поставлена под сомнение, но позже Vitra выпустила новую версию, известную как Panton Chair Classic, изготовленную из жесткого пенополиуретана.

Модель Кейт Мосс была сфотографирована на стуле обнаженной для обложки журнала Vogue 1995 года, что привело к тому, что Independent назвала Panton «самым сексуальным стулом, когда-либо созданным».

Vitra выпустила еще одну версию стула в 1999 году, который называется Panton Chair. Эта конструкция изготовлена из окрашенного полипропилена с матовой отделкой, которая поставляется в шести различных цветах.

Одна из самых ранних моделей стула Вертера Пантона находится в коллекции нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), а более поздние издания принадлежат Лондонскому музею дизайна, Историческому музею Берлина и Музею искусства и дизайна Копенгагена.

Интересный факт: в 2008 году итальянский дизайнер Фабио Новембре переосмыслил стул Panton, создав для бренда Casamania свой собственный пластиковый стул Him & Her по мотивам библейской легенды.

Стул Eames Plastic Side Chair DSW

Авторы: Чарльз и Рэй Имз, 1950 г.

Пластиковый стул DSW Eames разработали Чарльз и Рэй Имз в 1950 году для Herman Miller, а Vitra занялась производством стульев по лицензии.

Стул стал результатом миссии Eames, работавших на масс-маркет и пытавшихся создать мебель, доступную для всех. Они совершенствовали технологии, при этом используя недорогие материалы. И у дизайнеров получилось разработать универсальную и очень удобную мебель, учитывающую параметры человеческого тела.

Знаменитый стул DSW, который Vitra выпускает уже 70 лет, до сих пор считается самым удобным стулом в мире. Деревянные ножки делают эту модель очень устойчивой, а разнообразие расцветок и вариантов сидений, выпускающихся как в пластике, так и в текстильной обивке, дают возможность выбрать идеальный вариант для интерьера.

Автор: Арне Якобсен, 1958 г.

Эти легендарные двойняшки появились на свет чуть более шестидесяти лет назад. Архитектор-модернист и дизайнер Арне Якобсен в то время работал над проектом отеля SAS Royal в Копенгагене, разрабатывая и архитектуру, и дизайн интерьера до мельчайших деталей. Egg и Swan он придумал для лобби и лаунж-зон.

Производством стульев занялась компания Fritz Hansen, с которой Якобсен сотрудничал с 1934 года, и она до сих по обладает правами на его наследие.

Этот легендарный стул более 60 лет производит американская компания Knoll. А создал столь футуристичный дизайн Ээро Сааринен, тем самым взорвав представления о том, что стул должен иметь четыре опоры. Силуэт стула напоминает плавные линии бутона тюльпана, потому он и получил столь поэтичное название. Революционность модели заключалась не только в облике, но и в материалах. Спинка и сиденье были выполнены из формованного стекловолокна, а ножку пришлось отливать из алюминия для большей надежности конструкции (и это важный момент, потому что дешевые современные подделки отливают полностью из пластика).

В 2010 году, к столетию со дня рождения Ээро Сааринена, в Финляндии даже была выпущена монета с изображением стула Tulip.

Первая версия кресла Barcelona была создана для размещения в немецком павильоне в период проведения международной выставки в Барселоне в 1929 году. Мис ван дер Роэ спроектировал кресло в сотрудничестве со своим давним партнером и коллегой, архитектором Лилли Райх, которая преподавала дизайн интерьера и мебели в Баухаус в период пребывания Роэ на посту главы легендарной школы. Образ кресла родился из облика курульного кресла, предмета из обихода древнеримской знати, и это неудивительно, ведь павильон предназначался для приветствия испанской королевской четы. Правда, от прототипа остались лишь изящные ножки крестиком, а в качестве материала была использована хромированная сталь.

После войны, в начале 1950-х, лицензионную версию кресла Барселона начал выпускать американский мебельный бренд Knoll и делает это до сих пор. Хромированная рама кресла, отполированная до зеркального блеска, первоначально скреплялась болтами, но в 1950 году на помощь пришла нержавеющая сталь и позволила сделать раму из цельного куска металла.

Автор: Ээро Аарнио, 1963 г.

Кресло родилось благодаря Ээро Аарнио и его попыткам создать мебель для своего нового дома. Образ навеян любимыми с детства мыльными пузырями. У Аарнио получилось потрясающее сферическое кресло из пластика и стекловолокна. По его задумке, кресло должно было свисать с потолка, потому что, по словам автора, «способа создания идеального прозрачного пьедестала попросту нет».

Кресло моментально приобрело статус «звезды» из-за своего футуристичного дизайна. Bubble был показан в различных проектах, начиная от журналов и рекламы до музыкальных клипов и фильмов (например, в «Марс атакует!» и «Люди в черном»). Кресло можно найти в музейных коллекциях по всему миру как символ эстетики дизайна 1960-х годов. И по сей день «пузырь» пользуется большой любовью у покупателей.

Кресло Grand Confort (LC-2)

Авторы: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, 1928 г.

Это стул мог бы войти в топ еще и самых ироничных предметов дизайна (который мы обязательно когда-нибудь тоже составим). Филипп Старк, в своей юморной манере, в начале 2000-х для марки Kartell создал из поликарбоната малобюджетную версию классического помпезного кресла в стиле Людовика XVI. Заметим, что модель выглядит не менее элегантно, но при этом может использоваться как в помещении, так и за его пределами. Стул выполнен без единого соединения, это литая конструкция; качество пластика превосходное.

Стулья Louis Ghost идеально подходят и для помпезных интерьеров, и для обстановки попроще. Они так популярны, что их часто используют в качестве основы для различных арт-версий.

Табурет тиражируется большими масштабами и является одним из самых узнаваемых представителей скандинавского дизайна. Он регулярно подвергается «доработкам» современных дизайнеров, обзаводясь новыми цветами и рисунками на сиденьях. «Классическая» версия остается любимой миллионами людей по всему миру за универсальность, функциональность и элегантную эстетику. Табурет до сих пор производится финской фабрикой Artek, основанной в 1935 году самим Алваром Аалто. Кстати, а вы знаете, что если сложить табуреты один на другой, из ножек образуется ДНК-образная спираль?

Источник

Стул-как появился. История происхождения.

Маршак Самуил Яковлевич «Кошкин дом»

Эти слова и саму сказку помнят все из своего счастливого детства. Это небольшой кусочек пьесы «Кошкин дом», первый вариант которой был написан в далёком 1922 году. Вопросом, что такое стул, как и когда он появился, наверняка, ни кто не задаётся. Настолько он стал привычным и обыденным предметом. Поэтому рассмотрим стул с точки зрения истории.

Что такое стул?

Стул – это предмет мебели, с сидением и спинкой, предназначен для сидения одного человека.

Стул является средним вариантом между табуреткой и креслом. Разница их в том, что табурет имеет только сиденье и у неё отсутствуют спинка и подлокотники. А кресло, в отличие от стула имеет, кроме спинки, ещё и подлокотники, ручки по бокам, на которые опираются локтями.

Стулья, сегодня, самый распространённый вид мебели для сидения. Видов и моделей стульев великое множество, но классифицировать стулья попытаемся немного позже.

Дополнительная классификация стульев:

Стул – мебель, которая больше всех остальных видов подвергалась влиянию моды и развитию прогресса.

Этимология слова «СТУЛ»

Точная этимология слова неизвестна, но считается, что слово является древнерусским заимствованием. Если сравнить написание, то увидим следующее:

По написанию и произношению практически одинаково, поэтому принято считать, что слово пришло именно из германских языков.

Специалиста – столяра, который изготавливал стулья, называли «стульщиком» или «стульником».

История стула

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Вот мы и добрались до истории появления стульев.

В исторических анналах отсутствует точное указание на дату и место рождение стула. Но, судя по историческим упоминаниям, можно считать, что изобрели стулья древние египтяне. По рисункам и находкам при раскопках, найденные фрагменты и целые предметы мебели, включая стулья, относят к Третьей династии Древнего Египта, а это III-е тысячелетие до нашей эры. Находки тех времён выглядели массивно, как правило, кубической формы. Лишь позднее при начале «дружбы» египетских народов с народами Ближней Азии и под влиянием моды, культуры и вкусов тех мест и времени, стул начинает менять форму. Конструкция становится более утончённой, ножки изогнутыми или фигурными. На сиденьях и спинках появляются подушки для удобства. Ещё немного позже, люди изобрели складные стулья, в качестве сиденья, в которых используется кусок кожи, а в военных походах используются металлические табуреты.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

На рисунках Второй династии Древнего Египта отображены уже простые стулья, ножки и спинки которых прямые, с подушкой на сиденье. В обиходе, массово, используются стулья с крестообразными ножками. А вот в Ассирии формы стульев становятся более замысловатыми. Силуэт самого стула округлый или выгнутый. Ножки часто имеют вид лап животных.

Стулья для знати и царственных особ, тронные стулья украшались резьбой, драгоценными металлами и камнями, сверху накрывались изысканными коврами.

Народ всё меньше трапезничает лёжа на коврах. В обиход входит привычка вкушать пищу за столами, сидя на стульях.

Стулья приходят от соседей и в Грецию. В Древней Греции нет особых требований к виду и материалам стульев, здесь используются одновременно все виды и формы стульев из Египта и Ассирии.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Древний Рим вносит некоторые изменения в строение стульев. В театрах отсутствие скамей компенсируют лёгкими складными стульями. А сами стулья начинают делать с ручками-подлокотниками или даже без спинки, но с подлокотниками. Применяются различные формы сидений стульев, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и треугольная. Начинают изготавливать мебель, в частности и стулья из ивовых прутьев, плетёные.

Европа не могла обойтись без удобной мебели и так же позаимствовала такой предмет, как стул. Форма массовой мебели была абсолютно идентична римской, а вот для королей и особ высокого сана не только стулья, но и остальная мебель копировала стиль Индии. Такая мебель была шикарно украшена камнями, металлами и искусной резьбой. Сиденья чаще были не круглой, а многоугольной формы, пяти или шестигранной. Спинка такого стула могла охватывать почти все грани. Пространство между ножками такого богатого стула прикрывалось вырезанной из дерева скульптурой или изразцом с изображением животного или герба рода.

В XV веке инженерная мысль изобретает стулья с крутящимся сиденьем и стулья с колёсиками на концах ножек, для перекатывания стульев. А в XVI веке, для простолюдинов, начинают делать дешёвую мебель, в стульях для мягкости сиденья и спинки используют камыш. Стул в Европе становится основной мебелью для сидения, вытеснив табуреты, скамьи и сундуки в виде невысоких ящиков для хранения вещей и сидения, одновременно.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

В Европе средних веков, стулья для торжественных случаев, дополнялись балдахином, например, распространённый в Италии крестообразный стул с балдахином известен сегодня как стул Савонаролы.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

В Голландии XVII века, вошли в моду и повсеместно изготавливались стулья с крестообразными ножками для повседневного использования. А в Англии, Германии и Франции такие стулья предназначались для церемоний. Чуть позднее, в Англии, аристократия начинает пользоваться стульями с обивкой, стиль «Фартингейл». Такой стул имел промежуток между сиденьем и спинкой, благодаря чему дамы носящие платья с фижмами из китового уса могли удобно на нём разместиться. Самый большой стул принадлежал главе семейства. На деревянных стульях продолжали сидеть только простолюдины.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Наступает XVIII век и в Англии входят в обиход стулья стиля «Виндзор». Виндзорские стулья – это деревенский стиль мебели, с простыми ножками и спинкой и тонких прутьев.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Михаил Тонет, мебельный мастер из Вены, примерно в середине XIX века изобретает промышленный, не ручной способ, технологии изгибания древесины под паром. До этого технология была ручной, что требовало определённого мастерства и времени. Удешевление и ускорение производства гнутого дерева привело к тому, что дорогой ранее в производстве «виндзорский стул» стал относительно дешёвым. «Виндзорский стул», кресло из гнутого дерева, считался деревенской мебелью в Англии XVIII века. И в результате масштабного производства, теперь уже «Венского стула», так называли изделия Тонета, заполонил Европу. Венский стул ещё называли стулом для бистро. К 1930 году в Европе было произведено и продано более 50 000 000 таких стульев.

Стул в России

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

На территории России, до конца всего XVII века используется традиционная мебель для сидения, это сундуки, лавки и табуреты. Стулья и кресла очень малочисленны и присутствуют в небольшом количестве, в очень богатых дворянских семьях и в царских приёмных палатах. Пётр I начинает вводить европейский образ жизни, и стул становится распространённой мебелью. Именно при Петре I стул становится обыденной деталью быта и интерьера, а не почётной мебелью, которую приобретали, чтобы подчеркнуть свой статус.

В России середины XVIII века ощущался недостаток мебели. В простых домах в массе продолжают использовать лавки и табуреты. В более зажиточных семьях появляются и стулья времён «петровского барокко». Это тяжёлые стулья из дуба с высокими спинками.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

В начале XIX века в России меняется мода, начинается отход от классицизма и важным становится, как выглядит стул не только спереди, но и сбоку. Стасов Василий Петрович (24.07.1769-5.09.1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств, изобретает новую конструкцию стульев и кресел с изогнутым профилем, боковой рамой, задняя ножка со стойкой спинки и передняя ножка образуют единую раму. А правая и левая боковые рамы скрепляются поперечными рейками. Спинка скреплялась поперечной плоскостью и облицовывалась шпоном. Возникало ощущение, что использован цельный кусок древесины. Сиденье в таких стульях и креслах было трапециевидным и вкладывалось в конструкцию. Стулья такой конструкции были удобными, очень прочными, имели изысканный силуэт и при этом просты в изготовлении. Стулья по конструкции Стасова стали излюбленной мебелью и единственной формой в купеческих и дворянских домах на целые тридцать лет.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

В XIX веке численность городского населения России значительно увеличивается и продолжает расти. Вместе с этим поднимается спрос на мебель и в частности стулья. Распространяется и развивается фабричное производство мебели и открываются мебельные специализированные магазины, то есть, если раньше обращались к мастеру, договаривались о количестве и виде мебели, то теперь можно было зайти в магазин и купить готовый комплект мебели, недостающий предмет или нужную деталь. Впервые, для обивки стульев используют ситец.

Насытившись европейскими стилями, в России последней трети XIX века входит в моду мебель с элементами русского стиля. Это все те же формы и модели, например, для домашней столовой приобретали тяжёлые дубовые стулья прямоугольной формы, но с добавлением обивки из парчи или кожи и украшенных резьбой деревянных элементов русскими народными узорами, так появился популярный стиль мебели «à la russe».

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

На конец XIX века, в моде мебель более привычная нашему глазу, по историческим фильмам и музеям, это мебель Генриха Даниэля Гамбса (1765—1831). Мебельного мастера из городка Нойвид в Пруссии и работавшего в Санкт-Петербурге. Генрих Гамбс основатель большой семьи мебельных мастеров, продукция которых получила в России обобщённое название гамбсовой мебели. Стулья производства Гамбса были очень комфортабельными, имели мягкую стёганую обивку на сиденье и спинке.

На этом закончим историю стула и рассмотрим, какие бывают виды стульев и для чего изобретены.

Конструкция стула

Каждый стул состоит из сиденья, ножек и спинки. Спинку стула могут называть щит или прислон.

Вспомогательные детали стула это:

Обычно стул имеет четыре ножки, но встречаются конструкции с крестообразными ножками в виде буквы «Х» или щитовые, как пример, консольный стул, где передняя и задняя ножки не разделены, а являются единым полотном из дерева или фанеры.

Ножки стула, царги и проножки – это каркас стула.

Спинка стула может быть продолжением задних ножек или являться отдельным элементом конструкции. Спинка стула бывает сплошной, сквозной или наборной из реек.

Основными параметрами при выборе стула являются:

Высота стула по сиденью требуется для определения удобства в соотношении с высотой стола.

Так же, стулья различаются по жёсткости и делятся на жёсткие, полужёсткие, полумягкие и мягкие.

Спинка у стула может быть такой же по жёсткости, как сиденье, так и более жёсткой или более мягкой.

По фасону стулья определяются по размерам, ширине и глубине, высоте по спинке и сиденью, по формам спинки и сиденья, обивкой, её качеством и материалом или отсутствием обивки, и форме и виду ножек.

Так же, стулья различают по материалу, из которого они сделаны и способу изготовления:

Российский классификатор добавляет ещё несколько делений:

Материал, из которого сделаны стулья и их конструктивные особенности влияют на сферу применения стульев, например, плетёные стулья часто используют как дачную мебель. А стулья из пластмассы за счёт своей лёгкости и часто возможности, один стул ставить на другой, как бы нанизывать, позволяя экономить пространство, применяют для массовых мероприятий и летних уличных кафе.

Какие ещё бывают виды стульев и как делятся?

По назначению

По конструкции

По стилю

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

И ещё один из интересных стилей среди стульев – «Клисмос». Это стиль, подражающий Древней Греции. Стул имеет саблевидные ножки направленные наружу и сильно выгнутую спинку.

На этом обзор и исторический экскурс по стульям закончен.

Спасибо Вам за внимание!

Надеемся, вы получили новую информацию и ждём Вас на нашем сайте снова.

Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати.

Источник

Дом-музейПять стульев, которые изменили историю дизайна

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Подборка коллекционера стульев и столяра Артёма Летунова

В спецпроекте «Дом-музей» архитекторы и дизайнеры рассказывают об эволюции интерьерного дизайна на примере отдельных предметов мебели — стульев, столов, светильников. Материалы подготовлены при поддержке международной выставки i Saloni WorldWide, которая традиционно собирает желающих познакомиться с основными трендами в мире дизайна интерьеров.
В этом году юбилейная десятая московская выставка i Saloni WorldWide Moscow пройдёт с 15 по 18 октября в павильоне Крокус Экспо 2.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Первоначальное значение слова «стул» было несколько иным, чем теперь, — обрубок бревна, чурбан. Например, про дом на сваях говорили «изба на стульях», а «сесть стулом» означало «затвердеть» или «прийти в тупик». Со временем смысл слова сузился до «места для сидения». Появились нарицательные понятия — например, венский стул, лёгкая и прочная мебель, впервые изготовленная австрийцем Михаэлем Тонетом из гнутого под паром бука. Или Panton Chair, классика 1967 года от Вернера Пантона, — стул из единого куска формованного цветного пластика, который пережил и будет переживать бесчисленное количество цитат и отсылок. Такой простой, на первый взгляд, предмет мебели, как стул, на протяжении многих лет становился для дизайнеров плацдармом для самого разного рода экспериментов: от переосмысления классики и поиска новых форм в искусстве до рефлексии на тему общества потребления и попытки уменьшить вред здоровью от малоподвижного образа жизни.

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Артём Летунов
коллекционер стульев

В 2011 году вместе с Алексеем Иншаковым основал столярную мастерскую Wood Deed, которая специализируется на производстве мебели и торгового оборудования из дерева. Среди клиентов мастерской: универмаг «Цветной», шоу-румы Physica, Mood Swings Apartment Store, дизайн-завод Flacon. В планах Wood Deed переход на полностью экологичное производство.

«Дуга, топор и рукавицы»

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Василий Шутов, 1870 год.

АРТЁМ: Сегодня большинство российских дизайнеров и конструкторов мебели даже не задумываются о том, что вдохновение в работе можно черпать из нашей собственной истории. Мне это представляется большой утратой. Стул «Дуга, топор и рукавицы» — на мой взгляд, настоящее произведение искусства. На него интересно смотреть, его интересно «разбирать на винтики»: безупречное мастерство резки материала, красивые и чистые линии, остроумные детали. Такие вещи заставляют отдать дань уважения мастеру и вспомнить, как творили и работали наши отцы и деды.

Кресло «Дуга, топор и рукавицы» выполнено по эскизам петербургского мебельщика Василия Петровича Шутова и представляет собой яркий образец неорусского стиля конца XIX века. До появления последнего все попытки создания национального стиля в искусстве выражались лишь в стилизации и копировании элементов народного творчества. Флагманами неорусского стиля оказались не архитекторы, которым принадлежали все прошлые находки, а художники, имевшие более свежий взгляд на вещи и не задавленные грузом творческих канонов. Художественные столярные изделия Шутова были впервые представлены на Всероссийской выставке в Петербурге в 1870 году. Кресло с атрибутами крестьянского быта поражает мастерством выделки: его спинка выполнена в виде дуги конской упряжи с вырезанной на ней поговоркой «Тише едешь, дальше будешь», подлокотники — в форме топоров, а сиденье «покрывает» шитый рушник, на котором «лежат» резные рукавицы. После выставки Шутов проснулся знаменитым: было заказано более 50 копий кресла, а Департамент торговли и мануфактуры выдал мастеру именную привилегию на производство сроком на десять лет. По истечении этого срока идею стали тиражировать и другие столяры-резчики, добавляя то кнут с лаптями, то свёрла с балалайкой, иногда меняя форму сиденья и текст пословицы. Так продолжалось вплоть до начала XX века. Кресло пользовалось всеобщей любовью: его можно было встретить в квартирах демократически настроенной интеллигенции, особняках аристократии, а настоящее «шутовское» кресло стояло даже в кабинете Александра III, известного своими русофильскими взглядами.

Rood-blauwe stoel
(«Красно-синий стул»)

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Геррит Ритвельд (Gerrit Rietveld), 1918 год.

АРТЁМ: Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот стул — та самая отправная точка, откуда концептуально «растут ноги» большого количества современных образцов. Когда Геррит Ритвельд создавал этот свой стул, он, как и многие сегодня, стремился из двух с половиной перекладин сделать интересный и во всех смыслах сложный продукт. И у него это получилось. Теперь уже мы и наши коллеги тратим уйму времени и сил в поисках простой и лаконичной формы, чтобы создать объём, не прибегая к лишним элементам.

Один из самых узнаваемых предметов в истории мебельного дизайна, «Красно-синий стул» был сконструирован архитектором и дизайнером Герритом Ритвельдом в 1918 году и после вступления автора в нидерландскую художественную группу «Стиль» (De Stijl) стал манифестом провозглашённого ею стиля неопластицизма. В этом стуле сошлись все элементы стиля: стандартная цветовая палитра, геометрические фигуры как основа композиции, сочетание ярко выраженных горизонтальных и вертикальных плоскостей. В отличие от русского конструктивизма, в основу которого легло техническое видение художников-инженеров, неопластицизм базировался на сложной философской системе, согласно которой всё земное формирует взаимоотношение вертикали (линии от центра Земли к центру Солнца) и горизонтали (собственно линии Земли). Стул собран из деревянных брусков и пластин, прямоугольных в сечении и покрашенных в «основные цвета»: красный, жёлтый, синий и чёрный — точно те же самые, что на картинах другого участника «Стиля» Пита Мондриана. Одной из функций мебели Ритвельд видел поддержание в современном человеке рабочего тонуса, изменение его мыслей и образа жизни посредством бытовых условий — скромных, но продуманных и функциональных. В 1971 году наследники Ритвельда продали права на изготовление стула итальянской мебельной фабрике Cassina, которая с 1972 года полноправно выпускает их в коллекции Cassina I Maestri. Сам же оригинал был продан в 2007 году на аукционе Christie’s в Амстердаме за 264 тысячи евро.

Rag chair

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Тейо Реми (Tejo Remy), Atelier Remy & Veenhuizen, 1991 год.

АРТЁМ: Мой фаворит! В нём меня привлекает идея, или, если хотите, сырьё: обычные ненужные вещи, которыми переполнены наши дома. И выкинуть жалко, и применить некуда. В этом кресле они получают полноценную вторую жизнь. Я узнал о ребятах из Atelier Remy & Veenhuizen и их работе со вторсырьем ещё до того, как сам стал заниматься производством мебели. Они держались особняком среди других дизайнеров, использовавших пластик направо и налево, не заботясь о последствиях для окружающей среды. Не прошло и пяти лет, как мы случайно встретились с ними в Никола-Ленивце этим летом. Своих героев мы с напарником не сразу признали и вели себя с ними, мягко говоря, по-свойски. Когда же «пробили» зарубежных гостей в интернете, то остались одновременно в недоумении и в восторге от того, как стечение обстоятельств может играть с нашей судьбой. Именно этим парням надо отдать должное за вклад в наше самоопределение, творчество и развитие.

Тейо Реми и Реми Веенхейзена называют Робинзонами современного дизайна из-за их отношения к материалам: свои шкафы и кресла они делают буквально из того, что попадается под руку, подобно тому, как Робинзон Крузо создавал среду для жизни на необитаемом острове. Rag chair — это не что иное, как разнокалиберное тряпьё (в среднем на производство одного кресла уходит 15 пакетов), уложенное аккуратными стопками на гнутое основание и туго перетянутое чёрными металлическими «ремнями». Причудливое сочетание принтов и фактур использованных вещей создаёт для каждого кресла уникальный паттерн, который никогда не повторяется. Существует даже возможность включить свой собственный сентиментальный секонд-хенд в дизайнерский слоёный пирог — что позволяет креслу стать хранителем личных воспоминаний, а не просто очередным предметом мебели. Мебель из вторсырья стала одним из важных направлений в современном дизайне: это скамейки из теннисных мячиков, кровати из рыбацких лодок и стеллажи из сантехнических труб — всему найдётся применение.

Ausgebrannt
(«Сожжённый»)

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Каспар Хамакер (Kaspar Hamacher), 2010 год.

АРТЁМ: Бельгийский дизайнер Каспар Хамакер не стал мудрить и ломать голову в поисках своего стиля. Он просто выжег в нужном месте обычное полено, придав ему форму табурета. Именно в такую сторону, на мой взгляд, должен смотреть настоящий виртуоз дизайна в наше время. Не прибегая к лишним действиям, создавать готовые самодостаточные объекты, при этом конкурентоспособные среди огромного количества интересных продуктов. Это находка.

«Каспар Хамакер любит дерево и свою бензопилу» — гласит единственная фраза в разделе информации на сайте бельгийского дизайнера. Однако широкую известность ему принесла коллекция Ausgebrannt (в переводе с немецкого «Сожжённый»), созданная при помощи огня, а не пилы. Эти табуреты и столы сделаны из круглых поленьев разной высоты с выжженной сердцевиной. Дизайнер охотно делится процессом создания в роликах на YouTube: вот огромный Каспар, меньше всего похожий на дизайнера, катит полено из оврага вверх по склону, складывает в выпиленное отверстие бумагу и щепки, поджигает, поддувает воздуха в огонь через длинную трубку. Затем тащит выгоревшее дочерна полено в мастерскую, рубанком снимает с внешней стороны обгоревший слой, обнажая светлое дерево, шлифует и покрывает лаком. В создании Ausgebrannt, кажется, участвует сама природа, а дизайнер мебели спустя столетия становится тем, кем был изначально — ремесленником и человеком тяжёлого физического труда. Дизайн всё чаще обращается к истокам и черпает вдохновение в природе.

Стул из коллекции Inactivite
(«Неактивность»)

стулья что было дальше. Смотреть фото стулья что было дальше. Смотреть картинку стулья что было дальше. Картинка про стулья что было дальше. Фото стулья что было дальше

Бенуа Мальта (Benoit Malta), 2014 год.

АРТЁМ: Недавно моё внимание привлёк стул, предложенный французским дизайнером Бенуа Мальта. Этот парень взялся решить проблему нехватки в нашей жизни физической активности, сделав стул всего на двух ножках. Для удобного сидения на нём необходимо удерживать равновесие при помощи своих двоих. Это заставляет напрягать мышцы ног и спины и, как следствие, держать их в тонусе. Действительно, в век прогресса и новых технологий современному человеку необходимы по-настоящему нетривиальные решения, чтобы его мышцы не атрофировались в условиях чрезмерного комфорта. Дизайнер как бы говорит нам: идите дальше, смотрите шире и задействуйте как можно больше функций в предмете. Ведь дизайн — это прежде всего функция.

Двуногий стул — один из трёх предметов в дипломной коллекции Inactivité («Неактивность») выпускника парижской школы дизайна École Boulle Бенуа Мальта. Все они заставляют своего владельца выйти из привычной зоны комфорта, в которой обитает большинство современных горожан. Стул необходимо удерживать в равновесии усилием мышц собственного тела, лампа самопроизвольно выключается через некоторое время, требуя встать с места и снова её включить, а узкие полки, похожие на оборудование для скалодрома, нужно вешать на достаточной высоте, чтобы потом к ним тянуться. В процессе работы над проектом Мальта консультировался с физиотерапевтами и специалистами по эргономике, чтобы вывести идеальную формулу «сносного дискомфорта», способного держать в тонусе, но не раздражать. Вряд ли такой концепт, как двуногий стул, будет широко растиражирован, но появление предмета мебели с подобной функцией говорит о том, что дизайнеров не перестаёт интересовать решение важных социальных задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *