стриминговое кино что это
Выбор редакции
Топ-30 лучших аниме 2021 года.
Топ-30 лучших фильмов 2021.
Топ-400 лучших зарубежных.
Стриминговые сервисы – это наше будущее?
Последние 10 лет киноиндустрия резко сменила вектор развития. Еще в начале нового века сериалы считались второсортным развлечением, когда кино оставалось такой себе высшей лигой. Однако сегодня многие сериалы не просто стоят наравне с блокбастерами, но и могут быть куда лучше их. Такая популярность сериалов и стримингового сервиса в лице Netflix привела к тому, что сегодня у нас есть целый ряд потоковых вещателей, которые уже со следующего года будут активней наступать на пятки киноиндустрии. А с учетом того, что до сих пор неизвестно, когда мир полноценно оклемается от коронавируса и всех вытекающих последствий, мы можем предположить, что стриминговые сервисы – это наше будущее.
Сегодня разберем, почему они стали так популярны и как так вышло, что следующие несколько лет они могут заменить нам походы в кино.
Всему виной сериалы
Если выбирать конкретную точку отсчета, когда начали происходить эти изменения, то я бы назвал 2007 год, когда Netflix медленно, но уверенно начал свою экспансию на киноиндустрию. Детально об этом читайте в истории становления площадки, но если вкратце, то именно тогда она отказалась от аренды дисков, полностью перейдя на потоковое вещание.
В тот период начали появляться первые сериалы, которые заложили основу их популярности. «Ходячие мертвецы», «Во все тяжкие», «Игра престолов» хоть и шли по ТВ, стали первыми в своем роде, кто дал понять, что сериалы могут по-настоящему удивлять.
Пытаясь повторить их успех и высокое качество. Netflix начал создавать свои собственные сериалы, как тот же «Карточный домик», а в будущем на этом гиганте начали выходить и другие популярные шоу вроде «Викингов» или же «Черного зеркала». Перечислять все известные сериалы не имеет смысла, ведь их слишком много. Главное, что все это причинно-следственные связи, где удобство сервиса обеспечивает большие бюджеты, что в свою очередь привлекает все больше известных киноактеров, а общий уровень качества растет.
Как по мне, эдакой кульминацией того, во что вылилась заложенная некогда политика Netflix, является «Мандалорец» и «Ведьмак». Безусловно, есть куда лучшие сериалы, чем эти два, плюс «Мандалорец» вообще идет не по Netflix, а по Disney +… Акцент я хочу сделать на том, что именно они точно олицетворяют всю значимость и популярность сериалов и стриминговых сервисов сегодня. Оба продукта вызвали шумиху, которая соизмерима с премьерами долгожданных блокбастеров, плюс оба сериала являются козырными картами своих сервисов: они хорошо сделаны, в них играют известные актеры, они на слухи, а главное – они культурно значимы и приносят прибыль.
На примере этих двух сериалов у меня сложилось впечатление, что они смогли окончательно доказать, что стриминговые сервисы могут играть по крупному и составляют полноценную конкуренцию фильмам, выходящим по традиционной схеме. Причем многие из таких фильмов уже отказываются от подобной традиции.
Плюсы потокового вещания
Один из главных плюсов стриминга заключается в его удобстве. Спустя более чем десять лет вы можете выбрать лучший сервис потокового вещания из десятка вариантов, которые предоставят вам доступ к телевизионному контенту и эксклюзивную прямую потоковую передачу фильмов.
Самый привлекательный аспект потокового сервиса — это огромное количество контента, к которому вы можете получить доступ за фиксированную небольшую плату. Плюс – вы получаете весь сезон сериала сразу без надобности ждать каждую неделю новую серию.
Одна из основных причин, почему потоковое вещание сейчас более популярно, чем поход в кино — более дешевая стоимость. Хотя есть отличные фильмы, которые можно смотреть только в кинотеатре, многие не решаются платить, когда у вас есть прекрасная альтернатива остаться дома у телевизора.
Практически каждая крупная кинопроизводственная компания сегодня пытается адаптироваться к тенденции стриминга. В конце концов, бесполезно бороться с тем, чего хочет потребитель. На стриминговом сервисе есть возможность выбирать лучшее, не поднимая свой зад – а это именно то, что людям нравится.
Под конец 2020 года нет никаких сомнений в том, что потоковые сервисы станут новым лицом индустрии развлечений. Но кинотеатры не могут просто взять и исчезнуть, поэтому их сети ищут более инновационные способы привлечения кинозрителей. Например, просмотр фильма сейчас продвигается как роскошный опыт с новейшими технологиями. Также некоторые американские сети предлагают оформить абонемент с возможностью смотреть столько кино в течение месяца, сколько хочешь. Добавьте и то, что многие режиссеры поддерживают кинопрокат как нечто сакральное, например, Кристофер Нолан.
HBO Max и Disney + определяют 2021 год
В декабре этого года произошло два главных события, которые определяют потоковое вещание как флагмана индустрии кино и сериалов. Кроме того, что в 2021 году на HBO Max должны были выйти крупные эксклюзивы, как тот же Снайдеркат, Warner Bros. сделали ход конем, объявив, что все их блокбастеры следующего года выйдут одновременно в кино и на HBO Max.
Теперь «Дюну», «Матрицу 4» и еще 15 фильмов в день выхода можно посмотреть дома. Теперь у них не будет кинотеатрального окна в 70-90 дней перед выходом на DVD. Свое решение студия объяснила тем, что по ее мнению, в 2021 году зрители не вернутся в кинотеатры из-за пандемии. И хоть сами «Ворнены» называют это временной мерой, если она себя оправдает, это может стать ключевым поворотом в кинематографе.
Для осознания полного масштаба, в те самые «и еще 15 фильмов» входят, например, «Чудо-женщина: 1984», «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна, «Множественные святые Ньюарка» Алана Тейлора и экранизация Mortal Kombat.
Важно уточнить, что и цена за просмотр одного фильма дома будет намного ниже за цену просмотра в кино. Угли пожара, который разгорелся вокруг этого события, все еще не погасли и в самой киноиндустрии мнения сильно расходятся.
Как вишенка на тортике, на свой день инвесторов Disney анонсировали еще больше проектов для собственного потокового сервиса Disney + которые будут расширять MCU, плюс они рассматривают возможность выпустить на нем и «Черную вдову».
Утверждать о смерти кинотеатров очень рано, однако уже сейчас понятно, что грядут перемены, которые будут неотвратимы. Потоковое вещание уже часть нашей жизни и многие недоступные в других странах ресурсы со следующего года начнут там появляться. Тот же Disney + появится в России в 2021 году. Поэтому, стриминг не просто будет нашим будущим, он уже является нашим настоящим.
Что такое стриминг и как на этом зарабатывают?
Журналист, автор блока «Технологии».
Стриминг – это потоковое онлайн-вещание. К стриминговым мультимедиа относят музыку, видео и информацию, которые пользователь получает непрерывно от провайдера потокового вещания. Большая часть рынка стриминга относится к сегменту киберспорта, здесь геймеры показывают в режиме онлайн, как они проходят игры. Стримерами называют также авторов видеоблогов в жанре музыки, кулинарии, путешествий, распаковки и других направлениях.
Специалисты часто называют стриминг медиа будущего. При этом популярные стриминговые платформы уже вошли в набор известных инструментов в digital, а рынки киберспорта и стриминга видеоигр постоянно попадают в поле внимания СМИ.
На чем зарабатывают стримеры
Стримеры – авторы и трансляторы стримов – могут зарабатывать на своем канале несколькими способами:
Какие существуют способы интеграции бренда в стрим
Интегрировать рекламу компании в стрим можно с помощью следующих инструментов:
Платформы для стриминга
Возможности для стриминга как дополнительный сервис предлагают крупнейшие медиаплощадки. Иные платформы и сервисы специализируются исключительно на потоковом вещании.
К популярным стриминговым платформам в мире и России можно отнести:
Twitch
Крупнейшая стриминговая площадка, согласно данным компании Streamlabs. Twitch.tv вырос из ресурса justin.tv, который не ограничивался специализацией на видеоиграх, а транслировал также стримы про животных, спорт и политику. Однако в 2011 году руководители justin.tv поняли, что за компьютерными играми большое будущее, и переключились только на игровую тематику.
Twitch доступен через браузер на любом устройстве, в том числе для iOS и Android. Платформа проводит трансляции геймплея и киберспортивных турниров и сотрудничает с крупнейшими конференциями и мировыми чемпионатами в игровой индустрии.
YouTube Live
Возможности для трансляций предлагает также крупнейший мировой видеохостинг. Этот канал продвижения геймеры считают достаточно сложным в плане конкуренции, поэтому YouTube Live обычно выбирается в качестве дополнительной площадки.
Facebook Live
Facebook Live запустился в 2016 году. С помощью сервиса можно напрямую связываться с подписчиками. Согласно статистике, пользователи Facebook комментируют прямые трансляции в несколько раз чаще, чем обычные видео. Смотреть потоки в Facebook Live можно непосредственно в момент их записи или постфактум.
Mixer
Mixer – стриминговая платформа, принадлежащая Microsoft, так же, как и Twitch, сфокусированная на видео-гейминге. Сервис интегрирован в Xbox One и Windows 10 и позволяет играть и общаться нескольким игрокам одновременно и устраивать интерактив со зрителями, которые могут воздействовать на геймплей и отдавать стримерам голоса.
Periscope
Periscope – служба потокового вещания, принадлежащая Twitter. Приложения Periscope доступны для Android и iOS. Пользователи Periscope могут транслировать видео в прямом эфире, общаться со зрителями, смотреть пропущенные трансляции в записи, делиться видео онлайн в соцсетях и проводить закрытые трансляции для отдельных пользователей.
GoodGame.ru
Крупнейший портал о киберспорте в рунете, предлагающий, кроме тематических репортажей, новостей и интервью, трансляции с турниров и стрим-сервис для зарегистрированных пользователей. Ресурс позволяет привязывать канал к YouTube, записывать свои потоки и делиться записанными видео с пользователями других сервисов.
CyberGame.tv
CyberGame.tv – еще одна российская площадка, специализирующаяся на потоковом вещании для геймеров. Среди преимуществ CyberGame.tv – стабильная работа служб, постоянно обновляющийся функционал, удобная навигация и достаточное разнообразие трансляций с турниров и фестивалей.
VK Live
«Одноклассники»
Трансляция стримов доступна также для пользователей «Одноклассников» и OK Live. В 2017 году социальная сеть первой в России представила функцию стримов из браузера. Во время эфира стримеры могут общаться со зрителями в чате, получать «классы» и комментарии. Прямые трансляции попадают в ленты друзей и подписчиков и появляются на карте стримов, а самые популярные видео выходят в топ стримов OK Live.
Как настроить стрим
Для настройки стрима пользователю нужно подготовить оборудование: выбрать мощный компьютер, подобрать качественную камеру, микрофон, хромакей. Также стримеру понадобятся сервисы для записи видео, настройки донатов и подписок и программы для чатов и оповещений.
Xsplit Broadcaster достаточно проста в установке, но эта программа требует переустановки для каждой платформы. Open Broadcaster Software устанавливать сложнее, но зато, настроив программу один раз, к ее настройке возвращаться уже не нужно. Кроме того, OBS предлагает большой набор изменяемых параметров и не так сильно нагружает компьютер.
Зачем нужны чаты для стрима
Крайне важный элемент стрима – чат. Если стример проводит ретрансляцию для нескольких платформ, то он вряд ли сможет полноценно стримить без чата. Зрители с ресурсов с небольшой аудиторией в полупустых чатах чувствуют себя одиноко и не задерживаются на канале. Стримеры советуют уделять особое внимание таким зрителям и читать их сообщения в первую очередь. Причем выведение этих сообщений в общий поток на экране трансляции создает хорошие условия для пребывания пользователя на канале.
Опытные авторы каналов утверждают, что чтение чата для любого стримера должно быть обязательным условием, при этом размещение чата на экране стрима крайне желательно для продвижения канала. Часть зрителей разворачивают стрим во весь экран на компьютере или просматривают трансляции с мобильных устройств, поэтому им будет удобнее видеть чат прямо на экране трансляции.
Стриминговые платформы в России: кто конкурирует с Нетфликс и Амазоном
Рынок стриминговых платформ в России набирает все большую популярность — за год он вырос на 44%. Особенно быстро растет сегмент видео по платной подписке — 70% выручки по сравнению с рекламной моделью.
По словам генерального продюсера онлайн-кинотеатра ivi Давида Кочарова, рост платной модели в структуре доходов стриминговых сервисов – уже устоявшийся тренд, однако растут обе модели. По итогу 2018 года самый быстрорастущий сегмент рекламной модели, Smart TV, вырос на 37% по сравнению с предыдущим периодом.
Американские платформы Netflix, Amazon Prime Video, Hulu и прочие не первый год снимают собственный очень популярный контент: например, последний сезон сериала Netflix “Очень странные дела” поставил рекорд сервиса и собрал у экранов более 40 млн зрителей; сериалы “Карточный домик”, “13 причин почему”, “Черное зеркало” и другие возглавляют списки зрительских рейтингов.
Сервисы из России — ТНТ-Premier (с августа 2019 просто Premier), ivi, Start — начинают брать пример с западных платформ и активно развивают направление по производству уникального контента, не уступающего по стоимости производства и качеству телевизионной “картинке”.
Но об этом немного позже. Сейчас предлагаю разобраться в некоторых составляющих, определяющих успех данного направления в производстве контента.
Популярности контента, производимому для интернета, способствует его свобода и относительная независимость от цензуры.
Вот что думает об этом Алексей Коропский, кинокритик, автор телеграм-канала «Киносреда» (@kinosreda):
Вторая свобода: финансовая (это больше касается кинопроката). Когда стоит вопрос окупаемости в прокате от билетов, последнее слово в монтаже, например, чаще всего остаётся за продюсерами. Режиссёр в таком случае часто перестаёт быть автором фильма, становится просто наёмным сотрудником, организующим съёмки. Отсюда же вытекает невозможность снять фильм с запретительным рейтингом — считается, что они не собирают, так как отсекают одну из самых массовых аудиторий. Такое положение часто не устраивает больших режиссёров.”
Но при этом российские платформы проявляют некоторую осторожность в этом вопросе:
Д. Кочаров, ivi: “Безусловно, у нас больше свободы, чем у телевидения. Но, несмотря на это, мы не можем не учитывать социально–приемлемые нормы, так как численность нашей аудитории (52 млн пользователей) автоматически накладывает на нас определенную ответственность”.
Порядок бюджетов онлайн-сериалов не уступает телевизионным.
По словам А. Коропского, в США бюджеты серий растут, особенно у лидеров рейтингов. Но при этом есть несколько нюансов:
“Netflix, например, любит отменять сериалы после третьего (реже второго) сезона. С одной стороны это связано с тем, что для поддержания зрительского тонуса нужно постоянно добавлять новинки, а не тянуть старые. Но гораздо более существенная (хотя менее очевидная на первый взгляд) причина — деньги. Актёры удачных сериалов очень быстро становятся суперзвёздами, а когда актёр становится звездой, у него растут запросы гонорара и бонусов. Поэтому Netflix поступает хитро. Они заключают контракт на 2-3 сезона целиком с фиксированным бюджетом на сезон и гонорарами. Когда к завершению контракта актёры становятся в разы дороже, они просто закрывают сериал, тем самым экономя свои деньги и зарабатывая на уже имеющихся сезонах”.
Российский рынок онлайн-сервисов еще не достиг подобных размахов, но, по словам генерального продюсера ivi Д. Кочарова, на интернет-контент денег тратится не меньше, чем на телевизионное производство, при этом не уступая последнему в качестве.
Для Netflix снимают Стивен Содерберг (“Птица высокого полета”), Мартин Скорсезе (“Ирландец”), Майкл Бэй (“6 футов под землей”) и другие именитые режиссеры. И опять же, благодаря огромным бюджетам.
“Сервисы могут позволить себе раздавать деньги большим режиссёрам, которые почти никогда не окупаются в прокате (или окупаются, но жаждут большей свободы). Поэтому сейчас на Нетфликсе выходят такие монстры, как Скорсезе и Бэй, например. Ни одна киностудия не может предложить им столько денег, так как они заведомо не “отобьются” по традиционной модели (через прокат в кинотеатрах). А по модели Нетфликса — легко.” — Алексей Коропский
В настоящее время в России есть несколько онлайн-платформ, снимающих либо планирующих снимать собственные фильмы и сериалы.
Начнем с тех, у кого уже получилось:
Сервис начал свою работу в августе 2018 года с показа сериала “Домашний арест” по сценарию Семена Слепакова, созданного эксклюзивно для платформы. С момента запуска Premier также показал сериалы “Звоните ДиКаприо!”, “Секта”, “Год культуры”, “Обычная женщина” и другие. Помимо оригинальных сериалов подписчикам сервиса доступны сериалы телеканалов ТНТ, ТВ-3 и других каналов “Газпром-медиа” до премьеры в ТВ эфире.
Также, по сообщению “Ведомостей”, в планах у Premier эксклюзивный показ художественных фильмов, первые из которых «Верность» Нигины Сайфуллаевой (премьера в кинотеатрах состоялась 23 октября) и «Гроза» Григория Константинопольского. Производственный бюджет картин составляет 45 и 12 млн рублей соответственно. Руководство сервиса рассчитывает на выпуск 10 оригинальных сериалов в год, что может принести до 5 млн подписчиков. На данный момент сервис насчитывает около 600 тысяч подписчиков.
Стоимость подписки: для новых пользователей 3 дня бесплатно, далее 129 руб. в месяц.
Платформа, созданная продюсерской компанией Yellow, Black & White, начала работу с октября 2017 года премьерой сериала “Ивановы-Ивановы”, а начиная с 2018 увидели свет сериалы “Содержанки”, благодаря которому многие узнали о сервисе и стали подписчиками, “Лучше, чем люди”, права на который были проданы Netflix, “Вне игры”, “Бывшие”, “Шторм” и другие.
На развитие сервиса вложены большие деньги: инвестиции с момента запуска и до конца 2019 года составят 2,3–2,4 млрд рублей.
Количество подписчиков: 300 тысяч человек в 174 странах мира.
Стоимость подписки: для новых пользователей 7 дней бесплатно, далее 299 руб. в месяц.
А вот те, кто еще не начал снимать, но заявил о желании производить собственный контент:
Являясь крупнейшим игроком рынка легального онлайн-видео в России (37% от общей доли рынка), сервис запускает специальное подразделение ivi originals. По информации “Adindex”, ivi планирует потратить на производство 1 млрд рублей, в разработке 3 полнометражных фильма и 5 сериалов. Помимо сериального производства и производства полного метра, платформа планирует выпускать короткий метр и веб-сериалы.
После приобретения Сбербанком 46,5% доли в Rambler Group, куда входит сервис, также объявлено о планах создания собственного контента.
Российский рынок онлайн сервисов с собственным уникальным контентом будет все активнее развиваться, увеличивая количество игроков и, тем самым, стремиться к производству все более качественной продукции.
Давид Кочаров, ivi: “Мы видим благодатную почву для дальнейшего роста. Это и антипиратские инициативы, и расширение широкополосного доступа, и распространение устройств, поддерживающий онлайн-стриминг, снижение их стоимости, и быстрорастущие потребности пользователей в персонализации, качестве продукта и его удобстве.
Культура платного контента развивается за счет существующей потребности пользователя получать удобный продукт и качественный контент, особенно учитывая, что драйвером платной модели является Smart TV, где пользователи более требовательны к качеству потребляемого контента. Мы на своем примере видим растущую лояльность к легальным видеосервисам, в том числе, к платному контенту. Мы считаем, что рынок будет развиваться и дальше, ожидаем появление ещё большего количества сильных конкурентов, что только усилит скорость и качество развития существующий сервисов”.
Netflix по-русски: как развиваются стриминговые сервисы в России
Среди российских кинематографистов сегодня считается чуть ли не дурным тоном не хотеть поработать для какой-нибудь онлайн-платформы. В то же время рядовому зрителю не всегда понятно, из-за чего, собственно, сыр-бор и что за бум онлайн-платформ случился у нас в последнее время. Домашний просмотр фильмов в интернете уже давно вошел у населения России в привычку, а шутки про сетевые казино, рекламой которых предваряются фильмы на пиратских сайтах, стали частью фольклора, так что большинству россиян до недавнего времени было совершенно непонятно, зачем платить поставщикам легального контента, если можно просто скачать с торрент-трекера? Однако ситуация с онлайн-платформами начала меняться самым кардинальным образом — и случилось это еще до того, как почти все они сделали свой контент временно бесплатным ввиду пандемии коронавируса. Разбираемся, почему на смену мечтам телеканалов превратиться в русский HBO пришли стремления к созданию русского Netflix.
Как правило, в разговорах о плачевном качестве российской телепродукции, как и в случае с «большим» кино, дежурно сетуют на нехватку квалифицированных кадров — прежде всего сценаристов. Однако дело не только в этом. Проблема в том, что российское телевидение — одно из лучших в мире. Одно из главных его достижений — его бесплатность. Многие зрители не задумываются о том, что та же «Игра престолов», которую мы бесплатно смотрели по ТВ или пиратским способом, выходила на платном канале HBO. Американские вещательные компании давным-давно выработали принципиально иную (относительно российской) схему взаимодействия с аудиторией. Там зритель не просто включает телевизор и получает несколько десятков окон в разные уголки вселенной, а организованно оплачивает производство дорогостоящих телепрограмм. То есть вместо схемы «ешь что дают» там предлагается вариант с наличием вполне осязаемой и понятной обратной связи.
В России выстроить цивилизованный диалог со зрителем в разные времена пытались, например, «Первый канал» (с проектом «Городские пижоны»), ТНТ (экспериментировавший с тележанрами благодаря неугасающему интересу к «Дому-2») и переформатированный «ТВ-3». Однако привычка, как известно, вторая натура, и инерция отечественного зрителя настолько велика, что вдаваться в особенности революционных изменений в телепрограммировании ему недосуг.
Судя по всему, свою роль в дальнейшем развитии сыграл приход в Россию магазина iTunes — смелого эксперимента Apple, благодаря которому оказалось, что в насквозь пропираченной России есть достаточное число людей, готовых платить за легальный контент. Надо ли говорить, что в эпоху всё длящегося и длящегося сериального бума кино по-прежнему остается важнейшим из искусств? А значит, если телевидение сделать платным невозможно (ну только представьте, как бы это выглядело), можно было попытаться организовать новый телевизионный проект в интернете.
Первым успешным начинанием в России в этом отношении, бесспорно, стала «Амедиатека», придуманная и созданная Александром Акоповым. Продюсер, зарекомендовавший себя как знаток чаяний аудитории («Бригада», «Бедная Настя», «Не родись красивой» тому подтверждение), решил создать легальный сервис, чтобы за умеренную плату показывать людям сериалы, которые они много лет качали из интернета.
«Амедиатеке» (а затем и, допустим, ivi или Okko) удалось на более или менее паритетных правах конкурировать с пиратскими сервисами. Новые платформы брали зрителя качеством продукта, отсутствием рекламы, возможностью просмотра на языке оригинала. В какой-то момент, кстати, сыграла свою роль и пиратская машинерия: «Амедиатека» обратилась за переводом в любительские студии озвучивания, сделав их профессиональными. Позднее примеру сервиса последовали российские прокатные компании, заметно оживив кондовые русские традиции дубляжа и примирив с ним киноманов, страдающих оттого, что не могут слышать в кинозале настоящих голосов любимых иностранных артистов.
Не факт, что между легализацией студий дубляжа и появлением новой генерации производителей телеконтента есть хоть какая-то связь, однако задним числом логика выглядит очевидной. За годы интенсивного развития американских и европейских сериалов выросло поколение, воспринимающее и представляющее драматургию телесериалов.
Первые эксперименты по созданию целой линейки собственных драматических сериалов были проведены каналом ТНТ. Однако вскоре выяснилось, что упомянутая зрительская инерция все-таки слишком высока: рейтинги продукции начали падать, а обновившееся руководство канала объявило курс на уже проверенные комедии. Впрочем, параллельно был предпринят безупречный стратегический шаг. Здраво рассудив, что зритель, заинтересованный в сложной драматургии и неоднозначных героях, исторически сидит в интернете, команда «Газпром-Медиа» запустила сервис «ТНТ-Premier». В сетевом пространстве можно было выпускать сериалы практически без цензуры, а заодно проверить, насколько российская интернет-аудитория готова платить за качественный контент.
Риск оказался оправданным: флагманские проекты сервиса «Домашний арест» Петра Буслова и «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова стали едва ли не самыми заметными событиями телесезона 2018 года. Залог успеха оказался крайне прост: зрителю предложили резкие сюжеты с неоднозначными персонажами, рассказанные современным киноязыком. Оба сериала (и многие дальнейшие проекты Premier, вскоре отбросившего приставку канала) вызвали бурю обсуждения в Сети — причем, что особенно ценно, со стороны не только критиков, но и зрителей. Также важно и то, что показ на платформе в результате дал зеленый свет телепремьерам проектов, за плечами которых был честно заработанный в интернете авторитет. Сейчас генеральный директор Premier Владимир Чопов отмечает, что деятельность платформы способствует более глобальным изменениям на телевизионном рынке: «На данный момент мы можем говорить о формировании у зрителя новых привычек в объеме потребляемого контента и о том, что рост пользователей заметен как в онлайн-среде, так и в традиционном ТВ».
Сервис Start запустился в октябре 2017-го и сразу заявил о себе как о глобальной платформе, ориентированной на русскоговорящую аудиторию по всему миру (это около 300 млн человек). За созданием Start стоит компания Yellow, Black and White, действующая на российском рынке с 2007 года и ответственная, среди прочего, за сериалы «Кухня» и «Отель «Элеон», а также производство таких кинохитов, как «Последний богатырь» и «Холоп». Впрочем, все эти наименования нужны здесь скорее для контраста: научившись потакать желаниям аудитории, продюсеры во главе с Эдуардом Илояном решили попытаться угадать в нас нечто такое, о чем мы и сами не вполне догадываемся.
Констатировать успех — во всяком случае, в статусном смысле — можно было довольно быстро. Одним из первых оригинальных сериалов сервиса стал проект «Лучше, чем люди» — российский киберпанк-триллер с Паулиной Андреевой в роли андроида, а также Кириллом Кяро, Ольгой Ломоносовой, Александром Кузнецовым и другими артистами. Традиционный скепсис российских зрителей по отношению к родной кинопромышленности был побежден в начале 2019 года известием о том, что «Лучше, чем люди» куплен Netflix для показа в линейке Netflix Originals. До этого такой чести удостаивались только проекты компании Александра Цекало Sreda вроде «Троцкого» — не в последнюю очередь благодаря невероятному по российским меркам вниманию к продакшену, характерному для проектов Цекало и его студии.
«Мы ориентируемся в первую очередь на тех, кто готов потреблять проекты высокого качества, более дерзкие и актуальные, чем обычно, — говорит генеральный директор сервиса Start Юлия Миндубаева. — Преимущественно это те люди, которые являются подписчиками международных платформ, таких как Netflix и Amazon, они привыкли и готовы к потреблению более смелого продукта. Несмотря на то что у нас уже достаточно большая база подписчиков, мы никогда не гнались и не гонимся за резким ростом аудитории в моменте, для нас гораздо важнее, чтобы аудитория дольше оставалась на сервисе и продлевала подписку. Это обеспечивает постоянный, стабильный рост числа подписчиков».
Собственно, речь здесь идет как раз о выстраивании принципиально новых отношений с аудиторией — наподобие тех, что уже давно существуют за рубежом. В этом есть свой резон: по словам Миндубаевой, платформам сейчас имеет смысл ориентироваться прежде всего на молодую аудиторию, поскольку россияне старше семи лет уже в 100% случаев потребляют контент онлайн.
Кто ищет, тот найдет
Наконец, в этом году запустились еще две платформы — more.tv и «КиноПоиск HD». Первая — плод работы «Национальной Медиа Группы». По словам генерального директора сервиса Дениса Горшкова (он же в свое время запускал и «Амедиатеку»), идея возникла еще три года назад. Причем изначально она заключалась в том, чтобы создать не просто сервис, аккумулирующий всю продукцию холдинга, но платформу, производящую собственный контент. Что касается сериалов, то пока эксклюзивно на more.tv вышли «Трудные подростки» — очень удачная молодежная драма, отличающаяся от привычного формата российских сериалов в этом жанре. Еще одной победой more.tv стал выпуск фантастического триллера «Спутник» — сервис пришел на помощь продюсеру Федору Бондарчуку (он, кстати, снимает для него сериал «Псих»), поскольку намеченный кинотеатральный релиз отложился на неопределенное время. Есть у сервиса и свой безусловный и по-настоящему эксклюзивный козырь: осенью здесь вышел проект Сергея Светлакова и Александра Незлобина «Стендап Андеграунд». С одной стороны, это продолжение развития жанра в России, с другой — шанс выйти за пределы российской цензуры. Причем это касается не только, собственно, мата, но и общего ощущения интернета, как (пока еще) свободного пространства.
Отчасти на том же принципе основан и запуск собственной онлайн-платформы заслуженного справочного портала «КиноПоиск». Сначала там появилась возможность смотреть кино, потом начали появляться лицензионные сериалы, и вот, наконец, пришло время собственного контента. Пока его немного: «Проект «Анна Николаевна» Максима Пежемского про киборга в русской полиции и политическая комедия «Последний министр» Романа Волобуева. Тем не менее как минимум второй из этих проектов вполне может стать ключевым событием нынешнего сезона (особенно учитывая, что у зрителей вынужденно появилось довольно много свободного времени). Несмотря на отсутствие формального запрета на политический юмор, нечто подобное очень сложно представить на каком-нибудь канале (даже на условно экспериментальном «Первом»).
Если кратко резюмировать весь этот внезапный «скачок в эволюции», то уже очевидно: онлайн-платформы сейчас необходимы каждому медиахолдингу, их число будет расти. А значит, зритель в кои-то веки окажется по-настоящему в выигрыше. Возможность индивидуального программирования своего телеменю на вечер — это то, к чему нам всем еще предстоит по-настоящему привыкнуть. Кроме того, крайне интересно, что здесь смогут противопоставить традиционные телеканалы.
Разумеется, говорить про отмирание «телевизора» пока еще рано, легко оказаться поднятым на смех, как те, кто вот уже которое десятилетие хоронит бумажную прессу. Однако, чтобы предложить какую-то настоящую альтернативу, телеканалам придется очень крепко призадуматься. Прежде всего о том, хотят ли они продолжать зарабатывать на взрослой аудитории или все-таки потихоньку начать делать ставку на молодежь.
Вкладываться в будущее — почти всегда разумный шаг (с поправкой на переменчивые российские реалии). Но это повлечет за собой очевидный кризис: каналам придется учиться говорить на свободном живом языке, ставить неудобные вопросы и вообще всячески рисковать, что не слишком сложно в рамках действующего законодательства. Зато в том случае, если авантюрный дух все же возьмет верх, мы имеем все шансы получить конкурентную среду — хотя бы где-то. Причем конкурентную по-настоящему — не междоусобную войну, в которой один из игроков неминуемо подминает под себя менее расторопных, а азартные партнерские отношения. Говоря проще, шутки про сериалы типа «Гадалка-5» и «Ментовские войны — 13», вполне возможно, очень скоро отойдут в прошлое и будут понятны только пресловутым «бумерам». А вот что придет на их место — вопрос. Однако столичные содержанки, политики на грани нервного срыва и смертельно больные актеры уже выглядят, как ни смешно, вполне адекватной заменой. Той самой, которой мы давно ждали, сами о том не подозревая.